ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 338.242.42 К.А. Жичкин
Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Кинель
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализируется ситуация с обновлением машинно-тракторного парка в Самарской области и рассматривается роль государственной поддержки в этом процессе. Сельскохозяйственное производство идет по пути повышения степени интенсификации производства и механизации производственных процессов, снижения доли ручного труда и занятости. Основная цель данной работы - определить особенности экономического механизма обновления машинно-тракторного парка сельхозпредприятий Самарской области. При этом решаются следующие задачи: выявить особенности экономического механизма обновления состава машин и механизмов в АПК региона; определить основные факторы, влияющие на размеры и направления приобретения техники; проанализировать эффективность государственной поддержки в области приобретения средств механизации. Количество тракторов с 2005 г. сократилось на 50,5%, зерноуборочных комбайнов - на 55%, кормоуборочных - на 60%. Одновременно энергообеспеченность на 100 га с 2010 г. практически не изменилась, что свидетельствует о приобретении более мощной техники, предполагающей использование широкозахватных машин, комбинированных орудий. Ценовая эквивалентность между АПК и промышленностью в последние годы стабилизируется. За рассматриваемый период ценовая эквивалентность по отношению к основным видам продукции выросла более чем на треть (кроме зерна пшеницы). Основным источником обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий Самарской области являются собственные средства хозяйств. Они занимают от 35,3 до 76,1% от всей суммы инвестиций в основной капитал. Государство в условиях Самарской области применяет такой вид поддержки, как субсидирование возмещения затрат на приобретение техники по договорам купли-продажи и лизинга. Данный вид помощи финансируется полностью из регионального бюджета, и суммы, направляемые на эти цели, варьировались от 49,0 млн руб. в 2010 г. до 492,2 млн руб. - в 2013 г. При всех практических трудностях с реализацией мероприятий государственной поддержки, направленных на стимулирование обновления машинно-тракторного парка, они носят комплексный характер и позволяют решить поставленную задачу.
Ключевые слова: государственная поддержка, субсидия, трактор, комбайн, нагрузка на трактор, энергообеспеченность, ценовая эквивалентность.
Введение
Сельскохозяйственное производство идет по пути повышения степени интенсификации производства и механизации производственных процессов, снижения доли ручного труда и занятости. Только используя самые современные достижения техниче-
© Жичкин К.А., 2017
ского прогресса, российское сельское хозяйство может оставаться конкурентоспособным на мировом рынке [ 1].
Основная цель данной работы - определить особенности экономического механизма обновления машинно-тракторного парка сельхозпредприятий Самарской области. При этом решаются следующие задачи: выявить особенности экономического механизма обновления состава машин и механизмов в АПК региона; определить основные факторы, влияющие на размеры и направления приобретения техники; проанализировать эффективность государственной поддержки в области приобретения средств механизации.
Объекты и методы
В качестве объекта исследования выступает экономический механизм обновления машинно-тракторного парка в АПК Самарской области. Методика исследования заключается в анализе особенностей экономического механизма, включая государственную поддержку, применительно к условиям региона. В ходе исследования применялись абстрактно-логический метод, ситуационный и системный анализ, экономико-статистические методы, методы экспертных оценок.
Результаты исследований
В Самарской области ситуация с обновлением машинно-тракторного парка остается противоречивой. С одной стороны, как видно из данных табл. 1, отмечается постоянное сокращение численности тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин.
Таблица 1
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях (на конец года, тыс. шт.)
Наименование Годы
1995 2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Тракторы 19,2 14,3 8,7 5,2 4,7 4,6 4,5 4,3
Плуги 6,9 4,5 2,5 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
Культиваторы 8,9 6,0 4,0 2,4 2,7 2,3 2,3 2,2
Машины для посева 9,8 6,7 4,6 2,9 2,8 2,7 2,7 3,1
Комбайны:
зерноуборочные 6,6 4,8 3,1 1,6 1,5 1,4 1,4 1,4
кормоуборочные 2,0 1,2 0,5 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2
картофелеуборочные 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Косилки 1,8 1,0 0,6 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3
Пресс-подборщики 0,4 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4
Жатки валковые 4,3 2,5 1,4 0,8 0,7 0,7 0,6 0,5
Дождевальные и поливальные
машины и установки 1,7 0,6 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Разбрасыватели твердых минеральных удобрений 0,8 0,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Машины для внесения в почву:
твердых органических удобрений 0,3 0,2 0,05 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
жидких органических удобрений 0,5 0,2 0,1 0,0 0,03 0,03 0,02 0,02
Опрыскиватели и опыливатели тракторные 0,8 0,4 0,4 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4
Энергообеспеченность (при-
ходится энергетических мощ-
ностей на 100 га посевной
площади) 310 286 226 146 142 149 146 142
Количество тракторов с 2005 г. сократилось на 50,5%, зерноуборочных комбайнов -на 55%, кормоуборочных - на 60% [2]. С другой стороны - энергообеспеченность на 100 га с 2010 г. практически не изменилась, что свидетельствует о приобретении более мощной техники, предполагающей использование широкозахватных машин, комбинированных орудий. Это, в свою очередь, сокращает количество используемой сельскохозяйственной техники [3]. «Плюсом» является стабилизация пропорций межотраслевого обмена между сельским хозяйством и машиностроительными отраслями (табл. 2).
Таблица 2
Объем продаж растениеводческой продукции, эквивалентной стоимости средств механизации, т*
Изменение
Показатель 2005 г. 2008 г. 2012 г. 2015 г. обменных пропорций
Трактор К-744/пшеница 1150 664 964 706 -38,6%
Трактор К-744/рожь 1045 686 1131 1011 -3,3%
Трактор К-744/ячмень 1095 724 944 886 -19,1%
Трактор К-744/гречиха 460 493 384 357 -22,4%
Трактор К-744/подсолнечник 383 268 459 354 -7,6%
Комбайн «Енисей-1200»/пшеница 503 357 488 366 -27,3%
Комбайн «Енисей-1200»/рожь 457 369 572 524 +14,6%
Комбайн «Енисей-1200»/ячмень 479 389 478 459 -4,2%
Комбайн «Енисей-1200»/гречиха 201 265 194 185 -8,1%
Комбайн «Енисей-1200»/подсолнечник 168 144 232 184 +9,5%
Автомобиль КАМАЗ5410/пшеница 313 289 364 288 -8,0%
Автомобиль КАМАЗ5410/рожь 284 299 427 412 +45,0%
Автомобиль КАМАЗ5410/ячмень 298 315 356 361 +21,2%
Автомобиль КАМАЗ5410/гречиха 125 215 145 145 +16,4%
Автомобиль КАМАЗ5410/подсолнечник 104 117 173 144 +38,6%
* Рассчитано на основании данных Министерства сельского хозяйства РФ [4].
Нарушенная за годы перехода к рыночным отношениям ценовая эквивалентность между АПК и промышленностью в последние годы стабилизируется [5]. Если проанализировать объем продаж основных видов растениеводческой продукции, необходимой для приобретения средств механизации, за 2005-2015 гг., то в основном наблюдается сокращение обменных пропорций: по тракторам К-744 на 7,6-38,6%, по комбайнам «Енисей-1200» - от +9,5% (подсолнечник) до -27,3% (пшеница). Исключение составляет только автомобиль КАМАЗ-4510, для которого отмечается дальнейший ценовой разрыв. За рассматриваемый период ценовая эквивалентность по отношению к основным видам продукции выросла более чем на треть (кроме зерна пшеницы).
В результате этого сельхозтоваропроизводители получили возможность для более эффективного обновления машинно-тракторного парка даже при одинаковом уровне урожайности [6].
Приобретение новой техники в 2014-2015 гг. практически по всем видам превзошло данные предшествующих периодов (за исключением тракторов) и впервые за исследуемый период превысило количество списываемой техники (рисунок).
Такая ситуация свидетельствует о положительных тенденциях в сельскохозяйственном производстве (табл. 3). В последние годы нагрузка на трактор хотя и увеличивается, но значительно меньшими темпами, чем раньше. Нагрузка на кукурузоуборочные и картофелеуборочные комбайны падает [7].
8,8
9 8 7 6
2
к с
ЕТ 5 к
к 4
и
2 1 0
-83-
4,6
ЕВ Тракторы (приобретение)
□ Тракторы (списание)
□ Комбайны зерноуборочные (приобретение)
□ Комбайны зерноуборочные (списание)
2000 г. 2005 г.
2010 г. 2015 г.
Приобретение и списание сельскохозяйственной техники в Самарской области
Таблица 3
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами
Наименование Годы
2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 6 4 4 4 3 3 3
Нагрузка пашни на один трактор, га 174 231 272 284 294 292 297
Приходится комбайнов на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт.
зерноуборочных 4,5 3,6 3,0 3,0 2,0 2,0 2,0
кукурузоуборочных 2,1 5,2 0,2 0,5 1,0 1,0 5,0
картофелеуборочных 22,1 18,3 12,0 12,0 12,0 13,0 13,0
Приходится посевов соответствующих культур на один комбайн, га
зерноуборочный 225 276 385 392 445 465 466
кукурузоуборочный 465 194 6003 2154 1769 1783 221
картофелеуборочный 45 55 85 81 82 77 75
Приходится на 100 тракторов, шт.
плугов 32 29 23 26 26 26 27
культиваторов 42 45 46 58 51 51 51
сеялок 47 53 51 53 51 51 61
грабель 4 3 3 3 4 4 4
косилок 7 7 7 8 8 8 8
Основным источником обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий Самарской области являются собственные средства хозяйств (табл. 4). Они занимают от 35,3 до 76,1% от всей суммы инвестиций в основной капитал. Привлеченные средства (чаще всего кредитные) также играют значительную роль
3
в финансировании этого процесса [8]. Специальные кредитные программы АО «Рос-сельхозбанк», АО «Сбербанк России», позволяющие профинансировать покупку техники под ее залог и компенсировать часть ставки по кредиту, при всех трудностях оформления обеспечивают льготные условия для покупки новой техники.
Таблица 4
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в фактически действовавших ценах)
Наименование Годы
2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Млн руб.
Инвестиции в основной капитал, всего: 443,4 984,6 1956,0 1740,9 4496,8 5600,4 3929,7
в т.ч. собственные средства 337,2 506,6 1052,6 1020,8 1586,9 2224,3 2122,7
привлеченные средства 106,2 478,0 903,5 720,1 2909,9 3376,1 1807,0
из них: бюджетные средства 69,9 285,9 134,0 275,7 255,4 201,7 297,2
в т.ч. из федерального бюджета 16,7 100,1 132,7 126,6 142,7 144,2 202,8
из регионального и местных бюджетов 53,2 185,8 1,3 149,1 112,7 57,5 94,3
В % к итогу
Инвестиции в основной капитал, всего: 100 100 100 100 100 100 100
в т.ч. собственные средства 76,1 51,5 53,8 58,6 35,3 39,7 54,0
привлеченные средства 23,9 48,5 46,2 41,4 64,7 60,3 46,0
из них: бюджетные средства 15,8 29,0 6,9 15,8 5,7 3,6 7,6
в т.ч. из федерального бюджета 3,8 10,2 6,8 7,3 3,2 2,6 5,2
из регионального и местных бюджетов 12,0 18,8 0,1 8,5 2,5 1,0 2,4
Роль государства в приобретении сельскохозяйственных машин упала практически до минимума после 2006 г., когда были прекращены выдачи льготных кредитов из бюджетов всех уровней [9]. Если в 2000 и 2005 гг. инвестиции бюджетных средств в основной капитал составляли 15,8 и 29,0% соответственно, то в последующем их доля сократилась (2,6-5,2%) за счет финансирования различных ГУПов и МУПов.
Кроме приведенного выше субсидирования ставки при инвестиционном кредитовании, государство в условиях Самарской области применяет такой вид поддержки, как субсидирование возмещения затрат на приобретение техники по договорам купли-продажи и лизинга. Данный вид помощи финансируется полностью из регионального бюджета, и суммы, направляемые на эти цели, варьировались от 49,0 млн руб. в 2010 г. до 492,2 млн руб. - в 2013 г. (табл. 5).
Таблица 5
Субсидии из регионального бюджета Самарской области, млн руб.
Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Субсидии в целях возмещения затрат на приобретение техники 49,0 226,4 298,0 492,2 177,9 134,5
Правила поддержки регулируется Постановлением Правительства области № 70, в котором наряду с другими содержится и субсидирование приобретения техники [10].
Порядок определяет механизм предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения затрат, понесенных ими в предыдущем и текущем финансовых годах на приобретение техники, в том числе на условиях лизинга и сублизинга. Номенклатура техники, ставки субсидий также определяются постановлением и приведены в табл. 6.
Таблица 6
Номенклатура субсидируемой техники и ставка субсидии*
Наименование техники Расчетная ставка субсидии, % от стоимости техники, приобретенной в собственность
Тракторы мощностью свыше 110 лошадиных сил (российского производства) 10
Тракторы мощностью до 110 лошадиных сил (российского производства) 10
Техника для уборки сельскохозяйственных культур (российского производства) 25
Техника для послеуборочной обработки и хранения зерна (российского и зарубежного производства) 50
Техника для растениеводства и животноводства, произведенная на территории Самарской области 25
Машины, установки и аппараты дождевальные и поливные, насосные станции (российского и зарубежного производства) 10
Машины и оборудование погрузочно-разгрузочные, транспортные, вспомогательные (российского производства) 20
Техника для заготовки и приготовления кормов (российского и зарубежного производства) 25 (50)
* Затраты на уплату первого лизингового платежа составляют 80%, но не более 30% от общей суммы лизинговых платежей.
Субсидия предоставляется получателю при соблюдении следующих условий:
- использование техники в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Самарской области в течение двух лет начиная с года получения субсидии;
- производство получателем на территории Самарской области суперэлитных и элитных семян и сортовых семян сельскохозяйственных культур первой репродукции в течение двух лет начиная с года получения субсидии.
Общий размер субсидии, предоставляемой одному получателю в течение одного года, не может превышать 5 млн руб. В случае если сумма затрат в течение текущего года на приобретение техники превышает 40 млн руб., общий размер субсидии не может превышать 10 млн руб.
К недостаткам данного вида поддержки можно отнести следующее:
- недостаточное финансирование данного вида субсидии (поддержку получают не все сельхозтоваропроизводители, приобретающие технику);
- отсутствие даты начала субсидирования, зафиксированной в соответствующем порядке;
- слабая информационная поддержка выделения данного вида субсидии (многие сельхозтоваропроизводители не знают о начале ее выделения и, соответственно, не могут принять участие в ней);
- финансирование данной статьи поддержки по остаточному принципу (в случае профицитного бюджета это не влияет на сумму поддержки, при дефицитном - она в первую очередь попадает под секвестр).
Заключение
При всех практических трудностях с реализацией мероприятий государственной поддержки, направленных на стимулирование обновления машинно-тракторного парка, они носят комплексный характер и позволяют решить поставленную задачу. При этом
для эффективной реализации программы импортозамещения в АПК выделяемых средств явно недостаточно и финансирование должно быть увеличено.
K.A. Zhichkin
Samara State Agricultural Academy, Kinel
State regulation of agricultural enterprises machine-tractor fleet updates
in Samara region
The article analyzes the situation with the machines and tractors update in the Samara region, and discusses the state support role in this process. Agriculture is on ways increasing the intensification and mechanization production, reducing the manual labor and employment share. The main purpose of this work - to determine the agricultural enterprises updating the machine-tractor fleet economic mechanism features in Samara region. At the same time the tasks were solved: to reveal the machinery renewal economic mechanism features in the region agribusiness; identify the main factors influencing the size and direction of the equipment purchase; to analyze the effectiveness of state support for the mechanization means acquisition. The tractors number in 2005 decreased by 50.5%, combine harvesters - 55%, fodder - to 60%. At the same time power supply on 100 hectares since 2010 remained virtually unchanged, reflecting the acquisition of more powerful techniques involving the use of wide-cut machines, combined tools. Pricing equivalence between agribusiness and industry stabilized in recent years. During the period under review the price equivalence in relation to the main products has increased by more than a third (except wheat grain). The main source of agricultural enterprises tractor fleet updates in Samara region are enterprises own funds. They take from 35.3 to 76.1% of the investments total amount in fixed assets. State in Samara region uses the support kind as the reimbursement subsidizing for the purchase of equipment under sale and leasing agreements. This aid type is financed entirely from the regional budget and the amount allocated for this purpose ranged from 49.0 mln. (2010) to 492.2 million rubles (2013). With all the practical difficulties with the state support measures implementation aimed at stimulating the machines and tractors renovation, they are complex and allow to solve the problem.
Keywords: state support, subsidy, tractor, combine, the load on the tractor, power supply, pricing equivalence.
Список литературы
1. Управление рисками в агропродовольст-венной системе : монография / В.А. Балашенко [и др.]. - Кинель : СГСХА, 2016. - 186 с.
2. Баймишева Т.А. Состояние потребительской кооперации в Самарской области / Т.А. Баймишева, И.С. Курмаева, И.В. Титова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 7. - С. 45-47.
3. Садыкова Л.Г. Разнообразные формы поддержки как инструмент формирования механизма эффективного функционирования малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики / Л.Г. Садыкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 (ч. 1). - С. 1026-1031.
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mcx.ru/ navigation/page/show/205.htm (дата обращения: 14.11.2016).
5. Жичкин К.А. Особенности оценки эффективности применения современных технологий в сельском хозяйстве / К.А. Жичкин, Л.Н. Жичкина // Аграрный вестник Верхневолжья. - 2016. - № 1. -С. 80-86.
References
1. Upravlenie riskami v agroprodovol'stvennoj sisteme : monografiya / V.A. Balashenko [i dr.]. -Kinel' : SGSXA, 2016. - 186 s.
2. Bajmisheva T.A. Sostoyanie potrebitel'skoj kooperacii v Samarskoj oblasti / T.A. Bajmisheva, I.S. Kurmaeva, I.V. Titova // E'konomika sel'skoxo-zyajstvennyx i pererabatyvayushhix predpriyatij. -2015. - № 7. - S. 45-47.
3. Sadykova L.G. Raznoobraznye formy pod-derzhki kak instrument formirovaniya mexanizma e' ffektivnogo funkcionirovaniya malyx form xozyajst-vovaniya v agrarnom sektore e'konomiki / L.G. Sadykova // E'konomika i predprinimatel'stvo. - 2015. -№ 8 (ch. 1). - S. 1026-1031.
4. Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo xo-zyajstva Rossijskoj Federacii [E'lektronnyj resurs]. -URL: www.mcx.ru/navigation/page/show/205.htm (data obrashheniya: 14.11.2016).
5. Zhichkin K.A. Osobennosti ocenki e'ffektiv-nosti primeneniya sovremennyx texnologij v sel'skom xozyajstve / K.A. Zhichkin, L.N. Zhichkina // Agrarnyj vestnik Verxnevolzh'ya, 2016. - № 1. -S. 80-86.
6. Тиндова М.Г. Алгоритм нечеткого логического вывода для определения цены земельных участков / М.Г. Тиндова, В.В. Носов // Никоновские чтения, 2012. - № 17. - С. 320-322.
7. Государственно-частное партнерство в развитии сельского хозяйства Саратовской области / Н.В. Уколов, Л.Н. Алайкина, Н.А. Новикова, О.К. Котар // Аграрный научный журнал. - 2013. -№ 7. - С. 97-100.
8. Управление рисками и контрактное сельское хозяйство: теория и практика : монография / С.М. Пшихачев [и др.]. - М. : ООО «НИпКц Вос-ход-А», 2016. - 208 с.
9. Жичкин К.А. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в Венгерской Республике / К.А. Жич-кин // Экономика сельского хозяйства России. -2008. - № 2. - С. 45-49.
10. Постановление Правительства Самарской области от 19 февраля 2010 г. № 70 «О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: docs.cntd.ru/document/945026909 (дата обращения: 14.11.2016).
Жичкин Кирилл Александрович, канд. экон. наук, доцент, Самарская ГСХА, zskiriU@mail.ru.
6. Tindova M.G. Algoritm nechetkogo logicheskogo vyvoda dlya opredeleniya ceny zemel'nyx uchastkov / M.G. Tindova, V.V. Nosov // Nikonovskie chteniya, 2012. - № 17. - S. 320-322.
7. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v razvitii sel'skogo xozyajstva Saratovskoj oblasti / N.V. Ukolov, L.N. Alajkina, N.A. Novikova, O.K. Kotar // Agrarnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. -№ 7. - S. 97-100.
8. Upravlenie riskami i kontraktnoe sel'skoe xozyajstvo: teoriya i praktika : monografiya / S.M. Pshixachev [i dr.]. - M. : OOO "NIPKC Vosxod-A", 2016. - 208 s.
9. Zhichkin K.A. Podderzhka sel'xoztovaro-proizvoditelej v Vengerskoj Respublike / K.A. Zhich-kin // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. -2008. - № 2. - S. 45-49.
10. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoj oblasti ot 19 fevralya 2010 g. № 70 "O merax, naprav-lennyx na gosudarstvennuyu podderzhku proiz-voditelej tovarov, rabot i uslug v sfere sel'sko-xozyajstvennogo tovarnogo proizvodstva, torgovli, pererabotki sel'skoxozyajstvennoj produkcii, rybo-vodstva na territorii Samarskoj oblasti" [E'lektronnyj resurs]. - URL: docs.cntd.ru/document/945026909 (data obrashheniya: 14.11.2016).
Zhichkin Kirill Aleksandrovich, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Samara State Agricultural Academy, zskirill@mail.ru.
УДК 333:631.5(571.1) Б.С. Кошелев
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск Л.Л. Бушухина
Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Омск
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР В 80-х ГОДАХ ХХ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Уровень развития зернового производства имеет стратегическое значение и служит одной из характеристик экономической самостоятельности страны в целом и регионов в частности. Западная Сибирь на востоке Российской Федерации является ведущим регионом по производству зерна, и особенно высококачественной пшеницы. Здесь сосредоточено около 20% всех посевов зерновых, более 30 - яровой пшеницы и выращивается свыше 35% валового урожая этих культур. В середине 80-х годов прошлого столетия была поставлена задача повысить урожайность зерновых в Западной Сибири на 6-7 ц/га, и пре-
© Кошелев Б.С., Бушухина Л.Л., 2017