Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СУРОВЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СУРОВЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЯКУТИЯ / AGRICULTURE / GOVERNMENT SUPPORT / FINANCIAL SUPPORT / EFFICIENCY / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова А. Е.

Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) развивается и функционирует в экстремальных условиях, которые имеют негативное влияние. Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства республики должна быть поставлена на более высоком уровне, чем в других регионах страны, где природно-климатические условия мягче и комфортнее для ведения агропроизводства. Целью исследования является анализ государственной поддержки сельского хозяйства в суровых природных условиях. В статье рассмотрены и проанализированы текущее состояние сельского хозяйства и его основные показатели, объемы программ государственной поддержки. Рассчитаны коэффициенты корреляции между объемом финансового обеспечения животноводческой отрасли и количеством голов крупного рогатого скота, а также между объемом финансового обеспечения табунного коневодства и количеством голов лошадей. Сделан вывод о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства в данных отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF AGRICULTURE UNDER HARD NATURAL CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) develops and functions in extreme conditions that have a negative influence. For this reason, state support for agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) should be set at a higher level than in other regions of the country, where natural and climatic conditions are milder and more comfortable for agricultural production. The purpose of the study is to analyze state support for agriculture in harsh natural conditions. The article considers and analyzes the current state of agriculture and its main indicators, the volume of state support programs. Correlation coefficients are calculated between the volume of financial support for the livestock industry and the number of heads of cattle, as well as between the volume of financial support for herd horse breeding and the number of heads of horses. The conclusion from analysis was that the using the government budget is inefficient for the development of agriculture in these industries.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СУРОВЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 338.43

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В СУРОВЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ДАНИЛОВА А.Е.,

аспирант, ФГБОУ ВО «Российский аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева», тел.: 8 (910) 456-11-61, e-mail: dae1303@mail.ru.

Реферат. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) развивается и функционирует в экстремальных условиях, которые имеют негативное влияние. Поэтому государственная поддержка сельского хозяйства республики должна быть поставлена на более высоком уровне, чем в других регионах страны, где природно-климатические условия мягче и комфортнее для ведения агропроизводства. Целью исследования является анализ государственной поддержки сельского хозяйства в суровых природных условиях. В статье рассмотрены и проанализированы текущее состояние сельского хозяйства и его основные показатели, объемы программ государственной поддержки. Рассчитаны коэффициенты корреляции между объемом финансового обеспечения животноводческой отрасли и количеством голов крупного рогатого скота, а также между объемом финансового обеспечения табунного коневодства и количеством голов лошадей. Сделан вывод о неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства в данных отраслях.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, финансовое обеспечение, эффективность, Якутия.

STATE SUPPORT OF AGRICULTURE UNDER HARD NATURAL CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

DANILOVA A.E.,

post-graduate student of the Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, tel. 8 (910) 456-11-61, e-mail: dae1303@mail.ru.

Essay. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) develops and functions in extreme conditions that have a negative influence. For this reason, state support for agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) should be set at a higher level than in other regions of the country, where natural and climatic conditions are milder and more comfortable for agricultural production. The purpose of the study is to analyze state support for agriculture in harsh natural conditions. The article considers and analyzes the current state of agriculture and its main indicators, the volume of state support programs. Correlation coefficients are calculated between the volume of financial support for the livestock industry and the number of heads of cattle, as well as between the volume of financial support for herd horse breeding and the number of heads of horses. The conclusion from analysis was that the using the government budget is inefficient for the development of agriculture in these industries.

Keywords: agriculture, government support, (Yakutia).

Введение. Государственная поддержка является непременным условием эффективного функционирования сельского хозяйства большинства развитых стран. Тем более, она необходима в Республике Саха (Якутия), где суровые природно-климатические условия создают сложности в ведении аграрного производства.

financial support, efficiency, Republic of Sakha

Объектом исследования данной статьи является сельскохозяйственное производство Республики Саха (Якутия).

Основным нормативно-правовым актом, в рамках которого функционирует аграрное производство России, является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ. Дополнительно к Федеральному Закону Государственным Собранием (Ил Ту-

мэн) был принят закон Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 г. 1619-З № 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» [2] и утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 г. №934 Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы». Данные нормативно-правовые акты в отличие от Федерального Закона содержат нормы, затрагивающие специфику ведения и организации сельского хозяйства на Севере России (традиционные отрасли - рыболовство, охот-промысел, оленеводство).

Материал и методика исследования. При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительный анализ, а также многочисленные источники по проблеме [9, 10 и др.].

Результаты исследования. Агропромышленный комплекс республики развивается и функционирует в экстремальных условиях, зоне рискованного земледелия из-за крайне низких температур в зимний период, больших годовых, сезонных и суточных колебаний температур воздуха, что крайне неблагоприятно для выращивания зерновых и большинства видов овощных культур. Из-за этогов сельском хозяйстве нефтепродуктов расходуется на 25-30 % больше, на 30-35 % увеличиваются затраты на обслуживание техники. Вследствие обширности территории радиус транспортных перевозок груза увеличивается в 2-3 раза по сравнению со средними показателями по Российской Федерации.

По данным сельскохозяйственной переписи 2016 г. [7] в республике функционируют 872 сельскохозяйственные организации, 3849 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 127359 личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 415 некоммерческих объединений.

Якутия является одним из крупных регионов по производству сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). По объему валовой продукции республика занимает третье место среди субъектов ДФО - на ее долю приходится около 1415 % всего объема валовой продукции сельского хозяйства округа [6].

Рассмотрим основные показатели сельского хозяйства республики за 2013-2018 гг.

К 2018 г. удельный вес валовой продукции животноводства составил 69 %, растениеводства, соответственно, 31 %. В целом за анализируемый период наблюдается положительная динамика объема валовой продукции сельского хозяйства в большей части за счет положительной динамики объема продукции растениеводства (рисунок 1).

Наблюдается хаотичная динамика показателей, характеризующих посевную площадь сельскохозяйственных культур. Наибольший удельный вес занимают кормовые культуры (с 2016 г. наблюдается рост), а затем зерновые культуры (наименьший уровень достиг в 2018 г.). Вместе с тем произошло снижение посевной площади картофеля более, чем на 8 % за период (рисунок 2).

3000 2500 2000 1500 1000 500

0.0

9ГП99 21930.0 19443 4 20255,0 -1-' —

13510,2 13791,0 14682.9 15417,6

5933,2 6463,9 6039.8 6512,4

24972,3 25781,1

Г183.1 17807,1

7 "89.1 7974,0

2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017 г 2018г.

валовая продукция сельского хозяйства, мл и руо продукция растениеводства, млн руб. ■продукция животноводства,млн руб

Рисунок 1 - Динамика объема валовой продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2013-2018 гг.

Рисунок 2 - Динамика посевной площади сельскохозяйственных культур в Республике Саха (Якутия) за 2013-2018 гг.

Рисунок 3 - Динамика урожайности сельскохозяйственных культур в Республике Саха (Якутия) за 2013-2018 гг.

Несмотря на снижение посевной площади картофеля (на 8,86% за рассматриваемый период), урожайность повысилась на 27,44 % за аналогичный период. Также при снижении посевной площади овощей открытого грунта (на 11,76 %) произошел рост их урожайности на 10 %. При этом наблюдается незначительное снижение уровня урожайности зерновых

культур (на 2,75 %) при значительном увеличении посевной площади на 25 % (рисунок 3).

Необходимо отметить, что по России в среднем урожайность с одного гектара убранной площади зерновых культур в 2,4 раза выше, урожайность картофеля - в 1,5 раза выше, а урожайность овощей открытого грунта - в 1,3 раза выше, чем по республике.

Рисунок 4 - Динамика поголовья скота в Республике Саха (Якутия) за 2013-2018 гг.

За весь анализируемый период при снижении количества голов крупного рогатого скота более, чем на 12 %, в том числе коров на 14 %, оленей на 19 %, свиней на 15 %, наблюдается рост количества голов лошадей на 8 %. (рисунок 4).

Наблюдается отрицательная динамика показателей производства основной сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и яиц. Производство скота и птицы на убой в живом весе в 2018 году составило 35,4 тысяч тонн, что на 10 % меньше, чем в 2013 г. Валовый надой молока во всех категориях хозяйств в 2018 году сократился на 165,9 тысяч тонн, что на 2,6% ниже показателя 2013 г. Объем производства яиц по итогам года составил 120,6 млн. штук с падением на 12 % по сравнению с базисным годом. Также наблюдается значительное снижение производства зерновых культур (более, чем на 18 %), заготовки сенажа (более, чем на 45 %) при одновременном увеличении заготовки силоса (более, чем на 37 %).

За анализируемый период наблюдается положительная динамика надоя молока на 1 корову (в 2013 г. на 13 % больше, чем в 2018 г.), и снижение среднего выхода яиц на 1 голову (на 6 % меньше).

В целом для сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) анализируемый период оказался весьма неустойчивым. Отрицательная динамика наблюдается у большего количества показателей, нежели положительная. В связи с этим правительство пытается решить проблему с помощью государственной поддержки.

Главным условием эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства республики согласно закону «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» является оказание организационных, административных и ресурсных мер государственной поддержки сельского хозяйства. Также устанавливаются отдельные меры государственной поддержки в отношении летних ферм (сайылыков), коневодческих и оленеводческих баз, объектов производственной деятельности родовых, кочевых общин коренных малочисленных народов Севера.

В таблице 1 представлены объемы государственного субсидирования в разрезе мер поддержки агропромышленного комплекса республики за 2018 г. по данным информационного справочника о мерах и направлениях государственной поддержки АПК Российской Федерации.

Субсидии остаются одним из ключевых факторов при принятии инвестиционных решений в АПК. Поэтому для агробизнеса очень важно понимать политику субсидирования на долгосрочную перспективу [4]. В Республике Саха (Якутия) общий объем полученных субсидий в 2018 г. составил 1347,8 млн руб., в том числе на федеральный бюджет приходилось 71,06 %, на региональный - 28,94 %. Средства распределяются в соответствии с правилами предоставления субсидий, также предоставляются в соответствии с пошаговым алгоритмом действий получателей субсидий для получения поддержки.

Таблица 1 - Структура субсидирования сельского хозяйства РС(Я) в 2018 г.

Направление государственной поддержки Предусмотрено в 2018 г., тыс. руб. Доля в общей поддержке, %

в т.ч. за счет средств

Феде- Бюджета Феде- Бюд-

Всего рального бюджета субъекта раль-ного бюджета жета субъекта

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

Оказание несвязанной поддержки сельскохо-

зяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 26 418 24 304 2 114 1,80 0,16

Повышение продуктивности в молочном

скотоводстве 11 536 10 613 923 0,79 0,07

Содействие достижению целевых показателей

региональных программ развития агропро-

мышленного комплекса ("Единая субсидия") 465 867 428 597 37 269 31,80 2,77

Итого по направлению 503 820 463 514 40 306 34,39 2,99

Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе

Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе 1 891 1 740 151 0,13 0,01

Итого по направлению 1 891 1 740 151 0,13 0,01

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России

Субсидии на реализацию мероприятий на-

правления «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» 106 773 83 635 23 138 6,21 1,72

Итого по направлению 106 773 83 635 23 138 6,21 1,72

Устойчивое развитие сельских террито рий

Субсидии на улучшение жилищных условий

граждан, проживающих в сельской местно-

сти, в том числе молодых семей и молодых

специалистов 353 144 187 644 165 500 13,92 12,28

Субсидии на комплексное обустройство объ-

ектами социальной и инженерной инфра-

структуры населенных пунктов, расположен-

ных в сельской местности - на развитие во-

доснабжения и (или) газификации 203 975 100 369 103 607 7,45 7,69

Субсидии на комплексное обустройство объ-

ектами социальной и инженерной инфра-

структуры населенных пунктов, расположен-

ных в сельской местности - на развитие сети

фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики 8 149 5 701 2 448 0,42 0,18

Субсидии на комплексное обустройство объ-

ектами социальной и инженерной инфра-

структуры населенных пунктов, расположен-

ных в сельской местности - на реализацию

проектов комплексного обустройства площа-

док под компактную жилищную застройку 159 597 111 654 47 943 8,28 3,56

Субсидии на грантовую поддержку местных

инициатив граждан, проживающих в сельской местности 10 509 3 509 7 000 0,26 0,52

Итого по направлению 735 374 408 876 326 498 30,34 24,22

Всего 1 347858 957 765 390 093 71,06 28,94

Рисунок 5 - Структура государственного субсидирования сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2018 г.

□ Развитие отраслей АПК

52%

37%

8%

0%

□ Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

□ Устойчивое развитие сельских территорий

Представим данные таблицы в виде диаграммы (рисунок 5).

Финансирование мероприятий в рамках государственной поддержки республики условно разделено на поддержку производственной деятельности и устойчивое развитие сельских территорий.

Поддержка производственной деятельности осуществляется в виде субсидий на развитие отраслей агропромышленного комплекса (удельный вес от всего объема субсидий - 37 %). В том числе 34,56 % всех субсидий направлено на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК. Туда входят субсидии и гранты в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм, финансовое обеспечение части затрат на содержание племенных быков-производителей, финансовое обеспечение части затрат по подготовке низкопродуктивной пашни и др. Необходимо отметить, что только 2,99 % от объема всех субсидий было выделено региональным бюджетом.

Так, наибольший удельный вес в объеме субсидий составили субсидии на устойчивое развитие сельских территорий - 54,56 %. В том числе 26 % от всего объема субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (13,92 % - за счет федерального бюджета, 12,28 % - за счет средств бюджета республики). Перечень сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Республики Саха (Якутия) определяется Министерством сельского хозяйства Республики. Стоит отметить, что данные социальные выплаты не пре-

доставляются лицам, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием социальных выплат [3].

Меньше всего внимания уделяется вопросам стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе (менее, чем 0,14 % от общей поддержки), которая включает в себя поддержку инвестиционного кредитования в АПК и возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК. Соколова А.П. [8] считает, что «непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста является активизация инвестиционной деятельности. В инвестировании нуждаются практически все сферы и отрасли АПК: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли, жилищная сфера села». При этом сельское хозяйство, а особенно в условиях Крайнего Севера, не привлекает внимание для капиталовложений. Поэтому Республике необходимо будет рассмотреть вопрос создания более благоприятного инвестиционного климата.

В целом уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства Республики Саха (Якутия) занимает практически 1/3 часть поддержки (29,68 %), предусмотренной на 2018 г. на ДФО; снизился на 45 % по сравнению с предыдущим периодом (2017 г.) за счет снижения доли средств Республики (на 70 %).

Так как АПК РС(Я) функционирует в суровых климатических условиях, для республики характерно животноводческое направле-

ние сельского хозяйства, поэтому рассмотрим подпрограмму Государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 -2021 годы». Согласно подпрограмме №2 «Развитие животноводства», целью которой является повышение уровня самообеспеченности продукцией животноводства, объем финансирования на ее реализацию составил (таблица 2).

Для того, чтобы выяснить, существует ли зависимость между объемом финансового обеспечения и целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы: количество крупного рогатого скота (r1); количество скота и птицы на убой в живом весе (r2); валовый надой молока (r3) и количество яиц (r4), рассчитаем коэффициенты корреляции. Исходные данные представлены ниже (таблица 3).

С помощью программного средства MS Excel определяем коэффициенты корреляции: r1 = -0,8201 r2 = -0,6498 r3 = -0,9246 r4 = -0,7443 Можно сделать вывод, что между объемом финансирования и четырьмя параметрами, по отдельности, существует достаточно сильная (а в случае с валовым надоем молока - очень сильная) обратная связь. Обратную связь можно объяснить тем, что за анализируемый

период наблюдалась отрицательная динамика четырех показателей при положительной динамике объема финансирования (за исключением 2017 г., когда финансирование сократилось на 13 % по сравнению с 2016 г.). На момент 2017 г. ожидаемые результаты реализации данной подпрограммы по этим четырём индикаторам не достигли необходимого уровня.

Итак, несмотря на достаточный объем финансового обеспечения на развитие животноводства, положительной динамики данных показателей за анализируемый период не наблюдается. Необходимо рассмотреть другие специфические факторы, влияющие на эти показатели, чтобы не только достичь целевые показатели подпрограммы, но и для эффективного функционирования сельского хозяйства в целом.

Между тем, по данным таблицы 1 мы видим положительную динамику поголовья лошадей - в 2018 г. на 8,5 % больше поголовья, чем в 2013 г. Далее, рассчитаем коэффициент корреляции (г5) между объемом финансирования и количеством поголовья лошадей, так как рост может быть следствием реализации подпрограммы №3 «Развитие табунного коневодства». Ведь показатель «поголовье лошадей» является одним из индикаторов данной подпрограммы.

Год Объем финансового обеспечения в целом, тыс. руб. в том числе за счет

средств бюджета РС(Я) средств федерального бюджета внебюджетных средств

2013 3 087 699,7 3 026 311 38 267,7 23 121

2014 3 105 933,0 3 010 224,3 40 377,7 55 331

2015 3 856 886,7 3 544 188,2 49 968,5 259 730

2016 4 218 547,1 3 768 882 211 275,3 238 389,8

2017 3 660 828,9 3 612 319,5 48 509,4 0

2018 3 935 013,2 3 845 890,4 90 122,8 0

Таблица 3 - Исходные данные ^ для корреляционного анализа

Годы Объем финансового обеспечения в целом, тыс. руб. Крупный рогатый скот, тыс. гол. Скот и птица на убой в живом весе, тыс. тонн Валовой надой молока, тыс. тонн Яйца, млн. шт.

r1 г2 r3 r4

2013 3 087 699,7 215,1 39,3 170,4 136,5

2014 3 105 933,0 199,2 35,5 168,4 136,6

2015 3 856 886,7 190,9 35,5 164,6 136,4

2016 4 218 547,1 187,2 35,1 164,6 118,0

2017 3 660 828,9 186,6 35,8 166,4 121,5

2018 3 935 013,2 188,0 35,4 165,9 120,6

Таблица 2 - Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы №2 «Развитие животноводства» за 2013-2018 гг.

Таблица 4 - Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы №3 «Развитие табунного коневодства» за 2013-2018 гг. _

Год Объем финансового обеспечения в целом, тыс. руб. в том числе за счет

средств бюджета РС(Я) средств федерального бюджета

2013 112 740,2 97 503 15 237,2

2014 91 010 91 010 0,00

2015 133 573,6 92 466,2 41 107,40

2016 149 290,5 106 719 42 571,70

2017 154 218,5 123 755,4 30 463,10

2018 157 632,8 61 311,6 96 321,20

связан с объемом финансового обеспечения табунного коневодства. Также необходимо отметить, что достигнуто ожидаемое количество поголовья лошадей к 2021 г. (183,5 тыс. голов) уже в 2017 г. (184,2 тыс. голов). Необходимо поддерживать положительную динамику и в следующие четыре года.

Выводы. Анализ показал, что государственная поддержка Республики Саха (Якутия), направленная на повышение уровня самообеспеченности продукцией животноводства, не эффективна в животноводческой и птицеводческой отраслях, существует сильная и обратная связь. При этом наблюдается прямая связь между финансовым обеспечением и количеством лошадей.

Таким образом, проанализировав текущее состояние сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), оценив уровень его государственной поддержки, еще раз убедились, что «государственная поддержка - весьма тонкая материя, требующая научно обоснованного подхода к определению ее форм и способов [5]» в особенности в условиях Крайнего Севера. Уровень региональной государственной поддержки должен учитывать траекторию развития регионального сельского хозяйства [4].

Список использованных источников

1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc _LAW_64930/.(дата обращения 20.01.2020)

2. О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 19 июня 2019 года): Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 № 1916-3 N 791-N [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/439048908 (дата обращения 18.01.2020)

3. Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы и на период до 2020 года: Комплексная программа Республики Саха (Якутия) от 30.04.2013 № 126 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/0FYl (дата обращения 17.01.2020)

4. Аварский Н.Д. Государственная поддержка сельского хозяйства: региональный аспект (на примере Орловской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 11. - С. 7-18.

5. Голубев А. В. Явные и скрытые эффекты государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 9. - С. 13-17.

Целью подпрограммы является увеличение объемов производства продукции табунного коневодства. Данные по ней приведены в таблице 4.

Исходные данные для анализа представлены ниже (таблица 5).

С помощью программного средства MS Excel определяем коэффициент корреляции:

r5 = 0,9108

Таблица 5 - Исходные данные для корреляционного анализа_

Год Объем финансового обеспечения в целом, тыс. руб. Лошади

тыс. гол.

2013 112 740,20 169,7

2014 91 010 167,6

2015 133 573,6 171,5

2016 149 290,5 176,6

2017 154 218,5 181,5

2018 157 632,8 184,2

Таким образом, мы видим, что рост количества поголовья лошадей напрямую и сильно

6. Даянова Г. И. Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции // МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 189-195.

7. Система ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) на период 2016-2020 годы: Методическое пособие. - Якутск: Изд-во Якутский НИИСХ, 2016. - 424 с.

8. Соколова А.П., Гориславская В.Е. Инвестиционная деятельность в АПК: новые возможности и решения // KANT. - 2014. - № 4. - С. 32-35.

9. Зюкин Д.А. Оценка приоритетных направлений и мер государственной поддержки в проекте стратегии развития зернового подкомплекса // Региональный вестник. - 2019. - № 14 (29). - С. 58-60.

10. Перепелкин И.Г. Проектирование оптимальных параметров отраслевой структуры производства с целью эффективного использования государственных средств в сельскохозяйственных предприятиях // Региональный вестник. - 2017. - № 2 (7). - С. 44-46.

List of sources used

1. On the development of agriculture: Federal Law of December 29, 2006 No. 264-FZ [Electronic resource] // ATP ConsultantPlus - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/. (date of treatment 01.20.2020)

2. On the development of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) (as amended on June 19, 2019): Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 04/26/2016 No. 1916-3 No. 791-N [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/439048908 (accessed 1/18/2020)

3. Sustainable development of rural territories of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2013-2016 and for the period until 2020: A comprehensive program of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 04/30/2013 No. 126 [Electronic resource]. - Access mode: https://goo.su/0FYl (date of access 01.17.2020)

4. Avar N.D. State support for agriculture: a regional aspect (on the example of the Oryol region) // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2019. - No. 11. - S. 7-18.

5. Golubev A.V. Explicit and latent effects of state support for agriculture // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2019. - No. 9. - S. 13-17.

6. Dayanova G.I. Modern Economics: current issues, achievements and innovations: a collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference // ICSN "Science and Education". - 2018. - S. 189-195.

7. The agricultural system in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2016-2020: Methodological manual. - Yakutsk: Publishing House Yakutsk Research Institute of Agricultural Sciences, 2016. -424 p.

8. Sokolova A.P., Gorislavskaya V.E. Investment activity in the agricultural sector: new opportunities and solutions // KANT. - 2014. - No. 4. - S. 32-35.

9. Zyukin D.A. Assessment of priority areas and measures of state support in the draft development strategy of the grain subcomplex // Regional Bulletin. - 2019 .-- No. 14 (29). - S. 58-60.

10. Perepelkin I.G. Designing the optimal parameters of the sectoral structure of production for the purpose of efficient use of public funds in agricultural enterprises // Regional Bulletin. - 2017. - No. 2 (7). - S. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.