Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕВЕРНОГО ДОМАШНЕГО ОЛЕНЕВОДСТВА НА СЕВЕРЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) '

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕВЕРНОГО ДОМАШНЕГО ОЛЕНЕВОДСТВА НА СЕВЕРЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
северное домашнее оленеводство / государственная поддержка / субсидии / модель / поголовье / стабилизация / Республика Саха (Якутия) / northern domestic reindeer husbandry / government support / subsidies / model / livestock / stabilization / Republic of Sakha (Yakutia)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даянова Галина Ивановна, Егорова Ирина Кимовна, Протопопова Любовь Даниловна, Крылова Акулина Николаевна, Никитина Надежда Николаевна

В статье исследована модель государственной поддержки регионального уровня, основанная на затратном методе, расчетах нормативных затрат в процессе производства и себестоимости продукции при определении и обосновании объемов государственной финансовой поддержки. Целью исследования является выявление основных характеристик государственного регулирования северного домашнего оленеводства (СДО) в Республике Саха (Якутия) (РС (Я)). Современная модель государственной поддержки СДО республики характеризуется применением принципа в организации производства — оленеводческой бригады, мерами стабилизации поголовья. Формирование модели осуществлялось в четыре этапа: первый — 2002-2006 гг., второй — 20072011 гг., третий — 2012-2016 гг., четвертый — 2017 г. по настоящее время. В 2002-2009 гг. рост поголовья оленей РС (Я) происходил в основном по причине сокращения забоя оленей, а не из-за увеличения приплода на 100 маток, то есть не из-за повышения продуктивности. Наблюдаемые положительные изменения в официальных данных по поголовью также можно связать с человеческим фактором, когда в хозяйствах учет поголовья и внесение показателей в формы статистической отчетности осуществляется с учетом мер государственной поддержки. В связи со спецификой системы ведения СДО и поведенческой составляющей оленеводов методы государственной поддержки отрасли в РС (Я) должны меняться в соответствии с этапами развития отрасли и с условиями постоянно меняющейся внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даянова Галина Ивановна, Егорова Ирина Кимовна, Протопопова Любовь Даниловна, Крылова Акулина Николаевна, Никитина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FORMATION OF A MODEL OF STATE SUPPORT OF NORTHERN DOMESTIC REINDER HUSBANDRY IN NORTHERN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

The article examines the model of state support at the regional level, based on the cost method, calculations of standard costs in the production process and the cost of production in determining and justifying the amount of state financial support. The aim of the study is to identify the main characteristics of state regulation of northern domestic reindeer husbandry (NDRH) in the Republic of Sakha (Yakutia) (RS (Y)). The modern model of state support for northern domestic reindeer husbandry is characterized by the application of the principle in the organization of production — a reindeer-herding brigade, measures to stabilize the livestock. The formation of this model was carried out in four stages: the first — 2002-2006, the second — 2007-2011, the third — 2012-2016, and the fourth — 2017 to the present. In 2002-2009 the increase in the number of reindeer in the republic was mainly due to a decrease in the slaughter of reindeer, and not due to an increase in productivity, that is, an extensive method. The observed positive changes in the official data on livestock can also be associated with the human factor, when in farms the registration of livestock and the inclusion of indicators in the statistical reporting forms is carried out taking into account the measures of state support. Due to the specifics of the LMS management system and the behavioral component of reindeer herders, the methods of state support for the industry in the Republic of Sakha (Yakutia) should change in accordance with the stages of development of the industry and with the conditions of the constantly changing external environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕВЕРНОГО ДОМАШНЕГО ОЛЕНЕВОДСТВА НА СЕВЕРЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.43:631.1(571.56) DOI: 10.24411/2587-6740-2020-16109

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕВЕРНОГО ДОМАШНЕГО ОЛЕНЕВОДСТВА НА СЕВЕРЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Г.И. Даянова, И.К. Егорова, Л.Д. Протопопова, А.Н. Крылова, Н.Н. Никитина

Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени М.Г. Сафронова — обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», г. Якутск, Россия

В статье исследована модель государственной поддержки регионального уровня, основанная на затратном методе, расчетах нормативных затрат в процессе производства и себестоимости продукции при определении и обосновании объемов государственной финансовой поддержки. Целью исследования является выявление основных характеристик государственного регулирования северного домашнего оленеводства (СДО) в Республике Саха (Якутия) (РС (Я)). Современная модель государственной поддержки СДО республики характеризуется применением принципа в организации производства — оленеводческой бригады, мерами стабилизации поголовья. Формирование модели осуществлялось в четыре этапа: первый — 2002-2006 гг., второй — 20072011 гг., третий — 2012-2016 гг., четвертый — 2017 г. по настоящее время. В 2002-2009 гг. рост поголовья оленей РС (Я) происходил в основном по причине сокращения забоя оленей, а не из-за увеличения приплода на 100 маток, то есть не из-за повышения продуктивности. Наблюдаемые положительные изменения в официальных данных по поголовью также можно связать с человеческим фактором, когда в хозяйствах учет поголовья и внесение показателей в формы статистической отчетности осуществляется с учетом мер государственной поддержки. В связи со спецификой системы ведения СДО и поведенческой составляющей оленеводов методы государственной поддержки отрасли в РС (Я) должны меняться в соответствии с этапами развития отрасли и с условиями постоянно меняющейся внешней среды.

Ключевые слова: северное домашнее оленеводство, государственная поддержка, субсидии, модель, поголовье, стабилизация, Республика Саха (Якутия).

Введение

Северное домашнее оленеводство (СДО) является одним из видов традиционного хозяйствования и природопользования, имеет важное значение для жителей северных регионов и окружающей среды, а именно продовольственное, социальное, бытовое, культурное, экологическое, фармацевтическое значения. Это отрасль традиционного хозяйствования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, основа занятости этих народов — в сфере производства материальных благ для своего жизнеобеспечения. Экономическое значение этой отрасли определяется рациональным использованием скудных кормовых ресурсов обширных пространств Арктики, тундры, лесотундры, северной тайги [1].

Численность поголовья домашнего северного оленя в России составляет 1,7 млн. голов [2]. СДО сосредоточено в 18 субъектах Российской Федерации, из них в 8 регионах численность поголовья оленей очень мала (от 20 голов до 4,7 тыс. голов). К регионам, где численность поголовья северных оленей превышает 5 тыс. голов, относятся: республики Коми, Саха (Якутия), Камчатский и Красноярский край, Амурская, Архангельская (Ненецкий авт. округ), Магаданская, Мурманская, Тюменская области (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Не-

© Даянова Г.И., Егорова И.К., Протопопова Л.Д., Крылова

Международный сельскохозяйственный журнал, 2020,

нецкий автономный округ), Чукотский автономный округ.

Однако, необходимо понимать, что любые меры господдержки должны иметь свой временной интервал. Необходимость сохранения северного домашнего оленеводства как основного элемента генетического ресурса, природного разнообразия, традиционной формы хозяйствования, культурного наследия коренных народов делает актуальным исследование по анализу формирования модели региональной господдержки северного домашнего оленеводства Якутии.

Методы проведения исследования

В ходе исследований использованы абстрактно-логический, монографический методы, методы системного и статистического анализа, экспертных оценок. Исследование проведено с использованием литературы, путем хронологического сопоставления фактических данных СДО и принятых мер государственной поддержки отрасли. Расчеты, использованные в данной статье основаны на данных Федеральной службы государственной статистики (Рос-стат), министерства сельского хозяйства РС (Я), Государственного комитета РС (Я) по делам Арктики (2014-2018 гг.), министерства экономики РС (Я). При анализе также исходили из того, что

А.Н., Никитина Н.Н, 2020 том 63, № 6 (378), с. 31-36.

можно сделать вывод об эффективности мер государственной поддержки СДО при положительной динамике численности поголовья оленей, объемов производства оленины и отрицательной динамике уровня субсидий на одну голову оленя.

Ход исследования

Якутия как часть Арктической зоны РФ экономически развивается в условиях двух противоположных направлений деятельности: промышленного освоения Севера и традиционного хозяйствования. Аграрный сектор республики производит 2% (около 17 млрд руб.) валового регионального продукта (около 1 трлн. руб.), когда как добыча полезных ископаемых — 52%.

Численность поголовья северных домашних оленей в Якутии по итогам 2019 г. по сравнению с 2018 г. повысилась на 3,8 % и составляла 152,1 тыс. голов (рис. 1) [3, 4, 5, 6, 7, 8], при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 94 % всего поголовья. По имеющимся статистическим данным объем производства мяса оленей по итогам 2018 г. составлял 779 тонн в живом весе и примерно 380 тонн в убойном весе. В мясном балансе республики мясо оленей занимает пятое место, и его доля составляет 1,9 %, с 1991 г. его доля уменьшилась в 4,1 раза.

550 п

450 -

350 -

250 -

150 -

50 -

г 12,0

- 2,0

- -8,0

- -18,0

- -28,0

- -38,0

- -48,0

- -58,0

- -68,0

О

-50<jf ■v

& Si

J? -9

■9

i

■9

8 -9

$ ■9

$ -9

Si

8 Si

t "V

#

i "V

g

i "V

L -78,0

Рис. 1. Динамика численности поголовья северных домашних оленей в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации, на конец года, тыс. голов

В Якутии разводятся 3 породы оленей: эвенская, эвенкийская и чукотская (харгин). Применяется преимущественно стадная система содержания оленей, а также полувольная и смешанная (или изгородная) системы. Оленеводством занимаются в 21 районах Якутии, в основном в северных, а также в некоторых центральных и южных районах, где исторически развивалась отрасль. По данным 2019 г. насчитывается 106 оленеводческих хозяйств, где в бригадах состояло 1364 человек, в том числе 1081 оленеводов и 283 чумработников. Площадь оленьих пастбищ составляет 804,4 тыс. кв. км или 26,1 % от общей площади республики, свыше 78 % оленьих пастбищ находятся в землях лесного фонда. За оленеводческими хозяйствами республики закреплены 36,8 млн. га оленьих пастбищ, максимальная «оленеёмкость» которых составляет — 371,5 тыс. голов [9].

Современная модель государственной поддержки СДО Якутии, сформированная с 2000-х годов, нами характеризуется, как стабилизационная. Для данной модели присущи меры сохранения и наращивания поголовья домашних оленей, попытки перехода на товарное производство.

Формирование модели государственной поддержки СДО Якутии разделено на несколько этапов, связанных в основном с утвержденными целевыми программами развития сельского хозяйства региона:

2002-2006 гг. — первый этап, включающий годы реализации Президентской программы социально-экономического развития села РС (Я) на 2002-2006 гг.

2007-2011 гг. — второй этап, включающий годы реализации государственной целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы».

2012-2016 гг. — третий этап, включающий годы реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельско-

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (378) / 2020

хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы».

2017 г. по настоящее время — четвертый этап, включающий годы (2017-2019 гг.) реализации государственной программы развитие сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

К началу XXI в. северное домашнее оленеводство находилось в состоянии упадка. В начале 2000 г. насчитывалось 165 070 голов оленей, в конце 2000 г. — 156 237 голов, 2001 г. — 141 540 голов. К концу 2002 г. поголовье оленей достигло до минимального уров-

ня в постсоветский период — 133,1 тыс. голов, что на 65,3 % ниже, чем в 1979 года (384 523 голов). За период с 1991 г. по 2002 г. поголовье оленей ежегодно сокращалось. В 2001-2002 гг. министерство сельского хозяйство Якутии стало разрабатывать срочные меры по стабилизации поголовья оленей в республике и выхода из сложившейся ситуации упадка отрасли. Начиная с 2002 г. в рамках Президентской программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» стала формироваться и реализовываться новая модель государственной поддержки Якутии.

Первый этап формирования модели государственной поддержки СДО Якутии (2002-2006 гг.) — стабилизационный, характеризуется курсом аграрной политики, направленным на стабилизацию и дальнейшее развитие сельского хозяйства региона, была принята первая в постсоветский период целевая госпрограмма. Одной из главных мер в отрасли оленеводства была выплата гарантированной заработной платы оленеводам [10]. Основой послужила разработка и утверждение стандартов размера стад домашних оленей, численности работников оленеводческой бригады, обязанностей и квалификационных характеристик работников оленеводства. Так, количество оленей в стаде было определено по природно-климатическим зонам ведения оленеводства (рис. 2) [11].

Численность работников одной оленеводческой бригады, обслуживающих одно стадо, была утверждена в количестве 13 человек, в том числе 1 бригадир-оленевод, 1 оленевод-зоовет-специалист, 7 оленеводов-пастухов и 4 чумра-ботника). Данная численность была определена исходя из объема работ, предусмотренных технологией содержания стада оленей и обеспечения жизнедеятельности членов бригады.

Рис. 2. Зоны ведения СДО РС (

www.mshj.ru

Таблица 1

Мероприятия государственной поддержки СДО РС (Я) по этапам

Этапы Временно действовавшие мероприятия Действующие мероприятия по настоящее время и предусмотренные до 2021 г.

Первый этап, 2002-2006 гг. Субсидии на прирост поголовья оленей (2002-2007 гг.) Субсидии на племенное маточное поголовье (2002-2016 гг.) Гарантированная оплата труда оленеводов (2003-2016 гг.) Проведение землеустроительных работ оленьих пастбищ (2002-2011 гг.) Субсидии на завоз оленей из других субъектов России (2003-2011 гг.) Субсидии на строительство оленеводческих баз (2002-2017 гг.) Возмещение транспортных расходов (нефтепродукты) (2002-2016 гг.) Обеспечение табельным снаряжением (2002-2011 гг.) Двухразовая корализация оленей (2002 2016 гг.) Субсидии на страхование оленей (2002 2011 гг.) Поддержка пантового оленеводства, заготовки, переработки биологически активного сырья (2002-2017 гг.). Финансирование строительства и обновления изгородей и коралей (2002 2019 гг., предусмотрено на 2020 2021 гг.) Финансирование приобретения передвижных и маршрутных домиков (кочевого жилья) (2002-2019 гг., предусмотрено на 2020-2021 гг.) Обеспечение спецодеждой (2002-2019 гг., предусмотрено на 2020-2021 гг.) Финансирование мер по борьбе с хищниками (волками) (2002-2019 гг., предусмотрено на 2020-2021 гг.) Материальное стимулирование молодых специалистов или впервые выезжающих в оленеводческие хозяйства (2002-2021 гг.).

Второй этап, 2007-2011 гг. Федеральные субсидии на наращивание поголовья оленей (2007-2016 гг.) Поставка по племенному лизингу оленей свыше 2 тыс. голов по линии федерального и республиканского лизинга Частичное возмещение расходов по организации минерально-солевой подкормки стад при бескормице от природных катаклизмов (гололед и глубокий снежный покров в пастбищах) (2007-2011 гг.) Обеспечение средствами связи (2007-2011 гг. далее в 2012-2016 гг. -обеспечение технологиями спутникового слежения). Мероприятия по созданию условий для перехода на товарное производство (в дальнейшем на увеличение объемов производства продукции), направленные на: - организацию специализированных стад по направлениям продуктивности (племенные, товарные, нагульные, откормочные, нагульно-пантовые, пантово- донорского и другого направления (2007-2011 гг.) - организацию нагула и предубойного откорма оленей (2007-2011 гг.); - субсидирование мясной и сопутствующей продукции оленеводства (2007-2011 гг.).

Третий этап, 2012-2016 гг. Финансирование приобретения вездеходной и снегоходной техники (2012 2016 гг, в 2017 г. , 2019 г.) Обеспечение технологиями энерго-, теплоснабжения и технологиями спутникового слежения (2012-2016 гг.) Финансирование перевозки шкуры домашнего оленя (2016-2017 г.) в рамках мер по увеличению объемов производства продукции Финансирование реконструкции ледника для хранения продукции оленеводства в рамках мер по увеличению объемов производства продукции (2012-2016 гг.). Финансирование поставки сверхремонтного молодняка и перегон бычков-производителей (2012-2019 гг., предусмотрены на 2020-2021 гг.) Финансирование приобретения модульных убойных цехов (2012-2019 гг., предусмотрены на 2020-2021 гг.) Финансирование содержания казенного предприятия «Березовское» (2012-2019 гг., предусмотрены на 2020-2021 гг.); Субсидирование заготовки и перевозки мяса домашних оленей в рамках мер по увеличению объемов производства продукции (2012-2019 гг., предусмотрены на 2020-2021 гг.).

Четвертый этап, 2017 г. по настоящее время Обеспечение сохранения поголовья северных домашних оленей, в том числе: - выполнение государственных полномочий по поддержке СДО (субвенции по ставке на 1 голову оленя по зонам ведения); - субсидии на товарную поставку сверхремонтного молодняка и перегон бычков-производителей; - субсидия на финансовое обеспечение части затрат казенного предприятия, занимающегося разведением северных домашних оленей. Увеличение объемов производства продукции традиционных подотраслей животноводства (северного домашнего оленеводства) - субсидии на заготовку и перевозку мяса северных домашних оленей Обновление материально технической базы северного домашнего оленеводства — субсидии на строительство коралей и изгородей, приобретение передвижных и маршрутных домиков, модульных убойных цехов

Было аргументировано, что во всех зонах республики оленей содержат по единой технологии «Круглосуточная охрана и управляемый выпаса стада «с рук» двумя пастухами», то есть когда олени ни на минуту не теряются из поля зрения пастуха. Затем исходя из установленных стандартов размера стад (численность поголовья) и нормативов численности работников одной оленеводческой бригады, обслуживающих одно стадо (штатные единицы), формировалась общая фактическая численность оленеводов, которым предусматривалась гарантированная заработная плата [12].

В период реализации Президентской программы социально-экономического развития села РС (Я) на 2002-2006 гг. действовал мораторий на забой домашних оленей для сдачи государству, исключение составлял забой для котлового питания оленеводов, а также забой выбракованных по итогам осенней корализации оленей после откорма [13].

Были введены субсидии на прирост поголовья оленей для оленеводческих хозяйств всех форм собственности, имеющих выходного январского поголовья не менее 200 голов (в том числе маточное поголовье 100 голов).

В целом 2002-2006 гг. можно назвать периодом становления современной модели государственной поддержки СДО Якутии. Кроме моратория в этот период впервые стали реали-зовываться другие новые направления государственной поддержки (табл. 1) [14].

В результате предпринятых мер уже по итогам 2002 г. отмечается резкое снижение объемов производства мяса оленей в живом весе с 1549 тонн до 598 тонн (в 2,6 раз), в 2003 г. объем снизился до 170 тонн (табл. 2) [4, 5, 6, 7, 8, 15].

Таблица 2

Производственные показатели СДО РС (Я) за 1990-2018 гг.

Годы Объем производства мяса оленей в живом весе, тонн Выход приплода (тугутов) в расчете на 100 маток, голов Падеж оленей % к обороту стада

1990 г. 8207 60 10,7

2000 г. 1250 53 21,7

2001 г. 1549 54 25,2

2002 г. 598 61 19,4

2003 г. 170 65 16,4

2004 г. 1009 65 13,9

2005 г. 1642 57 12,6

2006 г. 1925 60 11,2

2007 г. нд 59 11,1

2008 г. 1840 55 12,5

2009 г. 1822 57 12,2

2010 г. 1128 54 15,6

2011 г. 1325 44 18,5

2012 г. 1204 45 17,2

2013 г. 1258 44 19,4

2014 г. 1241 46 19,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 г. 1170 46 19

2016 г. 1052 49 16

2017 г. 859 46 17

2018 г. 779 44 22

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (378) / 2020

При этом с 2003 г. начинается рост поголовья оленей, продлившийся до 2009 г. (по данным на конец года).

По сравнению с началом 2003 г. (конец 2002 г.) когда поголовье было минимальное за постсоветский период (133079 голов) к концу 2009 г. поголовье увеличилось на 51 % или в 1,5 раза и достигло 200 825 голов. Это пока максимальная численность поголовья оленей после распада СССР по состоянию на 2020 год. В 2004 г. объем производства мяса оленей увеличился почти в 6 раз и повышался в 2005-2006 гг., темп роста составлял 163 и 117% соответственно.

С 2006 г. по сравнению с 2015 г. объем государственной поддержки отрасли значительно увеличился с 201,8 до 253,9 млн руб. (на 25,8%), в том числе по созданию условий труда оленеводческих бригад. Данным изменениям предшествовала использование затратного метода, а именно разработка методики расчета расходов по содержанию стандартных стад домашних оленей в Республике Саха (Якутия) на период стабилизации поголовья [16]. В механизме принцип выплаты гарантированной заработной платы оленеводам в соответствии с численностью штатных единиц на одно стадо (максимальный норматив — 13 единиц) сохранялся. С 2005 г. больше не действовал мораторий на промышленный забой домашних оленей.

На втором этапе (2007-2011 гг.) к модели поддержки СДО Якутии в рамках государственных целевых программ и Национального проекта «Развитие АПК» также добавились новые мероприятия (табл. 1). В данный период государственное регулирование отрасли оленеводства отличается выплатами федеральных субсидий на 1 голову и попыткой перехода на товарное производство. В начале данного периода были существенные вливания в отрасль от федерального бюджета. Так, с 2007 г. до 2016 г. включительно выплачивались федеральные субсидии на наращивание поголовья оленей, где целевым показателем (индикатором) федеральной программы было конкретно «поголовье северных домашних оленей» наряду с табунными лошадями, при котором предоставлялись субсидии на 1 голову животных на условии долевого финансирования регионов. Также СДО вместе с табунным коневодством были включены в нац-проект «Развитие АПК» в 2007-2008 гг. В рамках государственной целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» снова был введен мораторий на забой оленей, в последствии запрет отменили [17]. В таких условиях в 2007-2008 гг. г. отмечается некоторое уменьшение объемов производства мяса оленей живом весе по сравнению с 2006 г. с 1925 тонн до 1840 тонн. В дальнейшем, то есть в 2009-2018 гг. объемы производства мяса оленей в живом весе ежегодно снижались (кроме 2013 г.) до 779 тонн со средним темпом убыли -8,4 %. При этом начиная с 2010 г. наблюдается ежегодное сокращение численности поголовья вплоть до 2018 г. (начала 2019 г.). Показатель поголовья оленей начала 2019 г. по сравнению с началом 2010 г. сократился с 200,8 тыс. голов до 146,6 тыс. голов или на 27 %.

Третий этап развития СДО Якутии (20122016 гг.) характеризуется началом реализации республиканской государственной программы

34 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (37!

Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» и (с 2013 г.) федеральной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, где также были предусмотрены новые направления поддержки (табл. 1) [18].

На четвертом этапе (2017 г. по настоящее время) модель поддержки СДО Якутии в основном характеризуется выплатой субсидий оленеводам на одну голову оленя, при этом делится на два направления:

• поддержка товарного оленеводства (интенсификация отрасли), а именно крупных хозяйств, деятельность которых ориентирована на реализацию продукции;

• поддержка традиционного оленеводства, то есть родовых общин и малых форм хозяйствования, направлена на сохранение культурных традиций и самообеспечение семей оленеводов.

В 2010 году был принят региональный закон который наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства по направлениям, в том числе по развитию СДО. Для этого из государственного бюджета РС (Я) предоставляются финансовые средства в виде субвенций местным бюджетам. Отдельно выделяемые субвенции по направлению развития СДО распределяются по муниципальным районам и городских округов в соответствии с положениями данного закона [19]. До 2016 г. данные полномочия осуществлялись в форме выплаты гарантированной заработной платы оленеводам по зонам ведения оленеводства по числу работников отрасли. Данное мероприятие называлось «Создание условий труда для оленеводческих бригад». В 2017 г. были внесены изменения в данный закон, и субвенции бюджетам (далее субсидии хозяйствам) стали предоставляться на возмещение расходов по содержанию оленей также по зонам ведения оленеводства, но теперь на количество поголовья оленей [19] в рамках мероприятия «Обеспечение сохранения поголовья северных домашних оленей». В настоящее время на долю финансовых средств, направляемых на выполнение государственных полномочий (субсидии на 1 голову оленей) приходится 93 % всего объема финансовой поддержки СДО.

Данным изменениям региональной политики предшествовала разработка и усовершенствование методики составления технологической карты, расчета нормативных расходов стадного содержания оленей в четырех зонах ведения оленеводства: тундровой, лесотундровой, горно-таежной, таежной. Необходимо отметить, что стандарты размером стад, утвержденные в 2002 г., не изменились.

Применение данной методики в процессе управления и организации производства позволяет планировать и контролировать уровень затрат, что несомненно отражается в результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Типовой размер оленеводческой бригады по сравнению с 2002 г. (когда было 13 человек) был определен в количестве 8 человек

2020

с бригадиром и работником чума на основе структуры стада и норм ездовых оленей на одного оленевода [12, 20]. Основываясь на данном типовом размере, рассчитываются годовой баланс рабочего времени и далее последующие затраты.

Данная методика, является типовой, предназначена для оленеводческих хозяйств, имеющих оленьи стада как стандартного, так и не стандартного (менее 500 голов) размеров, послужило основанием для увеличения объема государственной поддержки оленеводства. В 2017 г. объем государственной региональной поддержки на развитие СДО увеличился с 672,1 до 828,4 млн. руб., на 2020 г. предусмотрено 877,2 млн. руб., на 2021 г. — 896,8 млн. руб.

Следует отметить, что на IV съезде оленеводов России (17 марта 2017 г. в г. Якутске) было принято решение ориентироваться на опыт по расчету субвенций РС (Я) для эффективного и рационального использования государственных средств, увеличения поголовья оленей и уровня товарности производства продукции оленеводства, обеспечения роста заработной платы работников отрасли во всех оленеводческих регионах России [21].

Выводы

В целом механизм государственной поддержки оленеводства в период стабилизации и консолидации с 2002 г. по 2010 г. оказал существенное положительное влияние на поголовье. С 2003 г. по 2010 г. наблюдается рост поголовья оленей и отрицательная динамика уровня общего объема бюджетных ассигнований на развитие оленеводства и объемов финансирования оплаты труда оленеводам в расчете на 1 голову оленя позволяют сделать вывод об эффективности мер государственной поддержки отрасли. Начиная с 2011-2012 гг. по 2018 г. наблюдается обратная тенденция: сокращение поголовья оленей, и положительная динамика объемов финансирования в расчете на 1 голову (рис. 3) [4, 5, 6, 7, 8, 14].

В сДо Якутии прослеживается зависимость объемов производства и численности поголовья оленей от мер государственной поддержки. Таким образом, можно предположить, что временный рост поголовья оленей в 20032009 гг. обусловлен стабилизационными мерами со стороны государства, включающих системную финансовую поддержку условий труда оленеводов (гарантированная оплата труда оленеводов и др.), а также жесткие ограничительные меры (мораторий на промышленный забой оленей).

Необходимо отметить, что основополагающие стабилизационные методы государственной поддержки применялись (кроме моратория) очень длительное время с 2003 г. по 2016 г. (14 лет). Как показывает анализ основных показателей СДО Якутии, начиная с 2010-2011 гг., положение отрасли ухудшилось. Возможно, это связано с тем, что основные методы государственной поддержки, введенные в 2002-2003 гг., перестали действовать, давать положительный эффект. Методы государственной поддержки СДО должны меняться с учетом специфики системы ведения отрасли и поведенческой составляющей оленеводов, так же в соответствии с этапами развития отрасли и с условиями постоянно меняющейся внешней среды.

www.mshj.ru

1550 -,

1350 -

1150 -

950 -

750 -

550 -

350 -

150

1444 1450 1445 1

452,9

133,1 138,9 144,5 153,7 168,9 181,7 190,1 200,1 194,9 191,1 177,1 165,3 156 156,8 154,6 146,6 152,1

- 210

- 200 324,0

- 190

- 180

- 170

- 160

- 150

- 140

- 130

- 120

/ / / / / / / / / / / / / / ^ / /

Поголовье оленей в РС (Я) на конец года, тыс. голов

> Уровень общего объема государственной поддержки оленеводства в расчете на 1 голову, в ценах 2002 г., руб.

—^ Уровень государственной поддержки на создание условий труда для оленеводческих бригад (с 2017 г. на содержание оленей) в расчете на 1 голову, в ценах 2002 г., руб.

Рис. 3. Динамика уровня государственной поддержки СДО РС (Я) в расчете на 1 голову, в ценах 2002 г., рублей

Анализ показал, что в 2002-2009 гг. рост поголовья оленей происходил по причине некоторого снижения уровня падежа и сокращения объемов скота на убой (численности оленей на убой), но не из-за увеличения приплода на 100 маток. Данный способ роста поголовья можно назвать экстенсивным, когда политика направлена на стабилизацию поголовья, а показатели продуктивности не повышаются.

Наблюдаемые положительные изменения в официальных данных по поголовью также можно связать с человеческим фактором, когда в хозяйствах учет поголовья и внесение показателей в формы статистической отчетности осуществляется с учетом мер государственной поддержки.

Субсидирование на реализованную продукцию несомненно влияет на хозяйственные решения оленеводов, а именно по количеству голов на убой. Так как резкий переход на курс повышения объемов производства ведет к неуемному сокращению поголовья оленей, субсидии на реализованное мясо в полной мере в Якутии рекомендуется вводить постепенно и при условии увеличения показателей продуктивности за предыдущие годы, когда наблюдается положительные темпы роста приплода на 100 маток, сохранности взрослого поголовья, минимальные показатели потерь.

Литература

1. Забродин В.А., Лайшев К.А., Дубовик И.К. Развитие северного оленеводства в рамках осуществления

арктических интересов России // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 40. С. 108-112.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL://www.gks.ru

3. Якутия: ХХ век в зеркале статистики: официальное издание / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. 293 с.

4. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2005, 2010, 2015-2018 гг.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2019. 211 с.

5. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2001-2006 гг.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2007. 151 с.

6. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2005-2010 гг.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2011. 157 с.

7. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2000, 2007-2011 гг.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2012. 173 с.

8. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2012-2015 гг.: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2016. 170 с.

9. Баланов И.М. Отдел развития традиционных отраслей Севера государственного комитета Республики

Саха (Якутия) по делам Арктики // Сельский консультант Якутии. 2017. № 1(31). С. 4-6.

10. Об оплате труда и материальном стимулировании работников, занятых в оленеводстве: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 г. № 536. URL: http://docs.cntd.ru/ document/473506989

11. Об утверждении стандартов размеров стад домашних оленей, численности работников оленеводческой бригады, обязанностей и квалификационных характеристик работников оленеводства: приказ министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2002 г. № 483. URL: http://docs.cntd.ru/ document/445039651

12. Методика составления технологической карты, расчета нормативных затрат по стадному содержанию оленей в Республике Саха (Якутия): методическое пособие / Государственный Комитет РС (Я) по делам Арктики, ФГБНУ ЯНИИСХ. Якутск: Эрэл, 2017. 208 с.

13. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы / Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Якутск, 2002. 192 с.

14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) . URL: htpp://www. minsel. sakha.gov.ru

15. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) за годы экономических реформ (1990-1996 годы) / Отдел агропромышленного комплекса Министерства экономики Республики Саха (Якутия). Якутск, 1997. 133 с.

16. Сыроватский Д.И., Винокуров В.С., Даянова Г.И., Никонова Т.А. Методика расчета расходов по содержанию стандартных стад домашних оленей в Республике Саха (Якутия) на период стабилизации поголовья. Якутск, 2006. 118 с.

17. Поголовье не в цене. URL: https:// rg.ru/2018/01/18/reg-dfo/pochemu-v-iakutii-ne-udaetsia-uvelichit-proizvodstvo-oleniny.html

18. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644:0

19. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства. Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12. 2010 г. № 881-З № 639-IV. URL: http://docs.cntd.ru/ document/895278781

20. Даянова Г.И., Протопопова Л.Д., Егорова И.К. Методика составления технологических карт для расчета себестоимости продукции северного оленеводства в Республике Саха (Якутия) // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65). С. 784-789.

21. Степанов А.И., Федоров В.И., Даянова Г.И., Скрябина М.П. Проблемы и перспективы развития северного оленеводства в условиях промышленного освоения Севера // Труды форума «ЭкоАрктика 2017. Безопасное освоение Арктики». М.: ООО «РН-Шельф-Арктика», 2017. С.51-54.

Об авторах:

Даянова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом социально-экономического развития села, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3907-5985, dajanova@mail.ru

Егорова Ирина Кимовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9831-8003, irina_kimovna777@mail.ru

Протопопова Любовь Даниловна, научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9234-8666, protopopovald@mail.ru

ЖЪ&ШМЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №6 (378)/2020

Крылова Акулина Николаевна, младший научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5300-3203, akulina.krylova.80@mail.ru

Никитина Надежда Николаевна, младший научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5625-9437, niki_nadejda85@mail.ru

ANALYSIS OF FORMATION OF A MODEL OF STATE SUPPORT OF NORTHERN DOMESTIC REINDER HUSBANDRY IN NORTHERN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

G.I. Dayanova, I.K. Egorova, L.D. Protopopova, A.N. Krylova, N.N. Nikitina

M.G. Safronov Yakut scientific research institute of agriculture —

Division of Federal Research Centre «The Yakut Scientific Centre

of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences», Yakutsk, Russia

The article examines the model of state support at the regional level, based on the cost method, calculations of standard costs in the production process and the cost of production in determining and justifying the amount of state financial support. The aim of the study is to identify the main characteristics of state regulation of northern domestic reindeer husbandry (NDRH) in the Republic of Sakha (Yakutia) (RS (Y)). The modern model of state support for northern domestic reindeer husbandry is characterized by the application of the principle in the organization of production — a reindeer-herding brigade, measures to stabilize the livestock. The formation of this model was carried out in four stages: the first — 2002-2006, the second — 2007-2011, the third — 2012-2016, and the fourth — 2017 to the present. In 2002-2009 the increase in the number of reindeer in the republic was mainly due to a decrease in the slaughter of reindeer, and not due to an increase in productivity, that is, an extensive method. The observed positive changes in the official data on livestock can also be associated with the human factor, when in farms the registration of livestock and the inclusion of indicators in the statistical reporting forms is carried out taking into account the measures of state support. Due to the specifics of the LMS management system and the behavioral component of reindeer herders, the methods of state support for the industry in the Republic of Sakha (Yakutia) should change in accordance with the stages of development of the industry and with the conditions of the constantly changing external environment.

Keywords: northern domestic reindeer husbandry, government support, subsidies, model, livestock, stabilization, Republic of Sakha (Yakutia).

References

1. Zabrodin V.A., Laishev K.A., Dubovik I.K. (2015). Development of northern reindeer husbandry within the framework of the implementation of the Arctic interests of Russia. Izvestia of the St. Petersburg State Agrarian University, no. 40, pp. 108-112.

2. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: www.gks.ru

3. Yakutia: XX century in the mirror of statistics. Yakutsk: Sakhapoligrafizdat, 2001, 293 p.

4. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2005, 2010, 2015-2018: Statistical compendium. Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2019, 211 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2001-2006: Statistical compendium. Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2007, 151 p.

6. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2005-2010: Statistical compendium. Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2011, 157 p.

7. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2000, 2007-2011: Statistical compendium. Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2012, 173 p.

8. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2012-2015: Statistical compendium. Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2016, 170 p.

9. Balanov I.M. (2017). Department for the development of traditional industries of the North of the State Committee of the Republic of Sakha (Yakutia) for Arctic Affairs. Rural consultant of Yakutia, no. 1 (31), pp. 4-6.

10. On remuneration and material incentives for workers employed in reindeer husbandry: Resolution of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 24.10.2002, no. 536. URL: http://docs.cntd.ru/document/473506989

11. On the approval of standards for the size of herds of domesticated reindeer, the number of employees of the reindeer herding brigade, the duties and qualifications of reindeer husbandry workers: order of the Ministry of the villages. households Republic Sakha (Yakutia) dated 03.09.2002, no. 483. URL: http://docs.cntd.ru/document/445039651

12. Methodology for drawing up a technological map, calculating standard costs for herd keeping of reindeer in the Republic of Sakha (Yakutia): methodological guide. State. committee of the Republic of Sakha (Yakutia) on Arctic Affairs, FGBNU YANIISH, Yakutsk: Erel, 2017. 208 p.

13. Presidential program of socio-economic development of the village of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2002-2006, Yakutsk, 2002, 192 p.

14. Official site of the Ministry of Agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia). URL: htpp: //www.minsel. sakha. gov.ru

15. Agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia) during the years of economic reforms (1990-1996). Department of the agro-industrial complex of the Ministry of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, 1997.133 p.

16. Syrovatsky D.I., Vinokurov V.S., Dayanova G.I., Niko-nova T.A. (2006). Methodology for calculating costs for

maintaining standard herds of domesticated reindeer in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period of stabilization of the livestock, Yakutsk, 118 p.

17. Livestock is not valued. URL: https:// rg.ru/2018/01/18/reg-dfo/pochemu-v-iakutii-ne-udaetsia-uvelichit-proizvodstvo-oleniny.html

18. On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets (with amendments and additions). Resolution of the Government of the Russian Federation No. 717 dated July 14, 2012. URL: http://ivo.garant.ru/# / document / 70210644: 0

19. On vesting local self-government bodies of municipal districts and urban districts of the Republic of Sakha (Yakutia) with separate state powers to support agricultural production Law of the Republic of Sakha (Yakutia) of 15.12. 2010 No. 881-3 No. 639-IV. URL: http://docs.cntd.ru/ document/895278781

20. Dayanova G.I., Protopopova L.D., Egorova I.K. (2015). Methodology for drawing up technological maps for calculating the cost of production of reindeer husbandry in the Republic of Sakha (Yakutia). Economy and Entrepreneurship, no. 12-1 (65), pp. 784-789.

21. Stepanov A.I., Fedorov V.I., Dayanova G.I., Scriabi-na M.P. (2017). Problems and prospects for the development of reindeer husbandry in the context of industrial development of the North. Proceedings of the forum «EcoArctic 2017. Safe development of the Arctic», Moscow: LLC RN-Shelf-Arctic, pp. 51-54.

About the authors:

Galina I. Dayanova, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3907-5985, dajanova@mail.ru

Irina K. Egorova, candidate of economic sciences, senior researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9831-8003 , irina_kimovna777@mail.ru

Lyubov D. Protopopova, researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9234-8666, protopopovald@mail.ru Akulina N. Krylova, junior researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5300-3203, akulina.krylova.80@mail.ru Nadezhda N. Nikitina, junior researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5625-9437, niki_nadejda85@mail.ru

dajanova@mail.ru

36 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (378) / 2020 www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.