УДК 636.294(571.56)
ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ
ОСОБЕННОСТИ ОЛЕНЕВОДСТВА И ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ПОГОЛОВЬЯ ДОМАШНИХ ОЛЕНЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
САХА (ЯКУТИЯ)
Features of reindeer and trends in domestic reindeer population in the Republic of Sakha (Yakutia)
Д.Е. Винокурова, М.Н. Прохорова
Д.Е. Винокурова — кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики сельского хозяйства Якутской государственной
сельскохозяйственной академии, e-mail: [email protected].
М.Н. Прохорова — старший преподаватель кафедры экономики сельского
хозяйства Якутской государственной сельскохозяйственной академии,
e-mail: [email protected]
D.E. Vinokurova, M.N. Prokhorova
D.E. Vinokurova — Ph.D., Associate Professor, Department of Agricultural Economics of Yakutsk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected]. M.N. Prokhorova — Senior Lecturer, Department of Economics Agriculture Yakutsk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected]
В данной проблеме раскрывается суть устойчивого развития традиционных отраслей оленеводства в Республике Саха (Якутия). Основной задачей в увеличении поголовья оленей является воспроизводство стада оленей в оленеводческих хозяйствах.
In this article are revealed the problems of traditional reindeer breeding development herding in the Republic of Sakha (Yakutia). The main task in increasing of the number of reindeer is a reproduction of domesticated reindeer herd of.
Ключевые слова: Оленеводство, поголовье, прирост, домашние олени, традиционная отрасль, стада, малочисленные народы Севера, арктические улусы, государственная поддержка, кочевые условия.
Keywords: Reindeer husbandry, livestock, growth, domestic reindeer, traditional industry, herd, minority peoples of the North, Arctic regions, government maintenance, nomadic conditions.
По состоянию на 01.01.2013 г. поголовье домашних оленей в республике во всех категориях хозяйств составляет более 204,5 тысячи голов, в то время как на 01.01.2012 г. общее поголовье составляло почти 195 тысяч голов. То есть небольшой прирост в 4,5 % есть.
В Якутии максимум поголовья оленей наблюдалась в 1980 году -тогда по состоянию на 1 января насчитывалось 384,5 тысячи голов. Нынешнее поголовье оленей, по сравнению с максимальным показателем, составляет всего 53 %.
Департамент традиционных отраслей Севера работает третьей по счету подпрограмме «Развитие традиционных отраслей Севера» республиканской госпрограммы «Развитие села до 2016 года». Системная работа по оленеводству ведется, начиная с 2002 года. Благодаря этому создана система государственной поддержки по двум направлениям -поддержка оленеводческого производства и социально-бытовое обеспечение работников оленеводства. В 90-е годы поголовье оленей достигло своего минимума - снижение тогда произошло до 134 тысяч голов. Сейчас эту планку сумели поднять до 204 тысяч. Так что увеличение поголовья на более чем 70 тысяч голов за эти годы - это результат системной работы, хотя малыми темпами, но поголовье все же ежегодно увеличивалось на 5 %.
На прирост поголовья повлияло и то, что в первой подпрограмме 2002 - 2007 годов рекомендовали ввести мораторий на промышленный забой оленей. И ввели субсидии на получение живого прироста поголовья. Сейчас этот мораторий снят, потому что хозяйства должны получать хоть какой-то доход от оленеводства. При этом нельзя забывать о санитарном забое осенью согласно по плану забоя и по зоотехническим, ветеринарным требованиям. Но субсидии на прирост поголовья в республике сохранены.
Сейчас по республике мы наблюдаем структурный дисбаланс стада оленей. Маточное поголовье, которое дает приплод, сокращается -составляет всего 43 %, остальное - это самцовая группа и молодняк. А по зоотехническим требованиям маточного поголовья должно быть не менее 50 %. Такая ситуация наблюдается практически во всех северных улусах.
Есть субъективные и объективные факторы. Сегодня в арктических улусах, где проживают коренные малочисленные народы Севера, в основном, потребляют оленину. Так что более чем в 15 улусах оленина идет на производственный расход для внутреннего потребления и реализации населению, и, помимо этого, оленеводы получают еще и прирост. Также объективным фактором является большой непроизводительный отход. В течение последних десятилетий в Арктике климат очень сильно изменился. В северо-западной Якутии летом стоят продолжительные жаркие дни, в результате стало очень много комаров и гнуса. В результате происходит следующее: получаем хороший отел тугутов, но из-за продолжительных жарких дней, из-за огромного количества гнуса, которые вызывают болезни, не можем сохранить полученный приплод.
Еще много отхода в период отела происходит от нападений хищных птиц, воронов, медведей, нашествий волков. Раньше на всей территории России количество серых хищников систематически регулировали с помощью ядов. А сегодня применение ядов запрещено, поэтому очень сложно стало охотиться на волков, особенно в районах таежной и горнотаежной зоны. Поэтому сегодня непроизводительные отходы составляют более 32 тысяч голов, причем 28 % составляет падеж от болезней, 35 % -травеж хищниками, а 37% - это потери. Причем потери происходят не только от хищников, но и от несоблюдения трудовой дисциплины, то есть от субъективного фактора.
На сегодняшний момент основные проблемы оленеводства Якутии находится в положении застоя. Система, созданная более 10 лет назад, уже устарела. Если посмотреть по формам собственности, 45% поголовья оленей
содержится в муниципальных и государственных предприятиях, 28 % - в родовых общинах, 14 % - в кооперативах и 10% в личных подсобных хозяйствах. Если посмотреть по хозяйствам, то в последние два года сокращается поголовье оленей в муниципальных, государственных предприятиях и в кооперативах в среднем на 3% . Зато в родовых общинах оно увеличилось на 9% за счет создания новых мелких общин на базе тех же МУП-ов, ГУП-ов и ПК, поголовье в личных подсобных хозяйствах увеличивается на 2%. Это показывает ненадлежащую организацию производства и контроль государственных и муниципальных предприятий. То есть муниципалитеты своим богатством - оленями - неэффективно пользуются. В тех улусах, где есть муниципальные предприятия, например, в Анабарском, Булунском, Момском, улусными администрациями не ведется системная работа по их поддержке. Каких-либо механизмов, стимулирующих рост поголовья оленей, муниципалитеты до сих пор не разработали.
Сейчас Департамент традиционных отраслей Севера разрабатывает Положения о передаче в аренду муниципального и государственного поголовья оленей. Также рассматриваем вариант создания совместных муниципально-частных предприятий и вопрос создания потребительских кооперативов на основе консолидации мелких оленевладельцев. По этим трем направлениям Департамент традиционных отраслей Севера прорабатываем Положения и будет рекомендовать муниципалитетам, которые по своим сложившимся социально-экономическим ситуациям будут принимать решения - по какому пути им идти.
Департамент традиционных отраслей Севера предлагаем создавать общества с ограниченной ответственностью, где учредителями будут муниципалитеты со своим имуществом - оленями и работники оленеводства со своими частными оленями. То есть у людей уже появится заинтересованность в этом предприятии. На данный момент оленевод пасет оленей, не зная расценок за труд. Вроде бы в свое время правительством были созданы хорошие условия стимулирующего характера, даже в 2009
году утверждали проект производственного договора между хозяйством и оленеводческой бригадой, но фактически на местах эти условия сведены на «нет». И в результате оленевод начинает думать о своем нелегальном доходе. Отсюда большой процент потерь и травежа. Сегодня надо менять эту структуру и назрело конкретное участие муниципалитетов, как собственников оленей. Потому что темпы роста именно муниципального и государственного поголовья очень низкие. Дошли до того, что поголовье ежегодно сокращается в среднем на 5 %.
Проблемные вопросы опытных оленеводов - неумелое организация труда на местах, отсутствие наставничества, и, в частности, о низкой зарплате оленеводов в 7-8 тыс. рублей, на которую невозможно прожить. В то же время есть ведь опыт других регионов, скажем, той же Чукотки, где оленеводы имеют зарплату в 18 - 22 тыс. рублей.
В некоторых улусах оленеводы уже реально получают зарплату в 15 -25 тысяч. Но это возможно только когда оленей держат в одном крупном хозяйстве. В родовых же общинах, которые имеют по одному-два стада, экономического эффекта нет. Сегодня должны быть контрактно - договорные отношения между оленеводческой бригадой и дирекцией хозяйства.
Сегодня в оленеводстве мало образованных, соответствующих этой работе бригадиров. В их качестве работают бывшие оленеводы. А они -практики, у которых нет теоретической базы. Вообще в оленеводстве, не хватает именно среднего звена кадров, начиная от ветеринаров, зоотехников и ниже. Но это объясняется объективными факторами - на Севере нет нормальных условий для проживания, поэтому молодые кадры практически не едут работать на север.
По поддержке молодых специалистов решением Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) выпускникам вузов, которые выезжают на работу в организации АПК республики, положены ежемесячные компенсационные выплаты к заработной плате, так называемые подъемные, в размере 15 тысяч рублей. Это касается и
традиционных отраслей Севера, то есть оленеводства. А создание условий для работы молодых кадров - это уже ответственность муниципалитетов и хозяйств.
Сегодня наблюдается отток кадров из оленеводства. Местная молодежь не хочет трудиться в кочевых условиях, стадах, а ищет работу в поселках, городах. Идет и возрастное «старение» оленеводов. Молодых кадров совсем мало.
Для этого в 2013 году Департамент традиционных отраслей Севера планируют внедрить новую бюджетную статью, суть которой в том, что мы должны создать все условия для работы и житья в кочевых условиях для впервые выезжающего туда молодого оленевода. То есть должны его обеспечить всем необходимым - начиная от кухонной утвари до табельного снаряжения и кочевого жилья. Причем за счет бюджетных средств, но с условием заключения договора трудоустройства на определенный срок. А участие хозяйств будет заключаться в том, что они должны предоставить молодому оленеводу транспортных оленей.
Якутия отстает по товарному производству по сравнению с другими оленеводческими регионами. К примеру, на Ямале конкретно перешли на товарное производство - внедрили глубокую переработку, поставили хорошие убойные перерабатывающие цеха. Чукотка тоже упорядочила дела в оленеводстве, построила цеха, то есть создала условия для развития товарного производства.
Если по законодательной части и по финансированию Якутия в первых рядах, то по созданию условий для товарного производства, отстаем. Нам надо наверстать это. Но ввиду того, что оленеводческие хозяйства разбросаны по всей территории Якутии, создать логистику для производства продукции оленеводства очень сложно. Сложная транспортная схема, огромные расстояния - все это, безусловно, не способствует развитию производства.
Сейчас убойные цеха, построенные еще в советское время и ныне восстановленные, сохранились только в Нижнеколымском улусе. Так что сейчас забой оленей идет старым, «дедовским» способом - в тундре, тайге. Но от этого мы должны отходить, ведь на дворе 21 век. Поэтому должны быстро строить хорошие убойные цеха во всех крупных оленеводческих улусах. Кстати, первый убойный цех ООО «Таба-Полюс», который расположился на границе Оймяконского и Томпонскогно улусов, должны запустить в начале 2013 года. Согласно генеральному плану развития товарного производства, планируется построить убойные цеха в Анабарском, Нижнеколымском, Усть-Янском, Кобяйском, Томпонском, Эвено-Бытантайском улусах, то есть в тех улусах, где дислоцированы крупные оленеводческие хозяйства.
Правовое положение оленеводства в России не определено специальным законом общегосударственного характера. Законопроект Российской Федерации «Об оленеводстве» подготовлен уже давно и постоянно перерабатывается, но еще до сих пор не принят. Правовое регулирование оленеводства осуществляется в соответствии с юридическими актами, регламентирующими агропромышленный комплекс, нормами Конституции Российской Федерации, Земельным, Гражданским и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральными законами о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, экологическим законодательством и законодательством о недрах. Важными для оленеводства являются также законы и подзаконные акты о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Несмотря на отсутствие федерального закона, законы об оленеводстве и его государственной поддержке уже приняты в нескольких субъектах Российской Федерации (в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах). Во всех нормативных актах и законопроектах оленеводство рассматривается как один из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов
Севера и необходимое условие сохранения их образа жизни и самобытной культуры.
Несмотря на достигнутые за последние годы успехи, в региональных нормативно-правовых актах по оленеводству можно отметить ряд повторяющихся ошибок. Это несогласованность с федеральным законодательством, загромождение списка основных понятий биологическими и зоотехническими терминами, которые не используются в тексте самого закона, отсутствие понимания юридической квалификации права собственности (владения, распоряжения и пользования). Кроме того, оленеводы в большинстве случаев не могут эффективно использовать нормативно-правовые акты для защиты своих прав и интересов в силу отсутствия у них достаточных правовых знаний.
Одной из важнейших проблем является законодательное регулирование отношений между оленеводческими предприятиями и промышленными компаниями, использующими минеральное сырье на оленеводческих территориях. Начавшийся в ряде регионов России процесс заключения договоров между коренными народами Севера и промышленниками — признак формирования цивилизованных партнерских отношений. Для оленеводства наиболее важны права на владение и распоряжение оленьими пастбищами и на использование финансовых средств, отчисляемых компаниями в качестве компенсаций за использование пастбищных территорий. К сожалению, при современной системе перечисления средств непосредственный землепользователь — оленевод становится последним, до кого эти средства доходят. На пути их прохождения встают многочисленные барьеры. В большинстве регионов оленеводы и добывающие компании пока не имеют возможности прямого заключения договоров. Компании ведут переговоры о компенсации ущерба с оленеводческими предприятиями или местными административными органами. Права частных владельцев при этом могут и не учитываться. Предприятия, получив средства от промышленной компании, совсем не
обязательно тратят их в интересах кочевых семей, чаще даже расходуют на развитие поселков. Кроме того, компании и администрация могут оказывать давление на оленевода. Имеется большое число жалоб, в основном от пользователей родовых угодий, на то, что их мнение не учитывается при изъятии территорий для промышленных нужд. При этом на бумаге решение нередко бывает одобрено и подписано представителями всех трех сторон — компанией, администрацией и оленеводами.
К числу недостатков можно отнести также то, что законы акцентируют внимание на оленеводческих предприятиях и недостаточно защищают права работающих в них оленеводов, а также оленеводов-частников. Много неясностей остается в отношении прав общин коренных малочисленных народов. Закон устанавливает их право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, в том числе и на оленеводство. В то же время конкретные виды прав на землю, которыми могут пользоваться общины, нигде не перечислены и не установлен порядок регистрации этих прав.
Важной проблемой для оленеводства стало принятие нового Земельного кодекса, с чем связано прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Это право, как уже было отмечено, было наиболее распространенным видом прав на оленьи пастбища. Поскольку новым Земельным кодексом оно не предусмотрено, получается, что оленеводы должны будут платить государству аренду за пользование пастбищами. Это явно не соответствует международным принципам отношений между развитыми государствами и коренными народами.
Учитывая динамичный темп развития современной жизни, на сегодня Закон РС (Я) « О северном домашнем оленеводстве» принятый 15 лет назад устарел. Поэтому в виде законодательной инициативы Правительства РС (Я) внесли на рассмотрение парламента проект изменений и дополнений в этот закон. Основное направление - чисто редакционного характера. А второе направление - внести изменения с учетом федерального законодательства -
налогового, бюджетного Кодекса РФ. В основном, изменения были внесены по статье 7 «Бюджетное финансирование оленеводства». Сейчас законопроект прошел.
Список использованной литературы
1. Алексеев А.А. Технология содержания и продуктивность северных оленей в горно-таежной зоне Республики Саха (Якутия) / А.А.Алексеев. - Новосибирск: Наука, 2006. - 128 с.
2. Владимиров Л.Н., Решетников И.С., Роббек В.А. Научные аспекты возрождения северного оленеводства. - Якутск, 2005. - 336 с.
3. Вопросы оленеводства РС(Я): Сб. науч. тр./ РАСХН. Сиб. Отд-ние. Якут. НИИСХ. - Новосибирск, 2000.
4. «Наука - оленеводству»: сб. статей №3 / РАСХН, Сиб. Отд-ние. Якут. НИИСХ. - Якутск, 2005.
5. Годовой отчет оленеводческих хозяйств РС (Я) за 2012 год.