Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капашева Дина Нурлановна

В настоящий момент остро встает вопрос о развитии реального сектора экономики, это связано, в первую очередь с тем, что существует нестабильность на мировых финансовых рынках и падает спрос на продукцию реального сектора. Следствиями данных факторов является нарушение финансовых циклов предприятий, ухудшение показателей обеспеченности средствами, необходимость вложения инвестиций в поддержку прежнего уровня воспроизводства, а также его расширение и модернизация. В данной статье рассмотрено понятие «реальный сектор экономики», а также механизм бюджетного финансирования реального сектора экономики Российской Федерации. Приведен анализ динамики объёма инвестиций в основной капитал экономики России из федерального бюджета за период 2017-2019 гг.At the moment, the question of the development of the real sector of the economy arises, this is due, first of all, to the fact that there is instability in the world financial markets and the demand for products of the real sector is falling. The consequences of these factors are the disruption of the financial cycles of enterprises, the deterioration of the indicators of the provision of funds, the need to invest in support of the previous level of reproduction, as well as its expansion and modernization. This article discusses the concept of "the real sector of the economy", as well as the mechanism of budgetary financing of the real sector of the economy of the Russian Federation. The analysis of the dynamics of the volume of investments in fixed assets of the Russian economy from the federal budget for the period 2017-2019 is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

УДК 336.13

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Капашева Дина Нурлановна, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Оренбург

E-mail: ren_akatsuki@mail.ru

Аннотация. В настоящий момент остро встает вопрос о развитии реального сектора экономики, это связано, в первую очередь с тем, что существует нестабильность на мировых финансовых рынках и падает спрос на продукцию реального сектора. Следствиями данных факторов является нарушение финансовых циклов предприятий, ухудшение показателей обеспеченности средствами, необходимость вложения инвестиций в поддержку прежнего уровня воспроизводства, а также его расширение и модернизация. В данной статье рассмотрено понятие «реальный сектор экономики», а также механизм бюджетного финансирования реального сектора экономики Российской Федерации. Приведен анализ динамики объёма инвестиций в основной капитал экономики России из федерального бюджета за период 2017-2019 гг.

Abstract. At the moment, the question of the development of the real sector of the economy arises, this is due, first of all, to the fact that there is instability in the world financial markets and the demand for products of the real sector is falling. The consequences of these factors are the disruption of the financial cycles of enterprises, the deterioration of the indicators of the provision of funds, the need to invest in support of the previous level of reproduction, as well as its expansion and modernization. This article discusses the concept of "the real sector of the economy", as well as the mechanism of budgetary financing of the real sector of the economy of the Russian Federation. The analysis of the dynamics of the volume of investments in fixed assets of the Russian economy from the federal budget for the period 2017-2019 is presented.

Ключевые слова: реальный сектор, экономика, государственная поддержка, инвестиции в основной капитал, материальное производство.

Key words: real sector, economy, government support, investment in fixed assets, material production.

Собственные средства предприятий являются основными источниками финансирования в основной капитал, и все же для поддержания и тем более модернизации и расширения производственных мощностей их объема недостаточно. Средства бюджетов соответствующих уровней с целью финансирования тех или иных направлений невелики, также на государство возложено обслуживание большого государственного внутреннего и внешнего долга [1].

Высокая мобильность факторов производства служит укреплению позиций экономики Российской Федерации в глобальных масштабах, но это невозможно без проработанной и методичной государственной инвестиционной политики, которая способна отвечать национальным интересам России и которая обеспечивает приток в экономику внутренних инвестиций. Именно поэтому большой интерес как практический, так и теоретический представляет выявление значения государственного бюджета в рамках роста инвестиций в реальный сектор экономики РФ [2].

Понятие «реальный сектор экономики» появилось давно в правительственных документах. В совместном докладе Минэкономики и Госкомстата России была сформирована специальная часть «Реальный сектор экономики и товарные рынки», которая охватывала сельское хозяйство, промышленность, сельское хозяйство, связь и транспорт. Вместе с реальным сектором упоминались понятия социального, финансового и внешнеэкономического секторов [3].

Реальный сектор экономики российские ученые приравнивают к материальному производству. По их мнению, материальное производство есть важнейшая и основополагающая сфера экономики, в которой создаются удовлетворяющие потребности человека материальные блага и услуги посредством трудовой деятельности. Но в экономике существует, наравне с производством материальных благ, нематериальное производство, которое предполагает воздействие не на природу, а на других людей. Понятие «реальный» в Большом экономическом словаре предполагает «действительный, существующий в действительности» [4], а различные виды деятельности сферы услуг функционируют, поэтому их можно отнести к реальному сектору. Следовательно, также целесообразно использовать такие понятия, как «материальное производство» и «нематериальное производство»,

«материальные услуги» и «нематериальные услуги».

На федеральный бюджет возложены основные функции управления государством. Государство осуществляет процессы распределения и перераспределения ВВП между сферами народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.

Финансовое обеспечение общегосударственных органов и мероприятий, которые связаны с финансированием безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, а также развитие науки и подготовка высококвалифицированных кадров, возложено на федеральный бюджет.

Приоритетным источником обеспечения структурной перестройки экономики, освоения новых технологий и направлений в промышленности являются средства федерального бюджета. В связи с этим финансирование федеральных целевых программ, в рамках решения проблем социальной сферы и экономики, также связано непосредственно со средствами федерального бюджета. Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах (рисунок 1).

ассигнования на содержание бюджетных учреждений инвестиции в уставные капиталы юридических лиц (-ч дотации, субвенции бюджетам других уровней ^ Л

субвенции и субсидии физическими юридическим лицам трансферты населению в виде установленных законодательством выплат бюджетные кредиты юридическим лицам ^ л

ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления г средства на оплату " товаров, работ, услуг, приобретаемых в соответствии с государственным или муниципальным ^ заказом „ кредиты иностранным государствам ^_>

Рис. 1 Формы предоставления средств из бюджетов РФ

Государственное управление каждой сферой общественных отношений осуществляется с помощью права. Следовательно, большое значение имеет правовой инструментарий, применяемый государством в процессе регулирования экономики, а также сбалансированность распределения прав и обязанностей между разными уровнями органов государственной власти и гармоничность структуры данного инструментария.

Немаловажным компонентом экономического роста страны являются инвестиции в основной капитал, они отражают деловой климат государства и его инвестиционную привлекательность. С 2014 года сложилась отрицательная динамика капиталовложений из-за введения санкций в отношении экономики России, но с 2017 года произошел перелом этой негативной тенденции. По официальным данным Росстата, в 2017 году инвестиции в основной капитал выросли на 4,8%, а в 2018 году - на 4,3%. Данные представлены на рисунке 2.

На рисунке 2 видно, что положительная тенденция в 2019 году сохранилась, но темпы прироста значительно сократились. По результатам первого квартала и полугодия объем инвестирования в основной капитал вырос на 0,5% и 0,6% соответственно по отношению к соответствующим показателям предыдущего года. Во втором квартале 2019 года инвестиции в основной капитал отражают практически нулевую динамику по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, что, в свою очередь, объясняется снижением инвестиционных расходов федерального бюджета. Инвестиции в основной капитал в третьем квартале 2019 года увеличились на 0,9% в годовом выражении. Прирост валового накопления капитала в целом за девять месяцев 2019 года равен 0,7% в годовом выражении. В реальном выражении суммарный

объем инвестиций в основной капитал за девять месяцев 2019 года превысил аналогичный показатель прошлого года и составил 11458,7 млрд. руб.

Рис. 2 Динамика инвестиций в основной капитал и ВВП, % к соответствующему периоду предыдущего года, 2010-2019 гг.

Динамика структуры инвестиций в основной капитал в зависимости от источника финансирования за 2017-2019 года представлена в таблице 1.

На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2019 году профинансировано из федерального бюджета 1032,7 млрд. руб. (7,6% от общего объема средств, предусмотренного на год), 902,0 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации (6,6%) и 151,1 млрд. руб. из местных бюджетов РФ (1,1% от общего объема средств). За период 2017-2019 гг. произошло снижение объема инвестиций из федерального бюджета на 15,9 млрд. руб. (-1,7 п.п. по отношению к соответствующему периоду 2017 года) и увеличение объема инвестиций из бюджетов субъектов РФ на 220,7 млрд. руб. (+0,6 п.п). Объем инвестиций, направленных из местных бюджетов, за трехлетний период не изменился. Основным источником инвестиций в основной капитал остались собственные средства, которые, в свою очередь, увеличились на 1480,4 млрд. руб. по отношению к 2017 году.

Исполнение расходов на реализацию объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), в 2019 году составило только 195,0 млрд. руб., или 21,4% показателя сводной росписи, что на 6% меньше показателя аналогичного периода 2018 года.

Таблица 1

Динамика структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за 2017-2019 гг.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение 2019 к 2017 гг. (+;-)

млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу млрд. руб.

Инвестиции в основной капитал — всего 11282 100 12262 100 13618 100 2335,5

в том числе:

Собственные средства 5750,7 51,0 6290,7 51,3 7231,1 53,1 1480,4

Привлеченные средства 5531,8 49,0 5971,5 48,7 6386,9 46,9 855,1

из них:

кредиты банков 1174,5 10,4 1370,1 11,2 1527,9 11,2 353,4

в том числе кредиты иностранных банков 329,4 2,9 665,1 5,4 604,6 4,4 275,2

заемные средства других организаций 674,4 6,0 662,9 5,4 582,8 4,3 -91,6

инвестиции из-за рубежа 86,7 0,8 95,8 0,8 86,6 0,6 -0,1

бюджетные средства 1856,7 16,4 2003,4 16,3 2085,8 15,3 229,1

в том числе из:

федерального бюджета 1048,6 9,3 1046,3 8,5 1032,7 7,6 -15,9

бюджетов субъектов Федерации 681,3 6,0 824,5 6,7 902,0 6,6 220,7

средства местных бюджетов 126,8 1,1 132,6 1,1 151,1 1,1 24,3

средства внебюджетных фондов 27,8 0,2 24,5 0,2 27,5 0,2 -0,3

средства организаций и населения, привлеченные из долевого строительства 340,7 3,0 400,0 3,3 476,6 3,5 135,9

из них средства населения 264,6 2,3 303,7 2,5 338,3 2,5 73,7

прочие 1371,0 12,2 1414,8 11,5 1599,7 11,8 228,7

Составлено автором по источнику: [5].

Объем бюджетных ассигнований на мероприятия и объекты ФАИП, которые не готовы к началу строительства в виду отсутствия утвержденной проектной документации, а также объектной детализации, необходимых нормативно-правовых актов, составляет 80,6 млрд. руб., или 9% от общего объема бюджетных ассигнований. Низкий уровень исполнения расходов на

ФАИП показывают Комплексный план (23,8%) и национальный проект «Безопасные дороги» (12,2%).

Динамика реализации ФАИП по кассовым расходам и по количеству введенных объектов за период 2016-2019 гг. представлена на рисунках 3 и 4.

198,5 195,0

млрд руб. МЛрд руб.

27,4 %НН

_^__I_^_I_^_1_^_

I полугодие2 016 года Iполугодие 2017года Iполугодие 2018 года Iполугол; 1е2019года

кассовые расходы на ФАИП -•- % исполнения

Рис. 3 Динамика реализации ФАИП по кассовым расходам

24

10 14 .. * 15

2 0/0 55 1 I 3,9 %

I полугодие 2016 года I полугодие 2017 года I полугодие 2018 года I полугодие 2019 года

количество введенных объектов % выполнения плана

Рис. 4 Динамика реализации ФАИП по количеству введенных объектов

Исходя из рисунков 3 и 4 видно, что в 2019 году произошло снижение темпов исполнения федеральных инвестиционных программ на 5,5% по кассовым расходам и на 0,9% по количеству введенных объектов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на 1 июля 2019 года фактически введено в эксплуатацию 15 из 387 объектов ФАИП, или только 3,9% предусмотренных к вводу.

Изменения в структуре инвестиций в основной капитал за последние три года в зависимости от вида экономической деятельности отражают свойственные черты инвестиционного спроса. За период 2017-2019 гг. произошло незначительное повышение доли сельского хозяйства (+0,1%) и обрабатывающего производства также на 0,1%. В 2019 году увеличились доля

207,6

млрд руб.

211,5

млрд руб.

26,9 %

транспортировки и хранения на 0,2%, доля деятельности в области информации и связи на 0,3% и доля строительства на 0,7% в сравнении с 2017 годом. Незначительно снизились доля обеспечения электроэнергии, газом и паром на 0,1%, доля торговли на 0,5% и доля добычи полезных ископаемых на 0,9% по отношению к 2017 году. Выход из кризисной ситуации определяется как и высоким приростом добывающего комплекса, так и высоким приростом инвестиционного спроса с его стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что реальный сектор экономики представляет собой систему разных сфер экономики, которые производят материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, относящихся к финансовому сектору. Бюджетное финансирование реального сектора экономики подкреплено различными нормативно-правовыми актами, такими как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый Кодексы РФ, Федеральными законами, постановления и распоряжения о создании структур управления экономической сферой, консультативных органов и др.

Реальный сектор экономики строится на сложной отраслевой структуре, включающей промышленность, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, охотоведение, строительство, транспорт, торговля, туризм, связь и все те виды деятельности, непосредственно связанные с производством и доведением продукта до потребителя.

Список использованных источников:

1. Кривов В.Д., Мамедова Н.А. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс / Кривов В.Д., Мамедова Н.А. - 2-е изд., стереотипное. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.

2. Кузьмина И.Г., Портнова Л.В., Лундовских Е.В. Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Оренбургской области). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. - 116 с.

3. Бабицкий А.В. Федеральный бюджет РФ // Управление компанией. -2018. - № 1. - С. 16-20.

4. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник / Пономаренко Е.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 377 с.

5. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.