УДК 332.14:639.3(571.66)
А.Г. Дергульский, А.О. Шуликов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОГО КРАЯ)
В статье рассмотрены основные направления деятельности органов государственной власти Камчатского края в области продвижения продукции рыбопромышленного комплекса на российский рынок, выявлены проблемы и недостатки в используемых механизмах, предложены основные направления по совершенствованию деятельности органов государственной власти в данной сфере.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, рыбопромышленные предприятия, морепродукты, внутренний рынок, органы государственной власти.
A.G. Dergulsky, A.O. Shulikov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
STATE SUPPORT FOR REGIONAL PRODUCT PROMOTION TO THE RUSSIAN MARKET (ON THE EXAMPLE OF KAMCHATKA FISHING COMPLEX)
The main areas of the Kamchatka public authority's activity in the field of promoting fishing industry products to the Russian market were considered. The problems and shortcomings in used mechanisms were enumerated. The main directions for improving the public authority's activities in this area were suggested.
Key words: fishery complex, fishing enterprises, seafood, domestic market, public authorities.
Камчатский край является моноотраслевым регионом с доминированием рыбохозяйственно-го комплекса, для стабильного функционирования и развития которого немаловажную роль играет решение проблемы рационального использования водных биологических ресурсов.
Современный рынок продовольственных товаров является важнейшей составляющей национальной экономики России. Рыбная отрасль России представляет собой сложный многофункциональный промышленно-хозяйственный комплекс с развитой системой межотраслевой кооперации и международной деятельности [1].
Существенное значение в обеспечении продовольственной безопасности РФ выполняет ры-бохозяйственный комплекс, который обеспечивает потребителей полноценными и зачастую незаменимыми продуктами питания из рыбы и других гидробионтов. Продукция, полученная из водных животных, богата белками, в которых представлены все необходимые аминокислоты в оптимально сбалансированных пропорциях. Вышесказанное говорит о необходимости совершенствования системы продвижения продукции рыбной промышленности как в Камчатском крае, так и в Российской Федерации в целом, и о необходимости добиться ее большей доступности для потребителей на национальном рынке [2].
В то же время результаты исследований, проведенных специалистами Института аграрного маркетинга, свидетельствуют о том, что рыба и морепродукты в РФ в настоящее время не настолько востребованы потребителями по сравнению с мясными продуктами, что обусловлено ухудшением общей экономической ситуации, стагнацией доходов населения, ростом цен на продовольственные товары, усилением мировой инфляции и т. д. Среднедушевой объем потребления рыбы
и рыбных продуктов россиянами в разные годы носил неравномерный характер, но общая тенденция потребления рыбы - в два раза меньше объема потребления мяса - сохраняется [3].
Камчатский край поставляет пищевую рыбную продукцию и на внутренний рынок страны, преимущественно в Приморский край (более 70% объема поставок). Также вывоз продукции осуществляется в г. Санкт-Петербург, г. Москву, Московскую область, Мурманскую область, Краснодарский край, Пермский край, Нижегородскую область, Свердловскую область, Новосибирскую область, Хабаровский край, Сахалинскую область и другие субъекты Российской Федерации [4].
Необходимо указать, что Приморский край является по сути перевалочной базой для экспорта морепродукции, преимущественно в КНР.
В рамках региональной политики органами государственной власти Камчатского края за последние годы проводились различные мероприятия, связанные с продвижением продукции камчатских рыбопромышленников на национальном рынке, в том числе:
1) содействие развитию производства, глубине переработки водных биоресурсов;
2) развитие холодильно-складских объектов портовой инфраструктуры Камчатского края;
3) организация участия представителей рыбохозяйственного комплекса Камчатского края в международных, межрегиональных (всероссийских) и краевых дегустационно-демонстрационных мероприятиях (ярмарках, конкурсах, форумах и выставках);
4) развитие логистики поставок морепродуктов в европейскую часть РФ за счет развития логистических сервисов в Приморском крае, активизации РЖД и развития Северного морского пути;
5) создание и развитие рыбохозяйственного кластера.
Но, как показывают многочисленные исследования, предпринимаемых мер недостаточно для переориентации камчатской продукции на отечественный рынок.
К примеру, две попытки отправить рыбопродукцию в Северо-Западный регион через СМП с помощью лихтеровоза «Северморпуть», по сути, закончились неудачно: ни в 2019, ни в 2020 году не удалось собрать необходимую партию рыбопродукции для полной загрузки лихтеровоза.
Определенное увеличение поставок в 2020 и 2021 гг. не показательны в силу того, что основные традиционные внешние рынки для камчатских рыбопромышленных предприятий периодически закрывались из-за пандемии.
На российском рынке морепродуктов сложились достаточно устойчивые тенденции, которые необходимо учитывать в рамках реализации региональных программ продвижения морепродуктов, а также в деятельности рыбохозяйственного кластера Камчатского края, в связи с тем, что камчатские рыбохозяйственные предприятия не готовы к таким изменениям.
В настоящее время потребитель морепродуктов предпочитает экономию и удобство, постепенно переходит с охлажденной и замороженной рыбы на продукцию ready-to-cook и ready-to-eat («только приготовить» и «готово к употреблению»).
Модель образа действий покупателей и сложившиеся тенденции на российском внутреннем рынке также меняются. Потребители переходят с более дорогих видов рыб (горбуша, кета и т. д.) на более бюджетные (минтай, навага и пр.). Традиционные каналы продаж рыбной категории с долей 34% (рынки, павильоны, фермерские ларьки и палатки) могут постепенно уступать трендовым форматам (дискаунтерам, хард-дискаунтерам, е-сот и специализированным магазинам) [5].
Одной из причин падения спроса на рыбную продукцию является ее конкуренция с мясом и птицей.
При этом спрос на морепродукты падает не так сильно, как на рыбу. На протяжении 5 лет креветки были и остаются самым продаваемым товаром в категории с точки зрения оборота в рублях. Связано это с особой потребностью, которую нельзя заменить другими продуктами [5].
Для реализации целей повышения доли продукции камчатских рыбопромышленных предприятий на национальном рынке необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
1. Продолжить развивать логистические схемы транспортировки морепродукции на национальные рынки во всех действующих в настоящее время направлениях (порты Приморского и Хабаровского краев и далее железной дорогой, и транспортную артерию СМП).
2. Продолжать содействовать развитию складской инфраструктуры для хранения и накапливания морепродукции на территории Камчатского края.
3. Продолжить развивать глубину переработки морепродуктов на территории Камчатского края для дальнейших поставок на национальный рынок. Еще одна задача в данном направлении - расширение ассортимента. Необходим рост доли морепродуктов высокой переработки, полуфабрикатов, продукции в маринадах. Рыба в приготовлении более сложная, чем мясо, поэтому такие товары экономят покупателю время, добавляют удобство и позволяют хоть как-то обосновать рост цен на рыбу за счет добавленной стоимости.
4. Выстраивать более тесные коммерческие связи с крупными организациями торговли, имеющими разветвленную торговую сеть на территории РФ. В том числе при посредничестве и поддержке правительства Камчатского края в виде долгосрочных прямых контрактов на поставки морепродукции. Это позволит контролировать соотношение цены и качества, убрать сезонный рост цен и уйти от обезличенной упаковки. Этому также могут способствовать инвестиции камчатских рыбопромышленных предприятий в производство переработки морепродуктов, ближе к рынкам сбыта. Тем самым у них появятся стимулы загружать данное производство необходимым сырьем.
5. Продолжить работу, связанную с популяризацией камчатской морепродукции. Вкладываться в бренд рыбному производству необходимо. Глухая упаковка уходит, она не способствует росту продаж, потребитель желает видеть продукт. Актуальны уменьшение фасовки, порцион-ность, экономный подход ко времени приготовления.
В рамках продвижения особенно необходимо позиционировать уникальность камчатской морепродукции, так как камчатские морепродукты обладают уникальным вкусом, который не встретишь у морских обитателей, выловленных в других местах.
6. Создание единой платформы для продвижения морепродуктов. Как показывает опыт ведущих мировых держав, продукт необходимо представлять надлежащим образом, как это делает Норвегия, Аляска и пр. Консолидация усилий рыбаков, перерабатывающих компаний, сетей и рестораторов и государства будет выполнять много задач - от информирования потребителя до маркетинговых кампаний.
Также необходимо сконцентрировать усилия на наиболее острых проблемах отрасли, которые необходимо решить совместными усилиями государственных органов власти на федеральном и региональном уровнях с привлечением бизнеса. К данным проблемам можно отнести:
• низкое качество сырья;
• низкую культуру организации производства;
• высокую долю фальсификата на рынке морепродуктов;
• нарушение условий хранения при организации транспортировки морепродуктов на российский рынок.
Как уже было отмечено, основным барьером на пути камчатской морепродукции к столам жителей России остается разница цен на внутреннем и внешних рынках, и без сглаживания этого паритета остальные мероприятия не принесут должного результата.
Представители отраслевых органов государственной власти, отрасли и отраслевой науки обычно указывают на следующие возможные направления решения данной проблемы:
1. Административный способ - жесткое квотирование долей ВБР, поставляемых на экспорт и на внутренний рынок. На наш взгляд, это скорее всего не даст должного результата по уже указанной причине неразвитости логистики и необходимости возврата сделанных ранее крупных инвестиций в отрасль.
2. Косвенный экономический подход, связанный с субсидированием транспортных тарифов, затрат на топливо, налоговых льгот и пр. Но как было указано, в настоящее время рыбная отрасль пользуется достаточно широким набором налоговым мер поддержки. Существенных изменений в географии поставок не произошло.
3. Увеличение глубины переработки рыбной продукции.
Это направление представляется нам наиболее эффективным в связи с тем, что на экспорт данную продукцию будет поставлять сложнее в связи с жесткой конкуренцией и жесткими регламентами, действующими в странах - традиционных импортерах камчатской рыбной продукции (Япония, Юж. Корея, Китай и др).
При этом доля прибавочной стоимости в переработке всегда выше, чем в добыче, в связи с чем отечественный рынок для камчатской рыбной промышленности должен в этом случае стать более привлекательным.
Литература
1. Лачининский С.С., Шендрик А.В., Петухова Н.К. Современное состояние и проблемы развития рыболовства в приморских регионах Российской Федерации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. - № 4. -2019.- С. 5-20.
2. Сиваков Д.О. Рыбное хозяйство России и зарубежных государств в фокусе права. Часть 1 [Электронный ресурс] // НПЖ «Диалог». - 2017. - № 3 (8). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rybnoe-hozyaystvo-rossii-i-zarubezhnyh-gosudarstv-v-fokuse-prava-chast-1.
3. Клещевский О.Н., Николаева М.А., Рязанова О.А. Современное состояние и перспективы развития рынка рыбы и рыбных товаров в России // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2017. - № 3. -С.34-42.
4. Информация к докладу «Отчет о деятельности Министерства рыбного хозяйства Камчатского края в 2020 году» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kamgov.ru/minfish/ otcet-o-deatelnosti-ministerstva-rybnogo-hozaj stva-kamcatskogo-kraa-za-2015 -god.
5. Рыба и морепродукты: точки роста и идеи развития категории [Электронный ресурс] // Ритейл.ру. - URL: https://www.retail.ru/articles/ryba-i-moreprodukty-tochki-rosta-i-idei-razvitiya-kategorii/.