Научная статья на тему 'Государственная поддержка машиностроительной отрасли промышленности как фактор роста экономического потенциала сельхозмашиностроения в Вологодской области'

Государственная поддержка машиностроительной отрасли промышленности как фактор роста экономического потенциала сельхозмашиностроения в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
59
25
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / STATE SUPPORT / AGRICULTURAL MACHINE BUILDING / AN ECONOMIC POTENTIAL OF THE INDUSTRY / MANAGEMENT OF THE REGION ECONOMY / CLUSTER POLICY / COMPLEX COMPARATIVE EVALUATION / SYSTEM OF INDICATORS / MACHINE-BUILDING CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шихова Оксана Анатольевна, Бутенина Яна Михайловна

Обосновывается необходимость государственной поддержки и изменения подходов к управлению экономикой промышленности Вологодской области, где ведущая роль отводится реализации кластерной политики, в частности в отношении машиностроительной отрасли, являющейся ключевым звеном в обеспечении предприятий АПК сельскохозяйственными машинами и оборудованием. По результатам апробации методики комплексной сравнительной оценки экономического потенциала отраслей Вологодской области предложены пути решения проблемы обеспечения роста экономического потенциала машиностроительной отрасли через систему государственной поддержки, которая на сегодняшний день является слабовыраженной. Предложена организационная модель машиностроительного кластера Вологодской области, сформулированы его ключевые цели и задачи.

Government support of the machine-building industry as a factor of economic potential growth of agricultural machine building in the Vologda region

The article gives proofs on the necessity of state support and change in the Vologda region industrial economy management, where the cluster policy implementation plays the leading role, in particular, in relation to the machine building industry, being the key element in providing the agricultural enterprises with agricultural machines and equipment. According to the results of testing the methodology of complex comparative evaluation of the economic potential of the Vologda region industries, the authors give the problem solutions that ensure the economic potential growth of machine building due to the state support system, which is slight nowadays. The article describes the organizational model of the machine-building cluster of the Vologda region and formulates its key goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка машиностроительной отрасли промышленности как фактор роста экономического потенциала сельхозмашиностроения в Вологодской области»

Шихова о. А., Бутенина Я. м. Государственная поддержка машиностроительной отрасли промышлен- УДК 338.45:332.12 ности как фактор роста экономическоготютенииа-

ла сельхозМаосударствендна

machine-^ Udlding jlSCiioiio^^Si^iS^Omiii

^расли п рmt5М^ыbtüf.:ле^n-ttíe остигекак фактор

роста экономического потенциала сельхозмашиностроения в Вологодской

области

Шихова Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов

e-mail:oksana-shikhova@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Бутенина Яна Михайловна, старший преподаватель экономического факультета секции кафедры «Экономика»

e-mail:gorinyana@ya.ru

Филиал образовательного частного учреждения высшего образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова» в г. Вологде

Аннотация. Обосновывается необходимость государственной поддержки и изменения подходов к управлению экономикой промышленности Вологодской области, где ведущая роль отводится реализации кластерной политики, в частности в отношении машиностроительной отрасли, являющейся ключевым звеном в обеспечении предприятий АПК сельскохозяйственными машинами и оборудованием. По результатам апробации методики комплексной сравнительной оценки экономического потенциала отраслей Вологодской области предложены пути решения проблемы обеспечения роста экономического потенциала машиностроительной отрасли через систему государственной поддержки, которая на сегодняшний день является слабовыраженной. Предложена организационная модель машиностроительного кластера Вологодской области, сформулированы его ключевые цели и задачи.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельхозмашиностроение, экономический потенциал отрасли, управление экономикой региона, кластерная политика, комплексная сравнительная оценка, система показателей, машиностроительный кластер.

Переход на рыночные отношения для российской машиностроительной отрасли оказался трудным периодом, когда недостаток бюджетного финансирования и государственной поддержки, морально и физически устаревшее, отсталое техническое оснащение, потеря связей с сырьевыми и сбытовыми рынками союзных государств привели к значительным сокращениям объемов производства. Снижение покупательской активности предприятий сельского хозяйства привело к упадку производства сельхозтехники. В результате производство спецтехники для предприятий АПК практически перешло на нулевой уровень деятельности [1].

Проведенное в рамках восстановительных государственных работ реформирование по финансированию крупных машиностроительных объектов в регионах позволило несколько разрядить обстановку и отчасти решить возникшие проблемы. В частности, было налажено производство зерноуборочных комбайнов, тракторов, экскаваторов и другой машиностроительной продукции, способной стать основой реконструкции АПК [1].

Взаимосвязанное развитие таких отраслей экономики Вологодской области, как сельское хозяйство и машиностроение, является очевидным. Машиностроительные предприятия области в силу своей востребованности лишь в основном на внутреннем региональном рынке, представленном преимущественно сельскохозяйственными предприятиями, не получили должного государственного финансирования при переходе к рыночным отношениям, что привело к существенному снижению экономического потенциала отрасли в целом. В связи с этим производство сельхозтехники сократилось в разы, что усугубило одну из основных проблем сельскохозяйственного производства - плачевное состояние основных производственных фондов предприятий.

Вступление России в ВТО может оказаться лимитирующим фактором в дальнейшем развитии отечественного сельхозмашиностроения. Импортная продукция, произведенная с использованием высокотехнологичного оборудования, отвечает требованиям инновационного качества, экономичности, практичности и автоматизации. В то время как отечественная продукция, по-прежнему ориентированная на механизацию труда и человеческий фактор в управлении, не может конкурировать с импортной продукцией. В результате отечественные производители машиностроения потеряют существенную долю потребителей и неизбежно столкнутся с вопросом банкротства [1].

Современное состояние проблемы снижения экономического потенциала машиностроительной отрасли и ее востребованности на региональном рынке сельхозпроизводителей обосновывает необходимость и актуальность реформирования подходов к управлению отраслью, что на наш взгляд, возможно достичь посредством реализации кластерной политики и увеличения доли участия в решении возникших проблем органов государственной власти и крупных промышленных предприятий региона.

Экономический потенциал отрасли в существенной степени определяет и в свою очередь определяется ее инвестиционной привлекательностью. Активизация инвестиционных процессов является фактором развития возможностей отрасли и зависит от эффективности применяемых методик мониторинга и анализа экономического климата и достигнутых производственных результатов, от грамотно выстроенной системы управления отраслью и уровня прогрессивности и научной обоснованности разрабатываемых стратегий регионального развития.

Достижение выполнимости этих условий определяется уровнем многофункци-

ональности системы управления, ее способностью одинаково эффективно решать как текущие задачи, так и быть ориентированной на реформирование экономики региона.

Важнейшей задачей органов власти является повышение уровня экономического потенциала региона, который определяется наличием конкурентоспособных отраслей и способностью региональных органов власти создавать входящим в них предприятиям условия для экономического развития и достижения лидирующего положения на рынке. Для любой отдельно взятой отрасли максимально возможный уровень производства продукции и услуг всегда будет ограничен не только ресурсами, но и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынка региона.

Существуют различные методологические подходы к управлению экономикой региона и ее отраслями. Основными подходами являются проектно-плановый, программно-целевой, проблемно-ориентированный, системный и прогнозно-адаптивный, предполагающие применение различных форм реализации подходов к управлению экономическими процессами (рис. 1) [2]. Грамотный, научно-обоснованный выбор стратегии управления, комплексное сочетание преимуществ нескольких подходов, позволяет поднять систему управления экономикой региона на более высокий уровень и добиться роста его экономического потенциала в общем и его отраслей экономики в частности. Анализ состояния экономики Вологодской области [3], выявленные проблемы и слабые места в развитии ряда ее отраслей промышленности, указывает на острую необходимость внесения корректировок в систему управления экономикой области, в частности некогда одной из ведущих ее отраслей - машиностроением.

Сущность проектно-планового подхода состоит в выработке проекта желаемого состояния экономической системы с учетом возможных изменений внешней среды. Реализация данного подхода при управлении развитием отрасли обеспечивает комплексность цели и ориентацию на четкое стремление к ней.

Программно-целевой подход предполагает разработку программы экономического развития отрасли, ориентированную на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов, что позволяет вносить необходимые коррективы в соответствии с динамикой внутренней и внешней среды.

Системный подход к управлению экономикой региона на уровне отрасли предполагает взаимодействие предприятий и фирм. Важным фактором в этом случае выступает способность региональной власти построить систему с эффективным механизмом саморазвития, создать благоприятные условия для хозяйственной деятельности предприятий.

Прогнозно-адаптивный подход к управлению экономикой отрасли основан на определении целевых показателей ее деятельности в будущем периоде по результатам прогнозирования развития рынка с использованием экономико-математических и имитационных моделей, базирующихся, в свою очередь, на системном подходе.

Применение прогнозно-адаптивной системы управления требует проведения исследований внутренних и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности отрасли, до их наступления, с целью минимизации возможного отрицательного воздействия или повышения и пролонгирования положительного эффекта. При данном подходе к управлению отраслью прогноз включает в себя несколько возможных сценариев развития, что позволяет заранее продумать варианты решения каждого из них с помощью привлечения в процесс прогнозирования совре-

менных достижений НТП и высококвалифицированных специалистов из различных научных сфер.

Рисунок 1. Формы реализации подходов к экономическому управлению экономикой региона и ее отраслями

Таким образом, система управления экономическим потенциалом Вологодской области должна содержать не только систему мероприятий по достижению определенных целей развития промышленности, но и экономическую основу реализации этих мероприятий и эффективного использования ресурсов. Поэтому управление экономическим развитием отраслей региона необходимо построить на взаимодействии двух подходов к управлению - программно-целевом и системном. Неотъемлемой частью управления при реализации этих подходов является анализ внутренних и внешних факторов и условий, наличия и использования производственных ресурсов, объемов и эффективности распределения финансовой поддержки как со стороны участников производственного процесса, так и со стороны государства.

В результате проведенных исследований выявлено, что такие, некогда ведущие, отрасли промышленности Вологодской области, как пищевая, легкая и машиностроение не имеют необходимых условий для высоких темпов экономического развития [3]. Выявлена необходимость привлечения дополнительных источников инвестиционных вложений, а также активизация взаимодействия государства и частного сектора по реализации стратегических направлений развития на основе объединения ресурсов и распределения доходов. Результатом будет являться выстраивание управленческой технологии, направленной на повышение экономического потенциала базовых отраслей, основанной на взаимопроникновении и взаимном учете интересов государства и субъектов частного сектора. В этой связи актуальными являются разработка и формирование кластерной политики развития

именно «проблемных» отраслей промышленности Вологодской области, что позволит наименее эффективным из них повысить свой экономический потенциал, а это, в свою очередь, приведет к кумулятивному экономическому росту региона.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года в качестве одного из важных условий перехода к инновационному развитию рассматривается «создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентоспособный потенциал территории [4]. В стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года среди основных целей инновационной политики регионов также рассматривается переход к принципам инновационно-кластерной политики [5]. Таким образом, в стратегических документах федерального уровня особое внимание уделяется созданию сети кластеров, которые позволят повысить эффективность использования экономического потенциала региона, усилить роль государства в управлении развитием отраслей экономики.

Преимущества кластерного подхода способны стать инициаторами роста внутреннего рынка и роста экономики в целом и отдельных отраслей в частности. Формирование кластера в рамках отдельно взятой отрасли машиностроения позволит обеспечить целенаправленность действий по сосредоточению и более рациональному использованию производственных, трудовых и финансовых ресурсов, привлечь инвесторов, обратить внимание органов власти на проблемы отрасли, вывести ее на более высокий уровень развития и востребованности продукции не только на внутриобластном рынке сельхозпроизводителей, но и на внешнем рынке.

В Вологодской области, по нашему мнению, возможна реализация следующих направлений в рамках уже реализуемой кластерной политики:

- институциональное развитие кластеров;

- повышение экономического потенциала предприятий и эффективности их взаимодействия;

- создание благоприятных условий для развития кластеров.

Применение методики комплексной сравнительной оценки экономического потенциала отраслей промышленности Вологодской области [3] позволило выявить их существенную дифференциацию в рамках предмета исследования. Результаты расчета значений интегральной сравнительной оценки экономического потенциала данных отраслей представлены на рисунке 2 (фактическое значение оценки) и в таблице 1.

Показатели, включенные в анализ по каждому направлению исследования, представлены в таблице 2 [3].

Анализ полученных фактических значений интегральных сравнительных оценок отраслей (рис. 2) показал, что высокий уровень экономического потенциала соответствует металлургической (1,0) и химической (0,803) отраслям промышленности региона, средний уровень экономического потенциала имеют такие отрасли как лесная (0,475), машиностроительная (0,039) и текстильная (0,038). Наименьшее значение из полученных оценок соответствует пищевой отрасли промышленности (0,0), что указывает на низкий уровень ее экономического потенциала в сравнении с другими отраслями. Оценка экономического потенциала отдельных отраслей промышленности Вологодской области на основе данной методики за период с 2006 по 2013 годы позволила выявить неоднородность его уровня и темпов развития.

Таблица 1. Суммарная комплексная сравнительная оценка экономического потенциала отраслей в Вологодской области (в %)

Показатель Отрасль промышленности

Лесная Машиностроение Металлургия Пищевая Текстильная Химическая

Суммарная комплексная оценка состояния отрасли 47,55 3,85 100,00 0,00 3,76 80,30

В том числе по блокам

Природные ресурсы отрасли 76,01 0,00 100,00 30,33 35,54 97,75

Трудовой потенциал отрасли 30,52 66,56 100,00 53,45 0,00 62,58

Экономический потенциал отрасли 73,97 86,98 100,00 64,07 0,00 57,14

Состояние потребительского рынка отрасли 12,15 86,29 100,00 13,57 0,00 78,91

Инновационно-стратегический потенциал отрасли 49,65 0,00 3,30 19,37 100,00 39,92

Рисунок 2. Суммарная комплексная оценка экономического потенциала отраслей в Вологодской области

Специфика применяемой методики позволяет на основе изменения отдельных значений входящих в систему показателей (при неизменных фактических значениях всех остальных показателей) проследить эффект изменения комплексных значений оценок как по отдельным блокам (направлениям исследования), так и суммарной оценки экономического потенциала по каждой отрасли. Использование

данного приема в отношении показателей «уровень государственной поддержки» и «кластеризация отрасли» из блока «Инновационно-стратегический потенциал отрасли» для отрасли машиностроения привело к выводу о существовании способов решения проблемы повышения в целом экономического потенциала данной отрасли в Вологодской области.

Таблица 2. Система показателей комплексной оценки экономического потенциала отраслей промышленности Вологодской области

Направление исследования Показатели

Обеспеченность отрасли ресурсами Доля местного сырья в общем объеме Обеспеченность инфраструктурой Уровень энерговооруженности труда

Трудовой потенциал отрасли Коэффициент обеспеченности отрасли собственными кадрами Производительность труда Доля трудовых ресурсов отрасли в общем числе занятого населения области

Инвестиционная привлекательность отрасли Рентабельность предприятий отрасли Уровень заработной платы к средней в промышленности Доля инвестиций в общем объеме выпуска продукции Индекс физического объема производства Индекс цен на продукцию отрасли

Состояние потребительского рынка отрасли Уровень экспорта Уровень импорта

Инновационно-стратегический потенциал отрасли Уровень инновационной активности Коэффициент годности Наличие формализованной стратегии развития отрасли Уровень государственной поддержки Кластеризация отрасли

Сущность показателя «уровень государственной поддержки» такова, что он является дихотомическим и условно характеризует степень привлеченности бюджетных средств в финансировании развития отрасли и определяется экспертным путем: значение «0» - «отсутствие финансирования из бюджетных источников», «1» - «наличие финансирования из бюджетных источников». Таким же по своей сути является показатель «кластеризация отрасли», отражающий наличие сформированных конкурентоспособных кластеров: значение «0» - «отсутствие кластеров в отрасли», «1» - «наличие кластеров в отрасли» [3].

В случае улучшения этих показателей для машиностроительной отрасли через систему государственной поддержки, которая на сегодняшний день отсутствует, реализация проекта построения машиностроительного кластера Вологодской области позволит повысить уровень ее экономического потенциала. После корректировки значений рассмотренных показателей (присваивание им значения «1») машиностроительная промышленность имеет возможность достигнуть комплексной суммарной оценки экономического потенциала на уровне 27,6 при фактической 3,85 (см. рис. 2 и табл. 3).

Реализация мероприятий по поддержке экономического развития отрасти машиностроения в Вологодской области имеет важное стратегическое значение. Это

позволит создать предпосылки пропорционального экономического роста всех основных отраслей промышленности региона, получить дополнительный синергети-ческий эффект от освоения инновационных технологий, в силу востребованности машиностроительной продукции и услуг во всех других отраслях будет способствовать максимизации эффективности использования производственных ресурсов.

Реализация мероприятий по поддержке экономического развития отрасти машиностроения в Вологодской области имеет важное стратегическое значение для развития АПК. Это позволит создать предпосылки пропорционального экономического роста всех основных отраслей АПК, получить дополнительный синергети-ческий эффект от освоения инновационных технологий, в силу востребованности машиностроительной продукции и услуг не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях будет способствовать максимизации эффективности использования производственных ресурсов.

Таблица 3. Скорректированная суммарная комплексная сравнительная оценка экономического потенциала отраслей в Вологодской области с учетом господдержки машиностроения (в %)

Показатель Отрасль промышленности

Лесная Машиностроение Металлургия Пищевая Текстильная Химическая

Суммарная комплексная оценка состояния отрасли 47,55 27,60 100,00 0,00 3,76 80,30

В том числе по блокам

Природные ресурсы отрасли 76,01 0,00 100,00 30,33 35,54 97,75

Трудовой потенциал отрасли 30,52 66,56 100,00 53,45 0,00 62,58

Экономичес-кий потенциал отрасли 73,97 86,98 100,00 64,07 0,00 57,14

Состояние по-требитель-ского рынка отрасли 12,15 86,29 100,00 13,57 0,00 78,91

Инновационно-стратегический потенциал отрасли 47,94 26,51 0,00 16,62 100,00 37,86

Зарубежный опыт также свидетельствует о наличии различных подходов государства к повышению активности инновационной деятельности с учетом параметров экономики того или иного региона. Для успешной реализации инновационной политики необходимо активное вовлечение в инновационную деятельность регионов с учетом их специфики. Практика активного применения кластерного подхода к инновационному развитию развитых стран свидетельствует о его высокой эффективности. Именно кластеры выступают центральным звеном в осуществлении стратегий инновационного развития регионов. В самих кластерах и сопряженных с ним сферах развиваются ключевые компетенции, которые являются залогом достижения высокого экономического потенциала регионов [6].

Выделим основные преимущества для региона, при использовании кластерного подхода в основе управления его экономикой [7]:

- предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом. Участие представителей администрации в работе координационного совета кластера дает возможность органам власти непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом в качестве равноправного партнера;

- позволяет выявить сильные стороны отдельных секторов экономики региона и на этой основе сформулировать стратегические направления их поддержания;

- предоставляет предпринимателям новые возможности для выявления причин возникающих проблем в развитии деятельности системного характера и выборе путей их преодоления;

- стимулирует повышение производительности труда и внедрение инноваций, рост ресурсной базы государственного бюджета;

- усиливает взаимодействие между предприятиями отрасли;

- позволяет разрабатывать и выпускать новые виды продукции из местного сырья.

Таким образом, кластерная политика должна стать одним из главных ориентиров регионального стратегического развития в современных условиях развития экономики Вологодской области.

В основу формирования машиностроительного кластера Вологодской области может быть положена деятельность функционирующей с 2000 года Ассоциации «Машиностроительные предприятия Вологодской области» (Ассоциация «МПВО»), которая является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами для содействия её членам в достижении своих целей. Цель Ассоциации «МПВО» - осуществление координации предпринимательской деятельности в области производства и реализации машиностроительной продукции, для содействия в деловом сотрудничестве, организации и реализации совместных коммерческих и некоммерческих проектов и программ, т.е. для того, чтобы поднять предприятия машиностроения Вологодской области на должный уровень, чтобы в экономике области данная отрасль стала одной из ведущих [8].

Первоначально в члены Ассоциации вошли восемнадцать предприятий машиностроительного комплекса Вологодской области из Вологды, Череповца, Сокола, Великого Устюга, Грязовца, Вытегры. Количество членов Ассоциации постоянно растет и на сегодняшний день составляет двадцать шесть. Основной деятельностью Ассоциации является координация работы ее членов. Ассоциация активно работает с администрацией Вологодской области, Вологодской городской Думой и мэрией г. Вологды, а также с главами других районов и городов Вологодской области.

Ключевыми направлениями и задачами деятельности Ассоциации «МПВО» являются:

- содействие государственным и иным структурам по созданию областной, государственной программ по развитию машиностроения и реализации данных программ;

- оказание помощи и содействия в принятии государственными органами власти и управления как Вологодской области, так и Российской Федерации законов, постановлений, распоряжений, способствующих развитию машиностроения;

- координация и кооперирование деятельности членов Ассоциации с целью мобилизации финансовых, материальных, технических и организационных средств и ресурсов предприятий для решения экономических, социальных, научных и куль-

турных программ и проектов;

- обобщение опыта отдельных предприятий по вопросам производства и реализации продукции машиностроения, а также проведения маркетинговых исследований;

- проведение семинаров, симпозиумов, выставок, связанных с промышленной и интеллектуальной собственностью, инвестиционными проектами, новыми творческими разработками, технологиями и образцами продукции и товаров;

- осуществление совместной рекламно-информационной, издательской и научной деятельности;

- координация деятельности участников Ассоциации в области маркетинга, менеджмента, в области производства и реализации машиностроительной продукции на рынке России и стран СНГ; управление совместными проектами и программами по распределению машиностроительной продукции участников Ассоциации;

- обеспечение постоянной связи предприятий - участников Ассоциации со специалистами, использующими продукцию машиностроительных предприятий;

- содействие недопущению и пресечению в машиностроении недобросовестной конкуренции, проявлений монополизма [8].

Данные направления деятельности в достаточной степени соответствуют сущности кластерной политики и могут быть положены в основу разработки плана и стратегии развития машиностроительного кластера Вологодской области.

В основе предлагаемой нами организационной модели машиностроительного кластера Вологодской области можно выделить ряд основных составляющих, являющихся неотъемлемыми участниками внутрикластерных проектов, кооперация которых позволит вывести эффективность производственных процессов в отрасли на новый, более высокий уровень (рис. 3).

Со стратегической точки зрения ключевая цель развития Машиностроительного кластера Вологодской области (МСКВО) будет заключаться в содействии устойчивому и эффективному развитию машиностроительного комплекса промышленности Вологодской области, что видится возможным посредством решения следующих задач:

- формирование организационно-хозяйственного механизма функционирования МСКВО;

- определение точек роста объемов производства машиностроительной продукции и услуг, в том числе на перспективу;

- выявление инновационно-инвестиционных возможностей предприятий-частников МСКВО;

- координирование оперативных целей МСКВО на основе мониторинга рыночной ситуации на рынке продукции машиностроения.

На перспективу благодаря созданию и развитию МСКВО возможно будет достичь решения следующих оперативных целей и задач, представленных в таблице 4.

В результате выполнения поставленных задач развития МСКВО возможно достичь следующего эффекта:

- повысить доходы областного бюджета;

- увеличить объемы производства машиностроительной продукции сельскохозяйственного назначения;

- обеспечить рост конкурентоспособности товаропроизводителей сельхозмашин и оборудования для предприятий АПК;

- повысить уровень занятости населения и благосостояния городских и сельских жителей;

- способствовать через развитие кластера эффективному развитию АПК.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Лл-- арт -- яиин оллжанта рамгг г я Вчыюгоятон об лют А~ " х ^.тюгауъ -ь н це -гр поддана* предп рн г ,*■'. ¡и-.'" гстта

ЕI га -I д: -.эР о&ласт н & | РЦПП |

< >

Г ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ КЛАСТЕРА N

П«ТйЕ [ЦИК И ЕЫ рьгя П рш;Е вдитспи п роду к ции

Че р\' К [ ТА " мргг аг =■[■!.. ZZZ х Бологадекн г

ОАО кЧгрсггагсцкнн ^ггеЬ-о- ста папрнтнм зазедэ.

мганшккш1 ^ЕСДО. ОАО к Вапцдсви н

ZZZ |Ек>1 441-Ста иш .■ др. ИИ1ИИ11И1|111Н1 иш н

загчдг.

"А" к 1кл шцин н з яд

Пстрс-ЕНТЕЛН продукции сфопеуъ - ?А ногсг ру кцин к

промышленные .■ дорст-ь авш м- е..

оьп гс-тамомнсгк: нг ь с ОАО хТранс-АльфаЭлгкгрсч],

г рсдг ргагня о&ласгн н дру"нх ZZZ кБзлогадс-<нс

ртнммщ. адч'.н 1- на1 рацгя уашньь а.

города кйэтзрэ у др.

О < >

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

УЧАСТНИКИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

"11'ГТ ищи -:и ГСМ, запчастей

у>- рслдс!- г я траьспоргнсе

сбслулн Г 11-

те^с-юоклчлуь^йа ции

Рисунок 3. Организационная модель машиностроительного кластера Вологодской области

Таблица 4. Цели и задачи создания и развития машиностроительного кластера Вологодской области

Цель Задача

1. Обеспечение промышленности региона продукцией машиностроения, поддержка АПК - стимулирование роста производства продукции машиностроительной отрасли на основе использования сырья и комплектующих внутрирегиональных производителей; - техническое перевооружение, модернизация и развитие инновационных технологий в сельхозмашиностроении; - расширение ассортимента и повышение инновационного качества продукции машиностроения на региональном рынке сельхозтоваропроизводителей и за его пределами.

2. Рост конкурентоспособности машиностроительной отрасли на внутреннем и внешнем рынках производителей машиностроительной продукции - обеспечение организации кредитной поддержки и инвестиционных потоков в производственную деятельность машиностроительных предприятий; - поддержка и стимулирование научных и инновационных разработок в сфере сельхозмашиностроения; - развитие и модернизация инфраструктуры отрасли производства машиностроительной продукции; - стимулирование инновационного развития машиностроительного комплекса Вологодской области

Цель Задача

3. Рост финансовой устойчивости и рентабельности предприятий машиностроительной отрасли Вологодской области - регулирование рынков и направлений реализации машиностроительной продукции; - формирование системы мероприятий по осуществлению государственной поддержки предприятий-участников МСКВО; - повышение товарности продукции отрасли на основе проведения маркетинговых исследований существующих и потенциальных рынков сбыта; - развитие и поддержка инфраструктуры предприятий; - обеспечение кадровой поддержки, подготовка высококвалифицированных специалистов на основе кооперации со средними специальными и высшими учебными заведениями Вологодской области.

Таким образом, создание предпосылок для образования и развития машиностроительного кластера Вологодской области будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий АПК и других отраслей экономики, усилит процессы импортозамещения, что является первоочередным в сложившихся условиях внешнеторговых отношений. В свою очередь, стабильное состояние сельхозмашиностроения послужит гарантом обеспеченности всех отраслей сельского хозяйства области необходимыми объемами, масштабами производства и прибыльностью.

список литературы:

1. Последствия вступления России в ВТО для отечественного машиностроения [Электронный ресурс]// SOLAR FIELDS Производство и реализация сельхозтехники. -Режим доступа: http://solarfields.ru/blog/gosudarstvo-i-apk/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-dlya-otechestvennogo-mashinostroeniya/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-dlya-otechestvennogo-mashinostroeniya.

2. Полочанская, О. Г. Управление экономическим развитием как эффективный способ повышения конкурентоспособности региона: теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] / О. Г. Полочанская, Р. В. Шхагошев // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2011. - №6. - Режим доступа: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=416&Itemid=87.

3. Шихова, О.А. Методологические основы комплексной сравнительной оценки экономического потенциала отраслей [Электронный ресурс] / О. А. Шихова, Я. М. Бутенина // Молочнохозяйственный вестник. - 2015. - №4(20). - Режим доступа: http://molochnoe.ru/journal/sites/molochnoe.ru.journal/files/jrnl_publication/20-4-book_v5.pdf.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/.

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_123444/.

6. Борисова, Е. В. Кластерный подход к инновационному развитию регионов:

зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс] / Е. В. Борисова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. - № 5(37). - Новосибирск: СибАК, 2014. -Режим доступа: http://sibac.info/conf/econom/xxxvii/38156.

7. Карпова, Д. П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой [Электронный ресурс] / Д. П. Карпова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2007. - №4(12). - Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1205/.

8. Ассоциация «Машиностроительные предприятия Вологодской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента экономического развития Вологодской области. - Режим доступа: http://economy.gov35.ru/departments/ economic_development/branch_wise/development_of_industries/engineering_ industry/mpvo/.

References:

1. Posledstviya vstupleniya Rossii v VTO dlya otechestvennogo mashi-nostroeniya (Consequences of Russia's accession to the WTO for the domestic engineering industry) Available at: http://solarfields.ru/blog/gosudarstvo-i-apk/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-dlya-otechestvennogo-mashinostroeniya/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-dlya-otechestvennogo-mashinostroeniya.

2. Polochanskaya O.G., Shkhagoshev R.V. Upravlenie ekonomicheskim razvitiem kak effektivnyy sposob povyshe-niya konkurentosposobnosti regiona: teoretiko-metodologicheskiy aspect (Management of economic development as an effective way of improving the region competitiveness: theoretical and methodological aspects) Available at: http://www.journal-nio.com/index.php?option= com_content

&view=article&id=416&Itemid=87.

3. Shikhova O.A., Butenina Ya.M. Metodologicheskie osnovy kompleksnoy sravnitel'noy otsenki ekonomicheskogo potentsiala otrasley (The methodological basis for a comprehensive comparative evaluation of the economic potential of industries) Available at: http://molochnoe.ru/journal/sites/molochnoe.ru.journal/files/jrnl_ publication/20-4-book_v5.pdf.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" (The decree of the Russian Federation Government dated 17.11.2008 No. 1662-r. On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020) Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/.

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 N 2227-r "Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" (The decree of the Russian Federation Government dated On the approval of the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/.

6. Borisova E.V. Klasternyy podkhod k innovatsionnomu razvitiyu regionov: zarubezhnyy opyt i rossiyskie realii (The cluster method in innovative region development: international experience and Russian realities) Available at: http://sibac.info/conf/ econom/xxxvii/38156.

7. Karpova D.P. Ispol'zovanie klasternogo podkhoda v upravlenii regional'noy ekonomikoy (Using the cluster method in regional economy management) Available at:

http://eee-region.ru/article/1205/.

8. Assotsiatsiya "Mashinostroitel'nye predpriyatiya Vologodskoy oblasti" (Machine-Building Enterprises of the Vologda region Association) Available at: http:// economy.gov35.ru/departments/economic_development/branch_wise/development_ of_industries/engineering_industry/mpvo/.

Government support of the machine-building industry as a factor of economic potential growth of agricultural machine building in the Vologda region

Shikhova Oksana Anatol'evna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Accounting and Finance Chair

e-mail:oksana-shikhova@yandex.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Butenina Yana Mikhaylovna, Senior Lecturer of the Economics Chair Section, Faculty of Economics

e-mail:gorinyana@ya.ru

Branch of the educational private institution of higher education the Griboedov Institute of International Law and Economics in Vologda

Abstract. The article gives proofs on the necessity of state support and change in the Vologda region industrial economy management, where the cluster policy implementation plays the leading role, in particular, in relation to the machine building industry, being the key element in providing the agricultural enterprises with agricultural machines and equipment. According to the results of testing the methodology of complex comparative evaluation of the economic potential of the Vologda region industries, the authors give the problem solutions that ensure the economic potential growth of machine building due to the state support system, which is slight nowadays. The article describes the organizational model of the machine-building cluster of the Vologda region and formulates its key goals and objectives.

Keywords: state support, agricultural machine building, an economic potential of the industry, management of the region economy, cluster policy, complex comparative evaluation, a system of indicators, a machine-building cluster.