Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкапенков Сергей Иванович, Торженова Татьяна Владимировна, Чихман Марина Александровна

В статье рассматривается малое предпринимательство, которое по своей природе не способно без государственной поддержки успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, реализовать экономические и социальные интересы мелких собственников. Цели и задачи исследования связаны с тем, что уровень развития действующей системы управления государственной поддержкой малому предпринимательству не позволяет обеспечить объективное выравнивание его положения по сравнению с другими, более мощными секторами экономики, путем создания ему общих, благоприятных условий для работы в условиях экономических санкций. Такое состояние системы во многом обусловлено недостатками механизмов управления процессом ее развития и, как следствие этого, отсутствием в ней соответствующих элементов инфраструктуры или функций, требующихся для решения насущных задач. Однако малое предпринимательство дает ощутимые результаты только там где осуществляется его действенная государственная поддержка, которая особенно актуальна в условиях экономических санкций. В Рязанской области пока еще не сформирована эффективно действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая формирование нормальной среды для его становления и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкапенков Сергей Иванович, Торженова Татьяна Владимировна, Чихман Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE RYAZAN RE GION

The article discusses small business, which by its nature is not able without government support, to successfully withstand the competition of large capital, to realize economic and social interests of small owners. The goals and objectives of the study are related to the fact that the level of development the existing management system of the state support to small entrepreneurship does not allow for objective alignment of its position compared to other, more powerful sectors of the economy, by creating him General, favorable conditions for work. This state of system is largely due to the shortcomings of mechanisms to control the process of its development and, as a consequence, the absence of appropriate infrastructure elements or functions required to solve pressing problems. However, small business yields tangible results only where it is effective government support, which is particularly relevant in the context of economic sanctions. In the Ryazan region have not yet formed an effective system of state support of small entrepreneurship, ensuring the formation of normal environment for its formation and development.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

in the field of promising in terms of economic efficiency of fish farming directions; availability of potential for further growth of live fish production; lack of a regional program for the development of aquaculture in the region. Among the main activities that would increase the volume of production of commercial aquaculture in the area, the authors propose: liming ponds; improvement of technical equipment of fish farms; organization of pond monitoring, computerization and automation of the whole production; restoration of old and unused ponds; increase in production of promising fish species.

Key words: commodity, aquaculture, commodity fish farming, fish products.

Literatura

1.Ob utverzhdenii otraslevoj programmy «Razvitie tovarnoj akvakul'tury (tovarnogo rybovodstva) v Rossijskoj Federacii na 2015-2020 gody : Prikaz Ministerstva sel'skogo hozjajstva RF ot 16.01.2015 g. № 10. Informacionno-pravovoj portal. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru (data obrashhenija: 20.03.2017 g.).

2. Oficial'nyj portal Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Rjazanskoj oblasti. Rezhim dostupa: http://http://ryazan.gks.ru (data obrashhenija: 15.03.2017g.).

3. Oficial'nyj portal Federal'nogo agentstva po rybolovstvu. Rezhim dostupa: http://www.fish.gov.ru/ otraslevaya-deyatelnost/akvakultura/proizvodstvo-produktsii-akvakultury (data obrashhenija: 16.03.2017 g.).

4. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa Rjazanskoj oblasti na 2014-2020 gody : Postanovlenie Pravitel'stva Rjazanskoj oblasti ot 30.10.2013 g. № 357 (s izm. na: 28.12.2016 g.) /Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozjajstva i prodovol'stvija Rjazanskoj oblasti. Rezhim dostupa: http://www.ryazagro.ru. (data obrashhenija: 15.03.2017 g.).

5. Skljarov G.A. Rybovodstvo. Rostov n/D : Feniks, 2011. - 345 s.

6. Trushina N.N., SHashkova I.G., Kornilovich R.A. Prodovol'stvennaja bezopasnost': sushhnost' i ocenka //Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta im. P.A. Kostycheva. 2016. № 2 (30). S. 103-107.

7. SHashkova I. G. APK Rjazanskoj oblasti vperiodrealizaciipolitiki importozameshhenija//Agrarnyjpotencial v sisteme prodovol'stvennogo obespechenija: materialy Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. (g.Uljanovsk, 21-22 ijunja 2016 g.). - Uljanovsk, 2016. - S. 160-166.

УДК: 338.43

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ШКАПЕНКОВ Сергей Иванович, д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и товароведения, serg771r@yandex.ru

ТОРЖЕНОВА Татьяна Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и товароведения, tanyatorg@yandex.ru

ЧИХМАН Марина Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и товароведения, cma_mgk@mail.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева

В статье рассматривается малое предпринимательство, которое по своей природе не способно без государственной поддержки успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, реализовать экономические и социальные интересы мелких собственников. Цели и задачи исследования связаны с тем, что уровень развития действующей системы управления государственной поддержкой малому предпринимательству не позволяет обеспечить объективное выравнивание его положения по сравнению с другими, более мощными секторами экономики, путем создания ему общих, благоприятных условий для работы в условиях экономических санкций. Такое состояние системы во многом обусловлено недостатками механизмов управления процессом ее развития и, как следствие этого, отсутствием в ней соответствующих элементов инфраструктуры или функций, требующихся для решения насущных задач. Однако малое предпринимательство дает ощутимые результаты только там где осуществляется его действенная государственная поддержка, которая особенно актуальна в условиях экономических санкций. В Рязанской области пока еще не сформирована эффективно действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая формирование нормальной среды для его становления и развития.

Ключевые слова: малые предприятия, государственная поддержка, малый бизнес, занятость населения.

Введение но заполняют неиспользованное ресурсное про-

Малые предприятия гибко реагируют на изме- странство, препятствуют монополизации рынка, нения конъюнктуры рынка, быстро и эффектив- создавая при этом новые рабочие места, что осо-

© Шкапенков С.И., Торженова Т. В., Чихман М. А., 2017 г.

бенно важно в условиях кризиса экономики.

Малое предпринимательство является неотъемлемой и важной частью экономической системы хозяйствования Рязанской области. Значительному вкладу малого предпринимательства в социально-экономическое развитие Рязанской области во многом способствовала реализация комплексных целевых программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом осуществления государственно-общественной политики Правительства Рязанской области по отношению к малому бизнесу.

Необходимость управления процессом развития системы государственной поддержки малого предпринимательства в Рязанской области обусловлена потребностью всего общества в ускоренном становлении бизнеса, являющегося наряду с крупным производством неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, без соответствующего уровня развития которого современная экономика не может нормально функционировать.

Принципиально новым является изучение влияния государственной поддержки на развитие малых предприятий в условиях экономических санкций.

Аналитическая часть

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное в условиях экономических санкций. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.

В условиях осуществления санкционных действий поддержка малого предпринимательства является одной из приоритетнейших задач, поскольку в ряде отраслей производства, таких как текстильная и пищевая промышленность, сельское хозяйство малый бизнес занимает ключевую позицию, но, в то же время, является и наиболее уязвимым и чувствительным к изменениям в экономической сфере. Для малых предприятий, только выходящих на рынок, применяются льготные налоговые программы, а также льготы по уплате страховых взносов, предоставляется государственная поддержка в виде субсидий на модернизацию производства и приобретение оборудования в лизинг. Возможно, новой и наиболее эффективной мерой станет упрощение требований трудового законодательства для малого предпринимательства. Этот шаг будет способствовать увеличению объемов производства и расширению штата сотрудников на предприятиях.

Малые формы бизнеса в настоящее время являются двигателями экономики страны, обеспечивая инновационное развитие в условиях антироссийских экономических санкций. В то же время

деятельность малого бизнеса содержит много рисков. Для того чтобы предприятие смогло выйти на рынок, закрепить на нем свои позиции и стать успешным, необходима поддержка со стороны государства.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

- создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

- помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий;

- содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства;

- становление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности;

- формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Вопросам развития малого и среднего бизнеса в современных условиях, мерам поддержки были посвящены совещания, которые проводились в 2015-2016 годах совместно с Правительством Рязанской области. В доступной форме информацию о способах развития малого бизнеса в современных условиях, существующих мерах поддержки до присутствующих доводили министр экономического развития и торговли Рязанской области С.В.Горячкина, министр труда и занятости Рязанской области Ю.В.Рокотянская, министр имущественных и земельных отношений Рязанской области М.А.Майоров, министр сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Б.В.Шемякин.

Благодаря созданной инфраструктуре для поддержки и развития малого предпринимательства на сегодняшний день малый бизнес оказывает влияние на социальное и экономическое развитие Рязанской области как с точки зрения объемов производства товаров и услуг, так и с точки зрения занятости населения.

По данным Министерства экономического развития и торговли Рязанской области, по состоянию на 01 января 2016 года в секторе малого и среднего предпринимательства занято 48019 субъектов, что составляет порядка 33,3% трудоспособного населения региона; доля объема производства малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте составляет 31,3% [1].

Показатели, характеризующие вклад малого бизнеса в развитие экономики и социальной сфе-

ры Рязанской области, по итогам 2015 года имели - - ^ ,

положительную динамику [3]. Приведым 1ижи ос- Я;Я)ИвР50а3С-К2°ОИ1?<б^Д2Гхи(ТВабЛ^аЯ микропредприя-

новные показатели деятельности малых предпри- 1 мчу

Таблица - Основные показатели деятельности малых предприятий Рязанской области в 2013 - 2015 гг.

Показатели Годы 2015 г к 2013 г в %

2013 2014 2015

Число субъектов малого предпринима-тельства (на конец года), единиц 45045 46839 48019 106,6

В том числе микропредприятия, единиц 26364 26700 26906 102,1

Оборот организаций малого бизнеса, млн. рублей 208,5 210,8 209,2 100,3

В том числе микропредприятия, млн. рублей 44,9 46,2 45,6 101,6

Количество ИП (на конец года), чел. 26364 26700 26906 102,1

Анализ таблицы позволяет отметить рост показателей малого предпринимательства в 2015 году. Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2015 году составило 48019 единиц (на 6,6% выше уровня 2013 года). Рост предприятий малого предпринимательства объясняется тем, что, несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, связанную с санкциями, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке [4].

Оборот малого бизнеса в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 1,1%, но уже в 2015

1,6%

году очевидна тенденция к снижению - на 1,1%. Динамика зарегистрированных налоговыми органами индивидуальных предпринимателей имеет незначительную положительную тенденцию. Их количество по состоянию на конец 2015 года составило 26906 человек, что на 2,1% больше уровня 2013 года.

С 1 января 2015 года годовые взносы для индивидуальных предпринимателей выросли до 35 664 рублей, из них 32479 рублей приходятся на выплаты в Пенсионный фонд России и 3185,84 рубля - на выплаты в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Данная мера крайне негативно отразилась на бизнес-сообществе и не привела к большому увеличению числа индивидуальных предпринимателей.

В структуре малых предприятий по видам экономической деятельности наибольшую долю занимают предприятия оптовой и розничной торговли (28,5%), обрабатывающего производства (19,6 %) (рис. 1).

■ Обрабатывающее производства (19,6%)

■ Строительство (12,7%)

■ Торговля (28,5%)

■ Аренда (18,4%)

■ Сельское хозяйство (6,2%)

■ Транспорт и связь (4,7%)

Рис. 1 - Распределение малых

Несмотря на некоторый рост числа малых предприятий в целом по Рязанской области (на 1,1%) и по отдельным видам экономической деятельности в 2015 году по сравнению с 2014 годом, их структура в экономике региона остается достаточно устойчивой [1].

Преобладание малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в торговле, как оптовой, так и розничной, в определенной степени объясняется тем, что открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного предприятия.

>едприятии по видам деятельности

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Рязанской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном; оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может воз-

никнуть у предпринимателей.

На сегодняшний день в Рязанской области уже сложилась и действует определенная система государственной поддержки малого предпринимательства. Эта система представляет собой деятельность государственной власти, внегосу-дарственных структур и самих предпринимателей по формированию соответствующей среды, обеспечивающей нормальные условия для начала и развития бизнеса. Она включает в себя также совокупность норм и методов указанной поддержки, реализующихся через соответствующие институты малого предпринимательства и их инфраструктуру. В соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Рязанской области «Экономическое развитие в 2015-2020 годах» субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается финансовая поддержка по следующим направлениям:

- возмещение части затрат по лизингу до 1500 тысяч рублей в год;

- возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования до 5000 тысяч рублей в год;

- возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам до 1000 тысяч рублей в год;

- предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства до 300 тысяч рублей в год;

- развитие и поддержка предприятий, осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов до 1000 тысяч рублей в год;

- поддержка розничной торговли и бытовых услуг в сельской местности до 700 тысяч рублей в год.

В сфере занятости населения действуют следующие меры поддержки:

- получение финансовой поддержки в размере до 117,6 тысяч рублей за одно созданное дополнительное рабочее место;

- субсидии для работодателей, создающих рабочие места для инвалидов, в размере до 72,6 тысяч рублей;

- субсидии безработным гражданам, открывающим собственный бизнес, в размере 58,8 тыс. рублей.

На территории Рязанской области с 2012 года реализуются мероприятия по поддержке начинающих фермеров. В настоящее время подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2014-2020 годы» предусматривается предоставление начинающим фермерам грантов на создание и развитие своего хозяйства (размер гранта до 1,5 млн рублей) и оказание единовременной помощи на бытовое обустройство ( до 250 тысяч рублей) [2].

В Рязанской области созданы организации инфраструктуры поддержки предпринимательства:

- Рязанский областной фонд поддержки, осу-

ществляет предоставление микрозаймов малому и среднему бизнесу; размер микрозайма - 1 млн рублей; срок предоставления - до 1 года; процентная ставка от 7,25 до 17%.

- Гарантийный фонд Рязанской области, предоставляет поручительство по кредитам и договорам о предоставлении банковской гарантии; объем поручительства до 25 млн. рублей.

- Региональный интегрированный центр Рязанской области, осуществляет продвижение продукции на межрегиональные и международные рынки, содействует субъектам в развитии взаимовыгодного делового, технологического сотрудничества.

Не менее важный вопрос для малого бизнеса -вопрос налогообложения. Долгое время на уровне федерации обсуждалась возможность послабления налогового режима для начинающих предпринимателей. С 2015 года такую возможность дает Закон Рязанской области от 05.08.2015 №52-ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области». Закон устанавливает для предпринимателей «нулевую» налоговую ставку на 2 налоговых периода (года) со дня их регистрации и виды деятельности, к доходам от которых она может быть применена.

Исследования показали, что в Рязанской области имеются попытки создания механизма управления развитием системы государственной поддержки малого предпринимательства, способствующие формированию нормальных условий для его функционирования.

Заключение

Итоги развития малого бизнеса в Рязанской области за 2013- 2015 годы свидетельствуют о растущей эффективности функционирования системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе. Отсутствие единого подхода к осуществлению комплексной поддержки малого бизнеса, который бы учитывал специфические региональные особенности, определяет необходимость разработки принципиально новой концепции регулирования и поддержки малого бизнеса как неотъемлемой составной части региональной экономической политики.

Для совершенствования региональной политики поддержки малого предпринимательства в Рязанской области в условиях экономических санкций необходимо реализовать Государственную программу Рязанской области «Экономическое развитие в 2015-2020 годах». Основной акцент в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» следует сделать на реализации следующих направлений:

- модернизация производственной деятельности и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере;

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- поддержка субъектов малого и среднего держать инвестиционные проекты, прежде всего,

предпринимательства, реализующих социально в сфере перерабатывающей промышленности,

значимые проекты; сельского хозяйства, а также по созданию логи-

- развитие молодежного предприниматель- стических центров. ства, подготовка кадров для субъектов малого и Список литературы среднего предпринимательства и популяризация 1. Реализация стратегии развития малого и

предпринимательства. среднего предпринимательства в РФ на террито-

Следует усилить работу по взаимодействию рии Рязанской области. - Режим доступа: http://

муниципальных центров поддержки предпри- xn--62-9kcqjf0b7a.xn--p1ai/media/strategiyamnc.pdf.

нимательства с Рязанским областным фондом Дата обращения: 12.04.2017 поддержки малого предпринимательства по при- 2. Торженова, Т. В. Оценка финансовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

влечению предпринимателей из муниципальных устойчивости предприятий АПК Рязанской обла-

образований Рязанской области к кредитным ре- сти [Текст]/ Торженова Т. В. Чихман М. А., Гу-

сурсам Рязанского областного фонда поддержки сев А. Ю.. // Вестник Рязанского государственного

малого предпринимательства, по расширению агротехнологического университета имени П. А.

клиентской базы фондов, развитию новых форм Костычева -№2 (18), -2013. С.93-95. микрокредитования, предоставлению преферен- 3. Шкапенков, С.И. Анализ финансовых ре-

ций клиентам с хорошей кредитной историей. зультатов деятельности малых предприятий Ря-

Нужно развивать новые формы предоставле- занской области [Текст]/ Шкапенков С. И., Горш-

ния гарантий и поручительств, в том числе через кова Г. Н. // Вестник Рязанского государственного

«Агентство кредитных гарантий», созданное на агротехнологического университета имени П. А.

федеральном уровне, что позволит предостав- Костычева -№3 (27), -2015. С.108-110. лять гарантии субъектам предпринимательства на 4. Шкапенков, С.И. Динамика развития ма-

сумму до 1 млрд руб. при стоимости гарантии 1,75 лых предприятий через призму их оборота [Текст]/

процента. Реализация механизма предоставле- Шкапенков С. И., Торженова Т. В., Чихман М. А.

ния гарантий через Агентство позволит повысить // Вестник Рязанского государственного агротехно-

эффективность финансовой поддержки субъектов логического университета имени П. А. Костычева

малого и среднего предпринимательства и под- -№4 (32), -2016. С.114-117.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE RYAZAN REGION

Shkapenkov Sergei I., Doctor of Economic Sciences, Professor of marketing and merchandising, serg771r@yandex.ru

Torzhenova Tatyana V., Candidate of Economic Sciences, assistant professor of marketing and merchandising, tanyatorg@yandex.ru

Chikhman Marina A., Candidate of Economic Sciences, assistant professor of marketing and merchandising, cma_mgk@mail.ru

Ryazan State Agrotechnological University Named after P. A. Kostychev

The article discusses small business, which by its nature is not able without government support, to successfully withstand the competition of large capital, to realize economic and social interests of small owners. The goals and objectives of the study are related to the fact that the level of development the existing management system of the state support to small entrepreneurship does not allow for objective alignment of its position compared to other, more powerful sectors of the economy, by creating him General, favorable conditions for work. This state of system is largely due to the shortcomings of mechanisms to control the process of its development and, as a consequence, the absence of appropriate infrastructure elements or functions required to solve pressing problems. However, small business yields tangible results only where it is effective government support, which is particularly relevant in the context of economic sanctions. In the Ryazan region have not yet formed an effective system of state support of small entrepreneurship, ensuring the formation of normal environment for its formation and development.

Key words: small businesses, state support, small business, employment.

Literatura

1. Implementation of the strategy of development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation on the territory of the Ryazan region. - Mode of access: http://xn--62-9kcqjf0b7a.xn--p1ai/media/ strategiyamnc.pdf. Date of access: 12.04.2017

serg771r@yandex.ru

2. Torzhenova T. V. Ocenka finansovoj ustojchivosti predprijatij APK Rjazanskoj oblasti [Tekst]/ Torzhenova T. V. Chihman M. A., Gusev A. Ju.. // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta imeni P. A. Kostycheva -№2 (18), -2013. S.93-95.

tanyatorg@yandex.ru

3. Shkapenkov S.I. Analiz finansovyh rezul'tatov dejatel'nosti malyh predprijatij Rjazanskoj oblasti [Tekst]/ Shkapenkov S. I., Gorshkova G. N. // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta imeni P. A. Kostycheva -№3 (27), -2015. S.108-110.

serg771r@yandex.ru

4. Shkapenkov S.I. Dynamics of small enterprises through their turnover [Tekst]/Shkapenkov S. I., Torzhenova T. V., Chihman M. A. // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo agrotehnologicheskogo universiteta imeni P. A. Kostycheva -№4 (32), -2016. S.114-117.

cma_mgk@mail.ru._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.