Научная статья на тему 'Государственная поддержка как основной драйвер развития социального бизнеса'

Государственная поддержка как основной драйвер развития социального бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Елизавета Сильвестровна, Шунков Константин Викторович

В статье рассматривается вопрос влияния федеральных и муниципальных уровней власти на развитие социального предпринимательства в России, современное положение социального бизнеса и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка как основной драйвер развития социального бизнеса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х

2. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 264-268.

3. Халяпин А.А., Южакова А.В. Государственное регулирование экономики регионов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1-1 (56). С. 179-181.

© Алексеев В.М., Алексеева М.С., 2016

УДК 334.021

Алексеева Елизавета Сильвестровна, Шунков Константин Викторович,

студенты 3 курса факультета государственной службы Новосибирский государственный университет экономики и управления

alexeevaelizavetaa@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВНОЙ ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматривается вопрос влияния федеральных и муниципальных уровней власти на развитие социального предпринимательства в России, современное положение социального бизнеса и перспективы его развития.

Ключевые слова

бизнес; социальный бизнес; социальное предпринимательство; государственная поддержка; драйверы

развития; финансирование.

Для современной России понятие "социальный бизнес" новое, с которым знаком узкий круг людей, прежде всего это бизнесмены, которые понимают, что государство не способно самостоятельно на некоммерческой основе полностью справляться со своими социальными обязанностями перед обществом. Социальный бизнес — это принципиально новый вид деятельности. До сих пор бизнес всегда был сосредоточен на самом себе и имел единственную цель — получение прибыли. В отличие от традиционного, социальный бизнес извлекает прибыль, решает проблемы общества и помогает ему функционировать более эффективно. Он принимает вызовы общества, комбинируя деловые ноу-хау со стремлением повысить качество жизни, и фокусируясь не на самом себе, а на окружающем мире. [1, с. 100 ]

По данным Агентства стратегических инициатив, на 2014 год социальным предпринимательством в России занимается только около 1 % компаний, для сравнения в Европе этот показатель приближается к 25 %.

Государственная поддержка социальному предпринимательству в России на законодательном и исполнительном уровнях власти фактически отсутствует, кроме этого мало полезной информация о социальном предпринимательстве.

Для развития социального бизнеса в нашей стране, первостепенным драйвером должно быть государство, которое благодаря своим ресурсам может дать толчок в развитии перспективного направления современного предпринимательства. [ 2 ]

На 2016 год в законодательстве РФ отсутствует отдельный общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, нет достаточной законодательной базы, которая должна урегулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание и снизить налоговое бремя для социальных предпринимателей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Чтобы получить льготы по налогообложению, российские социальные предприниматели обычно используют различные формы некоммерческих организаций (НКО), а практически все коммерческие становятся субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) действуя на общих основаниях, которые тяжелым бременем ложатся на плечи бизнесменов, многие из которых подмечают, что от государства им нужна не только финансовая поддержка, сколько снижение административного давления и упрощенное взаимодействие с надзорными органами. Если дать возможность развиваться социальному бизнесу более эффективно, ключевые экономические проблемы можно будет решить гораздо быстрее. [ 3 ]

Хотя на федеральном и региональном уровнях в России отмечаются попытки поддержки социального предпринимательства, в целом оно финансируется недостаточно, не охватывая всё многообразие этого явления.

Сегодня необходимо сформулировать и предложить региональным органам власти конкретные методики, типовые схемы привлечения социальных предпринимателей к массовому оказанию социальных услуг. [ 4, с. 50 ]

Взаимодействие власти и социального предпринимательства отражается в отдельных регионах РФ. Так, в Ярославской области создана общественная организация «Центр социального партнерства». Одна из задач Центра — создание комфортных условий деятельности НКО в регионе через формирование благоприятной нормативной базы , активизации работы диалоговых площадок власти и общества, создание специального СМИ для НКО, а также непосредственная поддержка самих НКО в области, а в Череповце мэрией совместно с ПАО «Северсталь» создано НП «Агентство городского развития», деятельности которого стала поддержка социального предпринимательства: финансовая, имущественная, информационно-консультационная и бизнес-образование.

Поддержка социального предпринимательства может быть не только финансовой, для создания социальных благ требуется еще знание, опыт, и помощь властей. В настоящее время все больше осуществляется развитие нефинансовых программ поддержки социального бизнеса. Социальное предпринимательство является важной составляющей социального инжиниринга в России. [ 5, с. 188 ]

В период спада экономики социальный бизнес обладает рядом конкурентных преимуществ. Он менее маржинален, а значит, в меньшей степени подвержен рыночной цикличности, более устойчив к изменению конъюнктуры.

Существует тенденция, что социальное предпринимательство в ближайшие несколько лет будет расти как количественно (число предприятий, объемы производства и выручки), так и качественно, охватывая все новые сектора, что соответствует общему направлению на структурной перестройки экономики. У социального бизнеса в регионах есть еще одна немаловажная миссия — формировать новый, позитивный образ предпринимателя в глазах местных сообществ, задавать направление на созидательную деятельность и активную гражданскую позицию. [ 6 ] Список использованной литературы

1. Кашин А.В. Предпринимательство: уч. пособие для слушателей MBA-Mancosa Международной школы бизнеса НГУЭУ /A.B. Кашин. - Новосибирск: изд-во НГУЭУ. - 2010. с. 115.

2. Лихутин П.Н. Оптимизация инвестиций в паи открытых паевых инвестиционных фондов: методический аспект Сибирская финансовая школа (Аваль). - 2009.- №4.

3. Лукьянова З.А., Терёшина К.Д., Шпилева Ю.В. Влияние эндогенных и экзогенных факторов на инвестиционную привлекательность регионов // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии -перспективные разработки. Материалы VII международной научно-практической конференции. н. и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015.

4. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Кредитный рынок: региональный аспект. Уфа: «Инфинити», 2013. С. 69.

5. Гоманова Т.К. ГЛАВА 2. Кредитное обеспечение территории в рыночной экономике / В книге: Методология комплексного анализа и управления финансами. Мельникова Т.И., Толкачева Н.А., Каменская Н.Ю., Агеева О.В., Толкачев Н.М. Новосибирск, 2009. С. 186-198.

6. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Финансы. Практикум / РАНХиГС, Сиб. ин-т упр., Новосибирск, 2014.

© Алексеева Е. С., Шунков К. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.