Научная статья на тему 'Типология муниципальных образований the typology of municipalities'

Типология муниципальных образований the typology of municipalities Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТИПОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев В.М., Алексеева М.С.

Повышенный интерес к вопросам местного самоуправления объясняется его ролью в современном мире. Оно является, с одной стороны, институтом власти, с другой представляет собой эффективный и социально ориентированный механизм управления на местном уровне. Пока еще наука содержит противоречия о муниципальном устройстве, что негативно сказывается на неэффективности деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология муниципальных образований the typology of municipalities»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х

Основной принцип, которым нужно при этом руководствоваться - управленческий учет должен учитывать все факторы и события, влияющие или могущие повлиять в будущем на экономические показатели предприятия.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 п 402-ФЗ О бухгалтерском учете.

2. Ибрагимова А.Х., Ибрагимова Х.А., Управленческий учет от истоков до стратегии компании // Аудит и финансовый анализ.- 2016.- №3. - С. 247 - 250.

3. Ибрагимова А.Х. Постановка управленческого учета // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах.- Курск.- 2015.- С. 176-178.

© Азиева Ш.Г., 2016

УДК 351

В.М. Алексеев

ректор М.С. Алексеева

преподаватель кафедры управления закупками Академия подготовки главных специалистов г. Краснодар, Российская Федерация

ТИПОЛОГИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ THE TYPOLOGY OF MUNICIPALITIES

Аннотация

Повышенный интерес к вопросам местного самоуправления объясняется его ролью в современном мире. Оно является, с одной стороны, институтом власти, с другой - представляет собой эффективный и социально ориентированный механизм управления на местном уровне. Пока еще наука содержит противоречия о муниципальном устройстве, что негативно сказывается на неэффективности деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова

муниципальное образование, типология муниципальных образований.

Оптимизация муниципального управления должна стать постоянной заботой как законодательных, так и исполнительных органов в центрах российских регионов. Постоянно меняющаяся экономическая реальность предъявляет новые требования к качеству муниципального управления, однако его реформа далека от завершения - как в юридическом, так и в экономическом плане.

В современной юриспруденции муниципальные структуры классифицируются по нескольким признаков. Основными из них являются:

1. Территориальная привязка;

2. Географические размеры населённого пункта (площадь, численность населения);

3. Развитость его инфраструктуры, основные отрасли, представленные хозяйствующими субъектами;

4. Статус населённого пункта (город краевого, посёлок городского типа, сельское поселение);

5. Электоральные предпочтения населения.

Отдельные способы классификации местных территориальных образований значимы, в первую очередь, для юриспруденции и оказывают влияние на юридическую теорию и практику, не имея реального значения для деятельности этих образований. Это, в частности, деление населённых пунктов на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

территориальные и поселенческие. Данное деление находит своё место в юридических теориях, на основе которых разрабатываются нормативно-правовые акты. Другие типологии созданы на законодательном уровне и оказывают реальное влияние на жизнь данного муниципального образования.

Один из важных факторов - плотность сельского населения в том или ином регионе. Если она ниже средней по России более, чем в три раза, этот субъект РФ заносится в список регионов с низкой плотностью сельского поселения. Данные списки утверждаются Правительством России и пересматриваются не чаще, чем 1 раз в 5 лет.

Статья 131 Основного Закона закрепляет статус муниципального самоуправления не только в городах и сельских поселениях, но и на других территория, где присутствует какое-либо население. Другими словами, в настоящее время реализуется скорее не поселенческий, а территориальный принцип управления внутри регионов. При этом до 2003-го года термины «населённый пункт» и «поселение» были синонимичны.

Существует весомое различие между муниципальными образованиями городского и сельского уклада. Это различия проявляется в образе жизни, ведении хозяйства, плотности расселения и т.д. Кроме того, для жителя города приоритетом является целевая функция (чаще всего связанная с материальным фактором), то для обитателей сельских поселений не менее важна связь с природой.

Понятие «поселение» трактуется весьма широко. Этот термин закреплён действующей Конституцией страны в качестве территориальной базы местного самоуправления.

Градостроительный и Земельный кодексы России используют данный термин формально, в качестве муниципального объекта. Однако ФЗ № 152 «О наименовании географических объектов» раскрывает данное понятие более широко. Поселением называются любые населённые пункты - города, посёлки городского типа, районы, волости.

Росстат использует в своей работе две общефедеральные системы регионального деления - по ОКАТО и ОКТМО. В классификаторе ОКАТО рассматриваются региональные районы, населённые пункты, районы в пределах городов, округа, сельсоветы и т.д. Разделение территорий по ОКТМО осуществляется по несколько иному принципу. В данном случае субъектами являются муниципальные районы, округа, территориальные единицы сельских поселений. Оба классификатора имеют взаимную увязку. Коду ОКТМО какого-либо региона соответствуют коды ОКАТО населённых пунктов, входящих в данный регион.

Некоторые учёные предлагают рассматривать в качестве отдельных типов муниципальных образований различные ЗАТО, бизнес-инкубаторы, наукограды и т.д. Но это весьма спорная позиция. Как правило, эти центры расположены на территории уже существующих муниципальных объектов. Центр инноваций «Сколково» территориально находится в двух поселениях Одинцовского района Московской области. Поэтому вряд ли стоит выделять эти образования - скорее, они заслуживают отдельного подхода в рамках существующей системы.

Основы реформирования самоуправления на местах заложены в 131-ФЗ. Согласно этому документу, существует два уровня местного самоуправления. Верхний - это управление в пределах региональных районов. Районным центром является город или посёлок с наибольшей значимостью для этого образования. Нижний уровень управления осуществляется в пределах городского или сельского поселения.

В литературе отмечается, что каких-либо чётких критериев для определения субъектов местного самоуправления и их разграничения в данном ФЗ не содержится. Между тем, они необходимы. Данными критериями могут стать численность населения того или иного субъекта, площадь территории, на которой он расположен и суммарный финансово-экономический потенциал данного образования (уровень развития промышленности, сельского хозяйства, других определяющих отраслей, количество реальных или предполагаемых налоговых поступлений и т.д.).

Таким образом, этот вопрос требует дальнейшего осмысления, однако и на данном этапе механизм муниципального управления следует признать стабильно работающим.

Список использованной литературы: 1. Алексеев В.М. Географическая политкорректность // Молодой ученый. 2016. № 16 (120). С. 225-229.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х

2. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 264-268.

3. Халяпин А.А., Южакова А.В. Государственное регулирование экономики регионов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1-1 (56). С. 179-181.

© Алексеев В.М., Алексеева М.С., 2016

УДК 334.021

Алексеева Елизавета Сильвестровна, Шунков Константин Викторович,

студенты 3 курса факультета государственной службы Новосибирский государственный университет экономики и управления

alexeevaelizavetaa@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВНОЙ ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматривается вопрос влияния федеральных и муниципальных уровней власти на развитие социального предпринимательства в России, современное положение социального бизнеса и перспективы его развития.

Ключевые слова

бизнес; социальный бизнес; социальное предпринимательство; государственная поддержка; драйверы

развития; финансирование.

Для современной России понятие "социальный бизнес" новое, с которым знаком узкий круг людей, прежде всего это бизнесмены, которые понимают, что государство не способно самостоятельно на некоммерческой основе полностью справляться со своими социальными обязанностями перед обществом. Социальный бизнес — это принципиально новый вид деятельности. До сих пор бизнес всегда был сосредоточен на самом себе и имел единственную цель — получение прибыли. В отличие от традиционного, социальный бизнес извлекает прибыль, решает проблемы общества и помогает ему функционировать более эффективно. Он принимает вызовы общества, комбинируя деловые ноу-хау со стремлением повысить качество жизни, и фокусируясь не на самом себе, а на окружающем мире. [1, с. 100 ]

По данным Агентства стратегических инициатив, на 2014 год социальным предпринимательством в России занимается только около 1 % компаний, для сравнения в Европе этот показатель приближается к 25 %.

Государственная поддержка социальному предпринимательству в России на законодательном и исполнительном уровнях власти фактически отсутствует, кроме этого мало полезной информация о социальном предпринимательстве.

Для развития социального бизнеса в нашей стране, первостепенным драйвером должно быть государство, которое благодаря своим ресурсам может дать толчок в развитии перспективного направления современного предпринимательства. [ 2 ]

На 2016 год в законодательстве РФ отсутствует отдельный общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, нет достаточной законодательной базы, которая должна урегулировать все вопросы социального предпринимательства, упростить создание и снизить налоговое бремя для социальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.