Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В РФ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зливко А.П., Джаникян В.А., Криворогова В.С.

В статье рассматривается государственная поддержка инвалидов в РФ, анализируются различные социальные программы для людей с ограниченными возможностями, рассматривается проблема трудоустройства таких граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В РФ»

УДК 340

А.П. Зливко, В.А. Джаникян, В.С. Криворогова ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ В РФ

В статье рассматривается государственная поддержка инвалидов в РФ, анализируются различные социальные программы для людей с ограниченными возможностями, рассматривается проблема трудоустройства таких граждан.

Ключевые слова: инвалиды; социальные программы, государственная поддержка, трудоустройство, рынок труда, дискриминация, материальная помощь.

По данным ООН 10 % жителей нашей планеты имеют ограничения жизнедеятельности, связанные с какой-либо патологией или несовершенством окружающей инфраструктуры, более 500 млн. человек имеет инвалидность, не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья, а примерно одна семья из четырёх имеет в своём составе человека с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 13 миллионов инвалидов. Это 9,2 % всего населения страны, которого насчитывается более 143 миллионов человек. Этот показатель еще называют уровнем инвалидизации - определяется как отношение численности лиц, впервые признанных инвалидами, к среднегодовой численности населения, в расчете на 10 тысяч жителей.

Государство сегодня обращает внимание на положение этих людей. Были приняты социальные программы. Россия выделяет очень большие средства для того, чтобы благоустраивать городскую среду, создавать возможности для нормальной жизни инвалидов в общество.

Трудоспособны из них чуть более 20 %, или 2 миллиона 570 тысяч человек. Однако постоянную работу имеют вовсе не все - всего 817 тысяч, проблема трудоустройства инвалидов - одна из наиболее острых.

Наряду с принятием государственных законов, призванных защитить права инвалидов на работу, Министерство здравоохранения всячески пытается ограничивать их количество, в основном путем ужесточения требований к врачебным комиссиям.

Как правило, шанс оказаться без работы для инвалида гораздо выше, чем для человека без инвалидности.

Очень часто работодатели под разными предлогами отказываются принимать на работу данную категорию граждан. Причинами являются и лишние затраты и психологические особенности инвалидов. Их ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности.

Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.

Актуальность темы исследования обусловлена возросшей теоретической и практической значимостью проблемы регулирования занятости инвалидов, связанной с постоянными изменениями условиями рынка труда.

Целью работы является совершенствование и анализ деятельности органов государственной власти в сфере занятости и помощи в трудоустройстве инвалидов, а также выявление эффективности реализации государственных норм и программ в области занятости лиц, с ограниченными возможностями.

Согласно ст. 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че-ловека.[1]

В соответствии с Федеральном законом Российской Федерации Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - ограничение жизнедеятельности определяется как, «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельно-

© Зливко А.П., Джаникян В.А., Криворогова В.С., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

ISSN 2223-4047

стью».[2]

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций. Так, работодатели теперь обязаны предоставлять информацию в органы центра занятости населения не только о созданных рабочих местах для приема на работу инвалидов в соответствии с квотой, но также и информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации.

После долгих лет дискриминации Конвенция устанавливает стандарты прав человека, а также их применения в обществе, в котором «учитываются проблемы инвалидов» и поддерживается равенство всех граждан.

В 2012 году Российская Федерация утвердила Конвенцию «О правах инвалидов». В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие труд инвалидов.

Изменениями внесены новые правила для организаций по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, правила информирования о таких рабочих местах органов центра занятости населения, а также увеличены штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в сфере трудовых отноше-ний.[4].

В поддержку людей с ограниченными возможностями, государство создало программу «Доступная среда», целью преобразовать семь жизненных сфер: образование, здравоохранение, культуру, транспорт, информатику и связь, спорт и физическую культуру, жилищный фонд.

Предполагается в итоге так выстроить окружающую среду, чтобы человек с любыми ограничениями мог спокойно передвигаться, получать нужные услуги, в общем, жить полноценной жизнью.

В Краснодарском крае численность инвалидов за последние 10 лет не уменьшается, а увеличивается и составляет более 421 тысячи человек.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Это доказывает, что страна готова к формированию условий для соблюдения международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Основополагающей концепцией государственной политики в отношении инвалидов является реабилитация в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Одним из направлений реабилитации инвалидов является профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация. Данные задачи решались в Краснодарском крае комплексно с 2000 года в рамках соответствующих краевых целевых программ.

В последние годы достигнуты положительные результаты в решении проблем инвалидов.

Однако работа государственных структур остается неэффективной: нет слаженности в работе разных ведомств, не привлекаются общественных организации к выполнению государственных программ по реабилитации инвалидов в области обучения и трудоустройства.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Программно-целевой метод решения проблем реабилитации инвалидов представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития в Краснодарском крае системы комплексной реабилитации как основного средства интеграции инвалидов в общество.

Данный метод позволяет ежегодно на основе конкурсного отбора определять наиболее востребованные меры социальной поддержки инвалидов, оказывать материальную помощь слабо защищенной категории граждан, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы.

Рассмотрим, какие мероприятия включены в программу оказания помощи инвалидам в Краснодарском крае.

Мероприятия долгосрочной краевой целевой программы "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в краснодарском крае" на 2011 -2016 годы.

1.Оснащение педагогических образований и колледжей науки реабилитационным оборудованием

для Краснодарского края;

2.Приобретение компьютерного класса для обучения студентов инвалидов в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новороссийский социально-педагогический колледж» Краснодарского края.

3.Приобретение спортивных и реабилитационных тренажеров для обучения студентов работе с инвалидами.

4.Предоставление департаментом социальной выплаты в целях защиты компенсации населения расходов на проезд в Краснодарском крае, междугородном транспорте к месту реабилитации в реабилитационные учреждения ;

5.Оказание социальной поддержки студентам Краснодарского края инвалидам 1 и 2 группы.

6.Проведение департаментом краевых культурных фестивалей среди инвалидов:

7.Проведение художественного творчества инвалидов «Мы есть у тебя Россия»;

8.Проведение физических спортивных соревнований среди детей инвалидов в Краснодарском крае и др. мероприятия.

В Российской Федерации в целом, создана довольно неплохая и отвечающая современным условиям нормативная база, касающаяся сферы занятости и трудоустройства инвалидов. Помимо Конституции, Федеральных законов, Законов субъектов РФ, в нашей стране признаются и международные правовые акты. Все они детально регламентируют права и обязанности инвалидов в сфере труда.

В нашей стране еще очень долго будет сильно отношение к инвалидам (в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Эти устаревшие взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества, надо жестко искоренять.[3]

Только изменив менталитет людей можно надеяться на то, что проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе исчерпают всю свою остроту.

Для того, чтобы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или хотя бы минимизировать их, необходимо:

1. Изменения действующего социального законодательства, с целью изъятия из него понятия «ограничение способности к трудовой деятельности»

2. Возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов.

3. Развитие новых государственных программ по решению проблем трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации общественных организаций инвалидов.

В Европе инвалиды - это "люди с повышенными потребностями", а в России - это "люди с ограниченными возможностями."

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации//Собрании законодательства РФ, 2014, № 9, ст. 851.

2.Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст. 4563.

3.Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов" от 23.02.2013 № 11-ФЗ.

4.Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013)// "Собрание законодательства РФ", № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

5.Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" от 15.04.2014 № 297 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - по состоянию на 24.04.2014.

ЗЛИВКО АЛЛА ПАВЛОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ДЖАНИКЯН ВЕРДЖИНИЯ АНДРАНИКОВНА - курсант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

КРИВОРОГОВА ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА - курсант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.