Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования труда инвалидов'

Проблемы правового регулирования труда инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3021
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ИНВАЛИДЫ / КВОТИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УСЛОВИЯ ТРУДА / DISCRIMINATION / DISABLED PEOPLE / QUOTAS / INTERNATIONAL STANDARDS / LEGISLATIVE PROBLEMS / SOCIAL PROTECTION / EMPLOYMENT / WORKING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайдидей Юлия Михайловна, Белокопытова Наталья Юрьевна

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы российского трудового законодательства в сфере особенностей правового регулирования труда инвалидов как особой категории работников. Авторами статьи предложены возможные пути наиболее эффективного урегулирования вопросов привлечения труда лиц с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of labor of disabled people

This article examines the problematic issues of the Russian labor legislation in the field of the peculiarities of the legal regulation of the labor of the disabled people as a special category of employees. The authors of the article suggested possible ways of the most effective resolution of issues of involvement labor of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования труда инвалидов»

мошенничества в российской Федерации.

литература

1. Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: Коллективная монография / Ветрила Е.В., Кассихина В.Е., Сплавская Н.В., Юрова К.И., Пация Д.В. Сочи, 2015.

2. Ветрила Е.В. Защита прав участников процесса и интересы правосудия: соотношение понятий // Постулат. 2017. № 1 (15). С. 2.

3. Генпрокуратура назвала мошенничество одним из самых распространенных видов преступлений. 07.01.2018 г. [Электронный ресурс]. URL:http://tass.ru/ proisshestviya/4859898.

право социального обеспечения

Гайдидей Ю.М., Еелокопытова Н.Ю.

проблемы правового регулирования труда инвалидов

Актуальность данной темы подтверждается значительно возросшей в последнее время значимостью проблемы регулирования занятости лиц с ограниченными возможностями. Интерес к проблеме занятости инвалидов вызван усилением дискриминации в области труда инвалидов, переменой социально-трудовых отношений, а так же изменением условий существования в современном обществе.

Количество инвалидов в нашей стране составляет 13 млн. человек (8,8% всего населения страны) и более 40 млн. маломобильных граждан (27,4% населе-

ния). решение проблем граждан этой категории является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В области трудовых отношений для инвалидов установлены повышенные гарантии и компенсации. На необходимость обеспечения равных возможностей для людей с ограничениями здоровья, принятия мер по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, по формированию для них безбарьерной среды во всех сферах жизни неоднократно указывал в своих посланиях Федеральному Собранию рФ Президент россии. В целях улучшения качества жизни граждан с ограниченными возможностями государственные органы прилагают значительные усилия. реализуется утверждённая Правительством россии государственная программа «Доступная среда».

Для того чтобы реабилитация инвалидов в обществе проходила более успешно, государство создаёт все необходимые условия для их трудоустройства. Правовое регулирование труда лиц с ограниченными возможностями осуществляется в соответствии с нормами Трудового кодекса рФ [1] и Федерального закона от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» [3]. Отметим, что работодатель локальными нормативными актами может урегулировать отдельные моменты трудовой деятельности работников-инвалидов на конкретном предприятии. Это право ему дает ст. 8 ТК рФ.

Вместе с тем результаты прокурорских проверок, многочисленные жалобы граждан и публикации в СМИ свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые меры, инвалиды при реализации своих прав сталкиваются со множеством правовых и организационных проблем. За 2015 и 2016 гг. прокурорами выявлено 235 451 нарушение законодательства о защите прав инвалидов и престарелых, в целях устранения которых внесено 24 174 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 29 192 должностных лица, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 4669 лиц, объявлено 1305 предостережений, внесено 7133 протеста на незаконные правовые акты, в суды направлено 70 519 исков на сумму более 3 млрд. 280 млн. руб., по материалам прокурорских проверок возбуждено 300 уголовных дел [4, с. 3-7.].

Федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов рФ гарантируют инвалидам трудовую занятость и помогают им стать более конкурентоспособными на рынке труда. Это осуществляется за счёт установления в организациях квоты для приёма на работу инвалидов, создания инвалидам необходимых условий труда, обучения инвалидов новым профессиям и т.д. рабочие места, созданные специально для трудоустройства инвалидов, требуют дополнительных мер по организации труда: приспособление основного и вспомогательного оборудования, техническое оснащение с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Однако анализ практики применения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» показал, что квотирование рабочих мест для инвалидов никак не решает проблемы поиска работы инвалидам, проживающих в сельских местностях, где отсутствуют предприятия с численностью

выше 100 работников. На сегодня продуманных государственно-экономических рычагов, оказывающих влияние на предприятия малого и среднего бизнеса, численность которых в большинстве случаев меньше, не имеются. Таким образом, осуществления права на труд инвалиды имеют, а реальная возможность устроиться на работу есть не у всех.

Также работодатель обязан организовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Отметим, что создание специальных рабочих мест представляется многим работодателям затруднительным делом, ведь это требует дополнительных финансовых затрат. Минздравсоцразвития еще в 2010 году разъясняло, что работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30 тыс. руб. на одно постоянное рабочее место по факту трудоустройства на него инвалида (Письмо от 18.02.2010 № 23-3/10/1-570).

Прием на работу инвалида имеет определенные нюансы. Помимо удлиненного отпуска, продолжительностью 30 календарных дней, сокращенного рабочего времени с сохранением оплаты как за полный рабочий день, существуют еще требования по условиям труда, о которых все забывают.

Прием на работу граждан с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам - с ними заключается трудовой договор. При заключении договора кандидат должен предъявить документы, названные в ст. 65 ТК рФ. Но как работодатель узнает, инвалид работник или нет? Ведь среди названных в этой норме документов нет справки о состоянии здоровья. Конечно, она требуется в определенных случаях, например, для трудоустройства на тяжелые, вредные или опасные работы (ст. 69, 213, 298 ТК рФ и некоторые другие). Если же трудоустройство происходит не на такие работы, у гражданина нет обязанности заявлять, что он инвалид. Промолчав об этом, он просто не получит причитающихся ему гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом, и будет трудиться, как все.

Статья 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» устанавливает, что инвалидам создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Аналогичная норма закреплена в ст. 224 ТК рФ. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИННА) инвалида есть комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Проблему создания необходимых условий труда в соответствии с ИПИД исследует Н. Толбухина [5, с. 36-40]. Автор анализирует практические случаи, когда у инвалида такой программы нет, или будущий работник ее работодателю не предоставляет, или здоровый работник стал инвалидом, но ИПрА нести не

спешит. Возникает вопрос - можно ли принять на работу инвалида без нее? По мнению Н. Толбухиной, теоретически это возможно. Но существует риск, что, создавая условия инвалиду, работодатель не сможет учесть все производственные факторы, наличие или отсутствие которых отрицательно скажется на состоянии его здоровья, а возможно, даже усугубит его болезнь, приведет к обострению состояния и т.п. Тогда работодатель помимо административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27.1 КоАП рФ, рискует стать ответчиком в рамках гражданского процесса и компенсировать инвалиду стоимость дополнительного лечения, включая санаторно-курортное, а также иных реабилитационных мероприятий.

Формально закон не устанавливает обязанность работодателя требовать у работника ИННА, не обязывает он и работника-инвалида приносить ее работодателю. Но не все так просто. Статья 76 ТК рФ фиксирует, что работодатель не вправе допускать к работе сотрудника при наличии противопоказаний к выполнению им работы, обусловленной трудовым договором. Значит, работодатель отвечает за это.

Причем только ИПрА содержит информацию о способности инвалида к трудовой деятельности с указанием степени ограничения такой способности, а также рекомендации по трудоустройству, включая доступные виды труда и трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено. Отдельный блок программы посвящен рекомендуемым условиям труда и должен содержать информацию о рекомендациях по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности, производственной адаптации.

Автор справедливо приходит к выводу о том, что без программы не обойтись. В качестве выхода можно порекомендовать для работодателя направить в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), установившее работнику группу инвалидности, письменный запрос с просьбой представить копию ИПрА или выписку из нее, содержащую информацию о предусмотренных мероприятиях и возможности работы инвалида у данного работодателя с учетом имеющейся специальной оценки условий труда. В тексте запроса необходимо указать сведения о работнике и приложить, при наличии, копию справки МСЭ об установлении группы инвалидности. На основании ст. 11 Закона N 181-ФЗ бюро МСЭ направит работодателю истребуемые документы, после чего работодатель примет решение о возможности трудоустройства конкретного инвалида [5, с. 36-40].

Согласно трудовому законодательству инвалиды имею право на дополнительные привилегии и льготы по сравнению с другими работниками. Если они нарушаются работодателем или исполняются не в полной мере, то это расценивается, как нарушение законодательства о труде, и виновное лицо привлекается к административной ответственности.

Лица с ограниченными возможностями имеют право на:

- трудоустройство без испытательного срока;

- продолжительности рабочего времени (продолжительность работы инвалидов I и II групп в силу ст. 92 ТК рФ сокращена: они могут работать не более 35 часов в неделю. При этом исходя из ст. 23 Закона N 181-ФЗ сокращенное рабочее

время никак не влияет на оплату труда таких работников. То есть они получают столько же, сколько сотрудник, отработавший 40 часов в неделю);

- соблюдения ограничения и запретов на привлечение к определенным видам работ. Во-первых, для инвалидов ограничена работа в ночное время. Напомним, что таковым является время с 22.00 до 6.00. Во-вторых, ограничено привлечение к сверхурочной работе. В- третьих, ст. 113 ТК РФ определены условия привлечения инвалидов к труду в выходные и праздники. Как и при привлечении к сверхурочным работам, для того, чтобы инвалид работал в праздник, выходной, необходимо: удостовериться, что такая работа не запрещена ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; под подпись ознакомить его с правом отказаться от такой работы. Как видим, работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, инвалидам не запрещена, но работодателю следует соблюдать правила привлечения к ней, иначе трудовых споров не избежать.

- оплаты труда;

- обеспечения надлежащих условий труда и охраны труда;

- основной отпуск минимальной продолжительностью 30 (для инвалидов I и II групп) и 26 календарных дней (для инвалидов III группы);

- неоплачиваемый отпуск продолжительностью 60 (для инвалидов I и II групп) и 30 календарных дней (для инвалидов III группы);

- расторжение срочного трудового договора (если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению трудовых обязанностей).

Что касается увольнения, в отношении инвалидов действуют общие правила, основания и порядок увольнения. Единственный нюанс, установленный Трудовым кодексом, касается расторжения трудового договора в связи с сокращением численности работников. Ст. 179 ТК РФ отдельным категориям предоставляется преимущественное право на оставление на работе - работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равных показателях предпочтение в оставлении на работе отдается, в частности:

- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

- инвалидам Великой Отечественной войны;

- инвалидам боевых действий по защите Отечества.

Таким образом, если работодатель сокращает 3 единицы из, например, 8 и в число подлежащих увольнению попадает инвалид, он должен остаться на работе, а работодателю придется поискать другого сотрудника, которого можно сократить. Если инвалид уволен с работы по инициативе работодателя, то он может подать в суд (при наличии каких-либо оснований) и скорее всего суд будет на его стороне.

На практике дело обстоит иначе. Зачастую работодатели незаконно увеличивают лицам с ограниченными возможностями продолжительность рабочей недели с 35 до 40 часов, при этом уменьшая отпуск с 30 до 28 календарных дней, привлекают их к работе в ночное время, отказывают в выделении рабочих мест для инвалидов. По данным прокурорских проверок в республиках Башкортостан, Татарстан, Приморском крае, Архангельской, Магаданской, Саратовской областях

и других регионах не соблюдается законодательство в сфере квотирования рабочих мест для них. Прокурорами вскрыты преступные схемы, которые позволяют использовать механизмы социальной поддержки инвалидов для незаконного обогащения. По материалам проверки прокуратуры г. Воронежа возбуждено уголовное дело по факту хищения 140 тыс. руб. Деньги были выделены городским Центром занятости населения на трудоустройство инвалидов предпринимателю, который представил подложные документы о трудоустройстве этих лиц и приобретении оборудования для оснащения рабочих мест. Подобные уголовные дела расследуются в республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском крае, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Саратовской областях [4, С. 3-7].

Также в целях защиты прав инвалидов, являющихся предметом посягательства, прокуроры вправе возбуждать дела об административном правонарушении, объектом которых являются общественные отношения в области труда и занятости инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных следующими статьями КоАП рФ: 5.42. «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»; 9.13. «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»; 9.14. «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами»; 11.24. «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов».

Также должны быть соблюдены все условия труда и режим работы, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому, к сожалению, многие работодатели отказывают в предоставлении рабочего места инвалиду. Ведь намного проще сослаться на отсутствие рабочих мест, чем оборудовать здание и рабочее место надлежащим техническим оборудованием. Чтобы добраться до работы инвалидам так же предстоит преодолеть ряд трудностей, основной из которых является неприспособленность городского транспорта, особенно это отражается на инвалидах-колясочниках. В этом и состоит главная проблема трудоустройства лиц с ограниченными способностями.

Также встречаются случаи, когда организация получает квоту для приёма на работу инвалидов, но при этом нарушают законодательство, отказывая им в рабочем месте или нарушая их права. Поэтому государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на контроль за соблюдением всех прав и обязанностей инвалидов. Так, согласно статье 5.42. КоАП рФ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. [2].

Для решения рассматриваемой проблемы необходимо ввести дополнительные меры стимулирования в федеральном законодательстве. Например, снижение налогового бремени, компенсация средств, расходуемых на адаптацию рабочего

места под требования программы реабилитации инвалида и т.д. Повышение эффективности механизма реализации законодательства о защите прав инвалидов является существенным вкладом в укрепление законности в социальной сфере и будет содействовать успешному решению задач, стоящих перед нашим государством и обществом.

Правительство осуществляет социальную защиту людей с ограниченными способностями, в том числе и для того чтобы создать им одинаковые условия с другими гражданами государства для профессиональной самореализации. В свою очередь работодатели обязаны обеспечивать инвалидам специальные условия труда, как этого требует трудовое законодательство рФ. Это довольно не простая задача для работодателей, но в этом и заключается социальная ответственность нашего общества.

литература

1. Трудовой кодекс российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - ст. 3.

2. Кодекс российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - ст. 1.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» // Собрание законодательства российской Федерации. - 1995. - № 48. - ст. 4563.

4. Паламарчук, А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите прав инвалидов [Текст] / А. Паламарчук // Законность. - 2017. - № 5. - с. 3-7.

5. Толбухина, Н. Неожиданные грабли, или куда нечаянно может «наступить» работодатель [Текст] / Н. Толбухина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2017. - № 6. - с. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.