это качественно новая организация, существующая в конкурентной среде. Ее элементы связаны отношениями партнерства. Например, целями образовательного кластера могут стать предоставление детям условий для получения эффективного дополнительного образования. Он может включать учреждения дошкольного образования, средние общеобразовательные учреждения, средне-специальные и профессиональные учебные заведения, ВУЗы.
Анализ вызовов, угроз и рисков, связанных с модернизацией сферы сельских социальных услуг с учетом вступления России в ВТО позволяет сделать
вывод о том, что уменьшить риски можно успешно проведя в России модернизацию АПК, и ее сферы социальных услуг и имея в структуре экспорта значительную долю инновационных товаров и услуг. Одним из существенных факторов успешной модернизации сферы сельских социальных услуг может стать наличие эффективных организационных структур, способных обеспечивать оперативную обратную связь с потребителями социальных услуг в селе и проводить модернизацию сельских социальных услуг с учетом сельского населения в целом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ Н.Л. Алейникова, науч. сотр., соискатель Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Россия в третье тысячелетие вступила в условиях экономического оживления и относительной политической стабильности. Однако на ее пути возникают новые вызовы и угрозы, связанные, в частности, с быстро разворачивающимися процессами глобализации и региональной интеграции. В эпоху глобализации возрастающее значение приобретает способность региональных экономик максимально использовать свои естественные природноклиматические, территориальные, ресурсные преимущества для успешной конкуренции производимой ими продукции и услуг с зарубежными аналогами на мировом рынке, обеспечивая тем самым высокий жизненный уровень населения. Все более важным условием эффективности региональных экономик становится создание эффективного механизма государственной финансово-кредитной поддержки различных категорий сельскохозяйственных производителей. Данные проблемы являются, и будут являться для нашей страны значимыми и дискуссионными. Проведенные при участии автора за ряд лет исследования состояния и перспектив развития аграрной структуры России показали набор основных механизмов государственной финансово-кредитной поддержки: поддерживание цен и доходов сельхозтоваропроизводителей; компенсационные платежи; субсидии, льготное кредитование; инвестиции; социальные дотации; софинансирование работ по формированию инфраструктуры общего пользования; подготовка квалифицированных кадров для села.
Поддерживание цен и доходов сельхозпроизводителей является актуальным для всех субъектов аграрного рынка, независимо от их правовой и хозяйственных форм. Для стимулирования роста производства животноводческой продукции необходимо увеличить размер компенсаций на затраты до 5060%, повысить субсидированные ставки и ввести дотации на всю реализованную животноводческую продукцию, при этом субсидии должны получать не только СХО и К(Ф)Х, но и ЛПХ. Целесообразно расширять практику реализации пилотных проектов по развитию семейных молочных ферм в субъектах Российской Федерации, что позволит увеличить производство молока и его потребление, создать рабочие места.
Автором проводились экспериментальные прогнозные расчеты влияния господдержки краткосрочных и инвестиционных субсидируемых кредитов, полученных сельхозпроизводителями в рамках Госпрограммы за 2008-2009 гг. на параметры агроструктуры России.
Расчеты проводились с использованием программных средств, разработанных ГНУ ВНИИЭиН:
«Прогноз условий и динамики развития аграрной структуры АПК Российской Федерации (РАЭ-Ри)»; «Прогноз условий и динамики развития аграрной структуры АПК Российской Федерации (РАЭ-Ри)».
Были получены следующие уравнения регрессии для различных типов сельхозпроизводителей:
СХО: у=5171,52+0,04х1; у=8872,8+0,009х2;
К(Ф)Х: у=1983,53+0,004х1; у=2655,16+0,0006х2;
ЛПХ: у=9138,31+0,02х1,
где Х1 - субсидирование краткосрочных кредитов;
х2 - субсидирование инвестиционных кредитов.
Далее, для определения влияния субсидий на увеличение доли конкретной агроструктуры в общем объеме производства рассчитаны средние коэффициенты эластичности э . В табл. 1 представлены полученные средние коэффициенты эластичности по каждому уравнению.
Таблица 1 - Средние коэффициенты эластичности
Наименование категорий хозяйств
СХО 0,5 0,42
К(Ф)Х 0,34 0,14
ЛПХ 0,36 Не рассчиты-
вался
Источник: авторские расчеты.
Расчеты показали, что увеличение господдержки по краткосрочным кредитам на 1% увеличивает долю СХО в производстве общей валовой продукции на 0,5%, К(Ф)Х - на 0,34%, ЛПХ - на 0,36%. Как видно, наибольшее влияние этой поддержки сказывается на роли СХО в агроструктуре. Аналогичная тенденция просматривается и по поддержке инвестиционных кредитов.
Программа субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам по своему характеру имеет отлаженный и кумулятивный эффект. По данным приведенных в 2010 г. в Национальном докладе наблюдается статистически достоверная положительная корреляционная зависимость между величиной субсидируемых 8-летних кредитов, взятых сельскохозяйственными организациями преимущественно на строительство, модернизацию, реконструкцию животноводческих комплексов, ферм и приростом выручки от реализации продукции животноводства. Так, каждая тысяча рублей субсидируемого в 2008 г. кредита, взятого на эти цели, по-
вышала прирост выручки от реализации продукции животноводства 2009 г. в среднем на 140 руб.
Долгосрочное кредитование, как финансовый институт, может в перспективе позитивно влиять на развитие аграрной структуры, особенно крупнотоварных хозяйств. Вовлечение сельхозпроизводителей в процесс кредитования может осуществляться через увеличение государственной поддержки посредством краткосрочного кредитования, что позволит приобретать основные средства за счет собственных источников и использовать их в дальнейшем для залога. Для этого потребуется рост расходов федерального бюджета на увеличение размера, перечня кредитов и субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам сельхозпроизводителей.
Основой развития агропроизводственного финансового потенциала являются реальные инвестиции. В настоящее время инвестиционная привлекательность аграрного сектора, особенно малых форм хозяйствования (МФХ), для внешних инвесторов низка, для повышения инвестиционной активности государство должно совершенствовать финансовые механизмы по стимулированию инвесторов и сельхозпроизводителей.
Дальнейшее развитие должно получить налогообложение сельхозпроизводителей. Так, для МФХ, при уточнении их правового статуса, целесообразно сохранить льготное налогообложение.
Важным направлением поддержки финансового состояния сельхозпроизводителей является софинансирование затрат по страхованию урожая, однако, учитывая современное состояние большинства агроструктур, требуется увеличение бюджетной поддержки на эти цели.
С помощью дотаций необходимо осуществлять поддержку агроструктур и отраслей, обеспечивающих воспроизводственный потенциал сельского хозяйства и имеющих большое социальное значение. Предусмотреть компенсационные платежи и прямые субсидии МФХ, функционирующим в неблагоприятных условиях, но не бросающим землю и не допускающим одичания природы в своем микрорайоне.
Обеспечение доступности финансово-кредитных ресурсов для всех сельхозтоваропроизводителей является одним из главных условий развития устойчивой аграрной структуры страны, без этого направления невозможно перейти на инновационный этап развития. Повышение доступности долгосрочных заемных средств значительно ускорит процесс модернизации сельского хозяйства.
Прежде всего, необходимо упростить систему кредитования и процедуру оформления заявок, кредитов, субсидий - ввести обслуживание по принципу «одного окна».
Создание региональных залоговых фондов под гарантию областного (краевого) бюджета и под материальные активы областной (региональной) муниципальной собственности будет способствовать доступности сельхозпроизводителей к залоговым фондам. Для начинающих МФХ целесообразно уменьшить размер залоговой базы.
Для сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования важнейшее значение при оформлении кредитов в качестве залога имеет земельная ипотека, которая до настоящего времени используется недостаточно. Развитие этого института сдерживается из-за высоких издержек оформления земли в собственность, операции с землей связаны с огромными рисками, трудоемки и непрозрачны. Необходимо упрощение процедур оформления земли в собственность, компенсация части землеустроительных издержек мелким и средним собственникам.
Таким образом, на уровне как аграрного сектора в целом, видно, что основной акцент бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в долгосрочной перспективе должен сместиться в пользу поддержки, направленной: на обеспечение доступности рыночной информации для производителей, на создание благоприятных условий для инвестирования, страхования урожая, на помощь сельхозпроизводителям в неблагополучных регионах, на содействие развития сельской местности и другим направлениям, не противоречащим условиям ВТО.
3.3. Стратегия регулирования внешнеэкономической деятельности в АПК России для обеспечения устойчивой конкурентоспособности производства и позитивной
конъюнктуры рынка
РЕЗЕРВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
С.Н. Семенов, проф, А.Д. Васильева, асп., Т.А. Устиновская, асп. Саратовского аграрного университета
им. Н.И. Вавилова
Интегральной целью инновационных прорывов в агропромышленном производстве являются: разработка и практическое применение ресурсноэнергосберегающих, экологически безопасных, экономически и социально оправданных технологий и техники интенсивного типа на основе повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных и птицы, использования прогрессивных методов селекции, семеноводства и кормопроизводства, разработки интегрированных и специализированных информационных систем приборизации контроля качества продукции и услуг. Важнейшее значение при этом приобретает модернизация или перемещение (понижающее моральный и физический износ) в другое производство устаревших ос-
новных производственных фондов по наиболее экономичному варианту.
Исследования показывают, что в РФ в настоящее время сельхозмашиностроение выпускает в основном устаревшую технику, поставленную на производство 30-40 лет назад; что приводит к применению в агропромышленном производстве отсталых, упрощенных и устаревших технологий. В результате производительность труда в отечественном сельском хозяйстве в 8-10 раз ниже; чем в передовых зарубежных странах. Вместе с тем в программе развития АПК до 2012 г. заложено достижение показателя энерговооруженности в размере 168 лошадиных сил на 100 га пашни. Для сравнения в