Научная статья на тему 'Вызовы, угрозы и риски развития сельской социальной инфраструктуры при вступлении в ВТО'

Вызовы, угрозы и риски развития сельской социальной инфраструктуры при вступлении в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы, угрозы и риски развития сельской социальной инфраструктуры при вступлении в ВТО»

Диагностика регрессий и визуальный анализ статистических данных показывает, что линейная аппроксимация для двух индексов не является достаточной для оценивания. Диаграммы рассеивания показывают, что показатели требуют для надежного оценивания альтернативных непараметрических зависимостей. При этом задается соответствующая функция, проводится процедура сглаживания с подходящей шириной окна, которая может зависеть от числа проделанных статистических наблюдений индексов. На основе такого исследования эластичности по трем показателям (фондоотдача, землеотдача и производительности труда) определяется индекс интегральной эффективности в сельском хозяйстве.

Резюмируя, отметим, что на основе использованных алгоритмов и программ определения надежности инвестиционных стратегий и минимизации рисков полезно применять вероятностно-комбинаторные модели для долгосрочного прогнозирования и определять возможности развития хозяйствующих субъектов. Методически выявлено, что применение комплекса программных модулей позволяет выполнить расчеты гибких настраиваемых системных компонент, определить оценочные зна-

чения для совокупности факторов, влияющих на динамику экономических показателей. С этой точки зрения ясно, что эффективность сфер АПК определяется не только из текущей экономической деятельности, а - из всесторонней оценки кумулятивных результатов, из динамики развития экономического, социального, экологического и других потенциалов.

Изменение индекса интегральной эффективности (ииэ)

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 < Годы (1960=1)

Рисунок 2 - Изменение индекса интегральной эффективности в регионе

ВЫЗОВЫ, УГРОЗЫ И РИСКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО

В.Н. Рубцова, д.э.н., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Вовлечение сельской социальной инфраструктуры в единое мировое социально-инфраструктурное пространство без учета противоречивых факторов, способных влиять на ее развитие после вступления России в ВТО, имеет определенные риски и угрозы.

Под вызовами вступления в ВТО подразумеваются требования, предъявляемые к ведущим сельским социальным услугам, стандартные для развитых стран, но новые по отношению к функционированию, развитию, модернизации системы ведущих сельских социальных услуг России. К вызовам, которым должна соответствовать сельская социальная инфраструктура для того, чтобы обеспечить полноценное вступление России в единое социально-инфраструктурное мировое пространство, могут быть отнесены:

а) доступность для сельского населения полного набора социально-инфраструктурных услуг, обеспечивающая сельскому населению возможность выбора нужной социальной услуги. Именно этим отношениями обеспечивается конкуренция между социально-инфраструктурными объектами.

б) высокий уровень жизни сельского населения, позволяющий выбирать платные инфраструктурные услуги нужного качества, обеспечивая тем самым процессы конкуренции между инфраструктурными объектами и повышение их конкурентоспособности. Это требование является одним из существенных стандартов мирового социально-инфраструктурного пространства в рамках ВТО.

в) пропорциональность реализации ведомственного и территориального принципов управления системой инфраструктурных услуг в селе. Усиление территориального принципа, обеспечивающее оперативность структурных изменений комплекса социальных услуг в соответствии с динамикой потребностей жителей в услугах инфраструктуры.

г) государственные и социальные гарантии, обеспечивающие достаточно высокие стандарты

реализации ведущих социальных услуг, как в городской, так и сельской местности и их обоснованная коммерциализация, соответствующая реальным доходам сельского населения.

д) ориентация социальных инфраструктурных услуг на конечный результат в интересах потребителей социальных услуг.

Вступление в единое мировое социально-инфраструктурное пространство таит определенные угрозы для функционирования и обновления сельской социальной инфраструктуры. Угрозы - это негативные факторы, или тенденции, способные усугубить кризис системы сельской социальной инфраструктуры при вступлении в ВТО. Под угрозами могут также подразумеваться сложившиеся известные неблагополучные для развития системы сельской социальной инфраструктуры обстоятельства.

Внутренние негативные факторы, препятствующие процессу успешного развития системы сельских социальных услуг, могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Среди них можно выделить объективные факторы, влияющие на ее функционирование до начала реформ - особенности сельского расселения в России: мелкоселенность, значительные расстояния от областных и районных центров, плохое состояние дорожной сети и транспорта, социально-экономическое неравенство сельских территорий.

Вторая группа внутренних негативных факторов (угроз), препятствующих устойчивому развитию системы сельских социальных инфраструктурных услуг и стандартам международного социально-инфраструктурного пространства, связана с реализацией принципа отраслевого управления социально значимыми видами сельских социальных услуг. В рамках отраслевой системы управления сельской социальной инфраструктурой в финансировании, нормативах и стандартах, образовательных и медицинских услуг не учитываются особенности расселения и социально-экономического развития сельских

территорий и поселений. Проведенная в русле отраслевого подхода реформа систем сельского образования и здравоохранения привела к сокращению первичных звеньев систем образования, здравоохранения и культуры в мелких сельских поселениях.

Двойные стандарты, применяемые ВТО по отношению к собственным участникам и государствам, вступающим в международное торговое сообщество; отсутствие опыта управления рисками у России, имеющегося у стран-участников ВТО, таит для систем сельского образования и здравоохранения не только вызовы, угрозы, но и риски.

Под рисками вступления в ВТО подразумеваются возможные негативные последствия существования и развития ведущих систем сельских социальных услуг вследствие неопределенности набора факторов, которые будут влиять на систему сельских социальных услуг после вступления в ВТО. В структуре новых внешних факторов могут оказаться и негативные, угрожающие функционированию, а может быть и существованию системы ведущих сельских социальных услуг России.

Имеется два основных варианта вступления России в ВТО.

В случае юридического закрепления требований первого варианта вступления в ВТО, согласно которому, при отмене механизмов защиты продовольственного рынка России, будет сокращено государственное субсидирование отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, государственная поддержка цен на сельскохозяйственные товары, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. В этом случае осуществится угроза резкого сокращения неконкурентноспособного. сельскохозяйственного производства России. Отсутствие системной социальной доктрины модернизации АПК, организационных механизмов реализации модернизации в селе ускорит этот процесс. Сельское население России постепенно сократится (исчезнет), а сельская инфраструктура станет ненужной. Даже в том случае, если будет принят и реализован вариант, в соответствии с которым государство будет обязано усилить внимание к социальному развитию села, в том числе - к сельской социальной инфраструктуре, негативные социально-экономические процессы в сельской местности России все же будут развиваться, правда, более медленными темпами.

Вступление России в международный рынок при эффективной государственной поддержке сельскохозяйственного производства, организация механизмов, обеспечивающих модернизационные процессы в сельскохозяйственном производстве и сфере сельских социальных услуг в интересах сельских жителей, позволяет рассчитывать на появление российских конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках. В этом случае можно предположить, что селу России потребуются многочисленные, здоровые, грамотные работники массовых сельскохозяйственных профессий, а также менеджеры, владеющие инновационными методами добывания нужной для оперативного реагирования на запросы внутреннего и международного продовольственного рынка информации. Такие же менеджеры потребуются и в сфере сельских социальных услуг, особенно - образовании, здравоохранении, культуре. Должны быть обеспечены и электронные средства, позволяющие менеджерам оперативно подключаться к нужной информации. Инновационный менеджер также должен обладать

навыками оперативного формирования грамотного управленческого решения на своем уровне.

Этот вариант развития положительных факторов может содействовать формированию потребностей сельского населения в социальных услугах, близких к структуре сельского населения стран-членов ВТО и, соответственно, - появлению модернизированной эффективной системы сельских социальных услуг, соответствующей стандартам ВТО.

Развитие перечисленных позитивных факторов модернизации может также снизить влияние некоторых тенденций, способствующих появлению проблемных инноваций. К их числу относятся: необоснованное укрупнение объектов образования и здравоохранения в сельской местности, лишающее часть сельского населения возможности ими пользоваться; размывание цепочки предложений социальных услуг сельскому населению из-за недостаточной информации о потребности в услугах, особенно платных; формирование в селе «рынка услуг для бедных». Последняя тенденция особенно нежелательна в сфере услуг сельского образования, здравоохранения, культуры.

Реализуемая концепция модернизации АПК России и сельской социальной инфраструктуры в состоянии кризиса при условиях вступления в ВТО, которые эксперты оценивают как несправедливые; влияние общемировых тенденций, способствующих появлению проблемных инноваций, делает негативные последствия в социальной сфере села неизбежными.

Эффективная реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, требует наличия в сфере сельских социальных услуг эффективных организационных структур, способных проводить работу по модернизации социальной сферы села. В сфере модернизации ведущих сельских социальных услуг нужны крупные организации, способные при сбалансированной поддержке государственных, региональных и территориальных органов власти обеспечить преобразование системы сельских социальных услуг в интересах всего сельского населения. На первом этапе модернизации АПК и сельской социальной инфраструктуры представляется необходимым государственный контроль над деятельностью этих организаций. Опыт Китая, как успешного члена ВТО, доказывает, что при эффективной модернизации экономики и вступлении в ВТО в качестве партнера, поставляющего на международный рынок инновационные товары, необходим жесткий государственный контроль над процессом модернизации и развития в целом ведущих элементов сферы социальных услуг. Модернизационные структуры в системе сельских социальных услуг могут быть представлены межрегиональными инновационно-инвестиционными центрами, осуществляющими проектный подход к строительству и модернизации объектов социальной инфраструктуры. Центры могут объединять научно-исследовательские организации, частные фирмы, государственные компании. Модернизационные процессы в сфере сельского образования, здравоохранения, культуры могут завершаться появлением кластеров. Кластер в системе сельского образования, здравоохранения, культуры -

это качественно новая организация, существующая в конкурентной среде. Ее элементы связаны отношениями партнерства. Например, целями образовательного кластера могут стать предоставление детям условий для получения эффективного дополнительного образования. Он может включать учреждения дошкольного образования, средние общеобразовательные учреждения, средне-специальные и профессиональные учебные заведения, ВУЗы.

Анализ вызовов, угроз и рисков, связанных с модернизацией сферы сельских социальных услуг с учетом вступления России в ВТО позволяет сделать

вывод о том, что уменьшить риски можно успешно проведя в России модернизацию АПК, и ее сферы социальных услуг и имея в структуре экспорта значительную долю инновационных товаров и услуг. Одним из существенных факторов успешной модернизации сферы сельских социальных услуг может стать наличие эффективных организационных структур, способных обеспечивать оперативную обратную связь с потребителями социальных услуг в селе и проводить модернизацию сельских социальных услуг с учетом сельского населения в целом.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИИ Н.Л. Алейникова, науч. сотр., соискатель Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Россия в третье тысячелетие вступила в условиях экономического оживления и относительной политической стабильности. Однако на ее пути возникают новые вызовы и угрозы, связанные, в частности, с быстро разворачивающимися процессами глобализации и региональной интеграции. В эпоху глобализации возрастающее значение приобретает способность региональных экономик максимально использовать свои естественные природно-климатические, территориальные, ресурсные преимущества для успешной конкуренции производимой ими продукции и услуг с зарубежными аналогами на мировом рынке, обеспечивая тем самым высокий жизненный уровень населения. Все более важным условием эффективности региональных экономик становится создание эффективного механизма государственной финансово-кредитной поддержки различных категорий сельскохозяйственных производителей. Данные проблемы являются, и будут являться для нашей страны значимыми и дискуссионными. Проведенные при участии автора за ряд лет исследования состояния и перспектив развития аграрной структуры России показали набор основных механизмов государственной финансово-кредитной поддержки: поддерживание цен и доходов сельхозтоваропроизводителей; компенсационные платежи; субсидии, льготное кредитование; инвестиции; социальные дотации; софинансирование работ по формированию инфраструктуры общего пользования; подготовка квалифицированных кадров для села.

Поддерживание цен и доходов сельхозпроизводителей является актуальным для всех субъектов аграрного рынка, независимо от их правовой и хозяйственных форм. Для стимулирования роста производства животноводческой продукции необходимо увеличить размер компенсаций на затраты до 5060%, повысить субсидированные ставки и ввести дотации на всю реализованную животноводческую продукцию, при этом субсидии должны получать не только СХО и К(Ф)Х, но и ЛПХ. Целесообразно расширять практику реализации пилотных проектов по развитию семейных молочных ферм в субъектах Российской Федерации, что позволит увеличить производство молока и его потребление, создать рабочие места.

Автором проводились экспериментальные прогнозные расчеты влияния господдержки краткосрочных и инвестиционных субсидируемых кредитов, полученных сельхозпроизводителями в рамках Госпрограммы за 2008-2009 гг. на параметры агро-структуры России.

Расчеты проводились с использованием программных средств, разработанных ГНУ ВНИИЭиН:

«Прогноз условий и динамики развития аграрной структуры АПК Российской Федерации (РАЭ-Ри)»; «Прогноз условий и динамики развития аграрной структуры АПК Российской Федерации (РАЭ-Ри)».

Были получены следующие уравнения регрессии для различных типов сельхозпроизводителей:

СХО: у=5171,52+0,04х1; у=8872,8+0,009х2; К(Ф)Х: у=1983,53+0,004х1; у=2655,16+0,0006х2; ЛПХ: у=9138,31+0,02х1,

где Х1 - субсидирование краткосрочных кредитов;

х2 - субсидирование инвестиционных кредитов.

Далее, для определения влияния субсидий на увеличение доли конкретной агроструктуры в общем объеме производства рассчитаны средние коэффициенты эластичности э . В табл. 1 представлены полученные средние коэффициенты эластичности по каждому уравнению.

Таблица 1 - Средние коэффициенты эластичности

Наименование категорий хозяйств ЭУ*1 ЭУх2

СХО 0,5 0,42

К(Ф)Х 0,34 0,14

ЛПХ 0,36 Не рассчитывался

Источник: авторские расчеты.

Расчеты показали, что увеличение господдержки по краткосрочным кредитам на 1% увеличивает долю СХО в производстве общей валовой продукции на 0,5%, К(Ф)Х - на 0,34%, ЛПХ - на 0,36%. Как видно, наибольшее влияние этой поддержки сказывается на роли СХО в агроструктуре. Аналогичная тенденция просматривается и по поддержке инвестиционных кредитов.

Программа субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам по своему характеру имеет отлаженный и кумулятивный эффект. По данным приведенных в 2010 г. в Национальном докладе наблюдается статистически достоверная положительная корреляционная зависимость между величиной субсидируемых 8-летних кредитов, взятых сельскохозяйственными организациями преимущественно на строительство, модернизацию, реконструкцию животноводческих комплексов, ферм и приростом выручки от реализации продукции животноводства. Так, каждая тысяча рублей субсидируемого в 2008 г. кредита, взятого на эти цели, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.