Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационного предпринимательства на примере Германии'

Государственная поддержка инновационного предпринимательства на примере Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1098
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТОРЫ (БИЗНЕС-АНГЕЛЫ) / ЦЕНТРЫ ИННОВАЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ / INVESTORS (BUSINESS ANGELS) / INNOVATIVE SUPPORT / INNOVATIVE ACTIVITY / THE CENTERS OF INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Никита Владимирович

Основной объект исследования — практика государственной поддержки инновационного предпринимательства в современной Г ермании. Анализ и разработка рекомендаций применения инноваций в региональной экономике России. Рассмотрение механизма трехстороннего сотрудничества: государства, малого и среднего предпринимательства и научных учреждений, вузов. Определение экономической выгоды от поддержки молодых инновационных проектов для страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic object of research — practice of the state support of innovative business in modern Germany

The analysis and recommendations of application of innovations in regional economy of Russia is made. Consideration is given for the mechanism of tripartite cooperation: phases, small and average business and scientific institutions, high schools. Definition of economic gain from support of young innovative projects for the country as a whole is produced.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационного предпринимательства на примере Германии»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Уф — микропотенциал ]-го рекрутингового агентства, услуг;

к — количество рекрутинговых агентств.

При отсутствии информации о микропотенциале отдельно взятого агентства можно воспользоваться следующей формулой:

у р=ч],

где Пт — среднерыночная производительность труда одного сотрудника фронт-офиса при оказании 1-го вида услуги, услуг в период

Ч. — численность сотрудников фронтофиса ^го рекрутингового агентства, чел.; к — количество рекрутинговых агентств.

Микропотенциал фирмы и производственный потенциал рынка в целом находится как сумма потенциалов по каждому виду услуг оказываемых рекрутинговым агентством и сумма всех видов услуг, предлагаемых на рынке, соответственно.

По итогам обработки и анализа полученных данных определяются основные закономерности рынка рекрутинговых услуг, а также выявляются тенденции, характерные для его развития.

Библиографический список

1. Березин, И. Богатство России интеллектом прирастать будет! [Электронный ресурс] / Игорь Березин, Марина Дорошенко // Маркетинг PRO. 2007. — № 10. — Режим доступа: http:romir.ru>docs/Knowledgeservice.doc (дата обращения:

24.09.2011).

2. Дорошенко, М. Е. Интеллектуальные услуги сегодня и завтра [Текст] / М. Е. Дорошенко // Форсайт. — 2007. —

№ 2. - С. 43.

3. Реброва, Н. П. Маркетинговые исследования рынка рекрутинговых услуг [Текст] / Н. П. Реброва, Е. А. Лунева. -Омск : Омский государственный институт сервиса, 2011. — С. 152.

4. Кривов, Е. С. Новые технологии исследования кадрового рынка. Анализ динамики кадрового рынка [Текст] / Е. С. Кри-вов // Управление персоналом. - 2008. — № 15. — С. 13.

ЛУНЕВА Елена Александровна, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства.

Адрес для переписки: e-mail: lun_oqis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2011 г.

© Е. А. Лунева

уДК 3382 Н. В. КУЗНЕЦОВ

Омский государственный педагогический университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

Основной объект исследования — практика государственной поддержки инновационного предпринимательства в современной Г ермании. Анализ и разработка рекомендаций применения инноваций в региональной экономике России. Рассмотрение механизма трехстороннего сотрудничества: государства, малого и среднего предпринимательства и научных учреждений, вузов. Определение экономической выгоды от поддержки молодых инновационных проектов для страны в целом.

Ключевые слова: инновационная поддержка, инновационная деятельность, инвесторы (бизнес-ангелы), центры инноваций и технологий.

Современным экономическим процессам присуща специфическая инновационная направленность развития, вызывающая возрастающее значение нетрадиционных факторов экономического роста. Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам хозяйственной деятельности. При инновационной направленности экономического роста главенствующее место занимают модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов. Все более существенное влияние на воспроизводственные процессы оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т. е. объекты, не имеющие натурально-вещественной формы [1].

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой

представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы [2].

В современных условиях сфера НИОКР и инновационная деятельность рассматриваются как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неоиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными

по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление распределение и использование информации [3].

В данной статье автором предпринята попытка обобщения государственной поддержки инновационного предпринимательства в Германии с целью рекомендаций немецкой модели для российских реалий.

Вопросы интеграции науки и промышленности в Германии в значительной степени возлагаются не столько на федеральные ведомства или высшие учебные заведения, сколько на региональные организации инфраструктуры [4]. Не секрет, регионы более чем федеральные центры ориентированы в потребностях малого и среднего бизнеса, а также в проблемах промышленных предприятий расположенных на конкретных территориях. Благодаря использованию регионального подхода и формированию территориальных инновационных сетей, в современной Германии работа промышленности и научных коллективов оказывается взаимосогласованной и более эффективной. При таком подходе региональные министерства и ведомства выдвигают земельные программы и инициативы, которые затем реализуют через сеть территориальных центров. Вся эта деятельность направлена на повышение эффективности внедрения новых технологий в условиях конкретной экономической ситуации на выбранной территории. В качестве такого примера, охарактеризуем деятельность некоторых из региональных центров поддержки инновационной деятельности, расположенных в земле Северной Рейн-Вестфалии.

Центр инноваций и технологий земли Северный Рейн-Вестфалия, ZENIT GmbH [5] основан в 1984 году по инициативе земельного правительства с целью активизации использования новых технологий и инновационных продуктов на промышленных предприятиях региона. В центре работает около 55 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность за счет членских взносов предприятий и организаций, выплачивающих до 2000 евро ежегодно, а также средств земельного бюджета. ZENIT оказывает поддержку реализации новых идей за счет тесного контакта с более чем 200 малыми и средними предприятиями, входящими в ассоциативную сеть. Центр также взаимодействует с более чем 60 технологическими парками и инкубаторами, 32 исследовательскими центрами, 20 центрами трансфера технологий при высших учебных заведениях. При этом ZENIT является также членом сети контактных точек Европейской комиссии, что, в свою очередь, облегчает инициирование проектов и получение общеевропейских средств для их реализации. Центр также оказывает образовательные услуги, от которых он получает определенные доходы. Основной формой образовательной деятельности являются семинары, реализуемые в целях установления контакта промышленных предприятий и команд разработчиков, знакомства участников с основными подходами коммерциализации технологий. Иначе говоря, центр выполняет функцию «брачного агентства» (в англ. marriage bureau) между промышленным и научно-исследовательским секторами.

По заданию земельного правительства ZENIT осуществляет ряд программ поддержки малого и среднего наукоемкого предпринимательства. В их числе программа PFAU для выпускников учебных заведений. Реализуется по инициативе и за счет средств Министерства науки и исследований земли Северный Рейн-Вестфалия. Программа направлена на вовлечение студентов старших курсов и выпуск-

ников аспирантуры в реальный сектор экономики за счет выполнения совместного проекта с одним из промышленных предприятий, малыми или средними компаниями. Участники программы PFAU формально работают в вузе и, используя его лабораторные возможности, реализуют новый внедренческий проект в интересах конкретного предприятия. При этом из регионального бюджета они получают приблизительно половину ставки начинающего сотрудника промышленного предприятия. ZENIT организует для участников программы PFAU семинары по актуальным вопросам менеджмента технологий, маркетинга, особенностях внедрения разработок на промышленных предприятиях.

Дочерней компанией ZENIT является PROVendis [6], которая осуществляет свою работу преимущественно за счет средств учредителя в рамках инициативы Министерства науки и исследований земли Северный Рейн-Вестфалия. Деятельность PROVendis направлена на продвижение разработок в реальный сектор экономики путем информирования предприятий о действующих патентах, созданных в стенах научных учреждений и вузов земли Северный Рейн-Вестфалия. Источником дохода для PROVendis становятся средства, которые получены от ини-цииро-вания лицензионных соглашений. Для сбора информации о действующих патентах и информирования предприятий PROVendis использует сеть ZENIT.

В целях обеспечения максимальной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемой в технопарках, в Германии создана неформальная сеть патентных поверенных [7].

Организация внедренческой деятельности в высших учебных заведениях Германии осуществляется через контактно-технологическую сеть отделов трансфера технологий. Так, например, университет Дуйсбурга-Эссена, Duisburg-Essen University [8] прошел процедуру укрупнения за счет объединения двух ранее самостоятельных вузов. Несмотря на то, что факультеты и кафедры расположены в разных городах, они реализуют одну цель — создание и продвижение новых технологий общими усилиями.

Интересной также является роль вузов Германии в развитии технопарков в стране. Как правило, университеты Германии не имеют в своем составе технопарков и инкубаторов. Университеты сосредоточены преимущественно на обучении студентов и аспирантов, а также на научных исследованиях фундаментального и прикладного характера. Организация технопарков осуществляется за счет средств земельных министерств. При отсутствии средств регионального и федерального бюджета технопарки создаются при поддержке национальных промышленных компаний, которые и определяют направление совместной инновационной деятельности. К примеру, упомянутый университет Дуйсбурга-Эссена сотрудничает с предприятием Degussa, создавшим в рамках проекта Greavis технопарк, ориентированный на решение научно-исследовательских задач компании-учредителя.

Кроме того, в Германии существует сеть по поддержке учредителей инновационных компаний. Эта инициатива действует в рамках проведения образовательных мероприятий и передачи опыта от «мэтров бизнеса» молодым предпринимателям. Подобные программы получили большое распространение и существуют во всех землях ФРГ. Многие из них включают конкурсы наиболее перспективных бизнес-планов с премиями до 50 000 евро за первое место. В рамках наиболее известной общефедеральной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

программы Министерства экономики Start ежегодно проводится выставка молодых компаний. В качестве примера, можно привести проект Gruender Support Ruhr [9], который осуществляет сеть pro Ruhrge-biete.V [10] в рамках инициативы по поддержке основателей новых компаний в земле Северный Рейн-Вестфалия. В рамках проекта Gruender Support Ruhr центр pro Ruhrgebiet e.V. формирует сеть консультантов, мэтров бизнеса, предпринимателей с опытом, бизнес-ангелов (неформальных инвесторов) [11], а также начинающих менеджеров-инноваторов. Участие в таких мероприятиях для всех сторон бесплатное и покрывается за счет средств земельного правительства, а также программ инновационного развития Европейского союза. При проведении подобных встреч мэтры бизнеса могут выступить не только покровителями и консультантами инновационных компаний, но и также неформальными инвесторами (бизнес-ангелами).

В Рурской области земли Северный Рейн-Вест-фалия создана и успешно функционирует коммуникационная сетевая платформа BAAR, Business Angels Agentur Ruhr e.V [12], в целях взаимодействия молодых предпринимателей, ищущих деньги для создания бизнеса и бизнес-ангелов — неформальных инвесторов, заинтересованных в финансировании инновационных проектов.

На федеральном уровне неформальные инвесторы и бизнес-ангелы объединены в инновационную сеть BAND, Business Angels Netzwerk Deutschland e.V [13]. BAND, офис которого территориально расположен на базе BAAR, является проводником культуры бизнес-ангелов на территории всей Германии и осуществляет связь с международными инвесторами и сетями, инвестирующими в инновационные проекты.

Деятельность BAND спонсируется различными общенациональными банками (Sparkassen, Finan-zgruppe, KfW-Mittelstandbank), немецкой биржевой группой (Deutsche Boerse AG), а также федеральным Министерством экономики и труда (Minisrerium fur Wirtschaft und Arbeit). Члены сети платят ежегодные взносы, получая за это набор услуг. В их числе анонимный Интернет-метчинг — веб-сайт, позволяющий находить инновационные проекты для создания фирм, с одной стороны, и компании, предоставляющие капитал, с другой.

BAND является менеджером национальной инновационной сети, включающей инвестиционные институты, региональные сети бизнес-ангелов, консалтинговые компании. В основе деятельности организации лежит переговорный процесс между заинтересованными сторонами, упрочение и инициирование двусторонних контактов.

В рамках деятельности национальной сети бизнес-ангелов существует информационная рассылка и информационный бюллетень, а также съезд бизнес-ангелов и инноваторов Business Angels Tag. Это ежегодное мероприятие, для членов сети бизнес ангелов BAND, инновационных команд и предприятий, а также различных инвестиционных институтов. Общее число участников достигает 350 — 400 человек. Основными спонсорами мероприятия в 2010 году выступили: Федеральное министерство экономики и труда, инвестиционные подразделения, курирующие инновационную деятельность в национальной компании BASF BASF Future Business GmbH и BASF Venture Capital GmbH. В качестве спонсоров отмечаются также немецкая биржевая группа Deutsche Boerse AG [14], банки (Sparkassen. Finanzgruppe, KfW-Mittelstandbank,), другие финансовые инсти-

туты. В рамках дискуссий, проводимых на съездах бизнес-ангелов, значительное внимание уделяется вопросам политики в сфере инноваций, правовым аспектам поддержки сектора неформальных инвестиций, а также практической помощи основателям молодых инновационных предприятий. Участие в мероприятии позволяет молодым инновационным компаниям успешно находить капитал для поддержки инновационных бизнес-проектов в таких сферах как: биотехнологии, новые программные продукты, системы компьютерной безопасности и пр. Возраст предпринимателей, презентующих инновационные проекты, составляет от 25 до 40 лет. Бизнес-ангелы, участвовавшие в работе съезда, выбирают в среднем для дальнейшего рассмотрения два-три проекта на ближайший год.

Инновационная деятельность организуется также и в национальных научных учреждениях академического профиля: национальные исследовательские общества Макса-Планка и Фраунгофера.

Общество Макса-Планка, Max-Planck-Gesell-schaft [15] — независимое, некоммерческое общество — одно из наиболее знаменитых исследовательских объединений, которое известно не только в Германии, но и за ее пределами. Наряду с проведением фундаментальных исследований мировой значимости, общество Макса-Планка значительное внимание уделяет внедрению своих научных разработок. Для этого в Max-Planck-Gesellschaft создана специальная компания, занятая исключительно в сфере трансфера технологий Garching Innovation [16]. Таким образом, Max-Planck-Gesellschaft может сконцентрировать свои стратегические усилия на исследованиях, а Garching Innovation ведет все переговоры по коммерциализации инноваций с промышленными предприятиями. Задачи трансферной организации состоят в том, чтобы обеспечить патентную защиту технологий и их продвижение на условиях заключения лицензионных договоров или организации startup компаний. Благодаря такому подходу, научное сообщество начиная с 1979 года вывело на рынок 2 309 изобретений и заключило 1 388 лицензионных соглашений, в 579 из которых участвовали зарубежные фирмы. Эта деятельность принесла доход в 168 миллионов евро.

Общество Фраунгофера, Fraunhofer-Gesellschaft [17], — одна из наиболее значительных организаций Европы специализирующаяся по проведению прикладных исследований на контрактной основе во всех сферах инженерных наук. Кроме того, Fraun-hofer-Gesellschaft представляет себя, как одну из ведущих европейских компаний по техническим и организационным инновациям и является лидером в Германии по полученным патентам. В состав общества входит около 80 исследовательских подразделений, включая 58 научно-исследовательских институтов, которые территориально располагаются в более чем 40 городах Германии. Кроме европейских офисов, общество располагает центрами в США, представительствами в Японии, Китае и Индонезии. 12 500 сотрудников, в основном инженеров и ученых, имеют в своем распоряжении годовой бюджет в более чем 1 млрд евро. Причем более 900 млн евро из этой суммы сотрудники получают благодаря исследовательским контрактам. Около 100 млн евро Fraunhofer получает от федерального и земельных правительств Германии. Эти деньги выделяются с тем, чтобы заинтересовать сотрудников институтов в проведении исследований прикладного характера, результаты которых будут востребованы промышленностью и обществом в ближайшие 5—10 лет.

Ключевыми факторами успеха своей деятельности общество Фраунгофера называют способность развивать новые идеи и мгновенно переносить их на рыночные продукты. Отсюда трансфер информации и ноу-хау являются для Fraunhofer-Gesellschaft главными стратегическими целями. Компании всех размеров и всех сфер деятельности, в свою очередь, пользуются услугами общества как аутсорсинговой high-tech лаборатории, высококвалифицированные специалисты которой занимаются проектами развития любых предприятий. При этом создание spinoff компаний открывает дорогу для прямого трансфера технологий из исследовательских лабораторий в промышленную практику. Преимущества контрактной системы, используемой при этом, состоят в том, что, с одной стороны, решаются индивидуальные задачи конкретных клиентов, с другой стороны, заказчик, уверен в качестве выполнения задания к решению которого привлекаются ресурсы всех 80 исследовательских подразделений Fraunhofer-Gesellschaft.

Таким образом, внедренческая деятельность и в случае академических научных учреждений оказывается тесно связанной с потребностями действующих в регионах компаний.

Теперь рассмотрим еще ряд информационных ресурсов, которые расширяют возможности инноваторов в нахождении потенциальных партнеров в реальном секторе экономики, а также максимальным образом позволяют адаптировать новые технологии к потребностям потребителей.

Портал инновационных новостей [18]. Этот портал представляет собой многоотраслевой информационный ресурс с актуальной информацией по инновациям из научно-исследовательских и промышленных предприятий и организаций (на немецком и английском языке). Главное информационное предложение — аннотационные сообщения, а также ссылки на детальную информацию из других источников и научной литературы. Кроме того, данный ресурс информирует о предстоящих научных мероприятиях, выставках, новых исследовательских проектах, имеющихся научных вакансиях, а также возможностях для студентов и молодых специалистов по прохождению практики. Редактором сайта выступает частная организация — Общество информационного и промышленного консультирования, IDEA TV GmbH. Подготовка и содержание ресурса спонсируется известными немецкими корпорациями SIMENS, BASF, Audi, DaimlerChreisler, SCOTT, медиа компанией N24, а также рядом банков Германии, в их числе Почтовый банк (Postbank), Банк поддержки малого и среднего бизнеса (KFW) и другие.

Информационная научная служба [19] — представляет собой некоммерческую организацию, которая объединяет в информационную сеть университеты, технические школы и научно-исследовательские институты. Ресурс формируется из актуальных сообщений о научных новостях от более чем 600 участников сети. Правление сети ежегодно публикует годовой доклад о наиболее значимых достижениях в инновационно-технологической сфере. Зарегистрировавшиеся пользователи ресурса бесплатно получают новостную рассылку по своему научному направлению.

Финансово деятельность партнерства поддерживается газетой DIE ZEIT, Федеральным Министерством образования и исследований, Объединением немецких научных фондов и другими.

Немецкая инновационная инициатива [20] — нововведение немецкого федерального правитель-

ства, реализуемое отделением общества Фраунгофера по проведению прикладных исследований и представляющее собой электронный форум для обсуждения актуальных вопросов инновационной деятельности. Темы для обсуждения включают как вопросы инновационной политики, так и конкретные технологические инновации в различных отраслях промышленности. В обсуждении заявляемых тематик может принять участие не только специалист, но и обычный житель. Возможность такого обсуждения позволяет более четко понять потребности потенциального потребителя новой технологии, и как можно эффективнее адаптировать данную технологию к реальному рынку. Деятельность портала поддерживается фондом «Deutsche Telekom».

Программа INNOREGIO [21] — особое направление инновационной сфере, реализуемое федеральным Министерством образования и исследований для восточных немецких земель. При поддержке этой программы была создана сетевая инфраструктура, которая помогает найти малым и средним инновационным предприятиям новые идеи, специалистов, и технологических партнеров для развития своего бизнеса. Каждое виртуальное бюро имеет профессиональную специализацию: биотехнология, новые вещества и материалы, биомедицина, и другие. Сеть работает с 1999 года и имеет информацию о более чем 400 проектах, на основе которых были сформированы 23 отраслевые сети. В результате почти все ее участники получили возможность найти партнеров и развить новые технологии и продукты. При этом 40 % смогли улучшить свое экономическое положение за счет выпуска на рынок новых конкурентоспособных продуктов.

Таким образом, проведенный анализ инновационной практики в современной Германии свидетельствует, что региональный акцент на развитии инфраструктуры внедренческой деятельности может служить основой для создания многочисленной и эффективной сети соответствующих учреждений. Привлекая для своей деятельности земельные и частные финансовые средства, эти сети оптимальным образом ориентируются на реальные потребности конкретных предприятий и организаций.

Библиографический список

1. Мильнер, Б. З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б. З Мильнер. — М. : Инфра-М, 2003. — С. 49.

2. Грачева, М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий / М. В. Грачева. - М. : ИМЭМО РАН, 2011. - С. 87.

3. Ракитов, А. Концепция программы «Наука и технология в России: состояние и перспективы / А. Ракитов // Поиск. — 2011. — № 17. — С. 217

4. Коммерциализация технологий : материалы семинара. — Н. Новгород : AAAS, ННИЦ, 2010. — 411 с.

5. Центр инноваций и технологий ZENIT GmbH [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.zenit.de (дата обращения: 06.09.2011).

6. Компания PROVendis [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.provendis.info (дата обращения: 06.09.2011).

7. Сеть патентных поверенных [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: www.dpma.de,www.depat.com, www.depatis-

net.de (дата обращения: 06.09.2011).

8. Duisburg-Essen University [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.uni-duisburg-essen.de (дата обращения:

06.09.2011).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

9. Проект Gruender Support Ruhr [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gruendersupportruhr.de (дата обращения:

06.09.2011).

10. Исследовательский центр сеть pro Ruhrgebiet e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.proruhrgebiet.de (дата обращения: 06.09.2011).

11. Coffin M. A., Taylor B. W. R&D project selection and scheduling with a filtered beam search approach // IIE Transactions, 2009, v. 28, № 2.

12. Коммуникационная сетевая платформа BAAR, Business Angels Agentur Ruhr e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.baar-ev.de (дата обращения: 06.09.2011).

13. Инновационная сеть BAND, Business Angels Netzwerk Deutschland e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.business-angels.de (дата обращения: 06.09.2011).

14. Немецкая биржевая группа Deutsche Boerse AG [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.deutsche-boerse.com (дата обращения: 06.09.2011).

15. Независимое, некоммерческое общество Max-Planck-Gesellschaft [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. mpg.de (дата обращения: 06.09.2011).

16. Трансферная компания Garching Innovation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garching-innova-tion.mpg.de (дата обращения: 06.09.2011).

17. Компания по техническим и организационным инновациям РгаипЬоІег-СевеїІвсЬаЇЇ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fraunhofer.de (дата обращения: 06.09.2011).

18. Портал инновационных новостей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innovations-report.de (дата обращения: 06.09.2011).

19. Информационная научная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.idw-online.de (дата обращения:

06.09.2011).

20. Электронный форум. Обсуждение актуальных вопросов инновационной деятельности [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innovationsinitiative-deutschland.de (дата обращения: 06.09.2011).

21. Федеральная программа Министерства образования Германии «ШКОИЕСЮ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innoregio.de (дата обращения: 06.09.2011).

КУЗНЕЦОВ Никита Владимирович, аспирант кафедры экономики и менеджмента в образовании. Адрес для переписки: e-mail: n.v. kyznetsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2011 г.

© Н. В. Кузнецов

уДК 338436 Э. А. ЛАТЫПОВА

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ В ЛЬНЯНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ____________________________________

Рассмотрены особенности функционирования льняного подкомплекса Омской области. Предложена модель организационно-хозяйственного механизма холдинга, обеспечивающая повышение конкурентоспособности и эффективности производства и переработки льна-долгунца в регионе. Рассмотрены вопросы ценообразования и распределения прибыли в холдинге.

Ключевые слова: льняной подкомплекс, экономические отношения, интеграция, холдинг, синергетический эффект, трансфертные цены.

Льняной подкомплекс занимает важное место в АПК Омской области. Регион занимает шестое место в Российской Федерации по производству льноволокна, третье — в Сибирском федеральном округе. Омская область традиционно являлась производителем и экспортером льна.

Однако период перехода экономики от жесткого планирования к рыночным условиям сопровождался значительным сокращением производства и переработки льнопродукции, распадом сложившихся экономических, производственных связей между отдельными отраслями и предприятиями льняного подкомплекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Льняной подкомплекс оказался неподготовленным к резкой смене экономических условий. За годы реформ в области, как и в целом по стране, было допущено резкое сокращение посевных площадей льна-долгунца. В сравнении с 1990 г. посевные площади в 2004 г. сократились на 86 %, в 2010 г. — на 13 %.

В результате реализации областной целевой программы «Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 г.» валовой сбор льноволокна в 2010 г. составил 2170 тонн. Анализ производственных показателей за 2004 — 2010 гг. свидетельствует о значительном увеличении валового сбора льноволокна (287,5 %), посевных площадей (503,9 %) (табл. 1). Следует отметить, что при наличии тенденции к увеличению производства льнопродукции в Омской области удельный вес посевной площади льна-дол-гунца в общей посевной площади небольшой. В 2010 г. данный показатель составил лишь 0,11 %.

В настоящее время в льняном подкомплексе Омской области существуют проблемы, которые не позволяют обеспечить конкурентоспособность подкомплекса, полностью реализовать потенциальные возможности достижения высокого уровня экономической эффективности производства и переработки льна-долгунца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.