Научная статья на тему 'Формирование холдинговой структуры в льняном подкомплексе'

Формирование холдинговой структуры в льняном подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЬНЯНОЙ ПОДКОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ХОЛДИНГ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ / A LINEN SUB-COMPLEX / ECONOMIC RELATIONS / INTEGRATION / HOLDING / SYNERGETIC EFFECT / THE TRANSFER PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпова Эльвира Альфридовна

Рассмотрены особенности функционирования льняного подкомплекса Омской области. Предложена модель организационно-хозяйственного механизма холдинга, обеспечивающая повышение конкурентоспособности и эффективности производства и переработки льна-долгунца в регионе. Рассмотрены вопросы ценообразования и распределения прибыли в холдинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a holding structure in linen sub-complex

The features of a linen sub-complex functioning in the Omsk region are considered. It is offered the model of an organizational and economic mechanism of the holding providing an increase in competitiveness and production efficiency of linen processing in the region. Problems of pricing and profit distribution in holding are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование холдинговой структуры в льняном подкомплексе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

9. Проект Gruender Support Ruhr [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gruendersupportruhr.de (дата обращения:

06.09.2011).

10. Исследовательский центр сеть pro Ruhrgebiet e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.proruhrgebiet.de (дата обращения: 06.09.2011).

11. Coffin M. A., Taylor B. W. R&D project selection and scheduling with a filtered beam search approach // IIE Transactions, 2009, v. 28, № 2.

12. Коммуникационная сетевая платформа BAAR, Business Angels Agentur Ruhr e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.baar-ev.de (дата обращения: 06.09.2011).

13. Инновационная сеть BAND, Business Angels Netzwerk Deutschland e.V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.business-angels.de (дата обращения: 06.09.2011).

14. Немецкая биржевая группа Deutsche Boerse AG [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.deutsche-boerse.com (дата обращения: 06.09.2011).

15. Независимое, некоммерческое общество Max-Planck-Gesellschaft [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. mpg.de (дата обращения: 06.09.2011).

16. Трансферная компания Garching Innovation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garching-innova-tion.mpg.de (дата обращения: 06.09.2011).

17. Компания по техническим и организационным инновациям РгаипЬоІег-СевеїІвсЬаЇЇ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fraunhofer.de (дата обращения: 06.09.2011).

18. Портал инновационных новостей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innovations-report.de (дата обращения: 06.09.2011).

19. Информационная научная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.idw-online.de (дата обращения:

06.09.2011).

20. Электронный форум. Обсуждение актуальных вопросов инновационной деятельности [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innovationsinitiative-deutschland.de (дата обращения: 06.09.2011).

21. Федеральная программа Министерства образования Германии «ШКОИЕСЮ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.innoregio.de (дата обращения: 06.09.2011).

КУЗНЕЦОВ Никита Владимирович, аспирант кафедры экономики и менеджмента в образовании. Адрес для переписки: e-mail: n.v. kyznetsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2011 г.

© Н. В. Кузнецов

УДК 338436 Э. А. ЛАТЫПОВА

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВОЙ СТРУКТУРЫ В ЛЬНЯНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ____________________________________

Рассмотрены особенности функционирования льняного подкомплекса Омской области. Предложена модель организационно-хозяйственного механизма холдинга, обеспечивающая повышение конкурентоспособности и эффективности производства и переработки льна-долгунца в регионе. Рассмотрены вопросы ценообразования и распределения прибыли в холдинге.

Ключевые слова: льняной подкомплекс, экономические отношения, интеграция, холдинг, синергетический эффект, трансфертные цены.

Льняной подкомплекс занимает важное место в АПК Омской области. Регион занимает шестое место в Российской Федерации по производству льноволокна, третье — в Сибирском федеральном округе. Омская область традиционно являлась производителем и экспортером льна.

Однако период перехода экономики от жесткого планирования к рыночным условиям сопровождался значительным сокращением производства и переработки льнопродукции, распадом сложившихся экономических, производственных связей между отдельными отраслями и предприятиями льняного подкомплекса.

Льняной подкомплекс оказался неподготовленным к резкой смене экономических условий. За годы реформ в области, как и в целом по стране, было допущено резкое сокращение посевных площадей льна-долгунца. В сравнении с 1990 г. посевные площади в 2004 г. сократились на 86 %, в 2010 г. — на 13 %.

В результате реализации областной целевой программы «Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 г.» валовой сбор льноволокна в 2010 г. составил 2170 тонн. Анализ производственных показателей за 2004 — 2010 гг. свидетельствует о значительном увеличении валового сбора льноволокна (287,5 %), посевных площадей (503,9 %) (табл. 1). Следует отметить, что при наличии тенденции к увеличению производства льнопродукции в Омской области удельный вес посевной площади льна-дол-гунца в общей посевной площади небольшой. В 2010 г. данный показатель составил лишь 0,11 %.

В настоящее время в льняном подкомплексе Омской области существуют проблемы, которые не позволяют обеспечить конкурентоспособность подкомплекса, полностью реализовать потенциальные возможности достижения высокого уровня экономической эффективности производства и переработки льна-долгунца.

Основные показатели производства льна-долгунца в Омской области

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Посевные площади, га 510 521 980 1190 2524 2900 3080

Урожайность льноволокна, ц/га 10,9 5,6 5,3 10,4 7,6 10,5 9,3

Валовой сбор льноволокна, тыс. ц 5,6 2,9 5,2 12,4 19,2 30,3 21,7

Рис. 1. Модель организационно-хозяйственного механизма агрохолдинга ООО «Лен»

К основным проблемам в развитии льняного подкомплекса относятся, прежде всего, низкое качество льносырья, слабая материально-техническая база сельскохозяйственных товаропроизводителей и льноперерабатывающих предприятий, высокий диспаритет цен, слабые межхозяйственные связи, неразвитость обслуживающей инфраструктуры и др. Решение перечисленных проблем мы видим в развитии агропромышленной интеграции.

Участники агропромышленной интеграции при вступлении в интегрированное формирование преследуют определенные цели: сельскохозяйственные предприятия — устранить монопольные действия льноперерабатывающих предприятий, повысить финансовую устойчивость, снизить риск производства, который зависит от стихийности рынка и природно-климатических факторов; льноперерабатывающие предприятия — обеспечить надежную сырьевую базу и возможность полного использования производственных мощностей, удешевить продукцию и завоевать рынки сбыта.

При выборе формы интеграции необходим ситуационный подход, так как в каждом конкретном случае уровень развития процесса интеграции соответствует уровню развития производительных сил и производительных отношений.

На основании проведенного анализа основных форм агропромышленных объединений можно сделать вывод, что в льняном подкомплексе АПК Омской области наиболее предпочтительной формой является холдинг. Холдинговая структура наиболее полно соответствует реалиям российской экономики. Формирование холдинга подразумевает существенную централизацию управленческих полномочий, одновременно сохраняет за подчиненными статус юридического лица и достаточно высо-

кий уровень оперативной самостоятельности, что делает такие интегрированные формирования более гибкими, чем структуры, созданные на основе слияний и присоединений [1].

В холдинге в качестве обязательного условия выступает наличие инвестора, располагающего значительными финансовыми средствами и выступающего в роли координатора функционирования агрохолдинга ООО «Лен». Интеграционным центром будет выступать предприятие по производству медицинской ваты из льна — ООО «Леном». Причинами выбора являются наличие у данного предприятия мощностей и современных технологий, заинтересованности в полном обеспечении сырьем и упрочении своего положения на рынке.

Предполагается, что в агрохолдинг в качестве его участников войдут льносеющие сельскохозяйственные предприятия северной зоны Омской области (КФХ «Артемьева С. И.», КФХ «Колясин Ю. Ф.», КФХ «Битенюк В. П.», СПК «Кольтюгинский», СПК «Луговое», СПК «Шухово», СПК «Слобода», ООО «Перспектива»), льноперерабатывающие предприятия (ИП «Артемьев М. И.», ООО «Знаменский лен»), а также сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие производство и первичную переработку льна-долгунца (КФХ «Слесарев Ю.А.», СПК «Со-ловьевский»).

Автором разработана модель организационнохозяйственного механизма агрохолдинга ООО «Лен» (рис. 1).

Создание агрохолдинга ООО «Лен» предусматривает расширение посевных площадей льна-долгунца в льносеющих хозяйствах сырьевых зон льноперерабатывающих заводов, повышение урожайности льнопродукции за счет применения интенсивных технологий.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Для определения эффективности создания интегрированного формирования рассчитан синергетический эффект путем сложения эффектов на разных уровнях данной технологической цепочки. Расчеты показали, что прибыль льносеющих предприятий в условиях интеграции увеличится на 11 818,7 тыс. руб., предприятий по первичной переработке льна — на 19 878 тыс. руб.

Специфической особенностью интегрированных формирований является использование в них трансфертных цен, предусмотренных в договорах о сотрудничестве в целях недопущения банкротства членов формирования [2]. В агрохолдинге ООО «Лен» должны действовать паритетные цены на продукцию всех участников, включающие в свой состав издержки каждого участника и необходимый уровень прибыли. Уровень прибыли в паритетной цене ориентирован на достижение единой нормы рентабельности.

Для недопущения случаев завышения величины собственных издержек, необходимо рассчитывать рентабельность не на фактические затраты, а на нормативные. Величина нормативных затрат на производство и переработку тресты и семян должна ежегодно устанавливаться специальной комиссией, назначенной общим собранием.

Помимо ценообразования важнейшей составной частью механизма взаимодействия участников интегрированного формирования являются отношения, возникающие при распределении совместно полученного дохода. Существуют различные варианты его распределения. Выбор критерия распределения совместно полученного дохода зависит от конкретной экономической ситуации, решения участников объединения [3].

Автором предлагается распределение совместно полученного дохода по общим затратам на производство и переработку продукции. Расчеты показали, что 42 % прибыли будет приходиться на долю сельскохозяйственных предприятий и 58 % — на долю льноперерабатывающих предприятий.

Таким образом, проведенные исследования перспектив развития агропромышленной интеграции в льняном подкомплексе Омской области позволяют сделать вывод, что формирование холдинговой структуры позволит повысить эффективность производства и переработки льна-долгунца, обеспечить конкурентоспособность льняного подкомплекса.

Библиографический список

1. Шиткина, И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление / И. С. Шиткина. — М. : Волтерс Клувер, 2006. — 648 с.

2. Шепелева, Е. Эффективность функционирования сель-хозорганизаций в формированиях холдингового типа / Е. Шепелева // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 4. - С. 73-75.

3. Ушачев, И. Организационно-экономический механизм развития агрохолдингов / И. Ушачев, В. Арашуков // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 5. - С.9-11.

ЛАТЫПОВА Эльвира Альфридовна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и экономики в АПК.

Адрес для переписки: e-mail: elviralat@mail.m

Статья поступила в редакцию 11.11.2011 г.

© Э. А. Латыпова

Информация

Гранты 2012 на стажировку в Финляндии

Финский центр международной мобильности (CIMO) предоставляет аспирантам на конкурсной основе стипендии для прохождения научной стажировки в Финляндии. Программа стипендий CIMO предназначена для молодых исследователей из любой страны, специализирующихся в любой области науки. Продолжительность стажировки от 3 до 12 месяцев.

Заявка должна быть подана не позднее чем за 5 месяцев до предполагаемого начала стажировки. Стипендия: 800 — 1200 евро в месяц. Точный размер стипендии зависит от научной квалификации стипендиата и поддержки со стороны принимающей кафедры.

Требования к кандидатам: законченное образование по программе магистратуры, наличие согласия принимающей научной/научно-образовательной организации на предоставление места стажировки, необходимое для осуществления стажировки владение иностранными языками.

Стипендия предназначена только для компенсации расходов на проживание в Финляндии участника программы. Дополнительные выплаты (компенсация аренды жилья, содержание членов семьи, транспортные расходы) не предусмотрены.

Перечень финских вузов, участвующих в программе, представлен на странице http://www.studyinfinland.fi/ institutions

Обязательным условием подачи заявки является наличие у исследователя установленных связей с принимающим университетом в Финляндии. Заявку на получение гранта подает в центр CIMO кафедра финляндского университета, желающая принять у себя стипендиата.

Подробная информация, а также бланк анкеты участника размещены на сайте программы: www.study-infinland.fi

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/297/231267.php (дата обращения: 11.01.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.