Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательство как фактор развития муниципальных образований'

Инновационное предпринимательство как фактор развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛИТЕТА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ / АССОЦИАЦИЯ "БИЗНЕС-АНГЕЛОВ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Оксана Сергеевна

В статье рассмотрены преимущества инновационного предпринимательства, которые направлены не только на решение текущих социально-экономических проблем муниципального образования, но и выступают важнейшим фактором развития. Инновационный бизнес рассматривается как институт, который стимулирует совершенствование деятельности всех других сфер предпринимательства. Аргументируется необходимость тесного взаимодействия администрации муниципалитета и частного бизнеса, что позволяет совместно определять эффективные формы, механизмы и сферы потенциального сотрудничества по производству благ и повышению уровня жизни населения. Раскрывается значимость и эффективность механизмов муниципально-частного партнерства и венчурных фондов, позволяющих привлечь малый и средний бизнес к финансированию муниципальных инфраструктурных проектов. Дается позитивная оценка зарождающегося в России и, по определению автора, стратегически перспективного опыта работы ассоциаций «бизнес-ангелов», которые оказывают деятельную поддержку и финансирование социально-значимых инновационных проектов на малых и средних предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BUSINESS AS FACTOR OF DEVELOPMENT MUNICIPAL

In the article advantages of innovative business which are directed not only on the solution of the current social and economic problems of any municipality are considered, but also act as the most important factor of development. Innovative business is considered as institute which stimulates improvement of activity of all other spheres of business. Need of close interaction of administration of municipality and private business that allows to determine in common effective forms, mechanisms and spheres of potential cooperation by production of the benefits and increase of a standard of living of the population is reasoned. The importance and efficiency of mechanisms of municipal and private partnership and the venture funds, allowing to involve small and medium business in financing of municipal infrastructure projects reveals. The positive assessment arising in Russia and, by definition of the author, strategically perspective experience of associations of «business-angels» who give active support and financing of socially significant innovative projects at small and medium-sized enterprises is given.

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательство как фактор развития муниципальных образований»

УДК 332.1

°.С Шевченко ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены преимущества инновационного предпринимательства, которые направлены не только на решение текущих социально-экономических проблем муниципального образования, но и выступают важнейшим фактором развития. Инновационный бизнес рассматривается как институт, который стимулирует совершенствование деятельности всех других сфер предпринимательства. Аргументируется необходимость тесного взаимодействия администрации муниципалитета и частного бизнеса, что позволяет совместно определять эффективные формы, механизмы и сферы потенциального сотрудничества по производству благ и повышению уровня жизни населения. Раскрывается значимость и эффективность механизмов муниципально-частного партнерства и венчурных фондов, позволяющих привлечь малый и средний бизнес к финансированию муниципальных инфраструктурных проектов. Дается позитивная оценка зарождающегося в России и, по определению автора, стратегически перспективного опыта работы ассоциаций «бизнес-ангелов», которые оказывают деятельную поддержку и финансирование социально-значимых инновационных проектов на малых и средних предприятиях. Ключевые слова: инновационное предпринимательство, взаимодействие администрации муниципалитета и частного бизнеса, муниципально-частное партнерство, венчурные фонды, муниципальное образование, поддержка малого и среднего бизнеса, финансирование муниципальных инфраструктурных проектов, ассоциация «бизнес-ангелов».

°xana Shevchenko INNOVATIVE BUSINESS AS FACTOR

OF DEVELOPMENT MUNICIPAL

Annotation. In the article advantages of innovative business which are directed not only on the solution of the current social and economic problems of any municipality are considered, but also act as the most important factor of development. Innovative business is considered as institute which stimulates improvement of activity of all other spheres of business. Need of close interaction of administration of municipality and private business that allows to determine in common effective forms, mechanisms and spheres of potential cooperation by production of the benefits and increase of a standard of living of the population is reasoned. The importance and efficiency of mechanisms of municipal and private partnership and the venture funds, allowing to involve small and medium business in financing of municipal infrastructure projects reveals. The positive assessment arising in Russia and, by definition of the author, strategically perspective experience of associations of «business-angels» who give active support and financing of socially significant innovative projects at small and medium-sized enterprises is given.

Keywords: innovative business, interaction of administration of municipality and private business, municipal and private partnership, venture funds, municipality, support of small and medium business, financing of municipal infrastructure projects, association of «business-angels».

Сегодня создание в России национальной инновационной системы является одним из главных факторов качества повышения конкурентоспособности отечественной экономики. В этой связи государство берет на себя заботы, связанные с реализацией не только приоритетных национальных проектов и целевых программ, но и с созданием новых финансовых механизмов, включающих грантовое финансирование и создание венчурных фондов с участием государства для инвестирования во вновь возникающие малые и средние наукоемкие фирмы, с поддержкой развития и создания инфраструктуры инновационной деятельности.

В настоящее время наиболее эффективным механизмом решения экономических и социальных проблем любого муниципального образования является инновационное муниципально-частное

© Шевченко О.С., 2014

партнерство, которое ориентировано на обеспечение баланса интересов всех его участников. Уже сформировалось общее понимание того, что инновация выступает в качестве двигателя экономики XXI в. и является важнейшим показателем конкурентоспособности в борьбе не только между отдельными сферами деятельности, но и между целыми странами. Но «инновация» как понятие требует уточнения. Чаще всего ее связывают с понятиями «изобретение» и «открытие». Но это не совсем правильно. Инновация - это, прежде всего, новшество, которое создано в результате проведенного научного исследования и обязательно реализовано на рынке. То есть, открытие, не реализованное на рынке, есть лишь новшество, но не инновация [1].

Императивом перехода экономики в современных российских условиях на инновационный путь развития является повышение активности инновационного бизнеса. Инновационный бизнес имеет характерные признаки. Он стимулирует совершенствование деятельности всех других сфер предпринимательства и в этой связи всегда носит соревновательный и актуальный характер. Но, каким бы ни казался привлекательным малый инновационный бизнес, на данном этапе он имеет серьезные проблемы.

Ряд факторов сегодня мешает развиваться малому инновационному бизнесу:

- нехватка собственных денежных средств;

- слабая финансовая поддержка со стороны государства;

- недостаточность нормативно-правового обеспечения, регулирующего инновационную деятельность;

- высокая стоимость нововведений;

- высокий уровень рисков;

- длительные сроки ожидания окупаемости инноваций;

- кадровая проблема;

- неопределенность экономической выгоды от использования.

Основными финансовыми инструментами являются венчурное финансирование, микро-займы (от 500 до 5000 евро), займы (свыше 5000 евро), лизинг (трехстороннее соглашение между лизингодателем, лизингополучателем и поставщиком), гарантии (государственные гарантии банкам на выдачу кредитов малым и средним предприятиям).

Одной из главных задач инновационного развития муниципальных образований является достижение перехода к более гибкой форме партнерства между властью и частным сектором, в результате чего выявляются наиболее актуальные цели, происходит распределение обязанностей в процессе их достижения, а также оценка текущих результатов.

Состояние рассматриваемой проблемы можно отследить на примере Иркутской области. В этом регионе в настоящее время происходит активное развитие и становление инновационной деятельности, структура которой включает в себя общеобластные элементы. Но, наряду с уже имеющимися областными и университетскими технопарками, коучинг-центрами и бизнес-инкубаторами должны быть созданы исключительно муниципальные элементы.

Муниципальная инфраструктура может быть выстроена как объединение существующих и создающихся центров трансфера технологий, инновационных бизнес-инкубаторов и технопарков в университетах и институтах ИНЦ СО РАН, так и полностью независимая и самостоятельная. Поддержка и регулирование инновационной деятельности в Иркутской области осуществляется в соответствии с принятыми областными законодательными актами: Законом «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» [2], «Положением о конкурсе инновационных проектов» [3], в соответствии с которыми выделяются субсидии из областного бюджета для реализации наиболее перспективных инновационных проектов.

Так как к инновациям наиболее восприимчивыми считаются малые и средние предприятия, в

г. Иркутске разработана определенная система поддержки малого бизнес. В частности, принята муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 гг.» [4].

В рамках подготовительной работы по разработке Концепции инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг. управлением по стратегическому развитию инновационной политике администрации г. Иркутска совместно с Региональным центром развития инновационной деятельности ИрГТУ проведен анализ потребностей в инновационных разработках в различных сферах жизни города в связи со стратегическими приоритетами и задачами устойчивого социально-экономического развития г. Иркутска.

Производимая продукция большинства малых инновационных предприятий г. Иркутска ориентирована не только на муниципальный рынок, но и на региональный (41 %) и российский (42 %). Необходимо отметить, что 5 % компаний уже имеют выход на международный рынок. В качестве одной из актуальных задач развития инновационных предприятий в г. Иркутске является расширение сети бизнес-инкубаторов для этих компаний, которые могли бы предоставлять арендуемые помещения по льготным тарифам. Для привлечения финансовых средств инновационные компании не очень активно участвуют в различных федеральных и региональных программах поддержки малого предпринимательства [5]. В первую очередь это объясняется их неосведомленностью об этих программах. Так как малые инновационные компании на начальных стадиях своего становления могут получать финансовую помощь только в специализированных институтах - у «бизнес-ангелов», в фондах прямых инвестиций и венчурных фондах, - на передний план выходит проблема отсутствия этих источников в Иркутской области.

Необходимо учитывать специфику сложившейся практики финансирования инновационных проектов венчурными фондами, зарегистрированными в других регионах. Как правило, предложение финансирования инновационного проекта для реализации на территории одного субъекта федерации, со стороны фонда, зарегистрированного на территории другого субъекта федерации, становится возможным только в результате переноса реализации этого проекта на территорию регистрации и работы указанного венчурного фонда. Сложившаяся ситуация делает риск ухода наукоемких разработок из «родного» региона достаточно существенным, так как он лишается тех разработок, которые родились и «созрели» на его «почве» и при использовании его ресурсов. В результате этого становится актуальным вопрос создания инвестиционных институтов, деятельность которых в основном была бы сосредоточена в главном административном центре муниципального образования. Но для этого необходимо оказывать активную поддержку по созданию венчурных фондов на муниципальных территориях региона. Муниципально-частное партнерство позволяет привлечь частный сектор в финансирование муниципальных инфраструктурных проектов, используя при этом его навыки и опыт в управлении бизнесом, способствующие позитивному сдвигу в социально-экономическом состоянии территорий.

В результате сотрудничества органы власти и частный сектор могут совместно определять сферы потенциального партнерства по производству благ. Если государство, например, частично (30-50 %) инвестирует в инновационные проекты, то оно выступает в качестве совладельца нового предприятия и после окончания процесса становления предприятия продает свою долю частным инвесторам. Успех реализации инфраструктурных проектов является сложной задачей и зависит прежде всего от правильной оценки экономической обоснованности проекта.

В качестве стратегически перспективного финансирования инновационной деятельности выступают средства «бизнес-ангелов». «Бизнес-ангелы» - это частные инвесторы, которые вкладывают личные денежные средства в рисковые предприятия для того, чтобы довести идею проекта до ее воплощения.

Такое явление, как «бизнес-ангелы», в России пока не развито, оно только зарождается, тогда как в развитых странах они осуществляют более 8 % инвестиций на начальной стадии. За привлечение инвестора и финансирование проекта «бизнес-ангелы» берут 4-5 % от суммы инвестиций. В России уже созданы национальные сети «бизнес-ангелов»: «Частный капитал» в Ростовской области, Московская сеть «бизнес-ангелов», ассоциация «бизнес-ангелов» «Стартовые инвестиции».

Таким образом, в современных условиях эффективность финансирования «бизнес-ангелами» определяется не только экономической и инновационной культурой предприятий, но и степенью доверия бизнеса к институтам государственной власти и уровнем развития институциональной среды [6].

Библиографический список

1. Аналитическая записка подготовлена Общественным советом по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга совместно с Северо-Западным Ресурсным Центром «Помощь бизнесу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bishelp.ru

2. Закон Иркутской области № 21-оз от 05 мая 2004 г. «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности».

3. Постановление губернатора Иркутской области № 413-п от 20 августа 2004 г. «Положение о конкурсах инновационных проектов».

4. Муниципальная целевая программа № 004-20-400606/7 от 31 августа 2007 г. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 гг.».

5. Отчет о научно-исследовательской работе «Мониторинг сферы малых инновационных компаний в г. Иркутске» , 2008 г.

6. Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Развитие государственно-частного партнерства как формы финансирования инновационных инфраструктурных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/10159/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.