Научная статья на тему 'Муниципально-частное партнерство как фактор развития муниципального образования'

Муниципально-частное партнерство как фактор развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIP (MPP) / DEVELOPMENT FACTORS / BUSINESS SECTOR AND AUTHORITIES INTERACTION / MECHANISMS OF SMALL BUSINESS SUPPORT / BUSINESS ANGELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Оксана Сергеевна, Жалсанова Баирма Михайловна

Рассматривается сущность муниципально-частного партнёрства и его значимость не только как фактора решения местных социально-экономических проблем каждого муниципального образования, но и выступающего в качестве важнейшего фактора развития территории. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что муниципально- частное партнерство пока не получило должного распространения на практике, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом взаимодействия усилий органов власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Частный сектор и государство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Анализируются формы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и органов власти, предлагаются механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Рассматриваются возможности решения возникающих трудностей в получении малыми и средними предприятиями финансирования, в расширении этих источников, тем самым, получая возможность выхода на рынки капитала, обращения к рисковому капиталу и инвестиционным инструментам, которые применяют «бизнес-ангелы». Также рассматривается практика различных муниципальных целевых программ, осуществляемых местными органами власти, в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования. Выявлены особенности современных тенденций развития муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях, обоснованы эффективные механизмы его использования для инвестирования приоритетных МЧП-проектов. Развитие муниципально-частного партнерства как одной из форм государственно-частного партнерства позволяет диверсифицировать экономику в соответствии со стратегическими целями развития муниципального образования и в итоге поднять качество и уровень жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Оксана Сергеевна, Жалсанова Баирма Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal and Private Partnership As Factor of Municipality Development

Тhe essence of municipal and private partnership and its importance is viewed not only as factor of the solution of local social and economic problems of each municipality, but also as a development of the territory acting as the major factor. Relevance of research subject is caused by the fact that municipal and private partnership (MPP) yet didn't gain due distribution in practice in spite of it being an effective instrument of authorities and business efforts interaction for the solution of modern problems of society. The private sector and the state all start entering cooperation more actively in search of new solutions of problems of society on the terms of partnership. The forms of business activity and authorities subjects interaction are analyzed, mechanisms of the state support of small and medium business are offered. The possibilities of arising difficulties solution in receiving by small and medium-sized enterprises of financing, in expansion of these sources are considered, thereby, having an opportunity of an exit to the markets of the capital, address to the risk capital and investment tools which are applied by «business angels». Also, practice of various municipal target programs which are carried out by local authorities, for support of small and average business development in the municipality territory is considered. The features of current trends development of municipal and private partnership in municipalities are revealed; effective mechanisms of its use for investment of priority MPPprojects are proved. The development of MPP as one of forms of state-private partnership allows diversifying economy according to strategic objectives of municipality development and as a result to lift quality and a population standard of living on a higher level

Текст научной работы на тему «Муниципально-частное партнерство как фактор развития муниципального образования»

УДК 332.1

Шевченко Оксана Сергеевна Oksana Shevchenko

Жалсанова Баирма Михайловна Bairma Zhalsanova

МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIP AS FACTOR OF MUNICIPALITY DEVELOPMENT

Рассматривается сущность муниципально-час-тного партнёрства и его значимость не только как фактора решения местных социально-экономических проблем каждого муниципального образования, но и выступающего в качестве важнейшего фактора развития территории. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что муниципально-частное партнерство пока не получило должного распространения на практике, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом взаимодействия усилий органов власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Частный сектор и государство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Анализируются формы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и органов власти, предлагаются механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Рассматриваются возможности решения возникающих трудностей в получении малыми и средними предприятиями финансирования, в расширении этих источников, тем самым, получая возможность выхода на рынки капитала, обращения к рисковому капиталу и инвестиционным инструментам, которые применяют «бизнес-ангелы». Также рассматривается практика различных муниципальных целевых программ, осуществляемых местными органами власти, в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования. Выявлены особенности современных тенденций развития муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях, обоснованы эффек-

№e essence of municipal and private partnership and its importance is viewed not only as factor of the solution of local social and economic problems of each municipality, but also as a development of the territory acting as the major factor. Relevance of research subject is caused by the fact that municipal and private partnership (MPP) yet didn't gain due distribution in practice in spite of it being an effective instrument of authorities and business efforts interaction for the solution of modern problems of society. The private sector and the state all start entering cooperation more actively in search of new solutions of problems of society on the terms of partnership. The forms of business activity and authorities subjects' interaction are analyzed, mechanisms of the state support of small and medium business are offered. The possibilities of arising difficulties solution in receiving by small and medium-sized enterprises of financing, in expansion of these sources are considered, thereby, having an opportunity of an exit to the markets of the capital, address to the risk capital and investment tools which are applied by «business angels». Also, practice of various municipal target programs which are carried out by local authorities, for support of small and average business development in the municipality territory is considered. The features of current trends development of municipal and private partnership in municipalities are revealed; effective mechanisms of its use for investment of priority MPP-projects are proved. The development of MPP as one of forms of state-private partnership allows diversifying economy according to strategic objectives of municipality development and as a result to lift quality and a population standard of living on a higher level

тивные механизмы его использования для инвестирования приоритетных МЧП-проектов. Развитие муниципально-частного партнерства как одной из форм государственно-частного партнерства позволяет диверсифицировать экономику в соответствии со стратегическими целями развития муниципального образования и в итоге поднять качество и уровень жизни населения

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство; факторы развития; взаимодействие предпринимательского сектора и органов власти; механизмы поддержки малого бизнеса; бизнес-ангелы

Key words: municipal and private partnership (MPP); development factors; business sector and authorities interaction; mechanisms of small business support; business angels

Все развитые страны постоянно стремятся к совершенствованию своей экономики. В процессе этой работы широко используется малый бизнес, поскольку рациональное соотношение числа больших и малых предприятий играет важную роль в рамках отдельных отраслей и территорий. Это, в свою очередь, позволяет использовать потенциальные возможности национальной экономики более эффективно.

Одним из основных показателей оценки уровня экономического развития любого государства является его способность конкурировать с экономиками других стран. А поскольку в любой развитой рыночной экономике малые и средние предприятия занимают высокий удельный вес, то их состояние отражается и на состоянии экономики страны в целом. Тем самым они придают экономике динамизм и ускорение темпов развития.

Малые и средние предприятия отличаются от крупных фирм гибкостью и возможностью более легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка, что позволяет им заниматься самыми различными видами деятельности.

Действующее законодательство разрешает органам муниципальной власти стимулировать местное предпринимательство, обеспечивающее развитие отраслей, способствующих позитивному сдвигу в социально-экономическом состоянии территорий. Разработка местной администрацией, бизнес-сообществами и общественностью

механизмов совместного финансирования развития своих муниципальных образований на принципах транспарантности и консолидации средств способствует не только решению местных экономических и социальных проблем, но и построению гражданского общества в стране в целом. Однако на данном этапе ни современная теория муниципального управления, ни практика муниципально-частного партнерства пока не смогли выработать эффективных рекомендаций решения этих задач.

Так как в настоящий момент существуют трудности в получении малыми и средними предприятиями финансовой помощи, желательно было бы расширить их источники, и тем самым, получить возможность выхода на рынки капитала и инвестиционным инструментам, которые применяют «бизнес-ангелы» [1]. Но и этот инструмент применить непросто потому, что от малых и средних предприятий требуют предоставления очень подробной информации о себе. Понимая это, малые и средние предприятия не очень заинтересованы в получении финансовой помощи со стороны государственных организаций, так как их условия немного отличаются от тех, на которых с ними готов работать частный сектор.

Следует отметить, что государство в принципе не остается безучастным, когда нужно оказывать финансовую поддержку начинающим фирмам в форме займов и кредитов. Но, тот факт, что такая помощь уже действующим предприятиям еще боль-

ше укрепляет их положение, приводит к выводу, что ее в первую очередь необходимо оказывать тем, кто только собирается начать свое дело, а из существующих предприятий — только тем, кто обладает высоким потенциалом развития, тем самым не препятствуя вступлению на рынок новых фирм.

В 2012 г. в г. Иркутск действовало около 24 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 1 января 2013 г. на 10 тыс. человек приходилось 399,4 малых [2]. Эта цифра могла быть существенно выше, и соответственно эффект от малого предпринимательства был бы более значительным, если бы была более осязаемой и более конструктивной финансовая поддержка.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы по созданию условий для развития малого и среднего[4], в том числе:

— формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

— формирование инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий;

— содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы малых и средних предприятий;

— образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Чтобы не оставаться в стороне, когда бизнесу необходимо оказать поддержку в начале его становления и дальнейшего развития, местные органы власти реализовали муниципальную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутск на 20082012 годы» [5], суть, которой заключалась в реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение более эффективных мер по развитию предпринимательского сектора. На выполнение указанной

программы за истекший период было выделено 39,3 млн руб. из средств бюджета г. Иркутск, в том числе в 2012 г. — 7,3 млн

руб. [6].

Существующая «Программа комплексного социально-экономического развития г. Иркутск на 2013-2019 годы» [7] способствовала достижению показателей эффективности деятельности местной администрации г. Иркутск в 2013 г. Основной целью этой Программы является достижение высокого уровня и качества жизни населения города на основе развития городской среды, экономики, человеческого капитала и совершенствования процессов управления муниципалитетом.

В соответствии с данными Центра занятости населения г. Иркутск, в рамках «Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области» [8], утвержденной Правительством Иркутской области, доля готового и намеревающегося населения участвовать в предпринимательской деятельности в общей доле зарегистрированных безработных имела тенденцию снижения заинтересованности к предпринимательскому делу. Об этом свидетельствуют показатели количества получивших субсидию в установленном размере и создавших свое предприятие: за указанный период этот показатель сократился со 175 человек до 136 человек. [9] Обусловлено это снижением объема финансирования. Вместе с тем, отмечается тенденция роста уровня самозанятости населения в предпринимательской сфере на фоне снижения количества малых и средних предприятий.

Существующая политика развития предпринимательского сектора направлена скорее не на поддержание создания и развитие новых фирм, так называемых «стар-тапов», а на поддержку уже действующих предпринимателей. Возможно, в случае изменения такого направления политики местные администрации обрели бы новые возможности для реализации своих идей. В связи с этим нужно отметить, что с одной стороны, достаточно нейтральной в своих оценках действий администрации, а с дру-

гой — нуждающимися в поддержке, оказываются инновационные отрасли и отрасли обрабатывающего производства. Именно эти отрасли рассматриваются как приоритетные. Однако сложно назвать эти отрасли готовыми нести социально-экономическую ответственность непосредственно «здесь и сейчас» и даже в ближайшей перспективе.

Для снижения требований к объему начального капитала, а также для преодоления технических барьеров, государство может предоставлять будущим малым и средним предприятиям содействие в форме обучения и финансовой помощи. Большинство предпринимателей считают, что действия властей не помогают развитию бизнеса, а скорее наоборот, мешают. Автор считает, что задача властей состоит в том, чтобы предоставить помощь, которую ждут от нее предприниматели. А бизнес в свою очередь ждет реальной финансовой или организационно-материальной помощи в различных формах, а именно улучшения законодательства, создания развитой инфраструктуры, предоставления гарантий

Литература_

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/skolkovo/2013/11/29_a_57 76721.shtml (дата обращения: 16.04.2014).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.admirk.ru (дата обращения: 19.04.2013).

3. Федеральный закон № 209-ФЗ«0 развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ы^р: //www.0ck.ru/ekonomika _i_ekonomi-cheskaya_teoriya/maloe_predprinimatel-stvo_v_ rossii.html (дата обращения: 16.06.2014).

5. Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы»: утв. Решением Думы города Иркутска от 31 августа 2007 г. № 004-20-400606/7

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.admirk.ru (дата обращения: 20.12.2013).

по кредитам, расширения муниципального заказа и разнообразных моделей муници-пально-частного партнерства.

Очень многие предприниматели недостаточно проинформированы о возможностях оказания поддержки бизнесу со стороны государства. Из этого следует вывод, что удовлетворенность предоставления «такой» поддержки достаточно низкая. И, как показывают исследования, такая ситуация является общероссийской тенденцией и связана с всеобщим невниманием к малому и среднему бизнесу [10].

Для оценки эффективности государственной поддержки малым и средним предприятиям организована единая система мониторинга, которая отражает информацию

0 реализуемых мерах по господдержке в любом регионе страны. Сюда входят меры по поддержке малых и средних предприятий Минсельхозом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

_References

1. Available at: http: //www .gazeta.ru/skolko -vo/2013/11 /29_a_5776721.shtml (accessed 16.04. 2014)

2. Available at: http://www.admirk.ru (ac-cessed:19.04.2013)

3. Federalny zakon no 209-FZ «O razvitii malogo

1 srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii» ot 24.07.2007 (Federal law № 209-FZ"0n the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation" dated 24.07.2007).

4. Available at: http://www.0ck.ru/eko-nomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/maloe_ predprinimatelstvo_v_rossii.html (accessed: 16.06. 2014)

5. Munitsipalnaya programma «Razvitie subektov malogo I srednego predprinimatelstva v g. Irkutsk na 2008-2012 gody»: utv. Resheniem Dumy goroda Irkutska ot 31 avgusta 2007 g. № 004-20400606/7 (The municipal program «Development of small and medium enterprises, in Irkutsk for 2008-2012»: adopted by the decision of the Duma of the Irkutsk city on August 31, 2007, № 004-20400606/7).

6. Available at: http://www.admirk.ru (accessed: 20.12.2013)

7. Программа комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 20132019 годы: утв. решением Думы города Иркутска от 06 июля 2012 г. № 005-20-360552/2

8. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области: утв. Правительством Иркутской области от 10 февраля 2011 г. № 31-пп

9. Отчет о результатах социологического исследования «Выявление проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске». Иркутск, ноябрь 2011 г.

10. Доклад о вступлении на рынок малых и средних предприятий и динамизм экономики в Японии — 2001/Ред. ХирокиКавай, ШужироУрата. 19 с. Инвентарный номер 37182

Коротко об авторах_

Шевченко О. С., аспирант, Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, РФ [email protected]

Научные интересы: экономика, региональная экономика, менеджмент

Б.М. Жалсанова, канд. филос. наук, доцент каф. «Экономика горного производства и геологоразведки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: менеджмент, маркетинг, логистика, философия

7. Programma kompleksnogo sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya goroda Irkutska na 20132019 gody: utv. resheniem Dumy goroda Irkutska ot 06iyulya 2012g. № 005-20-360552/2 (The program of complex social-economic development of Irkutsk city on 2013-2019 years: adopted by the decision of the Duma of the Irkutsk city on July 06, 2012 No. 00520-360552/2)

8. Programma dopolnitelnyh mer po snizheniyu napryazhennosti na rynke truda Irkutskoy oblasti: utv. Pravitelstvom Irkutskoy oblasti ot 10 fevralya 2011 g. №31-pp (The program of additional measures to reduce tensions on the labour market of Irkutsk region: adopted by the government of Irkutsk region on February 10, 2011 № 31-PP).

9. Otchet o rezultatah sotsiologicheskogo issle-dovaniya «Vyyavlenie problem, prepyatstvuyushhih razvitiyu malogo I srednego predprinimatelstva v gorode Irkutske». Irkutsk, noyabr 2011 g. (The report on the results of the sociological research "Identification of problems impeding the development of small and medium enterprises in the city of Irkutsk". Irkutsk, November 2011).

10. Doklad o vstuplenii na rynok malyh I srednih predpriyatiy I dinamizm ekonomiki v Yaponii- 2001 / Red. HirokiKavay, ShuzhiroUrata. 19 s. Inventarny nomer37182 (Report on the market entry of small and medium enterprises and dynamism of the economy in Japan - 2001/EDS. Hiroky Kavay, Shuzhiro Urata 19 p. Inventory number 37182).

_Briefly about the authors

O. Shevchenko, postgraduate, Academy of National Economy and Public Service at the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

Scientific interests: economy, regional economy, management

B. Zhalsanova, candidate of philosophical sciences, associate professor, Economics of the Mining Industry and Geological Prospecting department, Transbaikal State University, Chita, Russian Federation

Scientific interests: management, marketing, logistics, philosophy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.