Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ И ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адылова Зульфия Джавдатовна

Данная статья посвящена вопросам интеграции науки и образования, динамике и тенденциям развития научного потенциала в Республике Узбекистан, исследованию зарубежного опыта. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах социально-экономической деятельности, существенное ускорение темпов развития науки, социальной жизни и образования актуализируют задачу ускорения темпов интеграции, осмысления значимости и необходимости совершенствования процесса интеграции образования и науки, определение ее сущности. В данном аспекте имеет значение современное состояние образовательной сферы, перспективы развитие интеграционных процессов и темпов взаимодействия образовательного процесса с научно- производственной деятельностью в республике на основе изучения опыта стран СНГ и дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Адылова З.Д.

Адыглова Зульфия Джавдатовна - доктор экономических наук,

Научно-исследовательский центр "Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана " Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена вопросам интеграции науки и образования, динамике и тенденциям развития научного потенциала в Республике Узбекистан, исследованию зарубежного опыта. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах социально-экономической деятельности, существенное ускорение темпов развития науки, социальной жизни и образования актуализируют задачу ускорения темпов интеграции, осмысления значимости и необходимости совершенствования процесса интеграции образования и науки, определение ее сущности. В данном аспекте имеет значение современное состояние образовательной сферы, перспективы развитие интеграционных процессов и темпов взаимодействия образовательного процесса с научно- производственной деятельностью в республике на основе изучения опыта стран СНГ и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: мировые тенденции, интеграция, наука, образования, инновации, зарубежный опыт, научно-исследовательские центры и институты.

Узбекистан является государством, на территории которого еще с древних времен началось развитие науки, образования, культуры и многовековых традиций.

Научно-интеллектуальный потенциал страны служит основой для социально-экономического роста республики. Успех страны в данном направлении определяется тем, насколько широко внедряются достижения научно-технического прогресса, наукоемкие технологии, уровнем профессиональной подготовленности кадров.

Сегодня интеграция науки, образования и производственного процесса является одним из самых важных условий для вхождения Узбекистана в число самых развитых государств мира. Для этого у Узбекистана наряду с другими государствами имеет все необходимые ресурсы, научно-практический потенциал и возможности.

Государство предлагает стратегию, очерчивает направления, по которым должна двигаться интегрированная система национальной науки и образования, а конкретизировать стратегию должен экономический сектор.

Изучая зарубежный опыт тенденции развития науки и образования необходимо отметить, что по данным компании Thomson Reuters, из десяти самых успешных научных центров в сфере авиакосмической и оборонной промышленности являются семь университетов. В автомобильной индустрии университеты занимают десять лидирующих позиций среди поставщиков технологий, в биотехнологии - четыре позиции, в области косметики и здоровья - шесть. Именно они занимают первые десять строк в списке разработчиков информационных технологий в сфере телекоммуникаций, пищевой промышленности, создании новых моделей бытовой техники.

Большинство университетов с научными традициями ведут исследования мирового уровня в десятках отраслей и множестве различных направлений одновременно. Это такие научные центры, как Калифорнийский университет в

Беркли, Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Московский государственный университет и другие.

В то же время в странах «догоняющего развития» - Китае, Индии, Южной Корее -научно-образовательные университеты появились не в результате эволюции, как ответ на запрос со стороны бизнеса, а были созданы директивно, путем объединения государственных научных и образовательных центров. В таких исследовательских центрах научные изыскания ведутся в нескольких смежных направлениях.

Еще одним опытом развития науки, образования и производства являются тенденции в странах СНГ, в частности в Республике Казахстан.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. интеграция образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий признаны задачами не менее важными, чем подготовка научных и научно-педагогических кадров.

Интересен и такой аспект: после реформирования системы подготовки научных кадров высшей квалификации (перехода на PhD) вузы стали единственными организациями, где осуществляется защита диссертаций. Также по количеству публикаций в международных научных журналах, имеющих импакт-фактор, за период 2011-2014 гг. преобладают именно вузы, среди которых лидируют Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева и Назарбаев Университет. Доля работ их ученых в массиве казахстанских документов составляет около 40%.

В Японии в два раза снижается налог на имущество в отношении оборудования, приобретенного предприятием в целях реализации научного проекта, размещенного в университете. В этой стране также распространена практика предоставления налоговых кредитов для взаимодействия корпораций и университетов.

В университетах и научных институтах стран Европы, а также США, Японии, Канады и Южной Кореи заведующими кафедр, научных лабораторий и директорами институтов являются ученые, получившие международное признание, достигшие прорывных научных результатов и ежегодно приглашаемые на международные конференции и симпозиумы. Кроме того, сами эти ученые выступают организаторами различных международных научных конференций. Ежегодно под руководством такого ученого проходит защита от одной до трех докторских, от одной до пяти магистерских диссертаций, он публикует от 5 до 15 научных статей в реферируемых журналах.

Обычно кафедры или научные лаборатории состоят из одного, в редких случаях — из двух профессоров, имеющих h-индекс выше 20, одного-трех ученых постдокторального уровня, а также множества студентов докторантуры и магистратуры. Более 80% сотрудников кафедр и научных лабораторий в рассматриваемых странах составляют ученые не старше 30 лет. Руководители кафедр и институтов обязательно уходят на пенсию по достижении определенного возраста, например, в 63 года в Японии, в 65-68 лет — в Европе.

Время требует ускоренного развития науки, поднятия ее на более высокий уровень. Предпосылкой совершенствования данного направления являются принятые в республике за последние годы законодательно-нормативные акты и программы.

Для полномасштабного развития науки и образования также имеет большое значение подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. В данном направление в Республике Узбекистан осуществляется по этапная деятельность подготовки научных кадров в рамках докторантуры. Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, удовлетворяющих творческое воспитание и профессиональные интересы личности, деятельность организуется как

обучение в докторантуре, а также самостоятельное соискательство в высших учебных заведениях и научно исследовательских учреждениях (институты старших научных сотрудников, самостоятельных соискателей).

Одним из таких организаций является научно-исследовательский центр "Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана" при Ташкентском государственном экономическом университете. Центр создан согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2013 года № ПП-1927 «О создание научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана" при Ташкентском государственном экономическом университете".

Одним из важных задач центра является широкое привлечение к научным и прикладным исследованиям, проводимым Центром, профессорско-преподавательских кадров, старших научных сотрудников-соискателей и студентов Ташкентского государственного экономического университета и других экономических высших образовательных учреждений республики. Также разработка на основании и результатах проводимых Центром исследований научных и учебно-методических материалов для внедрения в учебные планы и программы экономических высших образовательных учреждений страны, направленных на повышение качества и уровня преподавания экономических дисциплин.

В рамках совершенствования деятельности в данном направлении в центре был создан сектор «Интеграция науки и образования» в деятельность, которого входит координации действий в рамках сотрудничества центра с вузами экономического направления республики.

Ключевым является решение проблемы кадрового дефицита, качества и научного менталитета кадров. Конечно, существующих кадровых ресурсов Академии наук и вузов далеко не достаточно для подобного обновления: в лучшем случае только 20% этого обновления можно обеспечить за их счет. Решить кадровые задачи можно было бы благодаря привлечению ученых из Узбекистана, работающих в университетах Европы, США, Кореи и Японии, которые составят 15-20% требуемого кадрового обновления. Подобная мера может быть осуществлена при содействии международных организаций (к примеру, ЛСА и К01СА), а также путем индивидуальных контактов отечественных ученых с зарубежными коллегами.

Реализация поставленных задач должна ориентироваться на повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве. Таким образом, учитывая опыт стран СНГ и дальнего зарубежья концептуальными подходами являются следующие направления:

- развитие сетевой формы взаимодействия учреждений высшего образования путем обеспечения практик ориентированности образования, углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров;

- внедрение концепции образования, которая предполагает создание внутри университетов интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды;

- приведение профессионально-квалификационной структуры образования в соответствие с международными классификаторами в сфере образования и видами экономической деятельности.

- разработка и внедрение инновационных организационно-образовательных моделей и технологий, обеспечивающих повышение эффективности образовательной деятельности учреждений высшего образования;

- преобразование ведущих университетов в научно-образовательно-производственные кластеры, для системного решения вопросов инновационного развития отраслей и межотраслевых комплексов, учитывая опыт создания технологических парков при образовательных учрежденьях;

- формирование системы мотивации образовательных учреждений Республики

Узбекистан, направленной на существенное повышение позиций в международных

рейтингах, улучшение имиджа путем повышения конкурентоспособности научно-

образовательного потенциала страны.

^исок литературы

1. Научный журнал. Современные наукоемкие технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

2. Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kaznu.kz/ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

3. Образовательный проект, посвященный Казахстанской науке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. articlekz.com/ (дата обращения: 20.12.2017.)

4. Новости дня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gazeta.uz/ (дата обращения: 10.01.2018).

5. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. The impact of the development of the digital economy on science and education // Вестник науки и образования, 2020. № 16. С. 94.

6. Adilova Z.D., Shadieva Z.T., Umarova Z. T. Development perspectives of tourism market in Uzbekistan // Beiträge zur Entwicklung in Usbekistan und China: Wissenschaftliche Schriftenreihe: Band 5, 2012. Т. 5. С. 82.

7. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. Development of higher education systems on the basis of digitization and clustering // Academy. № 8 (59), 2020. С. 42.

8. Kayumovich K.O. Digital marketing strategy and tourism // Proceeding of The ICECRS, 2020. Т. 6.

9. Kayumovich K.O., Annamuradovna F.S., Kamalovna S.F. The aspect and influence of use the global internet in tourism //Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).

10. Khurramov O.K., Boboqulov A.A. Digital tourism plays an important role in economic development // Наука-эффективный инструмент познания мира, 2019. С. 9-10.

11. Khurramov O. Osobennosti ispol'zovaniya marketingovykh instrumentov v sotsial'nykh media // Alatoo Academic Studies, 2016. Т. 4. № 4. С. 61.

12. Navruz-zoda B.N., Khurramov O.K. The role of information technologies in digital tourism // International scientific review of the problems of economics, finance and management, 2020. С. 22-36.

13. Адылова З.Д. Создание форсайт центров при ведущих образовательных учреждениях и их роль в социально-экономическом развитии стран // Мамлакат щтисодий хавфсизлигини таъминлашнинг устувор йуналишлари, 2019. С. 3-3.

14. Адылова З.Д. Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт // Вестник ТИСБИ, 2019. № 1. С. 57-69.

15.Дустмурадов О.И., Гулмуродов K.A. Уровень бедности в Узбекистане и пути по его снижению // Academy. № 9 (60), 2020. С. 15.

16. Навруззода Б.Н., Навруззода Л.Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала //Современная наука, 2014. № 1.

17. Окмуллаев Р.Р., Гулмуродов К.А. «Постпандемическое образование» в условиях цифровой экономики // Вестник науки и образования, 2020. № 17-2 (95).

18. Таирова М.М., Кодирова Н.Р. Инновация - концептуальная основа модернизации // Наука и образование сегодня, 2020. № 2 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.