Научная статья на тему 'Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт'

Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ И ИНСТИТУТЫ / REPUBLIC OF UZBEKISTAN / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / SCIENCE / EDUCATION / INNOVATIONS / FOREIGN EXPERIENCE / RESEARCH CENTERS AND INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адылова З.Д.

Статья посвящена вопросам интеграции науки и образования, динамике и тенденциям развития научного потенциала в Республике Узбекистан, исследованию зарубежного опыта. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах социально-экономической деятельности, существенное ускорение темпов развития науки, социальной жизни и образования актуализируют задачу ускорения темпов интеграции, осмысления значимости и необходимости совершенствования процесса интеграции образования и науки, определение ее сущности. В данном контексте большое значение имеет современное состояние образовательной сферы, перспективы развития интеграционных процессов и темпов взаимодействия образовательного процесса с научно-производственной деятельностью в республике на основе изучения опыта стран СНГ и дальнего зарубежья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in the development of integration between science and education: foreign and Russian experience (Uzbekistan, Tashkent)

The article is dedicated to integration of science and education, the dynamics and tendencies in the development of the scholarly potential in the Republic of Uzbekistan, and the study of the foreign experience in the similar spheres. Active development of integration process in all spheres of socio-economic activity, as well as significant acceleration of scientific development, social life and education foreground the task of intensified integration of science and education. In this context the situation of the education sphere acquires particular importance, as well as the development of integration processes between the educational processes and the production sphere. This integration in the Republic of Uzbekistan should be based on the experience of CIS and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт»

3. Мусакожоев Ш.М. Стратегия инновационного развития Кыргызской Республики до 2040 г. // Экономический вестник. — 2017. — №3.

4. Хасанов Р. Инновации в Кыргызской Республике: ни государственных, ни частных. https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ ppt_presentations/2010/ic/Helsinki/hasanov_r.pdf

5. S. Emerkbaeva. Industrialization of the Kyrgyz Republic and Economic Growth. International Conference on Eurasian Economies. pp.496-501. 2012. https://www.avekon.org/papers/578.pdf

6. Жуманалы кызы Бактыгул. Факторы, сдерживающие развитие инновационной активности промышленных предприятий Кыргызской Республики // Вестник КРСУ. — 2015. — Том 15. — №8. — С. 49-52. https://www.krsu.edu.kg/vestnik/2015/v8/a14.pdf

7. N.Usui, A.M.A. Abdon. Structural Transformation in the Kyrgyz Republic: Engineering Future Paths of Capability Accumulation. ADB. 2010. https://think-asia.org/bitstream/handle/11540/1546/economics-wp200.pdf?sequence=1

8. N. Jenish. Export-driven SME Development in Kyrgyzstan: The Garment Manufacturing Sector. University of Central Asia. Institute of Public Policy and Administration. Working Paper No.26, 2014. http://www.ucentralasia.org/Content/Downloads/UCA-IPPA-WP26-Garment-Eng.pdf

9. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н., Сулеева Д.А. Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики // Креативная экономика. — 2018. — Том 12. — №4. — С. 513-522. https://www.researchgate.net/publication/325277469_ Podhody_k_vyboru_napravlenij_reindustrializacii_promyslennosti_Kyrgyzskoj_Respubliki

10. Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Указ Президента КР от 27 сентября 2013 года УП № 194. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542?cl=ru-ru

11. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2018-2020 годы. Бишкек. Министерство экономического развития Кыргызской Республики, 2017.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

З.Д. Адылова,

зав. сектором научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана»

при Ташкентском государственном экономическом университете,

доктор экономических наук zulfiya_adilova@mail.ru

Статья посвящена вопросам интеграции науки и образования, динамике и тенденциям развития научного потенциала в Республике Узбекистан, исследованию зарубежного опыта. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах социально-экономической деятельности, существенное ускорение темпов развития науки, социальной жизни и образования актуализируют задачу ускорения темпов интеграции, осмысления значимости и необходимости совершенствования процесса интеграции образования и науки, определение ее сущности. В данном контексте большое значение имеет современное состояние образовательной сферы, перспективы развития интеграционных процессов и темпов взаимодействия образовательного процесса с научно-производственной деятельностью в республике на основе изучения опыта стран СНГ и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, интеграция науки и образования, наука, образование, инновации, зарубежный опыт, научно-исследовательские центры и институты

УДК 378:337.6

Сегодня интеграция науки, образования и производственного процесса является одним из самых важных условий для вхождения Узбекистана в число самых развитых государств мира. Для этого у Узбекистана естьвсе необходимые ресурсы, научно-практический потенциал и возможности. Государство предлагает стратегию, очерчивает направления, по которым должна двигаться интегрированная система национальной науки и образования, а конкретизировать стратегию должен экономический сектор.

По данным компании Thomson Reuters, из десяти самых успешных научных центров в сфере авиакосмической и оборонной промышленности являются семь университетов. В автомобильной индустрии университеты занимают десять лидирующих позиций среди поставщиков технологий, в биотехнологии — четыре позиции, в области косметики и здоровья — шесть. Именно они занимают первые десять строк в списке разработчиков информационных технологий в сфере телекоммуникаций, пищевой промышленности, создании новых моделей бытовой техники.

Исследователи высших учебных заведений также полностью доминируют среди разработчиков технологий в нефте-и газодобыче, фармацевтике, производстве медицинского оборудования и полупроводниковых материалов. При этом большинство ведущих вузов мира в течение многих десятилетий плотно работают с крупнейшими корпорациями. Обычно такое сотрудничество начинается с четкого формулирования имеющихся технических проблем, затем решаются вопросы научного, кадрового и финансового обеспечения. Работа, на-

правленная на решение конкретной задачи, стимулирует возникновение того самого «инновационного конвейера», который сегодня двигает вперед ведущие экономики мира.

Большинство университетов с научными традициями ведут исследования мирового уровня в десятках отраслей и множестве различных направлений одновременно. Это такие научные центры, как Калифорнийский университет в Беркли, Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Московский государственный университет и другие.

В то же время в странах «догоняющего развития» — Китае, Индии, Южной Корее — научно-образовательные университеты появились не в результате эволюции, как ответ на запрос со стороны бизнеса, а были созданы директивно, путем объединения государственных научных и образовательных центров. В таких исследовательских центрах научные изыскания ведутся по нескольким смежным направлениям [1]. Еще одним опытом развития науки, образования и производства являются процессы, происходящие в странах СНГ, в частности, в Республике Казахстан.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. интеграция образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий признаны задачами не менее важными, чем подготовка научных и научно-педагогических кадров.

Согласно данным АО «Национальный центр научно-технической информации», с 2010 по 2014 гг. вузами Казахстана

выполнено более 60% общего числа зарегистрированных НИ-ОКР. Это связано с введением грантового финансирования по результатам конкурсов, когда вузы получили наибольшее количество одобренных заявок по представленным проектам. При этом на фундаментальные исследования приходится 53,5% всех работ, на прикладные — 46,2%. Проектно-технологические и опытно-конструкторские работы составляют пока лишь 3%. Как положительный факт можно отметить рост числа научных исследований, выполняемых вузами за счет внебюджетных (собственных средств).

Интересен и такой аспект — после реформирования системы подготовки научных кадров высшей квалификации (перехода на PhD) вузы стали единственными организациями, где осуществляется защита диссертаций. Также по количеству публикаций в международных научных журналах, имеющих импакт-фактор, за период 2011-2014 гг. преобладают именно вузы, среди которых лидируют Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева и Назарбаев Университет. Доля работ ученых этих вузов в массиве казахстанских документов составляет около 40% [2].

Вместе с тем, нельзя не заметить, что многие вузы все еще оторваны от реальных потребностей регионов, что выражается в несоответствии уровня выпускаемых специалистов спросу на локальном рынке труда. Они также все еще далеки от предпринимательского сектора. Нам представляется, что системной мерой, которая могла бы стимулировать взаимодействие вузов и производства в научно-технической сфере, может быть создание налоговых условий, которые давали бы бизнесу выгоды от сотрудничества с университетами. И такие примеры в мире имеются. В Японии в два раза снижается налог на имущество в отношении оборудования, приобретенного предприятием в целях реализации научного проекта, размещенного в университете. В этой стране также распространена практика предоставления налоговых кредитов для взаимодействия корпораций и университетов [3].

Как отмечают специалисты, в развитых странах систему образования отличает узкий характер преподаваемых предме-

80

тов, их целенаправленность, а также отсутствие углубленности в программе преподавания для бакалавриата. Кроме того, в западной системе отсутствует централизованная (утвержденная университетом или министерством) программа предметов. Каждый профессор имеет свою индивидуальную программу по предмету, что значительно облегчает для него задачу изложения материала, позволяя максимально улучшить ее презентабельность. Наличие кредитной системы снимает вопрос о контроле посещаемости студентов: успеваемость студента оценивается количеством кредитов, которые набрал студент.

Другая особенность — отсутствие бюрократических, отчетных и иных нагрузок у преподавателей, что позволяет им достичь максимальной эффективности преподавания, сконцентрировав внимание на этом процессе.

В университетах и научных институтах стран Европы, а также США, Японии, Канады и Южной Кореи заведующими кафедр, научных лабораторий и директорами институтов являются ученые, получившие международное признание, достигшие прорывных научных результатов и ежегодно приглашаемые на международные конференции и симпозиумы. Кроме того, сами эти ученые выступают организаторами различных международных научных конференций. Ежегодно под руководством такого ученого проходит защита от одной до трех докторских, от одной до пяти магистерских диссертаций, он публикует от 5 до 15 научных статей в реферируемых журналах.

Обычно кафедры или научные лаборатории состоят из одного, в редких случаях из двух профессоров, имеющих ^индекс выше 20, одного-трех ученых постдокторального уровня, а также множества студентов докторантуры и магистратуры. Более 80% сотрудников кафедр и научных лабораторий в рассматриваемых странах составляют ученые не старше 30 лет. Руководители кафедр иинститутов обязательно уходят на пенсию по достижении определенного возраста, например, в 63 года в Японии, в 65-68 лет — в Европе [4].

Время требует ускоренного развития науки, поднятия ее на более высокий уровень. Предпосылкой совершенствования данного направления являются принятые в республике за последние годы законодательно-нормативные акты и программы.

14

70 SO 50 40 30 20 10 0

12Д

1W

52

9,6

54

62

65

70

12

10

1991 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2016 г.

В ы ■: ш и ? ■:■ б раз ■:■ ват^ л ьн ы ? уч Р - - н ия (п ■:■ л ? во й сто р ■:■ н ?) И Ч и сл студе НТ'Г'В, при :■: дч ш е е >:я н я '.~'дн г п р ^ п ■."■давёне ля Рис. 1. Количество высших образовательных учреждений и число студентов на одного преподавателя (1991-2016 гг.)

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

У

У

у

/

Рис. 2. Соотношение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя в высших образовательных учреждениях в некоторых странах

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

Прошедшая 30 декабря 2016 года встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с представителями науки, государственных и общественных организаций, членами академии наук также стала еще одной инициативой по дальнейшему всестороннему развитию Узбекистана, является одной из приоритетных задач государства.

Так, в Указе Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан» обозначен ряд важных мер, направленных на укрепление роли и места науки в социально-экономическом развитии страны, всестороннюю поддержку деятельности академиков, повышение качества подготовки высококвалифицированных научных кадров[5].

Хотелось бы отметить, что в системе высшего образования Узбекистана идут преобразования, как качественные, так и количественные. Если в 1991 году высших образовательных учреждений было 52, то к 2016 году их стало 70, что на 34,6% больше.

Таблица 1

Основные показатели высшего образования (1991-2016 годы)

Количество высших образовательных учреждений Число студентов (тыс. чел) Профес-сорско-преподавательский состав (тыс. чел) Число студентов, приходящихся на одного преподавателя

1991 52 340,9

1995 58 192,1 19,9 9,6

2000 61 183,6 18,4 10,0

2005 62 278,7 23,1 12,1

2010 65 274,5 23,0 11,9

2016 70 268,3 24,0 11,2

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

Немаловажную роль играет число студентов, приходящихся на одного преподавателя. От этого фактора также зависит качество преподавания, восприятия и усвоения материала.

Если в высших образовательных учреждениях в 2005 году на каждого преподавателя приходилось 12,1 студентов, то в 2016 году этот показатель составил 11,2 студентов.

Из приведенного выше материала следует, что высшему образованию в республике уделяется большое внимание. Открывают филиалы ведущих вузов страны и зарубежья, вводятся новые специальности.

Для полномасштабного развития науки и образования также имеет большое значение подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. В данном направлении в Республике Узбекистан осуществляется поэтапная деятельность подготовки научных кадров в рамках докторантуры. Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, соответствующих творческому воспитанию и профессиональным интересам личности. Деятельность организуется как обучение в докторантуре, а также как самостоятельное соискательство в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (институты старших научных сотрудников, самостоятельных соискателей).

К 2016 г. число учреждений осуществляющих деятельность по подготовке докторантов составило 128 единиц и увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2000 г. В 2016 г. к числу учреждений, осуществляющих деятельность по подготовке докторантов относятся 65 научных институтов, 63 высших учебных заведения. Введение одноступенчатой системы послевузовского образования с защитой и присуждением ученой степени доктора наук в соответствии с Указом Президента от.24.07.2012 года №УП-4456 привело к увеличению числа обучающихся на соискание степени доктора наук (более, чем в 4 раза в 2016 г. по сравнению с 2000 г. — с 331 до 1370 человек).

В целях кардинального повышения качества и эффективности системы подготовки и аттестации научных и научно-пе-

140

120

100

30

60

20

2000 г.

2005

2010 г.

2013 г.

| ' Все го —Н- - н ау чн ь се о р гян и з аци и — А -высшие о о р аз о в ател ь н ь [е у чр ежд е н ия Рис. 3. Число учреждений осуществляющих деятельность по подготовке докторантов (2000-2016 годы)

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

дагогических кадров высшей квалификации, дальнейшего совершенствования сферы послевузовского образования, расширения возможностей для всесторонней реализации интеллектуального потенциала молодежи в научно-исследовательской деятельности Указом Президента от 16.02.2017 года №УП-4958 была введена двухуровневая система послевузовского образования, включающая «базовую докторантуру» — с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии (PhD) в соответствующей отрасли науки и «докторантуру» — с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (Doctor of Science) в соответствующей отрасли науки.

Таблица 2

Динамика обучающихся в докторантуре по отраслям наук (2000—2016 гг.)

2000 2005 2010 2016

Всего 334 183 217 1370

в том числе по наукам:

естественные науки 82 51 50 309

технические науки 26 12 21 167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

медицинские науки 83 45 30 113

сельскохозяйственные науки 11 8 10 154

общественные науки 93 47 70 348

гуманитарные науки 39 20 36 279

Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

В последние годы число старших научных исследователей по отраслям наук растет высокими темпами. В частности, наибольшее увеличение числа учащихся в 2000-2016 гг. наблюдалось в сельскохозяйственных науках (в 14 раз больше, 222

чем в 2000 году), гуманитарных (7,2 раза) и технических науках (в 6,4 раза).

В рамках развития данного направления необходимо отметить деятельность отечественных научно-исследовательских центров, институтов и инновационных структур.

Одним из таких организаций является научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете. Центр создан согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2013 года № ПП-1927 «О создании научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете».

Одним из важных задач центра является широкое привлечение к научным и прикладным исследованиям профессорско-преподавательских кадров, старших научных сотрудников — соискателей и студентов Ташкентского государственного экономического университета и других экономических высших образовательных учреждений республики. Также важной является разработка Центром научных и учебно-методических материалов для внедрения в учебные планы и программы высших экономических образовательных учреждений страны, направленных на повышение качества и уровня преподавания экономических дисциплин.

В рамках совершенствования деятельности в данном направлении в Центре был создан сектор «Интеграция науки и образования», в деятельность которого входит координация действий в рамках сотрудничества центра с вузами Республики экономического направления.

Для систематизации работы в указанном направлении, на 2017-2018 учебный год Центром был разработан и утвержден Министром высшего и среднего специального образования

Республики Узбекистан «План мероприятий по разработке научных и учебно-методических материалов для внедрения в учебные планы и программы экономических вузов страны».

В Центре была сформирована рабочая группа в составе академиков Академии наук Республики Узбекистан, докторов и кандидатов наук. Совместно с соответствующими подразделениями и базовыми кафедрами Ташкентского государственного экономического университета и Ташкентского финансового института в рамках подготовки к новому учебному году была проведена работа по экспертизе и доработке типовых и рабочих учебных планов и программ по подготовке студентов по направлениям бакалавриата и по специальностям магистратуры.

В вышеуказанных базовых экономических вузах обновлены базы тем выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, разработаны и представлены темы по научно-техническим проблемам, необходимые для исследовательской деятельности Центра и требующие поиск решений на предприятиях Республики Узбекистан. Также были привлечены одаренные магистры и студенты для участия в подготовке фундаментальных и прикладных исследованиях Центра.

На основе разработанного центром графика семинаров организованы выездные научно-методологические семинары в высших учебных заведениях, а также организациях и ведомствах в регионах республики. В частности, Сурхандарьинском областном хокимияте, Ферганском государственном университете, Самаркандском институте экономики и сервиса, Каракалпакском и Ургенчском государственных университетах, а также в Бухарском государственном университете.

Кроме того, в Центре создана и систематически действует дискуссионная площадка, где осуществляется широкое и эффективное обсуждение проблем широкомасштабных экономических реформ с привлечением ученых экономистов из других научных организаций, специалистов министерств и ведомств, ведущих отраслей экономики республики, территориальных органов управления и бизнес-сообщества, по результатам которых готовятся аналитические материалы прикладного характера в различные экономические ведомства.

Надеемся, что вышеперечисленая проделанная работа будет служить дополнительным стимулом в реализации поставленных целей в области повышения качества научных и учебных разработок, а также внедрению научных результатов в образовательный процесс вузов экономического направления.

Задача сегодняшнего дня — поднять уровень высшего профессионального образования через повышение качества подготовки специалистов. Увеличение объема научной и технической информации и частая смена технологий, возникновение новых областей знаний на стыках наук также принципиально изменяет требования к молодым специалистам и задачи высшего образования. Становится главенствующим принцип «Образование через науку и практический опыт».

Интеграция науки и образования имеет большое государственное значение. Возрастает потенциал подготовки конкурентоспособных, отвечающих государственным стандартам, научных кадров, способных защищать государственные интересы. В данном направлении необходимо обеспечить опережающую модернизацию образования и науки, увеличение доли затрат на активную часть (научно-лабораторное оборудование и экспериментальную базу, сплошную компьютеризацию учебного процесса, электронных библиотек, усиление в десятки раз каналов Интернет, повышение квалификации преподавателей и оплаты авторских гонораров за оригинальные электронные учебники и их переводы с иностранных языков), временное сокращение пассивных затрат, незначительно влияющих на инновации и качество образования (особенно инфраструктурных) [6]. Вместе с тем, существует ряд проблем, связанных с процессом совершенствования интеграции не только науки и образования, но и тесного взаимодействия данного процесса с производстом.

В плане решения актуальных проблем 20 июля 2018 года состоялась встреча Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева с академиками, учеными и руководителями высших учебных заведений в Институте ядерной физики Академии наук Узбекистана. На встрече глава государства говорил о задачах и

проблемах развития науки. В выступлении руководителя страны было отмечено, что за последнее время наука отдалилась от реальных потребностей экономики, взаимодействие теории и практики осталось на бумаге. Десятки научных институтов были закрыты, потому как не выделялось финансирование. Отсутствие стимулов в работе повлекло за собой отток талантливых, перспективных ученых, которые стали искать себя за рубежом. В результате научно-практических исследований, проведенных за счет государственных средств, за последние пять лет получены патенты на более чем 700 научных разработок. Однако всего 18 из них были внедрены в производство [7].

Решение описанных выше проблем требует принятия кардинальных, нестандартных и эффективных мер. В данном аспекте хотелось отметить ряд задач по совершенствованию деятельности ведомств, которые будут напрямую обеспечивать трансфер научных разработок и технологий в производство, обеспечивая тем самым востребованность научных разработок. Сегодня необходимо налаживать реальный механизм трансфера технологий в экономику вместо имитации данного процесса.

Эти меры должны составить основу «дорожной карты» развития конкурентоспособной науки в Узбекистане, которая будет содержать детальное описание первоочередных мер для развития науки и технологий, механизма их трансфера в индустрию, вопросы финансирования, международного сотрудничества, а также меры по интеграции науки и образования. Такая «дорожная карта» должна давать обоснование и описание шагов развития науки в краткой и среднесрочной перспективе.

Ключевым является решение проблемы кадрового дефицита, качества и научного менталитета кадров. Конечно, существующих кадровых ресурсов Академии наук и вузов далеко недостаточно для подобного обновления — в лучшем случае только 20% этого обновления можно обеспечить за их счет. Решить кадровые задачи можно было бы привлекая ученых из Узбекистана, работающих в университетах Европы, США, Кореи и Японии, которые могут составить 15-20% требуемого кадрового обновления. Подобная мера может быть осуществлена при содействии международных организаций (к примеру, JICA и KOICA), а также путем индивидуальных контактов отечественных ученых с зарубежными коллегами.

Другим способом решения кадровой проблемы является налаживание обменных программ между отечественными ведомствами, ответственными за науку и образование, и их зарубежными аналогами из развитых стран. В рамках таких программ можно эффективно наладить целевую подготовку магистров и PhD по приоритетным направлениям. Это будет способствовать решению еще одной проблемы, связанной с дефицитом конкурентоспособных научных кадров[8]. Однако нельзя говорить о реализации поставленных задач без кардинальной реформы системы образования и науки путем принятия вышеизложенных мер.

Приближение высшего образования к требованиям международных стандартов, оптимизация структуры подготовки и внедрения новых механизмов обеспечения качества, развитие сетевых форм обучения, повышение мобильности позволят выработать оптимальный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на производство. Реализация поставленных задач должна ориентироваться на повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве. Таким образом, учитывая опыт стран СНГ и дальнего зарубежья, концептуальными подходами являются следующие направления [9]:

— развитие сетевой формы взаимодействия учреждений высшего образования путем обеспечения практикоориенти-рованности образования, углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров;

— внедрение концепции образования, которая предполагает создание внутри университетов интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды;

— приведение профессионально-квалификационной структуры образования в соответствие с международными

классификаторами в сфере образования и видами экономи- ния вопросов инновационного развития отраслей и межотрас-

ческой деятельности. левых комплексов, учитывая опыт создания технологических

— разработка и внедрение инновационных организацион- парков при образовательных учреждениях; но-образовательных моделей и технологий, обеспечивающих — формирование системы мотивации образовательных повышение эффективности образовательной деятельности учреждений Республики Узбекистан, направленной на сущес-учреждений высшего образования; твенное повышение позиций в международных рейтингах,

— преобразование ведущих университетов в научно-обра- улучшение имиджа путем повышения конкурентоспособности зовательно-производственные кластеры для системного реше- научно-образовательного потенциала страны.

Литература

1. Современные наукоемкие технологии: научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.top-technologies.ru (дата обращения 10.12.2017.)

2. Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaznu.kz/ru (дата обращения 10.12.2017.)

3. Образовательный проект, посвященный Казахстанской науке. [Электронный ресурс]. URL: https://www.articlekz.com (дата обращения 20.12.2017.)

4. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 10.01.2018.)

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2016 года, № УП-4907 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.narodnoeslovo.uz (дата обращения 10.01.2018.)

6. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 20.07.2018.)

7. Газета Народное слово. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narodnoeslovo.uz (дата обращения 20.07.2018.)

8. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 20.07.2018.)

9. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: www.edu.gov.by/sistema (дата обращения 20.07.2018.)

СОВРЕМЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНфРАСТРУКТУРА НА РЫНКЕ СПГ АЗИИ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К.В. Володичев,

Руководитель направления по флоту ООО «Газпромнефть-Сахалин» (г. Санкт-Петербург)

k.volodichev@mail.ru

Статья посвящена вопросам развития транспортной инфраструктуры на рынке сжиженного природного газа (СПГ) в Азии на фоне формирования новой экономической и политической системы Мира, а также развитию технологий транспортировки и доставки данного продукта (СПГ) до конечного потребителя в странах Азии. В статье показано насколько тесно связаны вопросы экологии и энергетической эффективности производства с экономическим, социальным и политическим развитием данных стран, а также каковы существующие тренды развития данных рынков для экспортеров такого продукта как СПГ.

Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, инфраструктура, азиатско-тихоокеанский регион (АТР), газ, тренд, современная технология

УДК 33.339 ББК 65.37

Развитие мировой политической системы и ее трансформация на каждом из этапов была непременно связана с техническим прогрессом и движением любого из существовавших на различных территориях объединений людей в сторону самосовершенствования, власти и независимости. XXI век принято считать «веком технологий», однако, за развитием таких технологий непременно стоят люди, а также источники энергии, без использования которых результат не был бы возможен ни на одном из этапов технологических революций и развития общества. Среди ключевых ученых-философов, социологов это выделяли Элфин Тоффлер в своих работах «Шок будущего», «третья волна», «будущее как образ жизни» и Дэниэл Белл в работах «Конец идеологии» и «грядущее постиндустриальное общество».

Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она, в конце концов, позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее — за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через

несколько десятилетий. Мы называем её «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой»1.

В значительной степени успеху «информационного взрыва» и формированию постиндустриального этапа мировая экономика и современная система международных отношений обязана странам Азии. Ведь для того, чтобы человечество перешло на каждый из этапов своего развития, требуются значительные человеческие ресурсы. Ранее для этого требовались тысячи лет, затем, после увеличения плотности населения — сотни лет, а, в связи с тем, что плотность населения в Мире растет огромными темпами, этот счет перешел на десятилетия. Плотность населения в странах Азии же наиболее велика. К примеру, 200 лет назад население планеты составляло менее 1 млрд человек, сегодня, по данным ООН, численность населения планеты превышает 7 млрд человек2.

В странах Азии, по данным ООН, рост продолжится до 2050-2060 гг. (рис. 1)3.

Развитие стран Азиатского региона такими темпами невозможно без использования огромного количества энергии. В современном мире, где технологии преобладают над человеческими ресурсами, поиск обеспечения источниками энергии для стран Азии является стратегической целью и включается в энергетическую политику многих государств, таких как Индия, и выпущенная 27 июня 2017 версия ее энергетической политики4, КНР (согласно данных National Renewable Energy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.