Оригинальная статья / Original article
УДК 332.14
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-995-1005
Государственная поддержка экономики региона в условиях современной турбулентности
Вадим Федорович Гришков
Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация
Цель. Проанализировать инструменты государственной поддержки регионального развития в контексте политико-экономической турбулентности, вызванной антироссийскими санкциями.
Задачи. Описать (на материалах Ленинградской области) направления и уровень воздействия макроэкономического шока, вызванного внешними санкциями, на экономику региона; систематизировать меры государственной поддержки экономики региона в условиях политико-экономической турбулентности.
Методология. Автором использованы методы ретроспективного и сравнительного анализа, аналогии и наблюдения, экспертных оценок, сценарный подход, а также специальные методы региональных исследований.
Результаты. Проведенный анализ позволил установить, что влияние макроэкономического шока, вызванного антироссийскими санкциями (2022), на экономику России является разновекторным. Степень и характер этого влияния существенно различаются в регионах и видах экономической деятельности. Вместе с тем это воздействие, несмотря на его в целом негативный характер, пока не стало критичным. Анализ указывает на достаточную резистентность экономики региона к кризисным вызовам. В то же время негативное влияние, проявляющееся в виде общего падения объемов производства, снижения размера заработных плат в действительности и т. д., постепенно нарастает. Поэтому требуется активное противодействие со стороны властей кризисным явлениям. Такая работа в Ленинградской области проводится активно и результативно. Ее необходимо наращивать прежде всего в направлении поддержки программ импортозамещения и снижения уровня 3 импортозависимости. ^
Выводы. В условиях беспрецедентных санкций снижение рисков импортозависимости выступает одной из ключевых задач устойчивого экономического развития. Успешное решение задач импортозамещения именно сегодня, то есть максимально (насколько это возможно) быстро, видится важным не только для скорейшего купирования кризисных явлений и восстановления нормального функционирования российской экономики, но и с позиций изменения экономической специализации региона. Под воздействием наблюдаемой турбулентности в экономике происходит структурный сдвиг, вызванный макроэкономическим шоком. Целесообразно обеспечить прогрессивность структурного сдвига для Ленинградской области, так как после завершения переходного процесса сделать это будет намного сложнее. Это в условиях перехода к новому технологическому укладу в экономике будет ограничивать конкурентоспособность региона.
о
Ключевые слова: экономические санкции, региональная экономика, устойчивость экономики, государственная поддержка предприятий и населения
Для цитирования: Гришков В. Ф. Государственная поддержка экономики региона в условиях современной турбулентности // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 995-1005. http://doi.org/ 10.35854/1998-1627-2022-10-995-1005
© Гришков В. Ф., 2022
o Government support for regional economy o in the context of modern turbulence
Methods. This study uses the methods of retrospective and comparative analysis, analogy and observation, expert assessments, scenario approach, and special methods of regional research.
Results. The performed analysis indicates that the impact of the macroeconomic shock caused by anti-Russian sanctions (2022) on the Russian economy is multidirectional. The degree and nature of its impact vary significantly by region and type of economic activity. However, despite its generally negative nature, this impact has not yet become critical. The analysis results show that the regional economy is sufficiently resistant to crisis challenges. At the same time, the negative impact manifested as a general drop in production volumes or a decrease in real wages is gradually increasing. Therefore, the authorities should be proactive in combating crisis phenomena. In the Leningrad region, such measures are taken actively and efficiently. These need to be focused primarily on supporting import substitution programs and reducing the level of import dependence.
Conclusions. In the context of unprecedented sanctions, reducing the risks of import dependence is one of the key goals of sustainable economic development. The successful solution of import substitution problems today, i.e. as quickly as possible, is important not only for quickly curbing crisis phenomena and restoring the Russian economy back to normal, but also from the perspective of changing the region's economic specialization. The observed turbulence is causing a structural shift in the economy driven by the macroeconomic shock. It is recommend-able to ensure the progressivity of the structural shift in the Leningrad region as it will be much more difficult to do this after the transition process is complete. In the context of the transition to a new technological paradigm in the economy, this will limit the competitiveness of the region.
Vadim F. Grishkov
International Banking Institute named after Anatoliy Sobchak, St. Petersburg, Russia, [email protected] Abstract
Aim. The presented study aims to analyze the instruments of government support for regional development in the context of political and economic turbulence caused by anti-Russian sanctions.
Tasks. Through the example of the Leningrad region, the author describes the directions and effects of the macroeconomic shock caused by external sanctions on regional economy and systematizes measures of government support for the regional economy in the context of political and economic turbulence.
Keywords: economic sanctions, regional economy, economic resilience, government support for enterprises and population
For citation: Grishkov V.F. Government support for regional economy in the context of modern turbulence. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(10):995-1005. (In Russ.). http://doi. org/10.35854/1998-1627-2022-10-995-1005
Введение
В статье представлено продолжение авторского исследования о воздействии политико-экономической турбулентности, возникшей вследствие массированной внешней «санк-ционной атаки» на российскую экономику в 2022 г. Это воздействие видится настолько существенным, что заставляет задуматься о возможности корректировки ключевых характеристик хозяйственной модели страны, поскольку существующая модель, построенная на неолиберальной концепции,
не всегда способна адекватно реагировать на современные вызовы [1].
Нами рассмотрено воздействие макроэкономического шока, вызванного санкциями, на региональном уровне экономики, в частности на примере Ленинградской области [2]. Проведенный ранее анализ показал, что существует многоплановое негативное влияние политико-экономической турбулентности на развитие экономики Ленинградской области. Но степень этого воздействия, его глубина оказались не настолько значительными, как ожидалось изначально при
Таблица 1
Среднегодовые темпы роста ВРП в 2020-2024 гг., %
Table 1. Average annual GRP growth rates in 2020-2024, %
Ранг Регион Темп роста, %
1 Чукотский автономный округ 108,8
2 Иркутская область 108,7
3 Амурская область 106,1
4 Магаданская область 105,4
5 Московская область 104,9
81 Владимирская область и Красноярский край 101,1
82 Костромская область 100,7
83 Республика Коми 100,6
84 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 100,2
85 Сахалинская область 96,9
Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 г. (разработан Минэкономразвития России) // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-rossiiskoi-federatsii-na-period/?ysclid=l9o2ass3ma778994557 (дата обращения: 20.09.2022).
введении санкций. Возможно, это связано с недостатком фактических данных, которые в момент подготовки статьи [2] распространялись лишь на период до марта-мая 2022 г. Вместе с тем это может быть вызвано присущей российским регионам повышенной резистентностью к кризису, обусловленному внешним санкционным давлением.
В этой связи в настоящей статье нами продолжен анализ в контексте темы исследования с учетом вновь поступивших данных. Кроме того, негативные изменения в региональной экономике, которые наблюдаются, требуют ответа со стороны государственных органов. Поэтому вторая задача, поставленная нами в рамках проведения исследования, — описать и систематизировать меры государственной поддержки экономики региона.
Материалы и методы
Российская Федерация (РФ) отличается значительным многообразием региональных условий развития [3; 4; 5; 6]. Это связано и с природно-климатическими (естественными) факторами, и с факторами приобретенными, обусловленными интенсивностью хозяйственной деятельности в регионах в предшествующих современным наблюдениям периодах, таких как численность и плотность населения, модель расселения, уровень и тип урбанизации, степень хозяйственной освоенности территории, экономическая специализация и многое другое.
Итогом этой дифференциации является то, что динамика региональных экономик различается, и порой существенно. Например, согласно разработанному в 2019 г. Минэкономразвития России Прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2024 г.1, среднегодовые темпы роста ВРП в 2020-2024 гг. варьируются от 108,8 % до 96,9 %, как видно из таблицы 1.
С учетом событий 2022 г. этот прогноз утратил актуальность. Тем не менее приведенные в таблице 1 показатели наглядно свидетельствуют о том, что дифференциация региональных экономик в России существенна. Можно привести данные, подтверждающие эту дифференциацию, и в отношении иных региональных показателей. Но такого рода анализ в задачи авторского исследования не входит. Проблематика дифференциации и асимметрии регионального развития, ее причины и формы проявления широко освещены в литературе [7; 8; 9].
Вместе с тем с позиций содержания настоящего исследования отметим, что указанная дифференциация приводит к тому, что экономические и социальные системы разных субъектов РФ по-разному реагируют на
et et
1 См.: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. (разработан Минэкономразвития России) // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ law/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-ros-siiskoi-federatsii-na-period/?ysclid=l9o2ass3ma77899 4557 (дата обращения: 20.09.2022).
о =
g кризис в национальной экономике, макроэ-g кономическую нестабильность и неопреде-¡f ленность. В условиях быстрого изменения £ экономической ситуации анализ влияния g политико-экономической турбулентности на | региональное развитие целесообразно про° водить на примере (на материалах) конкрет-° ного субъекта РФ. В нашем исследовании ® это — Ленинградская область. ^ При проведении исследования использо-< ваны официальные данные Росстата, Пе-тростата, результаты мониторинга показа-ш телей социально-экономического развития о Ленинградской области1, данные Законода-s тельного собрания Ленинградской области и органов исполнительной власти региона, а также информация из иных источников. Для ее обработки применены методы ретроспективного и сравнительного анализа, аналогии и наблюдения, экспертных оценок, сценарный подход, а также специальные методы региональных исследований.
Результаты и обсуждение
Для оценки влияния современного эпизода политико-экономической турбулентности на экономику Ленинградской области проанализируем данные о величине выпуска промышленности регион, отраженные в таблице 2. Ежемесячно рассчитываемый индекс промышленного производства в регионе в 2022 г. относительно аналогичного месяца предыдущего года показывал превышение лишь в январе — феврале. С марта наблюдается отставание этого показателя от прошлогодних значений. Причем наибольшее отставание демонстрирует обрабатывающая промышленность, на которую приходится 87,7 % объема выпуска промышленности региона в январе — июле 2022 г., что приводит к замедлению промышленности в целом.
В обрабатывающей промышленности ситуация различается по видам экономической деятельности. Несмотря на кризисные явления в экономике в целом, в январе — июле 2022 г. производство кожи и изделий из кожи возросло на 92,5 %. Некоторые другие виды экономической деятельности
1 См.: Показатели развития региона // Мониторинг Ленинградской области. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: http://monitoring. lenreg.ru/pokazateli-razvitiya-regiona (дата обращения: 20.09.2022).
показали существенный спад. Среди лидеров — производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; прочих готовых изделий; мебели; текстильных изделий; электрического оборудования; прочих транспортных средств и оборудования. Иными словами, такие явления свидетельствуют о структурной перестройке региональной экономики.
Если рассмотреть данные за январь — август, которые пока доступны без детализации, то выясняется, что спад в обрабатывающей промышленности несколько ускорился, соответствующий индекс объема производства составил 97,8 %, что можно оценить в качестве негативной тенденции. Следует обратить внимание и на особенности представления статистических данных, которые (при сравнении за длительные периоды) способны исказить их восприятие из-за эффекта усреднения.
Следует отметить, что современные кризисные явления в экономической системе Ленинградской области и России в целом порождены внешним шоковым воздействием, в частности введенными против РФ экономическими санкциями, которые, по оценкам специалистов и по заявлениям официальных лиц, являются «беспрецедентными»2. Ввиду высокого уровня связности мировой экономики и существенной вовлеченности России в систему международных экономических отношений введение санкций не могло привести к односторонним последствиям. Они негативно повлияли и на экономики, например, европейских стран.
В таблице 3 приведены данные об уровне предпринимательской уверенности в РФ и ряде зарубежных стран, предоставленные Росстатом3, которые подтверждают приведенный нами выше тезис. Как известно, индексы предпринимательской уверенности тесно коррелируют с темпами экономического роста, являясь информативным опережающим индикатором [10]. В этой связи можно ожидать, что в России глубина вызванного санкционным шоком спада будет
2 См., напр.: Ткачев И. Беспрецедентные санкции США: банки, госсектор, экспорт. Что важно знать // URL: https://www.rbc.ru/economics/25/02/2022/ 6217e4749a79475491a76dcf (дата обращения: 21.09.2022).
3 См.: Деловая активность организаций в России в сентябре 2022 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/ free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/1632022.htm (дата обращения: 21.09.2022).
Индекс промышленного производства в Ленинградской области в январе — июле
% к соответствующему периоду 2021 г.
Table 2. Industrial production index of the Leningrad region in January-July 2022, % compared to the corresponding period of 2021
Таблица 2 2022 г.,
Показатель Значение
Индекс промышленного производства, всего 99,8
Добыча полезных ископаемых 113,4
Обрабатывающие производства, в том числе*: 98,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 44,2
производство прочих готовых изделий 57,0
производство мебели 60,8
производство текстильных изделий 63,8
производство электрического оборудования 68,6
производство прочих транспортных средств и оборудования 80,4
производство бумаги и бумажных изделий 92,2
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 92,6
производство табачных изделий 94,7
производство резиновых и пластмассовых изделий 95,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 96,9
производство прочей неметаллической минеральной продукции 97,2
производство пищевых продуктов 99,8
производство кокса и нефтепродуктов 100,7
производство химических веществ и химических продуктов 101,3
производство металлургическое 105,1
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 108,6
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 114,0
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 115,9
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 125,9
производство одежды 163,5
производство напитков 170,4
производство кожи и изделий из кожи 192,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 100,5
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 116,8
et et
о =
* Виды экономической деятельности в обрабатывающей промышленности упорядочены по возрастанию численного значения индекса производства.
Источник: Показатели развития региона // Мониторинг Ленинградской области. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: http://monitoring.lenreg.ru/ pokazateli-razvitiya-regiona (дата обращения: 20.09.2022).
меньше, чем, например, в ряде европейских стран.
Продолжим рассмотрение регионального уровня анализа. В 2022 г. макроэкономический шок, порожденный санкциями, стал оказывать влияние на экономику Ленинградской области не сразу после их объявления, а с некоторым лагом, наличие которого обусловлено как инерционностью экономических процессов, так и наличием временного интервала между объявлением санкций и их фактическим введением (су-
ществует еще один лаг, связанный с приспособлением экономики к новому режиму работы, но, судя по имеющимся данным, этого приспособления, сопровождаемого «посткризисным отскоком», пока не произошло). Это становится очевидным из данных Петростата по Ленинградской области, приведенных в таблице 4.
Из представленных в таблице 4 данных становится очевидным, что при использовании интервальной статистики можно утверждать, что в экономике Ленинградской
Таблица 3
Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств в России и отдельных странах в августе 2022 г.*, %
Table 3. Business confidence index of manufacturing organizations in Russia and selected countries in August 2022*, %
Страна Значение индекса
Польша -20,3
Бельгия -10,5
Люксембург -9,7
Словакия -7,3
Испания -5,4
Португалия -5,4
Франция -5,0
Чехия -4,9
Австрия -3,4
Россия -2,2
Венгрия -2,1
Дания -1,9
Греция -1,5
Италия -1,0
Нидерланды 2,2
Финляндия 2,6
Германия 7,8
Швеция 20,3
* Страны в выборке упорядочены по возрастанию численного значения индекса предпринимательской уверенности.
Источник: Росстат.
Таблица 4
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в Ленинградской области в 2022 г., % к соответствующему периоду предыдущего года
Table 4. Index of the output of goods and services by basic types of economic activity in the Leningrad region in 2022, % compared to the corresponding quarter of the previous year
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль
108,1 107,7 104,7 101,2 98,9 94,8 94,6
Январь Январь — Январь — Январь — Январь — Январь — Январь —
февраль март апрель май июнь июль
108,1 107,9 106,7 105,3 104,0 102,3 101,2
Источник: Петростат.
области наблюдается замедление темпов роста. При этом экономический рост до июля сохраняется. Если обратить внимание на статистику за каждый месяц, то выясняется, что темпы замедления экономического роста гораздо более значительны. С мая экономика начинает сжиматься, причем темпы сжатия возрастают.
Это, безусловно, оказывает влияние на уровень жизни населения Ленинградской области. «Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в августе 2022 года составила 97,3 % к уровню июля 2022 года
и 99,2 % — к уровню августа 2021 года»1. Иными словами, наблюдается снижение реальных доходов и, соответственно, уровня жизни работающего населения.
Вместе с тем в Ленинградской области ситуация относительно доходов населения в целом более благоприятна, чем в среднем по стране и Северо-Западному федеральному округу, что отражено в таблице 5.
1 Цит. по: Средняя заработная плата одного работника в Ленинградской области, начисленная за август 2022 года // Петростат. URL: https:// petrostat.gks.ru/storage/mediabank/ZR082241.pdf (дата обращения: 18.09.2022).
Таблица 5
Реальные денежные доходы населения в 2022 г., % к соответствующему периоду 2021 г.
Table 5. Real monetary income of the population in 2022, % compared to the corresponding period of 2021
I квартал II квартал
Российская Федерация 99,0 98,1
Северо-Западный федеральный округ 100,4 97,7
Ленинградская область 100,3 100,3
Источник: Росстат.
В ней приведены данные о доходах в целом, а не только о заработной плате. Кроме того, как нами указано выше, использование интервальных данных статистики «смазывает» за счет усреднения тенденции, которые можно выявить на более коротких временных интервалах, например, при помесячной фиксации результатов наблюдений. Тем не менее из данных федерального статистического наблюдения следует, что ситуация, связанная с доходами населения в Ленинградской области, благоприятна.
Несмотря на неоднозначность оценок влияния наблюдаемой политико-экономической турбулентности на экономику Ленинградской области, это влияние не вызывает сомнений. И в перспективе, с введением в действие анонсированных (но пока не введенных) санкций, а также накоплением негативного эффекта от санкций уже работающих, ситуация может ухудшиться. В этой связи необходимы упреждающие действия
со стороны властей, направленные на купирование кризисных явлений и перезапуск механизмов экономического роста.
В таблице 6 приведены региональные акты, принятые в 2022 г. в Ленинградской области, связанные с реализацией задач антикризисной поддержки экономики и социальной сферы региона. Становится понятным, что полномочия региональных властей, определяемые Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ограничены. Большей полнотой власти в вопросах антикризисного регулирования обладают федеральные органы государственной власти. Тем не менее, как следует из таблицы 6, в Ленинградской области проводится активная работа по поддержке социально-экономической сферы в условиях современной политико-экономической турбулентности.
ct ct
Таблица 6
Областные законы и постановления Правительства Ленинградской области, направленные на противодействие кризисным явлениям в социально-экономической сфере, принятые в период после начала специальной военной операции, 2022 г.
Table 6. Regional laws and regulations of the Government of the Leningrad region aimed at countering crisis phenomena in the socio-economic sphere adopted after the start of the special military operation, 2022
о =
Наименование Содержание
Областные законы
О внесении изменений в областной закон от 1 апреля 2022 г. № 34-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Пересмотр доходной и расходной частей областного бюджета
О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 областного закона от 29 апреля 2022 г. № 42-оз «О налоге на имущество организаций» Пролонгирование льготной ставки налогообложения некоторым организациям, подверженным санкционным рискам
О внесении изменений в статью 1 областного закона от 29 апреля 2022 г. № 43-оз «О налоге на имущество организаций» Снижение налоговой нагрузки на организации, наиболее подверженные санкциям
О внесении изменений в областной закон от 24 июня 2022 г. № 73-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Пересмотр доходной и расходной частей областного бюджета
О внесении изменений в статью 3 областного закона от 28 июля 2022 г. № 100-оз «О применении на территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» Снижение финансовой нагрузки на организации в период санкций и вызванного ими кризиса
Окончание табл. 6
Наименование Содержание
О внесении изменений в отдельные областные законы от 29 сентября 2022 г. № 104-оз в части принятия мер по поддержке экономики и населения Ленинградской области Поддержка отечественного производства и иной деятельности в условиях антироссийских действий недружественных стран
Постановления Правительства Ленинградской области
От 31 марта 2022 г. № 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 22 февраля 2022 года № 108 "Об обеспечении временного размещения и обустройства лиц, постоянно проживавших на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, прибывших на территорию Российской Федерации и находящихся в пунктах временного размещения на территории Ленинградской области"» Установление пунктов сбора прибывающих лиц из Луганской и Донецкой народных республик и с Украины в целом, установление выплат таким лицам
От 1 апреля 2022 г. № 199 «О единовременной денежной выплате членам семей военнослужащих, сотрудников Росгвар-дии, погибших при выполнении задач в ходе специальной военной операции» Установление бюджетной выплаты (200 000 рублей) семьям погибших сотрудников Росгвардии при исполнении ими задач в специальной военной операции
От 6 мая 2022 г. № 305 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных денежных выплат лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей» Установление выплат сотрудникам Ленинградской области, командированным в зону специальной военной операции
От 9 июня 2022 г. № 389 «Об утверждении Порядка определения случаев установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импорто-замещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, и Порядка определения соответствия инвестиционных проектов целям осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, для предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в 2022 году» Установление льготной ставки арендной платы для малых и средних предприятий в целях стимулирования импортозамещения
От 12 августа 2022 г. № 574 «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с выплатой материальной поддержки работникам, изъявившим желание заключить контракт о прохождении военной службы» Субсидии организациям Ленинградской области, чьи сотрудники поступили на военную службу по контракту
От 12 августа 2022 г. № 569 «Об установлении особых прав детям военнослужащих, родители которых принимают участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в составе именных подразделений Ленинградской области, при обеспечении местом в государственной или муниципальной образовательной организации Ленинградской области, реализующей образовательные программы дошкольного образования, а также при зачислении в государственную образовательную организацию Ленинградской области на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» Установление приоритетных прав детям родителей, принимающих участие в специальной военной операции
Источник: составлено автором.
Как показано в таблице 6, основные действия региональной власти направлены на изменение структуры и величины доходной и расходной частей областного бюджета для того, чтобы придать бюджету антикризисную направленность; налоговые послабления и иные льготы для хозяйствующих субъектов, пострадавших от санкций или подверженным рискам негативного санкционного воздействия, а также ориентирующихся на реализацию программ им-портозамещения; финансовую и организационно-техническую поддержку отдельных социальных групп в связи с воздействием на их жизнь, здоровье и благосостояние специальной военной операции.
По нашему мнению, эти действия были своевременными и результативными. Подтверждением служат приведенные выше данные относительно динамики экономических показателей региона, а также отсутствие в Ленинградской области ярко выраженных новых очагов социальной напряженности. Вместе с тем следует, по нашему мнению, усилить внимание к вопросам формирования в регионе импортозамещающих производств, в том числе в кооперации с предприятиями, размещенными в других субъектах РФ. Это связано с тем, что в условиях беспрецедентных санкций снижение рисков импортозависимости является одной из ключевых задач устойчивого экономического развития [11].
При этом успешное решение задач импор-тозамещения именно сегодня, то есть максимально (насколько это возможно) быстро, видится важным не только для скорейшего купирования кризисных явлений и восстановления нормального функционирования российской экономики, но и с позиций изменения экономической специализации региона. Сегодня в экономике происходит структурный сдвиг, вызванный макроэкономическим шоком, и необходимо обеспечить прогрессивность структурного сдвига [12] для Ленинградской области, поскольку после завершения переходного процесса сделать это будет гораздо сложнее. Это в усло-
виях перехода к новому технологическому ¡Е
укладу в экономике [13; 14] будет ограни- °
чивать конкурентоспособность региона. ^
о
Заключение ^
Проведенный анализ позволил установить, °
что влияние макроэкономического шока, |
вызванного беспрецедентными антирос- ®
сийскими санкциями, вводимыми с начала £
о
2022 г., после начала специальной военной х
сх
операции, на экономику России является ^
разновекторным. Степень и характер такого £
влияния существенно различаются в реги- ^
онах и видах экономической деятельности. ^
Вместе с тем такое воздействие, несмотря ^
на его в целом негативный характер, пока ®
не стало критичным. Анализ, проведен- ^
ный на примере Ленинградской области, Л
указывает на достаточную резистентность *
экономики региона к кризисным вызовам. %
В то же время негативное влияние, про- £
являющееся в виде общего падения объемов ^
производства, снижения размера реальных §
заработных плат и т. д., постепенно нараста- ^
ет. Ввиду сравнительного характера эконо- |
мических измерений следует отметить, что о
со
аналогичные явления происходят и в эко- £
номиках многих стран, вводивших санкции т
против России, то есть санкционный эко- ^
номический кризис приобретает не только £
региональный и страновой, но и междуна- ©
родный характер. На этом фоне установ- т
со
ленная высокая резистентность к кризису о
экономики на региональном уровне в Рос- з сии служит благоприятным фактором дальнейшего развития.
Такое развитие должно осуществляться при максимальном задействовании всего арсенала мер антикризисного регулирования, доступного для реализации властями на региональном уровне. Соответствующая работа в Ленинградской области проводится активно и результативно. Ее необходимо не только продолжать, но и наращивать, и прежде всего в направлении поддержки программ импорто-замещения, снижения уровня импортозависи-мости на региональном и страновом уровнях.
Список источников
1. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.
2. Гришков В. Ф. Воздействие политико-экономической турбулентности на экономику региона (на материалах Ленинградской области) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 88-95.
о
^ 3. Гамидуллаева Л. А., Страхов Е. П. Теоретические подходы к территориально-отраслевой
1 дифференциации российских регионов: отраслевой аспект // Экономика промышленности. § 2022. Т. 15. № 2. С. 214-225. Б01: 10.17073/2072-1633-2022-2-214-225
ш 4. Каганович А. А. Модели пространственно-экономического сжатия сельских территорий
России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университе-5 та. 2017. № 4 (106). С. 57-61.
2 5. Лыгденова Т. Б., Ванчикова Е. Н., Мошкин Н. И., Малышев Е. А., Дагбаева С. Д. Н.
Прогнозирование социально-экономического развития региона: учет неопределенности о и управление рисками. М.: Русайнс, 2017. 174 с.
со 6. Плотников В. А., Лисина Е. А. Оценка уровня региональной дифференциации в Российской
к Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии.
=А 2018. № 2 (36). С. 5-15.
со 7. Положенцева Ю. С. Государственное регулирование социально-экономической диффе-
ренциации регионов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 2 (32). С. 12-16.
8. Световцева М. Г. Управление формированием экономического ядра региона: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004. 270 с.
9. Токаева С. К., Кайсинов А. А. Дифференциация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития и механизмы ее уменьшения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2. № 3 (111). С. 93-100. Б01: 10.36871/ ек.ир.р.г.2021.03.02.016
10. Вертакова Ю. В. Обзор экономических подходов и моделей для прогнозирования ВВП // Экономика и управление. 2016. № 2 (124). С. 22-29.
11. Черникова А. А., Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 28-39.
12. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н. Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 43-59.
13. Бодрунов С. Д. О некоторых вопросах эволюции экономико-социального устройства индустриального общества новой генерации // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (49). С. 5-18.
14. Набатова Н. Ю., Плотников В. А. Инновации, информатизация, промышленность: структурный анализ макроэкономической динамики в Российской Федерации // Benefl.ci.um. 2021. № 1 (38). С. 90-99. Б01: 10.34680/BENEFICIUM.2021.1(38).90-99
References
1. Grishkov V.F., Plotnikov V.A., Frolov A.O. Mobilization economy in modern Russia: Theoretical aspects. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2022;(3):7-13. (In Russ.).
2. Grishkov V.F. Impact of political and economic turbulence on the regional economy (by the materials of the Leningrad region). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2022;(4):88-95. (In Russ.).
3. Gamidullaeva L.A., Strakhov E.P. Theoretical approaches to territorial-sectoral differentiation of Russian regions: Sectoral aspect. Ekonomika promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. 2022;15(2):214-225. (In Russ.). DOI: 10.17073/2072-1633-20222-214-225
4. Kaganovich A.A. Models of spatial and economic compression of Russia's rural territories. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2017;(4):57-61. (In Russ.).
5. Lygdenova T.B., Vanchikova E.N., Moshkin N.I., Malyshev E.A., Dagbaeva S.D. Forecasting the socio-economic development of a region: Accounting for uncertainty and risk management. Moscow: RuScience; 2017. 174 p. (In Russ.).
6. Plotnikov V.A., Lisina E.A. Regional differentiation in the Russian Federation and evaluation of its level. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. 2018;(2):5-15. (In Russ.).
7. Polozhentseva Yu.S. State regulation of socio-economic differentiation of the regions. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. 2017;(2):12-16. (In Russ.).
8. Svetovtseva M.G. Management of the formation of the economic core of the region. Cand. econ. sci. diss. Voronezh: Voronezh State Technical University; 2004. 270 p. (In Russ.).
9. Tokaeva S.K., Kaisinov A.A. Differentiation of regions of the Russian Federation by the level of socio-economic development and mechanisms for its reduction. Ekonomika i uprav-lenie:problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions. 2021;2(3):93-100. (In Russ.). DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.03.02.016
10. Vertakova Yu.V. Review of economic approaches and models for GDP forecasting. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2016;(2):22-29. (In Russ.).
11. Chernikova A.A., Vertakova Yu.V., Plotnikov V.A. Import substitution as a tool of economic policy for import dependence risk management: Choosing an approach. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2016;(10):28-39. (In Russ.).
12. Vertakova Yu.V., Grechenyuk O.N. Areas of government support for progressive structural changes in industry aimed at achieving the global technological leadership of Russia. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2017;(3):43-59. (In Russ.).
13. Bodrunov S.D. About some questions of evolution of economic and social structure of new generation industrial society. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = The Economic Revival of Russia. 2016;(3):5-18. (In Russ.).
14. Nabatova N.Yu., Plotnikov V.A. Innovation, informatization, industry: Structural analysis of macroeconomic dynamics in the Russian Federation. Beneficium. 2021;(1):90-99. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.1(38).90-99
Сведения об авторе
Вадим Федорович Гришков
кандидат экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры антикризисного управления и финансового оздоровления; депутат Законодательного собрания Ленинградской области
Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
191023, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60
Поступила в редакцию 03.10.2022 Прошла рецензирование 20.10.2022 Подписана в печать 01.11.2022
Information about Author
Vadim F. Grishkov
PhD in Economics, Associate Professor, Professor at the Department of Crisis Management and Financial Recovery; Deputy of the Legislative Assembly of the Leningrad Region
International Banking Institute named after Anatoliy Sobchak
60 Nevskiy Ave., St. Petersburg 191023, Russia
Received 03.10.2022 Revised 20.10.2022 Accepted 01.11.2022
ct ct
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.
о =