В. Э. Полетаев, канд. ист. наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
В настоящее время российское государство осуществляет целенаправленную правовую поддержку отечественного бизнеса. При этом стратегической целью данной политики является создание в России правового поля, благоприятного для привлечения инвестиций и развития инновационного предпринимательства. В рамках выхода России на мировой наукоемкий рынок особое значение приобретает решение вопроса правового регулирования внешнеэкономических отношений и движения инвестиционных капиталов1. Современное российское трудовое законодательство все в большей степени учитывает специфику инновационного производства и бизнеса2. Важнейшей задачей также является формирование нового бизнес-сознания, внедрение в деловую практику международных стандартов деловых отношений.
16 сентября 2008 г. Институт экономики и законодательства совместно с Комиссией президиума Генсовета партии «Единая Россия» по вопросам развития предпринимательства в Российской Федерации провели заседание на тему «Экономическая модель развития России 2020», на котором было высказано мнение, что необходимо дальнейшее совершенствование нормативных актов, определяющих взаимоотношения государства и бизнеса в сфере регламентации прав собственности3.
В контексте модернизационной политики России необходимо развивать цивилизованные формы конкуренции как фактора развития наноиндустрии и бизнеса4. Механизмы добросовестной конкуренции работают только в условиях персональной ответственности каждого человека за свои слова и дела, обеспечиваемой обязательным исполнением закона всеми без исключения гражданами страны; поэтому для создания требуемой мотивации субъектов экономических, политических, производственных и социальных общественных отношений необходимо обеспечить соблюдение закона всеми участниками этих отношений, что способно гарантировать лишь эффективное государство5. На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое прошло под председательством Президента РФ Д. А. Медведева 31 марта 2011 г., глава государства предложил десять мер по улучшению инвестиционного климата в нашей стране и устранению барьеров, тормозящих развитие предпринимательства. Создание условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранного капитала, в отечественную экономику было обозначено в качестве одной из приоритетных задач6. Правительство Российской Федерации во главе с В. В. Путиным в своей деятельности также уделяет большое внимание созданию благо-
приятного правового поля для отечественного бизнеса, которое позволит существенно увеличить инвестиционную привлекательность России в международном измерении. «Основа устойчивого роста экономики — защита права частной собственности. Этому будет способствовать завершение судебной реформы. В целом задача партии — обеспечить кардинальное повышение качества государственных услуг для граждан и бизнеса, гарантировать эффективность и прозрачность деятельности госаппарата»7.
Модернизация российской экономики в XXI в. предполагает совершенствование налоговой системы, которая также должна стать частью комплекса финансового стимулирования отечественного бизнеса, в том числе действующего в сфере высокотехнологичного наукоёмкого производства. «Единая Россия» продолжит курс на совершенствование налоговой системы. Мы убеждены в правильности поставленной задачи: необходимо сделать налоговую систему необременительной, справедливой и ориентированной не только на решение фискальных задач, но и на стимулирование бизнеса, инвестиций, модернизацию производств и внедрение инноваций. Главная задача налоговой системы заключается не в том, чтобы найти повод для привлечения к ответственности, а в том, чтобы платились на-логи8.
Стимулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне с ис-
Механизмы добросовестной конкуренции работают только в условиях персональной ответственности каждого человека за свои слова и дела, обеспечиваемой обязательным исполнением закона всеми без исключения гражданами страны.
пользованием финансовых инструментов включает в себя меры, оказывающие влияние на текущие статьи бюджетных расходов, в том числе прямые субсидии (инвестиционные гранты), кредиты на техническое развитие и инвестиционные кредиты, гарантии по кредитам, программы страхования инвестиционных рисков и т. д. Автор статьи считает, что примером реализации наиболее развитых программ финансовой поддержки инвестиций могут стать федеральные земли Германии, которые применяют соответствующие меры как самостоятельно, так и совместно с федеральным правительством9. Ключевое место в системе финансовых стимулов для инвестиций в Германии занимают инвестиционные субсидии. В приоритетных отраслях экономики их величина может быть очень существенной: так, размер инвестиционных субсидий на развитие туризма и туристической инфраструктуры в рамках программы Regionales Wirtschaftsfoerderungsprogramm земли Северный Рейн-Вестфалия составлял от 50 % до 100 % от суммы инвестиционных расходов компании. Большую роль сыграли субсидии для стимулирования создания новых рабочих мест, объем которых был установлен в размере от 7,5 % до 23 % общего объема инвестиций, но не более чем 125 тыс. евро на каждое создаваемое рабочее место (при условии, что число рабочих мест увеличивается не менее чем на 15 %). Связанные с реализацией этих мер сокращение доходов и/или рост расходов бюджета рассматриваются как инвестиции: в расширение налоговой базы и в сокращение бюджетных обязательств перед безработными10.
В Германии положительный бюджетный эффект от создания 1 рабочего места оценивался в 18-36 тыс. евро в год (в зависимости от заработной платы работника). Таким образом, в среднем при предоставлении бюджетной субсидии в сумме 100 тыс. евро на создание 10 дополнительных рабочих мест чистый позитивный бюджетный эффект составляет 170 тыс. евро. Это означает, что предо-
ставление льгот инвесторам на создание рабочих мест обеспечивает не сокращение, а рост бюджетных показателей.
Помимо инвестиционных субсидий, используется широкий спектр других финансовых инструментов. Например, в федеральной земле Бавария применяются такие меры, как:
— предоставление льготных кредитов малым и средним предприятиям для поддержки стартапов и инвестиционных проектов из средств региональной Программы поддержки малых и средних предприятий;
— субсидирование процентной ставки по кредитам (в возможной комбинации с инвестиционным грантом) в размере до 15 % соответствующих инвестиционных издержек для крупных компаний, 25 % — для средних компаний и 35 % — для компаний малого бизнеса (верхний предел зависит от конкретного района осуществления инвестиций);
— субсидирование инновационных проектов в размере от 15 до 26 тыс. евро, но не более 35 % от суммы соответствующих издержек компаний (в случае разработки программного обеспечения максимальный объем поддержки увеличивается до 127 тыс. евро);
— субсидирование технологических проектов в сфере микроэлектроники, информационных технологий, нанотехноло-гий и т. п. (до 50 % суммы соответствующих затрат);
— предоставление кредитных гарантий на сумму до 5 млн. евро сроком до 15 лет;
— участие региональных инвестиционных фондов (Bayerische Beteiligungsgesellschaft mbH, Bayern Kapital GmbH) в капитале малых и средних предприятий (на условиях невмешательства в вопросы управления) в сумме до 5 млн. евро на срок реализации соответствующих инвестиционных проектов11.
Отдельный во- _
прос связан с предоставлением компаниям (преимущественно иностранным) инвестиционных гарантий по политическим и иным рискам, связанным с возможностью досрочной остановки инвестиционного проекта, конфискации
Главная задача налоговой системы заключается не в том, чтобы найти повод для привлечения к ответственности, а в том, чтобы платились налоги.
активов или враждебного захвата активов, невозможности репатриации прибыли и т. п. Как правило, размер таких гарантий намного превосходит бюджетные возможности принимающих стран. В случае принципиальной необходимости предоставления подобных гарантий на региональном уровне (например, в случае привлечения стратегических инвестиций ведущей Транснациональной компании — лидера рынка) одна из возможностей заключается в сотрудничестве с международными организациями, в частности, Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (MIGA). Для немецких инвесторов оно является вторым по значимости (после собственно федерального правительства Германии) субъектом предоставления гарантий по инвестициям в странах с развивающимися рынками. Не менее важную роль в мировой практике играет налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. Его инструменты активно используются как странами с развивающимися рынками, так и экономически развитыми странами (в 2009 г. данной политики придерживались 19 из 27 стран ОЭСР). Среди налоговых стимулов наиболее эффективными традиционно признаются льготы по налогу на прибыль (снижение налоговой ставки, предоставление налоговых каникул, инвестиционных налоговых вычетов и налоговых кредитов). В зависимости от специфики национального налогового законодательства, льготы могут предоставляться по широкому спектру налогов, от налога на имущество до налога на добавленную стоимость. Развернутая система налоговых стимулов, ведущая к активной конкуренции между регионами за привлечение инвестиций, существует, в частности, в КНР и Бразилии. Максимальный эффект подобные стимулы дают в зонах со специальным экономическим режимом. Так, в КНР в таких зонах ставка налога на прибыль снижается более чем в 2 раза с предоставлением налоговых каникул на 2 года; в Индии компании-резиденты особой экономической зоны Бангалора освобождаются от всех налогов сроком на 5 лет; на Филиппинах вме-
сто всех национальных и местных налогов оперирующие в специальных экономических районах компании уплачивают в бюджет 5 % от валового дохода12.
Масштаб предоставляемых налоговых льгот зависит как от фискальных возможностей конкретного региона, так и от ожидаемого экономического эффекта поддерживаемых инвестиционных проектов. Широкое распространение на национальном и региональном уровне получил принцип «льготы в обмен на повышение эффективности», когда предоставление налоговых стимулов имплицитно обменивается на обязательства инвесторов в сфере трансферта технологий, производства инновационной продукции, развития экспорта, роста производительности труда (КНР, Вьетнам, Казахстан) и повышения энергоэффективности (США, страны ЕС — преимущественно в форме налоговых кредитов). Данный опыт целесообразно использовать в регионах Российской Федерации для разработки схем налогового стимулирования инвестиций в соответствии со следующими критериями:
— повышение производительности труда с постепенным выходом на среднемировые показатели по отрасли;
— создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
— рост объемов производства конкурентоспособной продукции, востребованной внутренним и внешним рынком;
— внедрение энергосберегающих технологий и снижение энергопотребления с приближением последнего к нормам стран ЕС.
Как отметил Председатель Государственной Думы РФ Б. Грызлов: «Кроме государственного софинансирования, инструментами поддержки предприятий может стать снижение налоговой нагрузки. Но это снижение должно иметь четко поставленные цели, а не просто снижать издержки бизнеса. Примером такого подхода могут быть инвестиционные налоговые льготы. Налоговую политику нужно ориентировать на рост реального сектора, на поддержку производства, а не поддержку посредников
Налоговую политику нужно ориентировать на рост реального сектора, на поддержку производства, а не поддержку посредников в ущерб производству.
в ущерб производству»13. Налоговая политика должна стимулировать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, с высокой долей интеллектуального труда14. Роль бизнеса при этом — инвестировать в наукоёмкие производства, подключаться к государственным программам развития высокотехнологичных направлений экономики.
В Торгово-Промышленной палате (ТПП) РФ регулярно проводятся заседания Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, на которых обсуждаются вопросы совершенствования налоговой практики в отношении российского предпринимательства в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов.
Налоговая политика в современной России становится фактором, стимулирующим развитие инновационного производства и науки15. Так, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков 1 июля 2010 г., выступая на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение создания и реализации проекта «Инновационный центр «Сколково», заявил: «Мы считаем необходимым перевести экономику на новый этап развития, поскольку сырьевая ориентация не позволяет России перейти в другую группу стран по уровню жизни. Мы надеемся, что это произойдет. Экономика должна быть производной от других центров развития и перейти в другую лигу. В рамках сырьевой парадигмы сделать это крайне трудно. Надо создавать соответствующие условия»16.
Среди механизмов сопровождения инвестиционных проектов следует особо отметить сопровождение процедур регистрации. В частности, в специальных экономических зонах КНР существует практика обслуживания каждого инвестиционного проекта индивидуальным менеджером, который выступает посредником между инвестором и государственными органами, тем самым де факто реализуя принцип «одного окна» в регистрации компаний.
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
Подобные услуги могут предоставляться на платной основе, однако вознаграждение за них обычно умеренное, т. к. администрация специальных экономических зон получает гораздо большую выгоду от самого факта прихода инвестора на ее территорию. В российских условиях реализация инвестиционного проекта через механизмы индивидуального сопровождения процедур регистрации может стать важным прорывным решением. Она может быть внедрена как в особых экономических зонах, так и при стандартной регистрации нового бизнеса (через сопровождение проекта конкретным сотрудником регионального Агентства по привлечению инвестиций или сотрудником частной консалтинговой компании, привлеченной для этой цели на условиях государственно-частного партнерства)17. В более широком контексте, многие вопросы облегчения взаимодействия инвесторов с государственными органами могут найти решение благодаря принятию законодательных актов, регулирующих качество и порядок предоставления государственных услуг. Принципиальным является переход к фиксированным срокам осуществления регистрационных процедур и принципу «отсутствия возражений» при допуске к реализации инвестиционных проектов. Переход от разрешительного принципа к принципу «отсутствия возражений» существенно экономит ресурсы как инвесторов, так и административных органов, и резко снижает вероятность отрицательного решения по инвестиционному проекту. В целях формирования в России эффективного рынка, соответствующего международным параметрам, необходима реализация перечисленных мероприятий для совершенствования антимонопольного контроля и развития конкуренции. Необходимо упрощение контроля за слияниями, предусматривающее повышение пороговых значений по контролируемым сделкам в 2-3 раза (сделки по продаже актива одной крупной группы лиц другой крупной группе лиц, трансграничные сделки, предметом которых являются российские активы, сделки, требующие уведомления)18.
Сегодня в России именно малые предприятия более всего заинтересованы во внедрении инноваций и, безусловно, их надо поддерживать на государственном уровне.
Для реализации этих масштабных планов необходимо сегодня создать условия для развития предпринимательства. И прежде всего предпринимательства, основанного на достижениях интеллекта. Сегодня в России именно малые предприятия более всего заинтересованы во внедрении инноваций и, безусловно, их надо поддерживать на государственном уров-= не. Такая целенаправленная работа государства будет повышать авторитет предпринимательского сообщества, способствовать большему вовлечению людей в занятие предпринимательской деятельностью. Этой цели отвечает решение о сохранении для малого бизнеса 26 % ставки страховых взносов.
На съезде в Москве общественной организации «Опора России» Председатель Ассоциации молодых предпринимателей России депутат Госдумы РФ В. Груздев напомнил, что 17 сентября 2008 г. Государственной Думой в первом чтении были приняты законопроекты, направленные на снижение административных барьеров: о снижении числа административных проверок и о введении процедуры замены лицензирования предпринимательской деятельности на страхование гражданской ответственности ущерба перед третьими лицами. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2009 г. «В связи с этим, — отметил В. Груздев, — представляется чрезвычайно важным вести постоянный диалог с бизнес-сообществом, в котором эффективным посредником выступают такие общественные организации, как «Опора России».
Решение проблем перехода российской экономики и бизнеса на инновационный путь развития требует соответствующего кадрового обеспечения сферы науки, наукоемких производств, высшего и послевузовского профессионального образования. Устойчивое развитие науки и образования во многом зависит от решения вопроса о притоке молодежи в научно-инновационную сферу деятельности. Кроме того, существует несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг: уровень трудоустройства выпускников образовательных
учреждений профессионального образования по ряду профессий и специальностей находится на уровне 20-30 %. Для решения указанных проблем в Комитете по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части государственного регулирования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров).
Для оздоровления ситуации в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров на законодательном уровне предлагается закрепить следующие положения:
— подготовку кадров осуществлять в рамках государственного и муниципального заказов и договоров о целевой контрактной подготовке с гарантией последующего трудоустройства выпускников по полученной профессии. При этом объем подготовки научных и научно-педагогических кадров ежегодно утверждается постановлением правительства на основе долгосрочных научно-технических прогнозов;
— финансовое обеспечение подготовки научных и научно-педагогических кадров производить на основе нормативов подушевого финансирования, утвержденных правительством и государственными органами исполнительной власти субъектов Федерации по каждой научной специальности;
— для повышения ответственности выпускников аспирантуры и докторантуры, а также работодателей предусмотреть экономические меры в части возмещения затрат на обучение в бюджет соответствующего уровня при отказе в трудоустройстве в научной организации, наукоемком предприятии, учреждении высшего и послевузовского профессионального образования.
Предлагаемые меры позволят повысить эффективность использования бюджетных средств на подготовку научных и научно-педагогических кадров, сбалансировать структуру их подготовки по областям науки в соответствии с закономерностями научно-инновационного развития и потребностями рынка труда19.
Важнейшим направлением деятельности партии «Единая Россия» является
оказание поддержки развитию регионального бизнеса. Механизмы стимулирования спроса на продукцию региональных производителей существенно зависят от общего уровня конкурентоспособности последних и шансов на их встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости.
При низкой конкурентоспособности региональных поставщиков на первый план выходят механизмы государственного заказа для региональных и муниципальных нужд. В частности, в Южноафриканской Республике активно практикуется составление реестров региональных производителей для привлечения к выполнению поставок товаров и услуг по государственным контрактам, а также программ развития их бизнес-компетенций, ориентированных на повышение конкурентоспособности. Следующим шагом на пути повышения конкурентоспособности региональных компаний может стать поддержка освоения ими новых продуктовых ниш на рынках импортозамещающей или экспортоориентированной продукции. Данную политику не следует отождествлять с традиционной политикой импортозамещения, предполагающей вытеснение с внутреннего рынка импортных товаров независимо от уровня конкурентоспособности отечественных аналогов. Современные подходы к нишевой политике развития конкурентоспособности делают акцент на развитии рыночного потенциала местных компаний независимо от того, какой рынок будет обслуживать новый продукт — внутренний или внешний.
Таким образом, в современных условиях регулирующая роль в развитии общества отводится не только рыночному механизму, но и более широкой системе воздействий. Здесь сказываются участие государства с развитой системой регулирования, включая прогнозирование экономики, определение приоритетов в научно-технической политике и образовании, влияние Центрального банка, проведение жесткой антимонопольной политики. Антимонопольные меры — классический пример государственного вмешательства в экономику во имя сохранения могучей движущей силы конкуренции; сюда же относятся и протекционистские меры, на определенном этапе необходимые для развития конкуренции на
внутреннем рынке и его защиты от внешнего давления. Соответственно, все это обеспечивает условия для дальнейшего включения страны в мировой рынок.
Важное значение имеет законодательное закрепление института легального лоббизма, что должно привести к следующим положительным для бизнес-сообщества моментам:
1. Создать площадку для цивилизованного продвижения интересов делового сообщества.
2. Снизить издержки компаний во взаимодействии с органами власти.
3. Повысить эффективность отношений бизнеса и власти и снизить уровень коррупции.
4. Увеличить скорость и эффективность принятия решений в органах государственной власти.
5. Повысить уровень доступности чиновников для представителей делового сообщества.
Принятие закона о лоббировании не только позитивно скажется на улучшении делового климата в стране, но также позволит сформировать в России новый цивилизованный рынок лоббистских услуг. В то же время, принятие одного лишь нормативного акта, регулирующего лоббистскую деятельность, не сможет коренным образом повлиять на сложившуюся ситуацию; именно поэтому Закон о лоббировании следует рассматривать как один из факторов в комплексе мер, которые смогли бы вывести на качественно новый уровень процесс взаимодействия бизнеса и власти, сделать его более понятным и прозрачным.
Развитие цивилизованного взаимодействия бизнеса и власти не ограничивается законом «О лоббировании»; кроме самого закона необходимо внесение изменений в ряд действующих законов, например, в ФЗ «О Правительстве РФ», а также принятие новых нормативных актов. Важнейшим направлением диалога власти и бизнеса является закрепление механизмов экспертно-
го рассмотрения органами власти предложений делового сообщества.
Должны быть созданы эффективные каналы коммуникации, при помощи которых бизнес-сообщество могло бы оперативно получать информацию, касающуюся кадровых перестановок в органах власти (официальные сайты министерств и ведомств, управленческих структур и др.).
Улучшение системы информационной коммуникации органов государственной власти и структур бизнеса является немаловажным фактором, влияющим на эффективность продвижения интересов делового сообщества в органах государственной власти. Очевидно, что на сегодняшний день остро стоит проблема формирования новых каналов коммуникации между бизнесом и властью, способных как повысить доступность чиновников, так и давать максимально полную и своевременную информацию о кадровых перестановках и долгосрочных планах государственных органов. Кроме того, развитие системы горизонтальной ротации кадров по принципу «бизнес — власть — бизнес» призвано в значительной степени повысить профессионализм сотрудников государственного аппарата20. В рамках модернизационного проекта России в XXI в. информационная составляющая диалога власти и бизнеса должна неуклонно увеличиваться, повышая и эффективность их отношений.
Одним из ключевых моментов в диалоге «бизнес — государство» можно считать развитие системы коммуникаций, получившей на Западе название «феномен вращающихся дверей». Суть ее сводится к тому, что менеджеры компаний переходят на работу в государственные учреждения, после чего снова возвращаются в бизнес. Подобная практика помогает не только увидеть изнутри работу государственного аппарата, но и значительно увеличить эффективность деятельности органов власти вследствие прихода в них профессиональных управленцев.
В контексте реализации модерниза-ционного проекта нуждается в дальнейшем совершенствовании система правового обеспечения экономической безопасности, — необходимо создать целостную систему нормативно-правовых актов, которые бы комплексно регулировали отношения в сфере обеспечения безопасности бизнеса и производства. При этом было бы перспективным создание единого государственного органа, ответственного за осуществление системы мониторинга в области развития бизнеса и экономики.
Кардинальное улучшение правовых и экономических условий ведения бизнеса способно реально повысить конкурентоспособность российского предпринимательства и обеспечить успешное инновационное развитие отечественной экономики и масштабную модернизацию производства и бизнеса в России XXI в. Разработка стратегических программных документов инновационного развития России должна сопровождаться формированием системы административных мер и бизнес-менеджмента и соответствующих механизмов для их достижения.
Таким образом, введение на законодательном уровне льготных условий налогообложения, кредитования и страхования субъектов инновационной деятельности позволит экономическим и бизнес-субъектам получить реальную возможность повышать инвестиционную привлекательность инновационных проектов, страховать риски, существующие в инновационной деятельности, и привлекать дополнительные денежные средства на развитие. Основной задачей создания правового поля для мо-дернизационного проекта России является устранение разрозненности законодательного регулирования, систематизация законодательных норм и установление единых правовых основ осуществления инновационной деятельности в промышленном производстве и бизнесе. Это позволит сделать инновационную проблематику более актуальной для разработчиков, предпринимателей и чиновников, осуществить переход к широкомасштабной разработке, практическому внедрению и массовому распространению инновационной продукции (работ, услуг) как на внутреннем, так и на мировом рынках.
1. Butler W E. Russian foreign relations and investment law. Oxford: Oxford univ. press, 2006. P. 515-521.
2. Djankov S., Ramalho R. Employment laws in developing countries // J. of comparative economics. N.Y., 2009. Vol. 37. № 1. P. 3-13.
3. Диверсификация промышленности: эффективный путь модернизации России. М.: ИМЭМО РАН,
2008. С. 19, 74.
4. Балацкий Е., Екимова Н. Влияние конкуренции на длительность и амплитуду приватизационного цикла // Общество и экономика. М., 2009. № 1. С. 21-39.
5. Там же. С. 32.
6. Материалы заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Магнитогорск, 31 марта 2011 г.
7. «Россия: сохраним и приумножим!». Программный документ партии «Единая Россия», XI Съезд партии, Санкт-Петербург, 21 ноября 2009 года. СПб.,
2009. С. 14.
8. Там же. С. 19.
9. Галушка А., Идрисов А., Шпигель М. Модернизация экономики России. Кардинальное улучшение инвестиционного климата. Ежегодный экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». М., 2010. С. 48.
10. Там же. С. 50.
11. Там же. С. 48.
12. Там же. С. 49.
13. Доклад Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Бориса Грызлова на VII Съезде: «Россия — выбор будущего: политические задачи Партии и вопросы стратегического развития России». М., 2006. С. 16.
14. Там же. С. 17.
15. Титов А. В. Теоретико-методологические основы развития форм государственного регулирования и методов налогового стимулирования предпринимательства. М., 2008. С. 137.
16. Выступление Первого заместителя руководителя Администрации президента РФ В. Суркова на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение создания и реализации проекта «Инновационный центр «Сколково». 01.07.2010.
17. Галушка А., Идрисов А., Шпигель М. Указ. соч. С. 45.
18. Там же. С. 30.
19. Там же. С. 38-40.
20. Евсеев В. А., Мухин Ф. Р. Закон «О лоббировании»: состояние общественной дискуссии и её перспективы. http://www.amr.ru/research/analit (дата обращения: 12.08.2011).