Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / COVID-19 / БАРЬЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EAEU / STATE SUPPORT FOR BUSINESS / SUPPORT MEASURES / BARRIERS TO ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко М.А.

Для развития и функционирования бизнеса в тяжелых условий необходима государственная поддержка. В данной статье выделены основные институты поддержки бизнеса в странах ЕАЭС. Были рассмотрены последние мероприятия по борьбе с коронавирусом для помощи бизнесу. Среди особо значимых мероприятий можно выделить, например, разработку «антиковидного» плана для стран-участниц ЕАЭС - комплекс мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия по борьбе с коронавирусом. Рассмотрено устранение некоторых дискриминационных мер, дистанционное проведение фармацевтических инспекций. В ходе анализа пришли к выводу, что антимонопольное регулирование смягчается путем перехода к мягкому регулированию, т.е. к предупредительно-разъяснительной работе. Был произведен анализ динамики взаимной торговли стран ЕАЭС в 2019-2020 гг, например, взаимная торговля товарами России и Казахстана за 2020 год сократилась на 4,6% по сравнению с 2019 годом. Новый толчок для развития бизнеса дадут льготные кредиты со ставкой 3% не только для малого и среднего предпринимательства, но и для крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR BUSINESS IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS IN EAEU

Government support is necessary for the development and functioning of business in difficult conditions. This article highlights the main business support institutions in the EAEU countries. The latest measures to combat the coronavirus to help businesses were reviewed. Among the most significant measures, we can highlight, for example, the development of an" anti-covid" plan for the EAEU member states - a set of measures in the field of health and sanitary-epidemiological well-being to combat coronavirus. The elimination of some discriminatory measures, remote conduct of pharmaceutical inspections are considered. In the course of the analysis, we came to the conclusion that antitrust regulation is softened by switching to soft regulation, i.e. to preventive and explanatory work. The analysis of the dynamics of mutual trade of the EAEU countries in 2019-2020 was carried out, for example, mutual trade in goods of Russia and Kazakhstan for 2020 decreased by 4.6% compared to 2019. A new impetus for business development will be provided by soft loans with a rate of 3% not only for small and medium-sized businesses, but also for large businesses.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ

КОРОНАВИРУСА

М.А. Ефименко, магистрант

Научный руководитель: Р.М. Шафиев, д-р экон. наук, профессор Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-1-74-76

Аннотация. Для развития и функционирования бизнеса в тяжелых условий необходима государственная поддержка. В данной статье выделены основные институты поддержки бизнеса в странах ЕАЭС. Были рассмотрены последние мероприятия по борьбе с коронавирусом для помощи бизнесу. Среди особо значимых мероприятий можно выделить, например, разработку «антиковидного» плана для стран-участниц ЕАЭС - комплекс мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия по борьбе с коронавирусом. Рассмотрено устранение некоторых дискриминационных мер, дистанционное проведение фармацевтических инспекций. В ходе анализа пришли к выводу, что антимонопольное регулирование смягчается путем перехода к мягкому регулированию, т.е. к предупредительно-разъяснительной работе. Был произведен анализ динамики взаимной торговли стран ЕАЭС в 2019-2020 гг, например, взаимная торговля товарами России и Казахстана за 2020 год сократилась на 4,6% по сравнению с 2019 годом. Новый толчок для развития бизнеса дадут льготные кредиты со ставкой 3% не только для малого и среднего предпринимательства, но и для крупного бизнеса.

Ключевые слова: ЕАЭС, государственная поддержка бизнеса, меры поддержки, COVID-I9, барьеры предпринимательской деятельности.

В странах ЕАЭС действуют различные институты поддержки и развития МСП, некоторые из которых представлены в таблице 1. В инфраструктуру поддержки

субъектов МСП включены различные коммерческие и некоммерческие организации.

Таблица 1. Институты поддержки и развития бизнеса в странах ЕАЭС [1]

Страна Институты поддержки

Армения Департамент развития МСП Министерства экономики Республики Армения, Фонд «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении».

Беларусь Министерство экономики Республики Беларусь, Банк развития Республики Беларусь

Казахстан Министерство национальной экономики Казахстана, Фонд развития предпринимательства «Даму», АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport»», АО «Казына Капитал Менеджмент»

Россия Минэкономразвития России, АО «Корпорация «МСП», Российский экспортный центр (РЭЦ)

Кыргызстан Министерство экономики Кыргызской Республики, в перспективе — создание центров обслуживания предпринимателей

В отличие от крупного бизнеса, малому и среднему предпринимательству гораздо сложнее преодолевать препятствия и барьеры, с которыми приходится сталкиваться. СОУШ-19 - главная проблема не только для здоровья населения, но и для экономик каждой страны. По данным на февраль, более трети опрошенных предпринимателей в странах ЕАЭС продолжают страдать

от негативных последствий коронавируса. В отличие от европейских стран, правительство стран ЕАЭС во вторую волну пандемии не стало вводить новые жесткие ограничения и запреты, они стали в более мягкой форме, чем в первую волну.

Несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекцией СОУШ-19, экономическое взаи-

модействие стран-участниц ЕАЭС оказалось устойчивым к внешним вызовам. Например, взаимная торговля товарами России и Казахстана за 2020 год сократилась на 4,6% по сравнению с 2019 годом. В перспективе в 2021 году потеря объемов товарооборота будет компенсирована по мере снятия противоэпидемических ограничений.

Для стран-участниц ЕАЭС был разработан «антиковидный» план - комплекс мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия по борьбе с коронавирусом. Также с декабря 2020 года формируется документ по Стратегическому направлению развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Для правительств стран ЕАЭС приоритетной является работа над снятием барьеров для бизнеса. Ведется работа с зарубежными коллегами по выявлению барьеров, мешающих развитию бизнеса на пространстве Евразийского сообщества. Например, устранена дискриминационная мера Казахстана, применяемая при взимании утилизационного сбора в отношении сельхозтехники. Республика Беларусь отменила ограничения по доступу на их рынок БАДов. По данным на начало 2021 года на рынке ЕАЭС существует 59 препятствий: 11 барьеров, 13 изъятий, 35 ограничений.

Правительства государств-членов ЕА-ЭС и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) продолжают работать над новыми совместными мерами по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействию экономическому развитию в условиях пандемии. По данным сайта Министерства экономического развития, 29.01.2021 состоялось заседание Совета ЕЭК, на котором были рассмотрены основные вопросы по упрощению работы бизнеса на пространстве ЕАЭС [2]. Принято решение сохранить нулевые ставки таможенных пошлин на фторид алюминия до 2024 года, что позволит снизить издержки на производстве. Это делается ради сокращения издержек на сырье, которого производится недостаточно на территории государств-

членов ЕАЭС. Также пришли к выводу, что нужно освободить от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов временно ввозимые морские суда, используемые при проведении геологоразведочных работ на участках недр, расположенные полностью или частично в границах внутренних вод и территориального моря при условии их помещения под таможенную процедуру временного ввоза до 31 декабря 2024 года (коды 8904 00 100 0 и 8906 90 100 0 ТН ВЭД). Предельный срок временного нахождения и использования - 1 год со дня помещения под таможенную процедуру.

Изменились и правила проведения фармацевтических инспекций: теперь можно проводить их дистанционно. В условиях нынешней эпидемиологической обстановки это необходимо для обеспечения регистрации лекарственных средств. Вступление в силу технического регламента ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» перенесено на 01.09.2021. Это решение позволит гражданам и предпринимателям больше подготовиться к переходу на новые стандарты оборудования в ЕАЭС. Результатом данного переноса ожидается снижение административной нагрузки на бизнес, а также восстановление занятости.

Единственным направлением в наднациональной сфере, за нарушение которого предусмотрены большие штрафные санкции, является антимонопольный блок Евразийского экономического союза. Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Шаккалиев отметил, что за нарушение антимонопольного законодательства на территории ЕА-ЭС бизнесу теперь не сразу будут выставлять штрафы [3]. Антимонопольное регулирование смягчается путем перехода к мягкому регулированию, т.е. к предупредительно-разъяснительной работе. Теперь антимонопольная служба будет первостепенно предотвращать возможность нарушений, а не работать с последствиями. Это выражается в рекомендациях бизнесу, у которого появляется значительная зона влияния, как поменять тактику, чтобы не стать нарушителем антимонопольного законодательства. «Нарушителю» можно

ознакомиться с материалами проверки антимонопольных органов стран-участниц ЕАЭС и предоставить обоснования. При обнаружении случаев, нарушающих антимонопольное законодательство, назначаются переговоры между странами-участницами того или иного конфликта, решается дело без штрафных санкций. В то же время, компании избегают репута-ционных рисков.

Предприятия культуры, спорта, туризма, общественного питания, организации мероприятий, развлечений и других сфер не успели еще восстановиться после экономического спада. В России открыта воз-

можность для предпринимателей: они смогут получать льготные кредиты со ставкой 3%. Это возможности для роста компаний, т.к. по этой программе бизнес не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту в течение первого полугодия. Начиная со второго полугодия, предприниматели будут ежемесячно равными долями погашать кредит. Если раньше льготным кредитованием могли воспользоваться только малый и средний бизнес, но теперь такая возможность доступна для крупного бизнеса. Такая мера государственной поддержки должна дать бизнесу новый толчок для развития.

Библиографический список

1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ Дата обращения: 25.02.2021

2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Раздел Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/sovet_eek_otkryl_svoyu_rabotu_v_2021_godu_prin yaty_resheniya_uproshchayushchie_rabotu_biznesa_na_prostranstve_soyuza.html Дата обращения: 23.02.2021

3. Официальный сайт Российской газеты // Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/03/v-eaes-smiagchat-antimonopolnoe-regulirovanie.html Дата обращения: 22.02.2021

STATE SUPPORT FOR BUSINESS IN THE CONTEXT OF CORONAVIRUS IN EAEU M.A. Efimenko, Graduate Student

Supervisor: R.M. Shafiev, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. Government support is necessary for the development andfunctioning of business in difficult conditions. This article highlights the main business support institutions in the EAEU countries. The latest measures to combat the coronavirus to help businesses were reviewed. Among the most significant measures, we can highlight, for example, the development of an" an-ti-covid" plan for the EAEU member states - a set of measures in the field of health and sani-tary-epidemiological well-being to combat coronavirus. The elimination of some discriminatory measures, remote conduct of pharmaceutical inspections are considered. In the course of the analysis, we came to the conclusion that antitrust regulation is softened by switching to soft regulation, i.e. to preventive and explanatory work. The analysis of the dynamics of mutual trade of the EAEU countries in 2019-2020 was carried out, for example, mutual trade in goods of Russia and Kazakhstan for 2020 decreased by 4.6% compared to 2019. A new impetus for business development will be provided by soft loans with a rate of 3% not only for small and medium-sized businesses, but also for large businesses.

Keywords: EAEU, state support for business, support measures, COVID-19, barriers to en-trepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.