Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / AGRICULTURE / STATE SUPPORT / PREFERENTIAL LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Оксана Сергеевна, Селезнева Юлия Александровна

Сельское хозяйство, являясь основной отраслью, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, нуждается в постоянной государственной поддержке. Авторы статьи утверждают, что собственные накопления не могут обеспечить расширенное воспроизводство сельхозтоваропроизводителей. В статье отмечено, что в последние десятилетия вектор на поддержку устойчивого развития этой отрасли стал одним из приоритетных направлений экономической политики государства. В статье приведен обзор нормативно-правовых актов и государственных программ в рассматриваемой области, проведен анализ эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий России. В качестве примера рассматриваются показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Липецкой области. Авторы выделяют основные отличительные особенности кредитования предприятий сельского хозяйства, отмечают проблемы и определяют необходимость дальнейшего продолжения применения различных механизмов государственной поддержки данной отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатова Оксана Сергеевна, Селезнева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support for agriculture as an essential factor in the development of the industry

Agriculture, being the main branch ensuring food security of the country, needs constant state support. The authors argue that their own savings can not provide expanded reproduction of agricultural producers. The article notes that in recent decades the vector to support the sustainable development of this industry has become one of the priorities of the economic policy of the state. The article provides an overview of the legal acts and state programs in the field, analyzes the effectiveness of agricultural enterprises in Russia. As an example, the performance indicators of agricultural enterprises of the Lipetsk region are considered. The authors identify the main distinctive features of lending to agricultural enterprises, note the problems and determine the need to continue the use of various mechanisms of state support for this sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 20 • Номер 3 • март 2019 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Государственная поддержка Апк

как необходимый фактор развития отрасли

Филатова О.С. 1, Селезнева Ю.А 1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Сельское хозяйство, являясь основной отраслью, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, нуждается в постоянной государственной поддержке. Авторы статьи утверждают, что собственные накопления не могут обеспечить расширенное воспроизводство сельхозтоваропроизводителей. В статье отмечено, что в последние десятилетия вектор на поддержку устойчивого развития этой отрасли стал одним из приоритетных направлений экономической политики государства. В статье приведен обзор нормативно-правовых актов и государственных программ в рассматриваемой области, проведен анализ эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий России. В качестве примера рассматриваются показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Липецкой области. Авторы выделяют основные отличительные особенности кредитования предприятий сельского хозяйства, отмечают проблемы и определяют необходимость дальнейшего продолжения применения различных механизмов государственной поддержки данной отрасли экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельское хозяйство, государственная поддержка, льготное кредитование.

state support for agriculture as an essential factor in the development of the industry

Filatova O.S. 1, Selezneva Yu.A 1

1 Bunin Yelets State University, Russia

введение

Сельское хозяйство является основной отраслью экономики любой страны, ее «фундаментом», формирует продовольственный рынок и гарантирует продовольственную безопасность страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, сельское хозяйство дает 4,2% валового внутреннего продукта России. В данной отрасли работает 7,1% занятых в экономике, на нее приходится 2,5% основных производственных фондов, износ которых на конец 2017 года составляет более 40% [1]. Учитывая высокий мультипликационный эффект, которым обладает сельское хозяйство, его устойчивое развитие и поддержка - приоритетные направления экономической политики любого государства. Бобылева А.С. и Иванова Л.И. отмечают, что «государственная поддержка является составной частью аграрной

политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом» [2] (Bobyleva, Ivanova, 2013).

Современные экономические условия хозяйствования предполагают частичное финансирование воспроизводственного процесса за счет собственных средств, например, в качестве источника может выступать амортизационный фонд. В этом случае речь идет лишь о простом воспроизводстве, ведь приобретаемая за счет средств этого фонда новая техника будет дороже старой (даже при условии, что уровень производительности не изменится). Сложившиеся условия хозяйствования не дают возможности сельхозтоваропроизводителям создать достаточный для расширенного воспроизводства собственный фонд накопления. В связи с этим возникает объективная потребность в использовании внешних источников финансирования. Основополагающую роль здесь играет государственная поддержка отрасли сельского хозяйства. Учитывая зависимость сельскохозяйственного производства от множества внешних факторов, а также от состояния фондообразующей промышленности, государство в настоящее время идет курсом увеличения поддержки аграрного сектора экономики, расширяя и совершенствуя ее механизмы.

Цель данного исследования состояла в оценке роли государственной поддержки предприятий АПК. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: рассмотреть нормативно-правовую базу государственной поддержки; практическую

ABSTRACT:_

Agriculture, being the main branch ensuring food security of the country, needs constant state support. The authors argue that their own savings can not provide expanded reproduction of agricultural producers. The article notes that in recent decades the vector to support the sustainable development of this industry has become one of the priorities of the economic policy of the state. The article provides an overview of the legal acts and state programs in the field, analyzes the effectiveness of agricultural enterprises in Russia. As an example, the performance indicators of agricultural enterprises of the Lipetsk region are considered. The authors identify the main distinctive features of lending to agricultural enterprises, note the problems and determine the need to continue the use of various mechanisms of state support for this sector of the economy.

KEYWORDS: agriculture, state support, preferential loans.

JEL Classification: Q13, Q14, Q18 Received: 20.03.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Filatova O.S. (filatovaos0mail.ru)

CITATION:_

Filatova O.S., Selezneva Yu.A (2019) Gosudarstvennaya podderzhka APK kak neobkhodimyy faktor razvitiya otrasli [State support for agriculture as an essential factor in the development of the industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 20. (3). - 667-678. doi: 10.18334/rp.20.3.40459

реализацию программ господдержки в России в целом и на примере АПК конкретного региона; изучение такого механизма господдержки как льготное кредитование; определение проблем, имеющих место в финансовом механизме сельскохозяйственных предприятий, и путей их преодоления.

Реализация государственной поддержки отрасли сельского хозяйства

Продовольственная безопасность представляет такое состояние экономики, в рамках которого обеспечивается независимость в сфере продовольствия, а физическая и экономическая доступность сельскохозяйственной продукции гарантируется населению в объемах, соответствующих медицинским нормам потребления [3] (Gayduk, Kondrashova, Paremuzova, 2017). По утверждению Вартановой М.Л., «...в основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК - от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов и т.п., охватывающие крупные межотраслевые, а по сути, национальные проблемы» [4] (Vartanova, 2016).

Достижение этой цели требует, по мнению Меликова Ю.И., «... изменения негативного отношения к АПК, сложившегося в 90-е годы у многих чиновников, финансистов и бизнесменов, как к неэффективной отрасли, «черной дыре», в которую бесперспективно направлять бюджетные и кредитные ресурсы (частные и государственные). Ибо последние неизбежно не дадут необходимой отдачи, полностью или частично не будут возвращены инвесторам, которые понесут значительные убытки» [5] (Melikov, Konovalov, 2016).

В этом смысле в сфере регулирования сельского хозяйства в последние десятилетия заметны серьезные подвижки. В стране последовательно реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», приняты федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ, «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 № 260-ФЗ, действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной про-

ОБ АВТОРАХ:_

Филатова Оксана Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н. Г. Нечаева (fi1atovaos0mai1.ru)

Селезнева Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита (yu1yadima0ramb1er.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Филатова О.С., Селезнева Ю.А Государственная поддержка АПК как необходимый фактор развития отрасли // Российское предпринимательство. - 2019. - Том 20. - № 3. - С. 667-678. doi: 10.18334/ф.20.3.40459

дукции, сырья и продовольствия (на период 2013-2020 гг.), основными задачами которой выступали рост инвестиций в сельское хозяйство, увеличение финансирования государством кредитных программ с льготными условиями.

Отметим, что пилотный переход на проектное управление обусловил изменение структуры Государственной программы развития агропромышленного комплекса России с 1 января 2018 г. В связи с этим госпрограмма на 2013-2020 гг. была прекращена и одновременно разработана новая - на 2018-2025 гг. Программа предполагает повышение эффективности бюджетных расходов, что должно быть достигнуто целевым характером финансирования, а также четким распределением ответственности за выполнение конкретных задач. Объем финансирования АПК из федерального бюджета составит 241,3 млрд руб. в 2018 г., в 2019-2020 г.г. - по 242,2 млрд руб., что соответственно на 17,1% и 19,8% больше объема финансирования в предыдущем варианте [6] (Dyatlovskaya). Среди основных целей нового варианта госпрограммы можно выделить: обеспечение продовольственной безопасности; повышение произведенной добавленной стоимости, формируемой в сельском хозяйстве; рост экспорта продукции АПК; увеличение объема инвестиций в основной капитал отрасли; приоритет поддержки отраслей АПК, дающих высокий процент импортозамещения ведущих видов продукции; техническая модернизация АПК. Программа также предполагает осуществление мероприятий по регулированию рынка сельхозпродукции и росту научно-технического обеспечения АПК.

Тенденция постоянного увеличения расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства приводит к заметному росту эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России

Показатель Годы Средний

темп роста,%

2010 2015 2016 2017

Расходы консолидированного бюд- 262,3 362,4 331,7 343,8 104,6

жета РФ на отрасль, млрд руб.

Инвестиции в основной капитал, 306,1 505,8 611,2 412,5 105,1

млрд руб.

Задолженность по полученным кре- 898,2 1541,9 1548,5 1611,1 110,2

дитам и займам, млрд руб.

Продукция сельского хозяйства, 2587,8 5164,9 5505,7 5654,0 113,9

млрд руб.

Рентабельность проданных това- 10,3 20,7 16,8 17,3 Х

ров, продукции (работ, услуг),%

Рентабельность активов сельскохо- 3,4 6,9 6,8 6,4 Х

зяйственных предприятий,%

Источник: составлено авторами на основе данных [3] (Gayduk, Kondrashova, Paremuzova, 2017).

Анализ таблицы 1 свидетельствует о положительной динамике расходов консолидированного бюджета России на поддержку сельского хозяйства вопреки влиянию мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и введению в 2014 г. экономических санкций. Сложившаяся ситуация обеспечила положительный финансовый результат сельхозтоваропроизводителей. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики [7], в 2017 г. производство продукции сельского хозяйства составило в действующих ценах 5654 млрд руб., что в 7,6 раз превысило уровень 2005 г. и в 2,2 раза стало выше значения 2010 г. Рентабельность продаж сельскохозяйственной продукции за период 2005-2017 гг. также выросла и составила 17,3%.

Государственная поддержка аграриев липецкой области

Неоспорима роль и региональных органов власти в развитии и поддержке сельского хозяйства соответствующей территории. Так, в Липецкой области успешно реализуется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», которая рассчитана на 2014-2024 годы.

Положительная динамика роста объемов производства предприятий АПК Липецкой области [8], представленная в таблице 2, во многом обусловлена стабильной государственной поддержкой, способствующей повышению инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства.

Объем господдержки, предоставленный на развитие АПК области и устойчивое развитие сельских территорий, составил в 2018 году 4,3 млрд руб., из которых средства федерального бюджета - 2,8 млрд руб., областного - 1,5 млрд руб. [9] (табл. 3). Следует отметить, что государственная поддержка предусматривает комплексное развитие всех сфер деятельности АПК Липецкой области.

В 2018 году 12 инвестиционных проектов Липецкой области получили государственную поддержку из федерального и регионального бюджетов в размере 1,7 млрд руб. в качестве компенсации части затрат на строительство и модернизацию объектов АПК. В числе этих проектов: шесть очередей теплиц (инвестиции в размере 14,3 млрд руб.), два молочных комплекса (общая стоимость 972 млн руб.), три картофелехранилища (общая стоимость 553 млн руб.), одно плодохранилище (стоимость 110 млн руб.). По данным управления сельского хозяйства Липецкой области, на настоящий момент все эти объекты введены в эксплуатацию.

программа льготного кредитования

На заседании Правительства Российской Федерации 21 февраля 2019 года был рассмотрен и одобрен документ «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предоставляемых в 2019 году» [10]. По данному распоряжению правительства 75 субъектов России получат 41,57

Таблица 2

Показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Липецкой области

Показатель Годы Отклонение

2010 2015 2016 2017 за период (+,-)

Продукция сельского хозяйства, 35420,4 101250,7 106125,4 101266,4 65846,0

всего, в т.ч.:

-сельскохозяйственные органи- 22471,1 68984,3 77844,6 73867,8 51396,7

зации

- хозяйства населения 11321,9 24877,0 19866,9 19964,4 8642,5

- К(Ф)Х и ИП 1627,4 7389,4 8413,9 7434,2 5806,8

Надой молока на одну корову, кг 4433 6113 6306 6123 1690,0

Сальдированный финансовый -894 12258 11266 9374,9 10268,9

результат деятельности организаций, млн руб.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% 9,0 35,3 24,9 18,0 9,0

Рентабельность активов сельско- -1,6 10,3 8 5,5 7,1

хозяйственных предприятий,%

Источник: составлено авторами на основе данных [4] (Vartanova M.L., 2016).

Таблица 3

Объем государственной поддержки развития АПК Липецкой области и на социальное развитие села за 2013-2018 гг.

Источник ресурсного обеспечения Объем с жнансирования, млрд руб. Итого за период

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Всего, в т.ч. 4,6 4,4 4,8 5,7 4,7 4,3 28,5

-федеральный бюджет 3,2 3,1 3,5 4,6 3,6 2,8 20,8

- областной бюджет 1,4 1,3 1,3 1,1 1,1 1,5 7,7

Источник: составлено авторами на основе данных [5] (Melikov, Konovalov, 2016).

млрд руб. межбюджетных трансфертов. Из этих средств Липецкая область получит почти 3,5 млрд руб., что является одной из самых значительных сумм, предназначенных для регионов. Эти средства будут направлены сельхозпроизводителям на компенсацию уплаченных процентов по инвестиционным кредитам, которые были получены, в том числе на приобретение техники, оборудования, строительство и реконструкцию объектов животноводства и растениеводства, хранилищ овощей и фруктов, тепличных комплексов.

В 2019 году на льготные кредиты аграриям Липецкой области Правительством Российской Федерации выделено субсидий на сумму 1,358 млрд руб. Согласно плану льготного кредитования, утвержденного министром сельского хозяйства России

5,97

4,63

■ Россе.тьхозбанк

■ Сбербанк России

Внешэкономбанк

■ Внешторгбанк

■ Газпромбанк

Рисунок 1. Удельный вес российских банков в общем объеме кредитования в 2017 г., % Источник: составлено авторами.

17 января 2019 года, из этой суммы 815 млн руб. предусмотрено на компенсацию по кредитам в отрасли растениеводства, 357,5 млн руб. - на животноводство, 77 млн руб. планируется направить на развитие молочного скотоводства, а 108,6 млн руб. субсидий выделены малым формам хозяйствования [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа льготного кредитования(а это один из самых эффектпвных инструсен-тов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей) начала свою работу в 2017 году [10]. По данной программк маймы на иодернизацию и рнзвитие созяйств оформляются на максимально выгодных условиях - до 5% годовых. Данные сайта киар. ги соидетедьствуют, что в2017 г. банками, осуществляющими кредитование мтечест-венных предприятий и организаций АПК, лесного хозяйства и рыбохозяйственного ктмпоекса, предоставлемо кредитовназуммуу 930,9 млрд рублей [13]. Следует отметимь, что в настоящее время в перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования, входят ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», ПАО «МИнБанк», ПАО «Авангард», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Райффайзенбанк» [14]. При этом основными кредиторами в отрасли сельского хозяйства являются ПАО «Сбербанк России» и АО «Россельхозбанк»: в 2017 г. доля этих двух бтнков в общ ем объеме кредитования составило 78,6%% (36,14% и 42,47% соответственно) (рис. 1).

Уже в начале февраля 2019 года Минсельхоз России насал рассмотрение заявок на получение льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов. В 2018 году было одобрено 4П3 заявки ни получение кредитом до льготной прдгртмме от сельхозпроизводителей из Липецкой области на сумму более 53 млрд руб., что, по данным управ-ленит сельскомо хозяйства Липецкой области, в 1,6 раза больше,чем в2017ро°у [15].

основные проблемы кредитования предприятий Апк

Благодаря активной государственной поддержке, выражающейся в частности в субсидировании процентных ставок, в сельском хозяйстве создается достаточно эффективная система кредитования, кредиты становятся более доступными, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности деятельности предприятий данной отрасли. Однако необходимо учитывать, что на применяемые государством и банковским сообществом инструменты и механизмы оказывают влияние специфические черты сельскохозяйственного кредитования (рис. 2).

Следует отметить, что сложившаяся в России система кредитования в целом нацелена на прибыльные сектора экономики, с высокой доходностью и оборачиваемостью капитала. Предлагаемые обстоятельства затрудняют финансовые отношения с кредиторами и не дают возможности агропромышленным предприятиям конкурировать среди заемщиков на рынке кредитных ресурсов. При значительном росте объема производства сельскохозяйственной продукции финансовое состояние сельхозпредприятий все же остается нестабильным, растут суммы пролонгированных и просроченных кредитов.

По мнению Евдокимовой В.Э. «...основные причины такого положения - низкий уровень рентабельности в сельском хозяйстве, высокие риски производства продукции, сохраняющийся диспаритет цен на производимую продукцию и потребляемые сельскохозяйственными предприятиями сырье и материалы, отсутствие ликвидного залогового обеспечения кредитов, а отсюда и риски сельскохозяйственного кредитования» [16] (Evdokimova, Shishkina, 2018). Приведенные обстоятельства отрицательно сказываются на показателях (финансовой устойчивости сельхозпредприятий,обуслов-ливая несоответствие банковским требованиям к надежности потенциальных зеем-щиков.

Рисунок 2. Отличительные особенносте ередитовааия щзедприятий АПК Источник: составлено авторами.

Также необходимо отметить, что имеет место высокий уровень зависимости отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от импортных посадочных материалов по многим сельскохозяйственным культурам, а также видам продуктивного скота и птицы. Еще одной проблемой является недостаточная развитость предприятий переработки произведенной аграриями сельскохозяйственной продукции, что сдерживает рост объема сельскохозяйственного производства. Отток населения трудоспособного возраста из сельской местности, неразвитость инфраструктуры на селе, неполное использование плодородных земель сельскохозяйственного назначения - все это далеко неполный список проблем, которые оказывают негативное влияние на развитие отрасли сельского хозяйства в России.

Заключение

Учитывая факторы глобализации социально-экономических процессов в России, рост эффективности и конкурентоспособности отечественного сельскохозтоваропро-изводства не мыслим без умножения государственной финансовой поддержки аграрного сектора экономики. Как показали результаты исследования, выделяемые на развитие сельского хозяйства государственные средства позволяют лишь поддерживать достигнутый уровень сельскохозяйственного производства, этого явно недостаточно для гарантии продовольственной независимости и продовольственной безопасности страны [17] (Semenova, 2015).

Учет особенностей кругооборота капитала предприятий сельского хозяйства по стране целом, а также территориальных, горизонтальных и вертикальных агропромышленных формирований, отдельных сельскохозяйственных, перерабатывающих, оптовых и розничных предприятий, доводящих сельскохозяйственную продукцию в свежем и переработанном виде до конечного потребителя, позволит сформировать оптимальную научно обоснованную систему финансово-кредитной поддержки АПК [5] (Melikov, Konovalov, 2016).

Увеличение бюджетного финансирования сельского хозяйства должно идти параллельным курсом с модернизацией организационно-экономического механизма государственной поддержки отрасли. Оптимизация механизма государственной финансовой поддержки при сбалансированных ее размерах повлечет рост эффективности и доходности сельскохозяйственного производства, переход от простого к расширенному воспроизводству, что позволит обеспечить высокий уровень продовольственной безопасности страны.

Учитывая имеющие место проблемы АПК, необходимо и далее продолжать применение различных механизмов государственной поддержки данной отрасли экономики. Приоритетными направлениями в этой связи должны стать:

• обеспечение сельскохозяйственных предприятий семенным материалом высокого качества преимущественно отечественного производства, а также высокопродуктивным поголовьем КРС, свиней, овец и птицы, для чего необходимо развитие и поддержка семеноводческих и племенных хозяйств РФ;

• создание и развитие системы перерабатывающих предприятий, хранилищ мясомолочной и плодоовощной продукции, элеваторов и холодильников, которые будут способны обеспечить полную переработку и хранение всего произведенного в стране сельскохозяйственного сырья;

• развитие транспортной сети в целях повышения доступности региональных рынков сбыта, упростит и ускорит логистику;

• повышение привлекательности труда аграриев путем роста заработной платы в этой сфере, повышения благоустройства и развития инфраструктуры в селах и деревнях.

Таким образом, планирование развития отраслей АПК и сельских территорий и финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной отрасли должны быть централизованными и комплексно-ориентированными.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный

ресурс]. URL:http://www.gks.ru ( дата обращения: 10.02.2019 ).

2. Бобылева А.С., Иванова Л.И. Роль государства в развитии аграрного сектора экономики России в условиях международного сотрудничества/. Экономика и предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://naukarus.com/ rol-gosudarstva-v-razvitii-agrarnogo-sektora-ekonomiki-rossii-v-usloviyah-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva ( дата обращения: 10.03.2019 ).

3. Гайдук В. И., Кондрашова А.В., Паремузова М.Г. Продовольственная безопасность

Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2017. - № 2(200). - с. 61-71. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-b.

4. Вартанова М.Л. Основные направления обеспечения продовольственной безопас-

ности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 5(67). - c. 29-39. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleni.

5. Меликов Ю.И., Коновалов А.А. // Финансовые исследования. - 2016. - № 4(53). - url:

https://cyberleninka.ru/article/n/usilenie-finansovo.

6. Дятловская Е. Минсельхоз обновил госпрограмму развития АПК. Агроинвестор.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/investments/news/28782-minselkhoz-obnovil-gosprogrammu-apk ( дата обращения: 04.03.2019 ).

7. Россия в цифрах. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.

gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm ( дата обращения: 11.02.2019 ).

8. Липецкий статистический ежегодник 201. Статистический сборник. [Электронный

ресурс]. URL: http://lipstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/lipstat/ru/publications/ official_publications/electronic_versions( дата обращения: 27.02.2019 ).

9. Информация об итогах работы АПК Липецкой области за 2018 год. Admlip.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.admlip.ru/economy/industry/agroprom ( дата обращения: 28.02.2019 ).

10. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 N 307-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, предоставляемых в 2019 году». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319399 ( дата обращения: 24.02.2019 ).

11. Приказ Минсельхоза России от 24.01.2017 N 24 (ред. от 29.08.2018) «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45501). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212206 ( дата обращения: 24.02.2019 ).

12. План льготного кредитования заемщиков на 2019 год. Ush48. [Электронный ресурс]. URL: http://ush48.ru/2019/lgotnoe-kreditovanie/План%20льготного%20креди-тования%20заемщиков%20на%202019%20год.РББ ( дата обращения: 24.02.2019 ).

13. База данных по российским банкам, банковская отчетность. [Электронный ресурс]. URL: http://kuap.ru/banks ( дата обращения: 26.02.2019 ).

14. Перечень уполномоченных банков, участвующих в реализации механизма льготного кредитования. Ush48.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ush48.ru/2018/ lgotnoe-kreditovanie/Перечень%20уполномоченных%20банков.pdf ( дата обращения: 24.02.2019 ).

15. Администрация Липецкой области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.admlip.ru/economy/industry/agroprom (дата обращения: 10.03.2019).

16. Евдокимова В.Э., Шишкина Д.А. Современные проблемы банковского кредитования предприятий аграрной сферы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 3(72). - c. 116-120. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=35258224.

17. Семенова Н.Н. Увеличение государственной финансовой поддержки сельского хозяйства - реальная необходимость // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 17(302). - c. 2-12. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/ uvelichenie-gosudar.

REFERENCES:

Evdokimova V.E., Shishkina D.A. (2018). Sovremennye problemy bankovskogo kreditovaniya predpriyatiy agrarnoy sfery [Modern problems of Bank crediting of the enterprises of agrarian sphere]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (3(72)). 116-120. (in Russian).

Gayduk V. I., Kondrashova A.V., Paremuzova M.G. (2017). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie, tendentsii, problemy [Food security of the russian federation: state, trends, problems]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \. (2(200)). 61-71. (in Russian).

Melikov Yu.I., Konovalov A.A. (2016). Usilenie finansovo-kreditnoy podderzhki APK kak effektivnyy instrument obespecheniya prodovolstvennoy i natsionalnoy bezopasnosti RF [Strengthen financial support for agriculture as an effective instrument for ensuring food and national security of the Russian Federation]. "Finansovye issledovania". (4(53)). (in Russian).

Semenova N.N. (2015). Uvelichenie gosudarstvennoy finansovoy podderzhki selskogo khozyaystva - realnaya neobkhodimost [Increasing the State financial aid to agriculture as a real need]. National interests: priorities and security. (17(302)). 2-12. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Osnovnye napravleniya obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [The main areas of focus of providing for food security in the russian federation]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. (5(67)). 29-39. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.