Научная статья на тему 'Государственная поддержка аграрного сектора в условиях глобализации экономики'

Государственная поддержка аграрного сектора в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка аграрного сектора в условиях глобализации экономики»

город области будет иметь рынок с преобладающей долей товаров и продукции, реализуемых непосредственно производителями.

Для поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции в Тамбовской области создан «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса». Его создание относится к организационно-управленческим инновациям регионального уровня. Основным предметом его деятельности областного является оказание консультационной, организационной и информационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам развития сельскохозяйственного производства [3].

В Тамбовской области находится единственный, сельскохозяйственный наукоград. Невозможно отрицать положительный результат взаимодействия аграрной ВУЗовской науки с аграрным производством. В связи с этим в Тамбовской области разработан проект аграрного научно-технологи-ческого комплекса, который предполагает создание трёх заводов - витаминизированных соков и джемов, охлажденных продуктов питания и упаковочных материалов на основе биоразлагаемого полимера. Все проекты МичГАУ имеют право на особую государственную поддержку, поскольку касаются самого главного - здоровья населения. Кроме того, инвестиционный фонд РФ планирует выделить 776 млн руб. на реализацию трех аграрных инвестпроектов в Тамбовской области общей стоимостью 12,2 млрд [4].

Выполнение предусмотренных мероприятий приведет к повышению инвестиционной активности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, увеличению потребления основных продуктов на душу населения, превращению АПК в экономически успешный и инвестиционно привлекательный сегмент бизнеса. Исходя из насущных проблем развития конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора, требующих своего разрешения на региональном уровне, выделены приоритетные цели, достижение которых позволит реализовать стратегическую цель развития сельских территорий области.

Источники

1. Бойко, И.В. Как выращивать конкурентные преимущества региона? / И.В. Бойко // ЭКО. - 2010. - №7, с. 122-129.

2. Семин, А.Н. Как повысить конкурентный потенциал регионального аграрного производства / А.Н. Семин // АПК: экономика, управление. - 2009. - №11. - с. 13-17.

3. Характеристика сельского хозяйства Тамбовской области [Электронный ресурс] // Тамбовское областное государственное автономное учреждение «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса»: [сайт]. [2010] и^: Мр://\м^. tambovapk.ru/ (дата обращения: 28.03.2011).

4. АПК Тамбовщины - выгодное поле для инвесторов [Электронный ресурс]//Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области: [сайт]. [2010]. ЦР1.Мр://\мм\^атЬоу.gov.ru/ ргезз/пе\\8Ме\\/ аг-ticle-1264678705.html(дата обращения: 02.04.2011).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Л.Г. Муратова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

В современных условиях глобализации экономического развития особенно актуализируется тема государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. В настоящее время одним из приоритетных направлений в России является развитие сельского хозяйства, как стратегически значимой сферы социально-экономического развития общества, определяющей уровень жизни населения и обеспечивающей продовольственную безопасность страны.

В последние годы наметилась тенденция увеличения доли расходов бюджета на сельское хозяйство. По итогам 2009 г. в среднем по России доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на сельское хозяйство увеличилась с 2,57% в 2006 г. до 3,46% в 2009 г.

За 2006-2009 гг. почти во всех регионах увеличился удельный вес расходов на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъектов. Исключение составили 17 субъектов РФ, в которых доля региональных расходов на сельское хозяйство за четыре года уменьшилась, из них в трех регионах доля расходов сократилась более чем в 2 раза -Ненецкий автономный округ (доля региональных расходов уменьшилась с 4,86 до 0,78%), Самарская область (с 4,26 до 1,33%), Калининградская область (с 1,20 до 0,46%). Однако в среднем по России и в большинстве субъектов РФ этот показатель значительно увеличился. Так, в Чеченской Республике доля региональных расходов на сельское хозяйство в 2009 году выросла по сравнению с 2006 г. с 2,16 до 7,1% от расходной части бюджета региона, в Новгородской области значение анализируемого показателя возросло с 2,12 до 5,6%, в Республике Тыва - с 1,58 до 4,1%, в Удмуртской Республике - с

3,15 до 7,7%, в Белгородской области с 8,71 до 20,9%, в Тюменской области с 3,17 до 6,9%.

Увеличение доли расходов бюджета субъекта на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъекта в период с 2006 по 2009 г. наглядно представлено на рис. 1. В 2006 и 2007 гг. почти половина регионов выделяла из бюджета на сельское хозяйство лишь 2-3%. Начиная с 2008 г. ситуация начала меняться. Больше половины субъектов РФ выделяют из своих бюджетов на сельское хозяйство свыше 4% (в 2008 г. - 43 региона, в 2009 г. - 48 регионов). Больше трети регионов выделяют на сельское хозяйство свыше 5% (в 2008 г. таких регионов было 34, в 2009 г. - 37).

В 2009 г. в 10 регионах значение данного показателя превышало 8%, из них в 6 субъектах превысило 9% - в Липецкой области удельный вес расходов бюджета на сельское хозяйство составил 9,8%, в Орловской области - 11,8%, в Республике Мордовия - 12,3%, в Республике Татарстан -13,2%, в Республике Калмыкия - 14,1%, в Белгородской области - 20,9%.

25 -20 -

И 0

М

Ыш

□ 2006 год

□ 2007 год

□ 2008 год

□ 2009 год

менее 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 более 1 8

Доля расходов бюджета субъекта на сельское хозяйство в общих расходах субъекта РФ

Рисунок 1 - Доля расходов бюджета субъекта сельское хозяйство в общих расходах субъекта Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.

15

т10

5

Объем государственной поддержки сельского хозяйства в 2009 г. составил 176,58 млрд руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2006 г. В том числе федеральная поддержка составила 102,58 млрд руб. или 58,1%, а региональная 74 млрд руб. или 41,9%.

Наиболее высокие темпы увеличения поддержки сельского хозяйства были в Южном (с 2006 г.по 2009 г. увеличилась в 3,7 раза) и Центральном (в 3,5 раза) федеральных округах, наименее высокие в Дальневосточном федеральном округе (выросла на 66%). Наиболее значительные темпы роста величины поддержки были с 2006 по 2008 г., в 2009 г. они немного снизились.

В 2006 г. в 42 регионах расходы на сельское хозяйство были ниже 500 млн руб., в 2009 г. таких регионов осталось 7 (Магаданская область - 143,7 млн руб., Еврейская автономная область - 198 млн руб., Сахалинская область - 388,1 млн руб., Костромская область - 424,5 млн руб., Республика Ингушетия - 434,7 млн руб., Камчатский край - 445,7 млн руб., Республика Карелия - 449 млн руб.

Анализируемый показатель в 2006 г. в трех регионах превышал 2 млрд руб. (Республика Татарстан - 5,9 млрд руб., Республика Саха (Якутия) - 3,356 млрд руб., Белгородская область - 2 млрд руб.), в 2009 г. таких регионов стало 30, в 17 регионах объем консолидированной поддержки сельского хозяйства субъектов РФ превысил 3 млрд руб., в 8 регионах превзошел 4 млрд руб. (рис. 2).

■ 2006 год

■ 2007 год

■ 2008 год

■ 2009 год

кнее 500 500-1000 1000-1500 1500-2000 2000-2500

Консолидированные расходы бюджета региона на поддержку и.руб.

Рисунок 2. - Объем консолидированной поддержки сельского хозяйства субъектов РФ в 2006-2009 гг.

Лидером по данному показателю была и остается Республика Татарстан (2006 г. - 5901 млн руб., 2007 г. - 9285 млн руб., 2008 г. - 17656 млн руб., 2009 г. - 20397 млн руб.), за ней следует Белгородская область (2006 г. - 2008 млн руб., 2007 г. -4127 млн руб., 2008 г. - 7894 млн руб., 2009 г. -10194 млн руб.) и Тюменская область (2006 г. -1962 млн руб., 2007 г. - 5931 млн руб., 2008 г. -7169 млн руб., 2009 г. - 7671 млн руб.). В 2009 г. в пяти регионах расходы на сельское хозяйство находились в пределах от 4 до 7 млрд руб.: Краснодарский край - 6756 млн руб., Республика Башкортостан - 6125 млн руб., Ростовская область - 5086 млн руб., Воронежская область - 4260 млн руб., Ставропольский край - 4189 млн руб..

Федеральные бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства в 2009 г. по сравнению с 2006 г. выросли в среднем по России в 4,5 раза, в Уральском федеральном округе повысились в 6,4 раза, в СевероЗападном федеральном округе в 5,9 раза. Самый большой объем федеральной поддержки сельского хозяйства получили регионы, благоприятные для ведения сельского хозяйства, и в которых, соответственно, производится наибольшее количество сельскохозяйственной продукции. На первом месте по данному показателю была и остается Республика Татарстан (2006 г. -1880 млн руб., 2007 г. - 4330 млн руб., 2008 г. - 8491

млн руб., 2009 г. - 12690 млн руб., объем поддержки вырос в 6,7 раза), за ней следуют Белгородская область (2006 г. - 1769 млн руб., 2007 г. - 3318 млн руб., 2008 г.

- 6694 млн руб., 2009 г. - 9204 млн руб.), Краснодарский край (2009 г. - 4610 млн руб.), Ростовская область (2009 г. - 4219 млн руб.).

Региональные бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства росли так же высокими темпами, но в 2009 г. из-за кризиса этот рост приостановился. В среднем по Российской Федерации региональные расходы на поддержку сельского хозяйства в 2008 г. в сравнении с 2006 г. выросли более чем в два раза, в Южном и Уральском федеральных округах повысились в 2,5 раза. Менее высокими темпами повышались расходы на сельское хозяйство в Сибирском (на 165%) и Дальневосточном (на 140%) федеральных округах. В 2009 г. в среднем по России региональная поддержка сельского хозяйства в сравнении с 2006 годом выросла в 1,92 раза.

За рассматриваемые годы изменилось соотношение между федеральной и региональной поддержкой сельского хозяйства. Если в 2006 г. в среднем по Российской Федерации доля регионального финансирования поддержки сельского хозяйства субъектов РФ составляла 62,9%, то в 2009 г. она снизилась до 41,9%.

В большинстве регионов анализируемый показатель уменьшился, лишь в 10 субъектах он остался на прежнем уровне или повысился. В Республиках Ингушетия и Тыва доля региональных расходов на сельское хозяйство увеличилась более чем в два раза, в Астраханской области выросла на 40%, в Краснодарском крае - на 37%, в Камчатском крае и Кабардино-Балкарской Республике - на 17%, в Волгоградской, Амурской и Оренбургской областях

- на 13, 6, 5% соответственно.

Традиционно высокая доля региональных расходов на сельское хозяйство принадлежит северным регионам Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 97,7%, Ямало-Ненецкий автономный округ - 96,7%, Республика Саха (Якутия) - 93,6%.

На диаграмме наглядно показано значительное изменение долевого соотношения поддержки сельского хозяйства между федеральными и региональными расходами (рис. 3). Существенно уменьшилось количество регионов, у которых доля региональных бюджетных расходов на сельское хозяйство превышала 50% (в 2006 г. - 59 регионов, в 2009 г. - 27 регионов).

§ 25

| 20 £ 15

Ей

£ 10 §

I 5 0

> к

□ 2006 год

□ 2007 год

□ 2008 год

□ 2009 год

менее 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100 100 20

Дрля региональных бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства, %

Рисунок 3 - Доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства в 2006-2009 гг.

В 2006 г. доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства почти у половины регионов составляла от 50 до 80%, в 2007 г. у такого же количества регионов расходы на сельское хозяйство не превышают 40-70% от общей величины поддержки, в 2008 г. - 30-70%, в 2009 г. у 41

2500

субъектов РФ доля регионального софинансирова-ния находилась в пределах 20-50%.

В четырех регионах в 2006 г. доля региональных бюджетных расходов на сельское хозяйство была ниже 20%, а в семи регионах находилась в пределах 20-30%, в 2009 г. таких регионов стало 6 и 15 соответственно. В 2006 г. в 13 субъектах РФ доля регионального софинансирования поддержки сельского хозяйства превышала 90%, из них в двух она равнялась 100%. Через четыре года только в пяти регионах данных показатель превышает 90%.

Консолидированные расходы бюджета на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в среднем по

России в 2009 г. увеличились по сравнению с 2008 г. на 12%, что значительно ниже, чем в предыдущие годы: в 2008 г. рост поддержки сельского хозяйства по сравнению с 2007 г. составил 67%, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. 53%. Увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства было пропорционально росту поддержки сельского хозяйства: в 2009 г. производство валовой продукции по сравнению с 2008 г. выросло лишь на 2%, в отличие от предыдущих лет, когда поддержка была более значительной - в 2008 г. производство увеличилось по сравнению с 2007 г. на 27%, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 13%. Это, еще раз, говорит о необходимости увеличения государственной поддержки сельского хозяйства.

СПЕЦИФИКА АГРАРНОГО КРИЗИСА В РЕГИОНАХ РОССИИ

А.В. Лазарев, к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и

информатики им. А.А.Никонова

В результате аграрного кризиса 90-х гг. значительно изменилась территориальная организация сельскохозяйственного производства. Закономерностью аграрного кризиса является перемещение производства в более благоприятные для сельскохозяйственного производства районы Центральное Черноземье, равнинный северный Кавказ, Поволжье, Юг Урала и Западной Сибири, а также усилилась роль пригородов в сельскохозяйственном производстве. Центральный, Приволжский и Южный федеральный округ являются крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции в России, и производят в совокупности 70% всей продукции сельского хозяйства. При этом доля этих округов в сельскохозяйственном производстве по сравнению с 1990 г выросла на 3%, за счёт Южного федерального округа (ЮФО). Доля ЮФО вышедшего в 2010 г. на второе место выросла с 19 до 22,3%. Наиболее существенно, по сравнению с 1990 г., сократилось производство в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. За счёт значительного (более чем на одну треть) сокращения площади сельскохозяйственных угодий и пашни. Спад сельскохозяйственного производства был характерен для всех регионов России.

Вместе с тем спад был неравномерен. Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Белгородская область, Алтайский край, Липецкая, Курская, Орловская, Пензенская Тамбовская, Воронежская, Челябинская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Иркутская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская республика, при падении производства в 90-е гг. от 20 до 50%, превысили к 2010 г. докризисный уровень 1990 г. В других областях, например, практически во всех областях Дальнего Востока (Магаданская, Читинская, Камчатская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ), сельскохозяйственное производство сократилось втрое и до сих пор более чем в 2 раза ниже докризисного уровня 1990 г.

Исследование специфики аграрного кризиса в регионах России нацелено на анализ факторов, влияющих на территориальное разделение труда в сельском хозяйстве. Поэтому необходим анализ причин влияющих на процесс территориального разделения труда, рыночных факторов и госрегулирования, а также реакции различных категорий хозяйств (СХО, КФХ, ЛПХ) на указанные факторы. Рыночные сигналы оказывают на терри-

ториальное разделение труда в сельском хозяйстве гораздо большее влияние, чем государственное регулирование аграрного сектора. Несмотря на значительную государственную поддержку сельскохозяйственных организаций (в последнее десятилетие), производство сельскохозяйственной продукции в СХО в сопоставимых ценах за период с 1990 по 2011 г. сократилось почти вдвое. Если за 20082009 гг. производство выросло на 11%, то в 2010 г. под воздействием жестокой засухи, в которой пострадало 43 региона России, сельскохозяйственное производство сократилось на 11%. Спад поразил все регионы России. Только в Белгородской области объём сельскохозяйственного производства в СХО превысил уровень 1990 г. В десяти регионах России (Республики Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Краснодарский и Ставропольский края, Ленинградская, Кировская, Вологодская, Новосибирская, Липецкая области) спад производства в СХО составил менее трети. Более чем в 5 раз сократилось производство в СХО Архангельской, Астраханской областей, Еврейской автономной области, Камчатской, Магаданской областей, Забайкальском автономном округе, Сахалинской области, в республиках Бурятия, Тыва, Хакассия, Саха-Якутия.

Именно за счёт роста продукции в ЛПХ регионы с семейной аграрной структурой, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Кабардино-балкарская республика, Республика Алтай и Алтайский край, и ряд других регионов обеспечили рост сельскохозяйственного производства в целом.

Если в СХО объём прямых субсидий на рубль товарной продукции превысил 10 коп., то в ЛПХ 0,3 коп. Хозяйствам населения производящим, более 80% картофеля и овощей, почти 50% продукции животноводства, не сокративших как СХО производство втрое, а увеличивших производство молока, мяса, яиц, картофеля и овощей поддержка практически не оказывалась, но объём сельскохозяйственного производства в ЛПХ России вырос с 1990 по 2009 г. на 40%.

Свидетельством усиления влияния рыночных сигналов на территориальную структуру является также концентрация сельскохозяйственного производства вокруг городов. Тенденция сдвига производства в пригородную зону, особенно крупнейших городов России, ярко выражено проявилась в условиях кризиса 90-х гг. ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.