№ 4 (38) 2014
5. Курзенин Э.Б. Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа: Дисс. ... к.ю.н. - Нижний Новгород, 1999.
6. Наставления воспитанникам, читанные Александром Куницыным, адъюнкт - профессором нравственных наук // Речи, произнесенные при открытии императорского Царскосельского лицея в присутствии е. и. в. и августейшей фамилии. Октября 19 дня 1811. СПб., 1811.
7. Оль П.А., Сальников М.В. Правопонимание как феномен: понятие, уровни, категории научности и основания типизации // Юридический мир. 2005. № 3.
8. Оль П.А., Сальников М.В. Исторический дуализм в правопонимании: единство и противоречия естественного и волевого начал в праве // История государства и права. 2003. № 4.
9. Пуфендорф С. Введение в историю европейскую на российский с латинского переведенное иеромонахом Гавриилом Бужин-ским. СПб., 1718.
10. Раянов Ф.М. От земства к гражданскому обществу: современное государственно-правовое измерение местного самоуправления // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3(37).
11. Романовская В.Б. Духовность и правосознание (соотношение феноменов) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2001. № 1.
12. Романовская В.Б., Воротилина Т.Л. Проблемы правопонимания в современной отечественной юриспруденции // Право как явление культуры: Сб. научных трудов. - Краснодар: Кубанский университет, 2002.
13. Романовская В.Б., Титков Е.П. Теория естественного права в проповедях епископа Дамаскина (70-80-е годы XVIII века) // Англия и Европа: проблемы истории и историографии. - Арзамас: АГПИ, 2001.
14. Романовская Л.Р. Иноверцы в Российской Империи (историко-правовое исследование): Дисс. ... к.ю.н. - Н. Новгород, 2006.
15. Романовская Л.Р. Свобода совести: эволюция институт // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8.
16. Рябченко Е.В. «Возрождение» естественного права и его значение для позитивного права России в конце XIX и начале XX века: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Волгоград, 2002.
17. Рябченко Н.Г. Проблемы естественного права в учениях немецких юристов: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - СПб., 2002.
18. Сальников М.В. Западная традиция права: политико-правовые ценности и идеалы // Мир политики и социологии. 2014. № 10.
19. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию: Монография. - Красноярск: КрасГУ, 2004.
И.Р. Аминов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статье обращается внимание на то, что одним из способов поддержания этнополитической стабильности в современной России является государственная национальная политика Российской Федерации. Стратегия государственной национальной политики является важнейшим программно-политическим документом, предопределившим основные направления государственной национальной политики и государственного строительства страны на ближайшие годы.
Ключевые слова: этнополитология, конфликт, миграция, напряжённость, демография, политическая система, национальная политика, нация.
I.R. Aminov
STATE NATIONAL POLICY IS A WAY TO MAINTAIN ETHNO-POLITICAL
STABILITY IN MODERN RUSSIA
This article draws attention to the fact that one of the ways to maintain ethno-political stability in modern Russia is the state national policy of the Russian Federation. The strategy of the state national policy is the most important program and political document that predetermined the main directions of the state national policy and state-building for the next years.
Key words: ethnopolitology, conflict, migration, intensity, demography, political system, national policy, nation.
Совершенно очевидно, что переходный период, связанный с модернизацией российской политической системы, в силу многих объективных и субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х гг. удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением. Важным в стабилизации политической системы является национальный вопрос, так как Россия - это, прежде
всего совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов [2, с. 25]. С подписанием
В.В. Путиным Указа «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» предпринимается попытка определить ориентиры национальной политики РФ.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
№
Г* *
Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа и обобщения эт-нополитической исторической практики развития наций и национальных отношений. Стратегия государственной национальной политики является важнейшим политическим документом, предопределившим основные направления государственной национальной политики и государственного строительства страны на ближайшие годы [1].
В Стратегии были зафиксированы приоритеты России в области межнациональных отношений, урегулированы вопросы координации законотворческой деятельности на всех уровнях: от федерального до местного. При этом учитывалось, что без выделения в качестве субъектов национальной политики этнических групп, нуждающихся в специальных мерах государственной защиты (малочисленные народы, национальные меньшинства, репрессированные народы), невозможно решение проблем поддержания межнационального мира и согласия в России [4, с, 82].
Главная проблема создания новой стратегии по решению национальных и этнических проблем заключается в ее универсальности, способности разрешить те многочисленные проблемы, которые стоят перед Россией сегодня.
Правовую основу государственной национальной политики составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Главной целью национальной политики РФ должно являться обеспечение оптимальных условий для развития всех этнических общностей, составляющих многонациональный народ России. Среди приоритетных целей:
- сплочение представителей всех национальностей для решения задач, направленных на укрепление государственного единства и демократических основ России;
- формирование в обществе уважения к правам человека, непримиримости к проявлениям национализма, ксенофобии и этнорелигиозного экстремизма;
- объединение усилий государства и институтов гражданского общества по утверждению в общественном поведении установок толерантного сознания, ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и гражданского согласия;
- создание правовой, идейной и политической базы для деятельности разных ветвей власти, политических сил и общественных организаций [6].
Национальная политика, прежде всего, должна обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией прав и свобод граждан, связанных с их на-
циональной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов в РФ с учетом разрозненного проживания многих народов на своей территории. Органы государственной власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурных автономий на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей.
Удовлетворения культурных, социально-экономических, политических интересов в равной мере всех этнических групп и общностей невозможно добиться без национально-культурной автономии, которая является дополняющим фактором федеративного устройства страны, формой самоопределения, которая представляет собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям на основе их добровольной самоорганизации в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Мы солидарны с мнением директора института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, выраженным следующим образом: «Не вместо, а вместе с национально-государственными образованиями национально-культурная автономия является важнейшей формой самоопределения народов Российской Федерации» [5, с. 47].
В последние годы для поддержания этнополити-ческой стабильности и сохранения межнационального мира предпринято немало шагов таких, как наведение конституционного порядка, обеспечение равноправия народов, противодействия экстремизму и ксенофобии, решение этнокультурных проблем при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Помимо этого, при формировании общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности, необходимо учитывать этническое и религиозное многообразие страны. К.В. Калинина пишет, что именно констатация непреложного исторического факта, что все народы России в равной степени являются государство - образующими, может и должна стать консолидирующей идеей, которая будет способствовать упрочению федеративного государства, снижению этнической напряженности, преодолению различного рода деструктивных «национальных идей», возникших в результате центробежных процессов» [3, с. 29].
Внимание к вопросам, определяющим содержание государственной национальной политики со стороны государственных и общественных организаций, остается все еще недостаточно полным. От-
1ЕЫИ i " *
№ 4 (38) 2014
дельные социальные противоречия в обществе по-прежнему приобретают этноконфессиональную окраску, что создает угрозу для внутренней стабильности государства. Законодательные акты в сфере национальной политики уже не в полной мере учиты-
вают особенности современного периода, что не способствует эффективному регулированию национальных отношений в РФ, поддержанию этнополи-тической стабильности и сохранению межнационального мира и согласия.
Пристатейный библиографический список
I Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. // Официальный сайт Президента РФ www.kremlin.rn.
2. Беленко Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России (90-е гг. XX - начало XXI вв.): Автореф. дисс.: ... д.и.н. - М., 2006.
3. Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М., 2006.
4. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.
5. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
6. Аминов И.Р., Сулейманов А.Р. Институционализация национальной безопасности в истории России: внешние и внутр. угрозы // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2 (36).
А.Б. Артемьев
ЛОББИРОВАНИЕ. АНАЛИЗ ДЕЯНИЯ
В статье рассматриваются объективные общественные отношения, складывающиеся в сфере лоббистской деятельности. Внимание уделяется непосредственно лобби, их клиентам, содержанию отношений, лоббируемым интересам, способам и средствам лоббистской деятельности. Делаются выводы о том, что лоббистская деятельность вступает в противоречие с Конституцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в большинстве случаев представляет собой деяния, запрещённые отечественным законодательством, противоречит нормальному политическому процессу.
Ключевые слова: лобби, лоббизм, лоббирование, лоббистская деятельность.
A.B. Artemjev
LOBBYISM. ANALYSIS ACT
The article deals with the objective social relations folding in lobbying activities. Attention is paid to directly lobby their customers, the relationship, lobbied interests, ways and means of lobbying. Conclusions that lobbying is in conflict with the Constitution and other normative legal acts of the Russian Federation, in most cases, is a prohibited act of domestic legislation, contrary to the normal political process.
Keywords: lobby, lobbyism, lobbying, lobbist activity.
В политико-правовой жизни России всё чаще звучат призывы к принятию закона о лоббировании [1]. Ряд исследователей пытается доказать, что в лоббировании не только нет ничего плохого, но оно является неотъемлемым институтом демократическо го общества [2; 3; 4]. Лоббирование пытаются представить в качестве разновидности «деятельности в области PR, имеющей своей целью повлиять на решения, принимаемые государственными органами» [см.: прим. 2]; [5]. То есть, в виде некоей безобидной рекламы, или же в качестве давления «на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта» [6]. Возникает вполне закономерный вопрос, а так ли безобиден лоббизм, как пытаются его представить?
Термин имеет англоязычное происхождения -«Лоббизм (англ. lobbyism, от lobby — кулуары)». В
Кратком экономическом словаре под лобби, лоббизмом понимается «система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т.п.» [7, с. 379].
Более открыто характеризуется лоббизм в Словаре иностранных слов советского периода: «высокооплачиваемые закулисные дельцы, агенты крупных банков и монополий, оказывающие большое влияние в кулуарах конгресса на конгрессменов и направляющие их действия по указаниям монополистов путём подкупа и взяток при проведении законов, размещении правительственных заказов, назначении «своих людей» на выгодные посты и т.п. [8, с. 370]. Стоит обратить внимание и на современное понятие лоббизма, приведённое в специализированном Профессиональном словаре лоббистской