Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1574
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТАПЫ / МЕРЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИДЕРСТВО / ПОНЯТИЕ / STATE YOUTH POLICY / STAGES / MEASURES / IMPLEMENTATION / LEADERSHIP / CONCEPT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидоров А.В.

В статье анализируются сущность и основные этапы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание обращается на то, что государственная молодежная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-аналитического, организационно-управленческого, научного и кадрового характера, которая реализуется посредством диалога институтов гражданского общества, государства и граждан с целью самореализации потенциала молодежи страны для последующего социально-экономического развития государства, повышения его конкурентоспособности в мире, упрочнения лидерских позиций в стратегически важных отраслях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сидоров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA: ESSENCE AND MAIN STAGES

The article analyzes the essence and main stages of the state youth policy in the Russian Federation. Particular attention is drawn to the fact that the state youth policy in the Russian Federation is a system of measures of financial, economic, regulatory, informational, analytical, organizational, managerial, scientific and personnel nature, which is implemented through a dialogue between civil society institutions, the state and citizens with the goal of self-realization of the potential of the country's youth for the subsequent socio-economic development of the state, to increase its competitiveness in the world, was strengthened leadership positions in strategically important sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Сидоров А. В.*

магистр

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье анализируются сущность и основные этапы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание обращается на то, что государственная молодежная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-аналитического, организационно-управленческого, научного и кадрового характера, которая реализуется посредством диалога институтов гражданского общества, государства и граждан с целью самореализации потенциала молодежи страны для последующего социально-экономического развития государства, повышения его конкурентоспособности в мире, упрочнения лидерских позиций в стратегически важных отраслях экономики.

Ключевые слова:

государственная молодежная политика, этапы, меры, реализация, лидерство, понятие

УДК 323.23

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10000

Для цитирования: Сидоров А.В. Государственная молодежная политика в России: сущность и основные этапы / А.В. Сидоров // Контентус. - 2020. - № 6. - С. 24 - 31.

Современный этап становления и последующего развития политических преобразований в молодежной сфере Российской Федерации (РФ) идет в ходе общероссийских модернизационных процессов, которые проводятся в рамках общего реформирования общественных отношений, построения основ правового государства, рыночной экономической модели в стране. Происходящие в российском обществе преобразования структурного и функционального порядка не могут не проецироваться на молодежную политику, сферу молодежной активности. Тенденцией последних лет в стране стало ухудшение тех показателей, кото-

рые характеризуют материальный достаток и уровень жизни молодежи: неблагоприятная ситуация в сфере демографии, понижение общего уровня физической дееспособности, психологической устойчивости, снижение профессиональных, образовательных возможностей, деградация определенной части молодежи, активное внедрение контркультур и т.д. Как результат, растет асоциальный характер деятельности новых поколений молодежи, а низкие возможности социальной мобильности провоцируют конфликты и внутрисемейные противоречия. Безусловно, указанные обстоятельства требуют скоординированных политических решений в рамках государственной политики в отношении молодежи.

На данный момент имеется достаточно много научных исследований, касающихся государственной молодежной политики в современной России, в которых ряд авторов изучают различные аспекты темы (М. М. Абазалиева [1], И. В. Кирдяшкин [2], Н. А. Помелова [3] и др.).

Государственная молодежная политика традиционно определяется как одно из приоритетных направлений в любой стране мира. Не является исключением и Российская Федерация, в которой ее реализация тесно вплетена в процессы развития правового государства, в функционирование институтов гражданского общества. Одновременно с этим властные структуры и представители гражданского общества в Российской Федерации на базе сохранения и укрепления основ демократии должны быть при соответствующем ресурсном обеспечении локомотивами общественного развития в отношении решения проблем современной молодежи. Поэтому весь управленческий потенциал, который направлен на решение молодежных проблем, социализацию молодежи, раскрытие ее возможностей и других поставленных задач, проявляется и аккумулируется в политике государства по отношению к молодежи.

Рассматривая государственную молодежную политику с разных сторон, в научной литературе обычно выделяется несколько этапов ее формирования и развития в современной (постсоветской) России (периодизация по М. С. Комаровой):

1) 1991-1993 гг. - начало формирования и последующей эволюции молодежной политики на государственном уровне в России;

2) 1994-1999 гг. - продолжение проведения государственной политики в отношении молодого поколения россиян, которое характеризуется нестабильностью принимаемых решений, запоздалым реагированием на запросы молодежи;

3) 2000-2008 гг. - стабильное и поступательное развитие молодежной политики на системной основе;

4) 2008 г. - по настоящее время. Указанный этап характеризуется несущественными изменениями в реализации молодежной политики [4, с. 87].

Характерными чертами первого этапа становления государственной молодежной политики в РФ (1991-1993 гг.) стали:

- интенсивные научные изыскания, связанные с поиском оптимального смыслового наполнения и рационального содержания управления молодежной политикой в государстве;

- правовое закрепление основных органов власти, которые отвечали за реализацию молодежной политики в постсоветской России (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

- наблюдалась явное недофинансирование сферы управления молодежной политикой, выделение материальных средств по остаточному принципу;

- шел постоянный поиск оптимальных механизмов поддержки молодежных инициатив, молодежных организаций и объединений, прорабатывались меры по социальной защите молодого поколения и т. д.

Второй этап реализации молодежной политики в России охватил период с 1994 по 1999 год и закончился с момента ухода с поста Президента страны Б. Н. Ельцина [5]. Его преемник - В. В. Путин - видоизменил вектор молодежной политики. Указанный этап характеризуется поиском оптимальных механизмов реализации молодежной политики исходя из Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 мая 1993 года.

С приходом к власти в конце 1999 года В. В. Путина вектор молодежной политики был скорректирован в сторону межотраслевого взаимодействия и с этого момента начинается новый (третий этап) развития молодежной политики в РФ, который длился два президентских срока указанного политика (2000-2008 гг.). Данный этап можно охарактеризовать как время, когда перед правительством страны была поставлена задача, сделать молодежную политику межотраслевой компонентой, для чего была создана Правительственная комиссия по делам молодежи, которую возглавила на тот момент заместитель Председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко. Усилиями указанной комиссии органы власти на федеральном уровне стали активно вовлекаться в решение вопросов и проблем, которые стояли и стоят перед молодежью. К обозначенным проблемам можно отнести занятость молодежи, вопросы организации досуга, формирование здорового образа жизни, учет репродуктивных установок, профилактика негативного девиантного поведения и иные

проблемы. С третьего этапа указанные проблемы стали решаться по линии различных министерств и ведомств, что, безусловно, сыграло позитивную роль в активизации адресной поддержки молодежных инициатив [6, с. 194].

Отличительной особенностью периода 2000-2008 гг. стал тот факт, что процессы, связанные напрямую с процессом институционального закрепления молодежной политики, стали обличаться интенсивностью и динамизмом. Начали более эффективно функционировать федеральные структуры по работе с молодежью, а на региональном уровне во всех субъектах, входящих в состав РФ, стали работать специализированные структуры в системе исполнительной власти, которые занимались дел а-ми молодежи. Одновременно с этим получают развитие множество структур, которые начали работать при комитетах по молодежной политике, такие, как центры отдыха, подростковые клубы, молодежные центры, клубы по интересам для молодежи различной направленности, а также межрегиональные, региональные и муниципальные молодежные и детские организации и объединения. Отметим также, что проблемы в организации по-прежнему были, однако формат и число подобных молодежных организаций и клубов по интересам с каждым годом росло, что способствовало увеличению финансирования указанных структур со стороны государственных структур. Спрос молодого поколения на указанные структуры имелся, но не всегда отвечал потребностям молодежи.

Можно выделить основные направления, которые стали реализовы-ваться в отношении молодежи на федеральном уровне на третьем этапе:

- стала активно поддерживаться активность молодежи в аспекте социально значимых инициатив, а также общественно-политической деятельности молодого поколения по линии детских и молодежных организаций и объединений;

- провозглашалось содействие в аспекте экономической автономности молодежи в их праве на трудоустройство, праве на труд;

- происходило оказание социальных услуг для молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- шел процесс профилактики негативного девиантного поведения, правонарушений со стороны молодого поколения;

- создавались необходимые условия для охраны здоровья молодежи, формировался посыл на оздоровление населения, пропаганду здорового образа жизни среди молодых людей;

- происходил процесс получения образования молодежью и воспитательные мероприятия патриотической, культурной и иной направленности. Третий этап характеризуется окончательным закреплением век-

тора детского и молодежного воспитания патриотической направленности, когда усилиями государства и гражданского общества начала проводится политика, направленная на прививание традиционных ценностей в молодежной среде, повышение патриотизма среди подрастающего поколения россиян [7, с. 130].

Субъектный состав на третьем этапе развития молодежной политики в России также претерпевает существенные изменения. Начиная с 2000 года, происходит рост числа субъектов, которые начинают вовлекаться в управление делами молодежи. Помимо государственных структур появляются молодежные объединения и ассоциации, общественные организации, работодатели, представители местного самоуправления, представители духовенства и иные юридические лица и рядовые граждане, которые осуществляют деятельность в рамках молодежной политики в целях развития, воспитательных моментов и получения необходимого образования. Согласимся с мнением И. М. Кусковой, которая выделяет на том этапе Министерство образования РФ как один из ключевых государственных органов, который стал играть весомую роль в реализации управления молодежной политики. Статус федерального министерства также придавал значимость проблемам молодежи для государства, важность этому направлению политики страны.

Четвертый этап развития управления молодежной политикой в РФ начинается с 2008 года и продолжается по настоящее время. Отличительной особенностью данного периода является некоторый пересмотр основ молодежной политики, поскольку ФЦП «Молодежь России» закончила свое действие в 2005 году [8], и потребовалось понимание дальнейшего развития работы с молодежью.

С целью содействия по обеспечению фактов успешной самореализации и социализации молодого поколения россиян в условиях инновационного развития экономики государства был создан Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи, в состав которого были включены представители Министерства, Росмоло-дежи, общероссийские, молодежные, региональные, межрегиональные общественные организации, некоммерческие организации, в том числе научные, образовательные учреждения и обучающиеся образовательных учреждений. В августе 2012 года был создан Открытый молодежный клуб при Минобрнауки России, где в неформальной обстановке обсуждаются вопросы и проблемы, нашедшие наибольший отражение в молодежной среде, для дальнейшего их решения и реализации поступивших инициатив. Состоялось несколько встреч клуба, где наиболее активная молодежь со всей России с помощью телемостов обсудила направления ра з-

вития государственной молодежной политики, вопросы эффективности деятельности образовательных учреждений и участия студенческих советов в ее оценке, выборы уполномоченного по правам студентов.

В 2014 году на федеральном уровне была принята новая концепция молодежной политики, которая нашла свое отражение в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Концепция) [9], одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи.

Основным смысловым посылом указанной Концепции стало осозн а-ние стратегической важности работы с молодежью, поскольку молодое поколение все больше начинает принимать участие в социальных преобразованиях, становясь субъектов политики государства и процессов социального развития. Аналогично Стратегии молодежной политики в России в Концепции признается важность для общества социальных, экономических и иных инициатив, которые исходят от молодежи.

Таким образом, государственная молодежная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер финансово -экономического, нормативно-правового, информационно-

аналитического, организационно-управленческого, научного и кадрового характера, которая реализуется посредством диалога институтов гражданского общества, государства и граждан с целью самореализации потенциала молодежи страны для последующего социально -экономического развития государства, повышения его конкурентоспособности в мире, упрочнения лидерских позиций в стратегически важных отраслях экономики. Формирование концептуальных основ молодежной политики началось с начала 1990-х годов[10], продолжается и в настоящее время. Изучив цели, задачи и основные направления государственной молодежной политики, отметим, что развитие и реализация молодежного потенциала в интересах Российской Федерации является главным ее приоритетом, отвечающим запросам гражданского общества, основам демократического развития страны.

Список использованных источников

1. Абазалиева М. М. Участие российской молодежи в общественно-политической деятельности / М. М. Абазалиева // Каспийский регион : политика, экономика, культура. -2017. - № 2. - С. 62-67.

2. Кирдяшкин И. В. Исторические константы социально-политической активности современной молодежи / И. В. Кирдяшкин // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 303. - С. 80-85.

3. Помелова Н. А. Управление молодежной политикой в регионе (на примере Республики Мордовия) / Н. А. Помелова // Гуманитарий. - 2017. - № 1. - С. 4-8.

4. Комарова М. С. Молодежь как субъект государственной молодежной политики / М. С. Комарова // Власть. - 2019. - № 4. - С. 87-93.

5. Коржаков А. В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. — М.: Интербук, 1997, — 480 с. - С. 87-93

6. Морозова Т. И. Участие молодежи в общественных объединениях и политических партиях / Т. И. Морозова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 2. - С. 194-198.

7. Лукичев О. В. Молодежная политика и гражданское общество / О. В. Лукичев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 130-139.

8. Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-Ф3 (ред. от 04.11.2005) "О федеральном бюджете на 2005 год". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW314&n=1383#0 (дата обращения: 10.04.2020).

9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 г. № 2403 URL : https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 10.05.2020).

10. Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации: проект федерального закона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.duma.tomsk.ru/page/25776/ (дата обращения: 10.04.2020).

STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA: ESSENCE AND MAIN STAGES

Sidorov A. V.**

Master student

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article analyzes the essence and main stages of the state youth policy in the Russian Federation. Particular attention is drawn to the fact that the state youth policy in the Russian Federation is a system of measures of financial, economic, regulatory, informational, analytical, organizational, managerial, scientific and personnel nature, which is implemented through a dialogue between civil society institutions, the state and citizens with the goal of self-realization of the potential of the country's youth for the subsequent socio-economic development of the state, to increase its competitiveness in the world, was strengthened leadership positions in strategically important sectors of the economy.

Keywords:

state youth policy, stages, measures, implementation, leadership, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.