Управление человеческими ресурсами
Галлямова Д.И.
Государственная молодежная политика: проблемы накопления человеческого капитала
Галлямова Диана Ильдаровна — аспирант, Центр перспективных экономических исследований, Академия наук Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-кодРИНЦ: 1374-8783
Аннотация
В статье анализируется государственная молодежная политика (далее — ГМП) как система производства человеческого капитала. Именно такая сущностная характеристика ГМП признается приоритетной в современных условиях. Дальнейшее инновационное развитие страны требует не только внедрения «бережливого производства», но и бережливого отношения к творческим возможностям личности. На первый план выходят задачи воспитания, практико-ориентированного образования, которые неразрывно связаны с задачами государственной молодежной политики. На примере Республики Татарстан в статье рассматриваются основные направления реализации ГМП и существующие показатели ее эффективности. Автор предлагает задуматься над тем, как может измениться концепция работы с молодежью с учетом социокультурного подхода и принципов общественно-государственного партнерства.
Ключевые слова
Молодежная политика, человеческий капитал, ценностные ориентации, инновационная экономика, социокультурное регулирование, общественно-государственное партнерство.
Молодежная политика предусматривает создание условий для инновационного развития страны. Это один из основополагающих тезисов документов, проектирующих развитие данного направления деятельности государства. Так, в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», в частности подчеркивается, что воспитание, самореализация и повышение уровня потенциала молодежи служат «достижению устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочению ее лидерских позиций на мировой арене».
Перечисленные приоритеты задают определенную смысловую нагрузку молодежной политике — она должна стать системой воспроизводства человеческого капитала мирового уровня, создавать добавленную стоимость в экономике, иметь преобразовательный характер. Соответственно, должны меняться и требования к содержанию работы, критерии ее эффективности. В докладе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», подготовленном по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 году,
сказано: «От модели государственной молодежной политики, которая объективно опиралась на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные практики), требуется переходить к повышению качества по всем направлениям развития молодежи и ее деятельности. На первый план выходит рост человеческого капитала молодежи»1.
Стенли Фишер, Нобелевский лауреат, дал этому понятию следующее определение: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию»2. Следуя позиции С. Фишера для раскрытия понятия «человеческий капитал» в качестве цели и важнейшего критерия качества образования, А.М. Кушнир ввел в научно-педагогический обиход понятие «производящая мощность личности», тем самым уточняя, что капиталом являются не просто способности или таланты, а действующие, работающие, умножающие стоимость способности и таланты3.
Первоначально человеческий капитал рассматривался лишь как совокупность инвестиций в человека, повышающую его способность к труду. Сегодня в это понятие включаются не только расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, но и все другие затраты на воспроизводство рабочей силы4.
В обществе постиндустриальной эпохи именно люди с определенными, наиболее важными для своего времени качествами определяют успех построения инновационной экономики. В этом контексте совершенствование государственной молодежной политики сводится, прежде всего, к совершенствованию способов и механизмов воспитания у людей качеств постиндустриальной культуры и созданию условий для их воплощения в практический результат.
Насколько это реально сегодня — вопрос, имеющий актуальное, злободневное звучание. Последовали ли существенные изменения вслед за признанием
1 Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. // Федеральное агентство по делам молодежи [Официальный сайт]. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf (дата обращения: 15.10.2016).
2 Клячко Т. Прибыль от ума: каков вклад образования в экономику России // Forbes [Сайт]. 26.01.2016. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/311163-pribyl-ot-uma-kakov-vklad-obrazovaniya-v-ekonomiku-rossii (дата обращения: 01.12.1016).
3 Кушнир А.М. Главный дефект российского образования // Социальная педагогика. 2012. № 6. С. 7.
4 Константинов И. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов // Forum.msk.ru [Открытая электронная газета]. 17.03.2007. URL: http://forum-msk.org/material/economic/310895.html (дата обращения: 01.11.2016).
необходимости трансформации модели молодежной политики? И каковы основные проблемы, стратегии ее развития перед новыми вызовами?
В настоящей статье предлагается на примере Республики Татарстан рассмотреть реализацию основных направлений государственной молодежной политики (далее — ГМП) в контексте теории накопления человеческого капитала. Для начала обратимся к индикаторам эффективности, на основании которых Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан оценивает работу муниципальных образований. В их числе следующие: количество нормативных правовых актов, принятых в сфере государственной молодежной политики; количество учреждений для молодежи; объем финансирования сферы молодежной политики; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия по соответствующим программам; охват детей и молодежи профильными формами летнего отдыха и оздоровления; охват студентов, участвующих в движении студенческих трудовых отрядов; количество реализованных проектов и проведенных мероприятий в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; количество детских и молодежных общественных организаций, и др.5
Перечисленные критерии позволяют понять и оценить, что предпринимается в каждом городе и районе для увеличения интеллектуального, творческого, духовного, инновационного потенциала молодежи, формирования ее социально-экономических компетенций. Однако эффективность реализации молодежной политики на практике остается за рамками анализа. Попробуем посмотреть с этой точки зрения на программы и проекты, реализуемые в Татарстане в рамках приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Для начала необходимо отметить, что в 2014 году в Казани широко отмечалось 20-летие ГМП Республики Татарстан. На мероприятиях подчеркивалось, что за указанный период эффективно пройдены все этапы становления отрасли, утвержден региональный закон «О молодежи», создан отдельный орган управления, молодежная политика в республике носит системный и стабильный характер6. Основа этой стабильности — выделенные приоритетные направления работы, в которых накоплен
5 Стратегия государственной молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Сайт].
URL: http://docs.cntd.ru/document/432869121 (дата обращения: 15.10.2016).
6 Доклад министра по делам молодежи и спорту РТ В.А. Леонова на заседании Коллегии Министерства по делам молодежи и спорту РТ «Опыт и перспективы реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан», посвященной 20-летию реализации государственной молодежной политики в РТ // Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан [Сайт]. URL: http://mdms.tatarstan.ru/rus/ofitsialnie-vistupleniva-ministra.htm (дата обращения: 01.11.2016).
существенный опыт, выработаны формы, средства, механизмы осуществления молодежной политики.
Остановимся подробнее на нескольких из этих направлений. С самого начала постсоветского периода проводится государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи. Первая осуществляется путем перечисления социальных выплат, второй занимается широкая сеть профильных учреждений (более 1 300). Ежегодно более половины населения республики в возрасте от 7 до 17 лет приезжают туда на смены. Первостепенное внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — сирот, воспитанников малообеспеченных семей. Главным критерием эффективности работы по вышеназванным направлениям служит количество человек, получивших помощь в улучшении условий жизни и здоровья от государства.
Одно из наиболее важных событий в жизни человека молодого возраста — трудоустройство. За годы, прошедшие со времени отказа государства от системы распределения выпускников профессиональных учебных заведений, в условиях сильного социального расслоения общества, ухудшения качества образования процесс трудоустройства молодежи связан с большим количеством проблем и противоречий. При растущей доле выпускников ВУЗов среди граждан РФ число людей, работающих по специальности, снижается. По данным заместителя руководителя Росстата, на 2012 год оно составляло только 43% в формальном секторе экономики7.
Содействие решению проблем трудоустройства молодежи может быть одним из ключевых направлений реализации государственной молодежной политики. Декларируя его, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Татарстан в своих отчетах делает акцент на поддержке движения студенческих трудовых отрядов. При этом нужно констатировать, что процесс трудоустройства молодежи как таковой не находится в поле постоянного внимания уполномоченного органа управления. Не создана эффективная система сопровождения мобильности выпускников профессиональных учебных заведений — она существует разрознено в виде различных проектов, так или иначе затрагивающих проблемы трудоустройства.
В качестве примера можно привести проект «Кадровый резерв», который проводит общественная организация «Академия творческой молодежи Республики
7 Большинство выпускников вузов не работает по специальности // Аргументы и факты [Сайт]. 11.12.2012. URL: http://www.aif.ru/society/education/289752 (дата обращения: 02.11.2016).
Татарстан» при поддержке Правительства региона на протяжении последних семи лет. Цель проекта заключается в создании системы отбора, обучения и сопровождения будущих управленцев. Активные и инициативные студенты, выпускники ВУЗов и ССУЗов в рамках проекта обучаются управленческим навыкам и компетенциям, проводят собственные социальные акции и мероприятия, получают возможность встреч с представителями бизнес- и политической элиты республики, а также проходят практику в органах государственного и муниципального управления, учреждениях коммерческого и некоммерческого сектора.
За время реализации проекта в нем приняли участие порядка 1 500 человек. Из них, как сообщает исполнительная дирекция проекта, более 50 человек получили приглашение на работу в органы государственной и муниципальной власти и более 60 участников трудоустроились на промышленные предприятия, в другие учреждения и организации. Для остальных участников «Кадровый резерв» стал возможностью усилить свой личностный, профессиональный, творческий, инновационный потенциал.
В этом заключается принципиальная слабость проектного подхода в молодежной политике. Как пишут исследователи А.Р. Камалиев, А.С. Камалиев, С.А. Сергеев, реализация ГМП в России и в Татарстане осуществляется посредством деятельности молодежных общественных организаций, которая носит в том числе и проектный характер. Республикой накоплен определенный опыт в реализации своей культурной и символической политики. Но проблема в том, что многие студенты не имеют представления о том, какие проекты реализуются в рамках молодежной политики, не знают, чем занимаются такие молодежные общественные организации Татарстана, как Общественная молодежная палата при Государственном Совете Республики Татарстан, Региональная молодежная общественная организация «Лига студентов РТ», общественная организация «Академия творческой молодежи РТ», Объединение «Отечество», Совет детских и молодежных организаций, Общественная организация «Молодежь промышленных предприятий РТ» и другие8.
Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом9. В нем есть ряд неоспоримых преимуществ и достоинств, таких как практикоориентированность, возможность работать в условиях многозадачности, создавать корпоративную систему
8 Камалиев А.Р., Камалиева А.С., Сергеев С.А. Молодежная политика Республики Татарстан: проблемы и решения // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2014. № 17. С. 276.
9 Рожнов О.А. Социальное проектирование как технология управления молодежной политикой // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 123-124.
целей и ценностей во время реализации проекта и т. д. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, они несут в себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта10. В то же время, проект в известном смысле ограничивает возможности его организаторов временными, пространственными, финансовыми рамками, количеством участников.
В рамках крупномасштабных федеральных молодежных форумов «Территория смыслов на Клязьме», «Таврида», «Итуруп», «Балтийский Артек», <аВолга» и др. работает «Конвейер проектов», где можно получить грантовые средства на реализацию любой идеи социальной направленности, продуманную и оформленную в проект. Участниками конкурса становятся молодые люди, прошедшие отбор на форумы.
По утверждению экс-руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Поспелова, основными показателями реализации молодежной политики является качество и количество молодых людей, которые после участия в форумной кампании становятся кадровым потенциалом региона. Глобальная задача государственных органов, реализующих молодежную политику, заключается в «создании истории успеха молодых людей, чтобы каждый человек был привязан к профессиональному сообществу»11.
Речь идет о социализации, самореализации и вертикальной мобильности молодежи, о качестве ее человеческого капитала, для производства которого проектный подход является существенно ограниченным. Представляется актуальным и необходимым переориентировать внимание государственных органов, ответственных за реализацию молодежной политики, с инвестирования в проекты, которые увеличивают потенциальные возможности молодежи, на инвестирование в конкретные результаты. Как следствие, это будет влиять на ценности и ценностные ориентации молодежи, в том числе на такие, как ощущение своей причастности к российскому обществу и желание изменить к лучшему окружающую действительность. Эти ценности во многом служат базисом патриотического поведения и мировоззрения человека. Нужно констатировать, что на сегодняшний день патриотическое воспитание молодежи доверено, прежде всего, военно-патриотическим клубам, правоохранительным формированиям, поисковым отрядам, спортивным объединениям,
10 Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012. С. 434.
11 На Клязьме обсудили развитие молодёжной политики // Федеральное агентство по делам молодежи [Официальный сайт]. 27.08.2016. URL: https://fadm.gov.ru/news/31112 (дата обращения: 02.11.2016).
волонтерским организациям12. При всей очевидной необходимости и важности данной работы следует понимать, что патриотические ценности и ценностные ориентации формируются под влиянием социокультурных условий и неразрывно с ними связаны. Это, согласно определению У. Томаса и Ф. Знанецкого, некая социальная установка личности («социальный аттитюд»), регулирующая ее поведение13.
Ценностные ориентации, которые выражают представления человека о должном, характеризуют жизненные притязания и предпочтения, формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры. Именно через контроль и корректировку ценностных ориентаций, присущих социальной системе, сохраняется ее стабильность14. Потому если установка на построение инновационного общества не разделяется большинством молодежи, то идея будет «буксовать». Как писал К. Мангейм: «Если молодежь, которая будет жить при новом порядке и распространять его (общества) идеи, не будет по-настоящему захвачена ими, то социальная реконструкция будет всего лишь набором новых правил, не рассчитанных на понимание их людьми»15.
По итогам исследования ценностей татарстанской молодежи, которое проводилось автором данной статьи, можно констатировать, что интерес к общественно-политическим событиям, то есть то, что называется гражданской позицией, имеет тенденцию к ослабеванию. Сказанное характерно для всех групп молодежи, независимо от возраста, пола, рода занятий. Так, на вопрос «В какой степени Вы интересуетесь политикой?» большинство представителей молодежи (61,9%) ответило, что внимательно не следит за политическими событиями, ограничиваясь просмотром новостей и редким обсуждением политических событий с друзьями, родственниками. Довольно большая часть опрошенных (20,7%) вообще не интересуются политикой. Меньшее число людей (16%) внимательно следят за информацией о политических событиях в стране. И, наконец, абсолютное меньшинство (1,4%) — это субъекты политической деятельности, участники общественно-политических движений, партий, митингов и т. д. .
12 Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/media/files/8qq^YUwwzHUxzVkH1isKAErrx2dE4q0 ws.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
13 Никифорова Н.И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города (на примере г. Нижнекамска РТ). Казань: Школа, 2009. С. 6.
14 Быкова Д.Ю. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологи. 2011. № 4. С. 72-73.
15 Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 2004. С. 441.
Ориентации на семейное благополучие, личностное развитие и успех отодвигают на более дальние планы духовные и общественно-политические интересы (Рисунок 1).
О 20 40 60
Рисунок 1. Ценностные ориентации молодежи
Эмпирическое исследование показало, что межпоколенческие, моральные ценности, такие как справедливость, совесть, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей, Отечеством, остаются актуальными в жизни людей молодого возраста. Эти «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России»16 сосуществуют с другими, такими, как индивидуализм, стремление к личному успеху, нацеленность на творческий труд, саморазвитие личности, информационная активность.
Люди молодого возраста, проходившие анкетирование, отмечали, что при выборе профессионального учебного заведения руководствуются прежде всего таким мотивом, как интерес к будущей профессии (76,8%). По их мнению, система образования должна быть нацелена на подготовку квалифицированных специалистов (82%), мыслящих, способных брать на себя ответственность (77,6%) и культурных (58,6%) людей.
Приведенные мнения показывают, что молодежные образ жизни и мышление направлены на интеллектуальное, творческое и духовное развитие. Стимулом к нему
16 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс [Справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180402 (дата обращения: 13.01.2017).
выступают индивидуалистические, неколлективные ценности, стремление к личностному становлению и самореализации. Соответственно, для того, чтобы возможности, таланты и устремления молодежи способствовали не только личному, но и общественному развитию, помогали проекту модернизации экономического и социального устройства России, необходимо наладить механизмы молодежной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной.
Сфера молодежной политики должна охватывать весь комплекс социальных, экономических и политических вопросов самореализации молодых людей, проблем демографии, семейной и жилищной политики, образования, воспитания, науки, физической культуры и спорта, психологии. Их эффективное решение невозможно без инвестирования в человеческий капитал, как это подчеркивается в Стратегии государственной молодежной политики в Республике Татарстан, созданной на основе положений и приоритетов, сформулированных в федеральной стратегии.
Но в таком случае необходимо задавать соответствующие ключевые показатели эффективности ГМП. Так, если нельзя представить личность, успешно работающую в современных производственных, экономических и социально-культурных условиях, без определенного набора качеств (например, инновационность в работе, технологическая культура, умение применять знания, высокая квалификация, трудолюбие, здоровье, социальная активность и ответственность, способность легко переходить от роли подчиненного к роли руководителя и наоборот и т. п.17), то необходимо нацеливать усилия на воспитание у юношества именно этих качеств. То есть речь идет о выстраивании целеполагания системы образования и молодежной политики, которые способствуют не умножению личностного потенциала, как исторически сложилось в нашей стране18, н созданию готового человеческого капитала. Необходимо составить список специфичных для постиндустриальной производственной культуры знаний, умений и навыков, которые войдут в эталонный портрет личности, способный стать ориентиром для специалистов в сферах образования и молодежной политики.
В результате будет возможно не только перечислять ключевые направления работы с детьми и молодежью, но и предлагать четкий набор воспитательных задач,
17 КушнирА.М. Зачем нужны производственные технопарки и детско-взрослые образовательные производства в школе? // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 62.
18 Подробнее см.: МеркуловП.А. «Негативная молодежная политика» как составляющая государственной политики в отношении молодежи // Власть. 2015. № 2. С. 140-144; Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 72-79.
программ, методик, технологий и практик, отобранных с прицелом на конкретные знания, умения, навыки, ценности и компетенции, которые мы хотим заложить в личность на каждом конкретном этапе ее становления19. Разработка подобной «программы становления личности» может послужить объединению работы органов управления образованием и молодежной политикой, которая сегодня носит разрозненный характер.
Данная стратегия потребует участия в ее реализации, выражаясь терминологией А. Архангельского, всех «общественных институтов, отвечающих за смыслы», — от кино, театра, кружков словесности до средней школы и университета20.
Именно на такой эффект «совместного управления» развитием общества направлено социокультурное регулирование, которое предполагает, что государство выстраивает политику с учетом значимых для людей культурных, религиозных, морально-этических норм. Объектом регулирования становятся социальные нормы, ценности, установки, поведенческие схемы и практики различных социальных групп. Задачами государственных органов управления в сфере молодежной политики при таком подходе становятся межведомственная координация, методическое руководство, анализ процессов формирования ценностных ориентаций молодежи и мониторинг работы, проводимой в этом направлении. Для этого потребуется соответствующая инфраструктура, в строительстве которой должны участвовать все субъекты работы с молодежью. Создать необходимую воспитательную инфраструктуру в каждом учебном заведении, центре дополнительного образования, спортивном учреждении или досуговом центре, а также в каждой семье — это значительная задача, которая, конечно, непосильна для бюджетного финансирования. Она требует применения современных технологий социальной инженерии — площадок общественных дискуссий и публичной, сетевой демократии, в работе которых может принять участие каждый гражданин.
Подобные технологии позволяют обсуждать содержание программ, методы работы в том или ином направлении социальной политики, источники финансирования. В обсуждении принимают участие государственные и негосударственные учреждения, бизнес-структуры, общественные организации, меценаты и обычные граждане. Так выстраивается общественно-государственная политика.
19 Ермолин А.А. Молодежная политика как национальная система воспроизводства человеческого капитала мирового уровня // Народное образование. 2014. № 7. С. 16.
20 Архангельский А.Н. Важнее, чем политика: почему мы так живем и как могли бы жить? М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2011. С. 7.
Общественно-государственный подход подразумевает признание активной, а не реактивной роли молодежи и ее общественных объединений21. Пока же приходится констатировать: на протяжении 25-летия существования ГМП России сложилась практика смотреть на молодежь как на проблему. Тому есть объяснение, ведь первые шаги в формировании ГМП были направлены на поддержку поколения, которое ощущало себя потерянным. Так, Л.А. Савкина подчеркивает, что массовая ориентация на пассивный способ жизнедеятельности у молодежи постсоветского периода обусловлена отсутствием национальной идеологии, разрывом традиционных социальных связей и отношений между обществом и индивидом, психологической дезадаптацией к изменениям, потерей позиции человека как субъекта жизни22.
Эффективный, признанный и становящийся все более распространенным в мировой практике метод многостороннего участия в реализации социальной политики — краудсорсинг, заключающийся в том, что к решению задачи, направленной на достижение общих благ, привлекается через Интернет «сетевая толпа». Основополагающий принцип успеха любых усилий в краудсорсинге — крупномасштабное сотрудничество. Наиболее эффективно направить свои усилия на то, чтобы наладить контакт со всеми, кого можно попросить о помощи23. Взаимодействие государства и бизнес-структур в сфере молодежной политики посредством краудсорсинга позволяет привлечь дополнительные ресурсы и повысить эффективность для обеих сторон (Рисунок 2)24.
В этом контексте молодежная политика будет рассматриваться не в качестве «политики в отношении молодежи», а как «политика молодежи». Тогда источником политического влияния становится общество, точнее, некие его структуры или отдельные элементы. Два понимания молодежной политики не противоречат друг другу, а, напротив, должны рассматриваться в комплексе25. Социальная политика эффективна в том случае, когда она действует адресно, в соответствии с проблемами и потребностями разных категорий населения. В этом смысле и молодежная политика
21 Рожнов О.А. Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики // Ценности и смыслы. 2011. № 4. С. 8.
22 Савкина Л.А. Рефлексивный анализ как механизм экологического сознания // Психология и ее приложения: Ежегодник Российского психологического общества. 2002. Т. 9. Вып. 1. С. 272.
23 Замошанская Ю.П., Долгун М.А. Краудсорсинг как инструмент развития системы управления человеческими ресурсами // Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2 (12). С. 89.
24 Левина С.А. К вопросу о триаде: молодежная политика государства, краудсорсинг и бизнес // Научные труды Северо-Западного института управления. 2014. Т. 5. Вып. 2 (14). С. 106.
25 Шиманская О., Паршаков А., Попова С. Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой // Власть. 2013. № 10. С. 51.
должна учитывать интересы различных групп молодежи. Такую политику иногда
26
называют также «политикой поперечного среза» .
Рисунок 2. Схема взаимодействия государства, бизнеса и молодежной политики
Важно понимать, что на результаты реализации социальных программ и проектов всегда влияют институты гражданского общества, ответственные за «производство смыслов», — семья, школа, масс-медиа, конфессии и др., и это определяет необходимость разработки национальной стратегии воспитания на основе общественно-государственного партнерства.
26 КалинкинаМ.Ю. Государство и молодежь. М.: [б.и.], 2006. С. 4.
Список литературы:
1. Архангельский А.Н. Важнее, чем политика: почему мы так живем и как могли бы жить? М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2011.
2. Большинство выпускников вузов не работает по специальности // Аргументы и факты [Сайт]. 11.12.2012. URL: http://www.aif.ru/society/education/289752 (дата обращения: 02.11.2016).
3. Быкова Д.Ю. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологи. 2011. № 4. С. 72-73.
4. Доклад министра по делам молодежи и спорту РТ В.А. Леонова на заседании Коллегии Министерства по делам молодежи и спорту РТ «Опыт и перспективы реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан», посвященной 20-летию реализации государственной молодежной политики в РТ // Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан [Сайт]. URL: http://mdms.tatarstan.ru/rus/ofitsialnie-vistupleniya-ministra.htm (дата обращения: 01.11.2016).
5. Ермолин А.А. Молодежная политика как национальная система воспроизводства человеческого капитала мирового уровня // Народное образование. 2014. № 7. С. 9-19.
6. Замошанская Ю.П., Долгун М.А. Краудсорсинг как инструмент развития системы управления человеческими ресурсами // Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2 (12). С. 89-91.
7. Калинкина М.Ю. Государство и молодежь. М.: [б.и.], 2006.
8. Камалиев А.Р., Камалиева А.С., Сергеев С.А. Молодежная политика Республики Татарстан: проблемы и решения // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2014. № 17. С. 276-277.
9. Клячко Т. Прибыль от ума: каков вклад образования в экономику России // Forbes [Сайт]. 26.01.2016.
URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/311163-pribyl-ot-uma-kakov-vklad-obrazovaniya-v-ekonomiku-rossii (дата обращения: 01.12.1016).
10. Константинов И. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов // Forum.msk.ru [Открытая электронная газета]. 17.03.2007. URL: http://forum-msk.org/material/economic/310895.html (дата обращения: 01.11.2016).
11. Кушнир А.М. Главный дефект российского образования // Социальная педагогика. 2012. № 6. С. 5-16.
12. Кушнир А.М. Зачем нужны производственные технопарки и детско-взрослые образовательные производства в школе? // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 61-66.
13. Левина С.А. К вопросу о триаде: молодежная политика государства, краудсорсинг и бизнес // Научные труды Северо-Западного института управления. 2014. Т. 5. Вып. 2 (14). С. 104-108.
14. Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012.
15. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 2004.
16. Меркулов П.А. «Негативная молодежная политика» как составляющая государственной политики в отношении молодежи // Власть. 2015. № 2. С. 140-144.
17. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. // Федеральное агентство по делам молодежи [Официальный сайт]. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf (дата обращения: 15.10.2016).
18. На Клязьме обсудили развитие молодёжной политики // Федеральное агентство по делам молодежи [Официальный сайт]. 27.08.2016. URL: https://fadm.gov.ru/news/31112 (дата обращения: 02.11.2016).
19. Никифорова Н.И. Ценностные ориентации населения монопромышленного города (на примере г. Нижнекамска РТ). Казань: Школа, 2009.
20. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы"» // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/m edia/files/8qqYUwwzHUxzVkH1isKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 02.11.2016).
21. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс [Справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cg i/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180402 (дата обращения: 13.01.2017).
22. Рожнов О.А. Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики // Ценности и смыслы. 2011. № 4. С. 5-11.
23. Рожнов О.А. Социальное проектирование как технология управления молодежной политикой // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 123-132.
24. Савкина Л.А. Рефлексивный анализ как механизм экологического сознания // Психология и ее приложения: Ежегодник Российского психологического общества. 2002. Т. 9. Вып. 1. С. 272-273.
25. Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 72-79.
26. Стратегия государственной молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432869121 (дата обращения: 15.10.2016).
27. Шиманская О., Паршаков А., Попова С. Молодежная политика: между государственной и общественной инициативой // Власть. 2013. № 10. С. 51-53.
Gallyamova D.I.
State Youth Policy: Problems of Human Capital Accumulation
Diana I. Gallyamova — graduate student, Center of Advanced Economic Research, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation
The article analyzes the problems of development of the state youth policy of Russia. The main task of such a policy should be the creation of globally competitive human capital. This requires the respect for creative resources, the creation of new conditions for the education of an individual in society. The criteria for the effectiveness of youth policymust be reevaluated, considered in combination with education and culture. It is necessary to enhance the public value of youth policy.
Keywords
Youth policy, human capital, value orientations, innovative economy, public-private partnership.