Научная статья на тему 'Государственная модернизация экономики в России: особенности и механизмы реализации (на примере национальных проектов)'

Государственная модернизация экономики в России: особенности и механизмы реализации (на примере национальных проектов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERNIZATION / STATE PRIORITIES FOR MODERNIZATION / GOVERNMENT MEASURES / NATIONAL PROJECT / IMPLEMENTATION MECHANISM / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Анна Геннадьевна, Гайшун Евгений Сергеевич

Формирование спектра глобальных экономических и политических вызовов для России является фактором возвращения в повестку государственного управления вопросов модернизации экономики с учетом актуального состояния и трендов развития хозяйства страны в целом и ее регионов. В качестве инструментария исследования использованы системный метод и метод статистических наблюдений. В России сохраняется значимость роли государства в регулировании хозяйственных процессов и его преобладании в структуре российской экономик. Все это обусловливает необходимость рассмотрения участия роли государства в процессе модернизационных преобразований. В статье рассматривается исторический опыт модернизации в развитых странах при значимом участии государства, а также современные российские цели государственного участия в экономике, роль соответствующей политики в достижении целей модернизации (на примере майского указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.), сопряженность ее с практиками и ролью крупного бизнеса как неотъемлемой части модернизационного процесса. В работе предложены пути оптимизации государственной политики в направлении модернизации с учетом приоритетов, сформулированных для системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MODERNIZATION OF ECONOMY IN RUSSIA: FEATURES AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION (BASED ON NATIONAL PROJECTS)

The formation of the spectrum of global economic and political challenges for Russia is a factor in returning the issues of economic modernization to the public administration agenda, taking into account the current state and development trends of the country's economy as a whole and its regions. As a research tool, the system method and the method of statistical observations are used. In Russia, the role of the state in regulating economic processes and its predominance in the structure of Russian economy remains significant. All this makes it necessary to consider the participation of the state in the process of modernization transformations. The article discusses the historical experience of modernization in developed countries with significant state participation, as well as modern Russian goals of state participation in economy, the role of the relevant policy in achieving the goals of modernization (on the example of the “May Decree” of the President of the Russian Federation of May 7, 2018), its contingency with the practices and role of big business as an integral part of the modernization process. The paper suggests ways to optimize public policy in the direction of modernization, taking into account the priorities formulated for the management system.

Текст научной работы на тему «Государственная модернизация экономики в России: особенности и механизмы реализации (на примере национальных проектов)»

www.volsu.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.1.1

UDC 332.05 Submitted: 21.10.2019

LBC 65.050 Accepted: 29.11.2019

STATE MODERNIZATION OF ECONOMY IN RUSSIA: FEATURES AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION (BASED ON NATIONAL PROJECTS) 1

Anna G. Sapozhnikova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Evgeny S. Gaishun

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract. The formation of the spectrum of global economic and political challenges for Russia is a factor in returning the issues of economic modernization to the public administration agenda, taking into account the current state and development trends of the country's economy as a whole and its regions. As a research tool, the system method and the method of statistical observations are used. In Russia, the role of the state in regulating economic processes and its predominance in the structure of Russian economy remains significant. All this makes it necessary to consider the participation of the state in the process of modernization transformations. The article discusses the historical experience of modernization in developed countries with significant state participation, as well as modern Russian goals of state participation in economy, the role of the relevant policy in achieving the goals of modernization (on the example of the "May Decree" of the President of the Russian Federation of May 7, 2018), its contingency with the practices and role of big business as an integral part of the modernization process. The paper suggests ways to optimize public policy in the direction of modernization, taking into account the priorities formulated for the management system.

Key words: modernization, state priorities for modernization, government measures, national project, implementation mechanism.

Citation. Sapozhnikova A.G., Gaishun E.S. State Modernization of Economy in Russia: Features and Mechanisms of Implementation (Based on National Projects). Journal of Volgograd State University. Economics, о 2020, vol. 22, no. 1, pp. 6-14. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.L1

о

г УДК 332.05 Дата поступления статьи: 21.10.2019

щ ББК 65.050 Дата принятия статьи: 29.11.2019

и

f ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ¡"} ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

< (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ)1

Анна Геннадьевна Сапожникова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Евгений Сергеевич Гайшун

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. Формирование спектра глобальных экономических и политических вызовов для России является фактором возвращения в повестку государственного управления вопросов модернизации экономики с учетом актуального состояния и трендов развития хозяйства страны в целом и ее регионов. В качестве инструментария исследования использованы системный метод и метод статистических наблюдений. В России сохраняется значимость роли государства в регулировании хозяйственных процессов и его преобладании в структуре российской экономик. Все это обусловливает необходимость рассмотрения участия роли государства в процессе модернизационных преобразований. В статье рассматривается исторический опыт модернизации в развитых странах при значимом участии государства, а также современные российские цели государственного участия в экономике, роль соответствующей политики в достижении целей модернизации (на примере майского указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.), сопряженность ее с практиками и ролью крупного бизнеса как неотъемлемой части модернизационного процесса. В работе предложены пути оптимизации государственной политики в направлении модернизации с учетом приоритетов, сформулированных для системы управления.

Ключевые слова: модернизация, государственные приоритеты модернизации, меры государственного воздействия, национальный проект, механизмы реализации.

Цитирование. Сапожникова А. Г., Гайшун Е. С. Государственная модернизация экономики в России: особенности и механизмы реализации (на примере национальных проектов) // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2020. - Т. 22, № 1. - С. 6-14. - DOI: https://doi.org/10.15688/ ekjvolsu.2020.L1

Введение

Долгосрочная трансформация глобальных условий развития экономики России, сокращение сырьевой ренты, населения и квалифицированных кадров, спад инвестиций и темпов обновления технологического потенциала ставят перед экономикой и системой управления РФ задачу поиска долгосрочных решений относительно комплекса задач, которые, по сути, носят модернизационный характер. Складывающийся баланс рыночных сил и государственного регулирования говорит о доминировании сегодня последнего в определении векторов экономического развития, что требует критического анализа целей модернизации и средств их достижения, формируемых государством, а также анализа присутствия в структуре данной политики бизнеса как непосредственного «проводника» экономического развития и объекта политики регулирования.

В мировой практике имеется плюрализм относительно представлений о природе модернизации, а также разнообразие практик модернизации в условиях сильного государственного влияния, что и стало основным критерием выбора стран для дальнейшего анализа. В частности, для анализа были взяты такие страны, как Китай, Чили, Япония, и ряд других.

В то же время институциональные, культурные и экономические отличия современ-

ной России требуют учета именно российской специфики, а также задач, которые сегодня рассматриваются современной системой управления как приоритетные. В качестве таковых в работе проанализированы актуальные цели и задачи майского указа Президента от 7 мая 2018 г., выявлено их соотношение с традиционными целями модернизации, предложены подходы к трансформации векторов государственной политики в направлении приближения ее к модернизационным приоритетам, формируемым современными условиями глобальной конкуренции и развития современной российской экономики.

Цель исследования заключается в изучении современных государственных приоритетов модернизации российской экономики, критическом анализе их соотношения с традиционными и актуальными задачами модернизации, уточнении представлений о роли и функциях государства в модернизации, учитывающих роль и место крупного бизнеса в данном процессе.

Материал и методы исследования

Теоретическую и методическую основу исследования составили труды ведущих зарубежных и российских ученых в области теории модернизации. В качестве инструментария исследования использованы системный метод и метод статистических наблюдений.

Результаты исследования и их обсуждение

Модернизационные изменения современных экономик определяются взаимодействием государства и крупного бизнеса. Особенности таких процессов имеют национальную специфику. Так, примером модернизации в Чили, характеризующим участие как государства, так и крупного бизнеса в этих процессах, является период 70-80-х гг. XX века. На этом этапе правительством была сделана попытка реализации модели модернизации с помощью ресурсов национальной экономики. Однако затем правительство разработало новую экономическую стратегию неолиберальной модернизации; главными направлениями экономической политики стали: отмена ограничений в производственной и финансовой сферах на развитие частного предпринимательства, открытие экономики посредством отмены ограничений на импорт и снижения таможенных тарифов, организация благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в страну, снижение роли государства [Латинская Америка ... , 1994, с. 43]. Все изменения проходили на новой технологической базе, на основе совместного контроля как со стороны местных собственников, так и транснациональных корпораций.

На первом этапе проведения модернизации в Чили государство играло ведущую роль в данном процессе, но позже она перешла к крупному бизнесу (в частности, к ТНК). С одной стороны, ТНК дали чилийской экономике новый толчок для развития, осуществив вливание в экономику крупных финансовых ресурсов, наукоемких и технологичных производств, а с другой - одновременно получили доступ к природным ресурсам, приобретя возможность их беспрепятственно использовать в своих интересах. На втором этапе модернизации компании крупного бизнеса (ТНК и совместные предприятия при участии и национального капитала) вывели Чили на новый социально-экономический и технологический уровень, привели к возрождению промышленных отраслей.

При рассмотрении степени участия крупного бизнеса в модернизации экономики в Японии можно выделить 3 этапа: первый этап

(1960-1980 гг.), второй этап (1980-2000 гг.), третий этап (2000 г. - настоящее время). Для каждого из этих периодов были свойственны свои особенности модернизационных преобразований. На первом этапе модернизация проводилась с оглядкой на США и Запад, были заимствованы передовые практики ведения бизнеса, на втором этапе был взят курс на «интеллектуализацию промышленного производства», а на третьем - на приведение основных практик бизнеса в соответствие с требованиями международных норм и стандартов [Аллард, 2002; Гидденс, 1999].

С 1960-1980 гг. государство являлось крупнейшим собственником имущества и предпринимателем, занимало ключевые позиции в ряде ключевых секторов национальной экономики и осуществляло контроль и регулирование развития тех сфер, где оно не имело собственности и не занималось предпринимательством. Значимый характер участия государства в экономическом развитии и модернизации был предопределен следующими факторами на каждом из этапов:

1) задача преодоления экономического и технологического отставания от стран Запада;

2) технологическая слабость частного национального капитала;

3) геополитические интересы в условиях роста масштабов внешнеэкономической экспансии.

В процессе послевоенной модернизации экономики в Японии государственное стимулирование было направлено на стимулирование приоритетных отраслей и производств, создание благоприятного инвестиционного климата, что привело к снижению роли государственных компаний в экономике. Однако инициатором модернизационных процессов в Японии на данном этапе стал частный крупный бизнес как носитель лучших управленческих практик, передаваемых через управленческие команды специалистов, что способствовало их заимствованию японскими компаниями [Япония ... , 2011].

Наиболее известным примером активной роли государства в модернизации является опыт Китая. Так, ВВП Китая в течение 40 лет (с 1979 по 2018 г.) рос в среднем на 9,6 % в год; или в сумме - в 10,4 раза (с 414,4 до 4 911,3 млрд долл. по обменному курсу). В на-

учной литературе выделены следующие пять факторов феноменального успеха модернизации китайской экономики: большие ресурсы рабочей силы высокого качества и невысокой оплаты труда; высокая доля инвестиций и сбережений в экономике, превышающая 30 % ВВП, дополненная результативными стратегиями привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики; открытость экономики, основанная на экспор-тоориентированной модели развития; увеличение валютной выручки компаний за счет увеличения сегмента техно- и наукоемкости в экономике; внедрение современных логистических схем в промышленности.

Начало XXI в. в Китае ознаменовано этапом развития высоких технологий, перехода к экономике знаний, к экологической низкоуглеродной экономике. По мнению китайских экономистов, в этот период государство подошло к модернизации опережающего типа. На современном этапе развития модернизации в Китае одним из ключевых стал вопрос о том, каким образом добиться значительных результатов в повышении качества экономического развития при сохранении темпов количественного роста. Модернизация в Китае проводилась преимущественно государством, однако в ходе ее проведения компании крупного государственного бизнеса стали непосредственными участниками этого процесса, а их деятельность встраивалась в ключевые приоритеты, определенные правительством КНР.

Опыт модернизации, проводимой в таких странах, как Чили, Япония и Китай и др., свидетельствует о том, что ее результативность зависела от политики государства, ориентированной на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, но была основана на инициативе частного капитала, который стремился к повышению как инновационности в производственных процессах, так и качества человеческого капитала. Такой опыт показал, что ключевым участником данного процесса наравне с государством выступил крупный бизнес различного происхождения по форме собственности (государственный, частный, международный). Следовательно, крупный бизнес на пути модернизации становится полноценным и полноправным партнером государ-

ства. Этот опыт модернизационных преобразований может стать плацдармом для России, позволяющим избежать ошибок и выстроить собственный путь развития.

Анализ взглядов ведущих российских ученых по вопросу модернизации экономики в России позволил выявить проблемные аспекты процесса. Так, В.В. Ивантер считает, что ключевой акцент в модернизационных преобразованиях следует сделать на диверсификации и инновационной ориентации российского производства [Ивантер, 2017, с. 3]. С.М. Гуриев рассматривает взаимосвязь между инновациями и модернизацией и приходит к выводу о том, что ключевую роль при реализации как модернизационных, так и инновационных инициатив играют созданные в стране механизмы защиты прав собственности, обеспечение которых может гарантировать именно государство [Гуриев]. Р.С. Гринберг видит проблемы модернизации в России в том, что в стране не удалось провести структурную перестройку и диверсификацию экономики, создать конкурентную среду, независимую судебную систему, предложить промышленную и бюджетную политику, основанную на стратегическом планировании [Гринберг, 2012, с. 35]. Н.В. Зубаревич отмечает, что важнейшую роль в модернизации играет качество институтов привлечения инвестиций, и доказывает, что в РФ сформировались очень понятные политические приоритеты, не имеющие никакого отношения к экономическому росту [Зубаревич].

Таким образом, государству в процессах модернизации в России отводится ведущая роль. При этом без установления и реализации государственных приоритетов в данном направлении невозможно дальнейшее движение [Попова].

Специфика функций государства и крупного бизнеса в процессе реализации модерни-зационных преобразований в экономике России в целом обусловлена историческими и географическими предпосылками и обобщенно представлена в таблице 1.

Стратегическая цель модернизации в России на современном этапе состоит в формировании модели экономики, отвечающей современным глобальным вызовам. Реализация данной цели возможна за счет:

Таблица 1

Функции государства и крупного бизнеса в реализации модернизационных преобразований на современном этапе

Направления реализации / поддержки модернизации Функции государства Функции крупного бизнеса

Развитие технологий Обеспечивает идентификацию и определение приоритетов в области НИОКР, инновационных инициатив, финансирует фундаментальные исследования Формирует спрос на проведение НИОКР, обеспечивает прототипирование, масштабирование и продвижение новых технологий на рынке

Рост качества человеческого капитала Определяет политику в области образования Вкладывает ресурсы в обучение и развитие сотрудников

Глобальная конкурентоспособность Формирует политику в отношении субъектов мировой экономики Формирует партнерские взаимоотношения с представителями бизнеса из зарубежных стран

Технологическая рента Ведет учет объектов интеллектуальной собственности, обеспечивает защиту интеллектуальных прав Получает сверхприбыли и ренту от реализации конечной продукции за счет установления монопольной цены

Пространственная сбалансированность Определяет приоритеты пространственного развития, формирует Стратегию пространственного развития Российской Федерации Интегрирует ресурсы и объединяет национальное экономическое пространство за счет размещения активов в регионах страны

Инвестиционная привлекательность Разрабатывает мероприятия материального и нематериального характера, направленные на реализацию инвестиционных приоритетов в стране, создает нормативно-правовую базу инвестиций Инвестирует на избранной территории, формируя специализацию экономики

Переход от торговли сырьем к торговле переработанным сырьем Формирование налоговых и иных институциональных стимулов диверсификации производства и экспорта Внедряет более глубокий уровень переработки, расширяет ассортимент и повышает качество готовой продукции

Примечание. Составлено авторами по материалам исследования.

1) технического и технологического обновления производственных активов;

2) структурной перестройки экономики;

3) формирования инновационной модели развития экономики за счет роста удельного веса отраслей-катализаторов экономического развития (наукоемкие, высокотехнологичные).

В настоящее время основные приоритеты и направления развития страны на среднесрочную перспективу определены Указом Президента России от 7 мая 2018 года. Основным инструментом реализации Указа являются национальные проекты [Указ ...].

Общая стоимость реализованных национальных проектов оценивается в 25,7 трлн рублей. По данным Минэкономразвития, ожидаемый рост ВВП российской экономики за счет реализации национальных проектов составит в 2021-2024 гг. до 3,1-3,3 %.

Соотношение заявленных приоритетов с долгосрочными задачами должно привести к модернизации экономики России в среднесрочной перспективе (см. табл. 2).

Органы государственной власти призваны сыграть решающую роль в разработке и выполнении принятых нормативно-правовых актов, а бизнес должен обеспечить реализацию национальных проектов, обозначенных в заявленных национальных проектах.

Реализация Указа вместе с тем имеет риски реализации, в качестве которых выступают:

1) сокращение ресурсов бюджета на выполнение обозначенных приоритетов;

2) недоиспользование средств на выполнение обозначенных приоритетов;

3) нестабильность цен на энергоресурсы, которая может привести к дефициту бюджета;

4) изменение целевых показателей в национальных целях и стратегических задачах РФ в связи с изменением общеэкономической ситуации;

5) отток капитала частного крупного бизнеса за рубеж в связи с отсутствием инструментов защиты интересов бизнеса;

6) недостаточное взаимодействие федеральных ведомств и регионов;

Таблица 2

Национальные проекты, заявленные в национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г., и их сопряжение с реализацией модернизационных преобразований

№ п/п Наименование национального проекта Сопряжение проекта с актуальными для РФ задачами модернизации

1 «Здравоохранение» Создание среды развития человеческого капитала

2 «Образование» Формирование алгоритмов взаимодействия бизнеса и образовательных организаций для реализации совместных образовательных проектов, ориентированных на рост инновационности экономики

3 «Демография» Формирование потенциала занятости в экономике

4 «Культура» Формирование среды развития человеческого капитала

5 «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Инфраструктурное развитие экономики

6 «Жилье и городская среда» Повышение качества среды жизни населения. Формирование растущих трендов в мультипликативных отраслях экономики (строительство), стимулирование развития качественно новых технологий

7 «Экология» Формирование практик безотходных технологий производства

8 «Наука» Синергия компаний крупного бизнеса, научных организаций и зарубежных компаний по направлениям, определяемым приоритетами научно-технологического развития

9 «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Развитие институциональной среды, ориентированной на поддержку бизнеса

10 «Производительность труда и поддержка занятости» Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики за счет создания стимулов перехода на новые технологические уровни

11 «Международная кооперация и экспорт» Проект способствует увеличению международных связей компаний, интеграции и кооперации с зарубежными контрагентами

12 «Цифровая экономика Российской Федерации» Вовлечение бизнеса в формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, программного ПО, создание механизмов интеграционного взаимодействия бизнеса

Примечание. Составлено авторами по материалам исследования.

7) забюрократизированность процедур, связанных с освоением финансирования национальных проектов.

Данные по расходам федерального бюджета на реализацию национальных проектов по итогам 2019 г. подтверждают обозначенные выше ключевые риски. Так, нашел свое обоснование риск, связанный с недоиспользованием средств федерального бюджета. Он подтверждается данными, согласно которым процент исполнения расходов на реализацию национальных проектов из федерального бюджета в 2019 г. составил 91,4 %, а неосвоенны-

ми при этом остались 8,6 % выделенных средств, что составило 150 млрд рублей [Гальчева].

В целом как анализ функций и места государства в процессах модернизации на примере ряда стран, так и специфика условий и проблем данного процесса в России позволяют сформулировать ряд положений относительно задач государства, реализация которых позволит трансформировать современные условия развития бизнеса для активизации его участия в процессах модернизации. В связи с этим формирование государством условий

модернизации может быть сосредоточено, как полагаем, на следующем спектре задач:

1) в институциональной сфере: сформировать нормативно-правовую базу, регулирующую реализацию крупным бизнесом модер-низационных проектов (в том числе инфраструктурных); усовершенствовать методы инфраструктурного обеспечения деятельности компаний крупного бизнеса; модифицировать государственный заказ в интересах повышения конкурентности в значимых отраслях экономики;

2) в организационной сфере: минимизировать ограничения административно-организационного характера; проработать прозрачные (исключающие получение особых «привилегий») механизмы взаимодействия компаний крупного бизнеса и органов государственной власти; разработать прозрачные регламенты природо- и недропользования, исключающие коррупционные элементы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) в инвестиционной сфере:

- для компаний крупного бизнеса: обеспечить институциональную поддержку инвестиций, реализуемых посредством создания и развития особых экономических зон различного формата; обеспечить прозрачность механизмов государственно-частного партнерства; расширить доступ к финансовым инструментам страхования рисков,

- для регионов: модифицировать систему дотаций, выделяемых субъектам РФ, в целях учета интересов развития регионального предпринимательства; обеспечить достаточность бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ на развитие инфраструктуры в интересах предприятий, оказывающих максимальное влияние на модернизационные сдвиги в структуре производства и занятости в регионе,

- для финансово-кредитных институтов: законодательно обеспечить формирование банками и страховыми компаниями конкурентоспособных механизмов кредитования бизнеса; предоставить государственные гарантии для привлечения средств в финансово-кредитные институты;

4) в сфере международной торговли и международных инвестиций: содействовать восстановлению каналов взаимодействия в

области экспортно-импортных отношений компаний крупного бизнеса с зарубежными партнерами из стран БРИКС, стран СНГ и развитых стран; разработать механизмы компенсации инвестиционных ограничений, сформированных режимом экономических санкций.

Непосредственным способом реализации такого подхода представляется модернизация собственно механизмов управления государства как значимого актора современных экономических процессов в РФ.

В числе механизмов модернизации собственно аппарата управления, обеспечивающего соответствующие меры развития, следует, опираясь на спектр актуальных проблем в данной сфере, рассматривать:

- дебюрократизацию государственного аппарата;

- формирование механизмов согласования интересов государственных и региональных стратегий и стратегий крупного национального бизнеса;

- формирование механизмов взаимодействия компаний крупного бизнеса и государства для реализации национальных приоритетов в ходе решения стратегических задач компаний.

Заключение

В России роль государства в структуре экономики, регулировании хозяйственных процессов, определении модернизационных приоритетов остается значимой. При этом в последнее десятилетие нельзя недооценивать значимость субъектов крупного бизнеса в реализации экономических проектов и инициатив. Зарубежный опыт проведения модернизации на примере таких стран, как Чили, Сингапур, Китай и других, показал, что государство является инициатором проведения модернизации, создавая институциональную платформу для ее осуществления и обеспечивая импульс процессу, тогда как крупный бизнес создает условия для ее реализации, внедрения инноваций в производственные процессы и развития человеческого капитала. Все это позволяет странам, объявившим курс на модернизацию, выйти на новый уровень конкурентоспособности на мировых рынках.

В процессе модернизационных преобразований государство и крупный бизнес выполняют ряд функций, каждая из которых способствует росту глобальной конкурентоспособности российской экономики, улучшению ее инвестиционной привлекательности, сглаживанию пространственных деформаций экономического пространства и т. д. Анализ приоритетов и направлений развития России, определенных Указом Президента России от 7 мая 2018 г., показал, что исполнение Указа может служить элементом обеспечения модернизации экономики.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00236.

The reported study was funded by RFBR in the framework of research project no. 19-010-00236.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Аллард, Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации / Э. Аллард // Социс. - 2002. -№ 9. - С. 60-66. Гальчева, А. Расходы на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на 150 млрд руб. / А. Гальчева // РБК. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/17/01/ 2020/5e21994a9a794745151f4b8b?from=from_ main. - Загл. с экрана. Гидденс, Э. Последствия модернити / Э. Гидденс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Э. Гидденс ; под ред. В. Л. Иноземцева. - M. : Academia, 1999. - 119 с. Гринберг, Р. С. Экономическое измерение российской модернизации: императивы и риски / Р. С. Гринберг // Гуманитарий Юга России. -2012. - С. 33-42. Гуриев, С. М. Модернизация или инновации: что важнее для экономики России? / С. М. Гуриев // Forbes. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/ekonomika-column/ vlast/60051-modernizatsiya-ili-innovatsii-chto-vazhnee-dlya-ekonomiki-rossii. - Загл. с экрана. Зубаревич, Н. Регионы России: из кризиса - в модернизацию? / Н. Зубаревич // Неприкосновенный запас. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://magazines.gorkymedia/nz/2011/1/ regiony-rossii-iz-krizisa-v-modernizacziyuhtml. -Загл. с экрана.

Ивантер, В. В. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России / В. В. Ивантер // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 4. - С. 3-16

Латинская Америка: структурная перестройка хозяйства. - М. : ИЛА, 1994. - 239 с.

Попова, Е. В. Основные направления модернизации российской экономики / Е. В. Попова. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// bujet.ru/article/98452.php. - Загл. с экрана.

Япония: опыт модернизации / под ред. Э. В. Моло-дякова. - М. : АИРО-ХХ1, 2011. - 280 с.

Указ Президента России от 07.05.2018 N° 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Доступ из информ.-правового портала «Гарант.ру».

REFERENCES

Allard E. Somnitelnye dostoinstva kontseptsii modernizatsii [The Dubious Merits of the Modernization Concept]. Sotsis [Socis], 2002, no. 9, рр. 60-66.

Galcheva A. Raskhody na natsproekty v 2019 godu otstali ot plana na 150 mlrd rub. [Expenditures on National Projects in 2019 Lagged Behind the Plan by 150 Billion Rubles]. RBK [RBC]. URL: https://www.rbc.ru/ economics/17/01/2020/5e21994a9a794745151 f4b8b?from=from_main.

Giddens E. Posledstviya moderniti [Consequences of Modernity]. Novayapostindustrialnaya volna na Zapade: Antologiya [New Post-Industrial Wave in the West: Anthology]. Moscow, Academia Publ., 1999. 119 p.

Grinberg R.S. Ekonomicheskoe izmerenie rossiyskoy modernizatsii: imperativy i riski [Economic Dimension of Russian Modernization: Imperatives and Risks]. Gumanitariy Yuga Rossii, 2012, p. 33-42.

Guriev S. Modernizatsiya ili innovatsii: chto vazhnee dlya ekonomiki Rossii? [Modernization or Innovation: What Is More Important for the Russian Economy?]. Forbes. URL: https:// www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/60051-modernizatsiya-ili-innovatsii-chto-vazhnee-dlya-ekonomiki-rossii.

Zubarevich N. Regiony Rossii: iz krizisa - v modernizatsiyu? [Russian Regions: From Crisis to Modernization?]. Neprikosnovennyy zapas. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2011/1/ regiony-rossii-iz-krizisa-v-modernizacziyu.html.

Ivanter V.V. Strukturno-investitsionnaya politika v tselyakh modernizatsii ekonomiki Rossii [Structural and Investment Policy for the

Modernization of the Russian Economy]. Problemy prognozirovaniya [Studies on Russian Economic Development], 2017, no. 4, pp. 3-16.

Latinskaya Amerika: strukturnaya perestroyka khozyaystva [Latin America: Structural Adjustment of Economy]. Moscow, ILA, 1994. 239 p.

Popova E.V. Osnovnye napravleniya modernizatsii rossiyskoy ekonomiki [Main Directions of Modernization of Russian Economy]. URL: http:// bujet.ru/article/98452.php.

Molodyakov E.V., ed. Yaponiya: opyt modernizatsii [Japan: Modernization Experience]. Moscow, AIRO- XX1, 2011. 280 p.

Ukaz Prezidenta Rossii ot 07.05.2018 № 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of Russia no. 204 of May 7, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period Until 2024]. Access from "Garant" informational and legal web portal.

Information About the Authors

Anna G. Sapozhnikova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Environmental Engineering, Don State Technical University, Gagarina Sq., 1, 344000 Rostov-on-Don, Russian Federation, ann_sapozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6764-647X

Evgeny S. Gaishun, Candidate for a Degree, Don State Technical University, Gagarina Sq., 1, 344000 Rostov-on-Don, Russian Federation, subaru156@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5041-2255

Информация об авторах

Анна Геннадьевна Сапожникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды», Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, 344000 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, ann_sapozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6764-647X

Евгений Сергеевич Гайшун, соискатель ученой степени, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, 344000 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, subaru156@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5041-2255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.