"7^ЕСТНИК Юрченко И. А. О Л Л
я УНИВЕРСИТЕТА Государственная миграционная политика 2 1
имени o.e. кутафина(мгюА) Российской Федерации: уголовно-правовые риски
Государственная миграционная политика Российской Федерации: уголовно-правовые риски
Аннотация. В статье исследуются уголовно-правовые способы противодействия новым криминальным угрозам, возникающим в результате роста масштаба международной миграции. Автором анализируется содержание Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации в контексте выявления источников опасности для общества и государства как объектов уголовно-правовой охраны. В работе выявляются современные криминогенные риски в виде лоббистской деятельности в миграционной сфере, оказания противоправного воздействия национальными диаспорами на органы публичной власти. Освещаются подходы к определению понятия лоббирования, его моделям и видам. Отмечается необходимость включения в УК нормы об ответственности за неправомерное лоббирование. В статье проводится разграничение между диаспорами и этническими преступными группами. Рекомендуется дополнить ст. 63 УК такими отягчающими наказание обстоятельствами, как совершение преступления иностранным гражданином, нарушавшим ранее правила въезда или нахождения в РФ, его прибытие на территорию РФ с целью совершения преступления.
Ключевые слова: миграция, миграционная безопасность, миграционная политика, лоббирование, диаспора, уголовно-правовые риски, объект уголовно-правовой охраны, преступные группы, уголовное наказание.
Ирина Александровна ЮРЧЕНКО,
доцент кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.116.4.211-220
Irina A. YURCHENKO, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 State migration policy of the Russian Federation: criminal law risks Abstract. The article examines criminal legal methods of countering new criminal threats arising as a result of the growing scale of international migration. The author analyzes the content of the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation in the context of identifying sources of danger to society and the state as objects of criminal legal protection. The work
© Юрченко И. А., 2024
в Я УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
identifies modern criminogenic risks in the form of lobbying activities in the migration sphere, the provision of illegal influence by national diasporas on public authorities. Approaches to defining the concept of lobbying, its models and types are covered. The need to include in the Criminal Code a rule on liability for unlawful lobbying is noted. The article makes a distinction between diasporas and ethnic criminal groups. It is recommended to supplement Art. 63 of the Criminal Code by such aggravating circumstances as the commission of a crime by a foreign citizen who previously violated the rules of entry or stay in the Russian Federation, his arrival on the territory of the Russian Federation for the purpose of committing a crime. Keywords: migration, migration security, migration policy, lobbying, diaspora, criminal legal risks, object of criminal legal protection, criminal groups, criminal punishment.
На миграционную политику современных государств влияет множество факторов, которые связаны с системными глобальными преобразованиями и геополитическими событиями. Диспропорции в росте, распределении и составе населения мира со временем нарастают1, что становится важной причиной усиления миграционных потоков между государствами. На протяжении нескольких десятков лет проблема миграции является объектом пристального внимания со стороны международного сообщества2.
Исследование тенденций миграционной политики Российской Федерации за период с 1989 по 2023 г., проведенное группой российских ученых, показало ее гибкость и способность к модификации под влиянием внешних и внутренних факторов с учетом двух приоритетных направлений, касающихся национальной безопасности России и экономического развития страны в условиях дефицита трудовых ресурсов и демографического кризиса3.
Положения действующей Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы утверждены Указами Президента РФ от 31.10.2018 № 6224 и от 12.05.2023 № 3425 (далее — Концепция). В большей степени Концепция направлена на регулирование внешней трудовой миграции. В целях защиты государственных и общественных интересов от криминальных угроз, нередко сопровождающих миграционные процессы, возникает необходимость дать анализ сопутствующих им уголовно-правовых рисков.
1 Department of Economic and Social Affairs of the United Nations. World Population Prospects 2022 // URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 07.04.2024).
2 International Organization for Migration (IOM) of the United Nations. World Migration Report 2022 // URL: https://migrationnetwork.un.org/resources/world-migration-report-2022 (дата обращения: 07.04.2024).
3 Попова С. М., Яник А. А., Карпова С. Ф. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989—2023) // Административное и муниципальное право. 2023. № 4. С. 42.
4 СЗ РФ. № 45. Ст. 6917.
5 СЗ РФ. № 20. Ст. 3534.
УНИВЕРСИТЕТА Государственная миграционная политика
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации: уголовно-правовые риски
Международная миграционная активность, как следует из вышеуказанного стратегического документа в данной сфере, может быть сопряжена с такими негативными уголовно-правовыми последствиями, как: пересечение государственной границы РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, въезд которым в страну не разрешен; проникновение на территорию РФ членов криминальных, террористических и экстремистских структур; фиктивная постановка иностранных граждан на миграционный учет; организация незаконной миграции; коррупционные преступления в сфере миграции; преступления, связанные с незаконным оборотом поддельных или подложных документов, а также заведомо ложных сведений, для приобретения иностранными гражданами гражданства РФ; дискриминация иностранных граждан; уголовно наказуемые нарушения требований трудового и налогового законодательства РФ работодателями, использующими иностранных работников; торговля людьми и использование рабского труда.
В Уголовном кодексе РФ6 предусмотрена ответственность за перечисленные общественно опасные деяния, а Верховный Суд РФ дал разъяснения по делам о преступлениях в сфере преступного нарушения миграционных правил7. Наиболее интересным в рамках проводимого исследования представляется рассмотрение уголовно-правовых рисков, связанных с миграционной ситуацией в отношении иностранных граждан и не получивших должного отражения в уголовном законе.
Так, в развитие положений Концепции был разработан и утвержден План мероприятий по ее реализации в 2024—2025 годах8, в п. 37 и 38 которого закрепляется необходимость проведения ФСО и ФАДН России исследований общественного мнения о миграционных процессах в РФ и социологических исследований по оценке состояния межнациональных отношений, по итогам которого должны быть представлены Правительству РФ доклады, содержащие показатели, которые характеризуют уровень защищенности граждан РФ от внутренних и внешних угроз, с учетом миграционной ситуации и состояния межнациональных отношений в российском обществе.
Согласно отчету ФАДН России в 2023 г. в результате мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений выявлено 28 534 информационных повода, способных оказать негативное влияние на состояние данных отношений, большинство из которых были связаны с межнациональным
6 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. < в силу с 01.04.2024) // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата ° обращения: 07.04.2024). О
7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике
по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации °
и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» // Российская газета. 17.07.2020. № 156 (8210). А
8 Распоряжение Правительства РФ от 16.01.2024 № 30-р «О плане мероприятий по реализации в 2024—2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ m document/0001202401190035 (дата обращения: 07.04.2024). РИСКИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
фактором9. Статистические данные МВД России свидетельствуют, что за январь — декабрь 2023 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено на 3 % преступлений меньше, чем за 2022 г., а количество преступлений в отношении иностранцев сократилось на 12,4 %10.
Вместе с тем в определенной части общества всегда наблюдались антими-грантские настроения, которые обострились после совершения в марте 2024 г. крупнейшего террористического акта на территории России. Представители различных ветвей власти, средства массовой информации, обычные граждане стали требовать ужесточения для иностранцев правил трудовой миграции и предоставления гражданства11, отмечая, что принципами миграционной политики являются приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории, учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения России и невмешательство членов гражданского общества в деятельность государственных и местных органов власти РФ при реализации миграционной политики (п. 20 Концепции).
Все чаще в качестве криминогенных рисков в условиях отсутствия соответствующих уголовно-правовых норм называются: лоббирование бизнес-сообществом миграционного притока иностранных специалистов в определенные сферы промышленности; появление на территории РФ диаспор мигрантов и оказание ими противоправного влияния на органы публичной власти; нежелание мигрантов интегрироваться в российское общество и др. Представляется необходимым дать анализ наиболее значимым из перечисленных уголовно-правовых рисков.
Лоббирование трудовой миграции. В своем диссертационном исследовании С. И. Суровцев12 выделяет два подхода к определению понятия лоббирования и законодательной практики его регулирования. С одной стороны, лоббистская деятельность рассматривается им как закрепленная законом реализация права на обращение в органы власти с предложениями и жалобами13, а с другой — как осуществляемая профессионально и платно деятельность конкретных лиц и их объединений в интересах заказчика14.
9 Официальный сайт ФАДН России. URL: https://fadn.gov.ru/documents/prochee/otchet-ob-osnovnyix-itogax-monitoringa-sostoyaniya-mezhnaczionalnyix-i-mezhkonfessionalnyix-otnoshenij-v-2023-godu (дата обращения: 07.04.2024).
10 См.: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2023 года // URL: https://мвд.рф/reports/item/47055751/ (дата обращения: 07.04.2024).
11 См.: Путин поручил «кардинально обновить» подходы к миграционной политике // Коммерсант. 02.04.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6610966 (дата обращения: 07.04.2024) ; Геннадий Семигин: Экстремизм не искоренить без уничтожения анклавов // Парламентская газета. 25.03.2024 ; МВД РФ представило законопроект об ужесточении контроля за миграцией // Российская газета. 01.04.2024.
12 Суровцев С. И. Конституционно-правовое регулирование лоббистской деятельности по праву США, государств — членов Европейского союза и России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 19.
13 Суровцев С. И. Указ. соч. С. 19.
14 Суровцев С. И. Указ. соч. С. 19.
в
ЕСТНИК Юрченко И. А. g1C
УНИВЕРСИТЕТА Государственная миграционная политика ^SI^J
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации: уголовно-правовые риски
Автор выделяет две модели регулирования лоббисткой деятельности: американскую, для которой характерен императивный подход с обязательным созданием публичного реестра представителей интересов определенных групп, предоставлением ими отчетности о своей деятельности, уголовной ответственностью за нарушение данных требований, и европейскую модель, использующую дис-позитивный метод, основанный на добровольности создания реестра лоббистов и соблюдении ими этических норм при осуществлении своей деятельности15.
Учеными выделяются три вида лоббисткой деятельности: прямой лоббизм по оказанию влияния на представителей власти с целью принятия конкретного решения, опосредованный лоббизм по склонению парламентариев к участию в голосовании без цели достижения его конкретного результата и внутренний лоббизм по продвижению представителями законодательной власти своих интересов16.
Первоосновой появления законодательно признанного лоббизма считается Конституция США, закрепляющая право народа на обращение к властям с петициями17. В большинстве же государств деятельность, связанная с оплачиваемым продвижением интересов отдельных социальных и иных групп, находится в «серой зоне» и никак не регулируется и уголовно не наказывается. Но это не означает, что она не осуществляется, в том числе в России.
Например, часто слышатся обвинения в сторону Союза потребителей РФ в лоббировании интересов покупателей, что привело к значительному расширению их прав и возникновению явления, называемого «потребительский экстремизм». По оценкам общественного мнения, в сфере миграции наблюдается деятельность «строительного лобби», ряд представителей которого могут влиять на процесс принятия законодательных решений изнутри, входя в законодательные органы власти.
В России настроение общества по поводу лоббисткой деятельности в большей степени является негативным — она оценивается как узаконенная коррупция, последствия которой влияют на невозможность трудоустройства местного населения в некоторые отрасли производства, отсутствие увеличения оплаты труда, отказ от внедрения современных технологий, автоматизации и роботизации промышленности и т.п. В 2013 г. отечественным законодателям предлагалось внедрить американский подход к регулированию лоббистской деятельности посредством одобрения законопроекта «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления»18, который в итоге не был принят.
На данный момент с учетом сложившейся в России миграционной ситуации, связанной с неконтролируемым ввозом на территорию страны низкоквалифицированной рабочей силы, правом иностранных граждан изменить цель своего пребывания, оттоком мигрантов из секторов реальной экономики в более §
I
□
15 Суровцев С. И. Указ. соч. С. 107—109. □
16 Кулакова Е. В. Конституционно-правовой опыт регулирования лоббизма в зарубежных странах // Вестник Института экономических исследований. 2018. № 4 (12). С. 200.
17 Кремянская Е. А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в Соединенных Штатах
Америки и Канаде // Вестник МГИМО (Университета). 2014. № 2. С. 162. Е
<
н □
18
СПС «КонсультантПлюс». РИСКИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
оплачиваемую сферу услуг, наиболее правильным видится установление полного запрета на осуществление лоббистской деятельности, во исполнение которого предлагается следующая редакция статьи УК РФ:
«Статья 185.7. Неправомерное продвижение интересов коммерческой или некоммерческой организации либо индивидуального предпринимателя
1. Продвижение интересов коммерческой или некоммерческой организации либо индивидуального предпринимателя в органах государственной власти и местного самоуправления с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами нормативных актов, политических, экономических, административных и иных решений в интересах коммерческой или некоммерческой организации либо индивидуального предпринимателя — наказывается...
2. То же деяние, совершенное в отношении органов судебной власти, — наказывается...
Примечание 1. Продвижением интересов не являются публикации в печати, выступления в средствах массовой информации, предоставление информации по требованию органа государственной власти или местного самоуправления».
Диаспоры и их правовой статус на территории РФ. Лоббирование интересов определенных национальных групп непосредственно связано с вопросами образования выходцами из стран ближнего зарубежья на территории России диаспор, определения их правового статуса и влияния на социально-политические, экономические, культурные процессы жизнедеятельности коренных народов Российского государства. В странах, где подобная деятельность разрешена, в большей степени говорят не о диаспорах, а об этнических лобби, представляющих и продвигающих интересы своих групп и государств исхода.
В связи с отсутствием в России законодательного порядка осуществления лоббистской деятельности, закрепляющего цели, понятия продвижения интересов отдельных групп, в том числе национальных, субъектов такой деятельности и т.п., на повестке дня особо остро стоит проблема диаспор, создаваемых мигрантами. Так, в 2021 г. на известном сайте change.org была создана петиция о запрете диаспор как общественных объединений в связи с тем, что подобные организации, по мнению ее авторов, укрывают преступления, совершенные мигрантами, и создают условия для коррупционных нарушений19.
В данном случае наблюдается непонимание разницы между диаспорами и преступными группами. Как отмечают специалисты, в современных условиях можно говорить о «диаспоризации мира» как об одном из сценариев развития человечества20, о появлении «транснационального мигранта». Наличие диаспор на территориях различных государств является нормальным, исторически существующим явлением. Во все времена происходило и происходит перемещение народов между странами в силу геополитических, техногенных, экологических и иных причин. При этом понятно желание людей сохранить свои культуру, обычаи, уклад жизни.
19 Петиция // URL: https://www.change.org/p/владимир-владимирович-путин-требуем-запре-тить-диаспоры-как-организованные-структуры (дата обращения: 07.04.2024).
20 Боришполец К. П. Мир и диаспоры. 27.12.2011 // URL: https://mgimo.ru/about/news/ experts/216064 (дата обращения: 07.04.2024).
УНИВЕРСИТЕТА Государственная миграционная политика 2 1/
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации: уголовно-правовые риски
В докладе Комиссии по культуре, науке и образованию Парламентской ассамблеи Совета Европы еще в 2004 г. предлагалось перенести акценты в миграционной политике с ассимиляции диаспор на обеспечение равновесия между их интеграцией в общество страны пребывания и сохранением связей со странами происхождения21. Россия также, провозглашая свою открытость для иностранных граждан, которые не планируют полностью интегрироваться в российское общество, требует от них соблюдения местного законодательства, уважения многообразия укладов жизни российского общества (п. 15 Концепции).
Вместе тем следует различать диаспоры, существующие в правовом поле, и этнические преступные группировки. Применение к последним термина «диаспора», употребляемом в негативной коннотации, приводит к оценке диаспор как «легализированной мафии»22. Смешение понятий создает социальную напряженность и формирует неправильное отношение к такому явлению. Не нужно забывать, что к самых большим диаспорам за рубежом относится русская диаспора. В пункте 18 Перечня поручений Президента РФ23 по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, опубликованном 12.01.2023,Государственной Думе рекомендуется обсудить возможность введения уголовной ответственности за дискриминацию граждан РФ, проживающих вне пределов Российской Федерации, и призывы к ней24.
Обширное научное исследование на тему «Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия» было проведено Т. С. Кондратьевой25. В нем отмечается, что диаспоры играют позитивную роль, но их отдельные члены могут осуществлять криминальную деятельность, имеющую форму этнической преступности. Исходя из этого, можно сказать, что понятие «диаспора» уголовному закону неизвестно.
В случае совершения группового преступления иностранными гражданами их действия в зависимости от фактических обстоятельств квалифицируются по соответствующим статьям УК, например за содействие, финансирование и пособничество террористической деятельности, создание террористического, экстремистского сообщества или организации, участие в них, организацию преступного сообщества, участие в нем, публичные призывы к осуществлению террористической или экстремистской деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, финансирование экстремисткой деятельности, дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, посредничество во взяточничестве, дискредитацию Вооруженных Сил РФ,
21
Г
Официальный сайт ПАСЕ. 23.11.2004. URL: https://www.coe.int (дата обращения: □
07.04.2024).
□
Зампред Госдумы Толстой назвал диаспоры и землячества легализованной мафией // Ш Коммерсант. 17.01.2024. □ Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/ □ assignments/orders/70349 (дата обращения: 07.04.2024). А URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70349 (дата обращения: 07.04.2024). Кондратьева Т. С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. m URL: https://www.perspektivy.info (дата обращения: 07.04.2024). РИСКИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, шпионаж и т.д.
В некоторых научных работах обоснованно указывается, что уголовно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства описан в немногочисленных статья УК РФ, относящихся к принципам действия уголовного закона в пространстве, к невозможности назначения им ограничения свободы26. По этой причине предлагается внести ряд изменений в уголовный закон, касающихся иностранных граждан, в частности:
— дополнить ст. 63 УК пунктом следующего содержания: «совершение умышленного преступления лицом, имеющим иностранное гражданство, или лицом без гражданства, ранее нарушившим и (или) нарушающим правила въезда в Российскую Федерацию и (или) режим пребывания (проживания) в Российской Федерации»27;
— дополнить ст. 63 УК пунктом следующего содержания: «прибытие иностранного гражданина на территорию Российской Федерации с целью совершения преступления»28;
— расширить применение в качестве дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет за преступления коррупционной направленности, организацию незаконной миграции, фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в России;
— включить в УК уголовное наказание в виде высылки (удаления) за пределы Российской Федерации на определенный срок или бессрочно для иностранных граждан в качестве дополнительного наказания за совершение преступлений в сфере миграции;
— установить ответственность за уклонение от выезда из Российской Федерации, когда судом вынесено соответствующее решение, а также за содействие незаконной миграции в форме пособничества29.
Не менее болезненно российскими гражданами воспринимается нежелание мигрантов интегрироваться и адаптироваться к социальным и культурным условиям жизни общества. Федеральным агентством по делам национальностей утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»30, который предусматривает определенные меры, способные помочь иностранным гражданам воспринять уклад
26 Пикин И. В. Особенности уголовной ответственности иностранных граждан // Право и практика. 2020. № 4. С. 105—106.
27 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/499360-8 (дата обращения: 07.04.2024).
28 Пикин И. В. Указ. соч. С. 108.
29 Рашитов Л. Р. Ответственность за преступления в сфере миграции по уголовному законодательству зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 291.
30 Приказ ФАДН России от 17.11.2020 № 142 // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА Государственная миграционная политика 2 13
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации: уголовно-правовые риски
жизни российского общества. Зачастую со стороны россиян возникают претензии к мигрантам, которые связаны с их внешним видом и поведением в публичном пространстве.
Хотя эти вопросы не затрагивают напрямую сферу уголовного права, представляется необходимым при разработке российскими органами власти соответствующих положений осуществлять гармонизацию российского законодательства и законодательства стран, из которых пребывают мигранты. В ряде государств ближнего зарубежья действуют законы и применяются меры, противодействующие укоренению экстремистских взглядов через внешние проявления, а именно одежду, ношение бород, поведение в общественных местах и т.п.
В Республике Таджикистан, например, принят Закон от 08.06.2007 № 272 (с изм. и доп.) «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», задачей которого является упорядочение традиций, торжеств и обрядов на основе национальной культуры и достижений мировой цивилизации (п. 3 ст. 1)31.
В заключение проводимого исследования хотелось бы отметить некорректность встречающегося в научной литературе термина «миграционная безопасность» в контексте общего объекта уголовно-правовой охраны. В существующих документах концептуального, стратегического значения и в законодательстве понятия «национальная безопасность», «общественная безопасность», «информационная безопасность», «экологическая безопасность» в полной мере отражают объект преступного посягательства.
Представляется, что выражение «миграционная безопасность» отражает только часть отношений, подлежащих уголовно-правовой защите, а именно тех, которые связаны с обеспечением уважения человеческого достоинства мигрантов, с созданием благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц, которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества (п. 15 Концепции). В большей степени миграция, особенно незаконная, характеризуется многими специалистами как угроза национальной безопасности государства, которая и выступает объектом уголовно-правовой охраны.
Завершая характеристику уголовно-правовых рисков сложившейся миграционной ситуации, можно сделать вывод о том, что действующее российское уголовное законодательство способно противодействовать рискам, связанным с миграционными процессами. Между тем существуют криминогенные факторы, для устранения которых требуется определенная модернизация уголовного закона.
Представляется необходимым: 1) дополнить соответствующие положения УК обстоятельствами, отягчающими
наказание иностранному гражданину в случае нарушения им правил въезда §
или нахождения в Российской Федерации, а также при наличии цели совер-
31
<
Н □
I
□
шения преступления на ее территории; П
А
ш
□
Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. URL: https:// www.mfa.tj/ru/main/view/3960/zakon-respubliki-tadzhikistan-ob-uporyadochenii-traditsii- Е
torzhestv-t-obryadov-v-respublike-tadzhikistan (дата обращения: 07.04.2024). РИСКИ
>
2) расширить применение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет за преступления в сфере миграции;
3) обсудить возможность возвращения в УК наказания для иностранных граждан в виде высылки (удаления) за пределы Российской Федерации на определенный срок или бессрочно;
4) включить в УК нормы об ответственности за неправомерное лоббирование, за уклонение от выезда из Российской Федерации и за содействие незаконной миграции в форме пособничества.
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. КупнЬина ГМПОА1
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Боришполец К. П. Мир и диаспоры. 27.12.2011 // Портал МГИМО (Университета). — URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/216064 (дата обращения: 07.04.2024).
2. Геннадий Семигин: Экстремизм не искоренить без уничтожения анклавов // Парламентская газета. — 25.03.2024.
3. Зампред Госдумы Толстой назвал диаспоры и землячества легализованной мафией // Коммерсант. — 17.01.2024.
4. Кондратьева Т. С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. — URL: https://www.perspektivy.info (дата обращения: 07.04.2024).
5. Кремянская Е. А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в Соединенных штатах Америки и Канаде // Вестник МГИМО (Университета). — 2014. — № 2. — С. 161—168.
6. Кулакова Е. В. Конституционно-правовой опыт регулирования лоббизма в зарубежных странах // Вестник Института экономических исследований. — 2018. — № 4 (12). — С. 198—207.
7. МВД РФ представило законопроект об ужесточении контроля за миграцией // Российская газета. — 01.04.2024.
8. Пикин И. В. Особенности уголовной ответственности иностранных граждан // Право и практика. — 2020. — № 4. — С. 105—109.
9. Попова С. М., Яник А. А., Карпова С. Ф. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989—2023) // Административное и муниципальное право. — 2023. — № 4. — С. 24—51.
10. Путин поручил «кардинально обновить» подходы к миграционной политике // Коммерсант. — 02.04.2024.
11. Рашитов Л. Р. Ответственность за преступления в сфере миграции по уголовному законодательству зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. — 2016. — № 6. — С. 289—292.
12. Суровцев С. И. Конституционно-правовое регулирование лоббистской деятельности по праву США, государств — членов Европейского Союза и России : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2018.