Научная статья УДК 343.1
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЯХ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Бондарева Анастасия Анатольевна
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются организационно-правовые вопросы, связанные с деятельностью следователя (дознавателя) на стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере нарушения миграционного законодательства, осуществления взаимодействия между сотрудником, уполномоченным проводить предварительное расследование, и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, а также использования результатов оперативно-разыскной деятельности в процессе возбуждения уголовного дела. Автор уделяет внимание существующим проблемам, с которыми сталкиваются должностные лица правоохранительных органов при проведении предварительной проверки; предлагаются пути совершенствования деятельности данных лиц.
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, преступления в сфере нарушения миграционного законодательства, предварительная проверка, организация незаконного пребывания, иностранный гражданин.
Для цитирования: Бондарева А. А. Особенности возбуждения уголовных дел о преступных нарушениях миграционного законодательства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 85-90.
FEATURES OF INITIATING CRIMINAL CASES ON CRIMINAL VIOLATIONS OF MIGRATION LEGISLATION
Anastasiya A. Bondareva
Barnaul Law Institute of the MIA of Russia, Barnaul, Russia
Abstract. This article discusses organizational and legal issues related to the activities of an investigator (inquirer) at the stage of initiating a criminal case on crimes in the field of violation of migration legislation, the interaction between an employee authorized to conduct a preliminary investigation and employees of other departments of internal affairs bodies, as well as the use of the results of operational investigative activities in the process of initiating a criminal case. The author pays attention to the existing problems faced by law enforcement officials during the preliminary inspection; suggests ways to improve the activities of these persons.
Keywords: initiation of a criminal case, notification of a crime, crimes in the field of violation of migration legislation, preliminary check, organization of illegal stay, foreign citizen.
For citation: Bondareva A. A. Features of initiating criminal cases on criminal violations of migration legislation // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 1(98). Р. 85-90.
Согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» за январь-декабрь 2022 года зарегистрировано 1 081 преступление, предусмотренное ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1; за январь-декабрь 2021 года зарегистрировано 926 преступлений, 4 909 преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ (6772 - в 2021 году); 32 164 преступления, предусмотренных ст. 3223 УК РФ (28 919 - в 2021 году) . Приведённая статистика указывает на достаточную распространённость преступлений в сфере нарушения миграционного законодательства, выявление и расследование которых у сотрудников правоохранительных органов вызывает ряд трудностей. Анализ судебно-следственной практики позволяет выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при расследовании рассматриваемой категории преступлений. В частности, к ним относится низкое качество материалов предварительной проверки сообщения о преступлении.
При рассмотрении особенностей выявления и реагирования на преступные нарушения в сфере миграционного законодательства в рамках разработки частной криминалистической методики нужно уделить внимание её элементу, особенностям возбуждения уголовного дела [1, с. 238].
В рамках стадии возбуждения уголовного дела следователю, дознавателю необходимо проверить каждое сообщение о совершённом или готовящемся преступлении в установленные законом сроки. Своевременность и активность действий уполномоченных лиц, осуществляющих уголовное преследование, на данной стадии играют важную роль для решения задач всего уголовного судопроизводства. Стадия возбуждения уголовного дела имеет важное значение для всего последующего производства по уголовному делу и «нацелена на обеспечение гарантий защиты прав и свобод личности, в том или ином качестве вовлекаемой в уголовно-процессуальные отношения» [2, с. 37]. Статьёй 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)3 предусмотрен порядок возбуждения уголовного дела органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа и следователем при наличии повода и оснований, о чём выносится соответствующее постановление.
Исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела представлен в ст. 140 УПК РФ. А. В. Варданян отмечает, что «под поводом к возбуждению уголовного дела в отечественном уголовном судопроизводстве понимается юридический факт, отражающий информацию о возможных признаках преступления, поступивший в предусмотренных ст. ст. 140-143 УПК РФ процессуальных формах и требующий реагирования в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ» [3, с. 33].
Итак, к поводам для возбуждения уголовного дела относятся:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Наиболее распространённым поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере нарушения миграционного законодательства является сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, что позволяет отнести указанную категорию преступлений к инициативным.
1 Уголовный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Состояние преступности за январь-декабрь 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 01.09.2023).
3 Уголовно-процессуальный кодекс Рос. Федерации [Электронный ресурс]: от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Так, осуществляя свою профессиональную деятельность, направленную на обеспечение общественной безопасности и охрану порядка, сотрудники правоохранительных органов, участвуя в проведении различных оперативно-профилактических, рейдовых мероприятий, выявляют преступные нарушения миграционного законодательства. Деятельность по выявлению и пресечению преступлений рассматриваемой категории осуществляется различными подразделениями правоохранительных органов внутренних дел (участковыми уполномоченными полиции; сотрудниками, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность; центром противодействия экстремизму; патрульно-постовой службой; инспекторами отделов по вопросам миграции и т. д.), а также правоохранительными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Пограничной службы ФСБ России.
Сотрудники указанных подразделений при обнаружении и выявлении признаков преступных нарушений миграционного законодательства составляют рапорт об обнаружении признаков преступления и собирают первичный материал, который содержит достаточные данные о таких признаках. Изучение обзоров судебно-следственной практики расследования преступных нарушений в сфере миграции показало, что часто сотрудники правоохранительных органов проводят доследственные проверки на низком уровне без выполнения всех необходимых проверочных мероприятий, осуществляют проверку поверхностно, что препятствует раскрытию преступлений и установлению виновных лиц. Так, в частности, в делах рассматриваемой категории отсутствуют регистрационные документы на иностранных граждан, объяснения иностранных граждан об обстоятельствах постановки на миграционный учёт, объяснения юридических лиц, трудоустроивших иностранных граждан, и так далее1, что в дальнейшем приводит к негативным последствиям, а именно прекращению уголовных дел в суде по реабилитирующим основаниям. В связи с этим в рамках предварительной проверки сообщения о преступлении необходимо изымать документы, принадлежащие мигрантам или лицам, причастным к организации незаконной миграции, и предоставляющие возможность въехать на территорию России, пребывать мигрантам в стране, в которых будут содержаться сведения о месте и дате их выдачи, а также другие данные, позволяющие индивидуализировать их владельцев.
С. Ю. Бирюков отмечает, что стадия возбуждения уголовного дела должна содержать «действия, требующие тактического решения и направленные на установление факта незаконного нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, а также факты организации прибытия (пребывания) незаконных мигрантов, их размещений, трудоустройства (установление обстоятельств представления или непредставления миграционных карт и других документов при решении вопросов о жилье и работе)» [4, с. 187]. По делам указанной категории целесообразным является направление запросов в подразделения по вопросам миграции с целью установления информации:
- законности нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, в том числе содержащихся в банках данных Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о включении иностранных граждан в контрольный список лиц, въезд которым на территорию России запрещён;
- постановки на миграционный учёт по месту пребывания или регистрации по месту жительства иностранных граждан;
- факта выдачи разрешений на работу и патентов иностранным гражданам;
Обзор практики выявления, документирования и расследования преступлений в сфере миграции, подготовленный УОД МВД России от 29 апреля 2022 г. № 1/ 4637 [Электронный ресурс]. URL:https://48.мвд.рф/news/item/16790339 (дата обращения: 15.01.2024).
- факта оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателями.
Успешному выявлению преступлений в сфере нарушений миграционного законодательства нередко предшествует осуществление оперативно-разыскной деятельности с целью выявления обстоятельств совершаемых деяний, документирования действий при подготовке и совершении преступлений [5, с. 94].
Наглядным тому примером является проведение в рамках доследственной проверки оперативно-разыскных мероприятий с целью документирования преступной деятельности граждан К. и Д., осуществивших организацию незаконной миграции, а именно осуществление организации незаконного пребывания на территории Российской Федерации семи граждан Республики Узбекистан и гражданина Республики Таджикистан с использованием подложных результатов приёма экзаменов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и полученных на их основе соответствующих сертификатов для дальнейшего урегулирования правовых статусов иностранцев на территории страны. Так, в ходе проведения «Наблюдения» с применением видеозаписи в отношении К. и Д. задокументированы разговоры между данными лицами, а также приём Д. экзамена у иностранных граждан, в результате которого получена информация о том, что Д. при приёме экзаменов у иностранных граждан, не владеющих русским языком, выполняла за мигрантов тесты, собственноручно указывая правильные ответы в бланках. Полученные сведения в рамках оперативно-разыскных мероприятий содержали достаточные данные, указывающие на совершение К. и Д. преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 3221 УК РФ1. Приведённый пример из практической деятельности правоохранительных органов иллюстрирует также значимость осуществления взаимодействия между следственными органами и иными службами органов внутренних дел на стадии возбуждения уголовного дела, являющегося «ключевым фактором в борьбе с преступностью» [6, с. 54; 7, с. 129].
При правовой оценке противоправных деяний в сфере миграции и принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении лицу, уполномоченному осуществлять предварительное расследование, также следует руководствоваться положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации2. При разрешении вопроса о малозначительности деяния, хотя формально и
12 3
содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 322 , 322 , 322 УК РФ, следует учитывать «реально наступившие вредные последствия, способ совершения, форму вины, мотив и цель» [8, с. 302]. К примеру, фиктивная регистрация по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации мигранта, являющегося близким родственником, хотя формально и содержит признаки
2 3
состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ либо ст. 322 УК РФ, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности.
Таким образом, в целях принятия решения о возбуждении уголовного дела по рассматриваемой категории преступлений, являющегося законным и обоснованным, в материалах предварительной проверки должны содержаться достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления:
- сведения о предполагаемом преступнике, полученные из различных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учётов;
- объяснения, отобранные у незаконных мигрантов, лиц, причастных к организации незаконной миграции, и лиц, контактировавших с ними, а также
1 Архив Ленинского районного суда г. Омска. Д. № 1-145/2021.
2 О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Рос. Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 9 июля 2020 г. № 18. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
приобщённые к материалам проверки административные материалы, в которых содержатся сведения о привлечении к административной ответственности иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства России;
- изъятые у иностранных граждан и лиц, причастных к организации незаконной миграции, документы, подтверждающие правовое положение мигрантов на территории государства, и справки о проведении предварительного исследования данных документов на предмет наличия в них признаков частичной либо полной подделки; - поступившие информационные ответы на запросы в подразделения миграционных органов, касающиеся установления необходимой информации
в отношении мигрантов (постановка на миграционный учёт по месту пребывания, регистрация по месту жительства, осуществление трудовой деятельности, заключение трудовых договоров с работодателем, информация о пересечении Государственной границы Российской Федерации и т. д.).
1. Белов О. А., Валеев А. Т., Лютынский А. М. Особенности возбуждения уголовного дела как элемент частной криминалистической методики: значение и содержание // Актуальные проблемы российского права. М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 2(7). С. 237-243
2. Варданян А. В., Варданян Г. А. Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере теневого обращения фармацевтической продукции // Уголовная юстиция. 2020. № 15. С. 36-40.
3. Варданян А. В. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, как повод для возбуждения уголовного дела: исторические и современные проблемы его реализации // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2017. № 3(82). С. 32-39.
4. Бирюков С. Ю. Особенности расследования организации незаконной миграции: дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. 226 с.
5. Ларионов И. А. Совершенствование методики расследования преступлений в сфере организации незаконной миграции: дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2022. 235 с.
6. Екимцев С. В., Садертдинова И. И. Некоторые аспекты взаимодействия ОВД в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2(75). С. 54-57.
7. Кузнецов В. А. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 124-130.
8. Краев Д. Ю. Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации): вопросы правоприменения // Сибирское юридическое обозрение. 2022. № 3 (Т.19). С. 294-309.
1. Belov O. A., Valeev A. T., Lyuty'nskij A. M. Osobennosti vozbuzhdeniya ugolovnogo dela kak element chastnoj kriminalisticheskoj metodiki: znachenie i soderzhanie // AktuaPnye problemy rossijskogo prava. M.: Izd-vo MGYuA, 2008, № 2(7). S. 237-243
2. Vardanyan A. V., Vardanyan G. A. Osobennosti vozbuzhdeniya ugolovny'x del o prestupleniyax v sfere tenevogo obrashheniya farmacevticheskoj produkcii // Ugolovnaya yusticiya. 2020. № 15. S. 36-40.
3. Vardanyan A. V. Soobshhenie o sovershennom ili gotovyashhemsya prestuplenii, poluchennoe iz iny'x istochnikov, kak povod dlya vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: istoricheskie i sovremenny'e problemy' ego realizacii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 3 (82). S. 32-39.
4. Biryukov S. Yu. Osobennosti rassledovaniya organizacii nezakonnoj migracii: dis. ...kand. yurid. nauk. Volgograd, 2008. 226 s.
5. Larionov I. A. Covershenstvovanie metodiki rassledovaniya prestuplenij v sfere organizacii nezakonnoj migracii: dis. ...kand. yurid.nauk. Rostov-na-Donu, 2022. 235 s.
6. Ekimcev S. V., Sadertdinova I. I. Nekotory'e aspekty' vzaimodejstviya OVD v vy'yavlenii, preduprezhdenii i raskry'tii prestuplenij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. № 2(75). S. 54-57.
7. Kuzneczov V.A. Osobennosti vozbuzhdeniya ugolovnogo dela po prestupleniyam, svyazanny'm s organizaciej nezakonnoj migracii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2016. № 1. S. 124-130.
8. Kraev D. Yu. Maloznachitefnosf deyaniya (ch. 2 st. 14 Ugolovnogo Kodeksa Rossijskoj Federacii): voprosy' pravoprimeneniya // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2022. № 3 (T.19). S. 294-309.
Информация об авторе
Анастасия Анатольевна Бондарева. Адъюнкт кафедры криминалистики. Барнаульский юридический институт МВД России. 656038, Россия, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49.
Information about the author
Anastasiya A. Bondareva. Adjunct. Barnaul Law Institute of the MIA of Russia. 656038, Russia, Barnaul, Chkalova str., 49.
Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 29.01.2024; принята к публикации 15.02.2024.
The article was submitted January 15, 2024; approved after reviewing January 29, 2024; accepted to the writing of the article for publication February 15, 2024.