УДК 353.2
Пилишвили Георгий Джунглович, к.и.н., доцент кафедры Государственного и муниципального управления, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
Мальцева Анна Владимировна, студентка 2 курса, магистратуры, заочная форма, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассмотрены проблемы культурной политики, а также особенности культурной региональной политики на примере Курской области. Рассмотрены проблемы и перспективы проведения культурной политики на современном этапе развития общества.
Ключевые слова: культура, регион, культурная политика, региональная культурная политика, культурное наследие.
Pilishvili Georgy Dzhunglovich, Ph.D., Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Kursk State University e-mail: [email protected]
Maltseva Anna Vladimirovna, 2nd year student, master's degree, correspondence uniform, Kursk State University e-mail: [email protected]
STATE CULTURAL POLICY: PROBLEMS AND PROSPECTS AT THE
REGIONAL LEVEL
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (40), 2021
The article discusses the problems of cultural policy, as well as the features of cultural regional policy on the example of the Kursk region. The problems and prospects of cultural policy at the present stage of society development are considered.
Keywords: culture, region, cultural policy, regional cultural policy, cultural heritage.
Российская культура в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века становится важнейшим для будущего страны.
Россия - государство, создавшее на протяжении всей истории великую культуру, которая сосредотачивала и передавала поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, а также во многом обуславливала влияние страны в мире.
Вне культуры невозможно гарантировать более высокое качество общества, его умение к гражданскому единству, к обозначению и достижению общих целей развития. В равной мере недопустимо утверждение общенациональной идеологии страны без формирования ответственной, нравственной, самостоятельно мыслящей и творческой личности каждого члена общества.
В связи с чем, государственная культурная политика определяет важнейшую общественную миссию культуры как инструмента трансляции новому поколению свода моральных, нравственных и этических ценностей, создающих основу национальной самобытности страны. Не только знание своей культуры, но и участие в культурной деятельности помогают человеку следовать базовым нравственным ориентирам таким, как уважение к традициям и историям и духовным основам своего народа.
Вследствие чего, государственная политика в сфере культуры определяет следующие цели: (в соответствии со стратегией государственной культурной
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (40), 2021 политики на период до 2030 года и с учетом положений национального проекта "культура").
Целями государственной политики в сфере культуры (в соответствии со стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года и с учетом положений национального проекта "культура") являются: создание условий для воспитания гармонично развитой социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [6].
Культурная политика в нашей стране исторически «носила достаточно централизованный характер» [3, с. 150], но в XXI в. Россия постепенно переходит от «единой федеральной модели культурной политики к региональной» [3, с. 151]. «Региональная культурная политика формируется на основе государственной культурной политики с учетом этнонациональных, исторических, географических, социально-экономических и др. условий конкретного региона» [4, с. 10 ].
В настоящее время в России стоит острая необходимость сохранить и укрепить социо-кульутрное пространство. Исторически Россия -многонациональная страна, отличающееся этнокультурным разнообразием, которое приводит к появлению новых субкультур внутри национальной культуры, что является причиной регионализации государственной культурной
политики. Регионализация - это объективный процесс, она базируется «с одной стороны, на комплексном использовании культурного потенциала территории для более эффективного управления региональным развитием, а с другой стороны, заключающуюся в выстраивании взаимоотношений между федеральными и региональными уровнями управления, учреждениями культуры и населением для обеспечения взаимосвязи культурного и экономического развития региона» [5, с. 32].
Так, Курская область обладает значительным культурным наследием. Отрасль культуры региона включает развитие музейного, библиотечного дела, профессионального искусства (хореографического, изобразительного, музыкального и театрального), деятельность по сохранению объектов культурного наследия, поддержание творческих союзов, совершенствование и развитие традиционной народной культуры, а также укрепление межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
Органом исполнительной власти Курской области выступает комитет по культуре Курской области. Он реализовывает государственную политику сфере культуры, искусства, художественного образования, кинематографии и направляет в этой сфере функционирование других органов власти Курской области, а также сотрудничает с органами местного самоуправления Курской области.
По состоянию на 1 января 2020 год отрасль культуры включает 1045 учреждений. Численность работающих в указанной сфере составляет 8762 человека, в т.ч. в областных учреждениях - 1645 человек, в муниципальных - 7117 человек. 165 работников культуры имеют почетные звания Российской Федерации, 105 - удостоены наград Курской области (рис.1).
Таблица 1. Структура отрасли культуры Курской области по состоянию на 1 января 2020 года
Типы учреждений культуры
в том числе:
Количес тво учреждений, единиц облас тные мун ици-пальные
Театры 2 2 -
Филармония 1 1 -
Центр театрального творчества «Ровесник» 1 1 -
Библиотеки (юридические лица) 430 3 427
Учреждения культурно- 515 1 514
досугового типа
Парки культуры и отдыха 2 - 2
Музеи 7 5 2
Курскоблкиновидеофонд 1 1 -
Учебно-методический центр
комитета по культуре Курской области 1 1 -
Государственная инспекция по
охране и использованию объектов 1 1
культурного наследия (памятников истории и культуры) Курской области
ИТОГО: 961 16 945
На государственной охране находятся 4580 памятников истории и культуры: памятники архитектуры (2460), памятники археологии (1330), истории (785) и монументального искусства (5). В их числе более 128 объектов имеют федеральное значение. В последнее время в культурной политике региона удалось преодолеть спад, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
В целях сохранения творческого потенциала Курской области значительным направлением считается расширение музыкального и профессионального театрального искусства, народного художественного творчества, развитие условий для творческого роста профессиональных и самодеятельных артистов. Из областного бюджета производится финансирование мероприятий (конкурсов, выставок, семинаров и т.д.) для решения задач по приобщению к культурным и духовным ценностям как можно большего количества населения области [1].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (40), 2021 Однако, несмотря на ряд положительных практик в сфере культурной политики, остаются нерешенными многие проблемы. Так, неудовлетворительным остаются состояние историко-культурного наследия Курской области, значительное количество памятников культуры с высокой степенью риска повреждения, разрушения и уничтожения, кроме того в регионе существует дефицит как ресурсов, так и квалифицированных кадров для проводимых реставрационных работ.
Главной проблемой здесь является недостаток средств на проведение не только текущих, но и противоаварийных ремонтных и консервационных работ. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников истории и культуры, с повышенным вниманием к историческим и культурным корням, а с другой, - в результате постоянного отставания развития реставрационной деятельности образовался значительный отрыв ежегодных ее объемов от потребностей (этот разрыв очень сложно будет преодолеть).
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что регионализация культурной политики представляет собой управление, которое базируется на системном использовании культурного потенциала отдельно взятого региона для эффективного управления региональным развитием, а также помогает выстраивать взаимоотношения между федеральными и региональными уровнями, учреждениями культуры и общества для обеспечения отношений культурного и социально-экономического развития региона.
Политика в сфере культуры Курской области требует четко сформулированной программы по совершенствованию государственной политики в сфере культуры и искусства направленной на достижение стабильных показателей развития культуры и искусства на территории Курской области. Это возможно если будет рассмотрен вопрос по взаимодействию государственных органов, общественных организаций и специалистов из сферы культуры и искусства.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (40), 2021 Список источников и литературы:
1. Государственная программа Курской области «Развитие культуры в Курской области» // Администрация Курской области: Официальный сайт // [Электронный ресурс]: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1167&mat_id=64804 (Дата обращения 25.09.2021 г.)
2. Комитет по культуре Курской области. Администрация Курской области: официальный сайт [Электронный ресурс]: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=330 (Дата обращения 25.09.2021 г.)
3. Копацкая С.А. Региональная культурная политика: российско-французские параллели // Региональная экономика: теория и практика. 2007. -№ 16. - С. 150-158. 8.
4. Купцова И.А. Культурная политика в РФ: роль регионального и муниципального уровней // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования. Материалы Международной научно -практической конференции. Орловский государственный институт искусства и культуры. - Орел, 2014. - С. 9-13.
5. Пьянкова С.В. Региональная культурная политика в Свердловской области // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. - № 12. -С. 30-34.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/420340006 (Дата обращения 25.09.2021 г.)