Научная статья на тему 'Культурная политика и социальная дифференцированность культуры'

Культурная политика и социальная дифференцированность культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURE / SOCIALLY DIFFERENTIATED CULTURE / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Панина Татьяна Сергеевна

В условиях глобализации культурная политика становится важнейшей частью государственной политики. Именно на культурную политику ложится обязанность укреплять национальный суверенитет. В данной статье рассмотрена проблема социальной дифференцированности культуры, доказана ее необходимость как индикатора зрелости культуры в целом, а также выявлены структурные особенности социально дифференцированной культуры, слабые места в отечественной культурной политике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY AND SOCIAL DIFFERENTIATION OF CULTURE

In the context of globalization, cultural policy becomes an important part of state policy. The duty of cultural policy is to maintain national sovereignty. In this article the author considers the problem of social differentiation of culture, proves its necessity as an indicator of the maturity of culture as a whole, finds out structural features of socially differentiated culture, weak points in the domestic cultural policy

Текст научной работы на тему «Культурная политика и социальная дифференцированность культуры»

УДК 31

Панина Татьяна Сергеевна, студент 1 курса магистратуры, «Курский государственный университет»

e-mail: [email protected]

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в условиях глобализации культурная политика становится важнейшей частью государственной политики. Именно на культурную политику ложится обязанность укреплять национальный суверенитет. В данной статье рассмотрена проблема социальной дифференцированности культуры, доказана ее необходимость как индикатора зрелости культуры в целом, а также выявлены структурные особенности социально дифференцированной культуры, слабые места в отечественной культурной политике.

Ключевые слова: культура, социально дифференцированная культура, культурная политика.

Panina Tatyana Sergeevna, student of 1 course of magistracy, "Kursk State University"

e-mail: [email protected]

CULTURAL POLICY AND SOCIAL DIFFERENTIATION OF CULTURE

Annotation: in the context of globalization, cultural policy becomes an important part of state policy. The duty of cultural policy is to maintain national sovereignty. In this article the author considers the problem of social differentiation of culture, proves its necessity as an indicator of the maturity of culture as a whole, finds out structural features of socially differentiated culture, weak points in the domestic cultural policy.

Keywords: culture, socially differentiated culture, cultural policy

В современном мире борьба в информационном пространстве становится все более значимой. История и культура стали инструментами политики. В этих условиях стратегически важной задачей становится формирование правильной культурной политики, умелое проведение ее в жизнь.

Фундаментальной проблемой культурной политики является задача регулирования социальной дифференцированности культуры [1]. Очевидно, что в годы социалистического строительства в условиях отсутствия классов с антагонистическими экономическими интересами развивалась относительно унифицированная социалистическая культура. С середины-конца 50-х годов партийный контроль несколько ослаб, а затем и вовсе сошел на нет, сведясь к примитивной «борьбе с западной культурой», что привело к постепенному

вырождению социалистической культуры вплоть до того, что к началу перестройки культура оказалась вновь социально дифференцирована.

Концепция унифицированной, социально недифференцированной культуры не соответствует капиталистическому «базису», т.к. в этих условиях общество имеет неоднородную экономическую, а значит и социально-культурную структуру. Таким образом, основной задачей современной культурной политики становится ускорение процесса социальной дифференциации и иерархизации культуры, специализации ее составных частей в соответствии с потребностями различных классов и межклассовых прослоек.

В современной России основными субкультурными подсистемами являются:

- элитарная или интеллигентская культура, по своей сущности являющаяся привилегией узкого круга посвященных, она изолирована от других субкультурных подсистем и поэтому часто бывает оторвана от объективной реальности;

- господствующая западная (по преимуществу — американская) массовая культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма, охватывающая большую часть населения и направленная на формирование общества потребителей без различия пола, нации, расы;

- множество маргинальных субкультур, таких как движение футбольных фанатов, контркультура криминального мира, многообразные музыкальные субкультуры и т.п.

Вместе с народной культурой эти субкультурные подсистемы конституируют культурное поле. Занимая господствующее положение, западная массовая культура адаптируется к конкретно-историческим условиям каждой страны, в которую проникает и видоизменяет национальную культуру вплоть до ассимиляции последней.

Народная культура выделяется в отдельный пласт социально дифференцированной культуры. Под народной культурой понимают следующие явления:

- этнографическая культура отдельного взятого народа с ее хозяйственными, бытовыми, историческими, религиозными и фольклорно-художествёнными компонентами;

- всякая непрофессиональная художественная деятельность, безотносительно к видам искусства;

- художественно-стилевое направление в искусстве, суть которого в профессиональном исполнении произведений фольклора или воспроизведении его традиций в новых произведениях, стилизованных под фольклор [2].

На первое из вышеупомянутых явлений — этнографическую культуру — следует обратить особое внимание вследствие многонациональности РФ. Этнографическая (по преимуществу — сельская) культура, ассимилируемая массовой культурой, заслуживает особой государственно-региональной программы защиты. Этнографическая культура является величайшей ценностью и требует к себе соответствующего отношения.

Второе явление - непрофессиональное художественное творчество (как в деревне, так и в городе) - нужно рассматривать в контексте социально- и культурно-досуговой деятельности масс и в определенной мере поддерживать. А именно способствовать развитию различных клубных, культурно-массовых и другим формам досуга.

Что касается «народного стиля», то в рамках профессиональной художественной деятельности никакой особой государственной политики, вообще говоря, быть не может. Авторы и исполнители, работающие в данной стилевой манере должны самостоятельно проявлять творческую инициативу.

Важнейшими являются вопросы культурной политики в области образования и науки. Эта сфера есть ключ к решению многих практических задач по развитию отечественной культуры.

Выделяются научные и образовательные учреждения, которые занимаются исследованиями и подготавливают специалистов по следующим направлениям:

- художественное творчество (подготовка педагогов, практиков и критиков в области профессионального искусства);

- культурно-информационная и культуроохранная деятельность (исследования и подготовка специалистов в сферах архивной, музейной, библиотечной, реконструкционной и реставрационной деятельности);

- искусствоведение (научные исследования и подготовка теоретиков и историков по всем направлениям профессионального и народного искусства, а также по истории художественной культуры в целом;

- фундаментальная культурология (исследования, подготовка ученых и преподавателей в области философии, социологии и психологии культуры, высококвалифицированных управляющих и специалистов по социокультурным проблемам и межкультурному взаимодействию, редакторов и журналистов по вопросам культуры и т. п.);

- прикладная культурно-организационная (социокультурная) деятельность (подготовка работников клубной сферы, руководителей и организаторов культурно-массовых мероприятий, художественной самодеятельности, социальных педагогов, менеджеров и технических специалистов в области культуры, искусства, туризма, рекламы и т. п.) [1].

«Кадры решают все». Качественное развитие вышеперечисленных институтов является необходимым условием проведения в жизнь культурной политики. Необходимо добиваться пропорционального развития этих институтов. Культурно-информационная, культуроохранная и прикладная культурно-организационная сферы во многих отношениях нуждаются в коренной теоретической переработке, в пересмотре своего категориального аппарата, социальных и культурных целей и задач деятельности, в переосмыслении параметров социального заказа на содержание, формы и методы работы. Также важнейшим условием правильного функционирования образования в сфере культуры является поддержка и укрепление уникальной системы подготовки творческих кадров, основанной на непрерывном образовании с 5-6 лет.

Важной характеристикой социальной дифференцированной культурной политики является ее иерархизированность по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по макро- и микроуровням, по институциональным уровням управления и регулирования.

Культурная политика России не должна быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Участвуя в международном культурном процессе, отечественная культура обогащается сама и обогащает мировую культуру. Наоборот, политика изоляции и замыкания в себе ведет к отрыву от всемирного культурно-цивилизационного процесса.

В XXI веке широкое распространение персональных компьютеров и широкополосного доступа в интернет стирает границы между национальными культурами. Народам, находящимся в противоположных концах земного шара, дается возможность доступа к культурно-историческому наследию друг друга. Облегчается доступ и к собственной национальной культуре. Однако все эти возможности на практике не приводят к желаемому результату, поэтому государству необходимо взять на себя обязанность вкладываться в информационную инфраструктуру и по максимуму использовать достижения научно-технического прогресса. В конечном счете от уровня культуры зависит национальная безопасность.

Список литературы:

1. Пясецкая Е.Н. Современный дискурс этики публичного администрирования // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. -2015. -№ 3 (6). - С. 105-107.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов // Академический проект. 2000. С.182-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.