Научная статья на тему 'Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности'

Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / STATE REGULATION / INNOVATIVE POTENTIAL / INDUSTRIAL INNOVATIONS / REGIONAL INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Людмила Григорьевна

В статье изложена концепция создания механизма государственного регулирования процесса наращивания и использования инновационного потенциала промышленного сектора региона, рассматривается экономико-математический инструментарий эффективного инвестирования промышленных инноваций в составе регионального кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE INNOVATION POTENTIAL COMPONENT OF THE REGIONAL INDUSTRY

In the article “The state innovation potential component of the regional industry” a new approach and implementing its concept of creating the mechanism of state regulation of increasing and using innovative potential of the industrial regional sector are considered. A new economic mathematical instrument of industrial innovations of effective investing into the regional cluster is also described.

Текст научной работы на тему «Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности»

УДК 338.45

Матвеева Л.Г., д.э.н., проф.

Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности

В статье изложена концепция создания механизма государственного регулирования процесса наращивания и использования инновационного потенциала промышленного сектора региона, рассматривается экономико-математический инструментарий эффективного инвестирования промышленных инноваций в составе регионального кластера.

Ключевые слова: Государственное регулирование, инновационный потенциал, промышленные инновации, региональный промышленный кластер.

Объективная необходимость активного государственного присутствия в системе управления наращиванием и целеориентированным использованием инновационного потенциала промышленности региона детерминирует развитие традиционных и становление новых его форм. Одной из них является система регионального мониторинга инноваций, в которую органически целесообразно инкорпорировать промышленную подсистему. В такой подсистеме мониторинга инновационных процессов в промышленности региона, как в любой другой системе управленческого характера, принципиальная роль отводится информационной составляющей, в соответствии с чем важно правильное определение источников необходимой и качественной информации для осуществления промышленных инноваций.

Практикой становления национальной инновационной системы в России, а также ее структурных подсистем - региональных инновационных систем, важнейшим блоком которых является промышленность, тестируется факт, что ситуация на рынке информационных услуг в сфере инноваций определяется почти полной неразвитостью институциональноинформационной инфраструктуры. Это обусловливает слабую либо полную недоступность отдельных источников информации для промышленных предприятий многих регионов страны. При этом определяющим является размер промышленного предприятия: так, например, в крупных территориально-промышленных кластерах проблема информационной доступности к региональным базам данных решается значительно проще, чем на предприятиях, имеющих ограниченные потенциальные возможности (финансовые, кадровые, технологические, организационные и др.) для ее получения и эффективного адресного использования.

Иными словами, в дополнение к традиционно присутствующим в теории [1] и зачастую подтверждаемым реальной практикой «основным предпосылкам» для успешного развития инновационно-ориентированного промышленного кластера в регионе:

- условия спроса', регион обладает развитым спросом на продукцию отрасли;

- условия факторов производства: регион обладает ресурсами, интенсивно используемыми в отрасли;

- развитие смежных и поддерживающих отраслей: в регионе развиты фирмы-поставщики сырья и материалов, производители оборудования, сектор услуг и прочая инфраструктура;

- стратегия фирм: в регионе есть производители, которые способны сформировать и воплощать в жизнь конкурентоспособные стратегии развития;

- структура рынка и конкуренция: в регионе существует большое количество фирм в отрасли;

- случай, когда создание кластера в регионе происходит спонтанно;

- политика правительства: государство может целенаправленно влиять на формирование кластеров;

- международная бизнес-активность: взаимосвязи фирм в кластере с иностранными партнерами, следует также специально выделить необходимость существования в фа-ницах региона, во-первых, действенной институциональной инфраструктуры (важной компонентой которой являются государственные институты) как в целом протекания инвестиционных процессов, так и поддержки создания и функционирования инновационноориентированных промышленных кластеров; во-вторых, а также единого информационного пространства со встроенной в него подсистемой мониторинга промышленных инновационных проектов и имманентно сопряженных с ними рисков, имеющих сложную природу и не менее сложную структуру.

Необходимость указанных условий - компонент объясняется также тем, что когда решается сложно структурированная и полиаспектная задача управления инновационными процессами на региональном уровне, речь идет о формировании такой институциональной среды и поддерживающей ее информационной системы, которая содержит достаточный объем сведений (с точки зрения максимально полного и объективного информационного обеспечения системы управления для принятия соответствующих решений) о состоянии инновационной активности в конкретном регионе. В том числе и в границах территориально-промышленного кластерного образования, реализующего инновационные проекты.

При этом важно учитывать, что такая система, чтобы функционировать эффективно, должна содержать в своем составе еще один важный специальный блок - комплексной оценки риска предполагаемых к реализации инновационных проектов, причем как со стороны отдельных промышленных предприятий, так и применительно к промышленному кластеру и региону в целом как мезообъекту риска. Таким образом, обязательным условием формирования целостного системного управления инновационными процессами в регионе и его промышленных кластерах, включая действенный риск-менеджмент, региона является создание системы мониторинга информации об инновационной деятельности в выделенных сегментах региональной экономики, служащей основой для оценки инновационных рисков и позволяющей осуществлять поддержку принятия решений для снижения ущерба от них.

Такого рода система поддержки принятия решений в инновационной сфере промышленности региона, носящая информационный характер, должна строиться изначально с соблюдением всех требований, предъявляемых к таким объектам, базироваться на использовании современных информационных технологий для обеспечения соответствия заявляемым характеристикам, а также обладать важным качеством совместимости с другими, уже внедренными механизмами принятия и реализации управленческих решений на региональном уровне. Возможность интеграции с другими системами достигается применением единых стандартов, выработанных на протяжении последних десятков лет в связи с бурным развитием информационных технологий и проникновением компьютерной техники во все сферы общественной и личной жизни цивилизованного человечества [2].

В управлении инновационными процессами в промышленном секторе региона и сопряженными с ними рисками стохастичность относительно входной и результирующей информации является еще более высокой, чем при принятии других видов управленческих решений в экономической сфере. Это обусловлено, прежде всего, самой сущностью промышленных инноваций, сложностью их продуцирования, абсорбции и трансфера, а также рисков инвестирования в них как объекта управления, обладающего в промышленной системе региональной экономики спецификой, значительно модифицирующей традиционные управленческие технологии и подходы.

В работе [3] специально акцентируется, что при формировании категории «промышленная инновация», состоящей из трех этапов - создания инновации, ее внедрения и получения эффекта, - возникает пять вероятностных «узлов», то есть пять ситуаций неопределенности. Первый «узел» появляется вследствие вероятностного характера создания промышленных инноваций: направленные инвестиции в инновационную деятельность могут не оправдаться. Именно по этой причине они относятся к наиболее рискованному виду

инвестирования. Причины при этом могут быть как объективными, связанными с отсутствием результата научных исследований и разработок, так и субъективными (включая недостаток или прекращение финансирования, кадровые изменения, перемены в управлении промышленным предприятием и т.д.). Далее, по ряду причин и под воздействием множества факторов даже потенциально эффективная промышленная инновация может не быть внедрена. Эти факторы также могут быть как объективного свойства (например, инновация недостаточно эффективна по сравнению с альтернативными), так и субъективного характера. Аналогичная ситуация возникает и при получении эффекта от ее внедрения. Например, из-за низкого качества управления (субъективные причины), либо из-за изменений рыночной конъюнктуры (объективные причины), ожидаемый эффект может быть не получен (либо получен в размере ниже ожидаемого). Следовательно, инновационная деятельность промышленного предприятия обладает значительно большим риском, особенно возрастающим в случае наличия недостатков в системе управления предприятием в целом.

В соответствии с этим, информационная составляющая системы управления инновационными процессами и связанными с ними рисками в промышленности региона должна быть основополагающей при разработке и реализации управленческих решений, а, следовательно, весьма важной представляется разработка региональной системы мониторинга, предназначенной для сбора и обработки информации об инновационной деятельности в промышленном секторе региона и обеспечивающей поддержку принятия решений по управлению сопряженной с нею рисками. При этом данная система должна соответствовать всем необходимым требованиям, предъявляемым к подобным системам, а также быть гибкой к возможным изменениям и удобной в использовании.

В контексте создания и функционирования указанной системы мониторинга государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности материализуется, во-первых, в специальной подсистеме, содержащей информацию нормативнозаконодательного, распорядительного и т.д. характера, поступающего от соответствующих структур органов власти территории и касающейся сферы промышленных инноваций; во-вторых, в принятии на себя государством части инновационных рисков, особенно когда оно выступает также в качестве соинвестора инновационных проектов (это чаще всего, когда инновационные проекты осуществляются промышленными бизнес-структурами совместно с государством по модели государственно-частного партнерства); в-третьих, в предоставлении информации и потенциальных инвесторах или партнерах по инновационному бизнесу (в том числе инновационно активных малых предприятий, вузов, научных организаций, страховых компаний, кредитно-финансовых структур и т.д.).

Формирование соответствующего блока региональной экономической политики -раздела, связанного с регулированием и стимулированием появления на территории субъекта РФ нового или поддержкой функционирования уже существующего территориальнопромышленного объединения, - определяется целым комплексом факторов и условий. В их числе можно выделить: макроэкономические детерминанты (императивы и тенденции модернизации национальной экономики, в том числе процессы кластеризации, инвестиционная и инновационная политика государства, институциональная база формирования и функционирования корпоративных, а также кластерных структур и т.п.) и специфические, региональные условия, факторы и институты, обусловливающие особенности протекания кластерных процессов в границах конкретной территории.

В составе второй группы факторов, как было отмечено, особое значение имеет формирование в границах региона соответствующей институциональной среды, создающей условия для совместного участия государства и бизнеса в поддержке создания и деятельности промышленных кластерных структур, включая создание стимулирующих условий для включения в состав территориально-производственных кластеров промышленных предприятий малого масштаба.

В обозначенном контексте к первоочередным направлениям государственной экономической политики по созданию условий для усиления инновационной деятельности промышленных предприятий и территориально-промышленных кластеров следует отнести:

- поддержку развития конкурентной среды путем введения соответствующей международным нормам законодательной и нормативной базы и правоприменительной практики в области регулирования процессов конкуренции;

- расширение зоны эффективного собственника на основе совершенствования правовой основы и правоприменительной практики банкротства организаций, улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка);

- создание условий для активного роста наукоемких секторов промышленности, вовлечение в процесс инвестирования лидеров мирового высокотехнологичного бизнеса на фоне улучшения инвестиционного климата в регионе;

- формирование общих условий для развития малого и среднего промышленного инновационно ориентированного бизнеса;

- создание институтов трансфера технологий от государственного научно-технического сектора в промышленность (особенно в наукоемкую) и институтов эффективной помощи в коммерциализации технологий, особенно для предприятий малой и средней размерности;

- содействие развитию процессов диффузии технологий, в частности, для перевооружения технологической базы производства;

- развитие в указанных направлениях информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента.

Анализ использования различных источников информации для осуществления инноваций свидетельствует о том, что наивысшие рейтинги имеют внутренние источники на самих промышленных предприятиях. Подобная ситуация сохраняется на протяжении всех последних лет, она характерна почти для всех отраслей промышленности, исключая ряд производств, связанных преимущественно с товарами народного потребления (текстильная, мебельная промышленность), где наибольшее распространение получил такой источник информации, как выставки, ярмарки, прочие рекламные средства. Наглядность и относительная доступность ставят их в ряд наиболее используемых источников информации для осуществления инновационной деятельности. Наравне с ним котируется и такой, как мнение потребителей, являющееся наиболее полной и объективной характеристикой внутреннего спроса на данную продукцию. Наименьшие значения рейтинга в качестве источников информации, используемых промышленными предприятиями, принадлежат вузам, академическим научным организациям и консалтинговым фирмам.

Очевидно, что источниками инвестиционных ресурсов регионального кластера, направляемых в формирование и использование его инновационного потенциала, могут быть как внутренние (собственные средства предприятий, финансово-кредитных организаций и других инвесторов региона локализации кластера), так и внешние (вложения инвесторов из других регионов, включая иностранных) поступления. В соответствии с этим, при разработке инструментария формирования и использования инвестиционного потенциала кластера для реализации его инновационных проектов важное значение имеет учет источников инвестиций и форма взаимодействия предприятий кластера и его потенциальных инвесторов. При этом следует учитывать, что на ту составляющую инвестиционного потенциала кластера, которая формируется за счет внутренних источников финансирования, существенное влияние оказывает как общая внутрикластерная политика, так и проводимая каждым его участником.

При определении рациональной структуры и состава промышленного кластера, ориентированного на инновации, следует учитывать, что он может существовать при наличии следующих основных составляющих:

1. Лидирующих фирм, выпускающих высоко конкурентную продукцию и экспортирующих ее за рубеж;

2. Сети поставщиков, обеспечивающих бесперебойное производство конечной экспортной продукции;

3. Кредитно-финансовых структур, готовых к участию в финансировании инновационного проекта кластера;

4. Бизнес-климата, или внешней и внутренней конкурентоспособности предприятий кластера, включающей в себя качество трудовых ресурсов, возможность доступа к инвестиционным потокам, уровень налогообложения, наличие административных барьеров, уровень развития инфраструктуры в регионе базирования кластера, регионального научного потенциала и т.д.

Пусть в состав территориально-производственной кластерной структуры входят: промышленное предприятие А - производитель основной продукции, предприятие В - потребитель данной продукции, банк Б и венчурное предприятие С, а целью функционирования кластера является разработка и внедрение инновационного проекта. Для этого в рамках кластерной структуры создается инновационный фонд, источники которого - кредиты корпоративного банка Б, входящего в состав кластера, государственные беспроцентные кредиты, инвестиционный капитал юридических и физических лиц в форме долевого участия в совместном проекте, ссуды под залог недвижимости, собственные финансовые средства хозяйствующего субъекта - пред приятия-произвол иге ля А и другие средства [4]. Предприятие А производит продукт а и продает его по «внутрикластерной» цене Р предприятию В. Предприятие В, закупая эту продукцию, использует ее для выпуска своей продукции, либо реализует ее на рынке. Иными словами, предполагается, что существует рынок продукции а

р Р — Р

с установившейся рыночной ценой рын , причем ръш. Затраты на производство еди-

, у(0) y(t) &

ницы продукции а составляют в момент времени t величину v \ /■> s \ ^ где s \ / _ 0бъ_

х(

ем выпускаемой в момент t продукции a, v } - объем финансовых ресурсов, направляемых в момент t на снижение удельных затрат (это могут быть кредиты банка, выдаваемые на определенных условиях возврата, или собственные средства предприятия-производителя, отчисляемые от прибыли). В качестве критерия экономической эффективности рассматривается суммарный гарантированный объем прибыли, получаемой участником кластерной

Lr] tQ

структуры в течение некоторого планируемого периода времени L и J, где и - начало, а Т - время окончания периода деятельности кластера.

Естественно, что предприятие-производитель А стремится увеличить свою прибыль, что можно сделать, во-первых, за счет снижения удельных затрат а, во-вторых, за счет внедрения инноваций, позволяющих выпускать новую продукцию (обозначим ее с). Реализация инновационного проекта требует дополнительных затрат, которые возможны за счет отвлечения части финансовых ресурсов. При этом окончание реализации проекта зависит от уровня накопления инновационного фонда кластера, динамика накопления средств в

котором может быть описана неотрицательной возрастающей функцией . Предприятие-производите ль А выпускает продукцию а и из полученной от ее реализации прибыли в

ус(0

каждую единицу времени отчисляет средства в объеме и на развитие инновационного фонда. Оставшиеся от прибыли средства предприятие А может инвестировать в снижение удельных затрат при производстве продукции а, либо накапливать в виде дохода. Банк Б,

IV

располагая ресурсом IV, отчисляет часть своего ресурса в объеме с на финансирование

инновационного проекта на правах долевого участия. Оставшиеся финансовые средства

(ш -Ц? )

с банк может кредитовать предприятию-производителю А для снижения его удельных затрат под определенный процент, либо на приобретение доли собственности предприятия-потребителя В. Пусть суммарный объем финансовых инвестиций предприятия

фп

С и внешних инвесторов составляет величину 0 . Тогда доля финансового участия в инновационном проекте предприятий, входящих в состав кластерной структуры, составит вели-

О =ф*-ф ж

чину с °. При этом, поскольку доля банка составляет с , объем накоплений

(вс-^с)

за счет отчислении предприятия А составит величину и и .

Рассмотрим динамику потребления финансовых ресурсов с постоянным абсолют-

„ г(/) = Ф0+^с+Кс(/) (Ф0+^с)

ным приростом в виде линеинои функции и и , где и и - уро-

вень затрат на начальный момент , а ~^с - постоянный абсолютный прирост в единицу времени. Тогда время окончания внедрения инновационного проекта в моделируемой кла-

Т = /0 +(<2С-РГС)/УС, ¥с = согШ

стернои структуре составит и и и и и

Допустим, что в финансировании инновационного проекта принимают участие

А ТГ Ф0 = 0 = 0 о

лишь предприятия данной кластерной структуры - А и Ь, т.е. и и и .В этом случае доля финансового участия этих предприятий в инновационном проекте кластера со-

0 =Ф* ЦТ

ставит величину с , в том числе доля банка с . С увеличением временного ин-

тервала Т облегчается финансирование внедрения инноваций, но при больших значениях Т существует опасность того, что под влиянием внешних факторов (действий конкурентов, морального устаревания продукции и др.) могут оказаться утраченными рыночные преимущества новой продукции. Поэтому представляется целесообразными зафиксировать в

Т

виде планового срока некоторое значение шкс , определяющее максимально допустимую

Т7 <т <т

временную границу окончания внедрения инноваций, причем пр *шкс .

Требуется определить оптимальные параметры внутрикластерного финансирования

а V*

внедрения инноваций ° и ° , возможные ограничения на ресурс банка И7 и на стоимость

проекта ^с, а также интервалы снижения удельных затрат производства продукта а, обеспечивающие максимальные значения интегральным показателям экономической эффективности.

Для решения такого рода задач могут использоваться различные модификации функциональных зависимостей, конкретный вид и количество включаемых параметров в которых определяются целым набором условий, в том числе степенью агрегирования (или детализации) целевых установок и ограничений задачи, возможностью получения необходимой для расчетов информации и другими факторами.

Литература

1. Центр региональных аналитических исследований экономического факультета УрГУ, Серия «Аналитические доклады». «Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опьгта». 2011. № 2.

2. Тхакушинов Э.К. Организация системы управления инвестиционными рисками в экономике региона. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007.

3. Рощина Л.Н. Управление научно-инновационным потенциалом промышленности: теория, методология, практика. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2012.

4. Дышкант О.В. Модернизационные императивы кластерной организации производства в базовых секторах региональной экономики: модели и механизмы. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ. 2006.

УДК 352

ОвакимянМ.А., к.э.н., доц.

Проблемы и перспективы взаимодействия муниципальной власти, предпринимательства и местного сообщества: опыт России

В статье обоснована необходимость развития национальной модели взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и местного сообщества. Взаимодействие муниципальной власти, предпринимательства и местного сообщества должно в перспективе стать действенным институциональным и инфраструктурным элементом местного самоуправления, а партнерство, доверие и инициатива - основой взаимоотношений и взаимодействия хозяйствующих субъектов на местном уровне.

Ключевые слова: местное самоуправление, гражданское общество, местное сообщество, местная власть, предпринимательство, участие граждан в местном самоуправлении, эффективность.

Экономические реформы 90-х гг. прошлого века в России весьма негативно сказались на социально-экономическом положении муниципальных образований. Основной причиной этого явилось отсутствие в муниципальных образованиях ресурсов формирования развитой многофункциональной рыночной экономической среды. Основу экономического потенциала муниципальных образований, как правило, составляли крупные промышленные (сельскохозяйственные) предприятия, и спад производства на этих предприятиях в большинстве случаев привел к росту безработицы, оттоку рабочей силы и дефициту финансовых ресурсов для содержания коммунальной и социальной сфер жизнеобеспечения населения [ 1].

В тоже время за годы осуществления муниципальной реформы в России реализован ряд важных мер по улучшению рыночной инфраструктуры территорий, по стимулированию местных компаний к инновациям, по развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Но в целом встречая некоторые улучшения в системе внедрения инноваций в систему местного самоуправления мы чаще сталкиваемся с проблемами.

К наиболее сложным из них можно отнести:

- недостаточное качество рыночной системы, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках, а также за получение поддержки от местного самоуправления, населения, институтов гражданского общества;

- сохранение существенных препятствий для распространения в экономике новых технологий, связанных с отраслевым регулированием, процедурами сертификации, администрированием рыночных процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточность усилий местной власти по улучшению условий для инновационной деятельности;

- взаимодействие бизнеса и власти в формировании и реализации инноваций не является систематическим процессом, не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных субъектов хозяйствования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.