Научная статья на тему 'Формирование и развитие промышленных кластеров'

Формирование и развитие промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5257
797
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / УЧАСТНИКИ КЛАСТЕРА / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / INDUSTRIAL CLUSTER / PARTICIPANTS OF A CLUSTER / FOOD INDUSTRY / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Хлынин М. Ю.

В статье проведено исследование влияние внешней и внутренней среды на деятельность промышленных кластеров, сформулированы основные направления государственной поддержки кластеров, а также структура и принципы функционирования промышленных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS

In article research influence of the external and internal environment on activity of industrial clusters is conducted, the main directions of the state support of clusters, and also structure and the principles of functioning of industrial clusters are formulated.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие промышленных кластеров»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСА

УДК 332.142

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Ю.В. Вертакова1, Ю.С. Положенцева2, М.Ю. Хлынин3

Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ), 305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

В статье проведено исследование влияние внешней и внутренней среды на деятельность промышленных кластеров, сформулированы основные направления государственной поддержки кластеров, а также структура и принципы функционирования промышленных кластеров.

Ключевые слова: промышленный кластер, участники кластера, пищевая промышленность, конкурентные преимущества.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL CLUSTERS

Y.V.Vertakova, Y.S.Polozhentsev, M.Y.Hlynin

Southwest state University (SWSU), 305040, Kursk region, Kursk, street 50 years of October, 94. In article research influence of the external and internal environment on activity of industrial clusters is conducted, the main directions of the state support of clusters, and also structure and the principles of functioning of industrial clusters are formulated.

Keywords: industrial cluster, participants of a cluster, food industry, competitive advantages.

Анализ мировой и отечественной практики вертикальной и горизонтальной интеграции промышленных предприятий показывает, что одним из перспективных направлений развития кооперации промышленных предприятий является их объединение в кластеры. При этом понимание кластера основано на формировании особой организации экономических процессов между его элементами [1]. На наш взгляд, такое описание промышленных кластеров является технократическим и не в полной мере отражает их суть как социальноэкономических систем. Рассматривая промышленный кластер с системных позиций, мы понимаем его как множество элементов, взаимодействующих друг с другом и с внешней средой, объединяемых наличием близких свойств. У промышленных предприятий, расположенных на одной территории, много общих потребностей и возможностей взаимодействия друг с другом и с другими экономическими субъектами, что способствует кластерообразо-ванию.

В основе создания промышленного кластера лежит объединение промышленных предприятий и связанных с ними долгосроч-

ными кооперационными связями других экономических субъектов, созданное с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ и в долгосрочной перспективе - роста прибыли. Такое объединение обычно закреплено многосторонним соглашением.

Как показали авторские исследования, отличительными чертами промышленного кластера от других моделей организации и объединения предприятий является наличие многоуровневой сетевой технологической кооперации, внутренней конкурентной среды, механизмов согласования управленческих решений участников кластера, существенных специфических активов и конкурентных преимуществ предприятий-участников, обусловленных внут-рикластерным взаимодействием, тенденции к территориальной локализации выполнения однородных функций (конкретные виды производств, складирование готовой продукции, организация ее доставки и др.), долгосрочности и высокой инерционности кооперационных связей.

Сотрудничество промышленных предприятий кластера направлено на формирование интегрированной структуры управления, обес-

печивающей максимальную эффективность деятельности участников, способствует снижению затрат на прикладные исследования и внедрение нововведений за счет оптимизации производства и осуществления внутрикластер-ной кооперации. Участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба и освоения. Развитие промышленных кластеров способствует более свободному движению информации и координации интересов участников кластера - горизонтально и вертикально связанных предприятий [3, с. 52].

Таким образом, под промышленным кластером мы понимаем взаимосвязанную совокупность сконцентрированных преимущественно по территориальному признаку промышленных предприятий и связанных с ними долгосрочными кооперационными связями других экономических субъектов, характеризующихся общностью экономических интересов, реализация которых позволяет повышать эффективность развития промышленных предприятий за счет внутрисистемного усиления локализованных конкурентных преимуществ и концентрации производства и капитала на определенной территории.

В развитии социально-экономических систем важное место занимают промышленные кластеры, так как взаимодействие их участников приводит к улучшению качества производимой продукции, работ, услуг в условиях усиливающейся конкуренции. Это достигается за счет многостороннего и многоуровневого взаимодействия промышленных предприятий, мобилизации потенциала всех участников кластерного объединения. Уникальные компетенции, возникающие вследствие интеграции, создают предпосылки к формированию дополнительных конкурентных преимуществ. Усиление преимуществ происходит в результате организационных усилий участников кластера и управляющего воздействия государства, направленного собственно на кластер или на его ближнее окружение.

Возможность создания промышленных кластеров определяется рядом детерминант. Наличием, во-первых, формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него промышленных предприятий; во-вторых, секторов промышленности, привлекательных с позиции спроса, предложе-

ния и прогнозов развития; в-третьих, природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, квалифицированной рабочей силы, доступа к внешним источникам информации; в-четвертых, локализованных конкурентных преимуществ.

Формирование промышленных кластеров - поэтапный процесс, предполагающий чёткое определение целей и возможностей построения кластера в промышленном производстве, разработку структуры кластера с учетом производственных возможностей кооперации, организацию взаимодействия кластера с внешними структурами. Системный подход к управлению кластером и промышленной политикой территории в целом предполагает учет всех факторов, воздействующих прямо и косвенно на интеграционные процессы, что способствует повышению качества менеджмента, минимизации экономических рисков, устойчивому экономическому росту промышленного производства.

Способы построения кластеров в промышленности отличаются высокой дифференциацией. В ходе исследования сформировано три подхода к промышленному кластерообразо-ванию. Каждый из них подчеркивает основную черту функционирования кластера: территориально ограниченные формы экономической активности внутри родственных производственных комплексов, причем признаками родства могут быть как производственная специализация, так и общность используемых ресурсов; вертикальные производственные цепочки, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера; многоотраслевые и многоуровневые промышленные производства, представленные на определенной территории и имеющие высокий уровень агрегации [6, с. 35].

Исходя из этих подходов, мы выделили ряд основных характеристик промышленных кластеров, на комбинации которых базируется выбор способа их построения: географическая: построение пространственных кластеров экономической активности; горизонтальная: несколько отраслей (промышленных предприятий) могут входить в более крупный кластер; вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса; латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффектов масштаба и освоения; технологическая: совокупность отраслей, пользую-

щихся одной и той же технологией; ресурсная: значение имеет многообразие ресурсов, которыми располагает тот или иной кластер, а также эффективность их использования [7, с. 23].

Промышленный кластер должен соответствовать следующим базовым принципам, которые взаимосвязаны друг с другом:

1. Согласованность - тесное взаимодействие органов власти, менеджмента промышленных предприятий, саморегулируемых организаций и научного сообщества в процессе формирования кластеров.

2. Ориентированность - соответствие приоритетов развития кластеров потребностям промышленных предприятий и нацеленность на повышение их конкурентоспособности.

3. Прозрачность - публичность процедур формирования кластеров для реальных и потенциальных участников.

4. Системность - комплексность нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических решений, мер и механизмов, направленных на формирование и развитие промышленных кластеров.

5. Целостность - единство и согласованность инструментов взаимодействия участников промышленного кластера с другими инструментами промышленной политики;

6. Управляемость - наличие эффективных административно-рыночных инструментов, обеспечивающих возможность действенного государственного регулирования деятельности кластеров.

7. Инновационность - выявление потенциала и резервов для формирования и реализации кластерной политики, направленность на достижение интенсивного типа экономического роста.

8. Интерактивность - наличие инструментов интеграционного согласования интересов участников промышленных кластеров, власти и общества.

9. Адаптируемость - наличие внутреннего резерва гибкости для динамической подстройки под изменения внешней среды.

10. Стратегическая направленность - приоритетная ориентация на достижение стратегических целей и задач развития кластера, обусловленных необходимостью формирования и развития конкурентных преимуществ.

Сущность организационно-

экономического механизма функционирования промышленного кластера определяется спецификой локализации конкурентных преимуществ.

Нами разработана схема, наглядно отражающая особенности интеграционных процессов и демонстрирующая целесообразность формирования кластера в пищевой промышленности. Использование внутрикластерных конкурентных преимуществ призвано повысить эффективность производства за счет привлекаемых извне ресурсов (кадровых, финансовых, информационных и пр.), что в конечном итоге должно найти свое логическое подтверждение в показателях производительности труда, фактических темпах роста отрасли и пр. Предлагаемая гибкая интегрированная структура кластера пищевой промышленности отражает особенности входящих в состав кластера предприятий (рис. 1).

Очевидно, что интеграционные связи в данном случае будут нацелены на установление степени взаимодействия предприятий, повышение общего синергетического эффекта от совместной деятельности. Образование интеграционной структуры на предприятии пищевой промышленности данного типа позволит в полной мере использовать накопленный потенциал (включая информационную, производственную, научную, торговую, финансовую составляющую) и тем самым способствовать развитию кластера пищевой промышленности [10, с. 36].

Таким образом, по нашему мнению, формирование промышленных кластеров должно рассматриваться не только как интеграционный процесс, протекающий внутри промышленного комплекса, но и с учетом взаимодействия участников кластеров как внутри системы, так и с другими институтами, за пределами пространственной локализации, с учетом закономерностей, обусловленных влиянием внешней среды.

При формировании промышленных кластеров структурная сбалансированность достигается включением в их состав различных групп участников:

А - «Движущие силы кластера» - промышленные предприятия-производители основной конечной продукции кластера; являются наиболее экономически устойчивыми к воздействию внешней среды, конкурентоспособными, обладают высоким инновационным потенциалом, высоким уровнем управленческой культуры, мотивацией к развитию кластера.

В - «Предприятия поддержки» - производители/поставщики: средств производства

заданного качества (в т.ч. предметов труда: сы-

рье, материалы, комплектующие и т.д.; и средств труда: машины, станки, инструменты и т.д.); сопутствующих товаров, привлеченных в кластер; основной продукции кластера, уступающей в рейтинге продукции предприятий группы А.

С - «Обеспечивающие организации» -финансовые, консалтинговые, научноисследовательские, опытно-конструкторские, образовательные учреждения и организации, венчурные компании, «развивающие» организации (бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.) [9, с. 64].

3

и

Е 5 сЗ 5 Л Я И ¡Ц И и О к

и С а Е

& 2 а Є

§5 £

Э *

сЗ £ § Ё и

. Ф

Ч С

^ іс ^ с и и

сЗ

«

И

и

о

и

8

Я

н

сЗ

£

X

ш

о

и

8

со

«

и

о

и

3

и

8

СТ

«

О

н

о

Рисунок 1. Схема формирования кластера пищевой промышленности

Помимо внутренней сбалансированности важно поддерживать баланс взаимодействия кластера со средой [5]. Среда кластера -это совокупность всех факторов, влияющих на его деятельность и результативность. Следует различать внешнюю и внутреннюю среду кластера. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на функционирование и развитие промышленного кластера, можно поделить на три категории по силе воздействия на кластер: первая категория - федеральная власть (общая экономическая политика государства, налоговая политика, промышленная политика, социально-демографическая политика, политика в области науки и образования, законодательная система и т.д.); вторая категория - регион (включает в себя ресурсообеспеченность и инфраструктуру региона, деятельность органов региональной власти, направления региональной экономической политики, социальнодемографическую ситуацию в регионе, региональный рынок труда, научную и образова-

тельную базу региона); третья категория -фирмы, не являющиеся участниками кластера.

Внутреннюю среду кластера составляют: кадры, организация системы управления кластером, производственно-технический потенциал предприятий-участников, маркетинг, система ресурсообеспечения, финансы.

На рис. 2 приведена организационноэкономическая структура взаимодействия хозяйствующих субъектов в промышленном кластере, которая способствует координации и налаживанию связей между участниками проектируемого кластера.

Ведущая роль в процессе реализации механизма управления промышленными кластерами принадлежит, по нашему мнению, координационному совету кластера, государственные органы власти и управления должны этому способствовать. Координационный совет выступает инициатором формирования и развития промышленного кластера, организатором реализации проектов и программ.

стера и взаимосвязь с внешней средой

Федеральные

органы

Внешний контур промышленного кластера

Внутренняя среда промышленного кластера

Покупатели

3=

Координационный совет кластера Ядра кластера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производители сопутствую щих товаров

\ \ Ч у х'Ч / Организации, выполняющие функции сбыта \ Ч /

Научно исследовательская база кластера Рабочие группы кластера

Финансовые

институты

Страховые

организации

Фирмы, не являющиеся участниками кластера

Кластерная ассоциация промышленных предприятий

Рисунок 2. Организационно-экономическая структура взаимодействия в промышленном

кластере

Одним из видов обеспечения формирования промышленных кластеров является организационное обеспечение. В целях реализации кластерных инициатив, координации деятельности кластеров и обеспечения их интересов предлагается создание кластерной ассоциации, которая объединяет представителей региональных и муниципальных органов власти, промышленных предприятий, инжиниринговых центров, научно-исследовательских организаций, вузов и др. В ее обязанности войдет мониторинг и организационное сопровождение всех кластерных формирований, создание благоприятных условий для развития промышленных кластеров [4, с. 90].

Однако, несмотря на преимущества кластеризации в современных российских условиях, нами выявлен и систематизирован ряд факторов, препятствующих данному про-

цессу (табл. 1). Исследование проблем и условий формирования промышленных кластеров позволило выделить основные предпосылки, факторы и условия их развития. Со стороны бизнеса данные предпосылки включают: наличие ключевых промышленных предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера; наличие кооперационных связей и механизмов взаимодействия между данными и иными (научными, образовательными, консалтинговыми, логистическими и др.) предприятиями и организациями. Со стороны органов государственной власти: заинтересованность в кластерном варианте развития промышленности страны, региона, муниципального образования (как правило - города); наличие успешного опыта взаимодействия с бизнесом у органов управления.

Таблица 1 - Факторы, способствующие и препятствующие развитию промышленных кластеров

Способствующие факторы Препятствующие факторы

- Доступность факторов производства (сырье, квалифицированные кадры и др.) и мобильность в использовании местных ресурсов. - Возможности использования научно-инновационного потенциала высшей школы. - Традиции производственно- технологической кооперации. - Отсутствие механизма формирования и функционирования кластера. - Отсутствие поддержки со стороны государства. - Неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям промышленности и рынка. - Слабые связи между высшими и средними профессиональными учреждениями, НИИ и бизнесом. - Низкое качество бизнес-климата для возникновения и развития малого и среднего бизнеса в промышленности, вспомогательных и обеспечивающих видах экономической деятельности (административные барьеры, финансовые ресурсы и др.). - Низкая конкурентоспособность большей части российских предприятий не только на мировом, но также на национальном и региональном рынках. - Краткосрочность горизонта планирования и управления развитием у большинства российских промышленных предприятий (между тем, оценки показывают, что реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5 ^ 7 лет). - Особенности российского менталитета и психологии менеджеров.

На основании анализа функционирования промышленных предприятий и объединений, нами выделены основные условия и факторы формирования промышленных кластеров: наличие конкурентоспособных на российском и/или международных рынках промышленных предприятий в кластере; наличие у территории конкурентных преимуществ для развития промышленного кластера; географическая концентрация и близость участников кластера для активного взаимодействия; наличие тесно связанных или дополняющих друг друга отраслей для формирования «критической массы», способствующей кластерообразованию, повышающей эффективность и конкурентоспособность промышленных предприятий за счет участия в кластере (эффекты масштаба и освоения); наличие имущественных, торгово-сбытовых, логистических и производственно-

технологических связей между участниками кластера [2, 8].

Проведенный анализ практического опыта и теоретических подходов к формированию промышленных кластеров позволил автору выделить группы факторов, определяющих формирование и направления развития кластера (рис. 3).

Как показал проведенный анализ, каждый из российских регионов обладает особенностями, влияющими на выбор приоритетных отраслей промышленного производства, где наиболее целесообразно формирование кластеров. Эта региональная специфика также оказывает влияние на механизмы и направления развития кластеров. В частности, в таблице 2

представлены региональные факторы, влияющие на формирование и развитие промышленных кластеров в Курской области.

Нами установлено, что формирование и развитие промышленных кластеров не только служит средством повышения конкурентоспособности промышленности, усиления ее инновационной направленности и пр., но также является мощным инструментом для стимулирования регионального развития. Поэтому вопросы кластерообразования в промышленности должны быть в центре внимания не только бизнеса, но и власти, институтов гражданского общества, что и находит отражение в предлагаемой нами структуре управления кластерами, рассмотренной выше.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: одним из очевидных путей по повышению конкурентоспособности рассматриваемой отрасли выделены интеграционные связи, внедрение гибкой универсальной интегрированной структуры управления промышленным производством; построение интеграционных связей, как показало проведенное исследование, является одним из приоритетных направлений развития пищевой промышленности в нынешних условиях. Формирование и развитие пищевого кластера, объединяющего группу предприятий (с помощью интеграционных связей) по ряду критериев и параметров (экономических, социальных, и т.д.) - важное условие наращивания потенциала пищевой промышленности, доведения показателей выработки и производства до требуемых значений, повышения качества жизни, обеспечения продовольственной безопасности отрасли в целом.

Таблица 2 - Анализ факторов, определяющих формирование и направление развития промышленных кластеров в Курской области

Сильные стороны Слабые стороны

Организационно-управленческие факторы

Наличие обширной законодательной базы по вопросам регулирования промышленной политики, стратегии и программы социально-экономического развития региона, содержащие мероприятия, направленные на стимулирование развития промышленности, в том числе, на основе кластеризации. Недостаточно развитое законодательство и нормативно-правовая база по вопросам регулирования взаимодействий власти и бизнеса.

Политические факторы

Заинтересованность региональных властей в кластерной стратегии развития промышленности области. Наличие успешного опыта взаимодействия региональных властей с бизнесом. Недостаточно последовательная политика Правительства Российской Федерации по поддержке старопромышленных регионов.

Экономические факторы

Наличие основных элементов инновационной инфраструктуры: научно-исследовательские лаборатории при ВУЗах и крупных промышленных предприятиях, попытки создания технопарка, создание центра трансфера технологий. Лидирующие позиции банковского сектора по объему ресурсной базы и размещению ресурсов. Благоприятная конъюнктура внешних рынков на экспортно-ориентированную продукцию. Существующие элементы инновационной инфраструктуры находятся в начальной стадии формирования Отсутствие элементов инновационной инфраструктуры венчурного финансирования.

Финансовые факторы

Динамичное развитие банковского сектора, устойчивый рост основных показателей деятельности банков, расширение банковской сети, количества и качества банковских услуг, рост платежной системы, увеличение объема платежей. Рост капитализации, емкости и объема сделок на фондовом рынке. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы. Недостаток «длинных денег» у кредитных организаций для крупных инвестиционных проектов в промышленности. Недостаточное развитие отдельных видов банковских услуг (развитие лизинга и факторинга, услуг по мультивалютной конвертации).

Производственные факторы

Разнообразный природно-ресурсный потенциал. Наличие диверсифицированного промышленного производства, включающего в себя ряд предприятий ОПК. Наличие потенциала наукоемких и перерабатывающих производств. Достаточно высокий научно-технический и научноисследовательский потенциал. Недостаток инвестиционных ресурсов для модернизации и технологического перевооружения значительной части промышленных предприятий. Низкая доля конечной продукции в общем объеме промышленного производства. Высокий моральный и физический износ значительной части основных производственных фондов.

Литература

1. Аркин, П.А. Методическое обеспечение взаимодействия промышленных предприятий внутри кластера: логистический подход / П.А. Аркин, А.Г. Г о-лубев // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 1. С. 33-38.

2. Бабкина, Л.Н. Методологические подходы и принципы формирования стратегии социальноэкономического развития регионов / Л.Н. Бабкина, О.В. Скотаренко // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 3.

С. 30-36.

3. Багаутдинова, Н.Г. Формирование промышленных кластеров на основе вертикально-интегрированных компаний как фактор устойчивого развития региональной экономики / Н.Г. Багаутдинова // Экономика и управление. 2009. № 1. С. 5154.

4. Вертакова, Ю.В. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции / Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.

- природно-ресурсный потенциал

- трудовые ресурсы;

- научно-технический и научноисследовательский потенциал;

- транспортная инфраструктура.

- инженерная инфраструктура.

- эффективная банковская система;

- развитие фондового рынка;

- развитие институтов коллективного инвестирования;

- развитие лизинга и факторинга;

- обеспечение доступа промышленных предприятий к венчурному капиталу;

- создание системы поддержания инициатив на основе конкурсов и грантов.

- система государственного регулирования процессов промышленного производства;

- административная, налоговобюджетная, денежно-кредитная политика региональных и муниципальных органов власти;

- наличие специализированной административной и информационной инфраструктур;

- правовая основа (общероссийские, региональные законы, подзаконные акты, регулирующие деятельность промышленности).

Ґ Организационно- управленческие N

ч V

Экономические

- политическая ситуация в стране;

- политика федеральных, региональных и муниципальных властей по отношению к кластерным инициативам;

- государственные кластерные инициативы;

- частно-государственное партнерство.

- инвестиционный климат;

- предпринимательский климат;

- внутриотраслевая конкуренция;

- межотраслевая конкуренция;

- специализированный спрос на продукцию или услуги предприятий.

Рисунок 3. Факторы развития промышленных кластеров

5. Плотников, В.А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм / В.А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 1. С. 147-150.

6. Положенцева, Ю.С. Повышение конкурентоспособности региона на основе сглаживания пространственной дифференциации: кластерный подход / Ю.С. Положенцева // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 1. С. 34-38.

7. Рисин, И.Е. Кластеры Воронежской области и инструментарий их государственной поддержки / И.Е. Рисин, Е.В. Бородкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 22. С. 2125.

8. Сигов, В.И. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний / В.И. Сигов, Г.А. Карпова, М.В. Сигова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5. С. 4-13.

9. Хлынин, М.Ю. Кластеризация регионального пространства: опыт Курской области / Ю.В. Вертакова, Ю.С. Положенцева, А.А. Щедрин, М.Ю. Хлынин // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 3. С. 62-73.

10. Юрьев, В.М. Региональный кластер: теория и

практика строительства: Монография / О.И. Бетин, В.М. Юрьев. Тамбов: Изд-во ТГУ им.

Г.Р.Державина, 2007. С. 33-37.

1 Вертакова Юлия Владимировна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой "Региональная экономика и менеджмент" ЮЗГУ, тел.: 8 (4712) 50-48-00, e-mail: [email protected];

2Положенцева Юлия Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Региональная экономика и менеджмент"ЮЗГУ, e-mail: [email protected];

ъХлынин Максим Юрьевич - преподаватель кафедры "Региональная экономика и менеджмент" ЮЗГУ, email: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.