Научная статья на тему 'Актуализация применения модели дирижистской кластерной политики в России'

Актуализация применения модели дирижистской кластерной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДИРИЖИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / CLUSTER / ECONOMIC POLICY / DIRIGISME / LIBERALISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Греченюк Ольга Николаевна, Греченюк Антон Владимирович

В статье исследованы особенности формирования и развития территориальных инновационно-ориентированных промышленных кластеров в России; изучен зарубежный опыт формирования и реализации либеральной и дирижистской моделей кластерной политики, а также актуальность и возможность применения дирижистской модели в современных российских экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Греченюк Ольга Николаевна, Греченюк Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CLUSTER POLICY MODEL BASED ON DIRIGISME IN RUSSIA

In the article the features of formation and development of regional innovation-oriented industrial clusters in Russia; studied foreign experience offormation and realization of the liberal and diri-gisme model of cluster policy, as well as the relevance and the possibility of using dirigisme model of modern Russian economic conditions.

Текст научной работы на тему «Актуализация применения модели дирижистской кластерной политики в России»

Греченюк О.Н., Греченюк А.В.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ДИРИЖИСТСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Аннотация. В статье исследованы особенности формирования и развития территориальных инновационно-ориентированных промышленных кластеров в России; изучен зарубежный опыт формирования и реализации либеральной и дирижистской моделей кластерной политики, а также актуальность и возможность применения дирижистской модели в современных российских экономических условиях.

Ключевые слова. Кластер, экономическая политика, дирижизм, либерализм.

Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V. APPLICATION OF CLUSTER POLICY MODEL BASED ON DIRIGISME IN RUSSIA

Abstract. In the article the features of formation and development of regional innovation-oriented industrial clusters in Russia; studied foreign experience offormation and realization of the liberal and dirigisme model of cluster policy, as well as the relevance and the possibility of using dirigisme model of modern Russian economic conditions.

Keywords. Cluster, economic policy, dirigisme, liberalism.

Реалии современных экономических условий в России диктуют необходимость модернизации предприятий, что должно быть реализовано с помощью государства с учетом приоритетов и направлений модернизации совокупной системы предприятий, а также производственных комплексов, отдельных отраслей и предприятий [5, 6, 7]. В сложившейся экономической ситуации (замедление темпов экономического роста и санкционное давление со стороны ряда иностранных государств), возникает острая необходимость в идентификации и реализации приоритетов развития промышленного комплекса совместными усилиями государства и бизнеса, что приведет к росту конкурентоспособности и эффективности экономики в целом. Поэтому важнейшим направлением структурной модернизации российской промышленности является активизация процессов кластеризации [1, с. 12].

При этом необходимо помнить, что главная особенность эффективных кластерных формирований - их четкая инновационная направленность. Инновации - это основа любого кластера. Важным аспектом формирования эффективных кластеров также является рациональная пространственная расположенность, т.к. формирование конкурентных преимуществ происходит на уровне конкретных бизнесов, работающих на территории регионов, в которых наблюдается высокий уровень концентрация взаимосвязанных отраслей [2, с. 142]. Данные территориальные инновационно-ориентированные промышленные кластеры обладают неоспоримыми преимуществами в сравнении с традиционными индустриально-отраслевыми, что проявляется в следующих аспектах:

ГРНТИ 06.56.31

© Греченюк О.Н., Греченюк А.В., 2016

Ольга Николаевна Греченюк - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).

Антон Владимирович Греченюк - кандидат экономических наук, начальник отдела по организации научной и международной деятельности Курской академии государственной и муниципальной службы. Контактные данные для связи с авторами (Греченюк О.Н.): 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). E-mail: reandm@rambler.ru.

Исследование выполнено на основании государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.2671.2014 "Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем".

• сформированная региональная технологическая система распределения новых знаний, технологий и продукции, опирающаяся на единую научную базу;

• дополнительные конкурентные преимущества кластерных формирований в результате реализации реальных возможностей осуществления внутренней специализации, стандартизации и минимизации затрат на внедрение инноваций;

• формирование инновационно-ориентированных промышленных кластеров на основе включения в их состав наиболее маневренных предпринимательских структур малого предпринимательства, что позволяет выявлять точки роста инновационного потенциала экономики региона;

• территориальные инновационно-ориентированные промышленные кластеры дают толчок для развития малого предпринимательства в результате обеспечения высокой степени специализации, доступа к необходимым ресурсам промышленных предприятий и эффективного трансфера знаний между специалистами и предпринимателями.

Большинство экономистов понимают под кластерной политикой часть государственной экономической политики, проводимой в целях формирования, поддержки и развития кластеров на определённых территориях за счёт предоставления дополнительных условий для роста конкурентоспособности и эффективного взаимодействия всех участников кластера. В настоящее время существуют две доминирующие модели формирования территориальной кластерной политики: либеральная и дирижистская. Либеральная кластерная территориальная политика характерна для стран, традиционно придерживающихся либеральной экономической политики (США, Великобритания, Австралия и Канада). Модель дирижистской кластерной политики выбирают и реализуют власти государств, активно вовлеченных в экономическую жизнь страны: Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения и др. [3, с. 98] (см. табл.).

Таблица

Сравнительная характеристика либеральной и дирижистской

моделей формирования территориальных кластеров_

Дирижистская модель Либеральная модель

Основная характеристика Государства Основная характеристика Государства

Значительную роль в формировании и развитии территориальных кластеров играет активная государственная (федеральная) политика Швеция, Франция, Финляндия, Словения, Япония, Ю. Корея, Сингапур Роль государства минимальна, ни в какой форме не предполагает прямого государственного вмешательства и сводится лишь к ликвидации барьеров естественного развития кластера Великобритания, США, Канада, Австралия

Главный принцип реализации либеральной модели основывается на определении кластера как рыночного организма, в функционировании которого роль государства минимальна, ни в какой форме не предполагает прямого государственного вмешательства и сводится лишь к ликвидации барьеров его естественного развития.

Дирижистская модель, напротив, основывается на активном участии государств в процессе формирования территориальных кластеров. Данная модель включает в себя весь спектр мероприятий: от селекции приоритетных направлений и финансирования программ по формированию и развитию территориальных кластеров до целевого создания основных факторов их благополучного развития. Поэтому руководители дирижистского направления единолично выбирают территорию для образования конкретного кластера, целенаправленно формируют соответствующую инфраструктуру и устанавливают объемы его финансирования.

Сравнительный анализ либеральной и дирижистской моделей формирования территориальных кластеров позволяет выявить ключевые отличия:

во-первых, определение приоритетов. Приверженцы дирижизма на федеральном уровне отбирают отраслевые и территориальные приоритеты и виды кластеров, которые предпочитают и намерены формировать. Согласно либеральной модели кластерной политики кластеры образуются автономно под воздействием саморегулирующихся рыночных механизмов;

во-вторых, особенности формирования инфраструктуры. В рамках реализации дирижистской модели целенаправленно формируется инфраструктура для нужд приоритетных кластеров (научно-исследовательские институты, университеты, технопарки и технополисы, технокомплексы, инно-

вационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и сотрудничества, проектные организации, инжиниринговые и сервисные компании и др.). В государствах, придерживающихся либеральной модели кластерной политики, власти, наоборот, практически никогда не участвуют в формировании кластерной инфраструктуры [4, с. 254];

в-третьих, определение территории для создания приоритетных кластеров. Государства с дири-жистской политикой автономно отбирают территории для образования кластеров и утверждают объемы их финансирования. Страны с либеральной политикой характеризуются появлением стимулов для властей соответствующих территорий, на которых возлагается ответственность за образовываемый кластер.

В результате исследования зарубежного опыта реализации кластерной политики и формирования инновационно-ориентированных территориальных кластеров мы пришли к выводу о возможности применения в современных российских условиях существенной его части. Реализуемая в настоящее время в России государственная кластерная политика применяет инструментарий и дири-жистской, и либеральной моделей. И использование такой смешанной модели иногда дает неплохие результаты. Однако, на наш взгляд, в российской практике более эффективным будет применение дирижистской модели, основывающейся на активной роли государства в создании и развитии инновационно-ориентированных территориальных кластеров.

Российская действительность такова, что территории не всегда могут адекватно оценить свои возможности и правильно выбрать приоритетное направление формирование кластеров. Более того, территориям необходимо обязательно учитывать особенности и конкурентные преимущества не только свои, но и других территорий. Государственное регулирование формирования и развития инновационных территориальных кластеров позволит получить значительный синергетический эффект. Успешно созданные и эффективно функционирующие территориальные кластеры должны активно взаимодействовать, дополняя друг друга, а не создавать дополнительную ненужную конкуренцию между предприятиями отдельных кластеров. При этом нужно учитывать, что в зависимости от своих территориальных особенностей и уровня диверсификации, территории нуждаются в различных формах государственной поддержки.

Среди основных государственных направлений поддержки инновационных территориальных кластеров можно отметить: направление субсидий территориальным бюджетам для реализации мероприятий в рамках выполнения программ развития инновационных территориальных кластеров; реализация мер по поддержке выполнения программ развития инновационных территориальных кластеров в части исполнения федеральных целевых программ Российской Федерации; стимулирование участия государственных институтов развития в осуществлении приоритетных программ развития инновационных территориальных кластеров; привлечение крупных частных компаний для участия в деятельности инновационных территориальных кластеров в рамках реализации приоритетных программ территориального развития в форме частно-государственного партнерства; применение на территории формирования инновационных территориальных кластеров ряда налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В. Кластерная политика и инструментарий структурных преобразований региональных социально-экономических систем // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Курск, 2015. С. 11-14.

2. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка инновационного развития отраслей промышленности России с целью выявления точек кластерного роста // Теоретические основы формирования промышленной политики / под ред. А.В. Бабкина. СПб., 2015. С. 103-152.

3. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Алгоритм кластеризации регионального пространства // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Курск, 2015. С. 98-102.

4. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Перспективы процесса кластеризации региона на основе оценки эффективности инновационного развития // Экономика знаний: стратегические проблемы и решения: материа-

лы VII Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. Краснодар, 2015. С. 251-260.

5. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

6. Косотурова А.С. Современные концепции экономической политики государства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета // 2015. № 6. С. 119-122.

7. Тихомиров Н.Н., Трушкин А.В. Система организации и управления развитием высокотехнологичных предприятий в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета // 2015. № 6. С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.