Греченюк О.Н.,
к.э.н., старший преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета E-mail: og1016s@yandex.ru
Греченюк А.В.,
к.э.н., начальник отдела по организации научной и международной деятельности Курской академии государственной и муниципальной службы E-mail: grant25@yandex.ru
Хаустова Т.В.,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой социального страхования, экономики и финансового права Курского института социального образования (филиал) РГСУ E-mail: tinagub@mail.ru
Черкашина Т.А.,
к.э.н., профессор кафедры финансово-экономического инжиниринга РГЭУ (РИНХ)
E-mail: tkcherkashina@mail. ru
ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
В современных условиях российской экономики основным фактором роста инновационного развития является повышение эффективности региональных инновационных процессов, стратегий и программ. Статья посвящена рассмотрению методического инструментария, позволяющего оценивать эффективность региональных инновационных программ. На основе обобщения различных подходов к оценке инновационных процессов нами было определено, что главными индикаторами эффективности региональных инновационных стратегий и программ должны стать показатели социально-экономического развития региона. Раз-
работанная и предложенная нами модель позволяет оценивать влияние инновационных проектов и региональной инновационной программы на инновационные и экономические показатели региона и включает в себя три уровня. Критериями эффективности в трехуровневой модели выступает ряд разработанных нами коэффициентов эффективности отдельных блоков инновационного процесса, определяющих эффективность создания технологий, эффективность использования технологий и эффективность трансформации инновационных процессов в валовой региональный продукт (для государственного сектора) и сальдированный финансовый результат (для предпринимательского сектора). На первом уровне модели оцениваются на предмет включения в региональную инновационную программу инновационных проектов, предполагающих создание новых технологий, и проектов, предполагающих использование уже созданных технологий. На втором уровне модели производится оценка эффективности сформированной региональной инновационной программы, то есть совокупности отобранных в нее инновационных проектов. На третьем уровне модели осуществляется оценка влияния сформированной региональной инновационной программы на показатели социально-экономического и инновационного развития региона посредством сравнения прогнозных значений показателей без реализации инновационной программы и с учетом ее реализации. Параметром эффективности региональной инновационной программы является существенное превышение прогнозных значений с учетом реализации программы над прогнозными значениями без ее учета. Предложенная модель позволяет поэтапно оценивать инновационные проекты, инновационную программу и ее влияние на экономику региона, а также осуществлять моделирование
различных ситуаций инновационного развития.
Ключевые слова: инновационный проект, инновационная программа, регионы РФ, эффективность.
Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V., Khaustova T.V., Cherkashina T.A.,
THREE-LEVEL MODEL OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REGIONAL INNOVATIVE PROGRAMS
At the moment, the main growth factor of innovation development in Russia is to increase the efficiency of regional innovation processes, strategies and programs. The article is devoted to the consideration the methodological tools for evaluating the effectiveness of regional innovation programs. On the basis of summarizing the different approaches to the evaluation of innovative processes, we determined that the main indicator of the efficiency of regional innovation strategies and programs should be indicators of socio-economic development of the region. Developed and proposed model allows us to evaluate the impact of innovative projects and regional innovation programs for innovation and economic performance of the region, and includes three levels. Performance criteria in a three-level model is the number of factors we have developed the effectiveness of individual blocks of the innovation process, determining the effectiveness of development of technology, effective use of technology and the transformation efficiency of innovation processes in the gross regional product (public sector) and net financial result (for the business sector). At the first level of the model are evaluated for inclusion in the regional innovation program innovative projects involving the creation of new technologies and projects involving the use of already existing technologies. At the second level of the model evaluates the effectiveness formed regional
innovation program that is the aggregate taken in her innovative projects. At the third level of the model assesses the impact of regional innovation program formed on indicators of socio-economic and innovation development of the region by comparing the predicted values of indicators without the implementation of innovation programs and with regard to its implementation. Parameter efficiency of regional innovation program is a significant excess of the predicted values with the implementation of the program over the projected values without taking it into consideration. The proposed model allows to gradually evaluate innovation projects, innovation program and its impact on the regional economy, as well as the modeling of different situations innovation.
Keywords: the innovation project, the innovation program, the regions of the Russian Federation, efficiency.
Исследование отечественного и зарубежного опыта показывает, что региональные инновационные программы являются эффективным средством реализации региональных инновационных стратегий. При этом региональные инновационные программы должны предусматривать четкое установление конечных целей, связанных с развитием инновационной системы, достижением конкурентоспособности, а не просто с выживанием экономики региона. Результатом реализации региональных инновационных программ должно быть создание и реализация на отечественном и мировом рынках принципиально новой техники, технологии, материалов, решение узловых проблем развития инновационной инфраструктуры и критически важных для региона технологий.
Соответственно, возникает необходимость в разработке действенного методического обеспечения оценки эффективности региональных инновационных программ. В [3] было определено, что эффективность инновационной
деятельности в целом, а также эффективность региональных инновационных стратегий и программ целесообразно оценивать по показателям социально-экономического развития региона. Это связано с тем, что целью реализации региональной инновационной программы или стратегии является социально-экономическое развитие региона. Поэтому эффект реализации программы или стратегии будет достигнут только при условии сбалансированности всех направлений инновационной деятельности, которая обеспечит структурную сбалансированность социально-
экономического развития. Логическим выводом такого подхода к организации инновационной деятельности является измерение результатов развития инновационной сферы на основе социально-экономических показателей. Такой принцип оценки эффективности инноваций позволит сопоставить интенсивность инновационной деятельности с конечными результатами функционирования экономики региона. Социально-экономические показатели развития ре-
гиона при таком подходе можно рассматривать как индикаторы эффективности инновационной деятельности. Прогнозно-аналитические исследования этих индикаторов станут основой принятия решений по дальнейшей поддержке инновационного развития экономики региона или смене направлений и приоритетов формирования инновационной политики.
Каждый инновационный проект, включаемый в региональную инновационную программу, обладает определенными абсолютными и относительными показателями, которые, в свою очередь, оказывают влияние на параметры инновационной программы. Реализация данной инновационной программы, в свою очередь, окажет влияние на состояние инновационных и экономических систем региона. Графическое отображение влияния отдельных инновационных проектов и региональной инновационной программы на инновационные и экономические системы региона представим на рисунке 1.
Рисунок 1 - Влияние инновационных проектов и региональной инновационной программы на инновационные и экономические системы региона
Для оценки влияния региональной инновационной программы на совокупность инновационных и экономических показателей региона разработаем трехуровневую модель (рис. 2).
Развернутый вариант модели оценки влияния региональной инновационной программы, содержащий последовательность действий на каждом уровне, отразим на рисунке 3.
Рисунок 2 - Трехуровневая модель оценки влияния региональной инновационной программы на совокупность инновационных и экономических показателей региона
Введем ряд обозначений: ВЗ -внутренние затраты на исследования и разработки; ЧСТ - число созданных передовых технологий; В - выручка от реализации продукции; ОИП - объем инновационной продукции; ЧП - чистая прибыль; ЧИТ - число используемых передовых технологий.
Критериями эффективности в трехуровневой модели выступают разработанные нами коэффициенты эффективности инновационного процесса для государственного и предпринимательского секторов. Данные коэффициенты отражают степень трансформации инновационных процессов и их результатов в валовой региональный продукт и в сальдированный финансовый результат деятельности организаций на территории региона.
Коэффициент эффективности инновационного процесса для государственного сектора рассчитывается по формуле [1]:
КЭИПгс = КЭст х КЭит х КТврп, где КЭСТ - коэффициент эффективности создания технологий. Он рассчитывается как отношение числа созданных передовых технологий к внутренним затратам на исследования и разработки. Показывает, сколько созданных передо-
вых технологий приходится на 1 млн внутренних затрат на исследования и разработки. Данный показатель отражает эффективность создания передовых технологий. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективными являются внутренние затраты на исследования и разработки;
КЭИт - коэффициент эффективности использования технологий. Он рассчитывается как отношение объема инновационных товаров к числу используемых передовых технологий. Показывает, сколько инновационных товаров и услуг приходится на одну используемую технологию, и, таким образом, характеризует эффективность используемых технологий;
КТВРП - коэффициент трансформации инновационных товаров в валовой региональный продукт. Рассчитывается как отношение объема инновационных товаров и услуг к валовому региональному продукту. Он показывает удельный вес инновационных продуктов в общем объеме произведенных на территории региона товаров и услуг. Чем выше этот показатель, тем выше эффективность инновационного процесса в регионе.
Инновационные проекты, предполагающие создание передовых технологий
Т
т
74
~ Ч, * V > Ч, V ~ V л Г Ч. »
вз г ч чет ' n ВЗ чет ' > вз чет
Совокупный объем внутренних затрат на исследования и разработки
Совокупное количество созданных передовых технологий
Инновационные проекты, предполагающие использование уже разработанных передовых
технологий
в оип
Совокупная выручка от реализации продукции
Совокупный объем инновационных товаров и услуг
Совокупная чистая прибыль
Совокупное количество используемых технологий
Коэффициент эффективности создания технологий
Коэффициент трансформации инновационных товаров в валовой региональный продукт
Коэффициент эффективности использования технологий
Коэффициент трансформации используемых технологий в сальдированный финансовый результат
Коэффициент эффективности инновационного процесса для государственного сектора
Коэффициент эффективности инновационного процесса для предпринимательского сектора
Прогнозные значения С учетом реализации инновационной программы ВЗ чет ЧИТ ОИП ВРП ЧП ПЭст ПЭит ПТВрп ПТфр КЭИПгс КЭИПпс
Без учета реализации инновационной программы ВЗ чет ЧИТ ОИП ВРП чп ПЭСТ ПЭит ПТВРП ПТфр КЭИПгс КЭИПпс
Рисунок 3 - Модель оценки влияния региональной инновационной программы на инновационные и экономические показатели развития региона
Значение коэффициента эффективности инновационного процесса для государственного сектора должно быть больше нуля. Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляется инновационный процесс в регионе РФ. Коэффициент эффективности инновационного процесса для государственного сектора может использоваться региональными органами власти для мониторинга инновационного процесса на территории региона, для выявления слабых мест на различных его стадиях и внесения корректив в инновационное развитие.
Коэффициент эффективности инновационного процесса для предпринимательского сектора рассчитывается по формуле [2]:
КЭИПпс = КЭст х КЭит х КТфр, где КЭСТ - коэффициент эффективности создания технологий; КЭит - коэффициент эффективности использования технологий; КТФР - коэффициент трансформации используемых технологий в финансовые результаты деятельности предприятий и организаций. Рассчитывается как отношение сальдированного финансового результата деятельности организаций к числу используемых передовых технологий. Он показывает, сколько млн руб. финансовых результатов приходится на одну используемую технологию. Данный коэффициент должен быть больше нуля. Чем выше значение данного коэффициента, тем эффективнее осуществляется инновационный процесс в коммерческих предприятиях и организациях.
Значение коэффициента эффективности инновационного процесса для предпринимательского сектора должно быть больше нуля. Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляется инновационный процесс в коммерческих организациях. Коэффициент эффективности инновационного процесса для предприниматель-
ского сектора может использоваться коммерческими предприятиями и организациями для мониторинга инновационных процессов в рамках своей организации, для выявления слабых мест на различных стадиях инновационного процесса и принятия оперативных управленческих решений. Данный коэффициент может также использоваться федеральными и региональными органами власти для мониторинга инновационного процесса предприятий на территории страны или региона. На основании этого можно принимать решения о поддержке тех или иных предприятий, разрабатывать стратегии инновационного развития, определять эффективность инновационного процесса в разных отраслях и сферах деятельности.
Перейдем к рассмотрению уровней модели оценки влияния региональной инновационной программы на инновационные и экономические показатели развития региона.
На первом уровне мы должны определить критерии включения инновационных проектов в региональную инновационную программу. То есть на данном уровне необходимо задать минимальные значения параметров отдельных инновационных проектов, претендующих на включение в региональную инновационную программу, и, соответственно, минимальные значения показателей эффективности инновационного процесса.
Для оценки целесообразности включения инновационных проектов, предполагающих создание передовых технологий, в региональную инновационную программу разработаем схему оценки, которая представлена на рисунке 4.
На основании рисунка 4 видно, что совокупный объем внутренних затрат на исследования и разработки включает средства инициатора проекта и средства прямого бюджетного финансирования инновационного проекта.
Первый критерий должен устанавливать максимальную долю средств для финансирования исследований и разработок, которая будет осуществлять за счет прямого бюджетного финансирования. То есть организация, инициирующая проект по созданию технологий, должна обладать определенным объемов собственных финансовых ресурсов на эти цели.
Второй критерий должен устанавливать максимальный объем средств, выделяемых для финансирования создания технологий. Для повышения эффективности финансирования исследований и разработок необходимо, чтобы на одну созданную технологию направлялось не более определенного количества финансовых ресурсов.
Рисунок 4 - Схема оценки целесообразности включения инновационных проектов, предполагающих создание технологий, в региональную инновационную программу
В результате соблюдения первых двух установленных критериев включения инновационных проектов в региональную инновационную программу коэффициент эффективности создания технологий также составит определенный минимум по каждому инновационному проекту (третий критерий).
Для оценки целесообразности включения инновационных проектов, предполагающих использование уже разработанных передовых технологий, в региональную инновационную программу предложим следующую схему (рис. 5).
По каждому показателю (выручка от реализации продукции, объем инноваци-
онной продукции, чистая прибыль, число используемых передовых технологий) должно быть установлено минимальное значение. Минимальные значения могут варьироваться в зависимости от субъектов оценки, целей оценки, масштабов инновационных проектов и т.д.
Соблюдение минимальных значений показателей приведет к соответствующим минимальным значениям коэффициентов эффективности и трансформации. Включение инновационных проектов, соответствующих критериям, в региональную инновационную программу и их дальнейшая реализация приведут к существенному росту показателей в целом по региону.
Рисунок 5 - Модель оценки целесообразности включения инновационных проектов, предполагающих использование уже созданных технологий, в региональную инновационную программу
В региональную инновационную программу могут включаться не все инновационные проекты, соответствующие критериям оценки. Это связано с ограничениями в возможностях предоставления способов государственной
поддержки инновационной деятельности. Для инновационных проектов, предполагающих создание передовых технологий, процесс окончательного отбора можно представить в таблице 1.
Таблица 1 - Процесс отбора инновационных проектов,
Инновационные Необходимые объемы бюджетных средств Показатель эффективности
проекты для государственной поддержки создания технологий
1
2
3
п
Инновационные проекты ранжируются в порядке убывания коэффициента эффективности создания технологий. Далее устанавливается лимит средств, которые региональные органы власти могут направить на поддержку данных инновационных проектов.
В региональную инновационную программу включаются те инновационные проекты, которые имеют наибольшее значение показателя эффективности создания технологий и совокупные объемы поддержки которых не превышают лимитов бюджетных средств.
Для инновационных проектов, предполагающих использование уже разработанных передовых технологий, процесс окончательного отбора такой
же. Только в качестве лимитов выступают максимальные объемы налоговых льгот, государственных гарантий и т.д.
По результатам первого уровня модели оценки влияния региональной инновационной программы на совокупность инновационных и экономических показателей региона мы должны определить перечень инновационных проектов, которые подлежат включению в региональную инновационную программу.
На втором уровне модели необходимо оценить параметры сформированной региональной инновационной программы. Схема оценки параметров региональной инновационной программы представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Схема оценки параметров региональной инновационной программы
По совокупности проектов, предполагающих создание передовых технологий, рассчитывается коэффициент эффективности создания технологий. По совокупности проектов, предполагающих использование уже разработанных передовых технологий, рассчитывается коэффициент эффективности использования технологий, коэффициент трансформации инновационных товаров в валовой региональный продукт и коэффициент трансформации используемых технологий в сальдированный финансовый результат. На основании данных четырех показателей рассчитываются коэффициенты, характеризующие эффективность всей региональной инновационной программы. В качестве таких показателей выступают коэффициенты эффективности инновационного процесса для государственного и предпринимательского секторов.
По результатам второго уровня модели оценки мы получаем показатели, характеризующие эффективность сформированной региональной инновационной программы.
Соответственно, на заключительном, третьем уровне модели оценки необходимо оценить влияние сформированной региональной инновационной
программы на состояние инновационных и экономических систем региона.
Оценка заключается в сравнении прогнозных значений показателей без реализации целевой инновационной программы и с учетом ее реализации. Сравнение осуществляется по показателям, которые представлены в низу рисунка 3.
На основании первых шести показателей можно оценить степень их изменения с учетом реализации региональной инновационной программы. На основании оставшихся шести показателей можно оценить степень влияния реализации региональной инновационной программы на эффективность инновационных процессов в регионе.
Региональная инновационная программа будет считаться эффективной, если прогнозные значения с учетом ее реализации будут существенно превышать прогнозные значения без учета инновационной программы. Использование данной модели позволит не только оценивать влияние инновационной программы на развитие экономических систем региона, но и проводить различного рода моделирование ситуаций инновационного развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воробьева И.В., Лукичева Т.А. Использование зарубежного опыта для реализации стратегии национального брендинга в легкой промышленности России // Экономика и управление. -2014. - № 9. - С. 23-26.
2. Греченюк О.Н. Оценка эффективности инновационного процесса в региональных экономических системах // Креативная экономика. - 2011. -№ 11. - С. 10-16.
3. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка уровня и динамики инновационного развития Российской Федерации по показателям, характеризующим эффективность отдельных блоков инновационного процесса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - № 2мС. 20-25.
4. Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Оценка эффективности и определение приоритетных направлений инновационной политики Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. -№ 1. - С. 93-99.
5. Греченюк О.Н., Греченюк А.В., Машегов П.Н. Разработка стратегии инновационного развития региональной экономической системы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. -С. 68-73.
6. Залозная Г.М., Майоров А.А. Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 2. - С. 302-312.
7. Инвестиционная активность и ее роль в социально-экономическом развитии регионов России : монография / Т.В. Хаустова, В.Ю. Мелихов, А.В. Греченюк, О.Н. Греченюк,
ЕВ. Хаустова. - М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2010. - 343 с.
8. Климова Н.В. Формирование институциональной среды для создания региональных инновационных кластеров // Аудит и финансовый анализ. -2013. - № 2. - С. 358-362.
9. Климова Н.В., Ларина Н.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-7. - С. 1442-1446.
10. Климова Н.В., Хорошильце-ва Е.В. Модели инновационного развития промышленности: отечественный и зарубежный опыт // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 103. - С. 961972.
11. Машегов П.Н., Бельский А.А. Лизинг как инструмент финансирования инновационного развития и проблема оценки эффективности налоговых преференций // Финансы и кредит. - 2013. -№ 45. - С. 10-18.
12. Машегов П.Н., Бельский А.А. Лизинг как инструмент финансирования инновационного развития и проблема оценки эффективности налоговых преференций // Финансы и кредит. - 2013. -№ 45. - С. 10-18.
13. Палкина М.В. Формирование инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2010. - № 2. -С. 125-133.
14. Палкина М.В., Есин С.Ю. Организационно-экономический механизм управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций // Вестник Финансового университета. -2010. - № 3. - С. 62-65.
15. Садков В.Г., Машегов П.Н., Уварова А.Я., Ефимин Д.Д., Стрелкова О.В. Индустриальные парки как элемент инновационно-инвестиционной инфраструктуры региона: модная тен-
денция или новое качество институтов территориального развития? // Региональная экономика: теория и практика.
- 2014. - № 2. - С. 12-19.
16. Торбенко А.Р., Климова Н.В. Инновационный потенциал современного российского общества // Экономическая политика: на пути к новой парадигме Пятнадцатые Друкеровские чтения : материалы международной научно-практической конференции : в 2-х томах / под ред. Р.М. Нижегородцева, А.И. Тихонова, Н.В. Финько. - 2013. -С. 100-104.
17. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. - 2013. - № 8 (80). - С. 3-9.
18. Удальцова Н.Л. Инновации в России // Управленческие науки в современной России. - 2014. - Т. 2. - № 2.
- С. 110-114.
19. Финансовые аспекты инвестиционно-инновационного развития : монография / С.А. Орлова, Е.В. Хаустова, Т.В. Хаустова [и др.]. - Курск: Деловая полиграфия, 2014. - 224 с.
20. Хаустова Т.В., Хаустова Е.В. Использование инструментов прямого государственного финансирования инновационных проектов в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014.
- № 2 (5). - С. 277-280.
21. Черкашина Т.А. Новая парадигма стоимостной оценки в контексте глобализации экономических измерений // Финансовые исследования. -2009. - № 2 (22). - С. 81-83.
22. Щемелев С.Н., Щемелев АН. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных предприятий // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
- 2012. - № 2 (38). - С. 80-85.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Financial aspects of investment and innovation development: monograph / S.A. Orlova, E.V. Khaustova,
T.V. Khaustova [and others]. - Kursk: Business printing, 2014. - P. 224.
2. Grechenyuk O.N. Evaluating the effectiveness of the innovation process in regional economic systems // Creative Economy. - 2011. - № 11. - P. 10-16.
3. Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V. Assessment of the level and dynamics of innovative development of the Russian Federation in terms of characterizing the performance of individual blocks of the innovation process // Proceedings of the Southwestern state University. Series: Economy. Sociology. Management. -2014. - № 2. - P. 20-25.
4. Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V. Evaluating the effectiveness and determine the priority areas of innovation policy Kursk region // Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economy. Sociology. Management. -2014. - № 1. - P. 93-99.
5. Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V., Mashegov P.N. The development strategy of innovative of the regional economic system // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 1. -P. 68-73.
6. Investment activity and its role in the socio-economic development of regions of Russia : monograph / T.V. Khaustova, V.Y. Melihov, A.V. Grechenyuk, O.N. Grechenyuk, E.V. Khaustova. - M.: Publishing House of the Russian State Social University "Union", 2010. -P. 343.
7. Khaustova T.V., Khaustova E.V. Using the tools of direct public funding of innovative projects in Russia // Innovative Economy: Prospects for development and improvement. - 2014. - № 2 (5). - P. 277280.
8. Klimova N.V. Formation of the institutional environment for the creation of regional innovation clusters // Audit and financial analysis. - 2013. - № 2. - P. 358362.
9. Klimova N.V., Horoshiltseva E.V. Model of innovative development of the industry: domestic and foreign experience // Multidisciplinary scientific network e-Journal, Kuban State Agrarian University.
- 2014. - № 103. - P. 961-972.
10. Klimova N.V., Larin N.V. Foreign experience of stimulating innovative activities, of the industrial sector // Basic Research. - 2014. - № 6-7. - P. 14421446.
11. Mashegov P.N., Belsky A.A. Leasing as a financing tool of innovation development and the problem of assessing the effectiveness of tax incentives // Finances and Credit. - 2013. - № 45. -P. 10-18.
12. Mashegov P.N., Belsky A.A. Leasing as a financing tool of innovation development and the problem of assessing the effectiveness of tax incentives // Finances and Credit. - 2013. - № 45. -P. 10-18.
13. Palkina M.V. Formation of innovative control system of the industrial complex of the region // Herald UFU. Series: Economics and Management. - 2010.
- № 2. - P. 125-133.
14. Palkina M.V., Esin S.Y. Organizational-economic mechanism of development of the industrial complex of the region through innovation // Bulletin of the University of Finance. - 2010. - № 3. -P. 62-65.
15. Sadkov V.G., Mashegov P.N., Uvarov A.Y., Efimin D.D., Strelkova O.V. Industrial parks as an element of innovation and investment infrastructure in the region: a fashion trend or a new quality of
institutions of territorial development? // Regional economy: theory and practice. -2014. - № 2. - P. 12-19.
16. Torbenko A.R., Klimova N.V. Innovative potential of modern Russian society // Economic policy: towards a new paradigm Fifteenth Drukerovskie reading: Proceedings of the international scientific-practical conference: in 2 volumes. Edited by R.M. Nizhegorodtseva, A.I. Tikhonov, N.V. Finko. - 2013. - P. 100-104.
17. Udaltsov N.L. Innovations in Russia // Management Sciences in modern Russia. - 2014. - T. 2. - № 2. - P. 110114.
18. Udaltsov N.L. State regulation of innovation for the Roubaix-pulp // Creative Economy. - 2013. - № 8 (80). - P. 3-9.
19. Vorobieva I.V., Lukicheva T.A. Use of foreign experience for realization of the strategy-nation branding in light industry of Russia // Economics and Management. - 2014. - № 9. - P. 23-26.
20. Zaloznaya G.M., Mayorov A.A. The financial component of the effectiveness of entre-ment in the Orenburg region // Herald of Adyghe State University of theta. Episode 5: The Economy. - 2012. -№ 2. - P. 302-312.
21. Cherkashina T.A. New paradigm of cost estimation in a context of globalisation of economic measurements // Financial Research. - 2009. - № 2 (22). - P. 81-83.
22. Shemeiev S.N., Shemeiev A.N. Evaluation of investment attraction of industrial enterprises // Vestnic Rostov State University of Economics (RINH) // 2012. -№ 2 (38). - P. 80-85.