УДК 332.146.2 + 338.242.42 П.Н. МАШЕГОВ
доктор экономических наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета
Е-mail: [email protected] А.В. ГРЕЧЕНЮК
кандидат экономических наук, доцент Курского института социального образования (филиала) РГСУ Е-mail: [email protected] О.Н. ГРЕЧЕНЮК
кандидат экономических наук, старший преподаватель Курского института социального образования (филиала) РГСУ Е-mail: [email protected]
UDC 332.146.2 + 338.242.42 P.N. MASHEGOV
doctor of Economics, Head of the Chair of Management and Marketing, Orel State University Е-mail: [email protected] A.V. GRECHENYUK candidate of economy, senior teacher of the departament of social insurance, economics andfinance law Kursk institute of social education (branch) of RSSU E-mail: [email protected] O.N. GRECHENYUK candidate of economy, docent of the departament of social insurance, economics and finance law Kursk institute of social education (branch) of RSSU E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
THE DEVELOPMENT STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM
В статье рассмотрены проблемы формирования стратегии инновационного развития региональной экономической системы. Выделены основные этапы. Предложены соответствующие методы. Проведен прогноз показателей инновационного развития Курской области при условии реализации намеченной системы мероприятий.
Ключевые слова: регион, инновации, стратегия.
The problems of forming a strategy of innovative development of the regional economic system. The basic stages. Suggest appropriate methods. Held forecast of innovative development of the Kursk region if the implementation of the planned activities.
Keywords: region, innovation, strategy.
Эффективно функционирующий инновационный механизм приводит к росту валового регионального продукта, увеличению удельного веса инновационных товаров и услуг, увеличению доходов консолидированных бюджетов и т.д.
Перспективы развития инновационных процессов в субъектах РФ должны находить свое выражение в разработанных инновационных стратегиях региона. Исходя из анализа государственной инновационной стратегии и региональных инновационных стратегий, предложим ряд этапов, которые должны осуществляться для разработки эффективной инновационной стратегии региона. Эти этапы являются неотъемлемой частью процесса разработки инновационной стратегии региона. Также необходимо отметить, что осуществление данных этапов возможно при разработке инновационной стратегии любого вида экономических систем регионального уровня. Мы будет рассматривать этот процесс на примере регионов России, так как этапы разработки инновационной стратегии в дальнейшем будут применены на материалах конкретного субъекта РФ - Курской области.
Основные этапы разработки региональной иннова-
ционной стратегии.
Этап 1. Анализ эффективности инновационной политики в предшествующих периодах. Прежде чем приступать к разработке инновационной стратегии, необходимо провести подробный и всесторонний анализ инновационной политики субъекта РФ в предыдущих периодах. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Произвести расчет предложенных нами коэффициентов эффективности инновационного процесса для государственного и предпринимательского секторов за ряд предшествующих периодов. Необходимо выявить динамику данных показателей - рост или снижение. Рост коэффициентов эффективности инновационного процесса будет свидетельствовать о поступательном развитии инновационных систем региона, о повышении их эффективности. Снижение коэффициентов эффективности инновационного процесса будет свидетельствовать о проблемах в развитии инновационных систем региона.
- Для выявления проблемных мест по результатам расчета коэффициентов эффективности инновационного процесса для государственного и предприниматель-
© П.Н. Машегов, А.В. Греченюк, О.Н. Греченюк © P.N. Mashegov, A.V. Grechenyuk, O.N. Grechenyuk
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БМБ8
ского секторов необходимо провести факторный анализ данных показателей за ряд лет. Это позволит выявить те моменты, за счет которых произошло изменение эффективности развития инновационных систем региона. Таким образом, региональные органы власти будут знать, за счет чего изменяется эффективность инновационных процессов и где можно приложить усилия для ее повышения.
- Определить место субъекта РФ по уровню развития инновационных процессов. Это необходимо сделать на основании методики, предложенной в пункте 3.1. настоящей работы, которая предполагает разбиение субъектов РФ на 4 группы. То есть необходимо определить, к какой группе инновационного развития относится исследуемый субъект РФ. От того, в какой группе находится исследуемый субъект РФ, зависят дальнейшие мероприятия стратегии инновационного развития.
- Определить сильные и слабые стороны функционирования инновационного процесса субъекта РФ. К сильным или слабым сторонам региона в зависимости от степени их развития можно отнести: наличие (отсутствие) эффективно функционирующего научного сектора; наличие (отсутствие) эффективно функционирующего образовательного сектора; эффективная (неэффективная) отраслевая структура региона; эффективная (неэффективная) производственная структура региона; наличие (отсутствие) высококвалифицированных кадров в сфере инноваций.
Наличие тех или иных сильных сторон можно определить как конкурентные преимущества региона, используя которые, субъект РФ может более эффективно развивать как весь инновационный процесс, так и отдельные его блоки. На использовании конкурентных преимуществ должны основываться первоначальные мероприятия инновационной стратегии региона. Это позволит наилучшим образом задействовать имеющийся потенциал. В дальнейшем можно развивать те аспекты инновационного процесса, которые представляют собой слабые стороны региона.
Этап 2. Определение приоритетных направлений инновационной стратегии. На основании проведенного анализа инновационной политики региона в предшествующих периодах необходимо выделить основные направления дальнейших действий по развитию инновационных процессов в регионе. Результаты первого этапа разработки инновационной стратегии региона оказывают непосредственное влияние на выбор приоритетных направлений инновационной стратегии.
При выборе приоритетных направлений инновационной стратегии необходимо обязательно учитывать результаты расчета и в первую очередь факторного анализа коэффициентов эффективности инновационного процесса для государственного и предпринимательского секторов. Это способствует выявлению проблемных мест всего инновационного процесса в регионе, а также отдельных его блоков. Знание данных проблемных мест и причин их образования позволит своевременно и эффективно принять меры по их устранению.
На основании места субъекта РФ по уровню инно-
вационного развития можно определить тип инновационной стратегии. В данном случае возможны четыре варианта, в зависимости от того, к какой группе относится регион.
Субъектам РФ, где эффективно функционируют оба блока инновационного процесса (инновационные регионы), необходимо более полно использовать свои конкурентные преимущества в инновационной сфере для дальнейшего развития блоков инновационного процесса. И в первую очередь это касается блока «Генерация инноваций». Это связано с тем, что в данных регионах в подавляющем большинстве случаев созданы условия для привлечения готовых передовых технологий в виде хорошо действующего законодательства, развитой инфраструктуры, эффективной отраслевой и производственной структуры. Но приоритетом инновационной стратегии страны является, прежде всего, вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Повышение эффективности блока «Генерация инноваций» является приоритетом всего инновационного развития страны и каждого региона в частности.
Субъектам РФ, где наблюдается эффективное функционирование блока «Использование инноваций» (эффективные пользователи), нужно сконцентрировать внимание на развитии блока «Генерация инноваций», не снижая при этом эффективность использования технологий. Приобретение и использование уже созданных передовых технологий дает меньшую отдачу в виде прироста инновационной продукции и финансового результата деятельности организаций по сравнению с новыми, только что созданными технологиями. Развитие блока «Генерации инноваций» и соответственно их коммерциализации значительно повысит эффективность инновационных систем регионов.
Субъектам РФ, где наблюдается эффективное функционирование блока «Генерация инноваций» (эффективные генераторы), необходимо сконцентрировать внимание на втором блоке инновационного процесса «Использование технологий», не снижая при этом эффективность создания технологий. Только генерация инноваций не приведет к росту валового регионального продукта или сальдированного финансового результата деятельности организаций. То есть в таких регионах наблюдается слабая коммерциализация созданных технологий и низкая эффективность используемых технологий. Инновационный процесс неэффективен, если неполностью задействованы оба его блока. Концентрация усилий повышении коммерциализации созданных технологий и повышении объемов инновационных товаров и услуг с каждой используемой технологией приведет к росту валового регионального продукта и финансовых результатов деятельности организаций. В итоге повысится эффективность инновационных систем таких регионов.
Субъекты РФ, где нет эффективно функционирующих механизмов создания и использования технологий (инерционные регионы), должны развивать оба блока инновационного процесса. Развитие сразу двух блоков
инновационного процесса - задача сложная и трудновыполнимая. Поэтому необходимо сконцентрировать усилия на том блоке инновационного процесса, по которому имеется больше конкурентных преимуществ. Например, если имеется сильная научно-образовательная база, но она функционирует неэффективно, то необходимо сконцентрировать внимание на повышении эффективности блока «Генерация инноваций». Если имеется хорошая отраслевая и производственная базы, то имеет смысл сконцентрировать внимание на привлечении уже созданных передовых технологий с высокой отдачей инновационной продукции и финансовых результатов. Второй вариант на начальных этапах является более предпочтительным, так как требует меньших затрат времени и финансовых ресурсов. При успешной реализации второго варианта стратегии обязательно необходимо переходить к развитию эффективно функционирующего блока «Генерация инноваций».
Таким образом, на основании второго этапа разработки инновационной стратегии региона, региональные органы власти должны определить приоритетные направления инновационной стратегии. Регионы, входящие в первую и вторую группу, должны развивать блок инновационного процесса «Генерация инноваций». Регионы, входящие в третью и четвертую группы, должны развивать блок «Использование технологий».
Этап 3. Государственная поддержка инновационной деятельности. После того, как определены приоритетные направления инновационной стратегии, необходимо выявить эффективные способы государственной поддержки инновационной деятельности. В зависимости от целей реализации и возможностей финансирования предложим разбить совокупность способов государственной поддержки инновационной деятельности в регионе на три группы: ресурсные, преференциальные, инфраструктурные. Рассмотрим данные формы государственной поддержки инновационной деятельности более подробно.
К ресурсным способам государственной поддержки инновационной деятельности, по нашему мнению, можно отнести.
- Финансирование на безвозмездной основе за счет бюджетных средств. Данный способ должен использоваться только для исследований и разработок. Такое финансирование должно быть предусмотрено только для государственных или региональных научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений высшего профессионального образования, где эффективно функционирует процесс создания передовых технологий.
- Предоставление бюджетных кредитов на платной, срочной и возвратной основах. Данный способ должен использоваться только для финансирования исследований и разработок частных предприятий и организаций, где эффективно функционирует процесс создания передовых технологий.
- Субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам. Данный способ государственной поддержки может применяться как для процесса созда-
ния технологий, так и для процесса использования технологий. То есть субсидировать процентную ставку по банковским долгосрочным кредитам можно для предприятий и организаций, осуществляющих разработку передовых технологий, а также для предприятий и организаций, привлекающих кредит для выпуска высокотехнологичной инновационной продукции.
Таким образом, ресурсные способы государственной поддержки предполагают выделение определенных объемов бюджетных средств для развития инновационных процессов в текущих периодах. Поэтому принятие решений о финансировании исследований и разработок должно обязательно основываться на разработанной нами модели оценки эффективности финансирования исследований и разработок. Это позволит существенно повысить эффективность предоставления бюджетных средств.
К преференциальным способам государственной поддержки инновационной деятельности, по нашему мнению, можно отнести:
- Предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы следует ввести только по налогу на прибыль (максимум 4%) и налогу на имущество организаций (максимум 2,2%). Льготы целесообразно предоставлять для стимулирования процесса «Использование технологий», то есть для действующих или только создаваемых производственных предприятий и организаций. Для получения большего эффекта в виде роста объемов инновационных товаров и услуг и инновационного оборудования необходимо ввести прогрессивные ставки налоговых льгот.
По налогу на прибыль прогрессивная налоговая льгота привязана к удельному весу инновационной продукции в общем объеме выпуска. Предприятия, производящие инновационную продукцию в размере 10% от общего объема выпуска, уменьшают ставку по налогу на прибыль на 1%. Максимальное освобождение по налогу на прибыль (4%) возможно, если предприятие производит 40% и более инновационных товаров и услуг в общем объеме выпуска. Такая прогрессивная налоговая льгота по налогу на прибыль будет стимулировать предприятия производить в больших объемах инновационную продукцию.
По налогу на имущество прогрессивная налоговая льгота привязана к объемам используемого инновационного оборудования. Если удельный вес инновационного оборудования в общей первоначальной стоимости основных средств составит 10%, то предприятие уменьшит ставку по налогу на имущество на 0,55%. Полное освобождение от налога на имущество возможно для предприятий, чьи основные средства на 40% и более состоят из инновационного оборудования. Такая прогрессивная льгота по налогу на имущество будет стимулировать предприятия обновлять свое оборудование на новейшее и более прогрессивное.
- Предоставление государственных гарантий. Данные гарантии должны предоставляться для предприятий и организаций, привлекающих долгосрочные банковские кредиты для выпуска инновационной
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - ECONOMIC SCIENCES
высокотехнологичной продукции. Данный способ государственной поддержки, по нашему мнению, целесообразно предоставлять для стимулирования блока «Использование инноваций», то есть для предприятий и организаций, внедряющих уже разработанные передовые технологии. Это связано с меньшим риском финансирования таких инновационных проектов.
- Освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые для реализации приоритетных инновационных проектов. Это является действенным способом государственной поддержки инновационной деятельности, особенно при создании новых производственных инновационных комплексов как для предприятий, действующих на территории региона, так и новых инвесторов. Данный способ государственной поддержки можно применять как для создания производственных инновационных предприятий (блок «Использование инноваций»), так и для создания различного рода научных центров (блок «Генерация инноваций»).
Особенностью преференциальных способов государственной поддержки является то, что они не требуют осуществления расходов за счет бюджетных средств. Но при этом региональные органы власти лишают себя части бюджетных доходов в будущем. Средства, полученные бюджетом в результате реализации инновационных проектов должны значительно превышать средства, которые бюджет недополучит в результате государственной поддержки данных проектов.
Инфраструктурные способы государственной поддержки инновационной деятельности, по нашему мнению, это:
- Организация выставочной деятельности достижений науки и техники. Региональные органы власти должны периодически организовывать выставки достижений науки (созданные технологии), а также инновационной продукции, произведенной с использованием современных передовых технологий. Это создаст благоприятные условия как для создания новых технологий, так и для внедрения в производство передовых технологий и продуктов.
- Создание и финансирование информационных центров, центров трансфера технологий. Этот способ государственной поддержки инновационной деятельности является неотъемлемым элементом инновационной стратегии страны и регионов. Это четко прописано в Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Создание и финансирование информационных центров, центров трансфера технологий является прямой обязанностью государственных органов власти любого региона, желающего перейти на инновационный путь развития. Информационные центры и центры трансфера технологий способствуют привлечению отечественного и иностранного капиталов для коммерциализации созданных на территории региона технологий.
- Повышение культуры инноваций. Региональные органы власти в соответствии со Стратегией инновационного развития России до 2020 года должны также способствовать образовательному процессу в области инноваций, созданию условий для формирования у граж-
дан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря, - компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. В связи с этим региональные органы власти должны организовывать и финансировать образовательные программы в области инноваций для всего научно-производственного сектора (госслужащих, топ-менед-жеров, профессорско-преподавательского состава, ученых и т.д.). Также в обязанности органов власти входит создание и финансирование различного рода пропаганды (реклама, телевизионные передачи, документальные и художественные фильмы), инновационного образа мышления, применения инновационных товаров и услуг. Все это будет способствовать развитию регионального инновационного процесса на всех его этапах.
Этап 4. Оценка эффективности инновационной стратегии. После того, как разработаны способы государственной поддержки инновационной деятельности, необходимо разработать критерии оценки эффективности применяемой инновационной стратегии.
Для оценки эффективности инновационной стратегии по блоку «Генерация инноваций» можно применять коэффициент эффективности создания технологий. Если данный коэффициент будет расти, значит все способы государственной поддержки, направленные на развитие блока «Генерация инноваций», сработали эффективно. Для оценки эффективности инновационной стратегии по блоку «Использование инноваций» можно применять коэффициент эффективности использования технологий. Если данный коэффициент будет расти, значит все способы государственной поддержки, направленные на развитие блока «Использование инноваций», сработали эффективно.
Данные два коэффициента характеризуют эффективность применяемой инновационной стратегии по развитию отдельных блоков инновационного процесса. Эффективность всей инновационной стратегии характеризуют коэффициенты эффективности инновационного процесса для предпринимательского и государственного секторов. Рост данных коэффициентов будет свидетельствовать об эффективности инновационной стратегии и поступательном развитии инновационных процессов в регионе.
Для оценки влияния инновационной стратегии региона на инновационные и экономические показатели необходимо применить разработанную нами модель оценки целевой инновационной программы.Таким образом, мы разработали определенную последовательность действий, реализация которых приведет к созданию эффективной инновационной стратегии региональных экономических систем. На схеме разработки инновационной стратегии четко прописан порядок действий, начиная с анализа инновационной политики в предшествующих периодах и заканчивая показателями оценки эффективности созданной и реализуемой инновационной стратегии.
В таблице 1 представлены результаты использования данной методики применительно к разработке инновационной стратегии Курской области.
Таблица 1.
Результаты оценки влияния предложенной инновационной программы на экономические и инновационные показатели Курской области на 2012 год
Показатели сравнения Данные 2009 года Без учета реализации целевой инновационной программы С учетом реализации целевой инновационной программы
Внутренние затраты на исследования и разработки 1 930 523 2 750 000 2 887 000
Число созданных передовых технологий 0 0 4
Число используемых передовых технологий 1 558 2 300 2 308
Объем инновационных товаров и услуг 467,7 3 000 5487
Валовой региональный продукт 161 103,7 198 000 200 600
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций 4 209 24 000 24 548
Коэффициент эффективности создания технологий 0,000 0,000 0,001
Коэффициент эффективности использования технологий 0,300 1,304 2,377
Коэффициент трансформации инновационных товаров в валовой региональный продукт 0,290 1,515 2,735
Коэффициент трансформации используемых технологий в сальдированный финансовый результат 2,702 10,435 10,636
Коэффициент эффективности инновационного процесса для государственного сектора 0,000 0,000 0,187
Коэффициент эффективности инновационного процесса для предпринимательского сектора 0,000 0,000 0,293
Предложенные нами подходы к разработке ин- применимы не только в Курской области, но и в других новационной стратегии и оценки эффективности ин- субъектах РФ, а также на любых уровнях экономиче-новационных программ являются эффективными и ских систем региона.