/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г.
КЛАСТЕР КАК ФОРМА СЕТЕВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Аннотация. В статье представлена структура взаимодействия предпринимательских структур в виде формирования кластерных инициатив; рассмотрен подход к классификации кластеров в зависимости от типа развития. Дана характеристика внешней и внутренней среды кластера и его сетевые характеристики, показана взаимосвязь типов кластеров и уровней специализации региона.
Ключевые слова. Кластер, кластеры прогрессивного и инерционного развития, факторы внешней и внутренней среды.
Polozhentseva Y.S., Klevtsova M.G. CLUSTER AS A FORM OF INTEGRATION NETWORK ENTERPRISE STRUCTURES
Abstract. The article presents the structure of the interaction of enterprise structures in the form of the formation of cluster initiatives. The authors reviewed the approach to classification of clusters, depending on the type of development. Characteristics of external and internal environment of the cluster and network characteristics, shows the relationship types of clusters and the region's levels of specialization.
Keywords. Cluster, clusters of progressive and inertial development, internal and external environmental factors.
Структурные сдвиги в промышленности, общемировой экономический кризис приводят к снижению темпов роста в наиболее важных отраслях экономики. В этих условиях большое значение приобретают вертикально интегрированные структуры. Вертикальная интеграция становится одним из основных элементов экономики, связывающим межотраслевой сектор, объединяющий технологически взаимосвязанные предприятия технолого-производственного характера. Необходимость подобных слияний определяется, в первую очередь, влиянием процессов концентрации и централизации капитала и производства на развитие мировой экономики. Следствием данных явлений становится образование кластеров как одной из прогрессивных форм интеграции, дающей дополнительные возможности внедрения достижений передовых результатов научно-технического прогресса, новые методы производства и управления.
Поэтому важной задачей становится не только создание кластерной структуры, способной обеспечить успешное функционирование и стратегическое развитие предприятия, но и совершенствование методов и инструментов и создание механизма осуществления реорганизационных стра-
ГРНТИ 06.61.23
© Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., 2016
Юлия Сергеевна Положенцева - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Мария Геннадьевна Клевцова - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
Контактные данные для связи с авторами (Положенцева Ю.С.): 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). E-mail: [email protected].
Исследование выполнено на основании государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.2671.2014 "Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем".
тегий с учетом приоритетов государственной промышленной политики. Отличительной чертой кластера, отделяющей его от других моделей организации и объединения предприятий, является наличие внутренней конкурентной среды, существенное присутствие кластера в глобальной экономике, то есть наличие весомых конкурентных преимуществ на глобальном рынке. Формирование кластера является логичным шагом на пути развития высокоорганизованных систем, поскольку таковые объективно тяготеют к укреплению своей целостности.
Объединение предпринимательских структур, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними определяются как интеграция. Анализ различных подходов к определению «кластер» позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития кластерные структуры являются одной из моделей интеграции предпринимательских структур [1, 5, 6, 7, 8, 12]. Однако интеграция не может происходить спонтанно, неконтролируемо, без определённой поддержки. В этом смысле основным инициатором и гарантом интеграционных движений в экономике становится государство, обладающее набором рычагов и инструментов экономического воздействия.
При реализации кластерных инициатив необходимо делать акцент на системных взаимодействиях между поведением отдельных фирм, влиянием управляемых внешних факторов и связей между фирмами. Системные взаимодействия определяют: является ли наличие кластеров и кластерных инициатив платформой для коллективных действий (рис. 1). При реализации данного подхода могут быть достигнуты цели интеграционного взаимодействия.
Кластеры и кластерные инициативы будут оказывать влияние на развитие экономики. Системное взаимодействие между фирмами приводит к равновесию, где такое поведение является индивидуально оптимальным. Основная гипотеза состоит в том, что компании сталкиваются с выбором инструментов при определении конкурентных позиций. Существуют различные альтернативные варианты, виды кластеров:
1. Кластер «прогрессивного развития» фокусирует все усилия на повышение стоимости товаров и услуг на уровне предельной стоимости, которая ниже, чем дополнительная стоимость. Это может быть достигнуто за счет инвестиций в инновации, навыки, технику, а также принятие более строгих стандартов качества.
2. Кластер «инерционного развития» фокусирует все усилия на снижении стоимости производства для данного продукта или услуги. Это может быть достигнуто за счет более эффективного использования капитала, цены сырья поставщиков, сокращения заработной платы работников, а также лоббирования менее жестких экологических и социальных норм (см. табл.).
Рис. 1. Система взаимодействия при реализации кластерных инициатив
Кластеры и кластерные инициативы могут оказать влияние на относительную привлекательность этих двух вариантов: во-первых, реализация кластерных инициатив прогрессивного развития может потребовать большего количества местных общественных благ, например, инфраструктуры, программ развития профессиональных навыков, научно-исследовательских учреждений и т.д. [4, 9, 11]. Это становится все более выгодными, чтобы обеспечить рост локального кластера. И, естественно, при условии роста кластера, будет привлечен более глубокий и специализированный
резерв рабочей силы, что создаст более интенсивные знания. Все они, являются ли они результатом государственных инвестиций или естественных рыночных процессов, делают его более выгодным для компаний, чтобы затем участвовать в кластерах прогрессивного развития, используя локальные общественные блага со своими дополнительными инвестициями в области инноваций, навыков. В конечном счете это обеспечивает получение продукции и услуг, которые конкурируют по уровню высокой ценности.
Таблица
Виды кластеров и их характеристика_
Кластеры прогрессивного развития Кластеры инерционного развития
Конкуренция по ценности Конкуренция по цене
Инвестиции в знания и машиностроительную отрасль Увеличение отдачи от существующих капитальных вложений
Инвестиции в навыки и умения Оказание воздействия на заработную плату и закупочные цены
Принятие более строгих стандартов по сравнению с действующим законодательством Реализация существующих нормативных требований по минимальным затратам
Поддержка появления новых стандартов и правил Использование «лазеек» в существующих правилах и регулирующих воздействиях
Во-вторых, формирование кластеров прогрессивного развития может потребовать более жесткого уровня интеграции с другими местными партнерами, например, для проведения совместных исследований, координации производственно-сбытовой цепи, для производства новых продуктов и услуг и т.д. В подобном кластере присутствуют специализированные местные партнеры. С учетом такой динамики, возможны два варианта развития: один, в котором компании выбирают конкуренцию в среде инерционных кластеров, т.е. конкуренцию, основанную на цене и эксплуатации существующих активов, и сосредоточиваются на распределении прибыли. И второй вариант, в котором компании выбирают конкуренцию более высокого уровня с созданием прогрессивных кластеров, с конкуренцией на основе ценности товара, инвестиций в знания, и акцент делается на повышение общего уровня полученной прибыли.
Важно отметить, что существуют внешние факторы, влияющие на формирование кластеров в обоих вариантах, чем больше компаний выбирают конкуренцию высокого уровня и привлечение инвестиций, тем более привлекательным данное направление становится для других, чтобы поступить аналогично. Развитие государственной промышленной политики России требует осуществления стратегической реорганизации многих промышленных предприятий с учетом приоритетных направлений, обоснованных в Стратегиях и Программах социально-экономического развития территорий. Структурные преобразования в промышленности должны носить целевой характер и быть направлены на гармонизацию систем менеджмента со стратегическими целями развития предприятия и приоритетами государственной и региональной экономической политики.
Проводимое для этих целей переустройство промышленных предприятий должно быть направлено не только на изменение и переустройство организационной структуры, изменение организационно-правовой формы, ведущей за собой полное или частичное изменение основного рода деятельности, а быть более полным и стратегически ориентированным. Стратегическая реорганизация промышленных предприятий должна быть направлена на синхронизацию мероприятий по оптимизации бизнес-процессов и структуры капитала, процессов реструктуризации ассортимента и диверсификации производственного потенциала предприятия, преобразование организационной структуры с учетом изменения стратегических целей предприятия, способствующих встраиванию его в индикативный механизм государственной поддержки отраслей промышленности [2, 3].
При этом в различных областях и сферах промышленного производства сочетание инструментов стратегической реорганизации должно быть различным, предполагая комплексирование методологических подходов процессного менеджмента с учетом специфики объектов управления, способным обеспечить устойчивый рост в условиях реализации перспективных направлений развития и достижения стратегических целей. Одна из ключевых ролей любого управления заключается в поддержании баланса взаимодействия кластера со средой. Среда кластера - это совокупность всех факторов, влияющих на его деятельность.
Следует различать внешнюю и внутреннюю среду кластера. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на функционирование и развитие кластера, можно поделить на три категории по силе воздействия на кластер: первая категория - государство; вторая категория - регион; третья категория - фирмы, не являющиеся участниками кластера [13]. С одной стороны, включение новых участников в кластер - это способ его расширения и получения качественного продукта в конечном итоге, а с другой стороны - это отличный способ подстегнуть к дальнейшему совершенствованию те фирмы, которые уже являются участниками кластера (рис. 2).
Рис. 2. Факторы внешней среды кластера
На рисунке 3 показана значимость факторов внутренней среды для деятельности кластера. Важно подчеркнуть, что специфика кластера состоит не только вопросе выпуска конечной продукции или в географической близости участников кластера. Существенным является то, что кластер интегрирован в рамках внутренней информационной среды, которая связана и взаимодействует с внешней средой как целостный организм.
Таким образом, главным преимуществом кластерного подхода для целей промышленной политики, которое сделало его столь популярным, является то, что этот подход акцентирует внимание не на отдельных отраслях и следствиях конкурентоспособности, а на связях между отраслями и фирмами и предпосылках конкурентоспособности, то есть на развитии системы факторов производства и конкуренции, снижении транспортных издержек, повышении производительности труда и достижении дополнительных системных выгод от улучшения информационного обмена между фирмами и отраслями. Системное взаимодействие кластеров и их окружения приводит к трем возможным сценариям, связывающим модели экономической специализация по видам деятельности (рис. 4):
• регионы, не имеющие сильных позиций в рамках экономической специализации, с присутствием отдельных отраслей промышленности. При растущей интенсивности глобальной конкуренции это все чаще приводит к низким уровням экономической эффективности;
• регионы, которые специализируются в узких (отдельных, несвязанных) отраслях, но не в состоянии генерировать более широкие позиции в кластерах смежных отраслей. Это позволяет компаниям добиться экономии за счет эффекта масштаба и успешно конкурировать по уровню эффективности и стоимости. Они, тем не менее, вероятно, здесь будет применяться стратегия создания кластеров «инерционного развития»;
• регионы, которые специализируются в кластерах смежных отраслей. Это позволяет компаниям пользоваться экономией от масштаба и объема, конкурировать по уровню эффективности функционирования. Кластеры позволяют создавать общие активы, которые могут поддерживать передовые способы конкуренции при формировании кластеров «прогрессивного развития».
Рис. 3. Факторы внутренней среды кластера
Рис. 4. Взаимосвязь типов кластеров и уровней специализации региона
В РФ законодательно проведена работа по отбору кластеров, характеризующихся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потен-
циалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. По итогам экспертизы были отобраны программы развития 25 территориальных кластеров, получивших наиболее высокие оценки экспертов по основным направлениям технологической специализации кластеров. Отобранные 25 кластеров располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности.
В их число входят, в частности, ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований, включая г. Зеленоград, г. Дубна, г. Пущино, г. Обнинск, г. Троицк, г. Саров, г. Железногорск, г. Димитровград, а также агломерации Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода. Программы развития данных кластеров предусматривают существенное увеличение расходов на НИОКР - на 145% по показателю отношения среднегодовых расходов на НИОКР за период 2012-2014 гг. к аналогичному показателю в 20072011 гг. По всем группам кластеров отношение среднегодовых расходов на НИОКР по каждому из периодов планируется в более чем 100% [3, 10].
За последние годы в нашей стране осуществлены попытки создания кластеров, в том числе, на основе формирования групп связанных между собой единством технологических, экономических целей и единой маркетинговой политикой производств: авиакосмические объединения предприятий в Москве и Самаре, комплекс автомобильных предприятий, предприятий микроэлектроники в Зеленограде. Разрабатываются проекты создания транспортно-логистического кластера Новосибирской области, кластеров «Титановая долина» на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» и «Уральский автомобильный кластер» - вокруг новоуральского предприятия «Автомобили и моторы Урала», кластеры в Тульской и Новгородской областях, инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки в Санкт-Петербурге и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешникова В.И., Калашников Д.И. Кластерная политика развития региона: монография / Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов. Воронеж, 2012.
2. Бабкин А.В., Бахмутская А.В., Кудрявцева Т.Ю. Кластерная политика государства: идентификация объекта управления // Экономическое возрождение России. 2012. № 2. С. 51-59.
3. Багров Н.М., Плотников В.А. Промышленность России: состояние и тенденции развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 169-176.
4. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Формирование точек кластерного роста экономического развития территорий // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 56-61.
5. Черникова А.А., Далинчук Н.С. Кластер: гармонизация экономических и управленческих аспектов механизма согласования деятельности ключевых подсистем кластера // Российское предпринимательство. 2009. № 8-1. С. 81-85.
6. Калашников Д.И. Методика анализа протокластеров в регионе // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 11. С. 18-22.
7. Кластерная структура экономики промышленности / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2014. 300 с.
8. Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 588 с.
9. Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Формирование прокластеров в рамках реализации экономической стратегии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 1 (14). С. 28-34.
10. О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров № 13575-АК/Д19ч от 05.07.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_proekt.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения 01.02.2016).
11. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Векторный анализ кластерных инициатив региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 43-50.
12. Рисин И.Е. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации: монография. Воронеж: ВГПУ, 2014. 112 с.
13. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Хлынин М.Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014. № 1 (27). С. 92-99.