Научная статья на тему 'Государственная инновационная политика в условиях посткризисного развития экономики России'

Государственная инновационная политика в условиях посткризисного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / MODERNIZATION OF ECONOMY / ИННОВАЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE PUBLIC POLICY / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович

В рамках всеобщей модернизации экономики автор акцентирует внимание на необходимости проведения активной государственно политики, для чего в данной статье приводится анализ состояния инновационной сферы в РФ. Инновационная составляющая развития экономики оценивается с помощью различных показателей, которые подробно приводятся в статье. Раскрывая концептуальные основы государственной инновационной политики, автор подчеркивает важность повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», последние изменения в который были внесены в декабре 2011 г. Рассматривая основные элементы механизма государственного регулирования инновационной деятельности на национальном уровне, автор показывает, что без активной государственной поддержки технологического развития инновационная деятельность замедляется даже в экономически развитых странах. Для частных инвесторов современные масштабные научные разработки просто слишком дороги и слишком неопределенны перспективы отдачи этих огромных затрат. В связи с этим становится оправданным повышение роли государства в проведении системной модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The National Innovation Policies as a Factor in the Post-Crisis Development of the Russian Economy

This paper provides an analysis of the state of national innovative policies as a factor in Russia during its economy’s post-crisis development period. It studies the innovative component of overall economic modernization through various described indicators. The article views improving economic and social efficiency as a means of expanding the conceptual foundations of the state’s innovative policy. The fundamentals of Russia’s innovation policy, it claims, were established with the adoption of the Federal Law ‘On Science and State Scientific and Technological Policy,’ including the appendices of December 2011. In its analysis of the elements of the state’s regulatory mechanism, it demonstrates that innovative activities would be forced to decelerate — even in economically developed countries — were it not for continued active support by the government for innovative technological developments. In the private sphere, this would likely mean that large-scale modern scientific development would become too expensive due to the uncertain balance between financial return and high projected costs. In this context the state would justifiably need to expand its role in order to assure systematic economic modernization.

Текст научной работы на тему «Государственная инновационная политика в условиях посткризисного развития экономики России»

Государственная инновационная политика в условиях посткризисного развития экономики России

The National Innovation Policies as a Factor in the Post-Crisis Development of the Russian Economy

CO <

УДК 338.12

Бургонов Олег Викторович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Burgonov Oleg Viktorovich

Lermonotvskiy Ave 44/A, St. Petersburg,190103

В рамках всеобщей модернизации экономики автор акцентирует внимание на необходимости проведения активной государственно политики, для чего в данной статье приводится анализ состояния инновационной сферы в РФ. Инновационная составляющая развития экономики оценивается с помощью различных показателей, которые подробно приводятся в статье. Раскрывая концептуальные основы государственной инновационной политики, автор подчеркивает важность повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», последние изменения в который были внесены в декабре 2011 г.

Рассматривая основные элементы механизма государственного регулирования инновационной деятельности на национальном уровне, автор показывает, что без активной государственной поддержки технологического развития инновационная деятельность замедляется даже в экономически развитых странах. Для частных инвесторов современные масштабные научные разработки просто слишком дороги и слишком неопределенны перспективы отдачи этих огромных затрат. В связи с этим становится оправданным повышение роли государства в проведении системной модернизации экономики.

This paper provides an analysis of the state of national innovative policies as a factor in Russia during its economy's post-crisis development period. It studies the innovative component of overall economic modernization through various described indicators. The article views improving economic and social efficiency as a means of expanding the conceptual foundations of the state's innovative policy. The fundamentals of Russia's innovation policy, it claims, were established with the adoption of the Federal Law 'On Science and State Scientific and Technological Policy,' including the appendices of December 2011. In its analysis of the elements of the state's regulatory mechanism, it demonstrates that innovative activities would be forced to decelerate — even in economically developed countries — were it not for continued active support by the government for innovative technological developments. In the private sphere, this would likely mean that large-scale modern scientific development would become too expensive due to the uncertain balance between financial return and high projected costs. In this context the state would justifiably

к <

need to expand its role in order to assure systematic economic modernization.

Ключевые слова: модернизация экономики, инновационная государственная политика, инновационная стратегия, инновации, инновационный потенциал, экономический рост

Keywords: modernization of economy, innovative public policy, innovation strategy, innovation, innovative potential, economic growth

Модернизация экономики — единственный способ занять такое место в международном разделении труда, которое обеспечит производство постоянно возрастающей добавленной стоимости в большинстве секторов экономики. В условиях демографического спада, роста затрат на ресурсы добиться этого можно только путем проведения государством активной инновационной политики, оказания помощи в разработке и внедрении инновационных технологий по рациональному использованию ресурсов при оптимальных затратах труда и капитала [1, с. 9].

Предварительным этапом разработки государственной инновационной политики является анализ состояния инновационной сферы. Инновационная составляющая развития экономики оценивается с помощью различных показателей. Всемирным экономическим форумом разработаны и применяются комплексные индексы конкурентоспособности на макро- и микроуровне, развитости коммуникационной среды; индекс технологических достижений. Специализированные инновационные индексы показывают потенциальные возможности инновационного развития. В них приоритетное направление оценки проводится через реально существующие достижения, измеряемые путем опросов и/или с помощью объективных статистических показателей. Обычно используются показатели количества патентов; число сотрудников в сфере НИ-ОКР, а также косвенные показатели, такие как количество обучающихся в вузах, состояние коммуникационной сферы.

Отсутствие статистических показателей, их низкая верифицируемость и недостоверность приводят к тому, что для анализа инновационной деятельности в РФ использование прямых индикаторов практически невозможно. В связи с принятием нового классификатора ОКВЭД стало невозможно рассчитать важные показатели инновативности — долю расходов на науку в ВРП и долю занятых в науке. Оценить финансовые расходы на инновации можно, только используя статистический показатель удельных затрат на технологические инновации.

Инновационный потенциал можно измерять по косвенным показателям, в качестве которых были использованы следующие индикаторы: удельный вес

научных работников, удельный вес студентов высших учебных заведений на 10 000 жителей, величина оформленных патентов на 1000 занятых в экономике, затраты на технологические инновации, степень развития Интернета.

Характеризуя распределение регионов РФ по индексу инновативности, нужно отметить две главные черты: сильную поляризованность и огромное количество «середняков». Рассчитанный индекс инновационного потенциала составил максимальное значение в Москве (0,762) и близкое к нулю в Ненецком автономном округе (0,017). Разница в 45 раз. Для центральной группы индекс колеблется в районе 0,1-0,2. В группе лидеров (показатель инновативности превышал средний по стране 0,243) — 12 регионов, 15 — в отстающих [2].

В список лучших вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская, Томская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская, Самарская области, республика Татарстан, Воронежская, Новосибирская, Ульяновская, Калужская области. Увеличивается инновационный потенциал крупнейших городов и наиболее развитых областей при значительном отставании остальных субъектов федерации. С годами этот разрыв возрастает. В большинстве регионов значения индекса оказались ниже, чем в среднем по России. Следовательно, огромной прибавкой для инновационного роста в стране может стать ускоренный рост инновационного потенциала в отстающих регионах. Обеспечение регионального инновационного развития будет успешным в случае разработки и осуществления региональной инновационной политики, являющейся составной частью общенациональной.

Переход к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития вызывает потребность в определении государственной инновационной политики. Как и любое другое направление регулирования экономики, она включает в себя основные принципы, нормы и деятельность по достижению поставленных стратегических и тактических целей, а также инструменты по оценке, разработке, сопровождению, планированию, стимулированию инновационной деятельности экономических субъектов. Осуществление данной политики государственными структурами направлено, прежде всего, на повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

К сожалению, в России отсутствует федеральный закон о государственной инновационной политике. Необходимость данного закона отрицается на самом высоком уровне. Министр образования РФ А. Фурсен-ко считает, что «отдельный закон об инновациях не нужен — надо просто ликвидировать возможные барьеры на пути инноваций» [3]. Однако среди ученых, практиков, законодателей существует противоположное мнение. Члены Совета Федерации на заседании по экономической политике пришли к выводу, что такой документ необходим [4]. Отчасти это связано с тем, что к настоящему времени в субъектах РФ принято 57 различных по содержанию законов и нормативных актов, относящихся к инновациям [5, с. 12]. В результате создаются различные режимы инновационной деятельности на территории одной страны, что, как минимум, затрудняет региональную экспансию организаций.

Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием 23 августа 1996 г. Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической полити-

ке». Последние изменения в данный документ были внесены 3 декабря 2011 г. В данном законе дается определение таких понятий, как «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность», «государственная научно-техническая политика» — как «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники» [6].

В законе прописана государственная поддержка инновационной деятельности: определены основные цели и принципы, субъекты и формы предоставления, финансирование, оценка эффективности расходования бюджетных средств и полномочия органов государственного управления в области государственной поддержки инновационной деятельности. Государственная инновационная политика (поддержка) строится на следующих принципах (рис. 1).

В экономической литературе существует множество классификаций инноваций. По степени новизны можно выделить радикальные, прорывные или стратегические инновации [7, с. 26], связанные с крупными изобретениями и являющиеся основой формирования новых поколений и направлений техники и улучшающие инновации. В связи с этим важнейшим принципом поддержки инновационной деятельности в России следует считать первоочередную поддержку деятельности, направленной на разработку, создание и вывод на рынок прорывных инноваций.

К основным элементам механизма государственного регулирования инновационной деятельности на национальном уровне относятся:

1) блок правового обеспечения;

2) блок нормативно-методического обеспечения;

3) блок финансово-экономического обеспечения;

4) блок материального обеспечения;

5) блок инфраструктурного обеспечения;

6) блок институционального обеспечения;

7) блок поддержки и стимулирования;

8) блок информационного обеспечения и статистики

инноваций.

Инновационная политика образует систему мероприятий и стимулов, которые будут содействовать реализации стратегии субъектов экономики, направленной на эффективное развитие инновационных процессов для получения преимуществ в национальной и международной конкуренции (рис. 2).

Среди указанных направлений регулирования инновационной деятельности наибольшие преимущества имеют косвенные методы, которые характеризуются рыночным характером данных инструментов, меньшей финансовой нагрузкой на государство, рациональным использованием средств, действенным контролем.

Стратегическая цель инновационной политики государства — создание социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для перехода к инновационному типу развития национальной экономики. Сущность инновационной стратегии заключается в выборе основного источника инноваций и движущей силы инновационного развития [8, с. 22]. В качестве объекта регулирования выступает инновационный потенциал экономики, региона, предприятия.

К важнейшим задачам госрегулирования инновационной системы относятся:

ПРИНЦИПЫ государственной инновационной политики

Программный подход

Опережающее развитие инновационной инфраструктуры

Открытость, публичность, равная доступность

Приоритетность диффузии инноваций

Защита интересов правообладателей

Использование рыночных инструментов и государственно-частного партнерства

Выравнивание инновационного потенциала регионов страны

Первоочередная поддержка прорывных инноваций

НАПРАВЛЕНИЯ

реализации принципов

Разработка, реализация и финансирование ФЦП

Создание технопарков, научных центров, бизнес-инкубатров

Участие ведущих ученых в разработке стратегии развития страны, инновационной политики, конкурсный характер размещения госзаказа

Проведение антимонопольной политики, поиск стимулов для внедрения инноваций в производство

Принятие и контроль за соблюдением соответствующего законодательства, присоединение к международным договорам

Смешанное финансирование ФЦП, косвенных методов регулирования инновационной деятельности

Разработка и проведение относительно самостоятельной региональной инновационной политики

Разработка инновационной стратегии, применение ФЦП, косвенного регулирования

СТЕПЕНЬ

реализации +

+

со <

<

о

з: <

Рис. 1. Принципы государственной инновационной политики

Рис. 2. Направления государственной инновационной политики

1) обеспечение конкурентоспособности отечественных НИОКР;

2) эффективное функционирование национальной инновационной системы;

3) развитие патентоведения, лицензирования, охраны интеллектуальной собственности;

4)системная модернизация экономики на основе стратегических инноваций.

В условиях рыночной экономики эти задачи могут быть решены путем обеспечения свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, финансирования НИОКР и госзакупок инновационной продукции, развития международного научного сотрудничества, использования потенциальных факторов роста малого предпринимательства.

Основой для формирования государственной политики в области инновационной деятельности выступают инновационные прогнозы и разрабатываемые правительством концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Ключевым аспектом социально-экономической политики государства является «структурно-инновационная политика», кото-

рая формируется под воздействием демографической политики, социальной, экологической, внешнеэкономической, оборонной и политики занятости. В свою очередь структурно-инновационная политика формирует политику в области профессионально-технической подготовки, а также антимонопольную политику. В условиях долгового, валютного и экономического кризиса большое значение приобретает политика стабилизации.

Формой государственной поддержки развития инноваций является законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата. В этом направлении в России приняты президентская Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 г., предусматривающая переход российской экономики с традиционного сырьевого на инновационный путь развития.

Одной из главных целей государства на ближайшие несколько лет провозглашается возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70 % населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение сред-

Таблица 1

Ключевые мероприятия Программы «Национальная технологическая база»

Направления использования средств Финансовые результаты

1. Капитальные вложения • ФГУП «ВНИИСВ» (г. Тверь) • ФГУП «ОНПП «Технология» (г. Обнинск, Калужская область) • ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова» (Москва) • ОАО «Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации» (Москва) • ОАО «Высокотехнологический научно-исследовательский институт им. академика А. А. Бочвара» (Москва) — создание опытно-промышленных участков по производству циркониевых сплавов, создание опытно-экспериментальных участков и пилотных технологических установок для отработки технологий хранения, транспортировки и переработки отработанного ядерного топлива • ФГУП «НИИ графит» (Москва) — реконструкция и техническое перевооружение производства углеродных композиционных материалов • ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» (Москва) — техническое перевооружение полигона — опытного производства Государственного инжинирингового центра 20 контрактов на сумму 1 633 835 тыс. руб. (бюджетные инвестиции)

2. НИОКР • ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» (Санкт-Петербург). «Композит-П». Разработка материалов для экологически чистых высокопрочных теплостойких изделий антифрикционного назначения: подшипников скольжения и уплотнений из наномодифицированных углепластиков для судостроения, энергомашиностроения, в том числе для гидротурбин, паровых турбин, насосов, арматуры трубопроводов, оборудования ЖКХ. Разработка конструктивных и технологических решений, проведение испытаний. Организация серийного производства. • Институт катализа СО РАН (г. Новосибирск). ОКР «Форконтакт». Разработка нового поколения носителей и катализаторов для подготовки природного газа и его первичного парового риформинга для смесей с повышенным содержанием метана. ОКР «Мезопора». Разработка технологии и освоение промышленного производства мезопористых каталитических материалов и их применения в производстве масложировой продукции. • ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В. И. Ленина» (Москва). НИОКР «Электромашины». Разработка базовой технологии изготовления высокооборотных электрических машин с системами управления мощностью до 5 МВт как основы энергосберегающих систем электроснабжения безредукторного скоростного электропривода и генераторных установок. • НИОКР «Вентиль-21». Разработка базовых технологий создания нового поколения полупроводниковой элементной базы силовой электроники, включая полностью управляемые высоковольтные ключи и модули на основе биполярных транзисторов и силовых интеллектуальных тиристоров с элементами самозащиты» 145 контрактов на сумму 4 616 770 тыс. руб.

ИТОГО: 165 государственных контрактов (соглашений) на сумму 6 250 605 тыс. руб. — 74,7 % от объема годовых бюджетных назначений

ней продолжительности жизни населения до 75 лет. Кроме того, необходимо «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда» [9].

В Стратегии особое внимание уделяется приоритетным направлениям государственной политики, обеспечивающим устойчивое функционирование и быстрое развитие инновационной экономики. Среди приоритетов:

• инвестиции в человеческий капитал;

• подъем образования, науки, здравоохранения за счет увеличения финансирования образования до 7 % от ВВП, здравоохранения — 6 %, науки — 3 %;

• построение национальной инновационной системы;

• развитие естественных преимуществ экономики РФ;

• модернизация экономики, развитие новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний;

• реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры Реализовать стратегию предполагается в два этапа. На первом этапе (2011-2013 гг.) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы.

Повышение внимания к инновационной деятельности на уровне государства поможет, с одной стороны, активизировать использование научного потенциала страны, с другой — повысить инновационную активность отечественных предприятий. Не

следует считать, что в экономике решают все только деньги. Успешное развитие невозможно без нравственных, гуманистических начал деятельности людей [10, с. 18].

Развитие базовых технологических направлений осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.», в том числе подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 гг.» [11]. Цель программы — создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции мирового уровня в области воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления, связи и информации, медицинской техники и лекарственных средств.

Меры, предусмотренные программой, в целом должны способствовать:

• преодолению технологического отставания страны и росту национальной безопасности;

• равноправному международному технологическому сотрудничеству;

• росту объема высокотехнологичной продукции и услуг в структуре экономики и экспорта в 2-2,5 раза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• удержанию традиционных и завоеванию новых рынков сбыта.

Ключевые мероприятия Программы в 2011 г. представлены в табл. 1 [Там же]. Оценивая направле-

ния вложения средств, следует отметить, что боль- ^

шинство выбранных целевых программ не отвечают ^

важнейшим принципам проведения государствен- ™

ной инновационной политики — прорывные инно- <

вации, их диффузия, выравнивание инновационно- к

го потенциала. 2

ш

В качестве целевых индикаторов выполнения Про- н граммы используются: количество переданных в про- ^ изводство технологий (48-53), количество патентов ^ (32-38), количество разработанных технологий, со- к ответствующих мировому уровню (36-44). С нашей ^ точки зрения, применение данных индикаторов не ° отражает результатов инновационной деятельности. ^ Целесообразно использовать в качестве показателей < выполнения Программы готовый инновационный то- ^ вар (услуга, технология), предназначенный для по- ^ требления (производства).

Структура и динамика расходов на ФЦП «Нацио- □= нальная технологическая база» рассчитана автором 2 на основе данных об исполнении Программы [11] и ® представлена в табл. 2.

Представленные данные соответствуют результатам исследований российских экономистов, согласно которым за последние 5 лет 75 % ФЦП были профинансированы не в полном объеме. Плохо осуществлялся контроль за поступлением, использованием и распределением средств [12, с. 70]. Другим отрицательным моментом финансирования Программы следует считать резкие колебания объемов выделяемых средств по годам. Софинансирование инновационных программ из внебюджетных источников находи-

Таблица 2

Структура и динамика расходов на ФЦП «Национальная технологическая база»

Наименование Годы Весь период

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Капитальные вложения

Предусмотрено из федерального бюджета, млн руб. 850,00 693,50 1248,65 540,94 2103,93 500,00 585,00 535,00 320,00 210,00 7587,02

Темп роста, % 100,00 81,59 180,05 43,32 388,94 23,77 117,00 91,45 59,81 65,63 —

Профинансировано из федерального бюджета, млн руб. 848,49 557,50 973,58 494,94 2103,20 4977,70

Уровень бюджетного финансиро-вания,% 99,82 80,39 77,97 91,50 99,97

Предусмотрено из внебюджетных источников, млн руб. 850,00 970,00 1285,00 1728,00 1865,93 100,00 1125,00 675,00 450,00 9048,93

Темп роста, % 100,00 114,12 132,47 134,47 107,98 5,36 100,00 1125,00 60,00 66,67 —

Софинансировано из вне бюджетных источников, млн руб. 243,16 291,42 222,06 139,96 316,72

Уровень софинан-сирования, % 28,61 30,04 17,28 8,10 16,97 — — — — — —

Предусмотрено из всех источников, млн руб. 1700,00 1663,50 2533,65 2268,94 3969,86 600,00 585,00 1660,00 995,00 660,00 16 635,95

Темп роста, % 100,00 97,85 152,31 89,55 174,97 15,11 97,50 283,76 59,94 66,33 —

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Профинансировано из всех источников, млн руб. 1091,65 848,92 1195,64 634,90 2419,92

Уровень финан-сирования,% 64,21 51,03 47,19 27,98 60,96 — — — — — —

НИОКР

Предусмотрено из федерального бюджета, млн руб. 5100,00 3135,00 3294,60 2569,06 7252,06 3059,00 3598,00 4224,00 3593,00 1290,00 37 114,72

Темп роста, % 100,00 61,47 105,09 77,98 282,28 42,18 117,62 117,40 85,06 35,90 —

Профинансировано из федерального бюджета, млн руб. 5005,77 3029,24 3292,10 2564,05 6237,86 20 129,03

Уровень бюджетного финансиро-вания,% 98,15 96,63 99,92 99,80 86,02

Предусмотрено из внебюджетных источников, млн руб. 3700,0 3035,0 3776,0 8271,4 7146,06 3064,00 3618,00 4255,00 3653,00 1290,00 41 808,46

Темп роста, % 100,00 82,03 124,42 219,05 86,39 42,88 118,08 117,61 85,85 35,31 —

Софинансирова-но из внебюджетных источников, млн руб. 3889,55 2771,54 3274,12 2636,27 1839,37

Уровень софинанси-рования, % 105,12 91,32 86,71 31,87 25,74

Предусмотрено из всех источников, млн руб. 8800,00 6170,00 7070,60 10840,46 14398,12 6123,00 7216,00 8479,00 7246,00 2580,00 78 923,18

Темп роста, % 100,00 70,11 114,60 153,32 132,82 42,53 117,85 117,50 85,46 35,61 —

Профинансировано из всех источников, млн руб. 8895,32 5800,78 6566,22 5200,32 8077,23

Уровень финансирования, % 101,08 94,02 92,87 47,97 56,10 — — — — — —

Итого

Предусмотрено из федерального бюджета, всего, млн руб. 5950,00 3828,50 4543,25 3110,00 9455,99 3659,00 4283,00 4759,00 3913,00 1500,00 45 001,74

Темп роста, % 100,00 64,34 118,67 68,45 304,05 38,70 117,05 111,11 82,22 38,33 —

Профинансировано из федерального бюджета, всего, млн руб. 5854,26 3586,74 4265,68 3058,99 8440,57 25 206,23

Уровень бюджетного финансиро-вания,% 98,39 93,69 93,89 98,36 89,26

Предусмотрено из внебюджетных источников, всего, млн руб. 4550,00 4005,00 5061,00 9999,40 9011,99 3164,00 3618,00 5380,00 4328,00 1740,00 50 857,39

Темп роста, % 100,00 88,02 126,37 197,58 90,13 35,11 114,35 148,70 80,45 40,20 —

Софинансировано из внебюджетных источников, всего, млн руб. 4132,71 3062,96 3496,18 2776,23 2156,09

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Уровень софинан-сирования, % 90,83 76,48 69,08 27,76 23,92 — — — — — —

Предусмотрено из 10 500,00 7833,50 9604,25 13 109,40 18367,98 6723,00 7801,00 10 139,00 8241,00 3240,00 95 559,13

всех источников, млн руб.

Темп роста, % 100,00 74,60 122,60 136,50 140,11 36,60 116,03 129,97 81,28 39,32 —

Профинансировано из всех источ- 9986,97 6649,70 7761,86 5835,22 10596,66 — — — — — —

ников, всего, млн руб.

Уровень финансирования, всего, % 95,11 84,89 80,82 44,51 57,69

m <

<

CL —

О х к

к <

0

1

О

V CD

ю 20

а

ч 18 а

4

5 16

ч 14

§ 12 Оч

10

8 6 4 2 0

□ — НИОКР внебюджет.

□ — НИОКР бюджет. Ц — КВ внебюджет. | — КВ бюджет.

План. Факт. План. Факт. План. Факт. План. Факт. План. Факт. 2007 2008 2009 2010 2011 Год

Рис. 3. Плановые и фактические расходы ФЦП «Национальная технологическая база», млн руб.

лось на недопустимо низком уровне. Так, за 9 месяцев 2011 г. из внебюджетных источников на финансирование Программы «Национальная технологическая база» поступило 24 % от запланированного, отсутствовало софинансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (рис. 3).

Анализ развития мировой экономики показывает, что без активной государственной поддержки технологического развития инновационная деятельность замедляется даже в экономически развитых странах. Для частных инвесторов современные масштабные научные разработки просто слишком дороги и слишком неопределенны перспективы отдачи этих огромных затрат. В связи с этим становится оправданным повышение роли государства в проведении системной модернизации экономики. Разработка государственной инновационной политики является сложной задачей. Ее решение служит залогом эффективного социально-экономического развития страны в XXI веке.

Литература

1. Добрынин А. И., Белозеров С. А. Новые технологии и децентрализация управления в российской экономике

(итоги работы XV Петербургского международного экономического форума) // Экономика и управление. 2011. № 6. С. 8-12.

2. Социальный атлас российских регионов / Интегральные индексы / Индекс инновативности региона: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atlas.socpol.ru/indexes. shtml.

3. Фурсенкк А. Необходимо ликвидировать барьеры на пути инноваций // Альянс-медиа 03.03.2008: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allmedia.ru/headlineitem. asp?id=438823.

4. Закон об инновационной деятельности необходим России / Совет Федерации. 12.08.2008: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coucil.gov.ru/inf_ps/ chronicle/2008/02/item7134.html.

5. Инновационные процессы в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во МБИ, 2010.

6. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г.: № 127-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/135919/1/#100.

7. Румянцев А. А. Стратегические инновации в технологическом прорыве экономики // Экономика и управление. 2011. № 6. С. 25-28.

8. Гусаков М. А. Принципы организации инновационной экономики // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 20-24.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г./ Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.