Научная статья на тему 'Государственная Дума VII созыва Федерального Собрания РФ: некоторые предварительные итоги'

Государственная Дума VII созыва Федерального Собрания РФ: некоторые предварительные итоги Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭЛИТА / PARLIAMENTARY ELITE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ / STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / FEDERAL ASSEMBLY / ПРЕЗИДЕНТ РФ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ЛОББИЗМ / LOBBYISM / РОТАЦИЯ / ROTATION / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / PARLIAMENTARISM / "ЕДИНАЯ РОССИЯ" / СИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ / SYSTEMIC OPPOSITION / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ФРАКЦИИ / PARLIAMENTARY FACTIONS / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / "UNITED RUSSIA"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимин Александр Васильевич, Шитиков М.В.

В данной статье предпринята попытка проследить, в какой степени ротация депутатского корпуса Государственной Думы VII созыва повлияла на характер и содержание деятельности нижней палаты парламента. Особенное внимание уделяется законотворческой и представительной функций парламентариев, а также организационно-техническим аспектам их деятельности. В работе анализируются трудности и противоречия взаимодействия парламентской фракции «Единой России» как с представителями исполнительной власти РФ, так и с оппозиционными силами в нижней палате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state Duma of the seventh convocation of the Federal Assembly of the Russian Federation: some preliminary results

In this article, an attempt is made to trace the extent to which the rotation of the deputy corps of the State Duma of the VII convocation affected the nature and content of the activities of the lower house of parliament. Particular attention is pay to the legislative and representative functions of parliamentarians, as well as organizational and technical aspects of their activities. The paper analyzes the difficulties and contradictions of the interaction of the parliamentary faction of United Russia, both with representatives of the executive authorities of the Russian Federation, and with opposition forces in the lower house.

Текст научной работы на тему «Государственная Дума VII созыва Федерального Собрания РФ: некоторые предварительные итоги»

А.В. ЗИМИН кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

М.В. ШИТИКОВ студент II курса магистратуры отделения «Политология» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Государственная Дума VII созыва Федерального Собрания РФ: некоторые предварительные

итоги

Оценку деятельности депутатского корпуса Государственной Думы VII созыва за неполные два года работы необходимо рассматривать в контексте становления парламентаризма постсоветской России. С момента начала работы нижней палаты первого и последующих созывов было опубликовано немало работ юристов, в которых анализируются итоги ее законотворческой деятельности1. Однако изучение качества работы народных избранников осложняется тем, что многие из них являлись лоббистами различных социально-экономических структур. Хотя законопроект регулирующий лоббистскую деятельность был разработан еще в период Государственной Думы I созыва, тем не мене еще остается не принятым. Известный специалист в области коммуникации П.А. Толстых считает, что к лоббизму прибегают не только отдельные лоббисты, но и сотрудники

2

аппарата нижней палаты .

* Зимин Александр Васильевич, e-mail: forrelpol@tsu.tmb.ru

1 Парламентское право России: монография / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2013.

2 Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М., 2007.

Ведущие позиции в исследовании парламентской проблематики принадлежит авторитетному политологу О.В. Гаман-Голутвиной, которая в своем анализе акцентирует внимание на персональном составе парламентской элиты нижней палаты первых четырех созывов1. Согласно авторскому анализу, в социально-профессиональном составе парламентариев был высокий удельный вес представителей трех категорий: госсектора, управленцев и военных.

Региональные политологи А.В. Зимин и М.В. Шитиков изучали законотворческую деятельность парламентской элиты Государственной Думы VII созыва в условиях внутренних и внешних вызовов, с которыми столкнулась Россия2. Исследователи пришли к выводу, что в работе нынешнего состава народных избранников произошли заметные изменения в лучшую сторону.

В настоящей работе предпринята попытка проследить, в какой степени ротация депутатского корпуса Государственной Думы VII созыва повлияла на характер и содержание деятельности нижней палаты парламента. При этом особое внимание уделяется не только выполнению депутатами законотворческих и представительных функций, но и организационно-техническим аспектам их деятельности. Кроме того, анализируются трудности и противоречия взаимодействия парламентской фракции «Единой России» как с представителями исполнительной власти РФ, так и с оппозиционными силами в нижней палате.

Проблема ротации парламентской элиты Государственной Думы

Процесс обновления парламентской элиты вначале нынешнего столетия имел ряд особенностей, зависящих от множества факторов, связанных с обострением ситуации, как внутри страны, так и на международной арене. Персональный состав нижней палаты отличался противоречивыми качествами: с одной стороны, включал в состав представителей различных социальных групп, идеологичес-

1 Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм: Государственная Дума 1993-2003 годов: эволюция персонального состава // Свободная мысль, 2006, № 11-12.

2 Зимин А.В., Шитиков М.В. Парламентская элита Государственной Думы Федерального Собрания в условиях новых вызовов XXI века // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 9, с. 105-114.

кий взглядов и направлений; с другой - в него стремились попасть представители теневого сектора, для которых мандат был необходим в целях личной безопасности. В результате законотворческий процесс осложнялся постоянными спорами и дискуссиями, в которых трудно было достичь компромисса, а принятые законы подчас носили популистский характер. Нередко многие депутаты не столько отстаивали интересы своих избирателей, сколько лоббировали интересы определенных бизнес-структур.

Качественные изменения в составе парламентской элиты нижней палаты начались с момента победы «Единой России» на выборах 2003 г. С этого периода депутатский корпусу серьезно пополнился представителями силовых структур, в том числе правоохранительных органов, службы безопасности и военных1. Кроме того, парламентариями стали многие представители исполнительной власти, а также возросло количество народных избранников с большим парламентским опытом. Подобному способствовал переход к пропорциональной избирательной системе. В дальнейшем происходило постепенное уменьшение количества представителей силовых ведомствв нижней палате парламента.

На наш взгляд, такие новшества носили противоречивый характер, ибо, с одной стороны, ослабляли влияние крупных олигархических групп; с другой - произошло ослабление представительства различных социальных групп и связей парламентариев со своими избирателями.

В настоящее время в связи с экономическим кризисом в стране и напряжённой международной ситуацией происходят позитивные изменения ротации парламентской элиты. По итогам прошедших выборов 18 сентября 2016 г. почти наполовину обновился состав Государственной Думы, что составило, 47,5%2. Такое обновление было вызвано рядом причин. Во-первых, часть народных избранников перешли работать в исполнительную власть, а некоторые стали сенаторами. Во-вторых, в ряде регионов на выборах победили новые губернаторы, которые стали опираться на своих политиков. В-третьих, на итоги парламентских выбо-

1 Ривер Д., Ривер Ш.В. К более точным оценкам трансформации в российской элите // Полис, 2009, № 5, с. 149-157.

2 http://www.duma.gov.ru/structure/deputies/

ров повлиял проведенный партией «Единая Россия» прай-мериз, на котором получили поддержку лидеры общественного мнения. В-четвертых, произошел возврат к смешанной избирательной системе. В результате «Единая Россия» заметно приумножила свое влияние на политическую жизнь страны, и потому вряд ли можно рассчитывать на глубокие изменения в политическом курсе.

В нынешнем составе нижней палаты парламента большинство руководящих постов занимают мужчины. Средний возраст Совета Государственной Думы, а также руководителей комитетов и комиссий составляет 50-55 лет. Как правило, они имеют не одно, а нескольких высших образований и даже научные степени и звания. Большинство народных избранников имеют дипломы с гуманитарным образованием (60%), в том числе экономическое (22%) и юридическое (27%). Представители технических специальностей (40%); имеются также военные, естественные и другие специальности.

Результаты выборов заметно повлияли на распределение руководящих постов между четырьмя парламентскими фракциями. По известным причинам большая часть ведущих комитетов стала контролироваться «единоросса-ми». Руководство партии власти пошло на серьезные уступки оппозиции, передав последней больше комитетов, чем положено по итогам выборов.

В настоящее время произошли серьезные изменения в Регламенте Государственной Думы VII созыва, направленные на повышение эффективности ее деятельности. Теперь депутаты обязаны посещать все пленарные заседания нижней палаты, иначе вынуждены будут заплатить штраф. Произошли изменения и в процессии законотворческой деятельности: увеличилось количество времени на рассмотрение и обсуждение законов, а также запретили голосовать карточкам отсутствующих депутатов.

Социально-профессиональный состав всей нижней палаты включает в себя следующие категории: представители государственного сектора, крупного бизнеса и управленцы. Таким образом, в нынешний состав входят представители не только государственной власти, но и других социальных групп. Больше стало врачей и учителей, общественных деятели и даже появились представители рабочих специальностей. Многие из них имеют опыт работы в

качестве регионального парламентария. Таким образом персональный состав парламентской элиты стал более представительным и вполне можно ожидать более тесной связи депутатов со своими регионами. Такие изменения, на наш взгляд, приведут к повышению эффективности работы Государственной Думы. В итоге россияне в непростой ситуации высказались за политическую стабильность, несмотря на то, что выборы в нижнюю палату носили острый характер. Но к сожалению, можно говорить, о том, что выполнение представительской функции для некоторого количества парламентариев не является приоритетным.

Особенности взаимодействия парламентской элиты с исполнительной властью РФ

Государственная Дума VII созыва с начала своей деятельности конструктивно взаимодействует с исполнительной властью. За этот период на Охотном Ряду неоднократно присутствовали глава государства, премьер-министр и отдельные министры, руководители других подразделений исполнительной власти. Одним из последних важных решений нижней палаты стало утверждение кандидатуры Д.А. Медведева в качестве Председателя Правительства, которую внес президент В.В. Путин. Другим важным решением парламентариев стало утверждение нового председателя Счетной Палаты А.Л. Кудрина, которого выдвинула «Единая Россия». Результатом взаимодействия законодательной и исполнительной власти стало принятие важнейших социально-экономических законов, в том числе Федерального Закона о бюджете. Глава государства довольно часто встречается с лидерами парламентских фракций и другими представителями депутатского корпуса. Такие примеры свидетельствуют о серьезном влиянии народных избранников на политику в стране.

По итогам прошедших парламентских выборов 2016 г. был задан новый вектор отношений между нижней палатой парламента и исполнительной властью. Инициаторам изменений стал председатель Государственной Думы VII созыва В.В. Володин. Депутаты стали чаще приглашать на свои заседания министров с отчетами, высказывать им свои замечания. По нашим оценкам, реальных рычагов контроля со стороны народных избранников за исполнительной

властью явно недостаточно, хотя в 2013 г. был принят

1

закон о парламентском контроле .

Основные направления законотворческой деятельности

В процессе ротации в парламент приходят новые люди со своими идеями и иным взглядом на решение проблем, которые стоят перед народными избранниками. «Новички» Государственной Думы говорят о том, что экономическая система страны должна быть самодостаточной. Обращают внимание на сам законодательный орган в системе властных отношений, предлагается усилить его роль и сделать более самостоятельным по отношению к другим ветвям власти. Новые депутаты не могут стороной обойти и международные проблемы. Парламентарии настаивают на развитии международных связей со странами СНГ и стараются налаживать отношения с Западом, но в то же время не забывают о своих национальных интересах. По нашим оценкам, переход к смешанной избирательной системе привел к расширению влияния лоббистов.

В связи с очередными выборами «новой» и «старой» парламентской элите предстоит решать и новые задачи. Прошлый состав Государственной Думы был сосредоточен на реформировании политической системы страны и на урегулировании сложной международной обстановки. Нынешний состав нижней палаты больше внимания уделяет социально-экономическим проблемам. В условиях санкций и спада роста экономики им приходится искать новые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации. Острым становится вопрос распределения бюджетных средств: начинается конфликт интересов различных социальных групп. К сожалению, в результате на первый план должно выйти противостояние различных лоббистов, которые в непростой экономической ситуации будут стараться получить выгоду для своих клиентов. В пример можно привести конфликт по поводу сокращения времени показа рекламы на телевидении и запрет на нее во время показов кинофильмов между комитетом по культуре и комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связям. Другим проблемным полем становится реформирование эконо-

1 Российская Газета, федеральный выпуск № 6076, 14 мая 2013 г.

мики, поскольку сталкиваются два подхода: неолиберальный и консервативный.

В настоящее время самой обсуждаемой проблемой является реформа пенсионной системы, которая вызвала резкую критику оппозиции в нижней палате парламента. Не менее важным должно стать более активное обсуждение законопроекта о повышение НДС. Однако, это изменение затрагивает более широкие слои населения и может оказать негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Привлечь внимание к нему общественности и парламентариев старается экспертное сообщество.

Политическое противоборство в Государственной Думе VII созыва

Источником противоречий в нижней палате парламента являются дискуссии между представителями различных финансово-экономических групп. На примере законотворческой деятельности парламентариев можно увидеть, что основные споры происходят в основном в интересах крупных банков и топливной промышленности. Основные линии разлома происходят по сфере распределения средств из государственного бюджета. Главным здесь становится спор о расходе средств на социальную сферу между партией власти и системной оппозицией. В пример можно привести

неудачные попытки КПРФ и «Справедливой России» увели-

1

чить расходы по основным статьям социальных расходов .

Важной причиной противоречий является также идеологический аспект. Парламентарии не могут четко сформулировать национальную идею. Причиной такой ситуации являются не только политические разногласия между различными фракциями, но и различное виденье ситуации в партии власти. В «Единой России» этот конфликт в своей основе происходит между сторонниками неолиберального и консервативного подхода в социально-экономической политике. Таким образом можно говорить о том, что в Государственной Думе VII созыва наблюдается серьезное политическое противостояние.

В парламент пришли новые люди со своими идеями и иным взглядом на решении проблем, которые стоят перед

1 https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/obnovlennyj-bjudzhet-ne-dobavit-deneg-na-lekarstvennoe-obespechenie.html#.WzD3PFUzaUk

страной. В основном эти идеи связаны с реформированием экономической системы страны. В отличие от прошлых созывов, в нынешнем, парламентарии стали больше обращать внимание на возрастание роли законодательной власти в политической жизни страны

Персональный состав парламентской элиты по итогам выборов в 2016 г. стал более представительным. Благодаря переходу на смешанную избирательную систему улучшилась взаимосвязь депутатов со своими регионами, поэтому вполне можно ожидать более тесной их связи со своими избирателями. Такие изменения, на наш взгляд, приведут к повышению эффективности деятельности Государственной Думы.

По нашим оценкам, политическая конкуренция внутри нижней палаты между различными фракциями значительно снизилась, поскольку 76% депутатских мест принадлежит партии власти. В то же время заметно возросла конкуренция внутри фракции «Единая Россия», в рамках которой можно выделить, как минимум, три течения: одно из них представлено партийными функционерами, другое объединяет предпринимательские круги, третье - представители общероссийского народного фронта.

Зимин А.В., Шитиков М.В. Государственная Дума VII созыва Федерального Собрания РФ: некоторые предварительные итоги. В данной статье предпринята попытка проследить, в какой степени ротация депутатского корпуса Государственной Думы VII созыва повлияла на характер и содержание деятельности нижней палаты парламента. Особенное внимание уделяется законотворческой и представительной функций парламентариев, а также организационно-техническим аспектам их деятельности. В работе анализируются трудности и противоречия взаимодействия парламентской фракции «Единой России» как с представителями исполнительной власти РФ, так и с оппозиционными силами в нижней палате.

Ключевые слова: парламентская элита, Государственная Дума РФ, Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, законотворчество, лоббизм, ротация, парламентаризм, «Единая Россия», системная оппозиция, парламентские фракции, идеология.

Zimin A.V., Shitikov M.V. The state Duma of the seventh convocation of the Federal Assembly of the Russian Federation:

some preliminary results. In this article, an attempt is made to trace the extent to which the rotation of the deputy corps of the State Duma of the VII convocation affected the nature and content of the activities of the lower house of parliament. Particular attention is pay to the legislative and representative functions of parliamentarians, as well as organizational and technical aspects of their activities. The paper analyzes the difficulties and contradictions of the interaction of the parliamentary faction of United Russia, both with representatives of the executive authorities of the Russian Federation, and with opposition forces in the lower house.

Keywords: the parliamentary elite, the State Duma of the Russian Federation, the Federal Assembly, the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, lawmaking, lobbyism, rotation, parliamentarism, «United Russia», systemic opposition, parliamentary factions, ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.