Научная статья на тему 'Парламентская элита Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации в условиях новейших вызовов'

Парламентская элита Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации в условиях новейших вызовов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХПАЛАТНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭЛИТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ / НОВЕЙШИЕ ВЫЗОВЫ XXI В / FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE PARLIAMENTARY ELITE OF THE FEDERATION COUNCIL / THE EXECUTIVE BRANCH OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE LATEST CHALLENGES OF THE 21ST CENTURY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимин Александр Васильевич, Юдина О.С.

В статье исследуется парламентская элита Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях вызовов второго десятилетия XXI в. На основе количественного и качественного изучения персонального состава элиты верхней палаты парламента рассматриваются важнейшие направления ее деятельности, в том числе специфика взаимодействия членов Совета Федерации с исполнительной властью РФ по актуальным проблемам внешне- и внутриполитической повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARLIAMENTARY ELITE OF THE FEDERATION COUNCIL OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FACE OF THE LATEST CHALLENGES

The article examines the parliamentary elite of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation in modern conditions. A quantitative and qualitative analysis of its composition is given. The most important areas of its activity are considered.

Текст научной работы на тему «Парламентская элита Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации в условиях новейших вызовов»

УДК 328

DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51418

А.В. ЗИМИН

кандидат политических наук, профессор кафедры

международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

О.С. ЮДИНА студентка 3 курса отделения «Политология» Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Парламентская элита Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в условиях новейших вызовов

В статье исследуется парламентская элита Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях вызовов второго десятилетия XXI в. На основе количественного и качественного изучения персонального состава элиты верхней палаты парламента рассматриваются важнейшие направления ее деятельности, в том числе специфика взаимодействия членов Совета Федерации с исполнительной властью РФ по актуальным проблемам внешне- и внутриполитической повестки.

Ключевые слова: двухпалатное Федеральное Собрание РФ, парламентская элита Совета Федерации, исполнительная власть РФ, новейшие вызовы XXI в.

A.V. ZIMIN

PhD in Political Science, Professor at the Chair of International Relations and Political Science of G.R.

Derzhavin Tambov State University

' Зимин Александр Васильевич, e-mail: zimin-1964@yandex.ru

O.S. YUDINA

3rd year student of the Political Science Department of G.R. Derzhavin Tambov State University

The Parliamentary Elite of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation in the Face of the Latest Challenges

The article examines the parliamentary elite of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation in modern conditions. A quantitative and qualitative analysis of its composition is given. The most important areas of its activity are considered.

Keywords: Federal Assembly of the Russian Federation, the parliamentary elite of the Federation Council, the executive branch of the Russian Federation, the latest challenges of the 21st century.

Совет Федерации Федерального Собрания (СФ ФС) выступает важнейшим институтом политической власти, воплощающим не только принцип федеративного устройства государства, но и обеспечивающим качество принимаемых Государственной Думой законов. Изучение парламентской элиты верхней палаты парламента позволяет глубже осмыслить сложнейшие механизмы принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях государственной власти. Однако парламентская элита пока основательно не исследована, поскольку внимание научного сообщества, среди которого преобладают юристы, как правило, фокусировалось на институциональных аспектах деятельности СФ ФС1. Отечественные политологи в силу разных причин в большей степени акцентировали внимание на изучении парламентской элиты Государственной Думы Федерального Собрания (ГД ФС)2.

1 См.: Баев В.С. Институт парламентаризма в современной России. М., 2004; Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб., 2003; Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование. М., 2015.

2 См.: Гаман-Голутвина О.В. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1993-2003 гг.: эволюция персонального состава // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 2011, № 6, с. 77-93; Зимин А.В., Шитиков М.В. Парламентская элита Государственной

Каков персональный состав парламентской элиты СФ ФС? По каким профессиональным и иным качествам ее состав отличается от парламентской элиты нижней палаты парламента? Каковы ключевые «игроки» в нынешнем составе сенаторов? Каким образом парламентская элита верхней палаты пыталась реагировать на внешне- и внутриполитические вызовы и угрозы современной России?

В статье предпринята попытка получить ответы на поставленные вопросы. Для понимания сущности и содержания деятельности парламентской элиты был проведен количественный и качественный анализ персонального состав СФ ФС (изучению подвергся состав СФ РФ, датируемый мартом 2020 г.). В работе использовался разнообразный инструментарий прикладного политологического исследования, предполагающий анализ автобиографических характеристик, взятых с официального сайта верхней палаты. К ним относились следующие показатели: пол, возраст, образование, ученая степень (при наличии), профессиональная деятельность, бывшая до вступления в должность сенатора.

В настоящее время средний возраст члена СФ ФС составляет 58 лет. Исходя из западных стандартов, такой возраст является вполне зрелым для парламентского представителя. Возрастные показатели у 10,5% сенаторов составили 70 и более лет. Согласно аналитическим данным О.А. Фомичевой, на момент формирования СФ ФС (декабрь 2012 г.) такой возраст был характерен для 6%, а в 2018 г. количество парламентариев «выше 70» выросло еще на 2% и составило 8%1. Весьма примечателен следующий факт: в нынешнем составе экс-председателю Совета министров СССР Н.И. Рыжкову уже 91 год, а самому молодому А.Ю. Пронюшкину - всего 33 года. Так что наблюдается сочетание опыта и молодости в работе верхней палаты парламента.

В настоящий момент уровень представительства женщин в СФ ФС остается невысоким и составляет 16,4% против 83,6% мужчин. Хотя по сравнению с прежними составами верхней палаты наблюдается незначительная пози-

Думы Федерального Собрания в условиях вызовов XXI века // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 9, с. 105-113.

1 См.: Фомичева О.А. Вопросы статуса парламентария как элемент механизма законотворчества // Вестник Омского университета. Серия: Право, 2018, № 4(57), с. 61-66.

тивная динамика увеличения присутствия женщин. Согласно аналитической информации Е.В. Кочкиной, в первых двух созывах СФ ФС представительство женщин оказалось катастрофически низким1. Если в 1993 г. первый состав верхней палаты всенародно избирался, и женщин в нем было только 5%, то во втором, сформированном в 1995 г. из представителей первых двух лиц региона, их количество сократилось до 0,5%.

В современной России по представительству женщин обе палаты ФС, и особенно региональные и муниципальные представительные учреждения, заметно уступают зарубежным странам. Концентрация женщин в парламентах скандинавских стран не только достигает, но и превышает 50%. Скорее всего, в российском социуме по-прежнему сильны патриархальные установки («мужчина - глава семьи»). К сожалению, и сегодня еще не изжиты стереотипы, что женщине не место в политике, а потому главной сферой их деятельности чаще всего остаются домашние дела и воспитание детей.

В нынешнем составе все члены СФ ФС имеют высшее образование, причем некоторых из них - не одно. Как правило, сенаторы, имеющие несколько дипломов, получили образование в области экономики и права. Почти половина парламентской элиты верхней палаты имеет ученую степень (47,6%). Довольно сложно говорить о преобладании технического или гуманитарного образования, поскольку многие сенаторы имеют в своем «багаже» и то, и другое.

Парламентская элита СФ ФС рекрутирована из лиц, достигших наибольших успехов в своей профессиональной деятельности. Многие из них начинали карьеру как предприниматели, затем продолжили работу на ответственных должностях в различных учреждениях государственной и муниципальной власти. В РФ запрещено совмещение государственной службы с бизнесом. Поэтому сенаторы, владеющие предприятиями, передают их управление другим лицам. В нынешнем составе количество членов СФ ФС, занимавших до этого посты в крупнейших коммерческих компаниях, составляет всего 8%. В условиях российских реалий статус парламентария создает весомые гарантии

1 См.: Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность, 1999, № 1, с. 173-183.

безопасности их собственности. Тем не менее, за более чем четвертьвековую историю верхней палаты наблюдалось несколько случаев привлечения сенаторов к уголовной ответственности.

Профессиональная деятельность у 10,5% нынешних сенаторов была связана с работой в качестве депутатов ГД ФС. Бывших губернаторов в современном составе палаты оказалось 11,7%, что обусловлено высоким уровнем компетенции в качестве руководителя исполнительной власти региона. Представителей экс-силовых структур в палате стало 2,9%. Сравнивая показатели прошлых созывов СФ ФС, можно отметить заметное снижение количества силовиков, максимальное их количество, согласно исследованию Д.Е. Петрова, достигало 18,3% .

В плане этнической составляющей по вполне понятным причинам большая часть сенаторов является русскими. Представители других национальностей в нынешнем составе палаты составляют 8%. Как правило, это лица, делегированные национальными республиками РФ. Причем некоторые из них предпочли называть себя русскими. С точки зрения конфессиональной принадлежности, большинство СФ ФС по известным причинам идентифицируют себя с православием. Причем в отличие от советских времен приверженность к религии стала выступать важнейшим фактором доверия к парламентарию.

Второе десятилетие XXI в. для парламентской элиты СФ ФС оказалось крайне напряженным в области внешне- и внутриполитических вызовов. От адекватных ответов на них во многом зависит дальнейшая судьба российской государственности. К наиболее острым проблемам, на которые пытались оперативно реагировать парламентарии, следует отнести распространение угрозы терроризма, миграционные потоки, западные санкции в отношении России, экономический кризис, социальная политика и др.

Согласно Основному закону, СФ ФС одобряет либо отклоняет нормативные акты, принимаемые нижней палатой парламента. За последнее десятилетие почти все законы, вынесенные на одобрение верхней палаты, не вызывали

1 См.: Петров Д.Е. Силовые структуры и публичная политика в современной России // Известия Саратовского университета, 2010, т. 10. Серия: Социология. Политология, вып. 1, с. 124-127.

сколь-нибудь значительных возражений. Если в ГД ФС, несмотря на конституционное большинство правящей партии, наблюдались разногласия и конфликты с оппозицией, то в верхней противоречия по ключевым вопросам развития страны носили вполне предсказуемый характер.

Проблема терроризма в современном мире носит крайне актуальный характер. Члены СФ ФС сопоставляют угрозу терроризма с мировой войной. Сенаторы всякий раз обращают внимание на необходимость прямого сотрудничества с зарубежными странами в недопущении террористических угроз. В одобренных парламентариями пакетах решений содержится немало профилактических мер, в том числе активного противодействия финансовой поддержке и вовлечению граждан в террористические группировки. Кроме того, предусматривается ряд дополнительных выплат военнослужащим и сотрудникам правоохранительных ведомств, занимающихся борьбой с этим злом. Среди сенаторов, ставших активными сторонниками принятых решений, немало бывших силовиков.

В настоящее время Россия относится к числу рекордсменов сосредоточения миграционных потоков среди мировых лидеров. Большое количество мигрантов приходится на страны ближнего зарубежья и особенно Центральной Азии. Миграционная ситуация во многом усложнилась после известных украинских событий, в результате которых последовал приток беженцев с юго-востока Украины, значительная часть которых осталась на постоянном местожительстве в нашей стране. В это время парламентская элита СФ ФС достаточно оперативно реагирует на появление новых миграционных потоков и создание необходимых условий для жизнедеятельности мигрантов. Принимаемые меры сводились не только к противодействию нелегальной миграции, но и возможности получения российского гражданства и укреплению правового статуса беженцев.

На заседании СФ ФС сенаторы одобрили нормативные документы в отношении упрощенного получения гражданства, предполагающие изменение нескольких характеристик, в том числе исключение из законодательства требования о наличие законного денежного источника на момент получения гражданства, а также снижения количества

продолжительности трудовой деятельности на территории РФ с 3 до 1 года1.

Вне всякого сомнения, экономический кризис достаточно ответственно воспринимается парламентской элитой СФ ФС. По мнению сенаторов, возникшие трудности вполне решаемы путем оперативного реагирования и постоянного совершенствования действующего законодательства. Одну из причин нынешнего экономического кризиса парламентарии усматривают в санкциях, наложенных на Россию государствами Запада, выступают за необходимость их отмены. Парламентская элита убеждена в том, что санкции способствуют мировой рецессии, их негативных последствий никому не удастся избежать.

Члены СФ ФС активно сотрудничают с экспертным сообществом. Так, в частности, на одном из заседаний верхней палаты в декабре 2019 г. выступала Н. Зубаревич, заявившая о необходимости срочных действий со стороны федерального Центра по преодолению экономического неравенства среди регионов2. Данная мера помогла бы избежать негативных последствий кризиса в стране. Для экономического роста следует создавать условия, помогающие регионам двигаться вперед. Прозвучавшая экспертная аналитика вызвала сочувствие среди парламентариев, однако необходимые для этого документы пока находятся на стадии разработки.

Парламентская элита СФ ФС большое внимание уделяла рассмотрению и так называемых «непопулярных» законов, принятых ГД ФС. Если и случалось протестное голосование, то оно набирало, как правило, не более 3-5 голосов, при 1-3 воздержавшихся от голосования сенаторов. Такими возмутителями спокойствия обычно выступали члены СФ ФС, представляющие КПРФ и «Справедливую Россию» от Орловской и Читинской областей, а также Приморского края. Критике этих парламентариев подверг-

1 См.: Стенограмма заседаний от 11.03.2020 «О внесении изменений в статьи 35 и 41 -5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о едином сроке рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке)». URL: http://coun-cil.gov.ru/activity/meetings/114339/transcript/

2 См.: Гончарук Д. Эксперт рассказала, как России выбраться из демографической ямы // Парламентская газета, 2019, 19 дек. URL: https://www.pnp.ru/economics/kak-rossii-vybiratsya-iz-demograficheskoy-yamy-rasskazala-ekspert.html

лись законодательные акты, принятые нижней палатой в отношении пенсионной реформы, федерального бюджета и поправкам к Основному закону РФ.

Самым дискуссионным пленарным заседанием верхней палаты стало обсуждение пенсионной реформы1. Против одобрения закона проголосовали 5 парламентариев, 3 воздержались от голосования. Отмечается, что из противников реформы только один сенатор принадлежит к партии «Единая Россия», а остальные 4 - представители оппозиции. Кроме того, двое из воздержавшихся от голосования состоят в «Единой России», а одна - оппозиционный сенатор от «Справедливой России».

Во время обсуждения наиболее последовательным критиком реформы стал сенатор-коммунист В.М. Мархаев от Иркутской области. По его мнению, в провале пенсионной реформы виновато правительство, которое следовало бы отправить в отставку. Все остальные члены СФ ФС, в том числе не только партии власти, но и беспартийные, одобрили рассматриваемый документ. Сенатор А.В. Кондратьев, представитель от Тамбовской области, не смог находиться в зале заседаний во время голосования по уважительным причинам. Тем не менее, он заранее уведомил палату, направив письмо с поддержкой реформы.

При голосовании по одобрению планового бюджета на 2019 г. только один В.М. Мархаев вновь был «против»2. Его позиция заключалась в несогласии с бюджетом, предлагаемым правительством РФ, особенно в области социальной политики. Этот парламентарий также высказался «против» во время голосования по поправкам Конституции РФ. Свою позицию он аргументировал степенью неудовлетворенности принятыми социальными гарантиями для населения3.

1 См.: Стенограмма заседаний от 3.10.2018 о Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». URL: http://council.gov.ru/activity/meetings/96400/transcript/

См.: Стенограмма заседаний от 25.11.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета)». URL: http://council.gov.ru/activity/meetings/109685/transcript/

3 См.: Стенограмма заседаний от 14.03.2020 «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совер-

Таким образом, в целом члены СФ ФС достаточно консолидировано голосовали при одобрении законов. Аргументы оппозиционных парламентариев носили скорее символический характер и не смогли существенно повлиять на мнение коллег, находившихся в зале заседаний. Тем не менее, серьезные расхождения подавляющего большинства палаты с представителями оппозиции наблюдались лишь по вопросам внутренней политики, но не затрагивали внешнеполитические проблемы.

В заключении следует отметить, что парламентская элита СФ ФС достаточно оперативно стремилась реагировать на вызовы и угрозы второго десятилетия XXI в. В отличие от прежних периодов деятельности верхней палаты в нынешнем составе произошла значительная ротация, что придало позитивный импульс его работе. Парламентская элита в подавляющем большинстве случаев консолидировано голосовала по актуальным проблемам развития страны. Вместе с тем, безоговорочная ориентация парламентской элиты верхней палаты во внутренней политике на стратегию социально-экономического развития, разработанной исполнительной властью РФ, не всегда находила поддержку оппозиционных представителей.

шенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"». URL: http://council.gov.ru/activity/mee-tings/114778/transcript/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.