Научная статья на тему 'Государственная безопасность – основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации'

Государственная безопасность – основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4743
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЗАКОН / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володин Артём Викторович

В статье предпринята попытка развёрнутой операционализации и концептуализации понятия «государственная безопасность». Даётся его определение, раскрываются содержательные и функциональные характеристики государственной безопасности, показано её место в системе национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная безопасность – основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации»

© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.

Володин Артем Викторович, доктор политических наук, независимый эксперт-политолог.

115404, г. Москва, ул. Липецкая, д. 18, кв. 84.

Тел.: 8-903-290-17-74. E-mail: horus2000@mail.ru

Володин А.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» ввела, придав ему ранг правовой категории, понятие «государственная безопасность» (в другой, стилистически не лучшей транскрипции -«национальная безопасность в сфере государственной безопасности») [8]. При этом она характеризуется как один из трех (наряду с национальной обороной и общественной безопасностью) основных приоритетов политики национальной безопасности. Соответствующие положения этого документа убеждают в том, что содержание государственной безопасности не то же самое, что «безопасность государства» - понятие, которое давно и прочно закрепилось в политическом и научном дискурсе.

Между тем нигде содержание этих понятий не раскрывается. В обществе еще не сложилось целостное и четкое представление о содержании обозначаемых этими словосочетаниями явлений. Достаточно известные определения представляются недостаточно операциональными.

Так, в одном источнике термин «безопасность государства» трактуется как «защищенность конституционного строя, суверенитета и национальной целостности государства от внешних и внутренних угроз» [1, с. 41]. «Безопасность государственная, - пишут В.Ф. Халипов и Е.В. Халипова, -положение, при котором государству не угрожает опасность, и которого добиваются высшие органы власти с помощью действующих в этих целях специальных государственных органов, а также всего населения» [5, с. 105].

Еще в одном энциклопедическом издании даются определения государственной безопасности (состояние защищенности, гарантирующее создание необходимых и достаточных условий для выполнения государством

своих функций по управлению делами общества и обеспечения нормального функционирования политической власти) и безопасности государства (система государственных и общественных гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту базовых ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, защиту человека, его прав и гражданских свобод, защиту конституционного и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних угроз) [9, с. 67, 101102]. При этом не оговаривается их соотношение.

Таким образом, в повестке дня стал вопрос о разработке и закреплении в научном обороте и политическом лексиконе самого понятия «государственная безопасность».

В нем прилагательное «государственная» имеет двоякий смысл. И, соответственно этому, данным словосочетанием обозначают два сопряженных, но разных феномена. Когда это прилагательное является относительным (отвечает на вопрос «чья?»), речь идет об объекте безопасности, и оно может быть заменено дополнением: безопасность государства, понимаемого как органичное единство населения, территории и власти. Давно сказано: государство - есть властно организованный народ. А если исходить из того, что конституированное в государство население составляет нацию, можно использовать другое определение: национальная безопасность. Именно это понятие - национальная безопасность - ныне используется, когда говорят о безопасности личности, общества и государства.

Если же прилагательное качественное (отвечает на вопрос «какая?»), то государственная безопасность наряду с экономической, экологической, информационной и др. безопасностями предстает как один из многих и разных видов национальной безопасности. В этой связи невольно вспоминается, что в советское время словосочетание «государственная безопасность» употреблялось если не исключительно, то преимущественно в секьюритологическом1 ключе, в

1 Согласно толковым словарям, секьюрити (англ. «security» - органы безопасности, «secure» -безопасный) - служба охраны порядка безопасности (обычно применительно к зарубежным странам) и служащий органов безопасности (в зарубежных странах), а также (разг.) вообще охранник, телохранитель. В других источниках уточняется, что термин "секьюрити" включает в себя все многообразие понятий, связанных с безопасностью: оборона, защита, охрана, скрытность, контрразведка и т.п. и дается такое определение: секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности человечества и человека. См.: URL:http://kiev-security.org.ua/b/x22/2.shtml.

плане противодействия внешним и внутренним угрозам советской власти, в контексте «безопасность и оборона страны».

Именно в этом смысле в июле 1934 г. получил законодательное закрепление термин «государственная безопасность». С тех пор в нашей стране длительное время о безопасности говорилось как о противостоянии внешним военным опасностям и угрозам (военная безопасность), а также противодействии разведывательно-диверсионной деятельности иностранных государств (государственная безопасность). Еще признавались пожарная, санитарно-эпидемиологическая и некоторые другие виды безопасности. Удивительно, но и в наши дни имеет место такое узкое толкование безопасности. «Под сферой безопасности, - считают, например, в Институте современного развития, -обычно понимают деятельность органов разведки и контрразведки, - и уточняют: - Деятельность правоохранительных служб и деятельность спецслужб во многом пересекаются» [4].

Со сменой государственного и общественного строя появились новые подходы, утвердилось более широкое толкование безопасности. Сейчас всю совокупность проблем, связанных с безопасностью, называют «национальная безопасность». В ее содержании большое место занимают политические, экономические, научно-технические, экологические, социальные и другие проблемы.

Национальная безопасность получила чрезвычайно многоплановую дифференциацию. Новый Федеральный закон «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством [3]. Говорят о безопасностях различных объектов, разных процессов, в различных сферах. В этом обилии безопасностей «государственная безопасность» выступает как конкретная и вполне самостоятельная категория, характеризующая состояние не государства как единства территории, населения и власти, а собственно политический механизм властвования, государственность.

Соответственно этому государственную безопасность можно определить как внутреннее состояние политической системы и внешние условия ее функционирования, при которых демократически избранная и легитимная публичная власть свободно, без давления извне по собственному решению

определяет, в чем состоят национальные интересы страны, а также средства и методы их реализации. Сущность государственной безопасности состоит в такой организации и деятельности политической системы, при которой она, сохраняя стабильность и развиваясь, обеспечивает достижение приоритетов в области социально-экономического развития общества, противодействие угрозам различного рода.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе [8]. Эта формула «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» позволяет заключить, что объектами государственной безопасности, сохранность, целостность, развитие которых она призвана обеспечить, выступают: суверенитет и независимость государства; территориальная целостность государства; нерушимость государственной границы Российской Федерации; единство экономического, политического, правового, информационного пространства; конституционный строй; конституционные права и свободы граждан; органы и должностные лица государственной власти и другие объекты, находящиеся под государственной охраной; государственные информационные ресурсы, прежде всего, информационные и телекоммуникационные системы и сведения, составляющие государственную тайну; духовный и творческий потенциал населения России, нравственные ценности общества, традиции патриотизма и гуманизма; социальное партнерство, межнациональное согласие и гражданский мир в обществе.

В системе национальной безопасности, повторим, государственная безопасность является приоритетной. Такой ее статус обусловлен уже тем, что она выступает условием и основой успешной деятельности государства. Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. Без него невозможны надежное предоставление гражданам необходимых условий для жизни, развития и самовыражения, гарантии их гражданских прав и социальной защищенности, обеспечение политической стабильности общества и государства и устойчивый прогресс социально-экономического развития страны.

Она является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов России на международной арене и поступательного развития, социально-экономического прогресса внутри страны.

В противном случае почти неизбежно то, с чем столкнулась наша страна в 1990-е годы. Тогда, напомнил В.В. Путин в одной из предвыборных статей, под флагом воцарения демократии, демократические формы государства оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, делящими общенародное достояние, мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», откровенно пренебрегавших интересами простых людей [6].

Безопасность вообще, государственная безопасность в частности, - явление вторичное. В онтологическом, каузальном отношении ей предшествует опасность. «Только при наличии опасности какому-либо объекту, - пишет В.Н. Кузнецов, -оформляется и возникает феномен безопасности». Зависимость безопасности от опасности была отмечена в теоретических работах русских специалистов еще в XIX в. Так, в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона отмечалось, что безопасность в стране создается предупреждением опасностей [10, с. 304-305]. Следовательно, ни понять, ни обеспечить государственную безопасность невозможно без выявления опасностей и угроз, которые способны деформировать, подорвать, разрушить государственность.

При этом надо иметь в виду, что возмущающее воздействие на нее оказывают далеко не все напасти, которые могут обрушиться на страну. Исходя из особенностей угроз, русские специалисты еще в XIX в. отмечали: «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как обществу, так и государству, другие -непосредственно правительству, третьи - главным образом, отдельному гражданину. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству» [10, с. 304305].

Существует несколько источников угроз государственной безопасности России. Это, прежде всего, геополитические конкуренты, соперники, противники нашей страны, которые хотели бы овладеть и распоряжаться нашими ресурсами.

Не случайно уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро «объективно» встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения. Как говорит Д.О. Рогозин, надо ожидать, что в XXI веке будет идти не просто борьба за ресурсы, но борьба за наши ресурсы, за установление контроля над богатствами Сибири, Урала, Дальнего Востока [7]. Вполне очевидно, что в этой борьбе одним из объектов враждебных атак будет государство.

Это - сложная и внутренне противоречивая структура самого российского общества. Естественная борьба за власть, развертывающаяся между существующими в нем группами и течениями, в определенных случаях может приобрести деструктивный характер. В.В. Путин напомнил слова русского философа, правоведа П. Новгородцева, который ещё в начале прошлого века предупреждал: «Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле, то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а, смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией» [Цит. по: 6]. К этому следует добавить, по сути, антигосударвенническую ориентацию компрадорски ориентированной части российской элиты, а также сепаратистские устремления, мотивированные этническими, конфессиональными, экономическими соображениями.

Наконец, это криминал. Было время, когда организованные преступные сообщества пытались установить контроль над стратегическими отраслями экономики и жизнеобеспечения (топливно-энергетический комплекс, металлургия и др.). Обозначилось явное стремление лидеров криминальных формирований стать владельцами промышленных предприятий, банков, коммерческих структур. Тогда под давлением организованной преступности шел процесс криминализации власти. Впрочем, и в наши дни здесь не все обстоит благополучно. Так, в декабре 2011 г. В.В. Путин на встрече с руководителями своих региональных общественных приемных признал: «У нас вообще в целом по стране ситуация не самая простая с криминалом... Может, это не криминализация власти, но все-таки это та территория, где эти проблемы у нас еще, к сожалению, мягко говоря, далеки от решения, и там очень многое нужно сделать» [2]. В наши дни криминальным перерождением власти является коррупция.

В этих источниках их активностью формируются следующие угрозы национальной безопасности в сфере государственной безопасности: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Угрозы государственной безопасности становятся все более разнообразными. Поэтому обеспечение государственной безопасности предстает как комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

В интересах обеспечения государственной безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, определяются основные направления деятельности органов

государственной власти и управления, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Государственная безопасность достигается путем совместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз и в противодействии им. Для непосредственного выполнения специальных функций по обеспечению государственной безопасности в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки и др.).

Вся работа по обеспечению государственной безопасности развертывается на прочной правовой основе, которую составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению государственной безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности и осуществление других мероприятий.

Обеспечение государственной безопасности не может быть эффективным, если осуществляется по наитию или в порядке непосредственного и оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию. Оно предполагает заблаговременную проработку опережающих мер по выявлению и

прогнозированию факторов, могущих оказать неблагоприятное влияние на состояние или условия функционирования объекта безопасности, определению

путей и способов противодействия им.

* * *

1. Геополитика. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002.

2. Дарькин попал на прием к Путину (8 декабря 2011 г.) [Электронный ресурс] // Российское информационное агентство «ФедералПресс»: [сайт]. URL http://old.fedpress.ru/federal/polit/part/id_263838.html

3. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 [Электронный ресурс] // Совет безопасности Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www. serf. gov. ru/documents/1/111. html

4. Обретение будущего. Стратегия 2012. Конспект. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2011 // [Электронный ресурс] // Институт современного развития: [сайт]. URL: http://www.riocenter.ru/files/Finding_of_the_Future%20.Summary.pdf

5. Политическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 1999. Т. 1.

6. Путин В.В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс] // Путин2012: [сайт]. URL:// http://www.putin2012.ru/#article-4

7. Рогозин Д.О. Ждем помощи от военной науки и «оборонки». Без этого современные Вооруженные Силы создать не удастся// Военно-промышленный курьер. 2012. № 5 (422). 8 февр.

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Совет безопасности Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www. serf. gov. ru/documents/1 /99.html

9. Экономическая безопасность: энциклопедия / рук. проекта А.Г. Шаваев. М.: ИД «Правовое просвещение», 2001. 511 с.

10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона: в 86 т. СПб., 1890- 1907. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.