Научная статья на тему 'Историческое содержание системы государственной безопасности'

Историческое содержание системы государственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / STATE SAFETY / LEGAL NORMS / GOVERNANCE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарнага Владислав Вячеславович

В данной статье рассматривается становление и содержание системы государственной безопасности. Основное внимание в статье уделено правовым основам и нормам, а также механизмам управления государственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CONTENT OF STATE SECURITY SYSTEM

This article discusses the establishment and maintenance of public security. The main attention is paid to the legal framework and regulations, as well as mechanisms for the management of state security,

Текст научной работы на тему «Историческое содержание системы государственной безопасности»

УДК 90S (470)

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Владислав Вячеславович Гарнага

Курский государственный технический университет, г. Курск, Россия, аспирант кафедры отечественной истории и социально-культурного сервиса, e-mail: kafedra_IGiP@mail.ru

В данной статье рассматривается становление и содержание системы государственной безопасности. Основное внимание в статье уделено правовым основам и нормам, а также механизмам управления государственной безопасности

Ключевые слова: государственная безопасность; правовые нормы; механизмы управления.

В начале ХХ в. появился термин «национальная безопасность», который впервые был использован в послании президента США конгрессу в разделе об обосновании захвата зоны Панамского канала. В дальнейшем национальная безопасность стала трактоваться как способность страны сохранять территориальную целостность, суверенность, политические, экономические и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений.

Современное определение национальной безопасности дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [1].

Термин «государственная безопасность» получил распространение в советский период истории России. Он отражал состояние незыблемости политических и экономических основ государства и общества, неприкосновенности границ страны. Авторы данного понятия исходили из того, что в СССР интересы личности подчинены интересам общества и государства, поэтому обеспечение безопасности пролетарского государства должно содержать надежную защиту прав и интересов трудящихся, т. е. класса, которому принадлежит власть.

Любое покушение на государственные интересы преследовалось согласно закону более сурово, по сравнению с аналогичными действиями против личности. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «го-

сударственная безопасность» стало ярким признаком огосударствления общества.

В ХХ в. был выработан целый ряд определений безопасности в различных сферах:

- безопасность внешняя - состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета, неприкосновенности и обороноспособности от внешних угроз;

- безопасность внутренняя - состояние защищенности от негативных социальных процессов, сил и явлений, создающих опасность для функционирования государственной власти, гармоничного развития общества, самореализации личности, экологии;

- безопасность военная - способность государства и общества развиваться в условиях возникновения и разрешения военных конфликтов, угроз применения военной силы, развязывания военной агрессии;

- безопасность информационная - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере, т. е. в сфере деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации;

- безопасность культуры - состояние защищенности системы ценностей (идей, идеалов, традиций, норм поведения и т. д.), играющих ведущую роль в процессах формирования безопасности в целом;

- безопасность общественная - способность и возможность гражданского общества развиваться в условиях конфликтов, неопределенности, риска и реализация этой способности и возможности в реальной действительности;

- безопасность экономическая - способность экономики нормально функционировать и развиваться в неблагоприятных условиях;

- безопасность экологическая - сохранение и обеспечение для человека и общества здоровой окружающей среды;

- безопасность собственная - состояние защищенности правоохранительных органов, армии, органов власти и т. д. от противоправной деятельности спецслужб иностранных государств, организованных преступных формирований и отдельных лиц во всех ее формах, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохраняя работоспособность, оперативный и технический потенциал.

Если не принимать во внимание отдельные незначительные изменения, подобные подходы к определению понятия безопасности просуществовали вплоть до марта 1992 г.

С принятием 5 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности» [2] понятие «безопасность» стало трактоваться как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы включают совокупность потребностей, удовлетворение которых призвано обеспечить существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К числу основных объектов безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [2, ст. 1].

Впервые на законодательном уровне были закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации, определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за исполнением законов в их деятельности. Но главное заключалось в том, что личность, ее права и жизненно важные интересы были поставлены на первое место, а лишь затем следовали интересы общества и государства.

Субъектами безопасности, согласно закону, являются государство, граждане, общественные и иные организации и объедине-

ния. Основным субъектом, на которого возложено обеспечение безопасности в Российской Федерации, признается государство. Функции в этой области оно осуществляет через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность граждан на территории Российской Федерации; за ее пределами оно гарантирует им защиту и покровительство.

Для характеристики режима безопасности существенное значение имеет понятие угрозы безопасности, под которым понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности определяется реальной и потенциальной угрозой объектам безопасности, исходящей от внутренних и внешних источников.

Достижение безопасности обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В целях создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в России разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Непосредственное выполнение функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства возложено на государственные органы обеспечения безопасности, которые в соответствии с законом образуются в системе исполнительной власти.

Законом установлены принципы обеспечения безопасности. Ими являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Правовую основу обеспечения составляют: Конституция Российской Федерации, Закон «О безопасности», законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; международные договоры и соглашения, заключенные или принятые Российской Федерацией.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., употребляются термины «безопасность государства» и «государственная безопасность». В Основном законе страны отмечается, что одна из важных задач Президента Российской Федерации - принятие мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации. Принося присягу, вновь избранный Президент РФ клянется защищать безопасность и целостность государства (ст. 82, ч. 1) [3].

Правительство Российской Федерации обязано осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики страны (ст. 114. ч. 1, п. «д») [3, с. 51].

Безопасность государства представляет собой систему таких свойств государства, которые обеспечивают ему возможность для развития и процветания в условиях конфликтов, неопределенности и рисков [4]. Данные свойства охватывают все сферы жизнедеятельности государства: духовную, политическую, экономическую, военную, национальную, общественную, экологическую. Объектом безопасности государства является система ценностей, целей и интересов государства, которые отражают объективные потребности в духовном, политическом, социальном и экономическом развитии с сохранением экологического равновесия. К постоянным жизненно важным интересам государства относятся целостность территории и неприкосновенность границ, стабильность государственного и политического строя, суверенитет, гармоничное развитие общества, военная достаточность, возможности для всесторонней реализации личности.

В содержательном плане безопасность государства раскрывается через свойства составных элементов механизма государства (законодательная, исполнительная и судебная власть, вооруженные силы, правоохранительные органы, спецслужбы и т. д.), его

функций (внутренних и внешних) и их реализации в различных сферах, а также свойств процессов, обеспечивающих государству суверенитет, стабильность конституционного строя, территориальную целостность. Составными элементами безопасности государства являются военная, государственная, информационная, политическая, экономическая, общественная и экологическая безопасность.

Система обеспечения безопасности государства - важный элемент, посредством которого реализуется политика обеспечения безопасности государства. Безопасность государства формируется на основе функционирования этой системы, состоящей из следующих механизмов: механизма управления безопасностью и механизма самоорганизации в сфере безопасности.

Механизм управления безопасностью представляет собой систему государственных общественных структур, оказывающих властное управленческое воздействие на процессы в духовной, социальной и экологической сферах, для формирования способности и возможности государства развиваться в самых неблагоприятных условиях. Данный механизм состоит из трех подсистем:

1) подсистемы выявления и разрешения внутренних внешних конфликтов, которая предназначена для получения сигналов об угрозах безопасности;

2) подсистемы снижения неопределенности, состоящей из государственных и общественных структур, разрабатывающих концепции, стратегии, прогнозы и программы реализации политических и иных решений при возникновении угроз и опасностей в сфере обеспечения безопасности государства;

3) подсистемы использования риска, которая предназначена для оптимизации деятельности всех государственных и общественных организаций в условиях существующей неопределенности относительно угроз безопасности и их последствий.

Механизм самоорганизации обеспечивает концентрацию усилий на стимулировании развития внутренних процессов в обществе, обеспечивающих безопасность за счет системы духовных ценностей (культура, искусство, религия). Учитывая изложенное, можно утверждать, что понятие «безопасность государства» не тождественно понятию «государственная безопасность».

Безопасность государства более широкое понятие, предполагающее не только выявление, предупреждение и устранение угроз безопасности (что характерно для обеспечения государственной безопасности), а также противодействие их источникам, но и целенаправленную деятельность по обеспечению устойчивого развития государства, укреплению его экономического, политического, духовного, оборонного, научно-технического и тому подобного потенциала. Иными словами, безопасность государства связана с различного рода угрозами, выходящими за пределы государственной безопасности. Так, например, центробежные тенденции, обусловленные недостатками федеративного устройства государства, приведшие к распаду СССР, по своему содержанию были шире угроз государственной безопасности.

В отечественной традиции содержание понятия «государственная безопасность» помимо объекта непосредственной защиты дополнялось через характер угроз безопасности государства и их источники. Данные угрозы традиционно отождествлялись с разве -дывательной и иной подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, а также деятельностью заговорщиков, диверсантов, террористов, иных «враждебных существующему строю элементов».

Исходя из указанных ограничений, государственную безопасность следует рассматривать как состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц. В то же время государственная безопасность накладывает свой отпечаток на все другие виды безопасности, выделяя в них свой специфический объект.

За последние 10-15 лет в российской научной и специальной литературе, публикациях СМИ, художественных произведениях и фильмах понятие «национальная безопасность» фактически вытеснило понятие «государственная безопасность». Представляется, что причины подобного явления имеют скорее политический, нежели правовой характер. Для многих понятие «государственная безопасность» по-прежнему связано с

органами, обеспечивавшими ее в тоталитарном обществе, - НКВД, МГБ, КГБ, и неприемлемо для общества, построенного на демократических началах. Однако подобная подмена понятий породила проблемы не только теоретического и нравственного, но прежде всего, практического плана. Отказ от понятия «государственная безопасность» или подмена его более широким понятием «национальная безопасность» могут привести к расширению сферы деятельности специальных служб государства, наделения их несвойственными функциями. При этом теряется или отходит на второй план основная направленность их деятельности. Поэтому четкое определение содержания понятия «государственная безопасность» и ее места в структуре национальной безопасности имеет принципиальный характер.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности государством, выступающим в качестве основного субъекта обеспечения безопасности, разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности образуются государственные органы обеспечения безопасности, которые в Российской Федерации включают в себя: вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательств.

1.

2.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 янв.

О безопасности: закон Российской Федерации от 5.03.1992 г. № 2446-1 // ВВС. 1992. № 15. Ст. 799.

3. Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 34.

4. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Ростов н/Д, 2006. С. 7.

Поступила в редакцию 9.02.2011 г.

UDC 908 (470)

HISTORICAL CONTENT OF STATE SECURITY SYSTEM

Vladislav Vyacheslavovich Garnaga, Kursk State Technical University, Kursk, Russia, Post-graduate Student of Russian History and Socio-cultural Service Department, e-mail: kafedra_IGiP@mail.ru

This article discusses the establishment and maintenance of public security. The main attention is paid to the legal framework and regulations, as well as mechanisms for the management of state security,

Key words: state safety; legal norms; governance mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.