Научная статья на тему 'Генезис термина «Государственная безопасность»'

Генезис термина «Государственная безопасность» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1290
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / STATE SECURITY / NATIONAL SAFETY / SAFETY OF THE STATE / INTERNAL AND EXTERNAL THREATS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жарый А. К.

Статья посвящена исследованию концептуальных подходов к определению категории «государственная безопасность», по результатам которого выделяется и толкуется законодательный термин «государственная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF LEGISLATIVE TERM IS «STATE SECURITY»

The article is devoted to research of conceptual approaches to determination of category «state security», on results which is selected and is interpreted legislative term «state security».

Текст научной работы на тему «Генезис термина «Государственная безопасность»»

УДК 342.95:351

А.К. Жарый,

соискатель

при кафедре административного права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ГЕНЕЗИС ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Вопросами безопасности государства как крупномасштабной системы занимаются не один век как руководители государств и государственных образований, так и представители различных сфер практической деятельности и отраслей науки, прежде всего административной. Несмотря на некоторое ослабление внимания специалистов к изучению проблем по обеспечению безопасности государства, смещение акцентов в сторону современного и в определенной степени, так сказать, "модного" нынче термина «национальная безопасность» и путей ее обеспечения, считаем, что государственная безопасность в современных условиях, ее обеспечение требуют не просто внимания должного, а прежде всего усиленного со стороны как руководства государства, так и исследователей. Это объясняется тем, что как социально -политическое образование государство с помощью своих специальных органов способно разрешать задачи, связанные с обеспечением безопасности человека (гражданина), в частности, и общества в целом.

По мнению С. Васильева [1, с. 41-43], впервые в российской научной литературе категория "государственная безопасность" встречается в научных работах XIX в. Опасность может иметь как общий, так и конкретный смысл (значение). Однако такое различие не имеет резко обособленного признака, на основании которого можно было бы правильно разграничить и сгруппировать меры борьбы с обоими этими видами опасности. Например, предательство создает угрозу всей государственной безопасности, однако оно в то же время угрожает и безопасности частной; класс воров и мошенников совершает покушение на имущество лиц, однако развитие этого явления угрожает и всему государству. То же самое можно утверждать и о различие между опасностью общей и местной. К примеру, относительно эпидемий и эпизоотий (хотя бы и местных) нередко применяются меры не только местные, но и общегосударственные и даже международные. В этот период понятия "государственная безопасность", "безопасность Российской империи" /'безопасность царской России", "безопасность государства" по своему содержанию совпадают. В нашем государстве как до, так и после революции вследствие особенностей исторического развития общества и власти, понятие "государственная безопасность" всегда понималось гораздо шире - как безопасность всего общества.

Как отмечает этот же ученый, в советский период категория "государственная безопасность" была введена в апреле 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности, которому были переданы функции ОПТУ в результате его ликвидации. К тому времени указанное понятие отражало официальную точку зрения относительно приоритета интересов государства диктатуры пролетариата над интересами общества и человека. В 1936 г., после включения упомянутого термина в п. "и" ст. 14 гл. 2 Конституции СССР, он стал широко использоваться в государственных документах, актах и в правовой литературе (хотя и без раскрытия его сущности). Лишь в 50-х годах ХХ ст. в юридической специальной литературе появились попытки поглубже проанализировать категорию «государственная безопасность», но эти попытки имели бессистемный характер,

осуществлялись отдельными исследователями в закрытых научно-исследовательских и учебных заведениях КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба ВС СССР и других учреждениях.

К тому времени существовало несколько подходов к раскрытию исследуемого понятия. Одна группа специалистов рассматривала ее как состояние прочности и незыблемости государственного и общественного устройства страны, его территориальной целостности и независимости в определении внутренней и внешней политики. Другая часть этой же группы усматривала в содержании понятия "государственная безопасность" состояние защищенности государства от подрывной деятельности противника. Ими утверждалось, что государственная безопасность СССР - это защищенность основ общественного и государственного строя Советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому устройству сил, осуществляющих подрывную деятельность. Вторая группа исследователей раскрывала категорию «государственная безопасность» государством системы общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя. Третья видела в государственной безопасности способность страны противостоять враждебным силам и защищать интересы народа, доказывая, что это его способность противостоять враждебным силам, посягающим государство, и защищать интересы трудящихся в условиях общенародного государства [1, с. 41-43]. К изучению этой проблемы обращались такие ученые бывшего СССР, как Е.И. Борисоглебский, В. С. Тетерин, Ю. Я. Коршунов, Ю. Б. Долгополов, С.В. Володин, Ю.И. Авдеев, П. С. Коршиков, А. Н. Николаев [2, с. 113] и др.

В.Г. Пилипчук, анализируя научные издания советской эпохи, при исследовании эволюции взглядов правоведов и историков на понятие "государственная безопасность", прежде всего труды Высшей школы КГБ СССР, выделил следующие основные подходы к его толкованию:

- в основу его определения положены термин "состояние" (защищенности). Так, Л. Григорян утверждает, что государственная безопасность - это состояние незыблимости основ общественной и государственного строя; Ю. Булин, подчеркиваем, что это такое состояние государства, при котором обеспечена устойчивость его общественно-политического строя;

- фундамент дефиниции рассматриваемого понятия положено сочетание терминов "состояние" и "способность". Например, авторы контрразведывательного словаря (1972 г.) считали, что государственная безопасность - это состояние надежности и незыблемости общественного и государственного строя в условиях существования внутренних (в переходный период) и внешних враждебных сил, способность государства противостоять подрывной деятельности;

- категория «государственная безопасность» трактуется как система общественных отношений. В частности, М. Карпушин отмечал, что это регулятор взаимодействия сил ее охраны и обеспечения, источников угроз и среды. П. Коршиков сделал вывод, что государственная безопасность - это определенная система противоборства государства и противника, для которой характерна сравнительно высокая степень локализации действий противника и иных источников опасности. Ю. Долгополов считал, что эта система общественных отношений регулируется социальными нормами и обеспечивают незыблемость государственного и общественного строя, военного потенциала и суверенитета страны [9, с. 15].

Как видим из приведенных примеров, категория "государственная безопасность" сводится к 3 -м ее понятийным терминам - "состояние", "способность" и "система отношений».

В конце 90-х годов вследствие политико-экономических изменений в мире и в СССР, прекращения "холодной войны", противостояния между Западом и Востоком возникла необходимость в пересмотре концепции обеспечения безопасности СССР. Научные работы упомянутых ученых оказались вне закрытости, в указанной сфере инициируются открытые исследования. Так, в 1990 г. под руководством академика Ю. Рыжова была осуществлена первая попытка разработать концепцию безопасности СССР в условиях новой геополитической ситуации. В апреле 1990 г. был организован Фонд национальной и международной безопасности. Его президентом стал Л. Шершнев, активно участвовавший в разработке теоретических и научно-практических проблем безопасности. Начала работать секция "Геополитика и безопасность" Академии естественных наук (Председатель секции - В. Пирумова), на базе которой сегодня в России функционирует Центр исследований геополитики и безопасности АПН РФ. Принятый в марте 1992 г. Федеральный Закон "О безопасности" способствовал проявлению более широкого интереса политических, научных и общественных кругов к данной проблеме [Цит. по: 1, с. 41-43].

Таким образом, первые научные наработки по государственной безопасности, заложенные в бывшем СССР, получили развитие на постсоветском пространстве, прежде всего в Российской Федерации. Как отмечает И. Жинкин, толкование понятия "безопасность государства" в официальных изданиях РФ появилось недавно в Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил РФ, где говорится, что национальная безопасность государства - состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других сферах [Цит. по: 1, с. 42].

С. Васильев, исследуя категорию "безопасность государства", исходит из того, что понятие "национальная безопасность", "безопасность страны" и "безопасность государства" являются синонимами, государство же он рассматривает не как совокупность аппаратов управления и подавления, а как субъект международного права. Понимая безопасность страны как систему общественных отношений, ученый выделяет в ней проблемы политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают видами безопасности страны. По его мнению, государство - это единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем, - политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей - материальных и духовных. Именно эти противоречия (точнее, некоторые из них) в случае их обострения приводят к формированию источников опасности не только (и даже не столько) для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, суммы жизненных интересов социума. Поэтому, считает специалист, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития противоречий, эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, общество, и государство вынуждены и обязаны классифицировать эти отношения как одинтипичные, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития и поддающиеся системному и проблемному анализу. Отсюда, убеждает С. Васильев, возникает острая необходимость дифференциации всей суммы отношений в сфере безопасности на определенные виды.

В Украине термин "безопасность" был введен в Конституцию (Основной Закон) Украинской РСР 1978 [3, ст. 268], в которую в 1990 г. специальным Законом [12, ст. 606] были внесены изменения. Так, в ч. 2 ст. 7 Основного Закона отмечалось, что не допускается создание и деятельность партий, других общественных организаций и движений, ставящих целью изменение путем насилия конституционного строя и в любой противозаконной форме территориальной целостности государства, а также подрыв его безопасности". Как видно из приведенного, Закон оперирует понятием" безопасность государства ". В ст. 30

упомянутой Конституции, где определяются обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности, законодатель употребляет уже понятие "безопасность страны", а в ст. 49 -"государственная безопасность".

В 1992 г. Законами Украины [См..: 10, ст. 271; 11, ст. 671] были внесены дополнения в эту Конституцию, которыми вводилась категория "национальная безопасность", что предусматривалось положениями Концепции новой Конституции Украины [13, ст. 466] и Концепции обороны и строительства Вооруженных Сил Украины [14, ст. 729], одобренных Верховной Радой Украинской РСР.

Но применение указанных терминов не означало раскрытия их содержания и предоставления их дефиниции. Даже принятие в 1992 г. Закона "О Службе безопасности Украины" [16, ст. 382] не способствовало легальному определению категории "государственная безопасность", как и иных упомянутых терминов. В ч. 1 ст. 1 этого Закона лишь отмечалось, что Служба безопасности Украины - это государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность страны. Только положения ст. 2 указанного Закона, в которой определялись задачи Службы (на Службу безопасности Украины возлагается в пределах определенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц), в дальнейшем принимались исследователями за основу в попытках сформулировать дефиницию понятия "государственная безопасность". Косвенно трактовка безопасности государства была наведена только в разд. 1 Концепции (основы государственной политики) национальной безопасности Украины [15, ст. 85], где отмечалось, что одним из главных объектов национальной безопасности является государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность границ. Однако ни законодательного, ни общепризнанного научного толкования термина "государственная безопасность" ранее, по нашему мнению, не существует.

В начале этого века в различных научных изданиях были попытки дать определение понятия "государственная безопасность". Так, в одном из комментариев к Уголовному кодексу Украины [4, с. 16] указывается, что государственная безопасность Украины - это состояние защищенности фундаментальных устоев общества, государственных институтов, необходимых для выполнения государством своих функций по управлению общезначимыми делами общества. В другом комментарии к Уголовному кодексу Украины [5, с. 111] эта категория трактуется как состояние защищенности государственной власти, суверенитета, территориальной целостности, обороноспособности, спокойствия людей (народа), общественного согласия, окружающей среды, национального и религиозного равенства. В комментарии к Уголовному кодексу Украины под редакцией М. Мельника и М. Хавронюка [6, с. 175] государственная безопасность определена как защищенность государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Украины, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, государственной тайны, правопорядка, государственных границ, жизненно важной инфраструктуры и населения от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, а также от террористических и иных особо опасных посягательств со стороны преступных организаций, групп или лиц.

С точки зрения С.Г. Гордиенко [2, с. 118], перспективной является идея интерпретации категории "государственная безопасность" посредством термина "отношения". Этой точкой зрения он поддерживает

подходы к данному вопросу В.П. Ерошина, Б.С. Тетерина, Ю.Б. Долгополова и других специалистов. Сам же ученый придерживается мнения, что понятия "государственная безопасность" и "безопасность государства" по их семантической эквивалентности не являются тождественными. Им приводится следующее определение понятия "безопасность государства": это способность системы общественных отношений (в политической, экономической, военной, научно-технической и иных важных сферах деятельности общества), непосредственно связанная с оптимальным функционированием ее институтов (прежде всего государственной власти) в обществе и за его пределами, способна обеспечить безопасность государства, общества и отдельной личности за относительно конкретного баланса их жизненно важных интересов.

Используя формально-логический подход, С. Г. Гордиенко предлагает следующую дефиницию категории "государственная безопасность": это форма (разновидность) безопасности национальной, предусматривающая возможность государства обеспечивать стабильное функционирование государственных и общественных учреждений, а также состояние их защищенности от потенциальных и реальных угроз. Именно при таких, по его убеждению, условиях безопасности государства присущи отдельные признаки безопасности национальной, а понятие "государственная безопасность" отражает достаточно сложное, и многоаспектное общественно-политическое явление, охватывающее ряд элементов и, отражает прежде всего безопасность государства как организации политической власти, а уже потом -опосредованно - и безопасность общества в целом и каждого ее гражданина, в частности. Главной целью системы обеспечения государственной безопасности, по мнению правоведа, является защита указанных выше отношений и государственных институтов от внутренних и внешних угроз.

С. Г. Гордиенко утверждает, что категория "государственная безопасность" сейчас автоматически подменяется другой - "безопасность государства", которая является более конкретной и точной по сравнению с первой. Он выводит следующую систему квалификации понятий, к которым относится термин "безопасность": "национальная безопасность", "безопасность государства", "государственная безопасность", "военная безопасность", "политическая безопасность", "экономическая безопасность" и др.

Как отмечает В.Г. Пилипчук [9, с. 18], заслуживают на поддержку выводы некоторых ученых, в частности, С. Володина, А. Николаева, А. Опалева и других, о том, что понятие "безопасность государства" и "государственная безопасность" не тождественны. Исследователь соглашается с точкой зрения A.B. Опалева, что категорию «безопасность государства» необходимо рассматривать в сочетании с такими, как «безопасность личности» и «безопасность общества» [8, с. 4]. Разделяет он также мнение А. Николаева, что государственную, военную, экономическую и общественную безопасность можно считать составляющими общего понятие "безопасность страны (государства)" [18, с. 153]. Заслуживают внимания, продолжает В.Г. Пилипчук также выводы российского ученого С. Гончарова, что под безопасностью страны (национальной безопасностью) понимается защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие общества по конкретным историческим и природным условиям от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия. Именно такой подход - изучение рождающихся и исчезающих противоречий дает возможность своевременно вносить изменения в законодательство в зависимости от появления или прекращения угроз. При таком подходе понятия "безопасность страны (государства)" и "национальная безопасность" являются тождественными. По убеждению В.Г. Пилипчука, эта позиция является оптимальной, поскольку снимает некоторые теоретические противоречия. Именно такой подход взят за основу при определении безопасности Российской Федерации [17, с. 80].

Аналогичного взгляда относительно нетождественности рассматриваемых понятий придерживается и А.А. Гребенюк [7, с. 2], который утверждает, что "безопасность государства" - более широкое понятие по сравнению категорией "государственная безопасность". А это предполагает не только выявление, предупреждение и устранение угрозы безопасности (что характерно для обеспечения государственной безопасности), противодействие их источникам, но и целенаправленную деятельность по обеспечению устойчивого развития государства, укреплению его экономического, политического, духовного, оборонного и научно-технического потенциала. Иными словами, отмечает он, безопасность государства связана с различного рода угрозами, выходящими за пределы государственной безопасности. Ссылаясь на отечественный традиционный взгляд, что содержание понятия "государственная безопасность" (кроме объекта непосредственной защиты) дополняется характером угроз и их источников в понятии "безопасность государства", которые, как правило, являются тождественными разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также заговорщиков, диверсантов, террористов и иных "враждебных существующему строю элементов", А.А. Гребенюк приводит следующее толкование понятия "государственная безопасность". Это состояние защищенности основ (фундамента) конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных группировок, объединений и отдельных лиц.

Опираясь на приведенные соображения, считаем возможным утверждать, что проблематика относительно генезиса понятия «государственная безопасность» требует дальнейших научных исследований в намеченном направлении.

Список литературы: 1. Васильєв С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. - 1999. - № 3. - С. 4143. 2. Гордієнко С.Г. Сутність та зміст поняття «державна безпека» // Стратегічна панорама. - 2003. - N° 2. - С. 114-120. 3. Конституція (Основний Закон) Української РСР від 20. 04. 1978 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1978. - № 18. - С. 268. 4. Науково-практичний коментар до Кримінального кодексу України: Основ. ч. / За заг. ред. М.О. Потебенька, В.Г. Гончаренка. - К.: Форум, 2001. - 942 с. 5. Науково-практичний коментар до Кримінального кодексу України. - 2-е вид., перероб. та доп. / Відп. ред. Яценко С.С. - К.: Вид-во «А.С.К.», 2002. - 936 с. 6. Науково-практичний коментар до Кримінального кодексу України. - 3-тє вид., перероб. та доп. / За ред. М./. Мельника, М.І. Хавронюка. - К.: Атіка, 2005. - 1064 с. 7. О безопасности: Закон РФ // Рос. газ. - 1992. - 6 мая. - С. 2. 8. Опалев А.В. О некоторых базовых категориях теории обеспечения национальной безопасности // Вест. Рос. акад. естеств. наук. - 2004. - № 3. - С. 3-7.

9. Пилипчук В.Г. Еволюція наукових поглядів стосовно поняття «державна безпека» // Стратегічна панорама. - 2006. - № 2. - С. 17-20.

10. Про внесення змін і доповнень до Конституції (Основного Закону) України: Закон України від 14. 02. 1992 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. - № 20. - Ст. 271. 11. Про внесення змін і доповнень до статей 104, 1145 і 1149 Конституції (Основного Закону) України: Закон України від 27.10. 1992 р. // Відом. Верх. Ради України. - 1992. - № 49. - Ст. 671. 12. Про зміни і доповнення Конституції (Основного Закону) Української РСР: Закон УРСР від 24.10. 1990 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1990. - № 20. - Ст. 606. 13. Про Концепцію нової Конституції України: Пост. Верхов. Ради УРСР від 19 .06. 1991 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1991. - № 35. - С. 466. 14. Про Концепцію оборони та будівництва Збройних Сил України: Пост. Верхов. Ради УРСР від 11. 10. 1991 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1991. - № 51. - Ст. 729. 15. Про Концепцію (Основи державної політики) національної безпеки України: Пост. Верхов. Ради України від 16.01.1997 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1997. - № 10. - Ст. 85. 16. Про Службу безпеки України: Закон України від 25. 03. 1992 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. - № 27. - Ст. 382. 17. Психологія контррозвідувальної діяльності як новий напрям розвитку психології оперативно-розшукової діяльності в СБ України // Безпека держави - безпека народу: Матер. наук.-практ. конф. (16. бер. 2007 р.). - Х.: Ін-т підготовки слідчих кадрів для Служби безпеки України у складі НЮАУ, 2007. - С. 79-91. 18. Труды Высшей школы КГБ СССР. - 1987. - № 39. - С. 151-154.

ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Жарый А.К.

Статья посвящена исследованию концептуальных подходов к определению категории «государственная безопасность», по результатам которого выделяется и толкуется законодательный термин «государственная безопасность».

Ключевые слова: государственная безопасность, национальная безопасность, безопасность государства,

внутренние и внешние угрозы.

GENESIS OF LEGISLATIVE TERM IS «STATE SECURITY»

Dgaryj A.K.

The article is devoted to research of conceptual approaches to determination of category «state security», on results which is selected and is interpreted legislative term «state security».

Key words: state security, national safety, safety of the state, internal and external threats.

Поступила вредпкцию 22.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.