ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗА - ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ
Михаил Федорович Носков
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, доктор технических наук, тел. (39042)34-061
Елена Юрьевна Затеева
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, кандидат технических наук, директор, тел. (39042)34-061
Оксана Валериевна Богданова
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, аспирант, тел. (39042)34-061
Маргарита Александровна Шалагина
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, магистрант, тел. (39042)34-061
В статье приведены итоги государственной аккредитации филиала, обозначена стратегия развития на ближайшие несколько лет.
Ключевые слова: аккредитация, стратегия развития.
STATE ACCREDITATION OF HIGHER SCHOOL AS A BASIS FOR TRAINING NEW FORMATION SPECIALISTS
Mikhail F. Noskov
Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Ph. D., tel. (39042)34-061 Elena Y. Zateyeva
Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Ph. D., director, tel. (39042)34-061
Oksana V. Bogdanova
Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Post-graduate student, tel. (39042)34-061
Margarita A. Shalagina
Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Post-graduate student, tel. (39042)34-061
124
Профессиональное образование
The results of the state accreditation of the university branch are presented. The development strategy for the near future is offered.
Key words: accreditation, development strategy.
В период с 6 мая 2013 г. по 8 мая 2013 г. в ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», в Саяно-Шушенском филиале (СШФ СФУ) работала комиссия Россакредагентства по аккредитационной экспертизе этого филиала.
Филиалом были представлены к аккредитационной экспертизе основная образовательная программа (ООП) по бакалавриату. Обязательным условием для представления ООП к аккредици-онной экспертизе являлось наличие выпускников в текущем году. При подготовке филиала к аккредитации был использован опыт различных вузов, в том числе Сибирской государственной геодезической академии (г. Новосибирск) [1-15], что связано с работой в Саяно-Шушенском филиале СФУ доктора технических наук, профессора Михаила Федоровича Носкова.
Все эксперты в своих заключениях отметили, что содержание и качество представленной к аккредитации образовательной программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Председатель комиссии в своем заключении особо указал, что СШФ СФУ по значениям аккредитационных показателей соответствует виду «филиал университета».
Отметим, что ввиду принятия 29 декабря 2012 г. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», отменяющего деление вузов на виды «университет», «академия» и «институт», наш вуз был заявлен на государственную аккредитацию с действующим статусом. Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассмотрела результаты работы аккредитационной комиссии и рекомендовала СШФ СФУ к государственной аккредитации. Приказом Рособрнадзора ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Саяно-Шушенский филиал официально признан прошедшим государственную аккредитацию с установлением статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» по укрупненной группе направления подготовки, к которой относится заявленная для государственной аккредитации основная
125
Профессиональное образование
профессиональная образовательная программа (с учетом уровня образования присваиваемой квалификации (степени)). Таким образом, большая подготовительная работа коллектива филиала по подготовке к государственной аккредитации успешно завершена.
Заявлена и аккредитована одна образовательная программа.
По указанным программам подтверждено наличие контингента обучающихся на выпускном курсе (таблица).
Таблица
Количество обучающихся для образовательной программы 140200.62 «Электроэнергетика»
Контингент
№ Наименование Код (очное; очно-заочное; заочное; экстернат)
п/п направления, специальности специальности по ОКСО 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
курс курс курс курс курс курс курс
1 Электроэнергетика 140200.62 0 0 0 9 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0
0 0 14 21 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0
2 Электроэнергетика и электротехника 140400.62 87 105
Аккредитация по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки означает, в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ, что в нее включаются все образовательные программы вуза, по которым в настоящее время ведется подготовка и осуществлен выпуск бакалавров в 2013 г.
Успешно завершившаяся государственная аккредитация Саяно-Шушенского филиала СФУ подвела еще одну черту под предыдущим периодом деятельности филиала и дала начало следующему периоду деятельности.
Концепция развития СШФ СФУ была представлена директором на собрании трудового коллектива, а также на научно-методической конференции.
Стратегической целью программы развития филиала является создание многопрофильного конкурентоспособного научно-образовательного и производственного комплекса, способного реализовать на современном уровне широкий спектр образовательных программ всех уровней, прикладных и фундаментальных научных исследований, ориентированных на подготовку специалистов мирового уровня, способных решать задачи социально-экономического развития по перспективным направлениям науки и техники.
126
Профессиональное образование
Важнейшие условия реализации главной цели - развитие лучших традиций филиала, использование опыта его заслуженных представителей, сохранение преемственности, а также развитие научного и творческого потенциала коллектива филиала.
Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:
- создание современного научно-образовательного и производственного комплекса - инновационного филиала университета как кластера инновационных знаний - приоритетная задача развития филиала;
- профессиональная подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства;
- развитие научной и инновационной деятельности, обеспечивающей эффективный трансферт технологий и интеллектуальных результатов, а также коммерциализацию наукоемкой продукции в перспективных направлениях техники и технологий;
- повышение конкурентоспособности вуза на внутрироссийском и международном уровне;
- совершенствование системы обеспечения качества результатов основной деятельности вуза;
- развитие и совершенствование академической инфраструктуры и технической оснащенности научно-образовательного комплекса для проведения научных исследований и подготовки кадров мирового уровня;
- диверсификация источников формирования бюджета, активный фандрайзинг и совершенствование системы управления и программно-целевого планирования, совершенствование системы оплаты труда и мотивация преподавателей и сотрудников;
- укрепление взаимосвязи между всеми участниками инновационной деятельности филиала и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых знаний и технологий в энергетике и социальной сфере региона и страны;
127
Профессиональное образование
- дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру, укрепление и развитие филиала;
- завершение работы по созданию и внедрению в учебный процесс единого информационного образовательного пространства филиала - основы дистанционного образования, разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных программ;
- расширение спектра образовательных услуг за счет программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для организаций, предприятий с использованием опережающих знаний в профильных направлениях деятельности филиала;
- создание современной инфраструктуры стратегического партнерства с вузами, академической наукой, органами власти, бизнес-структурами и зарубежными партнерами.
На 2015 г. планируется аккредитация образовательной программы 270800.62 «Строительство». В данное время СШФ СФУ успешно ведет подготовку бакалавров по данному направлению, профилю «Гидротехническое строительство».
В 2013 г., в целях оптимизации деятельности филиала, была открыта магистратура по направлениям «Строительство» и «Электроэнергетика».
В целях повышения качества образовательного процесса, реализации индивидуальной траектории студента внедряются новые электронные технологии в учебный процесс. Разрабатываются и внедряются дистанционные технологии для заочной формы обучения. Для интенсификации процесса обучения используются современные образовательные технологии: кейсов, тренажеров, коммуникативных ресурсов, онлайн-тестирования.
Также в целях повышения качества учебного процесса к преподаванию в СШФ СФУ привлекаются наиболее квалифицированные преподаватели других вузов Сибири и Москвы. В частности, к преподаванию курсов «Общая физика», «Специальные главы физики», «Теоретические основы электротехники» на постоянной основе приглашен доктор технических наук Михаил Федорович Носков, имеющий внушительный список опубликованных научных работ [16-27].
В перечне мероприятий и проектов, необходимых для реализации стратегии развития Саяно-Шушенского филиала СФУ, особое место отведено тесному взаимодействию с реальным сектором экономики и научными подразделениями СО РАН, СО РАСХН и т. д. Это позволит не только сформировать профессиональные компетенции для подготовки специалистов новой формации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но и наладить деловые контакты и получить возможность участия в решении актуальных производственных и научных задач.
В 2010 г. был заключен договор о сотрудничестве между Сибирским федеральным университетом и стратегическим партнером-работодателем, одним из крупнейших российских энергетических холдингов - ОАО РусГидро. В дого-
128
Профессиональное образование
воре было определено особое значение Саяно-Шушенского филиала СФУ как основного центра для подготовки профильных специалистов в гидроэнергетической отрасли.
СШФ СФУ ежегодно производит набор студентов на места, финансируемые из федерального бюджета и на условиях договора с полным возмещением затрат на обучение. Юноши на период учебы по очной форме обучения освобождаются от прохождения службы в армии. Иногородние студенты обеспечиваются комфортабельным, современным общежитием. Выпускникам предоставляется работа на действующих и строящихся гидроэлектростанциях РФ, особенно наши специалисты востребованы в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Добро пожаловать в Саяно-Шушенский филиал СФУ!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии / А. П. Карпик, В. А. Ащеулов, С. М. Горбенко, А. К. Синякин // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2 (18). - С. 125-132.
2. Карпик А. П. Основные принципы формирования современного инновационного университета // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.) - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 3.
3. Карпик А. П. Программа стратегического развития академии - основа подготовки элитных специалистов для реального сектора экономики // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 1. -С. 3-6.
4. «Электронный университет» - основа современного управления учебно-
образовательным процессом / А. П. Карпик, С. В. Середович, Т. Ю. Бугакова, О. В. Твердов-ский // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 1. - С. 12-21.
5. Ащеулов В. А., Шабурова А. В., Середович С. В. Внедрение системы комплексной оценки качества образования в вузе // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 11-12.
6. Ащеулов В. А., Рязанцева И. В. Итоги приема - 2012 г. в СГГА - ориентир на качественного абитуриента // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3 (19). - С. 129-133.
7. Федорова Л. А., Алексеева З. Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 267-272.
8. Мороз О. Н. Организационные формы обучения в системе непрерывного образования // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 2. - С. 151-155.
9. Рязанцева И. В. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профессии - залог повышения качества подготовки квалификационных специали-
129
Профессиональное образование
стов // Актуальные вопросы модернизации высшего образования: сб. материалов регион. на-уч.-метод. конф. ( Новосибирск, 11-12 февраля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.
10. Нитяго И. В. Молодой специалист и его место на рынке труда // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 13 сентября 2012 г.) - Новосибирск: СГГА, 2012.
11. Самойлюк Т. А. Профессиональное развитие кадров в современных условиях // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. ( Новосибирск, 13 сентября 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012.
12. Рязанцева И. В. Организация и планирование воспроизводства конкурентноспособных специалистов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. -С.178-184.
13. Веселков А. В., Головатых О. К. Интеграция процессов профессиональноличностного качественно образовательного специалиста // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 3.
14. Шестакова А. В. Адапционные возможности студентов младших курсов в условиях модернизации образования // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 6. - С. 308-309.
15. Шабурова А. В., Рязанцева И. В. Интеграция взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в системе непрерывного образования как фактор повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.
16. Кузнецов М. М., Носков М. Ф. Двухлучевой интерферометр повышенной чувствительности для регистрации сверхмалых подвижек тектонических плит // Изв. вузов. Горный журнал. - 2007. - № 4. - С. 58-61.
17. Носков М. Ф. Повышение чувствительности интерференционных измерений путем нелинейной фоторегистрации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.: МИИГАиК, 1986.
18. Носков М. Ф. Повышение чувствительности оптико-физических измерений путем нелинейной обработки изображений: дис. на соискание ученой степени д-ра техн. наук. -Новосибирск: СГГА, 2007.
19. Скоков И. В., Носков М. Ф. Нелинейная фоторегистрация двухлучевых интерференционных картин // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. - 1984. - № 1. -С. 32-38.
20. Кондратьев А. И., Носков М. Ф., Рахманов В. Ф. Выделение экстремумов интерференционных полос при фотографической регистрации // Приборы и техника эксперимента. -1983. - № 2. - С. 218.
21. Носков М. Ф. Оптимизация режимов фоторегистрации интерференционных картин // Приборы и техника эксперимента. - 1985. - № 5. - С. 214.
22. Носков М. Ф. Повышение чувствительности оптико-физических измерений путем нелинейной обработки изображений: автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра техн. наук. - Новосибирск: СГГА, 2007.
130
Профессиональное образование
23. Kondratev A. I., Noskov M. F., Rakhmanov V. F. Separation of the exstrema of interference bands by photographic recording. Instruments and Experimental Reviev. 1983. V. 26, № 2. P. 481-482.
24. Noskov M. F., Skokov I. V. Nonlinear photographic recording of double beam interference patterns. Ind.Lab. Reviev. 1984. № 50(1). P. 42-46.
25. Noskov M. F. Optimisation of photographic recording of interference patterns. Instruments and Experimental Reviev. 1983. V. 28, № 5. P.1226-1228.
26. Носков М. Ф., Шлишевский В. Б. Псевдоцветовой окуляр для приборов ночного видения // Изв. вузов. Приборостроение. - 2009. - № 6. - С. 39-43.
27. К выбору путей программируемой обработки сложных несферических поверхностей / М. Ф. Носков, Н. К. Соснова, А. Н. Соснов, Е. Е. Трифонов // Изв. вузов. Приборо-
строение. - 1996. - № 2. - С. 103-107.
Получено 18.04.2014
© М. Ф. Носков, Е. Ю. Затеева, О. В. Богданова, М. А. Шалагина, 2014
131