Научная статья на тему 'Государственная аккредитация вуза - основа для подготовки специалистов новой формации'

Государственная аккредитация вуза - основа для подготовки специалистов новой формации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носков Михаил Федорович, Затеева Елена Юрьевна, Богданова Оксана Валериевна, Шалагина Маргарита Александровна

В статье приведены итоги государственной аккредитации филиала, обозначена стратегия развития на ближайшие несколько лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носков Михаил Федорович, Затеева Елена Юрьевна, Богданова Оксана Валериевна, Шалагина Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ACCREDITATION OF HIGHER SCHOOL AS A BASIS FOR TRAINING NEW FORMATION SPECIALISTS

The results of the state accreditation of the university branch are presented. The development strategy for the near future is offered.

Текст научной работы на тему «Государственная аккредитация вуза - основа для подготовки специалистов новой формации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗА - ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

Михаил Федорович Носков

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, доктор технических наук, тел. (39042)34-061

Елена Юрьевна Затеева

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, кандидат технических наук, директор, тел. (39042)34-061

Оксана Валериевна Богданова

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, аспирант, тел. (39042)34-061

Маргарита Александровна Шалагина

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 655619, Россия, Республика Хакасия, р.п. Черемушки, д. 46, магистрант, тел. (39042)34-061

В статье приведены итоги государственной аккредитации филиала, обозначена стратегия развития на ближайшие несколько лет.

Ключевые слова: аккредитация, стратегия развития.

STATE ACCREDITATION OF HIGHER SCHOOL AS A BASIS FOR TRAINING NEW FORMATION SPECIALISTS

Mikhail F. Noskov

Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Ph. D., tel. (39042)34-061 Elena Y. Zateyeva

Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Ph. D., director, tel. (39042)34-061

Oksana V. Bogdanova

Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Post-graduate student, tel. (39042)34-061

Margarita A. Shalagina

Siberian Federal University, 655619, Russia, Khakassia, 46 Cheremushki, Post-graduate student, tel. (39042)34-061

124

Профессиональное образование

The results of the state accreditation of the university branch are presented. The development strategy for the near future is offered.

Key words: accreditation, development strategy.

В период с 6 мая 2013 г. по 8 мая 2013 г. в ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», в Саяно-Шушенском филиале (СШФ СФУ) работала комиссия Россакредагентства по аккредитационной экспертизе этого филиала.

Филиалом были представлены к аккредитационной экспертизе основная образовательная программа (ООП) по бакалавриату. Обязательным условием для представления ООП к аккредици-онной экспертизе являлось наличие выпускников в текущем году. При подготовке филиала к аккредитации был использован опыт различных вузов, в том числе Сибирской государственной геодезической академии (г. Новосибирск) [1-15], что связано с работой в Саяно-Шушенском филиале СФУ доктора технических наук, профессора Михаила Федоровича Носкова.

Все эксперты в своих заключениях отметили, что содержание и качество представленной к аккредитации образовательной программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Председатель комиссии в своем заключении особо указал, что СШФ СФУ по значениям аккредитационных показателей соответствует виду «филиал университета».

Отметим, что ввиду принятия 29 декабря 2012 г. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», отменяющего деление вузов на виды «университет», «академия» и «институт», наш вуз был заявлен на государственную аккредитацию с действующим статусом. Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассмотрела результаты работы аккредитационной комиссии и рекомендовала СШФ СФУ к государственной аккредитации. Приказом Рособрнадзора ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Саяно-Шушенский филиал официально признан прошедшим государственную аккредитацию с установлением статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» по укрупненной группе направления подготовки, к которой относится заявленная для государственной аккредитации основная

125

Профессиональное образование

профессиональная образовательная программа (с учетом уровня образования присваиваемой квалификации (степени)). Таким образом, большая подготовительная работа коллектива филиала по подготовке к государственной аккредитации успешно завершена.

Заявлена и аккредитована одна образовательная программа.

По указанным программам подтверждено наличие контингента обучающихся на выпускном курсе (таблица).

Таблица

Количество обучающихся для образовательной программы 140200.62 «Электроэнергетика»

Контингент

№ Наименование Код (очное; очно-заочное; заочное; экстернат)

п/п направления, специальности специальности по ОКСО 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й

курс курс курс курс курс курс курс

1 Электроэнергетика 140200.62 0 0 0 9 0 0 0

0 0 0 0 0 0 0

0 0 14 21 0 0 0

0 0 0 0 0 0 0

2 Электроэнергетика и электротехника 140400.62 87 105

Аккредитация по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки означает, в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ, что в нее включаются все образовательные программы вуза, по которым в настоящее время ведется подготовка и осуществлен выпуск бакалавров в 2013 г.

Успешно завершившаяся государственная аккредитация Саяно-Шушенского филиала СФУ подвела еще одну черту под предыдущим периодом деятельности филиала и дала начало следующему периоду деятельности.

Концепция развития СШФ СФУ была представлена директором на собрании трудового коллектива, а также на научно-методической конференции.

Стратегической целью программы развития филиала является создание многопрофильного конкурентоспособного научно-образовательного и производственного комплекса, способного реализовать на современном уровне широкий спектр образовательных программ всех уровней, прикладных и фундаментальных научных исследований, ориентированных на подготовку специалистов мирового уровня, способных решать задачи социально-экономического развития по перспективным направлениям науки и техники.

126

Профессиональное образование

Важнейшие условия реализации главной цели - развитие лучших традиций филиала, использование опыта его заслуженных представителей, сохранение преемственности, а также развитие научного и творческого потенциала коллектива филиала.

Для достижения главной цели предстоит решить следующие задачи:

- создание современного научно-образовательного и производственного комплекса - инновационного филиала университета как кластера инновационных знаний - приоритетная задача развития филиала;

- профессиональная подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства;

- развитие научной и инновационной деятельности, обеспечивающей эффективный трансферт технологий и интеллектуальных результатов, а также коммерциализацию наукоемкой продукции в перспективных направлениях техники и технологий;

- повышение конкурентоспособности вуза на внутрироссийском и международном уровне;

- совершенствование системы обеспечения качества результатов основной деятельности вуза;

- развитие и совершенствование академической инфраструктуры и технической оснащенности научно-образовательного комплекса для проведения научных исследований и подготовки кадров мирового уровня;

- диверсификация источников формирования бюджета, активный фандрайзинг и совершенствование системы управления и программно-целевого планирования, совершенствование системы оплаты труда и мотивация преподавателей и сотрудников;

- укрепление взаимосвязи между всеми участниками инновационной деятельности филиала и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых знаний и технологий в энергетике и социальной сфере региона и страны;

127

Профессиональное образование

- дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру, укрепление и развитие филиала;

- завершение работы по созданию и внедрению в учебный процесс единого информационного образовательного пространства филиала - основы дистанционного образования, разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных программ;

- расширение спектра образовательных услуг за счет программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для организаций, предприятий с использованием опережающих знаний в профильных направлениях деятельности филиала;

- создание современной инфраструктуры стратегического партнерства с вузами, академической наукой, органами власти, бизнес-структурами и зарубежными партнерами.

На 2015 г. планируется аккредитация образовательной программы 270800.62 «Строительство». В данное время СШФ СФУ успешно ведет подготовку бакалавров по данному направлению, профилю «Гидротехническое строительство».

В 2013 г., в целях оптимизации деятельности филиала, была открыта магистратура по направлениям «Строительство» и «Электроэнергетика».

В целях повышения качества образовательного процесса, реализации индивидуальной траектории студента внедряются новые электронные технологии в учебный процесс. Разрабатываются и внедряются дистанционные технологии для заочной формы обучения. Для интенсификации процесса обучения используются современные образовательные технологии: кейсов, тренажеров, коммуникативных ресурсов, онлайн-тестирования.

Также в целях повышения качества учебного процесса к преподаванию в СШФ СФУ привлекаются наиболее квалифицированные преподаватели других вузов Сибири и Москвы. В частности, к преподаванию курсов «Общая физика», «Специальные главы физики», «Теоретические основы электротехники» на постоянной основе приглашен доктор технических наук Михаил Федорович Носков, имеющий внушительный список опубликованных научных работ [16-27].

В перечне мероприятий и проектов, необходимых для реализации стратегии развития Саяно-Шушенского филиала СФУ, особое место отведено тесному взаимодействию с реальным сектором экономики и научными подразделениями СО РАН, СО РАСХН и т. д. Это позволит не только сформировать профессиональные компетенции для подготовки специалистов новой формации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но и наладить деловые контакты и получить возможность участия в решении актуальных производственных и научных задач.

В 2010 г. был заключен договор о сотрудничестве между Сибирским федеральным университетом и стратегическим партнером-работодателем, одним из крупнейших российских энергетических холдингов - ОАО РусГидро. В дого-

128

Профессиональное образование

воре было определено особое значение Саяно-Шушенского филиала СФУ как основного центра для подготовки профильных специалистов в гидроэнергетической отрасли.

СШФ СФУ ежегодно производит набор студентов на места, финансируемые из федерального бюджета и на условиях договора с полным возмещением затрат на обучение. Юноши на период учебы по очной форме обучения освобождаются от прохождения службы в армии. Иногородние студенты обеспечиваются комфортабельным, современным общежитием. Выпускникам предоставляется работа на действующих и строящихся гидроэлектростанциях РФ, особенно наши специалисты востребованы в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Добро пожаловать в Саяно-Шушенский филиал СФУ!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии / А. П. Карпик, В. А. Ащеулов, С. М. Горбенко, А. К. Синякин // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2 (18). - С. 125-132.

2. Карпик А. П. Основные принципы формирования современного инновационного университета // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.) - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 3.

3. Карпик А. П. Программа стратегического развития академии - основа подготовки элитных специалистов для реального сектора экономики // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 1. -С. 3-6.

4. «Электронный университет» - основа современного управления учебно-

образовательным процессом / А. П. Карпик, С. В. Середович, Т. Ю. Бугакова, О. В. Твердов-ский // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 1. - С. 12-21.

5. Ащеулов В. А., Шабурова А. В., Середович С. В. Внедрение системы комплексной оценки качества образования в вузе // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 11-12.

6. Ащеулов В. А., Рязанцева И. В. Итоги приема - 2012 г. в СГГА - ориентир на качественного абитуриента // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3 (19). - С. 129-133.

7. Федорова Л. А., Алексеева З. Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. - С. 267-272.

8. Мороз О. Н. Организационные формы обучения в системе непрерывного образования // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 2. - С. 151-155.

9. Рязанцева И. В. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профессии - залог повышения качества подготовки квалификационных специали-

129

Профессиональное образование

стов // Актуальные вопросы модернизации высшего образования: сб. материалов регион. на-уч.-метод. конф. ( Новосибирск, 11-12 февраля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.

10. Нитяго И. В. Молодой специалист и его место на рынке труда // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 13 сентября 2012 г.) - Новосибирск: СГГА, 2012.

11. Самойлюк Т. А. Профессиональное развитие кадров в современных условиях // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. ( Новосибирск, 13 сентября 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012.

12. Рязанцева И. В. Организация и планирование воспроизводства конкурентноспособных специалистов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. -С.178-184.

13. Веселков А. В., Головатых О. К. Интеграция процессов профессиональноличностного качественно образовательного специалиста // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. В 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 2 марта 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 3.

14. Шестакова А. В. Адапционные возможности студентов младших курсов в условиях модернизации образования // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 6. - С. 308-309.

15. Шабурова А. В., Рязанцева И. В. Интеграция взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в системе непрерывного образования как фактор повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 2-4 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011.

16. Кузнецов М. М., Носков М. Ф. Двухлучевой интерферометр повышенной чувствительности для регистрации сверхмалых подвижек тектонических плит // Изв. вузов. Горный журнал. - 2007. - № 4. - С. 58-61.

17. Носков М. Ф. Повышение чувствительности интерференционных измерений путем нелинейной фоторегистрации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. -М.: МИИГАиК, 1986.

18. Носков М. Ф. Повышение чувствительности оптико-физических измерений путем нелинейной обработки изображений: дис. на соискание ученой степени д-ра техн. наук. -Новосибирск: СГГА, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Скоков И. В., Носков М. Ф. Нелинейная фоторегистрация двухлучевых интерференционных картин // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. - 1984. - № 1. -С. 32-38.

20. Кондратьев А. И., Носков М. Ф., Рахманов В. Ф. Выделение экстремумов интерференционных полос при фотографической регистрации // Приборы и техника эксперимента. -1983. - № 2. - С. 218.

21. Носков М. Ф. Оптимизация режимов фоторегистрации интерференционных картин // Приборы и техника эксперимента. - 1985. - № 5. - С. 214.

22. Носков М. Ф. Повышение чувствительности оптико-физических измерений путем нелинейной обработки изображений: автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра техн. наук. - Новосибирск: СГГА, 2007.

130

Профессиональное образование

23. Kondratev A. I., Noskov M. F., Rakhmanov V. F. Separation of the exstrema of interference bands by photographic recording. Instruments and Experimental Reviev. 1983. V. 26, № 2. P. 481-482.

24. Noskov M. F., Skokov I. V. Nonlinear photographic recording of double beam interference patterns. Ind.Lab. Reviev. 1984. № 50(1). P. 42-46.

25. Noskov M. F. Optimisation of photographic recording of interference patterns. Instruments and Experimental Reviev. 1983. V. 28, № 5. P.1226-1228.

26. Носков М. Ф., Шлишевский В. Б. Псевдоцветовой окуляр для приборов ночного видения // Изв. вузов. Приборостроение. - 2009. - № 6. - С. 39-43.

27. К выбору путей программируемой обработки сложных несферических поверхностей / М. Ф. Носков, Н. К. Соснова, А. Н. Соснов, Е. Е. Трифонов // Изв. вузов. Приборо-

строение. - 1996. - № 2. - С. 103-107.

Получено 18.04.2014

© М. Ф. Носков, Е. Ю. Затеева, О. В. Богданова, М. А. Шалагина, 2014

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.