Научная статья на тему 'Государства Центральной Азии во внешней политике России, сша и Европейского Союза'

Государства Центральной Азии во внешней политике России, сша и Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2014
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РОССИЯ / США ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Омаров Мэлс, Омаров Нур

Распад СССР, породивший геополитический вакуум в Центральной Азии, привел к резкому повышению интереса внешних сил к данному региону. Этому способствовали его выгодное геополитическое положение, значительные природные ресурсы, в первую очередь нефть и газ, перспективы создания транспортной инфраструктуры, соединяющей Запад и Восток, а также возможности выполнения регионом функции плацдарма в борьбе против международного терроризма. Все это в конечном счете трансформировало ЦА в один из наиболее привлекательных для великих держав объектов геополитических притязаний. Различие в интересах великих держав стимулировало их конкуренцию за влияние в регионе, которая еще более обострилась после 11 сентября 2001 года. Ключевыми игроками в этом противостоянии являются США, Россия и Европейский союз, оценке особенностей политической активности которых в регионе посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государства Центральной Азии во внешней политике России, сша и Европейского Союза»

ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ, США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Мэлс ОМАРОВ

кандидат исторических наук, заместитель директора Института стратегического анализа и прогнозирования при Кыргызско-российском славянском университете (Бишкек, Кыргызстан)

Нур ОМАРОВ

доктор исторических наук, профессор политологии Кыргызско-российского славянского университета (Бишкек, Кыргызстан)

Распад СССР, породивший геополитический вакуум в Центральной Азии, привел к резкому повышению интереса внешних сил к данному региону. Этому способствовали его выгодное геополитическое положение, значительные природные ресурсы, в первую очередь нефть и газ, перспективы создания транспортной инфраструктуры, соединяющей Запад и Восток, а также возможности выполнения регионом функции плацдарма в борьбе против международного террориз-

ма. Все это в конечном счете трансформировало ЦА в один из наиболее привлекательных для великих держав объектов геополитических притязаний.

Различие в интересах великих держав стимулировало их конкуренцию за влияние в регионе, которая еще более обострилась после 11 сентября 2001 года. Ключевыми игроками в этом противостоянии являются США, Россия и Европейский союз, оценке особенностей политической активности которых в регионе посвящена данная статья.

Россия —

Центральная Азия

В неспокойное время, насыщенное вызовами и угрозами глобального, регионального и национального масштаба, государства региона, как и другие страны мира, остро нуждаются друг в друге и не мыслят существования без взаимных контактов. То же касается их отношений с Россией.

Дело не только в географической близости этих стран и в их полуторавековой общности в рамках единых государственных образований. После распада СССР на его территории возникли новые независимые государства (ННГ), перед каждым из которых встали проблемы обеспечения национальных интересов. Не стали исключением из этого правила Россия и республики Центральной Азии, объединившиеся с рядом других ННГ в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Сегодняшняя концепция внешней политики РФ в качестве важной стратегической цели определяет «формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах», а также «всестороннюю защиту прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом»1.

Исходя из того, что периметр границ России в основном совпадает с границами государств, возникших на постсоветском пространстве, и что в этих странах проживает более 20 млн российских граждан, руководство РФ к важнейшим направлениям своей внешней политики относит республики СНГ.

Приоритетным направлением внешней политики России в упомянутой выше концепции названо обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Г осударств задачам национальной безопасности страны. Упор будет делаться на развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами — участниками СНГ2.

Лидеры России восприняли как историческую реальность появление в центре евразийского континента пяти новых государств ЦА, каждое из которых проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, защищает собственные национальные интересы и стремится обеспечить свою безопасность. В контексте этих задач большое место они отводят России.

В свою очередь, руководство РФ в настоящее время уделяет все большее внимание важному для нее Центрально-Азиатскому региону. Это обусловлено приведением политики России в соответствие с геостратегическими реалиями, сложившимися в мире на рубеже нового тысячелетия и серьезно угрожающими ее безопасности.

Концепция национальной безопасности РФ делает акцент на то, что «активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях»3.

Вместе с тем, благодаря активизации российской внешней политики в период президентства В. Путина, страна существенно укрепила свои позиции в мире. «В то же время, — отмечается во внешнеполитической концепции РФ, — в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США».

Россия продолжает испытывать давление некоторых мировых центров силы, что негативно сказывается на ее геостратегических позициях. В частности, по периметру ее западных границ расположились государства НАТО. США и их союзники по Североатлантическому альянсу стремятся укрепить свои позиции в Евразии, активизируя политику политического и военного проникновения на Кавказ и в Центральную Азию.

1 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации [www.kreml.org].

2 См.: Там же.

3 Концепция национальной безопасности Российской Федерации [www.kreml.org].

Концепция национальной безопасности РФ обращает внимание на то, что в современных условиях «угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе»4. В этом документе Центральная Азия упоминается в качестве региона, в котором другие государства пытаются помешать реализации интересов Москвы и ослабить ее позиции.

Какую же роль играет Центральная Азия в системе обеспечения национальной безопасности России?

На судьбы народов ЦА исторически влияла уникальность ее положения на пересечении евразийских геополитических связей, обеспечивающих взаимодействие региональных держав. Следовательно, ситуация в Центральной Азии существенно воздействовала на баланс сил на всем евразийском континенте.

Начало XXI века характеризуется существенными изменениями на геополитической карте Евразии, что способствует возрастанию значения ЦА в глобальной политике.

Позиция России в регионе во многом определяется ее местом и ролью в мировом раскладе сил, сложившемся после распада СССР.

В новой геополитической ситуации особую обеспокоенность российских лидеров вызывали и вызывают ее южные границы. Анализ основных угроз безопасности России, обозначенных в соответствующей концепции, свидетельствует, что их большая часть относится и к Центральной Азии. В их числе называются следующие аспекты: возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственных рубежей РФ и внешних границ стран — участниц СНГ, попытки других государств помешать реализации национальных интересов России и ослабить ее позиции.

Эти факторы особенно усиливаются в условиях кризиса всей мировой архитектуры безопасности, наиболее явно проявившегося в 2008 году, что подталкивает саму Россию занять более определенную и значимую позицию в меняющемся раскладе сил на мировой арене. По отношению к Центральной Азии российские лидеры вынуждены учитывать наличие достаточно сильного фактора нестабильности, связанного с обостряющейся ситуацией в Афганистане.

Во внешнеполитической концепции РФ отмечается, что затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы5. Многолетняя война в Афганистане несет прямую угрозу распространения межэтнической конфликтности, наркотиков, оружия, терроризма, религиозного экстремизма на территорию стран региона, а в дальнейшем и в саму Россию.

Возросшая интенсивность противоборства держав за контроль над узловыми стратегическими пространствами не обошла стороной и Центральную Азию, поскольку тот, кто будет контролировать регион, получит возможность контроля над центральной частью Евразии, а также над ее ресурсным и транспортно-коммуникационным потенциалом. Конкуренция приняла форму вытеснения России из этого стратегически важного для нее региона, в первую очередь Соединенными Штатами Америки.

Отметим, позиция Москвы основана на том, что расширение американского военного присутствия в регионе несет в себе угрозу безопасности России, так как действия США и их союзников в последние годы привели к тому, что южные рубежи РФ оказались под контролем ведущих стран — членов НАТО.

4 Там же.

5 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации.

Показательной является ситуация с неопределенностью пребывания вооруженных сил НАТО в республиках Центральной Азии. В частности, в 2005 году ожидалось сокращение или же полное сворачивание военного присутствия стран Североатлантического альянса в данных республиках, чего, однако, не произошло.

Более того, предвыборная кампания Б. Обамы в части внешней политики США строилась на тезисе уменьшения американского присутствия в Ираке и наращивания военной группировки в Афганистане. Весомое подтверждение тому — стремление сохранить авиабазу коалиционных сил в Кыргызстане и использовать запасные аэродромы в Душанбе и Алматы. В частности, как в январе 2009 года отметил командующий Центральным командованием США Дэвид Петреус в ходе однодневного визита в Бишкек, авиабаза Манас служит важным логистическим звеном в северной цепи поставок в Афганистан. Она является дополнением на пути поставок через Пакистан. Достигнуты договоренности о развитии сферы перевозок грузов по северной сети — через Узбекистан и Казахстан. Он также сообщил, что США, возможно, направят в Афганистан еще 30 тыс. военнослужащих и дополнительные силы НАТО. В связи с этим авиабаза в Кыргызстане имеет большое значение6.

В настоящее время реализация этих масштабных планов поставлена под угрозу решением руководства Кыргызстана о закрытии авиабазы Манас. Соответствующее заявление президент КР К. Бакиев сделал в ходе своего рабочего визита в Москву 3—4 февраля 2009 года. Акт о денонсации договора относительно размещения базы коалиционных сил на территории КР был принят на заседании парламента страны 18 февраля 2009 года. На следующий же день он был подписан К. Бакиевым и вступил в силу. Исходя из соглашения от 14 декабря 2001 года, каждая из договаривающихся сторон имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, уведомив об этом другую за полгода до срока окончания его действия. Таким образом, база коалиционных сил в аэропорте Манас должна прекратить функционирование 19 августа 2009 года.

Однако, как заявил министр обороны США Р. Гейтс, еще рано говорить о полном закрытии этой базы. Выразив глубокое сожаление в связи с решением руководства Кыргызстана, он отметил, что, вероятно, Вашингтон и Бишкек еще смогут найти взаимоприемлемое решение данной проблемы. Вероятно, речь идет об изменении формата функционирования данного объекта, в результате которого может быть изменен его статус и правовая основа деятельности.

Несмотря на это событие, расцениваемое многими как победа российской дипломатии, говорить, что вопрос о военном присутствии США в регионе полностью снят с повестки дня, не приходится. Российское руководство понимает, что региональная нестабильность приведет к дестабилизации обстановки в самой РФ. Поэтому, как говорится в ее концепции внешней политики, необходимо на практике реализовать в регионе задачу содействия устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов.

Серьезнейшей по масштабам и последствиям угрозой для безопасности России следует считать наркотрафик, ключевым звеном которого стали страны Центральной Азии. По данным УНП ООН, в Афганистане третий год наблюдается рост урожая опиумного мака. Его сбор в 2007 году составил 8 200 тонн, что на 17% больше, чем в 2006 году, в 2008-м приблизился к 8 700 тоннам. С 2001 года по настоящее время площади, используемые для его выращивания, увеличились более чем в 20 раз.

По мнению экспертов, через территорию Центральной Азии переправляют 65% всего объема афганских наркотиков, в том числе 80% героина доставляют на территорию и через территорию России.

6 См.: Петреус Д. Авиабаза «Манас» в Кыргызстане играет ключевую роль в доставке солдат и оборудования в Афганистан [www.24.kg].

Безопасности РФ угрожает и растущая в республиках Центральной Азии активность исламских террористических организаций. Их лидеры стремятся организовать широкое проникновение в среду 20 млн мусульман России, особенно с учетом того, что Центральная Азия граничит с Кавказом и южными районами РФ, где проживает основная часть российских мусульман.

На безопасность России напрямую влияет и то, что внутренние особенности развития государств Центральной Азии временами способны играть значительную роль в стимулировании региональной нестабильности по ряду направлений.

До сих пор регион остается взрывоопасным в плане межэтнических и межгосударственных конфликтов. Большинство расположенных здесь стран до сих пор не урегулировало территориальные споры с соседями. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов. Наибольшее число территориальных проблем, эпицентр которых приходится на Ферганскую долину, существует между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Второй источник напряженности в отношениях между странами региона — водноэнергетические проблемы. Вода становится одним из основных конфликтных факторов, создающих угрозу региональной безопасности.

Вариантом преодоления проблемы могло бы стать создание водно-энергетического консорциума, даже с участием стран, находящихся вне региона. Учитывая разные позиции государств ЦА, усилия России могли бы свестись к урегулированию противоречий между ними. Однако сегодня она оказывается прямо вовлеченной в эти проблемы. В частности, во второй половине декабря 2008 года в ходе визита премьер-министра КР И. Чудинова в Москву была достигнута договоренность о возможности выделения Россией 2 млрд долл. на достройку Камбаратинской ГЭС-1. Примерно это же стало темой переговоров глав правительств Кыргызстана и России в Москве в январе 2009 года. Позднее обсуждения были продолжены в ходе рабочего визита К. Бакиева 3—4 февраля 2009 года в Москву. Принято решение, что Россия выделит 1,7 млрд долларов на достройку Камбаратинской ГЭС-1 в течение четырех лет. Кроме того, Россия заявила о списании государственного долга Кыргызстана (195 млн долл.) в обмен на акции завода «Дастан». Также было заявлено о выделении Москвой Бишкеку гранта в 300 млн долл. сроком до 1 апреля 2009 года. В связи с этим многие сошлись во мнении, что именно финансовая щедрость России стала главной в принятии решения о выводе базы коалиционных сил из Кыргызстана.

Существенным моментом следует считать и то, что страны региона не сумели решить имеющиеся между ними проблемы за счет собственных усилий и рассчитывают в этом деле на помощь России. Их надежды укрепляет, к примеру, решение, принятое на заседании ЕврАзЭС в Бишкеке, о необходимости разработать план совместных действий по преодолению негативных последствий глобального экономического кризиса, а также готовность РФ выделять средства на поддержку экономики соседних стран.

Теоретически есть вероятность слияния афганского и регионального конфликтных потенциалов, способных полностью разрушить баланс сил в Центральной Азии и соединиться с кавказским поясом нестабильности, что поставит РФ в крайне трудное положение.

Таким образом, внешние вызовы, а также многочисленные узлы и точки внутренних противоречий между государствами ЦА негативно влияют не только на стабильность региона, но и угрожают безопасности РФ. С другой стороны, страны региона ориентируются на решение большей части этих противоречий при поддержке и непосредственном участии России. В подобных условиях становятся еще более актуальными вопросы обеспечения безопасности как России, так и стран Центральной Азии, в достижении которой в одинаковой степени заинтересованы как РФ, так и республики региона.

США — Центральная Азия

Стратегия США в Центральной Азии — часть более общей евразийской стратегии Вашингтона. Следовательно, без установления полноценного внутреннего и внешнего политического контроля над государствами ЦА вся евразийская стратегия Белого дома теряет смысл. Поэтому важнейшая цель Соединенных Штатов в регионе — установление долгосрочного контроля над энергоресурсами его стран и расширение своего военного присутствия здесь.

Регион занимает важное место в рамках продвигаемого Вашингтоном проекта «Большой Центральной Азии». Его суть состоит в том, чтобы связать в единое военностратегическое и геополитическое целое ЦА и Афганистан, объединив таким образом «Большую Центральную Азию» с «Большим Ближним Востоком» под контролем США. Реализация этого проекта позволила бы Вашингтону изолировать государства ЦА от России, а также сформировать кордон между регионом и Китаем.

Масштабные планы по превращению Центральной Азии в зону своих стратегических интересов руководство США связывает с реализацией программы «Каспийская стража», цель которой — установить военно-политический контроль над Каспийским регионом. Предполагается ослабить позиции Москвы и Пекина в регионе, установить контроль Вашингтона над транспортировкой каспийских энергоресурсов на мировой рынок в обход России и добиться доминирующего военно-политического влияния США в этом регионе.

Соединенные Штаты и страны НАТО стремятся укрепить свои геостратегические позиции, активизируя свое политическое и военное проникновение в государства Кавказа и Центральной Азии. Ситуация обострилась после российско-грузинской войны и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии.

Показательны в этом плане мнения некоторых российских экспертов, которые отмечают, что интересы США в регионе сегодня весьма расплывчаты. До сих пор идет разведка боем, сбор информации и зализывание ран после первых неудач. С другой стороны, явно чувствуется стремление не дать России и Китаю монополизировать республики Центральной Азии. В США также понимают, что и они не готовы к этому, ибо монополизация — дополнительная ответственность, которую сейчас взваливать на себя Вашингтон не желает. Поэтому Америка предпочла бы здоровую конкуренцию в регионе, но опять же ни Китай, ни Россия эту позицию пока не разделяют7.

К этому следует добавить и иное мнение. Так, О. Реут считает, что суть политики Вашингтона в регионе заключается в формировании здесь проамерикански ориентированных режимов, сдерживании влияния Китая и России, создании условий для открытого столкновения интересов РФ и КНР, а также использовании регионального потенциала для выстраивания долгосрочного диалога с исламским миром8.

Близкое к этому мнение высказывают и эксперты стран ЦА. В частности, Ф. Кукеева считает, что основные цели политики США в регионе можно обозначить следующим образом: энергетическая безопасность, прозападная ориентация государств региона, обеспечение стабильности, использование регионального потенциала для выстраивания долгосрочного диалога с исламским миром9.

Для этого определен соответствующий инструментарий, по-разному понимаемый различными силами в США. Приверженцы либерального подхода исходят из тезиса о

7 См.: Злобин Н. Интерес к освоению азиатских территорий у Соединенных Штатов сегодня низок // centrasia.ru, 14 сентября 2008.

8 См.: Реут О. Интересы США — от сопровождения к управлению? // centrasia.ru 9 октября 2008.

9 См.: Кукеева Ф. Политика США в Центральной Азии: «новый реализм» // ИА «Регнум», 5 ноября 2008.

превосходстве демократических ценностей над национальными интересами, что предполагает пересмотр позиций США относительно авторитарных режимов в странах Центральной Азии. Реалисты же считают, что угрозы национальным интересам США должны лежать в основе региональной стратегии администрации Белого дома.

Оба подхода проявляются в достижении как долгосрочных, так и краткосрочных целей Соединенных Штатов в Центральной Азии.

В 1997 году заместитель госсекретаря Строб Тэлботт подчеркнул связь между успешным проведением демократических реформ и стабильностью как внутри, так и за пределами региона. В предложенной Тэлботтом доктрине инкорпорирование элементов демократии и рыночной экономики в политическую жизнь и структуру народного хозяйства государств было выдвинуто в качестве одного из главных факторов региональной стабильности.

Американская администрация пытается сбалансировать свои геополитические и экономические интересы с желанием народов республик Центральной Азии получить демократию. Об этом свидетельствуют программы Государственного департамента, направленные на поддержку и финансирование независимых СМИ, на развитие политических партий, НПО, религиозных свобод, реформ управления, образования и здравоохранения. Следующим вполне логичным шагом становится борьба за «исправление» политических режимов, которые ныне характеризуются как авторитарные.

В целом признавая определенную роль США в демократизации государств Центральной Азии, следует отметить явные противоречия в американской политике. В частности, Соединенные Штаты, заинтересованные в экономическом и военно-политическом сотрудничестве со странами региона, предпочитают сохранить их авторитарные режимы, а не подталкивать эти страны к демократизации своих общественно-политических систем.

Вашингтон продолжает утверждать, что он делает все возможное для поддержки демократизации этих государств. Вместе с тем США стали определять свое отношение со странами региона в зависимости от их готовности предоставить в американское пользование военные базы и другие объекты на своей территории. В этом плане внешнюю политику, которую проводила администрация прежнего президента США Джорджа Буша-мл. можно охарактеризовать как интеграцию наиболее экстремальных элементов либерального интервенционизма и реалистичного унилатерализма.

Политика двойных стандартов не только не вызывает широкого понимания тезиса о том, что демократия укрепляет стабильность и безопасность, а не подрывает их, но и приводит к росту антиамериканских настроений в странах Центральной Азии.

Таким образом, стремление соединить либеральный (Кыргызстан) и реалистичный (Узбекистан) подходы в центральноазиатской стратегии США не увенчалось ожидаемым успехом. Государства региона не стали значимыми партнерами Соединенных Штатов ни в их войне с терроризмом, ни в триумфальном распространении западных ценностей.

Однако, как отмечает М. Иманалиев, сегодня больше всего важна позиция нового президента США Б. Обамы, пришедшего к власти под лозунгами кардинальных изменений, в том числе во внешней политике страны. Обращают на себя внимание неоднократно заявленные Б. Обамой основные цели его политики в Афганистане. Очевидно, что в этом не просматриваются некие серьезные изменения политики Вашингтона в отношении обширного исламского региона — от Магриба до Джунгарских ворот: кардинально смещается лишь один из фокусов американской внешнеполитической стратегии в этом регионе10.

Уже по итогам января 2009 года можно судить, что Афганистан, а за ним и страны Центральной Азии оказываются в фокусе внешней политики США. Так, английская газета «Sunday Times» сообщила о просьбе нового президента США к Лондону увеличить на 4 тыс. свой воинский контингент в Афганистане. Эта информация получила подтвержде-

10 См.: Иманалиев М. Кыргызстан — США: Нуждаемся ли мы друг в друге? [www.bpc.kg], 20 января 2009.

ние из нескольких источников, а просьба Б. Обамы последовала после выступления министра обороны США Р. Гейтса, который обозначил новые военные задачи Вашингтона: «Высочайший приоритет, который мы придавали Ираку на протяжении последних нескольких лет, переходит к Афганистану». По словам Гейтса, приоритетом Соединенных Штатов здесь станет борьба с наркоугрозой и терроризмом, и именно поэтому новый президент намерен сделать больший акцент на Афганистане и на решении проблем по обе стороны афганско-пакистанской границы.

То, что Афганистан становится ключевой проблемой для администрации Б. Обамы, подтверждает и назначение спецпредставителем в Пакистане и Афганистане бывшего постпреда США при ООН Ричарда Холбрука. Этот шаг на Западе назвали симптоматичным: опытный дипломат, автор Дейтонских соглашений, позволивших США остановить войну на Балканах, теперь призван сделать то же в Центральной Азии11.

Таким образом, ЦА не может оставаться за рамками пристального интереса новой администрации Белого дома, так как ее внешнеполитические цели во многом связаны с регионом. Отношения с Россией, сдерживание Китая, стабилизация ситуации в Ираке и Афганистане, выстраивание диалога с исламским миром, продвижение демократии — такие задачи нельзя решить без участия государств ЦА12. В этом плане неординарный ход Бишкека, предпринятый в феврале 2009 года, еще более повышает интерес США как к региону в целом, так и к его отдельным государствам в частности.

Европейский союз — Центральная Азия

Новейший этап сотрудничества государств Центральной Азии с Европейским союзом начался с проведенной 22 июня 2007 года в Берлине презентации новой Программы сотрудничества ЕС со странами региона на период 2007—2013 годов. В рамках программы предполагается выделение Евросоюзом финансовой помощи (около 750 млн евро), большую часть которой предусмотрено направить на развитие двусторонних связей по ряду направлений.

Эта стратегия — универсальный рамочный документ, очерчивающий сферы возможного сотрудничества на основе таких общепринятых ценностей, как демократия, верховенство закона и права человека. Документ предполагает использование Евросоюзом ряда традиционных инструментов (институт спецпредставителя ЕС, механизмы оказания грантовой помощи и сотрудничество с другими международными акторами), а также инновационных механизмов (внедрение инициатив ЕС в самых разных сферах и использование формата углубленного диалога, в частности в сфере прав человека и энергетики).

Конструктивный элемент этой стратегии — официальное признание двухуровнего характера политики ЕС в отношении республик Центральной Азии: двусторонний и региональный подход, что соответствует интересам стран региона. Цель такой политики — признание уникальности каждой страны и одновременно развитие региональных проектов для укрепления интеграционных связей между ними.

Еще одна особенность стратегии выражается в применении усиленного подхода в ряде сфер сотрудничества, начиная от демократизации и заканчивая вопросами охраны окружающей среды. В рамках этого подхода ЕС принимает на себя обязательства по раз-

11 См.: Алленова О. На Афганистан наставили приоритеты. США выбрали стратегическое направление [www.centrasia.org].

12 См.: Кукеева Ф. Указ. соч.

витию, поощрению и поддержке конкретных предложений, в частности по созданию единой энергетической системы в регионе.

23 июня 2008 года Совет Еврокомиссии опубликовал отчет о прогрессе по исполнению стратегии ЕС для Центральной Азии, в котором содержится анализ достижений и темпов реализации стратегии как ключевого индикатора отношений ЕС со странами ре-гиона13. Согласно выводам, обозначенным в данном документе, стратегия реализуется успешно, то есть политический диалог и сотрудничество Евросоюза с республиками ЦА во всех приоритетных сферах значительно интенсифицировались.

Для сохранения наметившихся положительных тенденций ЕС намерен укрепить достигнутые результаты посредством следующих шагов.

1. Дальнейшие усилия по поддержке прав человека и демократизации, обеспечение активного участия гражданского общества, парламентов, местных властей и других участников в мониторинге и исполнении стратегии.

2. В сфере образования должна начать работу Исследовательская и образовательная сеть Центральная Азия — Электронный шелковый путь.

3. В сфере обеспечения верховенства права необходимо установить прочное сотрудничество по ключевым вопросам законодательства и судебной системы.

4. В области окружающей среды и водных ресурсов ЕС намерен поддерживать динамичный политический процесс с целью создать интегрированную систему управления этими ресурсами.

5. Для решения общих задач Евросоюз будет продолжать играть активную роль в координации деятельности заинтересованных сторон в борьбе с наркотиками, способствовать достижению ощутимых результатов в снижении уровня наркоторговли и усилении пограничного контроля в регионе.

Важнейшая задача дальнейшей реализации стратегии ЕС по Центральной Азии — поддержание эффективного политического импульса и темпов практического исполнения решений, достигнутых в течение прошлого года14.

Впрочем, главный интерес для Европы в регионе сегодня заключается в свободном доступе к углеводородным ресурсам его республик. Особо актуализировал данную проблему газовый кризис января 2009 года. В связи с этим особое значение обретает проект строительства трубопровода «Набукко», призванного обеспечить государства Европы газом из стран Центральной Азии, Азербайджана и, возможно, Ирана. Обсуждение этого проекта стало главной темой международной конференции, состоявшейся в Будапеште 27 января 2009 года. Однако конкретных договоренностей участникам саммита достичь не удалось, что по-прежнему актуализирует интерес ЕС к республикам Центральной Азии15.

Заключение

Государства Центральной Азии прежде всего заинтересованы в развитии экономического сотрудничества со своими внешнеполитическими партнерами. В этом плане определенный интерес вызывает мнение, что сложившаяся ситуация представляется странам ЦА оптимальной. Их ценность для внешних игроков резко возросла из-за начала

13 См.: Еврокомиссия опубликовала отчет о прогрессе Стратегии ЕС по Центральной Азии [и¥ш. centrasia.org].

14 См.: Там же.

15 См.: «№Ьиссо» остается мечтой. Конкретных договоренностей участникам Будапештского саммита достичь не удалось [www.centraia.org].

глобальной войны с терроризмом, что привело к увеличению финансовой и военной помощи. Снизилось давление на авторитарные режимы из-за необходимости противодействовать религиозному экстремизму и возросшего интереса к энергоресурсам республик региона. Сочетание общих интересов и процесса умеренной борьбы за влияние между США, Россией и Евросоюзом предоставило странам ЦА значительно больше возможностей, чем они имели в начальной фазе своей независимости.

Вместе с тем следует трезво оценивать потенциал маневрирования государств Центральной Азии между различными внешними силовыми центрами. Сохраняющиеся противоречия между странами региона способны привести к тому, что их отношения будут развиваться по вектору дальнейшего обострения с трудно прогнозируемыми последствиям. Подчас для достижения своих интересов эти противоречия активно используют внешние акторы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.