Научная статья на тему '«Гость камеры смертников или Начальник тишины» Всеволода Филипьева как интертекст (Ф. М. Достоевский)'

«Гость камеры смертников или Начальник тишины» Всеволода Филипьева как интертекст (Ф. М. Достоевский) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Гость камеры смертников или Начальник тишины» Всеволода Филипьева как интертекст (Ф. М. Достоевский)»

Ю.А. Юнгеров

Барнаул

«ГОСТЬ КАМЕРЫ СМЕРТНИКОВ ИЛИ НАЧАЛЬНИК ТИШИНЫ» ВСЕВОЛОДА ФИЛИПЬЕВА КАК ИНТЕРТЕКСТ

(Ф.М. Достоевский)

Как правило, интертекст, т.е. конструкция «текст в тексте» предполагает установку автора на диалогичность, поскольку этими текстами вводится не одна точка зрения автора, но и взгляд «из текста» другого произведения. Естественно, это не исключает возможности существования субъективного, индивидуального сознания самого автора. Диалог не всегда предполагает со-действие текстов, но может быть и противо-действие их. В интересующей нас повести Всеволода Филипьева1 «Г ость камеры смертников или Начальник тишины» как раз и можно встретить второй тип взаимоотношения текстов.

Следует заметить, что текст и мотивы Ф.М. Достоевского существуют в повести не автономно, а в противопоставлении (или же в противо-действии) тексту М. Булгакова. Произведение Филипьева, по его же определению, является «повестью-притчей», в нем мы можем видеть свойственные этому жанру противопоставления «хорошо/плохо», «правильно/неправильно», «добро/зло» и т.д. Причем под отрицательные категории подпадает художественный мир Булгакова, а положительным, является мир Достоевского, который, представлен в повести образцом правильного отношения к вере, миру, человеку. Именно текст Достоевского текст полемизирует у Филипьева с миром без Бога у Булгакова.

Имя Достоевского упоминается в повести очень часто. Достоевский как персонаж и синергийный сторонник самого Филипьева в первую очередь присутствует в снах (видениях) одного из героев повести Архипыча.

Первая причина, по которой Вс. Филипьев вводит Достоевского в повествование повести, с первого взгляда может показаться прагматичной: для того, чтобы оправдать появление Христа в своей повести. Он показывает, что Достоевский в «Легенде о Великом инквизиторе» представил нам Христа как действующее Лицо в соответствии с догматами и Евангелием. Той же целью задался и сам Филипьев, однако

1 Всеволод Филипьев родился в 1969 г., в 22 года стал насельником Валаамского монастыря, где и был пострижен в иночество, а позже приехал в США, в СвятоТроицкий Джорданвилльский монастырь Русской Зарубежной церкви. Закончив духовную семинарию в Джорданвилле, десять лет он являлся преподавателем патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии. Член Союза писателей России. Первым опубликованным прозаическим произведением была повесть «Гость камеры смертников или Начальник тишины», которую он писал в Джорданвилле в период с 1999 по 2003 г.

Христос у него оказался не молчащий (апология Христа в «Легенде о Великом инквизиторе» показывается через апофатику Великого Инквизитора), но действующий и говорящий (причем диалогов и монологов достаточное количество).

В повести Филипьева использованы некоторые романные мотивы Достоевского.

Мотив блудного сына. Этому мотиву в достоевсковедении уделяется значительное внимание2. В качестве блудных сыновей в повести Филипьева выступают и Влас, и Влад, и Жан. Влас из убийцы (аналогия с Раскольниковым) превращается в верующего человека, а позже - в праведника, т.е. возвращается к Отцу, Который и спас его от неминуемой смерти. Влад - успешный неверующий предприниматель, который сожительствует со своей домработницей, принимает крещение после явления к нему убитой Василисы. Жан - один из криминальных лидеров, человек Князева, у которого, однако, «душа ребенка», собирается уходить в монастырь. Аналогичным образом можно рассмотреть и женские персонажи (Василиса уходит из публичного дома и принимает мученическую кончину, за ней же уходит Анжела, которая позже крестится у о. Серафима). Возвращение к Отцу сопровождается и переименованием. Васька (как называла ее «мамка» Катя-Гретхен) становится мученицей Василисой, Владлен (названный так в честь В.Ленина) получает в крещении имя Влад, бывшая проститутка Анжела стала Ангелиной, а Жан из Юлиана Отступника превращается в Св. Юлиана.

Но если у Достоевского «блудные сыновья» обнаруживают духовную готовность к покаянию и «через горнило сомнений» своих приходят (или пытаются прийти) к истине, то поведение героев Филипьева схематично и вполне традиционно: фактически, все его герои

проделывают одинаковый путь. Внутренний мир этих героев нам неизвестен, равно как неизвестно и то, почему они выбирают именно этот путь.

Мотив покаявшейся блудницы. Связан этот мотив в первую очередь с Василисой. Но, если внутренний мир героев-идеологов Достоевского сложен, полифоничен и многослоен, а рефлексия их предельна, то у Филипьева - это дельцы - в положительном смысле слова, поскольку их преображение сопровождается деятельным совершенствованием. Они идут не по пути терний и сомнений, а по прямому пути к Отцу. К примеру, Раскольников - еще не кающийся, но

2 Напр., в исследовании В.И. Габдуллиной «Блудные дети, двести лет не бывшие дома» в качестве блудного сына рассмотрены и Раскольников, и Дмитрий Карамазов, и другие персонажи Достоевского. Мотив покаяния и возвращения к Отцу, собственно, реализовался и в жизни самого Достоевского.

только потенциальный (у него лежит Евангелие под подушкой, которое, собственно, он еще и не читал). Спасающая его Соня говорит о Христе, но до конца не оставляет свою работу, хотя очень хорошо знает путь Христов, сама зачитывает Евангелие, понимает, что совершает грех. Но все меняется только тогда, когда умирает Катерина Ивановна, а детей-сирот на себя берет Свидригайлов - отправляет в приют, буквально: когда возникает благоприятная жизненная ситуация (и, если можно так выразиться, психологическая готовность). У Филипьева персонажи не столько психологичны, сколько традиционно житийны, сразу отвергают грех и идут на мученичество или же исповедничество ради Христа. Они не раздумывают, что будет, если они поступят так или иначе, но просто исполняют Божии заповеди: «Я думаю: "Что будет? Что будет? Наверно, Василиска что-то затеяла",- и точно. Приехал Князь. А Василиса выходит из комнаты и прямо Князю и мамаше говорит: "Все, не буду я больше проституткой! Это Христу боль приносит! А Он нас любит"»3. Как результат: за Власом идет вереница исповедников (хотя сам Влас приобретает «житийность» только к концу повести).

В парадигме текста покаявшейся блудницы Влас напоминает Раскольникова, их судьба очень похожа: и тот, и другой является убийцей; оба они вначале идут по ницшеанскому пути: Раскольников убивает без прагматической цели, «проверяет» себя, и в результате постоянной рефлексии сам идет на «покаяние» (а Влас «срезался» на первом же деле, и тоже совершал преступление не из прагматических соображений). К Раскольникову Христос приходит невидимо - через Соню, Евангелие (которое он еще не читал), а Власу Христос является реально, что соответствует больше житийному повествованию, с элементом явного зримого чуда. Раскольников идет по, так сказать, «психологическому» пути, он не деятель, но философ, пребывает в постоянных размышлениях, разговаривает со всеми, пытаясь что-то понять (в первую очередь - самого себя, насколько он соответствует своей же теории), Влас же идет именно по деятельному пути (не зря существует слово «добродетель» - т.е. деятельный образ жизни в добром): говорит о Христе, пытается спасти Василису.

Порой Влас ошибается, однако это не останавливает его, он ищет возможные пути разрешения проблем. Конечно, явление Христа ему объяснено и притчевостью повести Вс. Филипьева: Он стучится в сердце к каждому человеку, как повествует Писание: «се стою у двери и стучу». В сердце Раскольникова Он стучится через Соню, через то, что сам

3 Филипьев, Всеволод, инок. Гость камеры смертников или Начальник тишины. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian-

inok.org ЬооІ^ пасіїаіпік тше.пііп^тше nage.html. - Загл. с экрана. Далее цитируется по этому изданию.

3S3

Раскольников понимает чудовищность своего поступка и своего жизненного пути. Христос является ему через Евангелие (чтение Соней Евангелия от Иоанна о Воскрешении Лазаря), и нельзя сказать, что таковой опыт не есть личный, как у Власа. Однако, в отличие от психологизма Достоевского у Филипьева, в силу особого жанра его произведения, проявляется житийность, что и дает ему право встроить образ Власа в определенную схему: грех - явление Христа - обращение -подвиг. Он не оставляет выбора своим персонажам: либо они должны укорениться в грехе, либо совершенно отвергнуть его. Достоевский же показывает «живую жизнь», в которой не все может строиться по житийному образцу.

У Филипьева нет «анатомии души»4, как у Достоевского, нет углубленного изображения духовных и душевных переживаний героев. У него лишь однонаправленное клишированное поведение героев, которое идет по схеме жития и однообразно по своей сути. В его персонажах нет поиска, нет того «горнила сомнений», через которое проходит осанна верующего человека. Они лишь некие образы-схемы, но не характеры, в них нет жизни. Конечно, в первую очередь это связано с необычным жанром произведения Филипьева - повесть-притча. У Достоевского же мы можем наблюдать живой поиск, живую мысль, которая не сопряжена с истолкованием жизни исключительно через православный катехизис, но понимается через личностный опыт человека, который именно благодаря этим поискам приходит (или еще не приходит, но потенциально готов к этому) к Богу.

Мотив «исправления» подвига Христа. Известно, что Достоевский довольно долго вынашивал идею «Легенды о Великом Инквизиторе». Этой теме и у Филипьева уделяется достаточно большое внимание.

Центр повести Вс. Филипьева - вставные главы рукописи «Начальника тишины» (ее находит чудесным образом о. Серафим). В ней

- философские и духовные размышления неизвестного. Именно в этих главах раскрывается суть истинного пути человека, его отношения к вере, к Богу. И, как выясняется в конце повести (когда вставные главы «пересекаются» с фабулой), Влас воплотил в жизнь повесть «Начальника тишины».

Именно эти главы являются некой духовной основной всей повести Филипьева. Там мы находим размышления о христианстве, о духовном пути человека, и эти размышления иногда косвенно, а иногда и прямо отсылают нас к Достоевскому как к авторитету в духовных вопросах. Эта глава и композиционно отсылает нас к Достоевскому: «Легенда о Великом инквизиторе» является вставной в романе

4 Определение Валериана Майкова - Ю.Ю.

Достоевского, также и «Начальник тишины» в повести Вс. Филипьева. И в той, и в другой выражается центральная мысль всего произведения.

Размышления в рукописи «Начальника Тишины» о ложном христианстве явно отсылают нас к Великому Инквизитору, исправившему подвиг Христа, вновь возникает тема «спасения Церкви». Истинное учение Христа, учение о Церкви - еще одна причина появления Достоевского, он представлен как образец правильного понимания христианства и Церкви не как организации, но как живого организма.

Сама повесть говорит нам о Достоевском, об истинности его мировоззрения; так, в рукописи «Начальника тишины» ведутся размышления об истинном и ложном христианстве: «Трудный вопрос: "Что имел в виду Достоевский, когда утверждал, что если бы ему предложили выбор между Христом и истиной, то он все же предпочел бы быть со Христом, нежели с истиной без Христа?".

Ответ прост: Достоевский глубоко прочувствовал, что истина без Христа перестает быть истиной, даже если внешне не претерпевает перемен. Истина без Христа - это уже лжеистина и лжехристианство, и с такой "истиной" он не желал быть. Только Христос - Живая Истина». Здесь намек на лжехристианство Великого Инквизитора, который говорит о «спасении многих», внешне проповедует христианство, но уже далек от Христа, фактически отрекся от Него и служит диаволу: «А если тайна, то и мы вправе были проповедовать тайну и учить их, что не свободное решение сердец их важно и не любовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо, даже мимо их совести. Так мы и сделали. Мы исправили подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете <...> ...слушай же: мы не с Тобой, а с ним вот наша тайна!» [Достоевский, 1976, XIV: 234]. Достоевскому же, что особенно важно для Филипьева, Истина, Церковь и христианство видится только христоцентрично, т.е. все должно быть сопряжено со Христом и не может строиться «мимо» Него.

Исправление подвига Христа видится как безбожие, которое ведет в погибель. И здесь Достоевский в первую очередь противопоставляется Булгакову. «Исправленный» Христос, который представлен в романе Мастера, не может противостоять Воланду, он значительно слабее и менее симпатичен5. Поэтому Вс. Филипьев и вводит в свою повесть Истинного Христа, который может противостоять «новому Воланду» - Князеву и его «светлейшему». При этом он отрицает всевозможные дополнения и исправления образа Христа, т.к. из этих исправлений и происходят все великие инквизиторы. В противовес булгаковскому (возможно, здесь вернее сказать «воландовскому») лжеХристу Вс. Филипьев говорит о евангельском Христе Достоевского и сам

5 Вернее, даже отталкивающ - Ю.Ю.

вводит в свое повествование Христа, при этом оправдывая это действие именно «Великим Инквизитором» Достоевского.

Достоевский говорит в повести Филипьева: «А цель-то всей эпопеи - показать, что Церковь Христова есть единственный всецело положительный общественный идеал, а для русского общества в особенности; и еще показать... что Христос жив». Та же мысль проходит и в «Начальнике тишины»: Вс. Филипьев показывает живого Христа, именно Христос является главным Персонажем в повести, хотя и появляется всего несколько раз на протяжении произведения, однако все Им движется, Им держится, и без Него ничего не может быть. Необходимо заметить, что подобным образом и у Достоевского Христос является главным действующим Лицом его романов. Об этой особенности рассуждают многие современные достоеведы. Напр., К.А. Степанян пишет: «...у Достоевского реальность человеческая и реальность иного мира одинаково подлинны, составляют единый Божий мир!..» [Степанян, 2005: 24] и: «Воскрешение Раскольникова, начавшееся в момент чтения Соней евангельского повествования о воскрешении Лазаря четверодневного, не менее значимо для Достоевского, чем чудо, совершенное Христом в Вифании. Ведь и чудо, начавшее происходить в темной комнатушке в Санкт-Петербурге, тоже совершается в конечном итоге Христом и пусть то первое чудо открыло путь к новой жизни, к победе над смертью множеству людей в сотнях поколений, но для Раскольникова в его единственной жизни оно ведь значило то же, что евангельское чудо в жизни человечества!» [Степанян, 2005: 27]. Т.А. Касаткина замечает, что «они (т.е. Христос и Богородица) появляются в глубине облика этих персонажей, сквозь облик, очищаемый страданием, проступает лик - образ (икона) Бога... » [Достоевский и мировая культура, 2004: 50]. Только здесь Он уже является через откровение Слова, а не так, как это мы видим в повести Филипьева. Кратко можно выразить эту мысль словами Владимира Захарова (когда он рассуждает о христианском реализме Достоевского) - «.это реализм, в котором жив Бог, зримо присутствие Христа, явлено откровение Слова» [Достоевский и мировая культура, 2004: 49].

Но Филипьев не только противопоставляет «Христу» Мастера Христа Достоевского, но и говорит о более тонких подделках под Христа и христианство (и даже дает этому явлению общее определение): «великие инквизиторы всех эпох», которые своими деяниями, видимо, служат Христу, но на деле уже давно отреклись от Него. Это тема возникает и в связи с биографией самого автора «Гостя камеры смертников». Вс. Филипьев на момент написания своей повести - представитель Русской Зарубежной Церкви, которая противостояла сергианству6. Филипьев, как

6 Это учение, которое возникло в 20-х гг. 20 в., когда митрополит Сергий Страгородский согласился на компромисс с большевиками, чтобы сохранить видимую структуру

идейный противник этого явления, проводит аналогии не только с реалиями XX в. (в связи с чем, видимо, и вводит сергианского священника-предателя о. Понтия), но и с видением этой проблемы Достоевским7: «Те, кто вычеркнули из жизни Христа и заменили его разными организациями, с праведным гневом спросят: "А как же Церковь? Вы что, Церковь отрицаете?". Нет, нисколько не отрицаю! Благоговейно и смиренно склоняюсь перед Ней, ибо Церковь это для меня

- Христос, Живой Христос. Он - Глава, а мы суть члены Его Тела. И уж если Христианства нет без Церкви, то и Церкви нет без Христа. Беда многих христиан в том, что они идолизируют, от слова "идол", какую-то "абстрактную Церковь" саму по себе, забывая, что Церковь есть Христос, и что Христос - это главное в Христианстве. Отсюда, из такого забвения, происходят великие инквизиторы всех эпох». Здесь отсылка самим Достоевским (как персонажем) к своему Великому Инквизитору, целью которого было именно создания своей «церкви», своего «царства Божьего на земле» и т.д.: «И мы сядем на зверя и воздвигнем чашу, и на ней будет написано: “Тайна!” Но тогда лишь и тогда настанет для людей царство покоя и счастия. <...> У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе Твоей, повсеместно» [Достоевский, 1976, XIV: 235]. Конечная цель Великого Инквизитора - поклонение антихристу под видом служения Христу. В Откровении Иоанна Богослова говорится о чаше, которая преисполнена мерзости и об апокалиптическом звере: «. и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр.17:4)

С Достоевским согласен не только сам Филипьев, но и автор рукописи «Начальник тишины», который отсылает нас к Достоевскому своим размышлением об истинном христианстве, об истинной Церкви и о том, как прошли годы гонений на Церковь: «Многие представители Церкви вместо того, чтобы признать гонения как призыв к покаянию, либо озлобились и ожесточились против гонителей, либо пошли им в услужение...

И это проходит. <...> Приближающийся период, по всей видимости, будет опасен тем, что многие церковные руководители впадут в полную зависимость от сильных мира сего. Что будет дальше в таком случае, только Богу известно».

Церкви: многими авторитетными церковными лицами было заявлено, что такие средства не оправдывают цель, т.к. это именно и было сохранение Церкви без Христа

7 Ведь формально сергианство, можно сказать, проявилось именно в католичестве.

И еще есть имплицитно «обращение» к тому самому Сергию Страгородскому: «Но если ты в своей горделивой ревности думаешь спасать Церковь, то это именуется "ревностью не по разуму". Остановись, самозванный ревнитель, оставь свою фантазию о спасении Церкви, лучше предоставь Церкви спасать тебя самого, а для этого необходимо признать свое собственное состояние погибельным, признать себя нуждающимся в Спасителе. Без такого признания мы не христиане, а гордые фарисеи, отвергающие Спасителя и Церковь по причине гордоумия и завышенного самомнения». Снова отсылка и к Великому Инквизитору, и к сергианству, которое учило о «спасении» Церкви путем сохранения ее структуры, путем компромисса с безбожниками и даже путем услужения им. Спасение Церкви путем пренебрежения Христом -это путь, который, по Достоевскому, уже прошли католики, обожествив папу; однако Достоевский устами Ивана Карамазова «предупредил» и о грядущей возможности найтись такому человеку, как Инквизитор уже в реальности: «И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман, и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению, и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того, чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми» [Достоевский, 1976, XIV: 23S]. Возможно, не совсем корректно сравнение Сергия Страгородского с Великим Инквизитором (однако, оно в тексте Филипьева явно присутствует), но очевидна схожесть этих двух путей: вера в себя, а не Христа и Его Церковь, вера в возможность «исправления подвига Христа» обнаруживается и в действиях Великого Инквизитора, и в действиях Сергия Страгородского, который своими силами пытался «спасти» Церковь.

Тема Христа, христианства и истинной Церкви - главенствующая во всей повести Филипьева. Однако к ней он подводит постепенно, через московские и американские главы. Для восприятия светского человека будут весьма сложными богословские главы рукописи «Начальника тишины», но основа их вложена и в главы сюжетные, и суть их - духовное совершенствование человека во Христе. Несомненно, что Вс. Филипьев как православный писатель, при помощи сюжета приводит человека от «молока» (московские главы) к «твердой пище» (абхазские главы, собственно богословие), в чем и заключается цель христианской притчи: от простых и интересных образов привести к познанию истины.

Библиографический список

І. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2000. - 1374 с.

2. Габдуллина, В.И. Блудные дети, двести лет не бывшие дома: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского. Монография / В.И. Габдуллина. - Барнаул: АлтГПА, 2008. - 303 с.

3. Глобализм и религия антихриста. Выпуск 1, 2. - СПб.: Русский Эсфигмен, 2005. - 124 с.

4. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. XIV / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1976. - 511 с.

5. Круглый стол «Проблема “реализма в высшем смысле” в творчестве Достоевского» // Достоевский и мировая культура. - №20. - СПб.: Серебряный век, - 2004. - 468 с.

6. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 272 с.

7. Степанян, К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского / К.А. Степанян. - М.: Раритет, 2005. - 512 с.

8. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов / Н.А. Фатеева. - М.: КомКнига, 2007. - 280 с.

9. Филипьев, Всеволод, инок. Гость камеры смертников или Начальник

тишины / Всеволод Филиппьев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian-

ток.ощ/Ьоок8/пасЬа1тк/раее.рЬр?раее=тее.1т1. - Загл. с экрана.

10. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в русской литературе/ М.Эпштейн. М.: Высшая школа, 2005. - 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.