ВЕК КАЧЕСТВА •
Госсвязьнадзор России: контроль качества услуг связи
В.Р. Иванов,
начальник Главгоссвязьнадзора России, профессор
Законодательными и регламентирующими дея России, к числу важней проверка качества услуг радиосвязи, предостав лицензиям Минсвязи Росси В статье приведены поря деятельности операторов, качеству услуг связи и п перед органами Госсвязьна
ормативными документами, тельность Госсвязьнадзора ших его функций отнесена электрической, почтовой и [ляемых операторами по и.
док контроля лицензируемой требования, предъявляемые к эиоритетные задачи, стоящие дзора
Проверки качества услуг связи проводятся как при контроле лицензируемой деятельности операторов связи, так и на этапе экспертизы законченных строительством объектов, сооружений и сетей связи перед вводом их в эксплуатацию и при выдаче разрешений на их эксплуатацию в соответствии с приказом Минсвязи России от 19.12.95 г. № 146.
При этом обязательным условием успешной деятельности органов Госсвязьнадзора является наличие норм и утвержденных методик проверки соответствия всех предоставляемых услуг связи установленным требованиям (нормам).
Нормативно-правовая база
В настоящее время нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Госсвязьнадзора России, состоит более чем из 200 документов, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты. Причем подавляющее большинство из них прямо или косвенно регулируют вопросы контроля и обеспечения качества услуг связи.
При выполнении функции контроля качества предоставляемых услуг связи органы Госсвязьнадзора России руководствуются Федеральным законом «О связи», законом «О защите прав потребителей», постановления-
ми Правительства Российской Федерации об условиях ввоза в Российскую Федерацию и использования на ее территории РЭС, Правилами предоставления различных услуг связи, концепциями развития различных видов электро- и радиосвязи, телевидения и радиовещания, решениями ГКЭС, а также ГКРЧ России.
Выполнение требований указанных документов, в том числе нормативов качества, является обязанностью всех лицензиатов, что требуется по Закону «О защите прав потребителей» и отражено в условиях всех лицензий, выдаваемых Минсвязи России на осуществление деятельности по связи.
Документы, регламентирующие деятельность лицензиата
Для четкой регламентации, на каких этапах, какие требования, в том числе и по качеству предоставляемых услуг, предъявлять к лицензиату, Главгоссвязьнадзором России (или при его непосредственном участии) разработаны и введены в действие следующие основные документы: • «Положение о порядке регистрации начала строительства, экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи». Среди прочих задач Положение отражает вопросы оценки качества предоставляемых услуг связи при проведении экспертиз законченных строи-
тельством объектов и сетей связи перед вводом их в эксплуатацию.
• «Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», которое определяет общие вопросы по контролю соответствия услуг связи с использованием радиочастотного спектра установленным нормам качества.
• «Инструкция о порядке приема и рассмотрения заявок на выявление помех радиоприему». Этот документ определяет порядок проведения работ по выявлению помех радиосвязи всех радиослужб, приему программ телевидения и радиовещания, создаваемых другими РЭС и техническими средствами - источниками индустриальных помех, а также по поиску и установлению их местонахождения. Важно отметить, что возмещение затрат на проведение этих работ осуществляется владельцами источников радиопомех согласно п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.97 г. № 1142.
• «Инструкция по контролю лицензируемой деятельности в области связи», в которой отражены вопросы контроля качества предоставляемых услуг в процессе проверок деятельности лицензиатов. Хорошо известно, что обеспечение
показателей качества услуг связи
• ВЕК КАЧЕ
возможно только в том случае, если они закреплены соответствующими нормативными документами. Кроме того, существенное повышение качества предоставляемых услуг возможно лишь в условиях реальной конкуренции на рынке услуг связи. Из этого следует, что для развития системы качества услуг связи необходимы два условия:
- разработка и внедрение номенклатуры и нормативов показателей качества различных видов услуг связи и методик их оценки;
- развитие рынка услуг связи, создание условий для добросовестной конкуренции операторов связи.
Выполнение первого условия связано с существенными трудовыми и единовременными финансовыми затратами на разработку нормативов качества и методик их оценки, а также на создание и приобретение измерительной техники для соответствующего метрологического обеспечения.
Одной из важнейших задач при выполнении второго условия (развития рынка услуг связи) является обеспечение приоритета отечественных средств и технологий связи на телекоммуникационном рынке России. Естественно, что решение этой задачи потребует серьезных усилий отечественных производителей технических средств связи по повышению конкурентоспособности их продукции. В противном случае эта продукция будет вытеснена с российского рынка.
Требования,
предъявляемые к качеству услуг связи
Разработка и утверждение нормативов, определяющих требования к качеству услуг связи, относятся к компетенции научно-исследовательских институтов Минсвязи России. Поэтому Глав-госсвязьнадзор в соответствии с «Положением о лицензируемой деятельности в области связи в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.94 г. № 642, лишь определил минимально необходимый набор нормативных документов по качеству лицензируемых услуг связи. План-график разработки соответствующих документов был утвержден руководством Минсвязи России. Однако в связи с недостатком финансирования до настоящего времени эти разработки проведены не в полном объеме.
На сегодняшний день нормативные документы по качеству услуг существуют лишь для традиционных видов деятельности - телефонии и телегра-
фии, а для новых видов их практически нет. Так, например, в области передачи данных в настоящее время имеется лишь один российский документ, в котором содержатся нормы по качеству. Это «Руководящий документ по системе передачи данных России», утвержденный ГКЭС 26 апреля 1995 г. По качеству услуг телематических служб нормативов нет вообще. Международные документы в этой области могут быть использованы только в отношении операторов, предоставляющих международные услуги.
В связи с этим представители Гос-связьнадзора требуют, чтобы оператор указывал в договоре с клиентом, услуги какого качества он будет предоставлять и какова будет его ответственность, если качество услуг будет хуже объявленного. Соблюдение условий договора проверяют органы Госсвязьнадзора.
Как отмечалось выше, при отсутствии необходимой нормативной базы Главгоссвязьнадзор для обеспечения _ надзора за качеством пре-
доставляемых лицензиатами услуг связи был вынужден провести разработку временных инструкций по оценке качества некоторых видов услуг связи. Так, нашим ведомством разработаны временные инструкции, включающие проверку качества предоставления следующих услуг связи:
- местной (городской и сельской) телефонной связи;
- междугородной и международной связи;
- передачи данных общего пользования с ретрансляцией кадров;
- передачи данных общего пользования с коммутацией пакетов;
- передачи данных по сети «Radio-Ethernet»;
- электронной почты;
- факсимильной связи;
- службы голосовых сообщений;
- мультимедийной связи.
С помощью этих инструкций производится оценка качества услуг связи на всех этапах проверки деятельности лицензиата. В 2000 г. планируется
подготовить еще ряд аналогичных инструкций.
На этапе экспертизы перед вводом сооружений связи в эксплуатацию органы Госсвязьнадзора проводят целый комплекс мероприятий, цель которых - контрольная проверка основных показателей всех систем на соответствие требованиям по качеству услуги. Например, при экспертизе первичных сетей проверяются электрические параметры, соответствующие типу передающей среды. При проведении экспертиз первичных сетей, создаваемых на базе цифровых волоконно-оптических линий связи и систем синхронной цифровой иерархии, органы Госсвязьнадзора проводят измерения нормируемых показателей ошибок. Измерения проводятся на соответствие этих показателей «Нормам на электрические параметры цифровых каналов и трактов магистральной и внутризоновых первичных сетей», утвержденным приказом Минсвязи России от 10.08.96 г. № 92. Выполнение норм обеспечивает необходимое
качество связи при организации междугородных соединений. К примеру, в 1999 г. проведены экспертизы ряда крупных объектов магистральной первичной сети. Это - второй пусковой комплекс первой очереди ВОЛС « Новорождественская-Ставрополь-Махачкала» с привязкой городов Северного Кавказа; вторая система БТМ-16 ВОЛС «Москва-Санкт-Петербург«; второй пусковой комплекс «Новосибирск-Хабаровск» (участок Турунтаево-Князе-Волконское). Проведенные в ходе этих экспертиз контрольные измерения показали, что предельный коэффициент ошибок соответствует требованиям норм МСЭ-ТМ.2101.
В процессе экспертизы перед вводом в эксплуатацию систем спутниковой связи измерения показателей качества каналов ТЧ проводятся на соответствие «Временным требованиям». Результаты проведенных измерений, в том числе второй очереди системы спутниковой связи Северо-Восточного региона
■ В 1999 г. проведены экспертизы ряда крупных объектов магистральной первичной сети. Это - второй пусковой комплекс первой очереди ВОЛС «Новорождественская-Став-
|рополь-Махачкала» с привязкой городов Северного Кавказа; вторая система БТМ-16 ВОЛС «Москва-Санкт-Петербург«; второй пусковой комплекс «Новосибирск-Хабаровск» (участок Турунтае-во-Князе-Волконское). Проведенные в ходе этих экспертиз контрольные измерения показали соответствие показателей ошибок требованиям норм МСЭ-ТМ.2101
ш
ВЕК КАЧЕСТВА
России (оператор - ЗАО «Телекрос»), показали, что каналы ТЧ соответствуют нормам. Измерялись также и параметры качества каналов подсистемы трансляции радиовещания. Результаты этих работ показали, что они соответствуют требованиям ГОСТ 11515-91 «Каналы и тракты звукового вещания» и ГОСТ Р 50712-94 «Соединительные линии и аппаратные звукового вещания. Технические характеристики. Методы измерений».
Одной из самых важных работ на этапе экспертиз объектов, содержащих РЭС, является обследование объекта связи и измерение параметров излучения радиопередающих устройств. Таким образом, выявляется соответствие реальных характеристик РЭС значениям, указанным в разрешениях Гос-связьнадзора на использование радиочастот, а также другим нормативным документам, что в значительной степени определяет качество услуг связи в дальнейшем. При измерении характеристик инспекторы Госсвязьнад-зора проверяют также наличие и достаточность измерительной аппаратуры для контроля оператором параметров РЭС в процессе их эксплуатации. Только по Москве и Московской области в 1999 г. проведено 36 экспертиз станций эфирного и кабельного телевизионного вещания, радиовещательных станций, базовых станций систем персонального радиовызова.
Кроме того, в столице и области проведено более 230 экспертиз объектов сетей подвижной радиотелефонной связи, систем абонентского радиодоступа, волоконно-оптических линий связи и др.
По результатам проведенных экспертиз выявлены характерные нарушения, к числу которых относятся следующие:
- качественные характеристики и параметры передатчиков не соответствуют выданным разрешениям или нормам;
- не полностью реализуются частотные назначения;
- организация эксплуатационно-технического обслуживания не полностью соответствует требованиям ПТЭ;
- у 30% операторов возникают проблемы с наличием измерительных приборов вследствие дороговизны последних.
Сертификат - гарантия качества услуг связи
Важнейшее условие, влияющее на качество услуг связи, - наличие серти-
фикатов соответствия на оборудование. Выполнение этого условия проверяется еще на этапе регистрации начала строительства, затем на этапе экспертизы, а далее и при контроле лицензируемой деятельности оператора. По результатам проверок в 1999 г. выявлено 33 лицензиата, использующих несертифицированное оборудование, что составляет 0,6% от всех лицензиатов. В 1998 г. их было 0,7%, в 1997 г. - 1,2%, а в 1996 г. - 3,8%.
При проведении экспертиз органами Госсвязьнадзора проверяется выполнение дополнительных требований, которые также влияют на качество услуг связи. В частности, определяются:
По результатам проверок в 1999 г. выявлено 33 лицензиата, использующих несертифицированное оборудование, что составляет 0,6% от всех лицензиатов. В 1998 г. их было 0,7%, в 1997 г. - 1,2%, а в 1996 г. - 3,8%
- соответствие вводимого объекта утвержденному проекту;
- наличие необходимой для эксплуатации технической документации на русском языке;
- знания персоналом правил и требований технической эксплуатации.
Без выполнения всех указанных требований разрешение на эксплуатацию объекта связи оператору не выдается.
Контроль лицензируемой деятельности операторов
Следующий этап, на котором службы Госсвязьнадзора контролируют качество предоставляемых услуг связи, - регулярные проверки лицензируемой деятельности операторов связи. В среднем каждый оператор проверяется 1 раз в год с учетом контроля выполнения выданных предписаний. По сравнению с прошлыми годами, в 1999 г. получены следующие результаты:
• на 35% увеличилось число лицензиатов, предоставляющих услуги электросвязи, по сравнению с 1997 г. и более чем в 2 раза - по сравнению с 1996 г.;
• на 27% увеличилось количество лицензий, материалы по которым поданы на рассмотрение в лицензионную комиссию Госкомсвязи России для приостановления или прекращения их действия;
• на 13% увеличилось число проведенных экспертиз по сравнению с предыдущим годом;
• на 42% увеличилось количество выданных разрешений на эксплуатацию по сравнению с 1997 г. и почти вдвое - относительно 1996 г. Отмечается рост количества лицензий, числа проверок лицензиатов, интенсивности развития регионов в плане нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий электросвязи, а также увеличение активности служб Госсвязьнадзора в выполнении своих функций. В целом сопоставительный анализ итоговых отчетов за три последних года показывает положительные тенденции в работе операторов и повышение качества предоставляемых услуг связи.
В процессе контроля лицензируемой деятельности операторов связи и при выполнении отдельных поручений Минсвязи России проверяется также соблюдение специфических для отдельных видов связи условий, влияющих на качество предоставляемых услуг. К примеру, проверяется соблюдение норм и правил, а также условий договоров при присоединении к сетям общего пользования и пропуска соответствующего трафика. Кроме того, контролируется выполнение технических условий на присоединение к этим сетям, что определяет его качество. В 1999 г. органы Госсвязьнадзора целенаправленно проверили соблюдение операторами связи порядка пропуска международного трафика. Для этой цели Главгоссвязьнадзор России разработал и разослал всем региональным управлениям Госсвязьнадзора разъяснения, касающиеся порядка контроля за пропуском междугородного и международного трафика. В них приведены схемы реализизации основных видов нарушений порядка пропуска междугородного и международного трафика и указаны документы, которые необходимо затребовать у соответствующего оператора связи для проведения документальной и натурной проверок соблюдения порядка пропуска трафика. Минсвязи России, Главгоссвязьнадзор России, ОАО «Ростелеком» и ОАО «Связьинвест» провели ряд совещаний для выработки единого согласованного мнения по данной проблеме и по уточнению технологии реализации указанных проверок, а также по обсуждению их результатов.
Одним из важнейших принципов построения ВСС России и обеспечения качественных показателей услуг связи является техническое и технологическое единство входящих в ВСС сетей электросвязи. В соответствии с Руководящим документом по применению сложного оборудования связи на сетях электросвязи (на период 1998-2005 гг.), органы Госсвязьнадзора контролируют выполнение требований этого документа на всех этапах деятельности операторов связи - от проекта до организационно-технической поддержки функционирования сложного оборудования связи. Напомню, что этот документ определяет единую техническую политику на ВСС и его требования касаются
При этом, соответственно, качество предоставления услуг связи определяется не какой-то одной сетью электросвязи, а соединенными последовательно сетями электросвязи всех операторов, участвующих в предоставлении услуг междугородной и международной телефонной связи.
В таких случаях, согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей» и «Правилами оказания услуг телефонной связи», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 г. № 1235, ответственность за качество предоставляемых пользователю услуг связи возлагается на того оператора, которому поручено заключить договор с потребителем
По сравнению с прошлыми годами, в 1999 г. получены следующие результаты:
• на 35% увеличилось число лицензиатов, предоставляющих услуги электросвязи, по сравнению с 1997 г. и более чем
в 2 раза - по сравнению с 1996 г.;
• на 27% увеличилось количество лицензий, материалы по которым поданы на рассмотрение в лицензионную комиссию Госкомсвязи России для приостановления или прекращения их действия;
• на 13% увеличилось число проведенных экспертиз по сравнению с предыдущим годом;
• на 42% увеличилось количество выданных разрешений на эксплуатацию по сравнению с 1997 г. и почти вдвое - относительно 1996 г.
типов и номенклатуры применяемого оборудования, порядка и особенностей сертификации, контроля за использованием на сети и ряда других аспектов.
Необходимо отметить, что в процессе контроля лицензируемой деятельности операторов связи натурная проверка качества предоставления услуг связи является одной из наиболее сложных и трудоемких проверок, осуществляемых органами Госсвязьнадзора России, и имеет свои специфические особенности. Например, в процессе предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи требуется произвести достаточно большое количество попыток установления соединений из различных пунктов и в разное время суток. В этом процессе участвует, как правило, не один оператор и не одна сеть электросвязи, а несколько взаимодействующих между собой операторов и несколько сетей электросвязи, через которые осуществляется пропуск междугородного и международного трафика.
услуги и к которому, следовательно, могут быть предъявлены претензии по качеству услуг в случае его несоответствия установленным нормам.
В тех случаях, когда нарушение норм качества происходит не по вине заключившего договор с пользователем оператора, последний обязан принять меры к другим операторам, участвующим в технологическом процессе предоставления услуг связи, с целью добиться выполнения ими своих договорных обязательств в части соблюдения норм качества.
Контроль лицензируемой деятельности операторов почтовой связи осуществляется по следующим направлениям:
- соблюдение технологии обработки почтовых отправлений, обеспечение сохранности ценностей и выполнение контрольных сроков прохождения почты;
- обеспечение прав потребителей на получение услуг в соответствии с установленными нормами качества и информации о предоставляемых услугах.
За несоблюдение условий лицензий в 1999 г. 11 коммерческих операторов почтовой связи были лишены права предоставлять услуги.
К сожалению, есть еще операторы, не уделяющие должного внимания качеству услуг, однако большинство их них серьезно относится к этому вопросу.
Надо отдать должное компаниям, которые добровольно провели сертификацию своих услуг, разработали основные направления повышения качества. Таких компаний уже 12. Это ЗАО «Комбеллга», ТОО «Московская сотовая связь», ТОО «Комстар», ОАО «Московский междугородный и международный телефон», АООТ «АСВТ», ЗАО «Мобильные Телесистемы», АОЗТ «Макроком», ЗАО «Дельта Телеком», ЗАО «Телмос», ООО «СЦС СОВИНТЕЛ», ГУПС РС СП (г. Санкт-Петербург), ОАО «ИнфоТеКС Таганрог Телеком». Именно в этих структурах, как показывают наши проверки, качество предоставляемых услуг достаточно высокое и соответствует мировому уровню.
Кроме этих проверок органы Госсвязьнадзора решают и другие практические задачи, направленные на повышение качества услуг связи. О некоторых из них уже упоминалось выше. К ним также относятся:
- контроль за применением на сетях и сооружениях связи только оборудования, прошедшего сертификацию;
- планирование, назначение и учет рабочих частот для РЭС;
- осуществление государственного надзора за соблюдением установленного порядка производства (изготовления), приобретения, ввоза из-за границы, реализации (продажи, передачи), проектирования, строительства (установки) и использования РЭС;
- осуществление технического радиоконтроля за параметрами излучений РЭС и радиомониторинга;
- учет сертифицированных РЭС;
- проведение с администрациями связи иностранных государств мероприятий по координации частотных присвоений (назначений) РЭС Российской Федерации и их регистрация в Бюро радиосвязи МСЭ.
Чем лучше органы Госсвязьнадзора России решают эти задачи, тем выше качество оказываемых оператором услуг и тем больше у него клиентов. А дальше прямой выход на оптимизацию, улучшение стоимостных показателей услуг каждого оператора.
—е
ВЕК КАЧЕСТВА •
Система качества операторов связи
Как известно, качество конечного продукта во многом зависит от технологий, применяемых при выпуске продукта, от материальной базы, от точности соблюдения технологических процессов. Создание систем качества операторов связи в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 и сертификация услуг являются важными направлениями. Мы знакомы с новыми результатами работы НИИ экономики связи и информатики «Инте-рэкомс» в данном направлении. Внедрение результатов этой работы позволит повысить конкурентоспособность отраслевых предприятий и качество услуг связи, а также получить объективную и достоверную информацию о качественных показателях.
Мы положительно оцениваем результаты работы НИИ «Интерэкомс» по созданию рынка высококачественных услуг связи и их сертификации, учитываем эти результаты при проверке работы операторов связи. Считаем положительной деятельность отраслевой базовой Системы добровольной сертификации услуг «Интерэкомс», аккредитованной Госстандартом России, и полагаем целесообразным дальше развивать эту систе-
• НОВОСТИ • NEWS
му, содействовать ее становлению, активизировать процессы сертификации услуг связи. Со своей стороны будем более тесно сотрудничать в решении наших общих задач, связанных с повышением качества предоставляемых услуг связи.
Проверка технических характеристик РЭС
Главгоссвязьнадзор России, в пределах своей компетенции, уделяет большое внимание совершенствованию технологий производства РЭС, в том числе проверке технических характеристик РЭС на соответствие решениям ГКРЧ России и требованиям ГОСТов по электромагнитной совместимости РЭС.
Для обеспечения качественной, бес-помеховой связи, нормального приема программ телевидения и радиовещания назначение (присвоение) радиочастот для РЭС осуществляется с учетом необходимости их координации с администрациями связи заинтересованных государств в тех случаях, когда зоны координации выходят за пределы страны. Так, в течение 1999 г. с администрациями связи приграничных иностранных государств было скоординировано 897 частотных присвоений радиоэлектронных средств России, 2528 частотных присвоений ра-
• НОВОСТИ • NEWS •
Пришло время «повременки»?
диоэлектронных средств иностранных государств и зарегистрировано в Бюро радиосвязи МСЭ 4820 РЭС России.
Приоритетные задачи
В заключение хотелось бы выделить несколько приоритетных задач, которые стоят перед органами связи в области контроля за качеством предоставления услуг связи. К ним относятся:
1) ускорение разработки и внедрения норм и методик оценки качества услуг связи, причем в первую очередь - по внедряемым новым технологиям связи;
2) дальнейшее совершенствование и развитие системы управления использованием радиочастотного спектра, в том числе радиоконтроля.
Контроль за качеством предоставления услуг связи является одной из приоритетных задач Госсвязьнадзора России в рамках выполнения требований законодательных и нормативных документов Правительства РФ и Минсвязи России.
Госсвязьнадзор поддерживает стратегию Минсвязи России, направленную на сокращение отставания России в области качества предоставляемых услуг от международного уровня, на создание рынка высококачественных услуг связи. •
НОВОСТИ • NEWS •
В Минсвязи России прошла конференция, на которой рассмотрены различные аспекты, связанные с введением повременного учета телефонных соединений - правовые, организационные, мировой опыт и опыт российских регионов.
Сегодня система повременного учета соединений местной телефонной связи (СПУС) действует для населения примерно в 100 населенных пунктах России, в том числе в таких крупных городах, как Воронеж, Кемерово, Саранск, Нижний Новгород, Пермь, Псков, Тюмень, Чебоксары, Ярославль.
Открывая конференцию, министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман, в частности, подчеркнул, что проблема повременного учета возникла не сегодня, и уже породила немало домыслов, в которых преобладает эмоциональное начало. Однако необходимость решения этого вопроса
продиктована не только экономическими, но и технологическими соображениями. Аргументы в пользу перехода на «повре-менку» связаны с действующими на сегодняшний день в обществе рыночными механизмами экономики. Основная задача -привести стоимость телефонных услуг для конкретного абонента в соответствие с потребляемым их количеством. Поэтому говорить надо не о повышении тарифов, как очень часто преподносится в прессе, а об учете реального объема услуг, который потребляет абонент. «Нет необходимости объяснять, - сказал Л.Д. Рейман, - насколько данное обстоятельство серьезно улучшает инвестиционный климат всей отрасли. На самом деле мы не открывает ничего нового, а начинаем двигаться по пути, который уже пройден многими телекоммуникационными компаниями в мире. Практика перехода на «повременку» в регионах России не подтверждает мнение о том, что она автоматически приводит к повышению оплаты за телефон».
Далее в докладах первого заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации Ю.А. Павленко, представителей Госдумы России, Министерства по антимонопольной политике, руководителей региональных компаний электросвязи и т.д. были обсуждены многие другие вопросы и проблемы, связанные с предстоящим переходом на систему повременного учета соединений местной телефонной связи. •