Научная статья на тему 'Актуальные вопросы построения сети связи общего пользования в России'

Актуальные вопросы построения сети связи общего пользования в России Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1358
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OTT / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ССОП / УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Щербакова Елена Николаевна

Основополагающим документом для деятельности операторов связи является федеральный закон "О связи" [1] (далее ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2004 г. ФЗ нацелен на создание в России благоприятных условий для оказания услуг связи абонентам на всей территории страны, обеспечение добросовестной конкуренции между операторами связи, содействие внедрению современных телекоммуникационных технологий, создание условий для обеспечения услугами связи приоритетных пользователей и т.д. Для достижения поставленных целей в ФЗ предусмотрены, в том числе следующие механизмы: присоединение, универсальное обслуживание, присвоение оператору связи статуса "существенный оператор", установление порядка пропуска трафика, перенос абонентского номера в сетях подвижной радиотелефонной связи. Присоединение предусматривает, что в сети связи общего пользования (ССОП) операторы связи обязаны оказывать услуги присоединения другим операторам связи и владельцам сетей связи специального назначения. Универсальное обслуживание предусматривает компенсацию из резерва универсального обслуживания затрат оператора связи, связанных с оказанием на экономически невыгодных территориях услуг связи, отнесенных к универсальным услугам. Некоторые проблемы действующего регулирования построения сетей связи в России препятствуют внедрению в сети связи общего пользования современных информационно-телекоммуникационных технологий и услуг, а также обеспечению ее устойчивого функционирования. Приводятся аргументы для разработки базового документа, определяющего принципы построения сети связи общего пользования на перспективу до 2030 г., который может стать основой для совершенствования регулирования в сфере связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы построения сети связи общего пользования в России»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Щербакова Елена Николаевна,

Ключевые слова: сеть интернет, ФГУП цнииС, Москм, Россия, информационно-телекоммуникационные технологии, OTT,

[email protected] регулирование, ССОП, устойчивое функционирование.

Основополагающим документом для деятельности операторов связи является федеральный закон "О связи" [1] (далее - ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2004 г. ФЗ нацелен на создание в России благоприятных условий для оказания услуг связи абонентам на всей территории страны, обеспечение добросовестной конкуренции между операторами связи, содействие внедрению современных телекоммуникационных технологий, создание условий для обеспечения услугами связи приоритетных пользователей и т.д. Для достижения поставленных целей в ФЗ предусмотрены, в том числе следующие механизмы: присоединение, универсальное обслуживание, присвоение оператору связи статуса "существенный оператор", установление порядка пропуска трафика, перенос абонентского номера в сетях подвижной радиотелефонной связи.

Присоединение предусматривает, что в сети связи общего пользования (ССОП) операторы связи обязаны оказывать услуги присоединения другим операторам связи и владельцам сетей связи специального назначения. Универсальное обслуживание предусматривает компенсацию из резерва универсального обслуживания затрат оператора связи, связанных с оказанием на экономически невыгодных территориях услуг связи, отнесенных к универсальным услугам.

Некоторые проблемы действующего регулирования построения сетей связи в России препятствуют внедрению в сети связи общего пользования современных информационно-телекоммуникационных технологий и услуг, а также обеспечению ее устойчивого функционирования.

Приводятся аргументы для разработки базового документа, определяющего принципы построения сети связи общего пользования на перспективу до 2030 г., который может стать основой для совершенствования регулирования в сфере связи.

Информация об авто^:

Щербакова Елена Николаевна, заместитель директора научного центра, ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи", Москва, Россия

Для цитирования:

Щербакова Е.Н. Актуальные вопросы построения сети связи общего пользования в России // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Том 11. №9. С. 43-47.

For citation:

Shcherbakova E.N. (2017). Acute issues of the communication networks construction in Russia. T-Comm, vol. 11, no.9, рр. 43-47. (in Russian)

Введение

Присвоение оператору связи статуса оператора, занимающего существенное положение в CCOl i. позволяет гарантировать недискриминационные условии для выхода на рынок услуг связи других операторов связи на территориях, где доминирует такой «существенный оператор». ФЗ определяет. что иены на услуги присоединения и уелу ги по пропуску графика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение н ССОП, подлежат государственному регулированию. «Существенный! оператор» вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумераими или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.

Введение обязанности федерального органа исполнительной власти в области связи устанавливать нормативные Требования к сетям связи в части порядка пропуска трафика направлено ira создание экономической основы для развития сетевой инфраструктуры, в гом числе за счет введении обязанности операторов сетей местной телефон пои СВЯЗИ пропускать внутризоновый трафик по сетям зоновой селефоп-пой связи, а график между субъектами Российской Федерации соответственно пропускать по сетям междугородной и международной телефонной связи.

Обеспечение перехода абонента от одного оператора подвижной радиотелефонной связи к другому такому оператору с сохранением телефонного номера было введено в целях обеспечения конкурентной среды на рынке ycjivi подвижной связи в отношении уровня тарифов и качества оказываемых услуг.

Перечисленные механизмы играют положительную роль В обеспечении населения страны современными услугами связи. Согласно индексу готовности к сетевому обществу [3| Россия заняла второе место но ценовой доступности услуг мобильной связи и десятое место по ценовой доступности услуг широкополосного доступа. При этом в общем рейтинге среди 139 стран Россия с 2013 года поднялась на 13 позиций и занимает на 2016 год 43 место (на 2013 год 54-ое место). Однако существует ряд проблем норматив!m-правового Характера, отрицательно влияющих на развитие сетевой инфраструктуры и ее устойчивое функционирование. Остановимся на некоторых их них.

Проблемы, вл и я tourne из развитие ССОП

Отставание нормативной правовой базы от развития инф ормац ион Ho-tne.i екоммун икац ион ных технологий.

У вел ич« же и рои зводитель ности сетевого оборудован ия, переход в сетях связи на протоколы If приводят к тому, что узлы связи становятся комбинированными, т.е. одновременно могут выполнять как функции узлов сетей подвижной СВЯЗИ, гак и функции узлов сетей фиксированной связи. За счет этого происходит слияние сетевой инфраструктуры сетей фиксированной и подвижной связи И их превращение в сеть нового пша - мульгиеерв!iciiyю сеть связи (далее -МСС).

Развит ие облачных технологий способствует реализации в сетях электросвязи концепции виртуализации сетевых функций (Network Function Virtuali/.ation, NFV), позволяющей заменить традиционные средства связи (маршрутизато-

ры, коммутаторы, межсетевые экраны, оборудование сетей радиодоступа и даже IMS) на их программные аналоги. Компании, продвигающие NFV, обещают операторам связи ускорение развертывания новых услуг и сокращение финансовых затрат на их внедрение за счет реализации сетевых функций на стандартных серверах, которые могут устанавливаться в ЦОД. Таким образом, при применении NFV сеть электросвязи превращается в сеть виртуальных машин, которые могут выполнять функции любых средств связи, взаимодействующих между собой с использованием протоколов IP,

Несмотря на возможности новых информационно-телекоммуникационных технологий, существующая система регулирования в отрасли «Связь» остается ориентированной па наличие сетей связи разного тина, состоящих ш физических узлов и связывающих их линии связи, i 1редставдяется, что в будущем этот факт неизбежно будет препятствовать внедрению и развитию новых услуг связи.

Не определены перспективы развития услуг Oyer The Top (OTT).

Развитие широкополосного доступа, высокая плотность смартфонов, находящихся в пользовании у абонентов, приводя i к росту популярности ye.iyi OTT (Over the Top). Услуги OTT зачастую являются заменителями традиционных услуг связи, так как позволяют передавать и получать голосовую п видеоинформацию, оплачивая только доступ к сети интернет. Распространенность услуг OTT негативно влияет на объем доходов операторов связи от оказания традиционных услуг связи. По оценке представителя Telecom Daily, в 2016 г. выручка операторов сетей подвижной связи от голосовых услуг снизилась на 5-6 процентов [4]. Сокращению доходов способствует, в том числе, установление голосовых соединений через ееть интернет.

В странах ЕС различают 3 группы услуг OTT.

Услуги, которые предусматривают завершение вызова на сеть телефонной связи, выделяют в отдельную группу ОТТ-0. Такие услуги рассматриваются как услуги электронных сетей, и высказывается мнение, что при их оказании операторами связи должны соблюдаться те же правила и требования к СОРМ, тарифам, расчетам между операторами связи, идентификации пользователя, защите Персональных данных и пр.. которые предъявляются в случае оказания традиционных услуг телефонной связи,

К услугам OTT-1 относятся услуги передачи голосовой информации, когда завершение вызова происходит на оконечное оборудование, подключенное к сети интернет. Также к этой группе относятся услуги обмена мгновенными сообщениями.

Примерами услуг ОТТ-2 являются электронная коммерция, потоковое аудио п видео по сети интернет. В ЕС изучается целесообразность отнесения ycítyi ОТТ-2 к услугам электронных сетей с целью обеспечения «вклада» операторов, оказывающих эти услуги, в развитие сетевой инфраструктуры.

В российском законодательстве в сфере связи услуги OTT ne определены. При этом российские операторы связи оказывают услуги, аналогичные ОТТ-О, в рамках лицензий на оказание услуг местной телефонной связи и услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации путем присоединения сетей местной телефонной связи к

сети интернет. При этом происходит подмена сети передачи данных сеть») интернет и недобросовестные операторы евя-зи получают возможность использовать различные схемы увода телефонного трафика в сеть интернет,

В 2016 году была предпринята попытка пресечь нелегальные схемы пропуска голосового трафика путем введения запрета подмены номера вызывающего абонента. Однако положительного решения Минкомсвязью России не было принято, в том числе из-за неэффективности этой меры и высказанного экспертами мнения о нарушении принципа сетевой нейтральности и их опасения о возможном послед* ствии в виде запрета [Р-телефонвд.

На уровне исполнительной власти невозможно осуществлять контроль показателей надежности сетей связи.

Технические нормы па показатели надежности сетей связи (коэффициент готовности. Кг) установлены приказом Мининформсвязи России от 27 сентября 2007 г. № 113 |4| для сеч и междугородной и международной телефонной связи, сети зоновой телефонной связи, сети местной телефонной связи, телеграфной сети связи и сети Телекс, а также для сети передачи данных (см. таблицу),, Однако до настоящею времени отсутствует утвержденная Мннкомсвязи России методика, которая позволила бы определять надежность сети связи. Надо отметить, что и нормативные значения Кг. установленные в упомянутом приказе, вызывают ряд вопросов и необходимость их пересмотра. Например, исходя из установленных норм на показатели Кг для сети местной телефонной связи и сети междугородной телефонной связи, следует, что сети местного уровня должны быть на порядок надежнее, чем сети междугородного уровня. Однако для обеспечения управления страной, в гом числе в условиях ЧС, наличие надежной междугородной связи центральных органов управления с органами управления па местах не менее важно, чем обеспечение связи на местном уровне.

Таблица 1

Значение коэффициента готовности для различных сетей связи

Тим сети электросвиш Значение Кг Время простои н год

Сеть междугородной и международной телефонной связи не менее 0,999 9 ч

Сеть зоновой телефонной связи не менее 0,9995 4,4 ч

Сеть честной телефонной связи не менее 0,9999 53 мин

Телеграфная сеть еннзн и сеть Телекс не менее 0,9999 53 мин

Сеть передачи данных не менее 0,99 3,7 дней

Кроме того, вызывает вопрос значение Кг, установленное для сети передачи данных. Это значение уже на два порядка хуже, значение Кг для сетей местной телефонной связи. Представляется, что такое значение мало подходит для современных сетей передач и данных, в которых протокол 1Р используются не только для передачи данных, но и для оказания услуг, требующих надежной сети связи, включая II'-телефонию и различные аудиовизуальные услуги.

Названные факты порождают необходимост ь пересмотра установленных норм с учетом накопленной практики возникновения отказов в сетях связи и времени восстановления связи.

Снижение уровня устойчивости сетей связи.

Успехи либерализации рынка услуг связи привели к тому, что в России значительно возросло количество операторов связи. В 2016 году у операторов связи насчитывалось:

— более 70 лицензий на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи:

— более 430 лицензий на оказание услуг внутризоновой телефонной связи;

— более 3800 лицензий на оказание услуг местной телефонной связи.

Однако увеличение числа операторов связи, и соответственно общего количества сетей связи в стране, не имеет положительного влияния на повышение устойчивости ССОП в целом. Это объясняется следующими причинами.

1. В России не создана система обеспечения устойчивого функционирования ССОП: в нормативных правовых актах (далее - НПЛ) не установлены требования к показателям устойчивого функционирования сетей электросвязи при воздействии внешних дестабилизирующих факторов, соответственно, отсутствует контроль со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере связи за показателями устойчивого функционирования сетей электросвязи.

2. Зачастую операторы связи не имеют собственных сетевых ресурсов, а используют для организации оказания услуг связи ресурсы сетей других операторов: арендуют тракты, каналы связи и волокна ВОЛС, используют различные модели построения виртуальных сетей связи, являясь, по сути, поставщиками услуг.

3. ¡1 законодательстве юридически не закреплено понятие «первичная сеть», хотя на практике первичные (транспортные) сети существуют, н требования к устойчивому функционированию целесообразно применять в первую очередь к направлениям связи, организуемым в транспортных сетях.

4. Зачастую транспортные сети не отвечают рекомендациям но обеспечению устойчивого функционирования [б].

Основными причинами снижения устойчивости сетей связи являются следующие.

1. Обычно волоконно-оптические кабели разных операторов связи проложены в одной и той же телекоммуникационной канализации, поэтому при повреждении канализации зачастую выходят из строя сразу несколько сетей связи.

2. При проектировании сетей связи допускается низкая связность узлов связи, гак как не закладывается достаточное количество территориально разнесенных независимых маршрутов для резервирования линий связи.

3. В сетях связи отсутствует возможность резервирования линий связи но сетям других операторов.

Такая ситуация возникла в результате того, что в условиях рыночной экономики у операторов связи превалирует задача сокращения финансовых затрат на создание сетевой инфраструктуры над задачей создания устойчивой к воздействию дестабилизирующих факторов сети связи.

Государственный контроль обеспечения устойчивого функционирования ССОП осложняется тем, что с февраля 2010 года законодательно отменена ранее проводимая экс-

пертиза сетей связи на предмет их соответствия установленным требованиям и исключена обязанность операторов связи регистрировать свои сети связи.

Важность установления требовании к обеспечению устойчивого функционирования сетей связи можно проиллюстрировать на примере. В настоящее время распространено построение волоконно-оптических сетей е кольцевой топологией. В такой сети ее устойчивое функционирование обеспечивается резервированием основного направления. 11ри механическом повреждении кабеля на соответствующем узле происходит переключение, и трафик передается по резервному направлению (см. рисунок). Однако при наличии второго повреждения кабеля сеть связи даже при наличии двух хорд для резервирования связей между узлами распадается па два независимых сегмента, связь между которыми отсутствует. При этом возникали случаи, когда в поврежденном кабеле находились волокна, но которым из-за повреждения не обеспечивалась связь ЦК11 с ШД, В результате в обоих сегментах долгое время отсутствовала возможность предоставления абонентам услуг подвижной радиотелефонной связи.

Рис, 1, Резервирование в сетях с кольцевой топологией

Учитывая, что обеспечение устойчивого функционирования сетей связи является для операторов связи существенным обременением и требует дополнительных финансовых затрат на резервирование, представляется необходимым определить операторов, на которых должны распространяться соответствующие требования (например, только на «существенных операторов» или на операторов, владеющих транспортными сетями, охватывающими всю территорию страны), установить в НПЛ сами требования и порядок контроля их выполнения.

Не установлены требования к обеспечению целостности н устойчивого функционирования российского сегмента сети интернет.

Во исполнение перечня поручений Президента России от 5 декабря 2016 г, №Пр-2346 Председатель Правительства Российской Федерации Д.Л.Медведев дал указание до 11 мая 2017 г. разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» ¡7]. Разработку программы возглавляет Минкомсвязи России. В ее разработке участвуют Минэкономразвития России, МИД России, Минфин России, Мпн-промторг России. МипобрнауКИ России и др. Ожидается, что принятие и реализация программы должны содействовать росту конкурентоспособности российской ЭКОНОМИКИ.

Технологическую основу для трансформации российской экономики в направлении цифровой экономики во многом создает национальный сегмент сети интернет, который обеспечивает свободный доступ отдельных лиц, предприятий и организаций к информационным услугам, хранилищам информации, а также передачу оцифрованной информации между ее потребителями.

Для перехода к цифровой экономике необходимо укрепить доверие пользователей к российскому сегменту сети интернет в отношении обеспечения безопасности, целостности и устойчивости его функционирования.

До настоящего времени отсутствовало определение российского национального сегмента сети интернет и состава его критической инфраструктуры, что не позволяло установить требования к обеспечению его целостност и н устойчивого функционирования. В ноябре 2016 года были для общественного обсуждения опубликованы дополнения в ФЗ, нацеленные на исправление этого недостатка.

В проекте дополнений в ФЗ к составу критической инфраструктуры российского сегмента сети интернет отнесены:

- национальная доменная зона ги, ,рф м инфраструктура, обеспечивающая ее функционирование;

- точки обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи;

- инфраструктура автономных систем сети интернет.

Согласно проекту дополнений в ФЗ трансграничные липни передачи, пересекающие 1рапицу Российской Федерации с другими странами, могут организовывать только операторы связи.

Создание и использование критических ресурсов и трансг раничных линий передачи будет регулироваться государством.

Проект дополнений в ФЗ предусматривает создание государстве! шой информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети интернет (далее - ГИС).

Из проекта дополнений в ФЗ следует, что федеральный орган исполнительной власти в сфере связи совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности установят требования к точкам обмена трафиком. Обмен графиком операторы связи должны будут осуществлять только через точки обмена графиком, соответствующие этим требованиям и содержащиеся в реестре ГИС.

Обеспечение реализации положений проекта дополнений в ФЗ требуют всесторонней системной проработки вопросов построения системы мониторинга и контроля целостности и устойчивого функционирования российского сегмента сети интернет, включая создание необходимой нормативной правовой базы.

За к л ючение

Решение рассмотренных проблем обуславливает необходимость разработки (вонтичного» документа, определяющего системно-сетевые вопросы построения МСС на базе перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Такой документ должен стать основой для совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы.

MANAGEMENT

Его отсутствие приводит к снижению уровня устойчивости ССОП и к постоянной, зачастую бессистемной корректировке действующих НМЛ, которая осуществляется обычно по инициативе операторов связи зачастую с целью устранения требований, вызывающих, по их мнению, излишние финансовые затраты.

Литература

1 Федеральный закон «О связи» от 07,07.2003 № 126-ФЗ -[Электронный ресурс] Режим доступа - hup://www.consullatii.ru,

2 documem/eons_doc_LAW_43224 (дата обращения 04.04.2017).

3 World Economic Forum «The Global Information Technology Report 2016», p. 163 [Электронной ресурс) Режим доступа -hnp://www3. we rorum.org/docs/GlTR2016/WEF_GlTR_Full_RepOrt.pd f! (дата Обращения - 04.04,2017).

4 Сотовые операторы потеряли голое [Электронный ресурс| — Режим доступа — hups://www. vedomosti.ru/nevviipiiper/

articles/2017/01/10/672296-sotovie-operavori-golos/ (дата обращения -04.04.2017).

5 Приказ Минииформсвязн России от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи оби 1er о пользования» [Электронный ptéypc] - Режим доступа

liUp://minsvya?.ru/common/uploacl/prika/ 27,09,2007 NI 13.pdf (дата обращения - 10.04.2017).

6 ГОСТ Р 53111-2008 «Устойчивость функционирования сети связи общего пользования [Электронный ресурс| - Режим доступа

hrt p://ozi.ur fu.ru/Iileadmi n/user_upload/5i[e_63_6390/z!I/gost_r_53 III-2008.pdf(датаобращения - 19,04.2017),

7 Об обеспечении выполнения поручении Президента России по реализации Послания Президента Федеральному Собранию 01 I декабри 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://government.ru/orderaiie1eeiion/404/255S8/ (дата обращения 14.04.2017).

ACUTE ISSUES OF THE COMMUNICATION NETWORKS CONSTRUCTION IN RUSSIA

Elena Shcherbakova, FSUE ZNIIS, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract

Some problems of the current communication networks construction regulation in Russia prevent the implementation of new information and telecommunication technologies and services in the public telecommunication network, as well as ensuring it sustainable functioning. The article provides arguments for the development of a fundamental document that defines the principles of the public communication networks construction for the future up to 2030, which can become the basis for improving regulation in the communications sector.

Keywords: Internet, information and telecommunication technologies, OTT, regulation, public telecommunication network, sustainable functioning.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal Law "On Communications" dated 07.07.2003 No. 126-FZ [Electronic resource] - Access mode -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (viewed - 04.04.2017).

2. World Economic Forum "The Global Information Technology Report 2016", p. 163 [Electronic resource] - Access mode -http://www3.weforum.org/docs/GITR20l6/WEF_GITR_Full_Report.pdf/ (viewed - 04.04.2017).

3. Cellular operators lost their voice - [Electronic resource] - Access mode - https://www.vedomosti.ru/newspaper/arti-cles/2017/01/10/672296-sotovie-operatori-golos/ (viewed - 04.04.2017).

4. Order of the Ministry of Information Technologies and Communications of Russia No. 113 of September 27, 2007 "On Approving Requirements for Organizational and Technical Support for the Sustainable Functioning of the Public Communication Network" [Electronic resource] - Access mode - http://minsvyaz.ru/common/upload/prikaz_27 .09.2007_Nll3.pdf (viewed - 10.04.2017).

5. State standard R 53111-2008 "Stability of functioning of public communication network" [Electronic resource] - Access mode -http://ozi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_63_6390/ZI/gost_r_53lll-2008.pdf (circulation date - 19.04 .2017).

6. On ensuring the fulfillment of the instructions of the President of Russia on the implementation of the President's Address to the Federal Assembly of December l, 2016 [Electronic resource] - Access mode - http://government.ru/orders/selection/404/25588/ (circulation date - April l4, 20l7 ).

Information about author:

Elena Shcherbakova, FSUE ZNIIS, deputy director of R&D center, Moscow, Russia

T-Comm Vol.11. #9-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.